Научная статья на тему 'Методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов'

Методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1835
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙТ / МЕТОДИКА / ОЦЕНКА / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КАЧЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / WEB-SITE / METHODS / ASSESSMENT / MARKETING COMMUNICATIONS / QUALITY / INTERNET-MARKETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарец А. Б.

В статье рассматривается авторская методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов. Методика прошла практическую апробацию и может использоваться как универсальный инструментарий в комплексной оценке применения Интернет-маркетинга в вузах, а также для сравнительной оценки вузовских сайтов и формирования их рейтингов. Методика зарегистрирована в Отраслевом фонде алгоритмов и программ ГКЦИТа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment methods of quality of communicating techniques of higher educational establishments Web-sites

This article deals with author's assessment methods of marketing communicating techniques quality of Higher Educational Establishments (HEE) Web-sites. Given methods proved to be effective in practical study and can be used as universal tools in complex assessment of HEE Internet marketing implementation as well as for comparative assessment of HEE sites and ratings formation. Above methods have been registred in branch fund of algorithms and programmes of State Coordinating Centre of Information Technologies (SCCIT).

Текст научной работы на тему «Методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов»

Обозначения и сокращения:

Назначение полей таблицы courses полностью аналогично назначению полей соответствующей таблицы в базе данных сервера дистанционного обучения за исключением того, что доступны два первых способа хранения учебных материалов.

5. Физическая структура приложения

На рис. 9 показана физическая структу-

ра размещения ASP.NET страниц в каталогах сервера. Стрелками обозначены возможные переходы с одной страницы на другую. Стрелка в заретушированном кружке обозначает функциональность, доступную с помощью навигационного меню в верхней части страницы, которое имеет различный состав команд в зависимости от роли пользователя.

Литература

1. Алексеев А.Н., Волков Н.И., Кочевский А.Н. Элементы нечеткой логики при программном контроле знаний //Открытое образование. - 2004. - № 4.

2. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник. - М., 2001.

3. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. - М., 2001.

4. Тихомиров В.П., Кондратьев В.К., Филинов Е.Н., Бойченко А.В. Открытые информационные системы дистанционного обучения - основа открытого образования //Открытое образование. - 2001. - № 3.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВУЗОВСКИХ ВЕБ-САЙТОВ

А.Б. Макарец, зав. каф. Информационных систем в экономике Тел.: (831) 307-9125; E-mail: [email protected] ФГОУВПО Саровский физико-технический институт http://www.sar/ti. ru

This article considers author's assessment methods of marketing communicating techniques quality of Higher Educational Establishments (HEE) Web-sites. The methods proved to be effective in practical approbation and can be used as universal tools in complex assessment of HEE Internet marketing implementation as well as for comparative assessment of HEE sites and ratings formation. The above methods have been registered in branch fund of algorithms and programmes of State Coordinating Centre of Information Technologies (SCCIT).

В статье рассматривается авторская методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов. Методика прошла практическую апробацию и может использоваться как универсальный инструментарий в комплексной оценке применения Интернет-маркетинга в вузах, а также для сравнительной оценки вузовских сайтов и формирования их рейтингов. Методика зарегистрирована в Отраслевом фонде алгоритмов и программ ГКЦИТа.

Ключевые слова: сайт, методика, оценка, маркетинговые коммуникации, качество, Интернет-маркетинг.

Keywords: web-site, methods, assessment, marketing communications, quality, Internet-marketing.

Введение

Успех деятельности любой организации сегодня зависит, прежде всего, от инноваций, от эффективного использования современных информационных технологий, от обеспеченности информационными ресурсами и от способности грамотно их использовать для повышения конкурентных преимуществ.

Появление и быстрое развитие Интернета явилось прорывом в развитии информационных технологий, маркетинговых и рекламных коммуникаций. Сегодня Интернет-маркетинг - это один из самых быстро-развивающихся элементов комплекса маркетинговых коммуникаций. Интернет предоставляет качественно новые возможности, в том числе для маркетинга образовательных услуг, являясь новым мощным каналом распространения информации.

В настоящее время все образовательные учреждения, в том числе и вузы, являются реальными участниками рыночных отношений, субъектами рынка образовательных услуг и рынка труда. Современная трактовка рыночной ориентации базируется на стратегической и интегрирующей роли маркетинга в системе управления организацией. Кроме того, в рамках современной концепции маркетинга взаимоотношений акцент делается не только на потребителя, но и на других партнеров и контактные аудитории. Это обусловливает необходимость применения в деятельности вузов современных инструментов маркетинга [1].

