Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / нравственные ценности / нравственные качества / morality / moral values / moral qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Панченко Татьяна Евгеньевна

В статье анализируется формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Рассмотрена сущность понятия «нравственные качества» с педагогической, психологической и философской точки зрения, основные виды нравственных качеств и факторы, влияющие на ребенка. Выявлены способы формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Панченко Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the formation of moral qualities in children of primary school age. The essence of the concept of "moral qualities" from a pedagogical, psychological and philosophical point of view, the main types of moral qualities and factors affecting the child are considered. The ways of forming moral qualities in children of primary school age are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Литература:

1. Богуш, T.B. Дисциплина «Педагогическое проектирование с практикумом» в системе подготовки будущих учителей начальной школы / Т.В. Богуш // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т.З. -№ 4. - С. 11-15

2. Глузман, A.B. Педагогическое проектирование как фактор развития проектного мышления студенческой молодёжи / A.B. Глузман // Гуманитарные науки. - 2019. - № 1 (45). - С. 57-63

3. Горбунова, Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании / Н.В. Горубнова // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 63-2. - С. 112-116

4. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие доя высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

5. Магомедалиева, М.Р. Этапы и структура проектной деятельности студентов в процессе обучения / М.Р. Магомедалиева, Ш.И. Булуева // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - №2 (69). - С. 44-46

6. Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А.И. Балашов, Г.М. Рогова, М.В. Тихонова, Г.А. Ткаченко; под общей редакцией Г.М. Роговой. -М.: Издательство Юрайт, 2023. - 383 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержден Приказом Минобрнауки России 22.02.2018 № 121, зарегистрирован в Минюсте России 15.03.2018, per. № 50362. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20V00/o203++/Bak/440301_B_3_-16032018.pdf (дата обращения 25.10.2023)

8. Хуторской, A.B. Современная дидактика : учебник для вузов / A.B. Хуторской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 406 с.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); обучающаяся 2 курса Панченко Татьяна Евгеньевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье анализируется формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Рассмотрена сущность понятия «нравственные качества» с педагогической, психологической и философской точки зрения, основные виды нравственных качеств и факторы, влияющие на ребенка. Выявлены способы формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: нравственность, нравственные ценности, нравственные качества.

Annotation. The article analyzes the formation of moral qualities in children of primary school age. The essence of the concept of "moral qualities" from a pedagogical, psychological and philosophical point of view, the main types of moral qualities and factors affecting the child are considered. The ways of forming moral qualities in children of primary school age are revealed.

Key words: morality, moral values, moral qualities.

Введение. На сегодняшний день в нашем мире происходит стремительное развитие современных технологий. Человечество подошло к тому, что времяпровождение с гаджетами начинает заменять живое общение, а большая часть контента, который люди просматривают ежедневно, и вовсе противоречит развитию толерантности и взаимопомощи. Постепенно это начинает приводить к кризису духовных ценностей. Поэтому именно сегодня общество, как никогда остро, нуждается в формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. С раннего детства необходимо познакомить ребенка с такими качествами, как добродушие, толерантность, трудолюбие, милосердие, ответственность за свои слова и действия и, что не мало важно, сподвигнуть его к проявлению этих качеств в повседневной жизни.

Важнейшей средой для начала формирования нравственности изначально является семья. Именно родители, или, возможно, бабушки и дедушки, впервые знакомят ребенка с тем, что хорошо, а что плохо, как необходимо вести себя в обществе и в той или иной ситуации. Последующей важнейшей площадкой для развития нравственных понятий является школа. Здесь у ребенка появляется представление о социальных нормах, он обретает навыки и привычки общения и поведения в обществе. На этом пути на помощь детям приходят преподаватели, которые создают микросреду, оказывающую наиболее благоприятное воздействие на ребенка: происходит развитие личности детей, формируется отношение к Родине, обществу, коллективу, трудовой деятельности, самому себе [4].

Психологами установлено, что учащиеся младшего школьного возраста проявляют непроизвольную готовность к восприятию нравственных установок и правил поведения, так как именно в этот период у ребенка происходит ряд изменений, которые способствуют его развитию, как личности. Например, возникновение самооценки, развитие самосознания, становление произвольного внимания. Ж. Пиаже считает, что в период 5-12 лет ребенок совершает переход к нравственному релятивизму, то есть обретает убеждения, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое [8]. Таким образом, ребенок учится судить о действиях людей не по следствиям, а по намерениям.

