Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушина Татьяна Петровна, Кабанов Алексей Михайлович

В статье рассматриваются особенности использования в практике школы технологического подхода в обучении. Представлена авторская технология образовательного туризма, которая позволяет решить важные учебные задачи географического образования, такие как: связь теории с практикой, использование краеведческого и междисциплинарного подхода в обучении, формирование исследовательских умений обучающихся и т.д. В статье представлена характеристика новой педагогической технологии, выделяются все ее основные компоненты и дается их краткий обзор. Цель: Представить модель новой педагогической технологии и рассмотреть особенности ее компонентов. Методы: Сравнительный анализ, педагогический эксперимент и теоретические методы исследования. Результаты: Разработана авторская технология образовательного туризма, которая позволяет решить важные учебные задачи географического образования, такие как: связь теории с практикой, использование краеведческого и междисциплинарного подхода в обучении, формирование исследовательских умений и опыта творческой деятельности. Выводы: Разработана новая педагогическая технология. Представлена характеристика технологии образовательного туризма и рассмотрены ее особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грушина Татьяна Петровна, Кабанов Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF EDUCATIONAL TOURISM TECHNOLOGY IN TEACHING GEOGRAPHY AT SCHOOL

The article discusses the features of the use of a technological approach in teaching in the practice of the school. The author’s technology of educational tourism is presented, which allows solving important educational tasks of geographical education, such as: the connection of theory with practice, the use of a local history and interdisciplinary approach in teaching, the formation of research skills of students, etc. The article presents the characteristics of the new pedagogical technology, highlights all its main components and gives a brief overview of them. Purpose: To present a model of a new pedagogical technology and to consider the features of its components. Methods: Comparative analysis, pedagogical experiment and theoretical research methods. Results: The author’s technology of educational tourism has been developed, which allows solving important educational tasks of geographical education, such as: the connection of theory with practice, the use of a local history and interdisciplinary approach in teaching, the formation of research skills and experience of creative activity. Conclusions: A new pedagogical technology has been developed. The characteristic of the technology of educational tourism is presented and its features are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ»

Применение технологии образовательного туризма в преподавании географии в школе

Грушина Татьяна Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии и туризма ГАОУ ВО МГПУ Институт естествознания и спортивных технологий E-mail: grushina.t@mgpu.ru

Кабанов Алексей Михайлович,

аспирант кафедры географии и туризма, ГАОУ ВО МГПУ Институт естествознания и спортивных технологий E-mail: kabanovam@mgpu.ru

В статье рассматриваются особенности использования в практике школы технологического подхода в обучении. Представлена авторская технология образовательного туризма, которая позволяет решить важные учебные задачи географического образования, такие как: связь теории с практикой, использование краеведческого и междисциплинарного подхода в обучении, формирование исследовательских умений обучающихся и т.д. В статье представлена характеристика новой педагогической технологии, выделяются все ее основные компоненты и дается их краткий обзор.

Цель: Представить модель новой педагогической технологии и рассмотреть особенности ее компонентов. Методы: Сравнительный анализ, педагогический эксперимент и теоретические методы исследования. Результаты: Разработана авторская технология образовательного туризма, которая позволяет решить важные учебные задачи географического образования, такие как: связь теории с практикой, использование краеведческого и междисциплинарного подхода в обучении, формирование исследовательских умений и опыта творческой деятельности. Выводы: Разработана новая педагогическая технология. Представлена характеристика технологии образовательного туризма и рассмотрены ее особенности.

Ключевые слова: методика преподавания географии; технологии обучения; технологический подход; средства обучения географии; организация самостоятельной деятельности; проблемное обучение; формирование исследовательских умений учащихся.

о с

U

см см о см

<3

Введение

Цели современного образования ориентируют педагогов на поиск новых эффективных способов построения учебного процесса. Как известно технологический подход в обучении предполагает «системный» взгляд на организацию процесса обучения, что отличает его от применения традиционных методов обучения. Технология - это «предписывающая схема», которая имеет конкретную цель, определенный механизм взаимосвязанных друг с другом компонентов, обеспечивающих реализацию поставленных целей и гарантирует результат обучения. Внедрение в учебный процесс педагогической технологии всегда имеет конкретную учебную и методическую задачу.

Задачи современного географического образования актуализируют использование в процессе обучения краеведческого принципа и междисциплинарного подхода. Именно эти подходы помогают обеспечить связь теории с практическим ее применением, углубляют знания учащихся по географии и другим предметным областям знаний, показывают их взаимосвязи, и позволяют реализовывать методы географических исследований на практике, формировать опыт творческой исследовательской деятельности и экологическую культуру учащихся.

