Научная статья на тему 'Социальные сети в формировании имиджа образовательной организации'

Социальные сети в формировании имиджа образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1048
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB-САЙТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИМИДЖ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Н.Б., Бреднев А.А.

В статье рассматриваются варианты применения современных информационных технологий и систем для решения задачи формирования положительного имиджа образовательных учреждений. Исследованы возможности сайтов и представительств организаций в социальных сетях и их роль в реализации маркетингового подхода к формированию имиджа вуза. На основе существующих социальных групп в сети интернет, сформированных администрацией или студентами РЭУ им. Г.В. Плеханова сформулированы рекомендации для усиления положительного влияния на имидж высокотехнологичных инструментов маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети в формировании имиджа образовательной организации»

54

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Список литературы:

1. Молчанов Н.Н. Маркетинг инноваций. - Изд-во «Юрайт», 2015. - 525 с.

2. Успенский И.В. Интернет-маркетинг. - Изд-во «СПГУЭиФ», 2003.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Завьялова Н.Б.*, Бреднев А.А.*

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассматриваются варианты применения современных информационных технологий и систем для решения задачи формирования положительного имиджа образовательных учреждений. Исследованы возможности сайтов и представительств организаций в социальных сетях и их роль в реализации маркетингового подхода к формированию имиджа вуза. На основе существующих социальных групп в сети интернет, сформированных администрацией или студентами РЭУ им. Г.В. Плеханова сформулированы рекомендации для усиления положительного влияния на имидж высокотехнологичных инструментов маркетинга.

Ключевые слова: Web-сайт, социальные сети, имидж, образовательные учреждения.

В настоящее время практически все российские образовательные учреждения ставят перед собой задачу формирования положительного имиджа вуза. Значительное внимание при этом уделяется процессам аккредитации, плановым и внеплановым проверкам соблюдения аккредитационных и лицензионных требований, проведению внутривузовского мониторинга показателей качества, характеризующих деятельность вузов и влияющих на положение вуза в различных системах рейтингования [3, 1]. Однако рост конкуренции на рынке образовательных услуг, широкие возможности современных информационных технологий и средств коммуникации, создающих smart-среду для ассоциированных с деятельностью вуза субъектов, требуют применения все новых средств и инструментов формирования имиджа организации. Практически каждое образовательное учреждение должно реализовать стратегический подход к решению этой задачи, поскольку мнение об организации будет сформировано в любом случае под воздействием новых технологий и других внешних и внутренних факторов, к которым относятся востребованность выпускников на рынке труда, квалификация про-

* Профессор кафедры Предпринимательства и логистики, кандидат технических наук, доцент.

* Магистрант факультета Маркетинга.

Маркетинг, рекламное дело и PR

55

фессорско-преподавательского состава, инфраструктура образовательного процесса, наличие активных международных контактов и связей с зарубежными вузами, признанными в Европе, Америке, Азии и т.д.

В настоящее время сеть интернет представляет многообразные инструменты, позволяющие реализовать маркетинговый подход к формированию положительного имиджа образовательного учреждения. Уже традиционными стали Web-сайты вузов, развитию которых способствовали законодательные и нормативные акты [2, 4]. Многие проблемы, с которыми столкнулись образовательные учреждения на первом этапе создания сайтов (дизайн, наполнение контентом, обеспечение видимости сайта в сети Интернет и др.), в основном преодолены. Тем не менее существует необходимость решения задач прозрачности системы навигации по сайту, доступности скачивания для чтения необходимой информации, контент-наполнения сайта на иностранных языках (в большинстве случаев информационное наполнение отличается от содержания основного сайта вуза и является сокращенным) [7].

Слабым местом остается интерактивность сайтов и возможность взаимодействия заинтересованных групп, участвующих в образовательном процессе. В большинстве случаев функции взаимодействия реализуются через внутренний портал образовательных учреждений и не всегда доступны для анализа, однако требования Федерального государственного образовательного стандарта (например, Приказ от 30 марта 2015 г. N 322 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 менеджмент (уровень магистратуры)» указывают на необходимость обеспечения каждого обучающегося доступом к электронным библиотекам и электронной образовательной среде организации [5], что способствует развитию среды взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов.

Web-сайты за последние годы стали признанным инструментом маркетинга в формировании имиджа вуза. Это обстоятельство требует особого внимания ИТ-служб и аналитических отделов образовательных учреждений к оценке посещаемости сайтов, выявлению наиболее популярных страниц, длительности пребывания посетителей сайтов на этих страницах, обработке запросов для возможности формирования и доставки пользователям информационных ресурсов в соответствии с потребностями.