Точку зрения психологов также разделяют и отечественные педагоги. Примером может послужить В.А. Сухомлинский. Великий русский педагог отмечал, что если на этапе раннего детства и первых шагов взросления в семье ребенок не будет окружен добром и добрыми примерами, то добрые чувства в дальнейшем буду чужды такой личности. Именно в сензитивный детский период человек эмоционально вбирает в себя нравственные качества и нравственные чуства [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование нравственных качеств является актуальной проблемой в наше время. Гели с раннего возраста уделять этому достаточное внимание и, что не мало важно, подавать положительный пример, то существует большая вероятность того, что в будущем из ребенка вырастет достойная, отзывчивая и доброжелательная личность.

Изучением понятия «нравственные качества» на протяжении долгого времени занимались исследователи в областях психологии, философии и педагогики. Ими были созданы труды, в которых проблема воспитания нравственных качеств рассматривается широко.

Нравственные качества всегда были важными аспектами духовного развития личности. Однако, с течением времени и эволюцией общества, понимание этих качеств изменялось. Ученные, занимающиеся проблемами морального становления отмечают, что нравственные качества характеризуют сознательное отношении к социальному благополучию и высшим целям общественного развития. В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой нравственные качества представлены как внутренние, духовные и душевные черты человека, в основе которых лежат идеалы и добро, долг и честь, которые в обязательном отношении проявляются в процессе взаимоотношения человека с природой или социумом. Считается, что осознание важности природы в жизни человека и ее влияния на будущее человечества доступно только тем, кто имеет интеллектуальную и моральную готовность понимать это.

В области философии понятие нравственные качества также достаточно употребляемо. Философский энциклопедический словарь предлагает следующее определение: «Нравственные качества» - завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали» [3]. Невозможно не согласиться с данным толкованием, т.к. человек, у которого четко сформированы объективные взгляды на то или иное явление, может считаться зрелым обладателем нравственных качеств.

В психологии толкованием данного понятия занималась Л.А. Григорович. Доктор психологических наук, профессор, специалист в области профессионального образования считает, что нравственные качества - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [1]. По моему мнению, наличие упомянутых качеств действительно является показателем достойной личности.

Русский писатель В.И. Даль толковал понятие «нравственные качества» как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [14]. А ведь и вправду, нравственные качества - это, как определенные правила, заложенные в каждом человеке, и как они позволят нам поступить, так мы и сделаем.

Верным является определение понятия «нравственные качества» профессора и педагога Н.П. Шитяковой. Она отмечает, что моральные качества проявляются всегда в действии реального времени и реального явления [12].

Полностью согласна с данным утверждением, ведь каждый поступок человека является отражением его былого опыта, полученного из семьи и общества определенного государства. На основе данных поступков и формируется видение о том, какими же качествами обладает личность.

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что подходы к определению понятия «нравственные качества» многовекторны и разноплановы. Каждый исследователь привнес в него свой смысл, основанный на собственных исследованиях. И каждый из них, несомненно, прав. Данные знания могут являться хорошей базой для воспитателей, преподавателей и родителей, чтобы те смогли грамотно организовать процесс развития нравственных качеств подрастающего поколения.

В процессе воспитания и развития ребенка родителям, воспитателям и преподавателям важно определить конечную цель, какие именно нравственные качества должны быть привиты ребенку. Несомненно, родители, воспитатели, преподавателя стремятся к тому, чтобы привить детям только положительные нравственные качества. К таковым стоит отнести ответственность, доброту, трудолюбие, коммуникабельность, честность, уважение. Рассмотрим каждое из них подробнее [15].

Ответственность - качество, которое заключается в способности брать на себя обязательства и соблюдать их, сдерживать свои обещания, отвечать за свои слова и поступки. Ответственные люди сделают все, что от них зависит, чтобы не подвести других. Проявление данного качества, по моему мнению, является очень важным во всех сферах нашей жизни. Ответственные люди ценятся и имеют уважение от руководства и коллег на работе. Им доверяют сложную работу и при появлении важной вакансии рассматривают их кандидатуру в первую очередь. В личной же жизни наличие данного качества способствует построению более гармоничных и крепких отношений. Помимо ответственности к окружающим, можно выделить также ответственность перед самим собой: стремление к повышению благополучия, укрепление здоровья, самоактуализация и самосовершенствование.

