Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / MORAL VALUES / INFORMATION TECHNOLOGY AND MULTIMEDIA TOOLS / PROCESS OF ENGLISH LANGUAGE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Агамова Оксана Данияловна

Цель. Рассмотреть формирование нравственных ценностей студентов медицинского колледжа в процессе освоения дисциплины «Английский язык» с помощью использования информационно-технических и мультимедийных средств обучения на базе дополнительного нравственно-ориентированного материала. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент. Результат. Использование информационно-технических и мультимедийных средств обучения и дополнительного нравственно-ориентированного материала при изучении английского языка способствует формированию нравственных ценностей студентов медицинского колледжа. Вывод. Предложенная технология, с использованием информационно-технических и мультимедийных средств обучения с включением дополнительного нравственно-ориентированного материала в процессе обучения английскому языку способствует формированию нравственных ценностей у студентов медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Агамова Оксана Данияловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS’ MORAL VALUES IN THE PROCESS OF ENGLISH LANGUAGE LEARNING

The aim of the study is to consider the formation of moral values of the medical college students in the process of learning English language by means of information technology and multimedia tools based on occasional moral-based material. Methods. Analysis, generalization, observation, pedagogical experiment. Result. Using the information technology, multimedia tools and occasional moral-based material in the process of learning English language advance the formation of moral values of the medical college student. Conclusion. The offered technology promotes the formation of moral values of the medical college students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

Аталаева Ника-Патимат Гаджиевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германских и восточных языков и методики преподавания, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:

nikapatimat@yandex.ru

Принята в печать 05.05.2019 г.

Nika-Patimat G. Atalaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Romano-Germanic and Oriental Languages and Teaching Methodology, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: nikapatimat@yandex.ru

Received 05.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-104-108

Формирование нравственных ценностей студентов медицинского колледжа в процессе изучения английского языка

© 2019 Караханова Г. А. 1 Агамова О. Д. 1 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru 2 Национальный исследовательский ядерный университет, Москва, Россия; e-mail: oxana.agamova@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть формирование нравственных ценностей студентов медицинского колледжа в процессе освоения дисциплины «Английский язык» с помощью использования информационно-технических и мультимедийных средств обучения на базе дополнительного нравственно-ориентированного материала. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент. Результат. Использование информационно-технических и мультимедийных средств обучения и дополнительного нравственно-ориентированного материала при изучении английского языка способствует формированию нравственных ценностей студентов медицинского колледжа. Вывод. Предложенная технология, с использованием информационно-технических и мультимедийных средств обучения с включением дополнительного нравственно-ориентированного материала в процессе обучения английскому языку способствует формированию нравственных ценностей у студентов медицинского колледжа.

Ключевые слова: нравственные ценности, информационно-технические и мультимедийные средства обучения, процесс обучения английскому языку.

Формат цитирования: Караханова Г. А., Агамова О. Д. Формирование нравственных ценностей студентов медицинского колледжа в процессе изучения английского языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 104-108. РР!: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-104-108_

Formation of Medical College Students' Moral Values in the Process of English Language Learning

© 2019 Galina A. Karakhanova 1, Oksana D. Agamova 1 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachakal, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru 2 National Nuclear Research University, Moscow, Russia; e-mail: oxana.agamova@yandex.ru

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ABSTRACT. The aim of the study is to consider the formation of moral values of the medical college students in the process of learning English language by means of information technology and multimedia tools based on occasional moral-based material. Methods. Analysis, generalization, observation, pedagogical experiment. Result. Using the information technology, multimedia tools and occasional moral-based material in the process of learning English language advance the formation of moral values of the medical college student. Conclusion. The offered technology promotes the formation of moral values of the medical college students.

Keywords: moral values, information technology and multimedia tools, process of English language learning.

