Эффективность использования мультимедиа-приложений при освещении результатов
рейдовых мероприятий в 2019 году
Материалы для публикации Направлено в СМИ Опубликовано в СМИ Среднее количество откликов в СМИ
Релиз 4 7 1,8
Релиз + фото 9 25 2,8
Релиз + видео 6 21 3,5
Итого: 20 53 2,7
Библиографический список
1. Кузьменкова А. А., Клочкова М. С. Краткий курс по связям с общественностью: учебное пособие. М.: Окей-книга, 2009. 107 с.
2. Симкачёва М. В. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Учёные записки Казанского университета. Т. 157, кн. 4. Гуманитарные науки, 2015. С. 118-126.
3. Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.
4. Пилейко А. И., Петрова Л. И. Адаптация медиаконтента к веб-среде сайтов и социальных сетей // Труды БГТУ. 2017.Серия 4. № 1. С. 96-102.
© Коломеец Ю. Ю., 2020
УДК [378.4+004.738.5]:[070+659.4]
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО ФИЛИАЛА - ХТИ КАК СРЕДСТВО PR-ПРОДВИЖЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ, ИНТЕГРАЦИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ МЕДИА
Минченко Валентина Викторовна,
магистрант
Научный руководитель — Е. С. Грищева, кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье анализируются информационные каналы и инструменты PR-продвижения Сибирского федерального университета и его филиала — Хакасского технического института в интернет-пространстве. Цель указанных каналов и инструментов — создание благоприятного и положительного имиджа образовательных учреждений у различных целевых групп. Описывается структура сайтов рассматриваемого вуза и его филиала, характеризуются структурные элементы сайтов и их содержательное наполнение. Как положительное отмечается не только развитие и совершенствование сайтов, появление их новых функций и возможностей, но и интеграция с социальными сетями, способствующая расширению границ коммуникации вузов с целевыми группами и увеличению заинтересованной аудитории. Кроме того, предлагаются рекомендации, направленные, по мнению автора статьи, на повышение уровня имиджа образовательных учреждений.
Ключевые слова: сайт, имидж вуза, интернет-пространство, пресс-служба, средство PR-продвижения, целевые группы, образовательные услуги, социальные медиа, интеграция, регламентированность.
OFFICIAL WEBSITE OF SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY AND ITS BRANCH - KHAKASS TECHNICAL INSTITUTE AS A MEANS OF PR PROMOTION ON THE INTERNET, AND INTEGRATION WITH SOCIAL MEDIA
Minchenko Valentina Viktorovna,
graduate student
Scientific supervisor — E. S. Grishcheva, Ph. D. of Philological Sciences, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)
The article analyzes information channels and PR-promotion tools of the Siberian Federal University and its branch — Khakass Ttechnical Institute in the Internet space. The purpose of these channels and tools is to create a favorable and positive image of educational institutions among various target groups. The article describes the structure of the sites of the University and its branch, describes the structural elements of the sites and their content. As a positive note,
not only the development and improvement of sites allow the emergence of new functions and features, but also their integration with social networks helps to expand the boundaries of communication between universities and target groups and increase the amount of the interested audience. In addition, the author offers recommendations aimed at improving the image of educational institutions.
Key words: website, University image, Internet space, press service, PR promotion tool, target groups, educational services, social media, integration, regulation.
В России традиционно поступление в высшие учебные заведения сопровождалось для потенциальных абитуриентов большой конкуренцией, однако за последние десятилетия ситуация изменилась, и теперь вузы, вступая в конкурентную борьбу, прилагают значительные усилия по привлечению поступающих на первый курс. Конкуренция на рынке образовательных услуг переместилась из физиологического пространства в информационную среду.
В наше время сайты вузов являются не просто средством информирования о деятельности образовательного учреждения, но и эффективным инструментом формирования благоприятного имиджа вуза, взаимодействия со средствами массовой информации, продвижения в интернет-пространстве.
В современных условиях непрерывно увеличивается количество интернет-пользователей, особенно среди молодёжи. Чтобы получить информацию об учебном заведении, каждый поступающий хотя бы раз в своей жизни использовал Интернет. Кроме этого, «интернет-технологии позволили вузам выйти на региональные, национальные и мировые рынки образовательных услуг», - отмечают О. М. Култышева и О. И. Рухляда в статье «Современные тенденции в организации web-сайта вуза» [1, с. 192].
В законодательной базе отсутствует точное определение понятия «сайт». В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» приведён термин «информационная система», содержание которого передано следующим образом: это «совокупность содержащихся в базах данных информации и обеспечивающих её об-
работку информационных технологий и технических средств» [2].