Распространенным для многих организаций, в том числе и образовательных учреждений, стало присутствие в социальных сетях. Наиболее популярной является сеть Facebook, пользователи которой принадлежат к самым различным возрастным группам, но каждый шестой житель планеты является ее участником. Самая посещаемая социальная сеть в России ВКонтакте. Количество посетителей данной сети - 52,1 миллион каждый месяц, из них 18 миллионов активных авторов. Именно эта сеть отличается самым большим процентом посетителей из числа молодежи в возрасте от 18 до 24 лет [8].

56

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Каждый участник социальных сетей преследует различные цели от присутствия в социальных сетях. В первую очередь социальные сети играют важную роль при формировании рейтинга сайта организации в поисковых системах и являются эффективным методом построения ссылок на сайт организации. Только регистрации в социальных сетях для повышения рейтинга сайта в сети Интернет недостаточно, поскольку поисковые системы учитывают множество параметров, к числу которых относятся наличие положительных отзывов, время пребывания на сайте, наличие отказов при загрузке информации и др., но, несомненно, влияют на выдачу информации в поисковых системах. Позиция в рейтинге сайтов может быть для образовательных учреждений не так актуальна, как для торгово-промышленных организаций, однако люди становятся участниками социальных сетей для того, чтобы быть в курсе новых событий или явлений и узнаваемость организации и ее бренда для образовательных учреждений чрезвычайно важна.

Ячейкой в социальных сетях является группа - самоорганизовавшееся сообщество, которое объединено едиными целями, интересами и потребностями. Именно в этом состоит отличие маркетинга в социальных сетях от маркетинга на специализированных сайтах. Высоких результатов при применении маркетинга в социальных сетях можно достичь при доверительном общении с пользователями. Создание и формирование таких групп происходит как естественным путем по инициативе участников, так и искусственным по инициативе организаторов сообщества, но, независимо от способа создания группы, их тематика, актуальность, современность обсуждаемых вопросов или представленной информации оказывают существенное влияние на имидж организации.

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

РЭУ ВК РЭУ РЭУ Фейсбук Спортивный Подслушано

Инстаграм клуб РЭУ ВК вРЭУ ВК

Рис. 1. Соотношение страниц по количеству участников

Маркетинг, рекламное дело и PR

57

РЭУ имени Г.В. Плеханова обладает множеством сообществ в социальных сетях, которые были созданы как по инициативе самого университета, так и по инициативе студентов. Эти сообщества имеют разное число подписчиков и участников. Удовлетворены ли студенты присутствием РЭУ имени Г.В. Плеханова в социальных сетях? Для ответа на эти вопросы были выбраны наиболее крупные и значимые группы из различных социальных сетей, которые посвящены РЭУ имени Г.В. Плеханова. На рис. 1 представлено соотношение участников по страницам.

Каждая из выделенных групп ориентирована на различные категории пользователей и использует многообразные инструменты, предоставляемые Web-технологиями:

- РЭУ ВК Основной паблик РЭУ ВКонтакте. Публикует официальную информацию о мероприятиях и студентах, делает перепосты тематических публикаций РЭУ. В обсуждениях можно найти информацию и задать вопрос. Число участников - 25254 (https://vk.com/reu);

- РЭУ Инстаграм. Аккаунт публикует фото, сделанные в РЭУ, и делает перепосты студентов, которые оставляют хэштеги, связанные с РЭУ имени Г.В. Плеханова. Число участников - 8145 (https://insta-gram.com/plekhanovka/);

- РЭУ Фейсбук. Сообщество публикует официальную информацию о мероприятиях и событиях в РЭУ Страница имеет больше справочный характер. Число участников - 1810 (https://www.facebook.com/ plekhanovka);

- Спортивный клуб РЭУ ВК. Группа публикует информацию о спортивных мероприятиях и отчеты с них. Открыты обсуждения. Число участников - 3785 (https://vk.com/sportreu);

- Подслушано в РЭУ ВК. Сообщество, где студенты обсуждают студенческую и общественную жизнь. Можно задавать вопросы, на которые ответят участники. Число участников - 12445 (https://vk.com/ overhear_reu).

Для оценки удовлетворенности был использован метод «снежного кома», который применяется к небольшим генеральным совокупностям. Отличительной чертой данного метода является то, что все члены знают друг друга и для них трудно получить репрезентативную выборке основу. В опросе участвовало 34 студента РЭУ имени Г.В. Плеханова, оценка уровня удовлетворенности выполнялась по пятибальной шкале Лайкерта. Анализ выполнялся по следующим направлениям (рис. 2):

Контент:

- Частота обновлений.

- Активность.

- Обратная связь.

- Полезность информации.

58

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- Интересность информации.

- Готовность рекомендовать.

Оформление:

- Принадлежность РЭУ имени Г.В. Плеханова.

- Дизайн.

