Формирование образовательного пространства в условиях дистанционного образования
Грушина Татьяна Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии и туризма ГАОУ ВО МГПУ Институт естествознания и спортивных технологий E-mail: [email protected]
Бяшкин Максим Михайлович,
аспирант кафедры географии и туризма ГАОУ ВО МГПУ Институт естествознания и спортивных технологий E-mail: [email protected]
Кабанов Алексей Михайлович,
аспирант кафедры географии и туризма
ГАОУ ВО МГПУ Институт естествознания и спортивных
технологий
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности использование электронных ресурсов и образовательных технологий в дистанционном формате обучения. Приводится пример организации учебной деятельности с обучающимися в дистанционном формате с использованием разнообразных электронных ресурсов и образовательных технологий. Выделяются основные проблемные стороны дистанционного формата и методика проведения занятий. Цель: рассмотреть дистанционный формат обучения на предмет возможностей использования современных электронных ресурсов и образовательных технологий. Методы: Сравнительный анализ, педагогический эксперимент и теоретические методы исследования. Результаты: проведен эксперимент, который позволил выделить основные проблемы и перспективы дистанционного формата обучения, его место в образовательном процессе. Также в ходе эксперимента было выяснено, какие электронные образовательные ресурсы и технологии активно используются учителями и преподавателями в школе и Вузе. Выводы: Уточнены и выделены основные электронные ресурсы и технологии для организации учебной деятельности в дистанционном формате. Разработаны учебные мероприятия и апробированы в процессе проведения мероприятий для школьников в рамках взаимодействия «Школа-Вуз» на базе Геоцентра МГПУ.
Ключевые слова: методика преподавания географии; образовательные технологии; технологический подход; электронные средства обучения географии; организация дистанционного обучения; информационно-коммуникационные технологии; цифровизация образования.
Введение
В современных условиях возрастает актуальность внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему образования. С каждым годом возрастает число учебных заведений, которые помимо традиционных форм обучения применяют активно дистанционный формат обучения. Педагог XXI века должен уметь создавать образовательное пространство, отличающееся от традиционного, а именно, виртуальную образовательную среду для взаимодействия с обучающимися, а также уметь разбираться в инновационных процессах образования, электронных ресурсах и эффективных образовательных технологиях.
Материалы и методы
Термин «дистанционное обучение» появился в конце XIX века в США. Под ним подразумевалось обучение на расстоянии, так называемое домашнее обучение. В российской системе образования «дистанционное обучение» стала активно применяться в XX веке, особенности его использования отражены в работах А.А. Андреева и Е.С. Полат.
Профессор А.А. Андреев «дистанционное обучение» определил, как процесс интерактивного общения педагога и обучающегося друг с другом и со средствами обучения, реализуемый в специфической системе дидактики. Е.С. Полат под «дистанционным обучением» понимал самостоятельную форму обучения, при которой обучающийся взаимодействует с учителем на расстоянии, и в которой отражены компоненты присущие учебному процессу.
В настоящий момент дистанционный формат обучения является одним из основных форматов обучения в учебных заведениях. Полноценно реализовать обучение дистанционно помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные технологии.
При организации процесса дистанционного обучения на уроках географии интерактивные методы являются самыми продуктивными. Они выступают способами организации познавательной деятельности, в процессе которой формируется диалог участников образовательного процесса, в процесс обучения включаются абсолютно все обучающиеся, педагог мотивирует и побуждает обучающихся к самостоятельному решению учебной задачи, самостоятельному поиску учебной информации.
С опорой на интерактивные методы можно организовать индивидуальную, парную, групповую
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
работу. Среди интерактивных методов можно выделить: групповые дискуссии, мозговой штурм, просмотр и анализ видеофильмов, решение ситуационных задач, презентации (с различными вспомогательными средствами, такими как видео, книги, доски), использование электронных образовательных ресурсов. В дистанционном формате обучения достаточно много творчества для современного учителя: он может использовать в учебном процессе электронные учебники (представлены в библиотеке МЭШ), электронные пособия, электронные образовательные ресурсы и электронные библиотеки своей предметной области знаний, аудио, видео, электронные тренажеры и конструкторы, с помощью которых создавать авторские учебные материалы для занятий. Например, ментальные карты на ресурсе «Mind-map», учебные викторины «Kahoot», интерактивные задания «Learning Apps», виртуальные экскурсии с помощью «Marble Maps», «Google Планета Земля» и другие цифровые образовательные ресурсы по предметной области знаний.
Применение дистанционных образовательных технологий невозможно представить без использования педагогических технологий. Приведем примеры некоторых из них: технология сотрудничества; проектов; технология кейсов; технология «перевернутый класс»; технология образовательного туризма и технология игры и многие другие.
