Научная статья на тему 'Формирование образа вуза в медиапространстве и проблема самоидентификации'

Формирование образа вуза в медиапространстве и проблема самоидентификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

282
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ВУЗ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ВЕБ-САЙТ / ЦЕННОСТИ / САМОПРЕЗЕНТАЦИИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / IMAGE / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / MEDIA-SPACE / WEBSITE / VALUES / SELF-PRESENTATION / SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палей Елена Вадимовна

Рассматривается образ российского вуза, представленный в Интернете. Автор сосредоточивается на анализе его информационного наполнения, функций и особенностей конструирования. Основываясь на изучении современных моделей самоидентификации и самопрезентации вуза, автор утверждает, что данный образ является противоречивым и неопределенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование образа вуза в медиапространстве и проблема самоидентификации»

ББК 87.252:74.58

Е. В. Палей

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ВУЗА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ И ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Рассматривается образ российского вуза, представленный в Интернете. Автор сосредоточивается на анализе его информационного наполнения, функций и особенностей конструирования. Основываясь на изучении современных моделей самоидентификации и самопрезентации вуза, автор утверждает, что данный образ является противоречивым и неопределенным.

Ключевые слова: образ, вуз, медиапространство, веб-сайт, ценности, самопрезентациия, самоидентификация.

This article examines the image of Russian institutions of higher education presented on the Internet. It concentrates on analyzing the content, functions, and the way of construction of this image. The author asserts that this image is controversial and undefined, while considering the current models of self-identification and self-presentation of the institutions of higher education.

Key words: image, institution of higher education, media-space, website, values, self-presentation, self-identification.

Высокие темпы развития современного информационного пространства обусловливают необходимость более активного использования всеми образовательными учреждениями современных информационно-коммуникационных технологий для решения насущных проблем. Основной формой активности вуза в медиапространстве является его сайт, представляющий собой набор информационных блоков и инструментов, позволяющий разместить любое количество материалов без временных или пространственных ограничений для работы с самой широкой аудиторией. Сайт — это средство, благодаря которому происходит контролируемое генерирование информации о вузе. Кроме того, сайт вуза — один из мощных инструментов системы маркетинговых коммуникаций в сфере образования, а использование веб-технологий — условие дальнейшего поступательного развития вуза, повышения его рейтинга и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Анализ веб-сайтов показывает, что в настоящее время уже сформированы основные представления о содержании, роли и функциях медиаобраза вуза в интернет-пространстве. Наблюдается определенная структурированность и ранжирование информации, относительное разнообразие форм ее презентации. Практически на всех сайтах имеются новостные блоки, аналитические материалы об истории и перспективах развития, развлекательные разделы из студенческой жизни, агитационные сообщения и многое другое, облеченное в форму текстовых фрагментов, аудио-, фото- и видеоматериалов, мультимедийных презентаций. И главная цель создателей сайта заключается в организации направленного восприятия адресатом всего гиперпространства сайта в целом. Положительное восприятие любого сайта зависит от ряда факторов — инновационного характера оформления, информационного наполнения и его грамотного ранжирования, эстетических характеристик, исполь-

© Палей Е. В., 2013

зования легко воспринимающихся языковых средств, удобной системы навигации и тому подобного, что с успехом реализуется в отечественном образовательном пространстве. Вместе с тем специалисты в области информационных технологий отмечают, что в плане применения инновационных методов российские сайты выглядят достаточно скромно и это не позволяет им занять достойное место в мировых рейтингах сайтов вузов [2, с. 111—112]. Например, существует достаточно широкий выбор решения главной страницы сайта. Размещение на ней информации может быть построено в «корпоративном» стиле (в виде обложки сайта с акцентом на графическое решение), «промо-стиле» (броском, с использованием ярких красок и неформальных идей), «портальном» стиле (подразумевает большое количество информации и меньший акцент на графику), «полупортальном» стиле (смешанном, с акцентом на графику и анонсами информационных блоков) [5, с. 90]. Большее количество сайтов построено по «портальному» принципу, сосредоточено на количестве представляемой информации, а не на форме ее презентации, что сказывается на эффективности восприятия. На этом фоне примеры яркого оформления сайтов смотрятся, безусловно, выигрышно и свидетельствуют о действенности применения инновационных технологий (примерами таких удачных самопрезентаций могут служить сайты Южно-Уральского, Санкт-Петербургского, Новосибирского государственных университетов) [18, 19, 23].