Материалы и методы

В ряде школ города Москвы был произведен педагогический эксперимент, который позволил выявить некоторые проблемы и противоречия:

• между современными целями образования и результатами работы учителей географии;

• необходимостью формирования исследовательских умений учащихся и редким применением в учебной работе активных методов обучения и сформированности исследовательских умений у учащихся;

• пониманием важности использования краеведческого материала в преподавании географии и редким его применением в реальной жизни;

• отсутствием единой взаимосвязанной системы между урочной и внеурочной краеведческой работы и ее большим потенциалом для повышения качества преподавания географии и формированию устойчивой мотивации к изучению предмета.

Результаты и обсуждения

Образовательный туризм как актуальное направление в географическом образовании рассматри-

валось многими методистами географами: В.Л. Погодина, В.П. Соломин, О.В. Шульгина и др. В своих трудах, В.Л. Погодина, обращает особое внимание на образовательный туризм как на важное средство формирования географической культуры обучающихся.

Формирование географической культуры - одна из главных целей образовательного туризма, который должен рассматриваться как педагогически многогранно значимая форма работы с учащимися [4 с. 66].

В ходе образовательного туризма осуществляется туристская образовательная деятельность по организации учебных экскурсий с образовательными целями [3 с. 6]. Практически все виды деятельности, такие как учебно-воспитательная, культурно-просветительская, научно-методическая, социально-педагогическая позволяет осуществлять учителю географии школьный образовательный туризм [3 с. 7]. Однако, необходима системность в организации учебной образовательной туристской деятельности, именно поэтому необходим технологический подход и создание модели новой педагогической технологии, позволяющей комплексно и системно решать поставленные учебные задачи и повысить качество обучения.

Была разработана педагогическая технология образовательного туризма, целью которой является создание единой системы взаимосвязанной учебной и внеклассной образовательно-туристской деятельности, которая обеспечит систематическое включение объектов образовательного туризма в учебный процесс, что позволит расширить кругозор обучающихся и систематизировать организацию исследовательской деятельности обучающихся на местности, и актуализирует все важные задачи современного образования.

Образовательный туризм рассматривается как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности (экскурсионной) для достижения целей и задач, определяемых учебными программами [1, с. 102].

Теорико-методологическим основанием для создания технологии послужили идеи личностно-ориентированного, проблемного, краеведческого, междисциплинарного подходов в образовании, роль исследовательской деятельности в формировании самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся и идеи экологизации географического образования.

Технология состоит из 6 взаимосвязанных ком-поненотов и представляет собой педагогическую конструкцию позволяющую связать в единую систему две формы учебной деятельности - урочную и внеурочную, основанную на постепенном и целенаправленном включении и использовании в процессе обучения объектов образовательного туризма для мотивации, расширения и углубления знаний учащихся по географии и других предметных областей знаний и формирования исследова-

тельских умений обучающихся в процессе краеведческой образовательно-туристской работы.

Целевой компонент представлен целями разных уровней от глобального (целей педагогической технологии, соответствующих целям образования, стандарта образования), локальных - определяющих конкретные задачи урока, мероприятия, организации конкретного учебного модуля.

Задачей мотивационного компонента является процесс побуждения потребностей в знаниях, в активизации деятельности учащихся, понимания учениками личностного аспекта изучаемого материала. Этот компонент пронизывает все содержательные компоненты технологии. В процессе образовательно-туристской деятельности формирование познавательного интереса к географии, мотивации учащихся будет более эффективно. Этот компонент обеспечивает понимание учащимися экологического императива, бережного отношения к жизни, осознанности в географических знаниях (для чего нужны). Теоретический материал усваивается намного эффективнее.

Процессуальный компонент технологии образовательного туризма представляет собой 3-х уровневую структуру. Каждый уровень отличается от другого разными показателями: целями, особенностями деятельности учащихся и ее спецификой, форматом ее проведения, методами применяемыми учителем и образовательно-туристскими мероприятиями.

На каждом уровне организуется образовательно-туристская работа учащихся, деятельность которых связана с целью формирования их самостоятельности в проведении учебных исследовательских работ и формировании исследовательских умений. Могут быть использованы разные форматы обучения и формы проведения занятий, а также методы обучения.

Для выделения в исследовательской работе 3-х уровней организации учащихся в процессуальном компоненте технологии мы ориентировались на исследования Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой, Т.П. Грушиной, М.И. Махмутова, а также на концепцию умственного развития и её обобщенных приемов Е.Н. Кабановой - Меллер. Формирование исследовательских умений происходит в результате разбора, решения, проблемной учебной ситуации, с начала под внимательным руководством учителя, а после - самостоятельно учеником. [2, с. 60]. Преемственность в образовании обеспечивается тем, что каждый уровень является логическим продолжением предыдущего, они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Технологический компонент состоит из трех педагогических технологий: технологией кейсов и технологией модульного обучения и технологии полного усвоения.

Модульная технология разбивает на структурные части - модули определенные части учебного процесса. Каждый модуль предполагает разный форму работы с объектами образовательного туризма, содержанием краеведческой направленно-

го о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

сти (типизация осуществляется на основе особенностей организации образовательно-туристской деятельности).

