Научная статья на тему 'Роль сайта в формировании имиджа вуза (на примере сайта Инновационного Евразийского университета Павлодара)'

Роль сайта в формировании имиджа вуза (на примере сайта Инновационного Евразийского университета Павлодара) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ИМИДЖ / ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / САЙТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айтмагамбетова М. Б.

В статье обосновывается актуальность формирования нематериальных активов образовательных учреждений. Автор рассматривает механизм формирования нематериальных активов, определяет эффективные коммуникационные инструменты. Проанализирована структура сайта Евразийского университета, определены коммуникационные функции контента, влияющие на формирование коммуникативных связей и в конечном итоге на формирование имиджа образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айтмагамбетова М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE WEBSITE IN THE IMAGE FORMATION OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION (THROUGH THE EXAMPLE OF THE WEBSITE OF THE INNOVATIVE UNIVERSITY OF EURASIA OF THE CITY OF PAVLODAR)

The article covers the problem of constructing intangible assets of educational institutions. The author discusses the mechanism of intangible assets formation and defines efficient communication instruments. The structure of the website of the Innovative University of Eurasia is analyzed and the content communicative functions that influence the formation of communication connections and eventually the image of the educational institution are defined.

Текст научной работы на тему «Роль сайта в формировании имиджа вуза (на примере сайта Инновационного Евразийского университета Павлодара)»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ УДК 7.05

РОЛЬ САЙТА В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДжА ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ САЙТА ИННОВАЦИОННОГО ЕВРАЗИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПАВЛОДАРА)

В статье обосновывается актуальность формирования нематериальных активов образовательных учреждений. Автор рассматривает механизм формирования нематериальных активов, определяет эффективные коммуникационные инструменты. Проанализирована структура сайта Евразийского университета, определены коммуникационные функции контента, влияющие на формирование коммуникативных связей и в конечном итоге - на формирование имиджа образовательного учреждения.

Ключевые слова: нематериальные активы, имидж, имидж образовательного учреждения, коммуникационные инструменты, сайт.

M. 5. Аûтмaгaм6етовa M. B. Aytmagambetova

THE ROLE OF THE WEBSITE IN THE IMAGE FORMATION OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION (THROUGH THE ExAMPLE

OF THE WEBSITE OF THE INNOVATIVE UNIVERSITY OF EURASIA OF THE CITY OF PAVLODAR)

The article covers the problem of constructing intangible assets of educational institutions. The author discusses the mechanism of intangible assets formation and defines efficient communication instruments. The structure of the website of the Innovative University of Eurasia is analyzed and the content communicative functions that influence the formation of communication connections and eventually the image of the educational institution are defined.

Keywords: intangible assets, image, educational institution image, communication instruments, website.

Большинство организаций понимают, что невозможно быть конкурентоспособными без формирования нематериальных активов, к которым относятся организационная структура управления, корпоративная культура, имиджевые характеристики. Актуален вопрос нематериальных активов и для сферы современного казахстанского образования. Рыночные отношения в образовании обострили конкуренцию между вузами, что побуждает образовательные учреждения повышать качество образовательных услуг, изучать спрос на образовательные продукты и потребности регионального рынка труда. В условиях конкуренции потребители образовательных услуг также предъявляют повышенные требования к вузу, подталкивая руководство к использованию инструментов для привлечения различных групп потребителей.

Важным фактором успешной деятельности является положительный имидж организации. Многие ученые относят имидж к феномену влияния, его представляют как механизм управления сознанием, как способ психологического воздействия на мотивацию поведения человека. Правильно сформированный имидж вуза не только привлекает новых клиентов, но и транслирует ценности, которыми руководствуется вуз в процессе подготовки специалистов, демонстрирует открытость образовательного учреждения и его участие в решении экономических и социальных проблем [1].

Понятие «имидж вуза» в странах постсоветского пространства появилось в 1990-е гг., когда стало ясно, что образование представляет собой услугу, которая должна удовлетворять потребности общества. В этот период кроме государственных образовательных учреждений

начали появляться частные коммерческие вузы. Обостряющаяся конкуренция на рынке образовательных услуг стала предпосылкой к формированию понятия «имидж вуза» [2].

Эффективный имидж вуза - это имидж, в котором набор положительных характеристик в комплексе способствует достижению основных целей университета, создавая устойчивую ассоциативную связь между целостным образом и PR-объектом. Структура имиджа вуза многокомпонентна, она включает: имидж услуги (качество и необходимость предоставляемых образовательных услуг); управленческий имидж (эффективность управления вузом и его финансовая политика); общественный имидж (активность вуза как регионального субъекта, его участие в решении насущных социальных проблем); имидж работодателя (микроклимат в коллективе, возможности карьерного роста); имидж в глазах мирового сообщества, в том числе показатели международных рейтингов; визуальный имидж, который основан на зрительных представлениях, и т. д. [1].