Но на наш взгляд, причина недостаточного совершенства самопрезен-таций в интернет-пространстве лежит не столько в области информационнотехнической, сколько в аксиологической и связана с неопределенностью ценностно-целевых образовательных установок и противоречивостью самоидентификации вуза в современных условиях. Вузы существуют сразу в нескольких пересекающихся реальностях. С одной стороны, вуз позиционируется как устойчиво развивающаяся в условиях модернизации структура, способная удовлетворить самые серьезные запросы потребителей образовательных услуг. С другой стороны, он демонстрирует в своем лице коллективного субъекта, сохраняющего и транслирующего научно-образовательные традиции. И если в первом варианте вуз должен подчинять свои цели и ценности внешним требованиям, то вторая сторона его образа заставляет трансформировать окружающую социальную реальность. Свой вектор развитию вуза придает и его институциональный статус, встраивающий вуз в систему государственного административно-бюрократического регулирования. Эти и другие стороны существования обусловливают противоречия в виртуальной модели самопре-зентации, с помощью которой вуз позиционирует себя, стремясь сформировать общее коммуникативное пространство со столь различными адресатами.

Безусловно, различные культурные знаковые коды, благодаря которым происходит взаимодействие вуза с целевыми группами, могут и должны быть многообразными, а формируемый в коммуникативном пространстве медиаобраз — соответствующим ожиданиям адресата. Но даже в плане экономической эффективности, как отмечается в исследованиях, отношения вуза с потребителями образовательных услуг значительно шире традиционных отношений «товар — деньги», поэтому вуз должен быть ориентирован в первую очередь на создание перспективно развивающейся системы и атмосферы сотрудничества [11, с. 77]. Образ, формируемый вузом в медиасреде Интернета, отражает сложность данной задачи, характеризуется неопределенностью и противоречивостью.

Признаки кризиса самоидентичности современного вуза можно свести к трем компонентам: 1) вузы не способны себя однозначно идентифицировать и находятся между сферой услуг, научным сообществом и культурновоспитательным учреждением; 2) многие вузы в силу относительно недолгого исторического существования еще пребывают в процессе становления своего корпоративного пространства; 3) вузы не могут гармонично выстроить свою систему ценностных приоритетов, определяющую масштабы их деятельности. Поэтому формирование своего образа в медиапространстве является одним из способов обретения своего лица и смысла существования через систему коммуникаций с внешним миром.

Основной фактор, влияющий на формирование медиаобраза современного российского вуза, — прагматическая установка на достижение стабильности и повышение конкурентоспособности, обусловливающая необходимость создания и закрепления положительного имиджа учреждения. Являясь визитной карточкой вузов, их сайты призваны побудить интерес и вызвать доверие определенной целевой аудитории, прежде всего потенциальных абитуриентов, студентов, слушателей дополнительных образовательных программ и предприятий-заказчиков. Сайт не только информирует, разъясняет и оценивает, но и оказывает целенаправленное и мотивированное регулятивное воздействие на аудиторию. Вся информация, имеющаяся на сайте, направлена на реализацию ее адекватной интерпретации посетителем, на формирование определенного отношения к представленной действительности. Виртуальное образовательное пространство конструируется и реартикулируется медиа в соответствии с логикой и идеологией его создателей. Медиапространство выступает как целостная электронная среда в сфере когнитивнообразовательных отношений, являющаяся полем коммуникативного взаимодействия и одновременно технологией влияния, завоевания общественной поддержки [10, с. 155]. Но виртуальное вузовское пространство характеризуется разнонаправленностью потоков информации, несбалансированностью корпоративных, научно-исследовательских, когнитивно-образовательных, организационно-бюрократических и культурно-просветительских интенций его создателей.