Одним из важных нравственных качеств является доброта. Доброта проявляется в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, помощи и стремлении делать добро другим людям без ожидания вознаграждения. Любовь к ближнему, по словам С.Л. Рубинштейна, является первичной и сильной потребностью человека. Она основывается не только на внешних проявлениях и непосредственном восприятии, но и на понимании истинной сущности человека, как зеркале, способном отразить его истинную природу [71. Я считаю, что доброта является необходимым качеством в современном мире, где многие не обращают внимания на проблемы окружающих. Люди все реже совершают бескорыстные добрые поступки.

Известные отечественные педагоги, такие как A.C. Макаренко и В.А. Сухомлинский, считали, что очень важным нравственным качеством, которое необходимо формировать с раннего детства, является трудолюбие. Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не являются природными качествами ребенка, а развиваются в нем через воспитание. Он придавал большое значение тому, чтобы труд был творческим, радостным и осознанным, так как это основной способ проявления личности и реализации ее потенциала. Сухомлинский внес свой собственный смысл в это определение: «трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя». Сухомлинский видел воспитание трудолюбия методом получения радости от труда. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя» [91. Можем сделать вывод, что трудолюбие - это качество, которое присуще человеку, наслаждающемуся трудовой деятельностью во благо общества, а не ради материальных средств.

В современном обществе человек, несомненно, должен обладать таким качеством, как коммуникабельность. Коммуникабельность характеризуют ту личность, которая способна гибко и стремительно адаптироваться в процессе взаимодействия с контактирующим, достигнуть позитивной цели общения и результативность данного процесса общения будет двухсторонней.

Человеку коммуникабельному нет необходимости в создании специальных условий, подбора конкретного статуса или влияния прочих факторов, такой человек устанавливает контакт в любой ситуации, как личной так и деловой. Умение находить общий язык помогает достичь успеха и обзавестись друзьями, установить контакт с коллегами на работе, быть успешным в профессиональной и личностной сферах.

Важным нравственным качеством, которое необходимо формировать с раннего детства, также считается честность. Сущность данного понятия заключается в том, что человек не обманывает окружающих и самого себя, не скрывает своих мотивов и не нарушает данных обещаний. Для честных людей важна законность их действий, соответствие общепринятым

правилам и не нарушение прав окружающих. Чтобы ребенок приучался с раннего детства говорить правду, необходимо показать ему соответствующий пример. В.А. Сухомлинский считает: «Ученики очень тонко чувствуют правдивость слова учителя, чутко откликаются на правдивое слово. Ещё тоньше чувствуют дети неправдивое, лицемерное слово» [10]. Поэтому важно, в первую очередь, собственным примером показать детям как важно быть честным человеком.

Уважение является важной составляющей социального взаимодействия. Оно подразумевает почтительное отношение к другому человеку, включающее доброжелательность, эмпатийность, умение представить себя на месте субъекта взаимодействия. Уважение также включает принятие людей такими какими они есть, и способности видеть лучшее в каждом человеке. С раннего детства у детей формируют способность уважать взрослых, сверстников и относится с уважением к самому себе. Сформируется ли данное качество у ребенка, в первую очередь, зависит от родителей и того, какой собственный пример они демонстрируют. Зачастую, родители, выстраивая отношение с ребенком, не допускают даже мысли о том, что маленькая личность должна восприниматься с уважением, так как детская жизнь отражается во взрослом человеке. Итогом может возникнуть не понимание ценности и уважения, которые так необходимы в социальном бесконфликтном взаимодействии.

Таким образом, каждое качество из данного комплекса является очень важным и необходимым для формирования нравственных качеств с раннего детства.