- Доступность информации.

Анализ ответов показал, что в среднем оценка удовлетворенности по всем страницам социальных сетей составила 3,83. Респонденты позитивно отмечают дизайн сайтов, узнаваемость сайтов и принадлежность к Университету. Низкая активность отмечается на всех сайтах, кроме Подслушано РЭУ ВК, которая составляет 4,8 баллов.

Наличие обратной связи респонденты отмечают как низкое на всех сайтах и исключение составляет только Спортивный клуб РЭУ ВК. Как показывает анализ, наиболее низкий уровень удовлетворенности наблюдается в вопросах доступности информации и наличии обратной связи. Это говорит о том, что студенты не могут получить ответы на свои вопросы, когда обращаются за помощью к социальным сетям, или пытаются найти необходимую информацию. Самое главное, что такая информация скорее всего присутствует на основном сайте университета, но переход к нему затруднен из-за отсутствия соответствующих ссылок. В ряде случаев, например, для группы Подслушано в РЭУ ВК, можно было бы сформировать правила участия в сообществе.

Рис. 2. Общий уровень удовлетворенности по страницам в социальных сетях

Маркетинг, рекламное дело и PR

59

Для преобразования представительств в сети интернет в полноценный инструмент формирования имиджа Университета следует выполнить ряд преобразований:

1. Наладить доступ к информации:

- использование wiki-разметки Вконтакте;

- проанализировать наиболее часто задаваемые вопросы и создать страницу с ответами на них;

- дать ссылку на самом видном месте, которая ведет к странице с часто задаваемым вопросам;

- ссылки на важную информацию, которые ведут на www.rea.ru.

2. Обеспечить обратную связь со студентами и другими ассоциированы-ми субъектами (преподавателями, выпускниками, работобателями):

- если функционал сайта позволяет, то нужно создать тему, где пользователи смогут задавать свои вопросы, если нет, то нужно указать адрес, куда они смогут обратится;

- дать пользователю понять, что его вопрос был услышан. Регулярно проверять наличие вопросов на странице и отвечать на них;

- поощрять других пользователей отвечать на заданные вопросы.

3. Сформировать контент, повышающий заинтерисованность пользователей сети интернет к посещению сообществ РЭУ им. Г.В. Плеханова и демонстрирующий уровень профессионализма сотрудников и отличительные особенности получения образования в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Поддержка актульных данных в интернет-представительствах - трудоемкая и кропотливая работа. Она требует не только отслеживания интересов и потребностей пользователей, но и креативных решений, уникальных предложений, позволяющих обратить внимание пользователей сетевых сообществ на общественные и личностные ценности обучения в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Список литературы:

1. Ефимова И.Н., Маковейчук А.В. Траектории развития рынка образовательных услуг в условиях глобализации высшего образования и реализации новой государственной образовательной политики в России: прикладной аспект // Вопросы управления. - 2015. - № 3. - С. 115-121.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федера-

ции» (с изменениями на 29 декабря 2015 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-fe-

deracii (дата обращении: 03.01.2016).

3. Оценка эффективности преподавателя в современном образовательном учреждении: монография / О.А. Гришина, О.В. Сагинова, И.И. Скоробогатых и др. / Под редакцией д.э.н. О.В. Сатиновой, к.э.н. Ж.Б. Мусатовой. -Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 114 с.

60

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 г. Москва «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/22/sait-site-dok.html (дата обращения: 03.01.2016).

5. Приказ от 30 марта 2015 г. N 322 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 менеджмент (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420268178 (дата обращения: 04.01.2016).

6. Шевченко Д.А. Конкурентоспособность вуза: методика оценки эффективности сайта вуза в системе интернет // Вестник РГГУ. - 2015. - № 3. -С. 111-126.

7. Шевченко Д.А. Конкурентоспособность вуза: методика оценки эффективности сайта вуза в системе интернет // Вестник РГГУ. - 2015. - № 3. -С. 111-126.

8. Рейтинг социальных сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://sd-company. su/article/rating/social-networking-2015.

ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ B2B МАРКЕТИНГА © Комаров А.С.*

Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

В данной статье рассмотрены отличительные особенности методов маркетинга на рынке B2B. Приведена модель работы с клиентами в B2B.

Основные особенности сферы B2B (business-to-business, «бизнес для бизнеса»), в противоположность B2C (business-to-customer, «бизнес для потребителя»), состоят в том, что выбор покупателя в основном базируется на рациональных соображениях, и решение о заказе принимается не отдельным частным лицом, а коллективом специалистов.

Основные различия рынка B2B и B2C по типу приобретения:

- решение о покупке чаще всего принимается коллективно;

- проводится предварительное исследование цен и поставщиков;

- часто проводятся конкурентные торги;

Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.