Сайт вуза транслирует свою версию образовательной деятельности, при этом образовательному пространству приписываются некоторые значения и смыслы, побуждающие аудиторию воспринимать его определенным образом. Позитивность формируемого образа в основном складывается из двух составляющих: демонстрации успеха и привлекательности вузовской (в том числе студенческой) жизни. Первая составляющая реализуется в разделах «Наши достижения», «Награды и поздравления», «Наши почетные... (профессора, выпускники и пр.)». Одним из показателей успеха выступает само наличие медийного образа вуза: особо подчеркивается деятельность по совершенствованию имиджевой и брендинговой политики, ее реализация всячески рекламируется. В основном на сайтах мы видим признаки утверждения фирменного стиля (символика в виде эмблем, логотипов, реже — гербов, флагов и гимнов, особая цветовая гамма, шрифты в заголовках официальных документов). Правда, изобразительная символика не характеризуется большим разнообразием, но отличается непоследовательностью использования и отсутствием ее трактовок. Что касается наличия масштабных программ по формированию имиджа, то это скорее исключение, разработка целей создания своего имиджа и ценностей корпоративной культуры на большинстве

сайтов просто отсутствует. Данное обстоятельство серьезно отличает образовательную сферу от предпринимательской или политической.

В то же время раздел «СМИ о нас» имеется на каждом веб-сайте, располагается на главной странице и выступает важным инструментом воздействия на аудиторию. При этом создатели сайтов усиливают данное воздействие, прибегая к ссылкам на авторитетные мнения (значительная часть раздела посвящена демонстрации внимания к вузу со стороны государственных деятелей, чиновников и иных медийных персон). Суть такой презентации можно сформулировать в виде призыва: «стань успешен, присоединись к нашему успеху», поступай в «университет больших перспектив». В литературе отмечается, что структуру имиджа вуза составляют: уникальность образовательных услуг, реакция и оценка потребителей, внутренний имидж организации и социально-психологический климат, имидж ректора, имидж персонала, социальный имидж и представления общественности о роли вуза, визуальный имидж организации, бизнес-имидж, степень деловой активности [12, с. 14—15]. Установка на демонстрацию успехов затронула все эти категории, но в силу неравномерности развития конкретных вузов сформировать гармоничную картину достижений пока не удается; часто стремление показать успехи во всех областях оборачивается дублированием информации на разных страницах сайта.

Данная установка, позиционирующая активно-инициативное поведение, самостоятельное и ответственное жизнесозидание как вектор перспективного развития, является доминирующей в системе современных ценностных ориентаций [4, с. 18—19]. Она отражает общие характерные черты имиджевой политики любой организации во всех областях деятельности, традиционно направленной на выполнение государственных требований, обеспечение здоровья нации, открытость в глобальном мировом пространстве. В образовательной сфере этому соответствует информация о реализации программы модернизации образования и новых ФГОС, активном международном сотрудничестве, спортивных достижениях и проведении научных мероприятий высокого уровня. С этой точки зрения содержательная составляющая представляется предсказуемой и односторонней, что оправдано рекламными целями создаваемого медиаобраза. В то же время следует отметить, что медийный образ вуза недостаточно функционально нагружен, так как он лишь частично решает одну из важнейших задач — обеспечение узнаваемости. Нами уже отмечалось, что немногие вузы проводят последовательную политику в области брендинга [7, с. 217]. Процесс управления брендом обязательно включает в себя систему поддержки идентичности образовательного учреждения, что мы наблюдаем только в теории [1, с. 26]. Виртуальное пространство, создающее для всех равные возможности самопрезентации, раскрытия своих уникальных черт, в случае с самопрезентациями вузов нам показывает не уникальные, а стандартизированные образы.

Установка на демонстрацию достижений в ее настоящем виде не является адекватной формой для выражения неповторимости образовательного учреждения. Вероятно, поэтому один из самых невыразительных разделов на сайте — это раздел, посвященный изложению миссии вуза, которая должна отражать его ценностные приоритеты, специфику и место среди иных образовательных учреждений. Миссия в подлинном смысле этого слова должна показывать высшие ориентиры, в зависимости от которых вуз планирует всю свою деятельность. Наличие в обозначении миссий современных вузов мно-

жества абстрактных формулировок, не связанных с формируемым в иных разделах медиаобразом, говорит об обратном. Миссия ничего не сообщает о статусе и направленности университета (например, по ней нельзя сказать, является ли данный вуз федеральным, техническим, исследовательским). Миссия в современном виде — это скорее формальность, рекламный штрих, мало к чему обязывающий. Примечательно, что многие сайты игнорируют информацию о миссии, что лишний раз демонстрирует незрелость самоиден-тификационной модели вуза.