Цель нашей публикации - выявить и описать средства РЯ-продвижения сайтов вузов в сети Интернет, рассмотреть особенности интеграции сайтов с социальными медиа.
В данной статье мы будем придерживаться определения понятия «вейб-сайт», которое сформулировал А. В. Полтавец в работе «Вебсайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности»: «Под официальным веб-сайтом вуза понимается принадлежащий вузу веб-сайт, предназначенный для всестороннего и достоверного информирования (от имени руководства) внешних и внутренних посетителей о деятельности вуза, а также представляющий посетителям сайта всю необходимую для обеспечения взаимодействия с вузом, его руководством или его подразделениями справочную информацию» [3].
Для сайта современного вуза характерны такие функции, как информационная, рекламная, новостная, функция публикации документов, учебная, функция обратной связи. Очевидны и преимущества сайта как инструмента обеспечения вузовской деятельности: информационная мобильность, общедоступность, мультимедийность. Следовательно, сайт высшего учебного заведения - это наиболее эффективное средство позиционирования направлений и специальностей на рынке образовательных услуг, привлечения абитуриентов, спонсоров, партнёров, обеспечения узнаваемости, оперативного разрешения проблем и обратной связи [4, с. 135].
Перейдём к рассмотрению особенностей предмета нашего исследования. Сибирский федеральный университет является федераль-
ной автономной образовательной организацией некоммерческого характера, созданной прежде всего для осуществления образовательных услуг. Через сайт указанного вуза происходит информирование потенциальной аудитории о деятельности и перспективах образовательного учреждения, поэтому его влияние на формирование благоприятного имиджа достаточно велико. Сайт СФУ стал первой коммуникативной площадкой, которая смогла объединить четыре разных вуза, имеющих свою корпоративную культуру. В настоящее время к официальному сайту университета происходит около 47 000 обращений в день. За 14 лет первый официальный интернет-ресурс вырос в несколько тематических сайтов, представляющих собой «кольцо» официальных сайтов СФУ: «Официальный сайт СФУ», «Видео», «Международное сотрудничество», «Мой университет», «Научно -инновационный портал», «Новости», «Образовательный портал», «Поиск по сайтам», «Поступление», «СМИ», «Спорт и здоровый образ жизни», «Фотогалерея», «Закупки для нужд СФУ», «Оплата услуг СФУ».
В структуре сайта СФУ также представлены все типовые структурные элементы: сведения об образовательной организации, информация о её структуре и руководстве, поступлении и особенностях обучения в вузе, сведения о вузовской науке, спорте, внеучебной жизни, новостях и др. Главная страница представляет собой стационарную платформу и состоит из шапки, колонок и подвала. Шапка включает название организации (Сибирский федеральный университет), эмблему учреждения и два навигационных блока (тематический блок и категории пользователей) в нижней и верхней части шапки. Именно навигационные блоки способствуют удобному поиску на портале. Подробная же информация о самом сайте, его истории и функционировании представлена на главной странице в подразделе «СМИ». Отличительной и положительной особенностью
сайта Сибирского федерального университета является его функционирование сразу на пяти языках: английском, китайском, немецком, испанском и русском. Сайт активно развивается, что способствует появлению новых функций и возможностей.
Хакасский технический институт является филиалом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет». Сайт ХТИ - филиала СФУ, являясь самостоятельным официальным сайтом учебного заведения, совмещает в себе имиджевые черты сайта Сибирского федерального университета (схожий дизайн, цветовые решения, структура). Так, эмблема ХТИ -филиала СФУ выполнена в оранжево-серой цветовой гамме, то есть с использованием корпоративных цветов, а точки, расположенные в нижней правой стороне эмблемы, указывают на родовую принадлежность вуза к СФУ.
Навигация - основной раздел сайта. Он представляет собой стационарный список с выплывающими окнами подразделов, что является наиболее удобным видом системы навигации. Сайт доступен пользователям сети Интернет 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. На нём представлена полная информация о ХТИ - филиале СФУ как официального, так и информационного характера. На сайте ХТИ -филиала СФУ любой пользователь сети Интернет найдет нужную для себя информацию в разделе «Всем». Это и сведения об образовательной организации, и платные образовательные услуги, и доступность среды, и международное сотрудничество, и, конечно, информация для поступающих и их родителей.
Успешную работу по привлечению целевой аудитории и РЯ-продвижению ведут пресс-служба Сибирского федерального университета и отдел информационных технологий ХТИ - филиала СФУ, освещая деятельность вуза, делая её максимально открытой для общественности. На официальной странице пресс-
службы СФУ мы видим следующее обращение к представителям СМИ: «Мы всегда рады работать с представителями средств массовой информации и готовы помочь журналистам, предоставить все необходимые для публикации материалы об университете, его сотрудниках, научных и образовательных проектах, общественных акциях» [5].