Результаты и обсуждения
Распространению дистанционной формы обучения в последнее время способствует складывающаяся во всём мире неблагоприятная эпидемиологическая обстановка.
Одним из распространенных видов туризма является познавательный, в рамках которого чаще всего используется такая форма организации туристской деятельности как экскурсия [1, с. 101]. Для более эффективного изучения школьной географии и формирования познавательного интереса учащихся, углубления их знаний по предмету, технологию образовательного туризма включают в учебный процесс. Она сочетает в себе, и учебную, и внеурочную работу, и способствует реали-
зации главных целей образования. В дистанционном формате вместо образовательной экскурсии на местности можно проводить виртуальные туры и экспедиции.
Образовательный туризм как педагогическая технология представляет собой интеграцию образования и туризма, осуществляемую через организацию туристско-образовательной деятельности (экскурсионной) для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно-значимых качеств учащихся, которые проявляются при формировании компетенций [2, с. 6]. В школе учебная и воспитательная роль туризма с образовательными целями утвердилась давно, поэтому в дистанционном формате эта технология также активно применяется и способствует формированию цифровых компетенций учащихся, так как для разнообразия деятельности применяются разные электронные ресурсы. Одним из возможных вариантов применения дистанционного обучения в практике высшей школы может являться проведенная в 2020 г. виртуальная экспедиция для школьников «Вокруг России за десять дней». Данная экспедиция была создана благодаря тесному взаимодействию двух образовательных структур «Лаборатории путешествий» Матвея Шпаро и Геоцентра Института естествознания и спортивных технологий МГПУ.
Цель экспедиции: сформировать познавательный интерес к изучению географии своей Родины, а также дать знания учащимся по подготовке к туристским походам и спортивной подготовке, необходимой, при прохождении экспедиции.
Данное мероприятие было организованно на образовательной платформе Zoom, которая позволяла объединить учеников школ, студентов и волонтеров Геоцентра и Института в одном собрании.
В таблице 1 приведем пример конструирования первых четырех этапов проведения виртуальной экспедиции, а также выделим основные формы работы на каждом этапе, и рассмотрим какие цифровые ресурсы и формы работы были использованы для решения поставленной учебной задачи на каждом из первых четырех этапов экспедиции.
Таблица 1. Конструирование первых четырех этапов виртуальной экспедиции «Вокруг России за десять дней»
Станции маршрута Учебная задача Цифровые ресурсы Форма работы
1. Камчатка Изучение географического положения, климата, рельефа территории. Учащиеся знакомятся с вулканами Камчатки и их особенностями. Презентация. Видеоролик о вулканах и природе Камчатки. Можно использовать электронные тренажеры Kahoot, Myquiz с автоматической проверкой знаний учащихся. Игровые приложения в МЭШ. Посещение виртуального музея https:// vulcanarium.com/ virtualnyij-muzej Квиз. Тестовые игровые задачи. Решение интерактивного кроссворда посвя-щённому вулканам Камчатки («Learning Apps»)
2. Озеро Байкал и Республика Бурятия Изучение географического положения региона. Учащиеся выделяют особенности рельефа, климата, рассматривают биоразнообразие региона. Работа с электронными картами в МЭШ. Игровые приложения МЭШ. Видеоролик о Байкале. Использование виртуальной доски Padlet. Виртуальный тур с воздуха по Байкалу https:// kuzuk.ru/3d/baikal Квиз. Игровые вопросы и задания по региону. Построение климатограммы.
Окончание
Станции маршрута Учебная задача Цифровые ресурсы Форма работы
3. Алтай Изучение географического положения, климата, биоразнообразия региона. Учащиеся изучают особенности горной местности, знакомятся с озёрами, пещерами и ледниками региона. Работа по заданиям учителя в МЭШ (использование ресурса LearningApps.org) работа с картами в МЭШ. Игровые приложения МЭШ. Горный Алтай: 3D панорамы https:// turistka.ru/3d/pano.php Квиз. Кроссворд по горному Алтаю. («Learning Apps»)
4. Урал Изучение географического положения региона, природы. Учащиеся знакомятся с достопримечательностями региона. Работа с учебными материалами с возможностью редактирования и дополнения («Классная работа» на цифровой платформе ЛЕКТА). Игровые приложения МЭШ. Виртуальные прогулки по музеям культура. (Екатеринбург.рф) Квиз. Викторина по Уралу.
На протяжении всей виртуальной экспедиции у обучающихся проходили тренировки на выносливость и на знание походного этикета, что позволило укрепить метапредметные связи между географией и физической культурой.