Каждое высшее учебное заведение, рассчитывающее на приток абитуриентов, имеет собственный веб-ресурс и, зачастую, не один. Сайт вуза как его основная форма активности в Интернете является осознанной формой деятельности в современном информационном обществе. С точки зрения Интернет-маркетинга, веб-сайт - это набор информационных блоков и инструментов для работы с одним или несколькими сегментами целевой аудитории. Какая информация будет представлена на нем, какие инструменты будут задействованы, как они будут взаимодействовать между собой -все это зависит от выбранной вузом стратегии продвижения образовательных услуг,

краткосрочных и долгосрочных задач, а также от типа сегментов целевой аудитории и возможностей контактировать с ней. Вебсайт может построить отношения с потребителями и членами профессионального сообщества, посещающими Интернет, намного лучше, чем большинство других видов маркетинговых коммуникаций. Поэтому Интернет-составляющая выступает как часть стратегии развития вуза.

В настоящее время веб-сайт вуза является одним из мощных инструментов системы маркетинговых коммуникаций в сфере образования. Практический опыт вузов показывает, что активно работающий образовательный веб-сайт позволяет успешно решать ряд важных задач:

• продвижение образовательных услуг;

• поддержка имиджа высшего учебного заведения;

• коммуникации с профессиональным и научным сообществом;

• сопровождение и повышение комфортности образовательного процесса;

• развитие взаимоотношений с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда.

Реализация Интернет-присутствия предполагает создание веб-сайта как основной формы активности высшего учебного заведения в глобальной сети. Процесс создания сайта как доминирующей компоненты вузовского Интернет-маркетинга включает в себя следующие этапы:

• определение целей и задач, планирование;

• проектирование, реализация, информационное насыщение;

• реализация маркетинговой программы продвижения сайта в глобальной сети;

• оценка качества ресурса и его эффективности.

В рамках поддержки и сопровождения сайта необходимо проводить периодический внутренний мониторинг веб-ресурса и оценивать, в какой степени имеющийся информационный ресурс соответствует целям и задачам вуза, современным требованиям, предъявляемым к веб-ресурсам профессионального сообщества, насколько он удовлетворяет аудиторию постоянных посетителей [2]. Также следует внимательно относится к сайтам ближайших конкурентов и периодически осуществлять мониторинг их ресурсов.

Это требуется как для реальной оценки уровня ресурсов, представленных в сети, так

и для разработки уникальных (отличительных) возможностей собственного образовательного ресурса.

Все это диктует необходимость разработки методических подходов к оценке качества вузовских сайтов, с точки зрения реализации маркетинговых Интернет-коммуникаций с целевыми аудиториями.

1. Обзор и анализ существующих методических подходов к оценке качества и эффективности сайтов

Существующие общие методики оценки эффективности функционирования сайтов, а также общепринятые подходы по расчету ROI (окупаемости инвестиций в веб-ресурсы) не могут быть применены для оценки вузовских сайтов в связи с особенностями продукта вуза - образовательных услуг [3]. Например, в работе В.Голика [4] рассматривается ряд методик оценки эффективности проектов в Интернете, в частности, Интернет-магазинах. Однако они не могут быть использованы для оценки эффективности сайтов учреждений, оказывающих образовательные услуги, в которых требуется оценка не коммерческой, а коммуникативной направленности веб-ресурса. В связи с этим интерес для анализа вузовских сайтов представляют, прежде всего, подходы, связанные с оценкой не эффективности, а качества Интернет-ресурсов.

Отдельным направлением в анализе веб-ресурсов является SEO-аудит (Search Engines Optimization - анализ продвижения сайта в поисковых системах и каталогах) и анализ на основе веб-аналитики (по данным систем статистики посещений и Log-анализаторов). Подробно с событийным анализом сайтов и практическими рекомендациями по повышению эффективности работы сайта можно познакомиться в [5]. К этому направлению также относятся методики, основанные на анализе пользовательских перемещений. Особый интерес представляет методика [6] («Диаграмма Спива-ка»), которая на основании выполненного анализа позволяет оптимизировать структуру сайта и систему навигации для направления потоков пользователей по нужному трафику.

Для анализа качества маркетинговых коммуникаций важно оценить прежде всего степень восприятия целевой аудиторией информационного контента. В связи с этим следует осуществлять оценку содержимого сайтов и удобства работы пользователей с информацией, размещенной на информационном ресурсе. В табл. 1 представлена информация, касающаяся результатов отечественных исследований в области оценки качества вузовских сайтов, а также составленных на их основе рейтингов.