Новости вуза изначально являлись основной информацией на порталах, они занимают отдельный раздел и обновляются регулярно. Информационные материалы на главных страницах сайтов публикуются ежедневно, публикации носят актуальный, развёрнутый и достоверный характер. Все материалы сопровождаются фотографиями либо фоторепортажами, которые дублируются в разделах «Фото» и «Фотогалерея». Это сделано для удобства работы с сайтом как средств массовой информации, так и обычных пользователей. Новостные материалы на сайтах вузов готовятся как в формате простых информационных сообщений, так и использованием современных жанров интернет-публикаций.
Ещё одним инструментом PR-продвижения на сайтах вузов является размещение информации о специальных мероприятиях. Это олимпиады для школьников, интенсивные школы, Дни открытых дверей, экскурсии, конференции, конгрессы, специальные мероприятия для СМИ и многое другое.
При обращении к школьникам и абитуриентам желательно использовать понятные им лексику и терминологию, разговаривать с потенциальными студентами на «их языке», что в будущем может являться одним из мотивов для поступления именно в это образовательное учреждение [6]. Так, приветствие директора ХТИ - филиала СФУ будущим студентам выполнено в жанре рекламной заметки. При обращении к будущим студентам используются понятные всем слова и обороты, тем самым актуализируется внимание на том, что этот вуз «открыт» для всех. Схожие стилистические и
жанровые черты имеет обращение к абитуриентам 2020 года, размещённое в разделе «Поступление» [7, с. 158].
Не менее важным элементом, формирующим благоприятный имидж вуза, является рубрика «Блоги учёных СФУ», где представлены суждения учёных о наиболее актуальных проблемах в области экологии, экономики и биотехнологии. Это своеобразный диалог между учёными, журналистами и простыми людьми с похожими интересами или проблемами.
Итак, публикуемая на сайте вузов имидже-формирующая информация является важнейшим инструментом создания положительного и благоприятного образа образовательного учреждения у различных целевых групп. Однако сегодня одного сайта как информационного канала формирования благоприятного имиджа недостаточно. Для эффективного взаимодействия с различными целевыми группами необходимо вести активную работу в социальных сетях. Под социальными медиа, вслед за Сэмом Блэком, мы будем понимать совокупность онлайн-технологий и практик, позволяющих людям обмениваться своими мнениями, впечатлениями и перспективными взглядами [8, с. 64].
Сибирский федеральный университет и ХТИ - филиал СФУ имеют официальные страницы в сетях «ВКонтакте», «Twitter», In-stagram, YuTube, Telegram. Участниками сообщества студентов и выпускников ХТИ являются 2 168 человек. На странице сообщества публикуются ссылки на отдельные разделы сайта ХТИ - филиала СФУ, сайта СФУ, другие сообщества; кроме того, здесь же представлены фотоальбомы и видео. Все зарегистрированные пользователи сети могут комментировать представленную информацию, а также размещать свои новости на странице группы.
Страницу СФУ в «Twitter» читают 1 622 пользователя, в читаемых - 57 человек. Сообщения в социальной сети публикуются в свободной, неформальной форме (с использованием хэштегов и ссылок на страницы сайта с
соответствующими сообщениями), они сопровождаются фотографиями. Важные же информационные поводы и ретвиты сообщений продублированы с сайта СФУ на официальной странице «Twitter-новости».
В связи с особенностями приёма на обучение в 2020 году в режиме онлайн Сибирский федеральный университет подготовил перечень информационных ресурсов в социальных сетях, с помощью которых поступающий может ознакомиться с институтами и филиалами СФУ, получить информацию о правилах приёма, льготах при поступлении, дополнительных баллах и многом другом.
В группе ВК «Поступай в СФУ» собрана вся важная информация для абитуриентов, школьников и их родителей. «В период поступления у каждого абитуриента возникает множество вопросов. Сибирский федеральный университет на связи 24/7, чтобы ответить на каждый из них», - говорится на сайте вуза [5]. YuTube-канал «Абитуриенту СФУ» поможет из первых уст узнать информацию о всех институтах СФУ и сделать правильный выбор. Instagram - это прямые эфиры с представителями институтов, молодёжных центров, конкурсы на получение дополнительных баллов. TikTok-сервис поможет абитуриенту погрузиться во внеучебную жизнь университета, он содержит забавные видео от абитуриентов и студентов Сибирского федерального университета. И, наконец, подписка на Telegram-канал позволит школьникам и абитуриентам получать полезные рассылки, а также ответы на часто задаваемые вопросы.