Вторая составляющая положительного медиаобраза вуза (привлекательность вузовской жизни) также не отличается особой оригинальностью содержания: мы видим многочисленные сообщения о деятельности различных студенческих клубов и организаций, праздниках и соревнованиях, ярмарках вакансий и т. д. Вуз стремится позиционировать себя как заведение, которое предоставляет студентам возможность жить интересной и насыщенной жизнью. Эта составляющая медиаобраза формируется идентично созданию индивидуального виртуального пространства в социальных сетях, обеспечивая массовую коммуникацию и выступая в качестве «окна», приоткрывающего подробности «частной жизни» отдельного вуза. Эта жизнь демонстрируется «людям с улицы», привлекая внимание и вызывая желание присоединиться («посмотри, как у нас хорошо»). Что касается формы презентации, то она характеризуется большим количеством аудиовизуальной информации о конкретных людях и событиях, это придает медиаобразу персонифицированные черты, способствует созданию эффекта большей достоверности сообщаемой информации и в конечном итоге повышает силу прагматического воздействия на посетителя сайта.

Реальность вузовского существования приобретает черты медиапространства: оно не просто описывает действительность с помощью технических средств, оно выступает как своеобразная виртуальная география. Любая демонстрация события на сайте отсылает к конкретному месту его проведения (особенно это проявляется при восприятии видео- и фотоматериалов). Как отмечается, медиапространство может иметь различные измерения: 1) социальное (демонстрирует сложившиеся в данном месте связи и отношения), 2) инструментальное (когда место оценивается с точки зрения возможностей работы, развлечений), 3) ностальгическое (связанное с переживаниями прошлого) и т. д. [6]. И каждое из них усиливается и направляется воздействием медиакоммуникаций. Неслучайно множество вузов в качестве своих эмблем избирают стилизованные изображения главных зданий, непременно присутствующие на главной странице, а страницы факультетов часто сопровождаются фотографиями корпусов вуза. Примечательно, что изображения зданий размещаются безотносительно к их архитектурным достоинствам. Насколько это эффективно в привлечении внимания посетителя, вопрос скорее риторический, тем более что типовых построек и безликих сооружений большинство. Это можно трактовать и как признак невнимания к изобразительной символике, и как «знак причастности», символ обозначения «своего» пространства для внутреннего посетителя сайта (студента или сотрудника), что связывает физическое пространство с человеческими ощущениями и переживаниями. И для внешнего посетителя демонстрация вузовских пространств также приобретает эмоциональную окраску: это одновременно усиление эффекта успешности и приглашение побывать в престижном месте. Конкретность демонстрируемых событий вузовской и студенческой жизни

придает медиапространству черты открытости, многомерности. И поэтому даже в условиях незначительного количества видов изображаемых событий образ вуза выглядит разнообразным и динамичным.

В более широком контексте медийное и физическое пространства взаимодействуют в рамках реализации патриотических установок, прочно увязывающих ценностные основания деятельности вузов с благополучием страны или региона. Они являются формой реализации так называемой «третьей роли» вуза (помимо двух главных — исследования и преподавания), суть которой состоит в социальной направленности и взаимодействии с региональными субъектами [9]. Вузы всячески подчеркивают свою встроен-ность в местное сообщество и в декларативных документах, и в информационных разделах о конкретных мероприятиях. Это важная составляющая медиаобраза вузов, особенно с учетом того факта, что большинство из них относятся к учебным учреждениям, изначально создаваемым в качестве местных для подготовки конкретных специалистов.

В пространстве патриотических устремлений высокие духовные цели и узкопрагматические интересы почти идеально совмещаются. В иных ценностных областях этого достичь пока не удается. Обращение к патриотическим ценностям и региональным задачам является также символом еще одной трансформации роли вуза: он становится ответственным не перед абстрактным человечеством, историей или прогрессом (как этого требовали классические идеалы Просвещения); возникают конкретные адресаты этой ответственности, будь то студенты, работодатели или органы власти региона. В этом смысле современные миссии (если они реально приняты университетским сообществом, а не просто зафиксированы на бумаге) более зрелые. Поэтому заявления о «формировании в регионе единого научно-образовательного и культурного пространства» [17], «всемерном содействии процветанию России, социальноэкономическому и культурному развитию региона, обеспечении подготовки высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей народного хозяйства области и России» [25], «обеспечении инновационной научной и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических интересов России в Северо-Арктическом регионе» [15] на сайтах выглядят вполне адекватно реальному положению вещей. А вот декларации о вкладе в глобальное развитие науки при незначительных достижениях в сфере реального международного сотрудничества оказываются формальными и рекламными.