В настоящее время Инновационный Евразийский университет (ИнЕУ) - современный многопрофильный университет, в котором создана непрерывная система образования. За последние годы вуз достиг внушительных результатов. Во-первых, вступил в Великую Хартию университетов Европы, вошел в мировой рейтинг QS Stars, прошел сертификацию Международного образовательного сообщества IES (Великобритания). Во-вторых, по результатам Генерального рейтинга многопрофильных вузов Казахстана 2013 г. ИнЕУ является первым и единственным частным вузом, который вошел

в десять сильнейших высших учебных заведений страны. В Рейтинге высших учебных заведений: Европейский стандарт за 2013 г., опубликованном Европейской научно-промышленной палатой, ИнЕУ вошел в группу «BBB+», заняв 1 место среди частных вузов Казахстана и 4 место среди 23 вузов Республики Казахстан. При университете открыт региональный офис коммерциализации технологий, что актуально на сегодняшний день, так как наиболее успешная коммерциализация научных проектов осуществляется при эффективном взаимодействии предпринимательского, научного и государственного секторов экономики [3].

В современных условиях высокой степени информатизации общества одним из способов позиционирования ИнЕУ на рынке образовательных услуг является сайт вуза. Успешно функционирующий сайт позволяет университету решить целый комплекс задач: создание дополнительного канала коммуникации, формирование визуального образа учебного заведения, предоставление широкого спектра информации, создание модели электронного университета, предоставление дистанционных образовательных услуг.

Сайт ИнЕУ не раз был признан лидером среди сайтов высших учебных заведений Казахстана. В 2010 г. по итогам рейтинга-2010 web of world university, составленного крупнейшим исследовательским центром Cybermetrics Lab (Испания), сайт ИнЕУ вошел в десятку лидеров среди сайтов вузов Республики Казахстан. Важнейшими критериями оценки, на которые опиралась экспертная группа авторитетного международного академического сообщества, стали наполняемость, степень информационной поддержки и популярность среди интернет-сообщества.

На сайте, содержащем комплекс информации для студентов, преподавателей, работодателей, абитуриентов и их родителей, представлены разные формы навигации. Горизонтальная панель навигации состоит из следующих блоков:

1. Блок «Университет», где представлена символика вуза, информация о руководстве, инфраструктуре и основных достижениях.

2. Блок «Абитуриенту» содержит вкладку специальностей, приемной комиссии и финансовой поддержки, также здесь находятся интерактивные вкладки, позволяющие задать интересующие вопросы и пройти бесплатное пробное тестирование в онлайн-режиме.

3. Блок «Магистратура», где есть вся информация по поступлению в магистратуру, в том числе примерные тесты по иностранному языку.

4. Блок «Дополнительные услуги» отражает информацию о консалтинговых услугах, предоставляемых университетом, а также о планируемых семинарах и тренингах.

5. Блок «Наши партнеры», в котором даны сведения об ассоциации «Открытый корпоративный университет», куда помимо образовательных учреждений (колледжи городов Павлодара и Экабастуза) входят региональные партнеры-работодатели, что немаловажно для потенциальных студентов вуза.

6. Блок «Наука» содержит информацию о научных проектах вуза, трех научно-исследовательских институтах, функционирующих в его структуре.

Помимо горизонтальной панели управления на сайте представлено вертикальное навигационное меню. На сайте ежедневно выкладываются новости, анонсы, объявления. Есть доступ к pdf-версиям СМИ университета: газете «Знание-Б^м» и научному журналу «Вестник Инновационного Евразийского университета».

Следуя велению времени, руководство университета уделяет много внимания развитию модели электронного университета. На сайте вуза успешно работает блок подсистем, в совокупности представляющих мобильную и эффективную систему:

1. «Личный кабинет студента», где учащиеся могут просматривать сведения о своей успеваемости, переходе на следующий курс, узнавать учебные планы и графики, вносить изменения в личные данные.

2. «Личный кабинет преподавателя», в рамках которой представлен обзор дисциплин, информация по задолженностям студентов, раздел «Оценка деятельности», в рамках которого преподаватели фиксируют профессиональные достижения по науке, учебно-методической работе, воспитательным мероприятиям и т. д.

В рамках электронного университета функционируют программно-технические комплексы «Автоматизированное рабочее место» (АРМ):

- АРМ «Кафедра», где содержится информация обо всех студентах кафедры, через эту подсистему осуществляется электронный документооборот;

- АРМ «Успеваемость» позволяет проводить рубежное и итоговое оценивание студентов;

- АРМ «Читатель» обеспечивает доступ к базам данных каталога библиотеки университета для поиска необходимой учебной литературы.

Также на сайте ИнЕУ функционирует электронная обучающая среда MOODLE, позволяющая студентам обучаться дистанционно.