Таблица 1

Рейтинги качества сайтов отечественных вузов

Виды рейтинговых Источник. Кол-во Кол-во Субъекты

№ исследований / Сайт с информацией Дата исследования сайтов критериев оценки

1 Всероссийский конкурс образовательных ре сур сов Интернета. "Об- Минобразования РФ: Экспертные

разование в Рунете". Номинация (.(.Высшее образование». http ~Лwww.i ct. е du .ru/konkur s/ Фонд Сороса 2002 г. 65 7 оценки членов жюри

2 Анализ вуз обских сайтов - экс- Журнал Оценки

пертная оценка ведущего рубрики «Computer 4 3 эксперта

«Тестирование сайтов» www. с omputerbil d.ru bild» [7] 12.2006 г. журнала

3 Рейтинг сайтов челябинских Сайт «Вузы Оценка

вузов www.chelvuz.ru Челябинска» 0б.2007г. 15 10 модератора

4 Рейтинг сайтов московских вузов Журнал Оценки

- по степени значимости и важно- «Форум» S 3 эксперта

сти для студентов www. forum .mabiu .net [8] 02.2008 г. журнала

5 Рейтинг сайтов вузов г. Москвы по AHO НРА Оценки

уровню раскрытия информации для абитуриентов - 2008| www.reitor.ru «Реитор» [9] 06.2008 г. 65 7 экспертов НРА «Рейтор»

Представленные в таблице виды рейтинговых исследований являются контент-анализом вузовских сайтов на основе метода экспертных оценок. Работа в поисковых системах и анализ статистики посещений данными исследованиями не затрагиваются.

В проведенных исследованиях оцениваются такие параметры, как функциональность и дизайн. Некоторые методики, использованные в рассмотренных исследованиях, представляют простой экспресс-анализ [8], в основе других лежат более емкие и сложные алгоритмы получения итоговых количественных характеристик и формирования на их основе рейтингов вузовских сайтов [7,9].

Рейтинговый подход позволяет проводить сравнительный анализ сайтов вузов, причем итоговая количественная мера рейтинга показывает, насколько лучше/хуже показатели соответствующего сайта в сравнении с лидером рейтинга.

Методики различаются по критериям анализа, их количеству, что, в конечном счете, определяет разную направленность исследований или конкурсов. Поскольку на качество веб-ресурса вуза оказывает влияние множество разнообразных факторов, их учет необходим при разработке комплексной методики оценки качества сайтов.

2. Методические подходы к оценке качества маркетинговых коммуникаций вузовских сайтов

Как и в рассмотренных практических исследованиях (табл. 1), в предлагаемой методике не затрагиваются вопросы продвижения в поисковых системах, в основу анализа количественных характеристик также положен метод экспертных оценок. В рассматриваемой методике выбран метод индивидуального оценивания, который характеризуется оперативностью, возможностями в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта и отсутствие давления со стороны авторитетов. В расчетах в рамках математической модели участвуют индивидуальные оценки мнения каждого эксперта, которые сводятся в итоговые оценки по каждому ресурсу.

Качество маркетинговых коммуникаций веб-ресурса вуза имеет многогранный и сложный характер, поэтому для создания его интегральной оценки необходимо учесть в методике множество различных факторов. Для формирования промежуточных и итогового интегрального показателя необходимо

решить следующие методологические задачи:

• определить систему факторов из состава комплекса средств маркетинговых коммуникаций, которые формируют качество Интернет-коммуникаций вузовских сайтов, т. е. построить модель оценки качества маркетинговых коммуникаций веб-сайтов высших учебных заведений;

• определить систему критериев, подлежащих оценке экспертами, которые будут являться исходными данными в математической модели представляемой методики;

• выбрать метод, позволяющий интегрировать критерии в промежуточные маркетинговые показатели;

• определить оптимальное градуирование шкалы для оценивания критериев экспертами;

• определить процедуры нормирования итоговых оценок для удобной интерпретации результатов исследования и нормализации итогов сравнительного анализа сайтов для формирования рейтинга.

В рассматриваемой методике используется следующая терминология:

- критерий - признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо, объект суждения и основание для оценки. Экспертной оценке подлежит элементарный элемент методики - критерий. Работа экспертов состоит в оценке каждого критерия из полного набора для всех анализируемых сайтов.

- параметр - функциональный сводный маркетинговый показатель, вычисляемый на основе совокупности соответствующих критериев, имеющих свой вес для данного параметра (1). После вычисления он имеет важность не только как промежуточное количественное значение в итоговой оценке, но и как показатель с самостоятельным функциональным смыслом.

- коэффициент коммуникативности вузовского веб-сайта - итоговая оценка как количественная мера, получаемая путем сведения рассчитанных параметров, имеющих свой вес в формуле итогового сведения (2). Итоговый коэффициент усредняется по формуле (3). Данный коэффициент показывает, насколько в процентном соотношении ваш веб-ресурс в меньшей степени соответствует «идеальному качеству сайта» по представлениям экспертной группы. При необходимости может быть дополнительно получено сглаженное значениие - итоговая оценка без учета максимальной и мини-

мальнои составляющих, для исключения влияния «аномальных» мнений на итоговый результат.