Таким образом, основным источником новостной информации представленных вузов является официальный сайт, где активно используются следующие средства PR-продвижения: регулярное обновление новостных сообщений, рассказ о различных мероприятиях с использованием средств мультимедиа, ведение блогов, а также публикация имиджевых материалов в СМИ и ретрансляция
их на официальном сайте. Для продвижения официальных сайтов в социальных медиа и поддержания контактов с аудиторией используются социальные сети «ВКонтакте», «Twitter», Instаgram, YuTube, Telegram. Однако интеграция сайта ХТИ - филиала СФУ с социальными сетями и методы привлечения посетителей на сайт используются, на наш взгляд, не в полной мере. По нашему мнению, ХТИ -филиалу СФУ необходимо наладить систему присутствия и активизировать работу в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», «Twitter», Instagram, что позволит привлечь новые целевые аудитории. Кроме того, современные тенденции говорят о необходимости присутствия в социальных сетях руководства образовательных учреждений. Ведение учёными собственных блогов на сайте ХТИ - филиала СФУ также позитивно скажется на формировании благоприятного имиджа вуза.
Стоит отметить, что сегодня практически у всех официальных сайтов есть мобильная версия либо специальные мобильные приложения. Посмотреть информацию на сайте можно из любой точки мира, единственное условие для этого - доступ к Интернету. Адаптированы для мобильных устройств и сайты рассматриваемых вузов. В мобильной версии сохранена структура, предусмотрена возможность масштабирования под экран мобильного устройства; позаботились разработчики интернет-ресурсов и об удобстве использования сайта на сенсорном экране. «Мобильное приложение «Абитуриент СФУ» содержит все полезные для поступления в СФУ сервисы в одном приложении: динамическая карта кампуса, калькулятор ЕГЭ, подбор специальностей по заданным критериям, возможность отслеживать свой статус на этапе поступления», - говорится на официальной странице сайта [5].
Важной особенностью рассматриваемых сайтов является их регламентированность. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Образователь-
ные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» [9]. Законодательно реализованы на сайтах права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение информации о деятельности образовательной организации, имеется версия для слабовидящих.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что функционирование сайтов Сибирского федерального университета и его филиала - Хакасского технического института носит поло-
жительный характер и способствует формированию благоприятного их имиджа в сети Интернет. Содействует этому грамотная работа сотрудников пресс-службы и отдела информационных технологий образовательных организаций, использующих современные методы привлечения целевой аудитории и PR-продвижения в информационном пространстве всемирной паутины.
Работа сайта во многом зависит от технической составляющей. Правильно выбранная система управления, грамотно написанный код сайта, удобная система навигации, надёжный хостинг-провайдер обеспечат его бесперебойную работу, окажут влияние на скорость прочтения сайта поисковыми системами, быстроту использования его клиентами.
Библиографический список
1. Култышева О. М., Рухляда О. И. Современные тенденции в организации web-сайта вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3(1). С. 192-195.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации // Федеральный закон РФ от 27.07.2006 N° 149-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (дата обращения: 25.12.2019).
3. Полтавец А. В. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности. URL: http://amlesson.ru/informatsionnye-tehnologii-v-kakom-vuze-uchitsya (дата обращения: 27.01.2020).
4. Тулупов В. В., Щекина И. А., Браславец Л. А. Практика редизайна сайта структурного подразделения вуза // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. Воронеж: ВГУ, 2018. № 1. С. 135-138.
5. Официальный сайт Сибирского федерального университета. URL:https:// www.sfu-kras.ru
6. Помазов А. И. Языковые средства структурной организации и контента образовательного сайта: к постановке проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород: ННГУ, 2018. № 3. С. 216-223.
7. Минченко В. В., Грищева Е. С. Стилистические и жанровые особенности сайта вуза: на примере Хакасского технического института -филиала СФУ // Всероссийские с международным участием научные Далевские чтения молодых исследователей: мат-лы XVI чтений, посвященных памяти В. И. Даля. Красноярск: Изд-во ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», 2019. Т. 2. С. 158.
8. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 317 с.
9. Об образовании в Российской Федерации // Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.01.2020).
10. Официальный сайт ХТИ - филиала СФУ. URL: https:// www.khti.ru
© Минченко В. В., 2020
УДК 82-5+80 (042.5)
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПИЗАЦИИ ГЕРОЯ СМЕНЫ ЭПОХ В РОМАНЕ В. С. МАКАНИНА «АНДЕГРАУНД, ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Панишева Анастасия Дмитриевна,
магистрант
Грибков Александр Григорьевич,
кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Авторы статьи предприняли попытку рассмотреть главного героя романа В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» одновременно в качестве социально-психологического и литературного типа. Наиболее очевидные и тесные интертекстуальные связи произведения с русской классикой предстают в работе
87