Прежде чем рассматривать способы формирования нравственности, необходимо выделить основные факторы, влияющие на ребенка. Как правило, к ним можно отнести семью, окружающую среду, самооценку. Семья в первую очередь влияет на становление ребенка. Ведь задатки, полученные в детские годы из семье, оказывают большое влияние на дальнейшую жизнь. Таким образом, поведение и взаимоотношения родителей являются образцом для ребенка. Следующим рычагом влияния является окружающая среда. Например, связавшись с дурной компанией, ребенок может пристраститься к вредным привычкам. Чтобы этого не произошло, необходимо занимать детей семейным времяпровождением, подвижными и интеллектуальными играми. Также, полезным будет привлекать ребенка к выбору и посещению секций. Это послужит отличным способом для развития в определенных областях, а также общения со сверстниками. Самооценка играет важную роль в человеческой деятельности. При обсуждении нравственных качеств младших школьников стоит отметить, что как заниженная, так и завышенная самооценка могут оказывать негативное влияние. Ребенок с низкой самооценкой считает себя худшим и не верит в свои возможности. В то же время учащиеся с завышенной самооценкой считают себя лучшими во всем и уверены, что их точка зрения самая правильная. При работе с такими детьми важно создать ситуацию, где каждый ребенок почувствует свою значимость и принадлежность [111. Учитывая эти факторы, педагогам следует разрабатывать свою систему воспитания и формирования нравственных качеств у младших школьников. Преподаватели, особенно недавно начавшие свой профессиональный путь, наверняка, задумываются какие же способы необходимо использовать для того, чтобы сформировать нравственные качества у младших школьников. Итак, рассмотрим основные из них.

Во-первых, известным фактом является то, что дети стараются подражать поведению старших и поэтому важным способом развития положительных нравственных качеств у ребенка может послужить заданный пример педагога. Если обучающий ответственно относится к своей работе, совершает добрые поступки, является честным и справедливым перед своими учениками, уважает их мнение и мотивирует к освоению новых знаний, то, несомненно, его обучающиеся будут стремиться к подражанию.

Во-вторых, важным способом воспитания нравственности в ребенке может послужить литературное чтение. В процессе прочтения произведений дети с помощью учителя составляют характеристику действующих персонажей, их качества и поступки. Таким образом, они производят анализ и выделяют положительные и отрицательные нравственные качества героев.

Ещё одним способом может послужить предоставление детям возможности проявить себя в совершении добрых поступков. Регулярная организация благотворительных акций, в которых будут принимать участие и дети, и учителя, и родители послужит реальным примером того, что необходимо заботиться и помогать ближним, трудиться во благо своей Родины, проявлять уважение к своей истории. Примерами таких акций может послужить помощь ветеранам войны, людям, которые попали в сложные жизненные ситуации и даже общественный труд на благо города.

Работая над проблемой формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, мною были изучены психолого-педагогические источники по данной проблеме, изучила сущность понятия «нравственные качества» с точки зрения известных педагогов, психологов и философов, определила виды положительных нравственных качеств и раскрыла сущность каждого из них, выделила основные факторы, влияющие на ребенка и выявила основные способы формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Детям младшего школьного возраста характерна непроизвольная восприимчивость нравственных образцов поведения, усвоение правил и норм социального взаимодействия. Поэтому на данном этапе необходимо создать благоприятную среду для детей, привлекать их к участию в общественной деятельности, анализировать с ними произведения и образы литературных героев и, конечно же, педагогам и родителям необходимо подать детям собственный положительный пример.

Выводы. Таким образом, был сделан вывод о том, что воспитание нравственных качеств с раннего возраста - это формирование внутренних убеждений на сознательном уровне, которые, в конечном итоге, определяют поведение ребенка в разных ситуациях на протяжении всей его жизни.

Литература:

1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - М.: Просвещение, 2004. - 423 с.

2. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - Москва, 2000. - 1084 с.

3. Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев. - Москва: Сов. энциклопедия, 1983.-839 с.

4. Ключко, Т.В. Роль семьи в воспитании морально-нравственных качеств подростка [Электронный ресурс] / Т.В. Ключко. -Режим доступа: https://www.informio.ru/files/main/documents/2021/10/Klyuchko_T_V.doc

5. Макаренко, A.C. О трудовом обучении и воспитании [Электронный ресурс] / A.C. Макаренко. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/9210551/page:6/

6. Невмовенко, И.К. Воспитание добрых чувств [Электронный ресурс] / И.К. Невмовенко. - Режим доступа: https://intolimp.org/publication/mietodichieskaia-razrabotka.html

7. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - Москва [и др.]: Питер, 2012. - 224 с.

8. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - Москва, 2008. - 29 с.

9. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

10. Сухомлинский, В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. Слово учителя о воспитании нравственности [Электронный ресурс] / В.А. Сухомлинский. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etyudy-o-kommunisticheskom-vospitanii-slovo-uchitelya-o-vospitanii-nravstvennosti

11. Шегаева, A.B. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников / A.B. Шегаева. - Пермь: Меркурий, 2014. - 146 с.

12. Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: Монография / Н.П. Шитякова. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - 172 с.

13. Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://vuzlit.com/426510/analiz_ponyatiya_nravstvennye_kachestva

14. Юрлов, A.A. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] / A.A. Юрлов. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/3355863/page:2/

15. Нравственные качества человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/nravstvennye-kachestva-cheloveka.html

Педагогика

УДК 376

кандидат психологических, доцент Кукуев Евгений Анатольевич

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук Огороднова Ольга Васильевна Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Патрушева Инга Валерьевна Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

РЕСУРСЫ И РИСКИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ШКОЛЫ: ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Целью исследования является анализ восприятия родителями инклюзивного образования, а его фокусом -оценка ими ресурсов и рисков инклюзивной трансформации школы. Исследовательский вопрос: различается ли оценка ресурсов и рисков инклюзивной трансформации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и родителей детей без ОВЗ? Актуальность исследования связана с тем, что успешность инклюзивного образования зависит от позитивного восприятия его всеми субъектами образования, в том числе родителями. Между тем этот аспект мало исследован в научной литературе. В исследовании использовался апробированный инструмент, включающий: а) данные о респондентах; б) оценку инклюзивной среды; в) удовлетворенность школой; субъективное благополучие; оценку ресурса и рисков инклюзии; удовлетворенность жизнью. В опросе приняли участие 1583 родителя учащихся школ Тюменской области, в том числе родители детей с/без ОВЗ. Выводы исследования таковы. Ресурсность и риски инклюзии не являются противоположными в оценках родителей детей с/без ОВЗ. Различия в оценке ресурсности инклюзии не означают различий в оценке рисков инклюзии. Отсутствуют статически значимые различия в оценке рисков инклюзии родителей детей с/без ОВЗ, что свидетельствует о том, что риски осознаются обеими группами. Научная и практическая значимость исследования заключается в описании ресурсов и рисков инклюзии в восприятии родителей. Данные исследования можно использовать для устранения барьеров в движении к инклюзивной школе. Перспективой исследования видится проведение анализа отношения к инклюзивному образованию родителей детей в начальной школе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная трансформация школы, ресурсы инклюзии, риски инклюзии, родители детей с инвалидностью и без инвалидности.

Annotation. The purpose of the study is to analyze the perception of inclusive education by parents of schoolchildren, and its focus is their assessment of the resources and risks of inclusive school transformation. Research question: Does the assessment of resources and risks of inclusive transformation of parents of children with and without disabilities differ? The relevance of the study is due to the fact that the success of inclusive education depends on the positive perception of it by all subjects of education, including parents. Meanwhile, this aspect has been little studied in the scientific literature. The study used a proven tool that includes: a) data on respondents; b) assessment of the inclusive environment; c) satisfaction with school; subjective well-being; assessment of the resource and risks of inclusion; life satisfaction. The survey was attended by 1,583 parents of school students of the Tyumen region, including parents of children with and without disabilities. The conclusions of the study are as follows. Resourcefulness and the risks of inclusion are not opposite in the assessments of parents of children with and without disabilities. Differences in the assessment of inclusion resources do not mean differences in the assessment of inclusion risks. There are no statistically significant differences in the assessment of the risks of inclusion of parents of children with/without disabilities, which indicates that the risks are recognized by both groups. The scientific and practical significance of the study is to describe the resources and risks ofinclusion in the perception of parents and use the data to remove barriers and move towards an inclusive school. The perspective of the study is to analyze the attitude to inclusive education of parents of children in primary school.

Key words: inclusive education, inclusive school transformation, inclusion resources, inclusion risks, parents of children with and without disabilities.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта

№ 20-413-720012 «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях

гетерогенности»

Введение. Инклюзивная трансформация школы определяется в первую очередь признанием прав лиц с инвалидностью, закрепленными Конвенцией о правах инвалидов ООН (2006). Она обозначает подход, при котором учет разнообразия является приоритетом в процессе изменений. Трансформация, в отличие от изменений локальных аспектов существования и деятельности организации, предполагает преобразование ее как системы, т. е. изменение цели, миссии, функций в обществе [9]. Инклюзивная трансформация школы охватывает все аспекты ее жизни, в том числе культуру школы, ее правила и практики для принятия разнообразия обучающихся как ресурса. В этот процесс включены все субъекты образования: ученики, родители, педагоги и администраторы. В основу исследования нами положен подход Т. Бута и М. Эйнскоу, основанный на интеграции инклюзивной культуры, политики и практики [4]. Инклюзивная трансформация не может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.