- рейтинг вузовских сайтов по качеству маркетинговых коммуникаций - нумерованный перечень вузовских сайтов, принадлежащих к анализируемой целевой группе, который упорядочен по нормированным значениям собственных итоговых оценок (коэффициентов коммуникативности) (4). Нормированный рейтинговый коэффициент ресурса показывает, насколько в процентном соотношении ваш сайт уступает в сравнительной оценке лидеру в проведенном исследовании.

3. Математическая модель методики оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских сайтов

Задано множество критериев V для оценки экспертами

V = (V,., i = 1, -13} .

Определена шкала оценок с реперными точками

Z = (z, ,0,1...Z max},

где Zmax - максимальное значение оценочной шкалы.

Для анализа выбраны к вузовских сайтов в определенной целевой группе.

Экспертный пул состоит из f экспертов.

При сведении критериев в параметры и параметров модели в итоговый показатель используем неравновесную модель, то есть все критерии и параметры получают различные весовые коэффициенты. Каждый весовой коэффициент определяет значимость вхождения критерия в параметр модели и соответственно параметра в итоговую интегральную оценку.

Для сведения частных характеристик качества ресурса (критериев) в интегральные параметры был выбран метод суммирования их значений (в виде оценки экспертов по фиксированной шкале) с соответствующими весовыми коэффициентами по формуле

Гт,-

K =

Л

Е ot • p

Z m

•100,

(1)

где К ] - текущий]-й параметр;

О. - вес . критерия;

Р. - оценка экспертом г-го критерия;

Z - максимальное значение оценоч-

ной шкалы;

Т - число критериев в]-м параметре.

Нормировка к коэффициенту 100 в методике позволяет перейти к процентной интерпретации полученных количественных показателей, где уровню 100 соответствует полное и «идеальное» представление информации по функциональному параметру.

При сведении параметров в итоговый показатель суммируются значения параметров (1) с соответствующими весовыми коэффициентами по формуле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

( п \

R =

Е К- • G,

V1= R - :

(2)

где К1 - значение итоговой оценки по

оценкам 1-го эксперта;

О] - вес ]-го параметра; К ] - значение текущего ]-го параметра;

п - число параметров в модели. В результате получаем множество итоговых оценок для каждого ресурса по всем экспертам

Я = {г, г = 1,...к}.

Для получения множества итоговых оценок по всем сайтам

Яб = {гв., г = 1,... /} выполняем усреднение по формуле

Е R R = ^

(3)

где Я - среднеарифметическое значение итоговой оценки для каждого сайта;

Я I - итоговая оценка 1-го эксперта для каждого сайта;

к - количество задействованных экспертов.

При достаточном количестве участвующих в исследовании экспертов дополнительно можно получить сглаженное значение множества Я как среднеарифметическое значение множества Я, исключив максимальную и минимальную оценку по каждому веб-ресурсу. Следовательно, можно получить новое множество Яsg без учета оценок самого «предвзятого» и самого «расположенного» экспертов по каждому сайту

Я^ = ,. = 1,.../}.

Для получения итогового рейтинга необходимо провести нормировку к коэффициенту 100 полученных множеств Яб и Яsg по формуле:

i=1

Z =

R

400, (4)

R

s max

где Z - нормированное значение к коэффициенту 100 итоговой оценки для каждого сайта;

Rs - усредненное значение итоговой оценки для каждого сайта;

Rs max - максимальное значение Rs .

4. Определение критериев, параметров и соответствующих весовых коэффициентов

Формирование комплекса критериев для анализа качества маркетинговых коммуникаций веб-сайтов высших учебных заведений проводилось нами на основе практического опыта по созданию и сопровождению вузовского информационного ресурса [10], личному участию в исследованиях, связанных с тестированием сайтов образовательного назначения, и результатов проведенного анализа существующих подходов к оценке качества сайтов.

Подбор критериев в методике является ключевым моментом, отражающим функциональную направленность исследования. Задачей экспертов является анализ и оценка, того, насколько эти критерии присутствуют или проявляются в ресурсе, насколько полно и удачно представлены они для восприятия посетительской аудиторией, насколько этот критерий вносит вклад в качество коммуникативной направленности веб-сайта вуза в целом.

В качестве критериев функциональных свойств вузовских сайтов в предлагаемой методике автором выделен ряд базовых показателей, характеризующих различные аспекты коммуникативных свойств вузовских сайтов:

- стартовая страница сайта - скорость загрузки стартовой страницы, влияние графики, понятность основной структуры сайта с главной страницы и центральной навигации, общее первое впечатление от ресурса по факту загрузки первой страницы.

- дизайн сайта - эстетическое и функциональное удобство, внешний вид, единый стиль для всех страниц, понятность и грамотность текстов, наличие alt-текста под изображениями, количество и качество иллюстраций, эргономичность цветового решения, использование современных эффективных технологий построения сайтов.