В целях убеждения аудитории, создания мотивации и побуждения к действию используются различные приемы и формы, включающие интеллектуальное, эмоциональное, психологическое воздействие. Фундаментальность медиаобразу придает указание на принадлежность к классическим традициям, стремление сообщить своему существованию некую высокую духовную значимость, что находит выражение в соответствующих девизах (см., напр.: [21, 24, 26]). При этом обращение к просветительской тематике, сопровождающееся традиционной образовательной символикой (открытая книга, свиток, стилизованная фигура мыслителя), на наш взгляд, облегчает процесс эффективной обработки представляемой информации, так как отсылает к стереотипам, новое отношение к предмету гармонизирует с устоявшимися представлениями адресата. Управление восприятием информации обеспечивает ее порядок следования в главном меню сайта, эстетические характеристики (графическое и цветовое оформление разделов). Поскольку значительная часть информации представлена в виде текстов, то их формат, стилисти-

ческие особенности, речевые характеристики ярко демонстрируют коммуникативные намерения создателей сайта.

Схожесть рекламных целей обусловливает повторяемость приемов воздействия на аудиторию на сайтах вузов и на рекламных сайтах иной направленности (прежде всего коммерческих). Так, довольно распространенным приемом является использование эпистолярного жанра (представленного в виде обращений ректора, студентов и партнеров к абитуриентам), обеспечивающего доверительный тон в обращении к посетителю сайта, гармонично сочетающего информативную, экспрессивно-эмотивную и призывнопобудительную функции данного текста [3]. Тем же целям служит использование лаконичного делового стиля в официальной части и новостных блоках, сопровождающееся демонстрацией документов с подписями и печатями. Для усиления рекламного эффекта повсеместно используются прилагательные в превосходной степени, глаголы в повелительном и условном наклонении, подчеркнуто вежливые формы обращений. Вышеперечисленные приемы дополняются техническим инструментарием: удобством навигации и поиска информации, широким спектром интерактивных возможностей. Все это выступает элементом формирования положительной установки на восприятие и интерпретацию информации о вузе.

Отмечается, что руководство вуза пытается перенести в сеть реально существующую систему вузовской организации, забывая о том, что веб-сайт хоть и является электронным представительством в сети, но функционирует по несколько иным правилам и законам, отличным от законов развития и существования организации в реальном мире [13, с. 78]. Сайт — это образ вуза, но образ не реальный, а сконструированный в соответствии с определенными задачами. В то же время образ должен отражать все стороны жизни вуза. Возникающая здесь сложность обусловлена природой Интернета как средства массовой информации, которое прежде всего сообщает о выдающихся событиях, сенсациях. Значительную же часть вузовской жизни составляет повседневная работа в аудиториях и лабораториях, в процессе обучения и научного исследования достаточно рутины, губительной для медиаобраза. Рассматриваемый нами образ вуза характеризуется несбалансированностью информационного наполнения и формы презентации для внешнего и внутреннего посетителя. Это хорошо демонстрируют разделы сайтов, посвященные работе отдельных структурных подразделений. Такие «внутренние» разделы часто скучны и в содержательном плане, и в плане их оформления, размещенная здесь информация редко обновляется. В определенном смысле ее обновление и не должно иметь первостепенного значения, так как текущая информация в небольшом коллективе успешно транслируется в рамках неформальных коммуникаций [13, с. 79]. Но существование таких «полупустых» разделов для единого виртуального пространства вуза не слишком благоприятно.

Образ вуза должен быть естественным, отражающим всю сущность происходящего в вузе, его развития, он должен быть адекватен реально существующему [12, с. 13, 16]. Образ вуза в виртуальном пространстве не следует превращать в симулякр, «копию без оригинала». Ведь вузу важно не просто привлечь к себе внимание, он ориентирован на долгосрочную коммуникацию, позитивное восприятие данного образовательного учреждения должно сохраниться и при реальном взаимодействии с ним, особенно в свете упомянутой выше нацеленности на партнерство на региональном и местном уровнях. Необходимость подкрепления формируемого образа реальными фактами

и событиями обусловлена не только установкой на долгосрочное сотрудничество, но и наличием иных источников информации, как официальных, так и неофициальных.