Получается, что процесс образовательно-туристской деятельности осуществляется как на уроке (модуль 1) путем использования краеведческого принципа в обучении и внедрении в учебный процесс объектов образовательного туризма, так на местности (модуль 2), где отрабатываются и формируются в процессе географических исследований умения и навыки учащихся, так в процес-

се внеурочной деятельности (модуль 3), когда учитель организует образовательные экскурсии, походы, туры, где учащиеся проводят комплексные исследования по территории своей местности.

Учебный процесс складывается из обособленных блоков, «единиц», которые наполняются разным содержанием и деятельностью, но имеют общую структуру, то есть приобретает «модульный» характер. На рисунке 1 представлен пример организации образовательно-туристской деятельности на трех модулях.

Рис. 1. Особенности организации образовательно-туристской деятельности на трех модулях (составлено

авторами)

Результативно-оценочный компонент технологии организации образовательного туризма в преподавании географии показывает уровень сфор-мированности исследовательских умений и степень повышения познавательного интереса учащихся, отражает усвоение научного содержания. Этот компонент отражает принципы, критерии для разработки диагностических заданий и для оценки уровней сформированности исследовательских умений, познавательного интереса.

Заключение

Технология образовательного туризма была внедрена в практику школ города Москвы с 2018 по 2021 год. В педагогическом эксперименте было задействовано около 10 школ и около 30 педагогов разных предметных областей знаний, так как многие экскурсионные мероприятия носили междисциплинарный характер.

Проводя эксперимент по апробации технологии в школах г. Москвы, были выделены контрольные

и экспериментальные классы, в которых проверялась эффективность технологии. Данные эксперимента свидетельствуют, что успеваемость, качество знаний по географии у обучающихся в экспериментальных классах стало на 35% выше, формирование исследовательских умений и опыта творческой деятельности по сравнению с контрольными классами также выросто, более чем на 45%. Уровень мотивации и активности обучающихся, их заинтересованность в новых исследованиях территорий, посещении объектов туризма значительно увеличился, что позволяет говорить об эффективности предлагаемой технологии в использовании ее в школе.

Литература

1. Грушина, Т.П. Модель образовательного туризма для совершенствования учебно-воспитательной деятельности в системе естественно-научного образования / Т.П. Грушина // Вестник Московского городского педа-

гогического университета. Серия: Естественные науки. - 2014. - № 4(16). - С. 100-109.

2. Грушина, Т.П. Технология организации исследовательской деятельности учащихся при изучении геоэкологических проблем в курсе «География России»: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Грушина Татьяна Петровна. -Москва, 2008. - 186 с.

3. Грушина Т.П. Учебная экономико-географическая практика как технология образовательного туризма: учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2015. -52 с.

4. Погодина В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. -2009. - № 116. - С. 59-69.

APPLICATION OF EDUCATIONAL TOURISM TECHNOLOGY IN TEACHING GEOGRAPHY AT SCHOOL

Grushina T.P., Kabanov A.M.

MCU Institute of Natural Sciences and Sports Technologies

The article discusses the features of the use of a technological approach in teaching in the practice of the school. The author's technology of educational tourism is presented, which allows solving important educational tasks of geographical education, such as: the connection of theory with practice, the use of a local history and interdisciplinary approach in teaching, the formation of research skills of students, etc. The article presents the characteristics of the

new pedagogical technology, highlights all its main components and gives a brief overview of them.

Purpose: To present a model of a new pedagogical technology and to consider the features of its components. Methods: Comparative analysis, pedagogical experiment and theoretical research methods. Results: The author's technology of educational tourism has been developed, which allows solving important educational tasks of geographical education, such as: the connection of theory with practice, the use of a local history and interdisciplinary approach in teaching, the formation of research skills and experience of creative activity. Conclusions: A new pedagogical technology has been developed. The characteristic of the technology of educational tourism is presented and its features are considered.

Keywords: methods of teaching geography; teaching technologies; technological approach; means of teaching geography; organization of independent activity; problem-based learning; formation of students' research skills.

References

1. Grushina, T.P. Model of educational tourism for improving educational activities in the system of natural science education / T.P. Grushina // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences. - 2014. - № 4(16). - Pp. 100109.

2. Grushina, T.P. Technology of organizing research activities of students in the study of geoecological problems in the course "Geography of Russia": specialty 13.00.02 "Theory and methodology of teaching and upbringing (by areas and levels of education)": dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Grushina Tatiana Petrovna. - Moscow, 2008-186 p.

3. Grushina T.P. Educational economic and geographical practice as a technology of educational tourism: an educational and methodical manual. - M.: MGPU, 2015. - 52 p.

4. Pogodina V.L. Educational tourism as a means of developing the geographical culture of students // Izv. RSPU named after A.I. Herzen. - 2009. - No. 116. - pp. 59-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.