- usability сайта - удобство навигации по всему ресурсу, наличие функции поиска по сайту, дополнительных сервисов, карты

сайта, в итоге -общее удобство и комфортность работы с информационным ресурсом (методы оценки Usability описываются, например, в статье Н. Покровского «Usability-методы исследования Web-сайта» [11]).

- визитная карточка вуза: представительские и имиджевые характеристики — наличие логотипа вуза, миссии, описания сферы деятельности, подробной исторической справки, перечня значимых достижений, информации по ключевым персоналиям. Отражение процесса построения и развития брэнда. Кадровый и научный потенциал, членство в сообществах, международные связи, научная деятельность. Вузовская политика в области качества. Общественная жизнь вуза и студентов, спорт в вузе, вузовские клубы по интересам. Структура: факультеты, институты, кафедры, филиалы и представительства. Представление специальностей и направлений подготовки. Инновационная деятельность и участие в международных программах.

- позицирование конкурентных преимуществ - информация о подготовке по новым или «немассовым» специальностям, специализациям, направлениям. Выделение роли и места вуза в отраслевом образовании, брендинг. Наличие уникального оборудования и лабораторий в вузе. Интеграции с базовыми предприятиями, производственная практика студентов и дипломные работы на базе ведущих предприятий отрасли. Наличие центров обучения и сертификации ведущих фирм. Участие и результаты в различных рейтингах вузов. Наличие устойчивых связей с зарубежными вузами, программ по обмену преподавателями и студентами.

- информация абитуриентам - доступность для знакомства с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, планом и правилами приема в вуз. График работы приемной комиссии, статистика показателей приема за прошлые годы, типовые экзаменационные вопросы и задачи. Пересчет баллов ЕГЭ. Предлагаемые вузом специальности, виды и стоимость платного обучения. Довузовская подготовка, олимпиады, заочные школы, профильные лицеи, другие системы привлечения талантливой молодежи в вуз. Наличие материалов по профессиональной ориентации молодежи.

- дополнительные образовательные услуги - вечернее, заочное и дистанционное образование, сокращенные программы обу-

чения. Послевузовское образование - получение второй специальности, получение дополнительной квалификации. Целевая подготовка специалистов по прямым договорам. Магистратура, аспирантура и докторантура. Программы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, краткосрочные курсы и семинары. Новые профессиональные образовательные программы, бизнес-образование. Стоимость и сроки обучения по каждой программе.

- поддержка образовательного процесса - наличие расписания занятий на сайте, дополнительных учебных материалов для студентов: электронных версий лекций учебных курсов, планов проведения семинарских и лабораторных занятий, практикумов. Электронная библиотека, наличие доступа во внешние полнотекстовые хранилища, в т.ч. зарубежные БД научной информации и зарубежные издательства (Эльзивир, Шпрингер, Клювер и др.), наличие е-1еагши§ и уровень развития в вузе дистанционного образования.

- выпускники, их трудоустройство -статистика выпусков, информация о карьерном росте выпускников, наличие «ассоциаций выпускников», встречи и мероприятия выпускников, информация от работодателей, стажировки и послевузовское образование.

- обратная связь с аудиторией сайта

- наличие адреса электронной почты для обращений, гостевой книги, «виртуальной приемной» руководства вуза, форума с мо-дерированием и активности постоянной аудитории на нем, системы голосований и учета коллективного мнения. Наличие открытой системы счетчиков посещений и индикаторов участия в рейтингах посещений.

- обновляемость и актуализация информации на сайте - наличие новостей о значимых мероприятиях в вузе, анонсов и планов мероприятий. Степень их обновляе-мости. Информация о последних изменениях на сайте, уровень актуализации информационного контента.

- функция полезного образовательного ресурса - наличие дополнительной образовательной информации - познавательной, справочной, нормативной. Наличие интересных тематических разделов. Оценивается, насколько вузовский сайт является интересным и полезным ресурсом для целей образования, студентов, преподавателей, а также прикладных специалистов. Наличие дополнительных сервисов, информеров.

Ссылки на полезные информационные ресурсы во внутренней сети и Интернете. Внешние ссылки на федеральные образовательные порталы. Наличие веб-ресурсов подразделений вузов - филиалов, представительств, сайтов факультетов, кафедр, страничек преподавателей, студентов, а также неофициального сайта вуза и сайтов студенческих сообществ.

- функция электронного СМИ - наличие на сайте обращения первого руководителя к посетителям сайта, страничек с различной информацией о вузе, его мероприятиях, выдающихся сотрудниках и выпускниках. Вузовские СМИ - наличие разделов с электронными версиями вузовских газет и журналов. Наличие раздела «Пресса о вузе» с перепечаткой статей или ссылками на внешние публикации в глобальной сети. Заметки об общественной жизни вуза. Спортивная жизнь и вузовские клубы по интересам. Подробность новостных сообщений на сайте. Электронные публикации научных трудов и тезисов докладов на научно-практических конференциях. Наличие индикаторов популярности сайтов (тематический индекс цитирования CY Яндекса или Page Rank Google).