Не в меру идеализированный образ вызывает неоднозначную реакцию, поэтому виртуальная модель вуза строится не только на достижениях. В высококачественном варианте она демонстрирует не отсутствие проблем, а способность адекватно подходить к их решению, особенно если они обладают значимостью для широкой общественности. Например, актуальность проблемы коррупции в образовании заставляет многие вузы размещать на своих сайтах (в том числе на главных страницах) «антикоррупционные» разделы [20]. Ту же задачу выполняет и предоставление возможностей для интерактивного общения (например, рубрика «Диалог с...» или «Задай вопрос ректору»).

Функции, на реализацию которых направлено создание виртуального образа вуза, нельзя считать оригинальными, они относятся ко всем аналогичным составляющим интернет-пространства. Но осуществление данных общих функций имеет специфику, связанную с особенностями коммуникации в образовательной среде, которые, в свою очередь, вытекают из сущности самого образования. Оно никак не может быть истолковано только как процесс передачи некоего объема знаний, это целостный процесс придания умственного и духовного облика человеку, насквозь пронизанный эмоциональноценностными отношениями. Информационная составляющая образовательной деятельности и коммуникации не должна рассматриваться в отрыве от процесса трансляции ценностей и обретения личностных смыслов всеми субъектами образовательной деятельности. В образовательном пространстве познавательный опыт индивида выстраивается под влиянием его ценностных установок и ориентаций, индивид не просто получает опыт познания мира, он познает особенности своего существования, он самоопределяется. Как справедливо отмечено, в настоящий момент «главным становится не знание явлений, а явление знаний — как несокрытость, как переживание, как основание нашего бытия» [2, с. 47]. Образование невозможно без ориентиров, направляющих возможности саморазвития. Особое значение приобретает взаимодействие всех базовых конструктов сознания со средой, взаимопроникну-тость познавательного, образовательного и ценностного. Современная ситуация лишь усиливает подобные интенции.

Медиаобраз вуза должен служить обеспечению его продуктивной деятельности. Неопределенность и субъективность ценностного контекста современности требуют особых навыков жизнедеятельности, способных обеспечить взаимодействие с миром в режиме диалога. Образованный человек должен владеть целостным объемом знаний и иметь собственную познавательную позицию, уметь разместить информацию в контексте мировосприятия. Современные вузы стремятся обеспечить определенную полноту и единство, системность знаний в своей области, создавая целостную основу мировоззрения обучающихся. Поэтому университеты формулируют свои цели как «формирование гибкой, открытой модели» [22]. Требования современных образовательных стандартов категоричны: они ориентированы на применение знаний и ставят на первое место умения и навыки. Но Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования также предполагает и способность в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей.

Мы уже писали, что идея открытости в ее философском понимании показывает принципиальную совместимость прагматических целей с классическими ценностями [8, с. 41—42]. Наличие устремленности на обе эти стороны образовательной деятельности хорошо демонстрируют нам рассматриваемые медиаобразы. В миссиях вузов довольно часто можно встретить такую задачу, как «формирование нравственной, высокоинтеллектуальной личности, стремящейся к саморазвитию, свободной от догм, способной найти свое призвание» (см., напр.: [16]). И представленная на сайтах информация показывает, что данная формулировка не совсем формальна. Наряду с абстрактностью и пышностью декларативных документов, мы видим множество конкретных людей, составляющих опору существования любого вуза: аудио-и видеоматериалы из вузовской жизни открывают целую плеяду настоящих педагогов, хранителей традиций научных школ, пользующихся неформальным научным и моральным авторитетом, и творчески одаренных студентов и выпускников, действительно способных «действовать во имя прогресса и процветания человечества».