For citation: Karakhanova G. A., Agamova O. D. Formation of Medical College Students' Moral Values in the Process of English Language Learning. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 104-108. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-104-108 (In Russian)_

Введение

Актуальность статьи заключается в проблеме взаимоотношений людей разных культур в условиях современной информационной среды. Отличительной чертой дисциплины «Английский язык» является ее ориентированность на особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира в эпоху глобализации с учетом роли, которую играет в современном мире английский язык как язык международного и межкультурного общения. При реализации воспитательных целей в рамках дисциплины «Английский язык», направленных на формирование межнационального общения у студентов развивается такое важное для медицинского работника нравственное качество как толерантность, характеризующееся отношением терпимости вне зависимости от социального статуса, этнической, национальной, культурной принадлежности пациентов.

Цель статьи - рассмотреть формирование нравственных ценностей у студентов медицинского колледжа с использованием информационно-технических и мультимедийных средств обучения и включением дополнительного нравственно-ориентированного материала в процессе освоения дисциплины «Английский язык».

Методы - анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент.

Результаты

«Нравственные ценности» - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих правил поведения [8; 7]. Нравственные ценности определяют человеческую сущность в человеке. Без понимания того, что есть нравственные ценности не-

возможно социально сформироваться как самостоятельная, ответственная высоконравственная личность. Нравственные правила, так называемые моральные регу-лятивы, социально определяющие поведение людей, проходя через внутренний мир человека, обретают гуманистический статус и становятся нравственными ценностями личности [12]. Нравственное поведение основано на моральном выборе: оно предполагает, что человек имеет альтернативу и имеет возможность выбрать то, что, на его взгляд, считает правильным или нужным [7]. Важно, чтобы студент медицинского колледжа осознавал ответственность своего профессионального выбора, определял его в соответствии с нравственными ценностями, обладал соответствующими нормами нравственного поведения и качествами профессионала.

Понятие «толерантность» определяют как активную нравственную позицию и психологическую готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды [7].

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного [7].

Таким образом, психолого-

педагогическая проблема формирования нравственных ценностей находит свое отражение в проблеме воспитания личности, характеризующейся становлением его отношения к тем или иным объектам или субъектам.

Выбор дисциплины «Английский язык» обусловлен тем, что одной из целей обучения, согласно рабочей программе дисци-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 2. 2019

плины в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180), является развитие и воспитание.

С точки зрения В. С. Селиванова «воспитание - это длительный процесс продвижения к цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом» [8]. Медицинская сестра - это общественный идеал, обладающий такими гуманными качествами, как доброта, терпение, отзывчивость, чуткость, сострадание, милосердие.

Роль образовательной среды колледжа в формировании нравственных ценностей заключается во взаимодействии обучающей, воспитательной, развивающей сред. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности студентов, формирование нравственных ценностей, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении педагога и студента.

Согласно Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации, принятой 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Женева, Швейцария, сентябрь 1948), одними из положений Кодекса, обязательных для медицинских работников являются: «Я торжественно обязуюсь посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности»; «Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, партийно-политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом» и т. д.

На наш взгляд формирование гуманности, толерантности наряду с такими нравственными ценностями, как милосердие,

отзывчивость, ответственность студентов медицинского колледжа в условиях учебно-образовательного процесса возможно в рамках дисциплины «Английский язык» Программа по английскому языку за первый курс предполагает знакомство студентов со следующими разделами:

1. Личностные качества (4 ч.).

2. Межличностные отношения (4 ч.).

3. Природа и человек (защита окружающей среды) (4 ч.).

4. Человек и научно-технический прогресс (4 ч.).

5. Навыки общественного поведения (повседневная и профессиональная жизнь) (4 ч.).

6. Культурные и национальные традиции разных стран (4 ч.).

7. Понятие этики и ценностей в сестринском деле (4 ч.).

8. Этический кодекс медсестры РФ (4 ч.).

9. Повседневные жизненно важные потребности человека (4 ч.).

10. Обеспечение безопасной среды для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения (4 ч.).

11. Здоровый образ жизни (4 ч.).

Данные разделы включают соответствующие темы на английском языке, которые знакомят студента медицинского колледжа с образом нравственно-ориентированной личности медицинского работника. Целью программы является достижение общеобразовательных, воспитательных и практических задач, на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции. На наш взгляд, программа дисциплины также способствуют косвенному воздействию на студента медицинского колледжа, формируя способность к личностному самоопределению в отношении будущей профессии, социальной адаптации и формирования нравственных качеств гражданина и патриота.