Оценки критериев сводятся по формуле (1) в групповые показатели - параметры. В табл. 2 представлена информация по сведению критериев в параметры и назначение соответствующих весовых коэффициентов, как для формулы сведения критериев (1), так и для формулы сведения параметров в итоговую оценку (2). Каждый параметр является не только промежуточным количественным значением в итоговой оценке, но и самостоятельным показателем соответствующей компоненты Интернет-маркетинга, реализуемой вузовским сайтом.

Для оценки функциональных свойств вузовских сайтов в разработанной методике определены сводные параметры как основные элементы Интернет-маркетинга, характеризующие уровень и качество маркетинговых коммуникаций вузовского сайта:

- технологичность сайта - качество реализации непосредственно инструмента маркетинговых коммуникаций. Вряд ли эффективное решение целей Интернет-маркетинга возможно без профессионального подхода к технологиям проектирования веб-сайтов. Интернет как универсальная коммуникационно-информационная среда содержит комплекс своих специфических маркетинговых и информационных техно-

логий. Сайт должен быть удобным и понятным, аккуратно выполненным, реализованным в соответствии с фирменным стилем вуза, доступным вне зависимости от ресурсов компьютера посетителя.

- позиционирование вуза и поддержка имиджа - имиджевая коммуникация является для вуза одним из наиболее эффективных способов взаимодействия с потенциальными потребителями образовательных услуг. В целях формирования своего имиджа высшее учебное заведение должно инициировать коммуникационные потоки и осуществлять контроль над ними. Имидж диктует

Весовые коэффициенты для агре]

потребителю требования канала коммуникации и задает формат наиболее эффективного типа сообщения. Эффективность имиджевой коммуникации обусловливается точностью передачи информации и совпадения знаковых систем коммуникатора и получателя сообщения. Процесс формирования имиджа вуза включает в себя следующие этапы: идентификация вуза как реального объекта, позиционирование вуза, визуализация образа, символическое представление вуза [12]. Данный параметр отражает, в какой степени сайт вуза решает эти задачи.

Таблица 2 в итоговый интегральный показатель

Параметр методики / Критерий Вес критерия

Вес параметра (в параметре)

Технологичность сайта Дизайн сайта 0,4

Be с крит ер ия—0,20 ШаЪВу сайта 0,4

Стартовая страница o¿

Позиционирование вуза Визитная карт очка вуза: 0,6

и поддержка имиджа пр е д ст авитель ские и имиджевые ххраифнляп

В е с крит ер ия—0,20 По зицир о е ание конкурентных преимуществ 0,1

Информация абитуриентам 0,15

Дополнительные образовательные 0,05

услуги

Выпускники, трудоустройство ОД

ВЫПУСКНИКОВ

Реклама и продвижение Информация а битуриентэи 0,6

образовательных у с луг Дополнительные образовательные услуги ОД

Вес критерия—0,30 Функция .электронного СМИ 0,05

По зицир о е ание конкурентных 0,05

преимуществ

Визитная карт очка вуза: o¿

пр ед ст авите ль ские и имиджевые

характеристики

Управление ТЬаЪЦйу сайта 0,05

вза и м о отно ше ниям и с Поддержка образовательного процесса ол

клиентами Обр атная связьсаудиториейс айта 0,5

Обновляемость в актуализация 0,05

Be с критерия—0,15 информации на сайте

Функция полезного образовательного 0¿

ресурса

Public Relations (PR- Функция .электронного СМИ 0,7

свл зи с Обновляемость и актуализация 0,1

общественность!«) информации на сайте

Визитная карт очка вуза: 0,15

Вес критерия—0,15 пр е д ст авитель ские и имиджевые характеристики

Информа ция а биту риентам 0,05

- реклама и продвижение образовательных услуг - прямое побуждение потенциального обучающегося к действию путем информирования его о множественной выгоде, получаемой им при выборе данного вуза и приобретении его образовательных услуг. Привлечение абитуриентов в услови-

ях острой конкурентной борьбы и ухудшения демографической ситуации - актуальная задача для любого вуза в настоящее время.

- функция управления взаимоотношениями с клиентами -проявление свойств клиентоориентированности ресурса. Решается ли задача привлечения новых клиен-

тов, расширения и удержания постоянной аудитории. Работает ли ресурс в направлении реализации программ клиентской лояльности, насколько эффективна система обратной связи. В какой степени наблюдение за посетителями сайта позволяет вузу собрать статистическую информацию о поведении посетителей на сайте и их предпочтениях, выявить степень заинтересованности посетителей к различным разделам сайта.