Сайт обеспечивает эффективную обратную связь, диалог вуза с потенциальными потребителями образовательных услуг. Интерактивный характер позволяет существенно экономить время на ожидании реакции собеседника. У пользователей сайта есть возможность задавать вопросы; участвовать в анкетировании, оценивая как учебный процесс в целом, так и качество преподавания отдельных дисциплин; делиться новостями с другими пользователями через социальные сети и блог-платфор-мы (есть привязка к сайтам «Одноклассники», «Мой мир», «Вконтакте», «Facebook», «Twitter», канал на YouTube). Развитие форм интерактивности на сайте ИнЕУ служит инструментом корректирования деятельности с учетом запросов аудитории, а также способствует привлечению новых потребителей образовательных услуг.

Таким образом, сайт представляет собой уникальное средство для создания как внутренних (студент - преподаватель, сотрудник - руководитель), так и внешних (абитуриент - вуз) взаимоотношений. Интернет-возмож-

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

77

ности позволяют учитывать индивидуальные интересы массового потребителя или интересы активной группы общественности в режиме реального времени. Формирование устойчивого положительного образа высшего учебного заведения и его поддержание влияет не только на усиление конкурентоспособности ИнЕУ, но и в целом свидетельствует об уровне развития образования в регионе и стране, что в значительной мере сказывается на имидже казахстанского образования.

1. Мельникова Н. А. Технология коррекции имиджа образовательного учреждения с помощью реализации социального проекта // Материалы международной Интернет-конференции «Социально-экономические коммуникации

в современном российском обществе». URL: http://www. imek.org/?q=node/1357 (дата обращения 30.11.2014).

2. Павлов С. Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза: монография. М.: Академия естествознания, 2011. 213 с.

3. Сайт Инновационного Евразийского университета. Достижения. URL: http://www.ineu.edu.kz/ru/universitet/ dostizheniya (дата обращения 30.11.2014).

4. Сайт павлодарского Инновационного Евразийского университета - в десятке лучших среди вузов Казахстана. URL: http://www.articles.gazeta.kz/art.asp?aid=321882 (дата обращения: 30.11.2014).

© Айтмагамбетова М. Б., 2015

УДК 7.05

«ДРУЗЬЯ УЛИЦЫ ЛИБКНЕХТА» -ОПЫТ АРТ-КОНСТРУИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются вопросы сохранения и оживления городских локусов через создание арт-сре-ды и организации арт-событий. Автор подчеркивает, что подобный способ ре-конструирования городского пространства актуален в том числе и для российских территорий, поскольку опирается на технологию социальной инициативы и вовлечения горожан в изменение облика города.

Ключевые слова: арт-событие, современное искусство, трансформация городского пространства, изменение облика улицы, вовлечение горожан, коммуникация, город-человек-искусство.

Г. Г. Гурьянова G. G. Guryanova

"LIEBKNECHT STREET FRIENDS" -THE EXPERIENCE OF ART CONSTRUCTION OF THE CITY ENVIRONMENT

The article covers the problem of the heritage preservation and city environment renovation by means of creating art atmosphere and organizing art events. The author underlines, that the method of reconstruction of the city environment is also relevant for the Russian territories as it implies the social initiative technology and involvement of the citizens in the renovation of the city.

Keywords: art event, contemporary art, city environment transformation, street renovation, involvement of the citizens, communication, city-person-art.

Глобализация современной культуры проявляется в том числе и в активизации культурных инициатив на муниципальных территориях. Развитие города в постиндустриальную эпоху опирается на сформированную государственную политику и на осмысленную позицию горожан по осознанию и продвижению бренда своего места проживания. В городах Сибири современность осваивается проблемно. Ориентируясь на ценности индустриальной эпохи и приглядываясь к качественным признакам эпохи информационной/постинформационной, сибирский город пытается сформулировать особенности своего локуса. Там, где уникальность места нейтрализуется и/или вовсе исчезает, на помощь приходит искусство. Цель настоящей статьи - подвести промежуточный итог одному из омских опытов конструирования среды силами искусства.

Роль арт-среды в реанимации города известна. Тому свидетельство государственная политика, например,

современной Германии, озабоченной энтропией городов восточных областей и ряда западных. Для сохранения городов, их отдельных неблагополучных районов, территории предлагается занять представителям арт-сре-ды - художникам, музыкантам. Спустя некоторое время, рядом с этой, по-новому освоенной средой, возникает бизнес-среда, и, как следствие, территорию начинают обживать горожане. В качестве примера государственной отечественной политики оживления города следует вспомнить Пермь и работу музея современного искусства PERMM/ПЕРММ. Сначала воспринятая как конфронта-ционная, деятельность М. Гельмана (средовая в Перми, концептуально-экспозиционная в музее, кросс-культурная в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми») в результате формировала современное сознание горожанина, развивала художественную практику, создавала инновационный образ города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.