Я. А. Коменский утверждал, что учащегося необходимо погрузить в специально созданные условия, в которых будет происходить обучение и воспитание [8].

Такие деятели наук, как И. А. Анопов, К. И. Арнольд, П. А. Кропоткин и др. считали, что образовательный процесс реализует свой обучающий, воспитательный и развивающий потенциал посредством трудовой активности студента медицинского колледжа. По их мнению, трудовая деятельность образовательных организаций должна строиться на взаимодействии теоретических и практических знаний, в связи

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

с чем, образовательные организации стали осуществлять технологическое оснащение. Использование информационных технологий в образовательной среде медицинского колледжа позволяет повысить качество медицинского образования и способствует развитию интеллектуальных и творческих качеств студента медицинского колледжа, что является необходимым фактором в формировании высококвалифицированного и высоконравственного специалиста. Использование дополнительного мультимедийного материала (видеороликов) на английском языке нравственно-ориентированной тематики во время занятия станет дополнительной мотивацией для студента, привлечет его внимание и интерес в процессе восприятия. Мультимедийные ресурсы (видеоролики) должны соответствовать разделам и темам программы дисциплины «Английский язык». Просмотр данных видеороликов охватывает несколько аспектов, а именно изучение языка международного общения, информативное нравственно-ориентированное воздействие на студента медицинского колледжа. Целью просмотра нравственно-ориентированных видеороликов является восприятие и осознание смысла, передача смысла на русском языке и высказывания своего отношения к проблеме с последующим обсуждением своего мнения с другими обучающимимися. Такое задание помогает установить взаимоотношения сотрудничества и уважения к мнению окружающих, согласие и несогласие по поводу того или иного вопроса, осмыслить свои доводы с позиции нравственных ценностей.

Выбор дополнительного нравственно-ориентированного материала зависит от темы программы, например к теме «Межличностные отношения» можно подобрать следующие видеоролики на выбор: Positive interpersonal relationship skills (Построение позитивных межличностных взаимоотношений); Interpersonal relationships: Im-

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн. : Университетское, 1990. 560 с.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер, 2001. 272 с.

3. Большой психологический словарь / Сост. Мещериков Б., Зинченко В. М. : Олма-пресс, 2003. 672 с.

portance of Communication in a Relationship (Межличностные взаимоотношения: значение общения в отношениях).

Данные видеоролики имеются в свободном доступе в интернете, в частности, на сайте YouTube, а также Ted Talks.com. Педагог имеет возможность подбирать видеоролики на свое усмотрение, но так как план и ход урока рассчитан по минутам и соответствует программе дисциплины, необходимо помнить о длительности видеороликов и соответствии темам и разделам дисциплины «Иностранный язык». Длительность видеороликов не должна превышать 15-20 минут, их цель - быть краткими и информативными.

Вывод

На наш взгляд, взаимодействие современных студентов с информационными технологиями настолько велико, что необходимо совершенствовать уже существующие методы воздействия. Поскольку печатные средства обучения устаревают, а на смену им приходят электронные образовательные ресурсы и студенты зачастую пользуются электронными форматами учебников, то задача педагога усложняется необходимостью заинтересовать, а в нашем случае и сформировать систему ценностей. Видеоролики позволяют наглядно продемонстрировать студентам медицинского колледжа нравственное поведение в обществе, позволяют сопоставить и переосмыслить свое поведение, пробудить интерес к профессии и профессиональному долгу, сформировать нравственные ценности, которыми должен обладать медицинский работник и нравственно-ориентированная личность.

Знание этих вещей развивает человека с нравственной точки зрения и задача предлагаемых нами интерактивных занятий не просто пробудить интерес к изучению языка или получению знаний, но и научить проявлять уважение к людям разных национальностей и культур, уметь сотрудничать и быть дружелюбными и толерантными.

4. Гербарт И. Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. 1806 с.

5. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под редакцией А. М. Арсенье-ва. М. : Просвещение, 1982. 429 с.

6. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль / под редакцией В. С. Степина, 2001. Т. 1. 2659 с.

Литература

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

7. Нравственная и моральная культура [Электронный ресурс] / Режим доступа: ИИр://Ьоок-science.ru/social/cultureethnos/nravstvennaja-i-moral-naja-kul-tura.html (дата обращения: 02.03.2019 г.)

8. Потанина Л. Т., Мельников Т. Н., Кузнецова Г. Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (43). С. 24-31.

1. Amonashvily S. A. Lichnostno-gumannaya os-nova pedagogicheskogo processa [Personal and humane basis of the pedagogical process]. Moscow, Universitetskoye Publ., 1990. 560 p. (In Russian)

2. Ananyev B. G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya [On the problems of modern human beings]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2001. 272 p. (In Russian)

3. Bol'shojpsihologicheskijslovar' [Large psychological dictionary]. Comp. by Mesherikov B., Znchenko V. Moscow, Olma-Press Publ. 2003. 672 p. (In Russian)

4. Gerbart I. F. Obshchaya pedagogika, vyveden-naya iz celej vospitaniya [General pedagogy, excluded from the purposes of education]. 1806 p. (In Russian)

5. Kapterev P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Ed. by A. M. Arsenyeva. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1982. 429 p. (In Russian)

6. Novaya filosofskaya enciklopediya [The new encyclopedia of Philosophy]. Moscow, Mysl Publ. Ed. by V. S. Stepin. 2001. Vol. 1. 2659 p. (In Russian)

7. Ethic and moral culture [Electronic resource]. Mode of access: http://book-science.ru/social/ cu ltu reeth nos/n ravstven naja-i-mora l-naja-ku l-tu ra. htm l (accessed: 02.03.2019)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru

Агамова Оксана Данияловна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Национальный исследовательский ядерный университет, Москва, Россия; соискатель, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: oxana.agamova@yandex.ru

9. Сборник научных трудов к 70-летию А. А. Гусейнова: философия и этика. М. : Альфа-М, 2009. 789 с.

10. Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики / Сост. Г. Д. Глейзер. М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. 224 с.

11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т. 8. М.-Л. : АПН РСФСР, 1950. 774 с.

12. Ценности в жизни человека. Нравственные ценности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://studopedia.ru/7_23974_tsennosti-v-zhizni-

8. Potanina L. T., Melnikov T. N., Kuznetsov G. D. Development of value-semantic sphere of personality by means of social-role forms of group activity. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo guman-itarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psi-hologiya [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University]. Series IV: Pedagogy. Psychology]. 2016. No. 4 (43). Pp. 24-31. (In Russian)

9. Sbornik nauchnyh trudov k 70-letiyu A. A. Gusejnova: filosofiya i etika [Collection of scientific works to the 70th anniversary of A. A. Huseynov: Philosophy and Ethics]. Moscow, Alfa-M Publ., 2009. 789 p. (In Russian)

10. Sukhomlinsky V. A. Antologiya gumannoj pedagogiki [Anthology of humane pedagogy]. Comp. by G. D. Glayzer. Moscow, Izdatelsky Dom Shalvy Amonashvilly Publ., 1997. 224 p. (In Russian)

11. Ushinsky K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Sobranie sochinenij [Man as a subject of education. Collected works]. Vol. 8. Moscow - Leningrad, APN RSFSR Publ., 1950. 774 p. (In Russian)

12. Values in human life. Moral value [Electronic resource]. Mode of access: http://studopedia.ru/ 7_23974_tsennosti-v-zhizni-cheloveka-nravstvennie-tsennosti.html (accessed: 02.03.2019)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru

Oksana D. Agamova, senior lecturer, the chair of Foreign Languages, National Nuclear Research University, Moscow, Russia; applicant, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: oxana.agamova@yandex.ru

cheloveka-nravstvennie-tsennosti.html (дата обращения: 02.03.2019 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Принята в печать 05.05.2019 г.

Received 05.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.