- public relations (связи с общественностью) - положительные публикации о вузе, о его образовательных услугах, презентации, пресс-конференции, пресс-релизы, «виртуальные» экскурсии по вузу. Проведение маркетинговых мероприятий с их активным освещением в Интернете.

Некоторые особо значимые критерии входят в состав нескольких параметров (но с разными весовыми коэффициентами), что наглядно иллюстрирует рис. 1.

5. Апробация методики. Практическое исследование качества маркетинговых коммуникаций отраслевых вузов Госкорпорации Росатом и филиалов МИФИ

В качестве практической апробации методики проведено тестирование сайтов и построен рейтинг целевой группы вузов -трех отраслевых вузов ГК Росатом и двух филиалов МИФИ (табл. 3). Целевая группа выбрана однородной - данные вузы принад-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лежат к одной категории технических вузов по числу студентов и по принадлежности к системе подготовки отраслевых кадров.

В тестировании принимали участие эксперты, имеющие практический опыт работы, в сфере высшего профессионального образования и в области Интернет-технологий. Привлекались 8 экспертов: 6 из г. Сарова, 2 из г. Нижнего Новгорода. Из исследования был исключен Саровский физико-технический институт по правилам проведения независимого экспертного исследования.

Для оценок задавалась 7-балльная шкала (0-6). Слишком большой разброс в шкале баллов (как в других методиках оценки -табл. 1) будет искажать картину, т.к. изначально предполагалось, что выбранные вузы относятся к одной функциональной группе и по многим показателям будут не сильно различаться друг от друга.

Для проведения тестирования была разработана инструкция по применению методики для экспертов и подготовлены экспертные анкеты (оценочные листы), в которые заносились результаты анализа Интернет-ресурсов. Обработка исходных данных осуществлялась автоматизированным образом с помощью разработанного модуля (MS Excel), в котором проведен расчет итоговых коэффициентов коммуникативности и построен итоговый рейтинг.

Рис. 1. Связь критериев с интегральными параметрами методики

Таблица 3

Подразделения НИЯУ МИФИ - отраслевые вузы ГК Росатом и филиалы МИФИ - участники исследования по данной методике

J4? Полное название вуза Сокращен ие URL сайга вуза

1 Сн ежин екая г о судар сте енн ая физико-техническая академия СГФТА httpz/Avww. sfti. sn_z.ru/

2 Сев ер екая го суд ар с те енн ая технологическая академия СГТА http://www. ssti.ru

3 НоЕоуральскнй государственный технологический институт ИЛИ http://wTvw.iisn .ni

4 Технологический институт (г. Лесной)— филиал МИФИ ТИ-МИФИ http://www.mephi 3 .m

5 Озерский технологический институт — филиал МИФИ оти- МИФИ http://www. oti.ru

На рис. 2 представлен ранжированный ряд сайтов по итоговому показателю, на рис. 3 - итоговый рейтинг качества маркетинговых коммуникаций. Левый столбец на диаграммах представляет усредненное значение по всем экспертам, правый - сглаженное значение (среднеарифметическое значение

получалось без учета максимального и минимального значений по каждому сайту).

Методика позволяет выполнять законченное частичное исследование по одному из пяти параметров (табл. 2, рис. 1). На рис 4. представлен рейтинг исследуемых сайтов по одному из параметров методики.

СГТА ОТИ-МИФИ НГТИ ТИ-МИФИ СГФТА Рис. 2. Ранжированный ряд исследуемых сайтов по итоговому показателю

Рис 3. Рейтинг сайтов отраслевых вузов ГК Росатом и филиалов МИФИ по качеству маркетинговых коммуникаций

СГТА 0ТИ-М1ФИ НГТИ ТИ-1Л1ФИ СГФТА Рис. 4. Рейтинг исследуемых сайтов по качеству представления на сайте рекламы и выполнения сайтом функции продвижения образовательных услуг

Дополнительно в рамках данного практического исследования проведены расчеты на согласованность мнений экспертов с использованием аппарата рангового дисперсионного анализа Фридмана [13]. Рассчитанные коэффициенты конкордации Кендалла являются значимыми как для каждого оцениваемого критерия, так и для интегральных показателей методики и показывают, что мнения экспертов в данном исследовании согласованны.

Заключение

Представленная методика прошла экспертизу и зарегистрирована в Отраслевом фонде алгоритмов и программ ФГНУ Государственного координационного центра информационных технологий [14].

В настоящее время проводится практическое исследование с использованием рассмотренной методики по анализу сайтов шести классических университетов Приволжского Федерального округа. Также использование методики включено оргкомитетом в программу XII Международной научно-инновационной конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Полярное сияние - 2009» (г. Санкт-Петербург) в рамках конкурса сайтов вузов - участников конференции.