Проведение данной экспедиции во многом стало возможно благодаря использованию модульной технологии туристско-образовательной деятельности, где каждый модуль предполагает разную форму работы с объектами образовательного туризма и содержанием краеведческой направленности. Процесс образовательно-туристской деятельности осуществлялся в данной экспедиции путем использования краеведческого принципа во внеурочном обучении и внедрении в учебный процесс объектов образовательного туризма на местности, где отрабатывались и формировались в процессе географических исследований умения и навыки учащихся [3, с. 166].
Прохождение в таком формате образовательно-туристской экспедиции позволяет получить не только навыки ориентироваться на местности, умение вести свой распорядок дня, а также завязывать узлы и собирать походный рюкзак, но и ознакомиться с основными достопримечательностями каждого из объектов, которые представляют студенты-географы. Подготовка, даже через электронные ресурсы, помогает достичь основных образовательных результатов, среди которых можно выделить получение метапредметных знаний, практических навыков жизнедеятельности. Виртуальное прохождение экспедиции в будущем должно побудить участвующих школьников заниматься регулярной физической активностью, чтобы поддерживать себя в тонусе для предполагаемых походов на местности, что можно осуществить благодаря полученным знаниям по подготовке к походной и туристско-краеведческой деятельности. Данный формат прохождения виртуальной экспедиции способствует развитию познавательной активности обучающихся, формирует их психолого-педагогическую готовность к занятиям туризмом, умению находить причинно-следственные связи, расширяют кругозор и эрудированность и формируют не только географическую культуру школьников, но и экологическую, а также развивают картографическую грамотность и навыки ориентирования на местности. [4, с. 79].
Заключение
Проведение в дистанционном формате виртуального туристско-образовательного мероприятия позволило познакомить участвующих учеников не только с новыми электронными ресурсами, которые применялись в ходе экспедиции, но и использовать образовательные технологии, такие как модульная, образовательного туризма, а также закрепить межпредметные связи, позволив повысить физическую активность школьников и закрепить практические навыки жизнедеятельности.
Литература
1. Грушина Т.П. Модель образовательного туризма для совершенствования учебно-воспитательной деятельности в системе естественно-научного образования / Т.П. Грушина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2014. - № 4(16). - С. 100-109.
2. Грушина Т.П. Учебная экономико-географическая практика как технология образовательного туризма: учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2015. - 52 с.
3. Грушина Т.П. Применение технологии образовательного туризма в преподавании географии в школе / Т.П. Грушина, А.М. Кабанов // Современное педагогическое образование. -2022.- № 2.- С. 164-167.
4. Шульгина О.В. Роль виртуальных экспедиций по стране в воспитании географической культуры школьников / О. Шульгина, М. Бяшкин, А. Кабанов // Воспитание школьников. - 2021. -№ 2. - С. 75-80.
FORMATION OF THE EDUCATIONAL SPACE IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION
Grushina T.P., Byashkin M.M., Kabanov A.M.
MCU Institute of Natural Sciences and Sports Technologies
The article discusses the features of the use of electronic resources and educational technologies in the distance learning format. An example of the organization of educational activities with students in a distance format using a variety of electronic resources and educational technologies is given. The main problematic aspects of the remote format and the methodology of conducting classes are highlighted. Purpose: to consider the distance learning format for the possibility of using modern electronic resources and educational technologies. Methods: Comparative analysis, pedagogical experi-
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о
m О
от
З
ы о со
ment and theoretical research methods. Results: he will conduct an experiment that made it possible to identify the main problems and prospects of the distance learning format, its place in the educational process. Also, during the experiment, it was found out which electronic educational resources and technologies are actively used by teachers and teachers at school and University. Conclusions: The main electronic resources and technologies for the organization of educational activities in the distance format have been clarified and highlighted. Educational activities have been developed and tested in the process of holding events for schoolchildren within the framework of the "School-University" interaction on the basis of the MCU Geocenter.
Keywords: methods of teaching geography; educational technologies; technological approach; electronic means of teaching geography; organization of distance learning; information and communication technologies; digitalization of education.
References
1. Grushina, T.P. Model of educational tourism for improving educational activities in the system of natural science education / T.P. Grushina // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences. - 2014. - № 4(16). - Pp. 100109.
2. Grushina T.P. Educational economic and geographical practice as a technology of educational tourism: an educational and methodical manual. - M.: MGPU, 2015. -52 p.
3. Grushina T.P. Application of educational tourism technology in teaching geography at school / T.P. Grushina, A.M. Kabanov // Modern pedagogical education. - 2022. - No. 2. - pp. 164-167.
4. Shulgina O.V. The role of virtual expeditions around the country in the education of geographical culture of schoolchildren / O. Shulgina, M. Byashkin, A. Kabanov // Education of schoolchildren. - 2021. - No. 2. - pp. 75-80.
o d
u
CM