Формируемый вузом медиаобраз воздействует на посетителя сайта с разных сторон: с функциональной — сообщает максимум полезной информации, с психологической — создает положительные отношения с адресатом, с культурной — отражает систему ценностей, которые разделяют целевой сегмент потребителей и образовательное учреждение. Он выполняет сразу несколько важнейших функций — самопрезентации, коммуникации, информирования, создания и удержания социальных связей. В процессе реализации этих функций медиапространство вуза становится областью диалогического отношения, способствующего самоопределению коллективного образовательного субъекта и позволяющего оказывать влияние на окружающую реальность. Широкое распространение практики создания и совершенствования веб-сайтов вузов есть отражение тенденций медиатизации образовательной сферы, в ходе которой использование высокотехнологичных коммуникаций позволяет коренным образом изменить все пространство образования. Современное состояние медиамодели российского вуза показывает, что она находится еще на этапе формирования своего специфического стиля. В настоящее время особенностью данного стиля является четкая рекламная установка на демонстрацию успехов при недостаточной разработанности форм презентации внутрикорпоративной самоидентичности и уникальности образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Грошев И. В., Юрьев В. М. Вуз как объект брендинга // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 23—29.

2. Кудряшова Т. Б. Познание и образование // Философия образования : сб. материалов конф. СПб. : С.-Петербург. филос. о-во, 2002. С. 43—54. (Symposium ; вып. 23).

3. Курьянович А. В. Способы реализации волюнтативных установок в современных эпистолярных текстах рекламного характера // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 4. С. 107—111.

4. Муляр Л. А. Социально-философские смыслы образа-концепта «успех» : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Нальчик, 2012. 44 с. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/ index.php?id54=14846&from54=4 (дата обращения: 20.12.2012).

5. Неретина Е. А., Макарец А. Б. Web-сайт вуза как важный инструмент маркетинговых коммуникаций // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. 2009. № 41. С. 85—94.

6. Ним Е. Г. Социологический анализ медиа-реальности: пространственный подход // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн. 2011. Т. 8, № 4. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/nim.pdf (дата обращения: 20.12.2012).

7. Палей Е. В. Образ российского университета в интернет-пространстве: опыт са-мопрезентации // Актуальные проблемы современной когнитивной науки : материалы Четвертой Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иваново : Иваново, 2011. 350 с.

8. Палей Е. В. Ценности открытого образования и возможности развития индивидуальности // Известия вузов. Сер. : Гуманитарные науки. 2011. Т. 2, вып. 1. С. 40— 43.

9. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестн. междунар. организаций. 2011. № 1. С. 133—144.

10. Руберт И. Б., Морозова О. Н. Политическая интернет-реклама как регулятивный тип дискурса // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 7, № 1. С. 150—160.

11. Салимова Т. А., Витолкина Н. Ш. Сравнительная характеристика потребителей высшего учебного заведения // Университетское управление. 2010. № 1. С. 71—77.

12. Сидорова В. Л. Формирование эффективного имиджа вуза // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 6, Университетское образование. 2008. Вып. 11. С. 13—20.

13. Сугак Д. Б. Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза // Вестн. С.-Петербург. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 3. С. 77—81.

14. Фешенко А. В. Веб-сайт университета в современном информационнокоммуникационном пространстве // Гуманитарная информатика. 2009. № 5. С. 103—112.

15. URL: http://nariu.ru/university/about/business_card/ (дата обращения: 19.02.2013).

16. URL: http://old.dviu.ru/info/mission.php (дата обращения: 15.12.2012).

17. URL: http://sfedu.m/00_main_2010/main_context.shtml?about/ab#a2 (дата обращения: 17.02.2013).

18. URL: http://spbu.ru/ (дата обращения: 10.02.2012).

19. URL: http://susu.ac.ru/ (дата обращения: 10.02.2012).

20. URL: http://tsu.tula.ru/information/documents/anticorruption/ (дата обращения:

10.12.2012).

21. URL: http:// www.ivanovo.ac.ru (дата обращения: 15.02.2013).

22. URL: http://www.kubsu.ru/University/mission/ (дата обращения: 10.12.2012).

23. URL: http://www.nsu.ru/exp/index.jz (дата обращения: 10.02.2012).

24. URL: http://www.stavsu.ru/page.aspx?path=news&idpage=2 (дата обращения:

15.12.2012).

25. URL: http://www.vsu.ru/russian/docs/pdf/strateg2012_16.pdf (дата обращения:

15.12.2012).

26. URL: http://www.usu.ru/usu/opencms/ (дата обращения: 15.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.