Предложенная методика анализа качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов может иметь следующее

практическое применение:

• как инструмент оценки качества сайта при внутреннем мониторинге ресурса;

• универсальный инструментарий в комплексной оценке применения Интернет-маркетинга в вузах;

• как готовая методическая основа для конкурсов вузовских сайтов;

• для получения количественных характеристик при сравнительной оценке вузовских веб-сайтов и построении рейтингов сайтов исследуемой группы вузов;

• в упрощенном виде для частных исследований (рис 4.);

• как один из элементов исследований по комплексной общественной оценке вузов.

• для использования вузами в конкурентном бенчмаркинге, позволяя сопоставить в полученном рейтинге результаты деятельности конкурентов в Интернет-маркетинге.

Рассмотренная методика качества маркетинговых коммуникаций вузовских сайтов позволит определить, в какой степени сайт вуза соответствует задачам Интернет-маркетинга, насколько организованный коммуникативный процесс на вузовском сайте будет достигать своих целей и благоприятно восприниматься контактной аудиторией и отражать позиции вузов - конкурентов.

Литература

1. Неретина Е.А., Макарец А.Б. Рыночная ориентация процессов формирования и продвижения образовательных услуг высшего учебного заведения // Интеграция образования. - 2008. - № 2. - С. 18-24.

2. Макарец А.Б., Беляева Г. Д. Интернет-сайт вуза - эффективный инструмент маркетинговых коммуникаций // Сб. ст. Всеросс. научн.-практич. конф. «Маркетинг: современные реалии и вызовы времени» / Мордовский университет. - Саранск, 2008. - С. 86-93.

3. Макарец А.Б. Анализ образовательных услуг с позиций маркетингового управления // Вестник Саровского физтеха. - 2008 - №13-14. - С. 128- 135.

4. Голик В.С. Эффективность Интернет-маркетинга в бизнесе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 1. - С. 124- 133.

5. Рыжиков С.В. Способ учета рекламных компаний для интернет-проектов и событийный анализ сайта // Интернет-маркетинг. - 2006. - № 1. - С. 45-53.

6. Спивак С. Эффективный сайт. Авторские семинары-тренинги Сергея Спивака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spivak.ru/spivak_diagram/

7. Образовательные ресурсы в Интернет. Тестирование сайтов. Сайты российских вузов. // Сотри-terBi1d. - 2006. - № 12. - С. 45- 46.

8. Рейтинг сайтов наших вузов. Где искать своих в Сети? // Форум. - 2008. - № 2. - С. 52 - 53.

9. Рейтинг московских вузов по уровню раскрытия информации для абитуриентов на сайте 2008 [Электронный ресурс] // Сайт АНО НРА «Рейтор». - Режим доступа: http://reitor.ru/ru/observatory /raitings/reit_uri/.

10. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 11038: Сайт экономико-математического факультета СарФТИ / А.Б. Макарец - № 50200801518 // Инновации в науке и образовании. - 2008. - № 7(42). - С. 30.

11. Покровский Н. Usabi1ity-методы исследования Web-сайта [Электронный ресурс] // Сайт Usabi1ity.ru. - Режим доступа: http://www.usabi1ity.ru/Artic1es/um.htm.

12. Неретина Е.А., Макарец А.Б. Имидж вуза в системе продвижения образовательных услуг // Сб. ст. III Междунар. научн.-практич. конф. «Маркетинг и общество» / КГФЭИ. - Казань, 2008. - С. 176 -179.

13. Бабич П.Н., Чубенко А.В., Лапач С.Н. Статистика в науке и бизнесе. - Киев: Морион, 2002. -

640 с.

14. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 11717: Методика и программа расчета коэффициента коммуникативности вузовских WEB-сайтов. Расчет и построение рейтинга сайтов по качеству маркетинговых коммуникаций / А.Б. Макарец - № 50200802197 // Инновации в науке и образовании. - 2008. - № 11(46). - С. 5.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Р.Ю.Машинистов, асп. Управления перспективных программ, проектов и информационных технологий Тел.: (495) 323-9401; E-mail: [email protected] Ю.А. Чернышев, д.т.н.,проф. каф. Компьютерных систем и технологий Тел.: (495) 323-9095; E-mail: [email protected] Московский государственный инженерно-физический институт (государственный университет)

http://www.mephi.ru

The article considers the principle of the organization of software infrastructure of experiment in the field of elementary particle physics. The article also presents mechanism of interaction with users.

Статья рассматривает принцип организации программной инфраструктуры эксперимента в области физики элементарных частиц. Статья также представляет механизм взаимодействия с пользователями.

Ключевые слова: база данных, обработка данных, эксперимент. Keywords: database, data computing, experiment.

Введение При подготовке и проведении экспери-

ментов в области физики элементарных частиц возникает необходимость в хране-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.