Научная статья на тему 'Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обучения у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода'

Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обучения у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / SPIRITUAL DEVELOPMENT / MORALITY / EDUCATION / VALUES / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холомина Ольга Александровна, Курилова Анастасия Александровна

В МОУ лицеи №51 г.Тольятти большое внимание уделяют проектной деятельности обучающихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Сущность интегрированного подхода в обучении состоит во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствует внутренним потребностям детей и направлено на свободное и творческое самоопределение личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL AND AESTHETIC VALUES IN THE LEARNING PROCESS HAVE PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN AN INTEGRATED WAY

In this Nov. Lyceum № 51 Togliatti pay great attention to the project activities of students. It acts as the main form of organization of extracurricular activities students. The essence of the integrated approach to training is in full harmonious development, which corresponds to the internal needs of children and aims to free self-determination and creative personality.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обучения у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода»

заводском складе пропорционально распределяются по всему объему произведенной продукции и тем самым включаются в цену потребления. Естественно, что здесь условная организация отказывается от возможных дополнительных доходов, которые можно было бы получить за хранение оплаченной продукции.

Рассрочка платежа является мероприятием стимулирования сбыта и для существующих клиентов. При этом все результаты остаются такими же, как и для новых клиентов.

Все вышеупомянутые мероприятия способствуют одной и той же цели - реализации продукции. Внедрение каждого из рекомендуемых предложений по управлению сбытом имеет свои достоинства и недостатки, описанные выше. Для повышения эффективности деятельности целесообразно будет остановиться на том из мероприятий, чьи достоинства принесут наибольший эффект как с экономической точки зрения, так и с точки зрения создания стратегических маркетинговых преимуществ. Очевидно, что таким мероприятием является использование смешанного канала распределения продукции при

ее сбыте, так как помимо экономического эффекта, ориентированного на получение прибыли, условная организация получает самое главное - нового клиента. К тому же, только это мероприятие дает стопроцентную гарантию реализации товара и получения денежных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии [Текст]/ Г. Асель. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 804 с.

2. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность [Текст]/ В.В. Бурцев. - М.: Экзамен, 2007. - 224 с.

3. Годин В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности [Текст]/ В.В. Годин. - М.: Мастерство, 2010. - 240 с.

4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика [Текст]/ З.П. Румянцева. -М.:ИНФРА-М, 2006. - 304 с.

5. Уткин Э.А. Маркетинг [Текст]/ Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2010. - 320 с.

6. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха [Текст]/ Х. Хершген. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 334 с.

© 2013

OPTIMIZATION OF PLANNING AND MARKETING ORGANIZATION

E.G. Velikaya, PhD, CEO Ltd. "Lady Doctor" Moscow Finance and Law University, Moscow (Russia) V.V. Churko, leading expert, graduate student of the Moscow Finance and Law University

FSUE "Protection" the Russian Interior Ministry, Moscow (Russia)

Annotation: This article describes approaches to creating marketing systems that can provide organizations with a high level of efficiency and adaptability in the market. In addition the proposed approaches to the creation of marketing systems are able to provide integrative in its overall management of the organization and provide a synergistic effect and the evolution of the marketing system.

Keywords: distribution system, consumer preferences, Sales, marketing activities, marketing information system, market dynamics, consumer preferences, responsibilities, intensification of cooperation, restructuring activities.

УДК 373.31

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА

© 2013

А.А. Курилова, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) О.А. Холомина, учитель начальных классов

МОУ лицей №51, Тольятти (Россия)

Аннотация: В МОУ лицеи №51 г.Тольятти большое внимание уделяют проектной деятельности обучающихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Сущность интегрированного подхода в обучении состоит во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствует внутренним потребностям детей и направлено на свободное и творческое самоопределение личности.

Ключевые слова: духовное развитие, нравственность, воспитание, ценности, интегрированный подход.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из основных проблем современного общества. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней

установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ нравственного самосознания личности - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формирования нравственного смысла учения;

- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятого в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, про-

являть критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:

1. Основные направления, ценностные установки и ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

2. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования;

3. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

4. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Существует пять направлений духовно-нравственного развития и воспитания:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Проводимые МОУ лицеем №51 виды и формы занятий с учащимися можно подразделить следующим образом:

- на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучение предметов предусмотренных базисным планом, проведение классных часов, проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам;

- экскурсии, просмотры кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры, фестивали, праздники;

- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями;

- организация и проведение национально-культурных праздников, языковые стажировки;

- беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России;

- беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение поступков, поведения разных людей, участие в коллективных играх;

- участие в беседах о семье, о родителях и прародителях;

- экскурсии по микрорайону, городу (знакомство с различными видами труда, различными профессиями, встречи с представителями разных профессий;

- проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы), презентации учебных и творческих достижений, трудовые акции;

- беседа, классные часы.

- просмотр учебных фильмов, экскурсия, прогулка, туристические походы и путешествия;

- экологические акции, высадка растений на пришкольном участке, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора и т.д.

- экскурсии к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках по репродукциям;

- участие вместе с родителями в проведении выставок, музыкальных вечеров, реализации культурно-досу-говых программ.

Вопросы и задания, задаваемые учителем учащимся, помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

В МОУ лицеи №51 г.Тольятти большое внимание уделяют проектной деятельности обучающихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда.

Идея интегрированного подхода в обучении родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании образования. Еще великий дидакт Я. А. Коменский писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [4].

Сущность интегрированного подхода в обучении состоит не только в передаче социального опыта учителями, а, главным образом, во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствует внутренним потребностям детей и направлено на свободное и творческое самоопределение личности.

Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, переход от обособленного преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким направлениям при изучении одного понятия, темы или явления, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность [4].

После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знаний, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой - рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний.

Связи между интегрируемыми компонентами могут быть самые разные. Наиболее часто встречаются в школьной практике следующие:

- связи происхождения;

- связи порождения;

- связи построения (при систематизации и обобщении знаний);

- связи управления [3].

Связи происхождения устанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Речь идет не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхожде-

ния предмета. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях школьники учатся выявлять зависимости событий, фактов, явлений.

Организация образовательного процесса на основе интегрированного подхода:

- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

- способствует созданию более благоприятных условий для развития самых разных интеллектуальных умений дошкольников, формированию более широкого синергетического и научного стилей мышления обучающихся;

- дает возможность широкого применения обучающимися естественнонаучного метода познания;

- повышает качество знаний обучающихся;

- повышает и развивает интерес школьников к предметам естественно-математического цикла;

- формирует убеждение обучающихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

- позволяет использовать авторские компьютерные программы учеников (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

- приобщает дошкольников к научно-исследовательской деятельности;

- расширяет кругозор обучающихся, способствует развитию творческих возможностей дошкольников, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне требований применения знаний, умений и навыков в новых условиях.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, способствующее переходу на новый качественный уровень образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

При осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания МОУ лицей №51 г.Тольятти может взаимодействовать с общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.

Такими формами взаимодействия могут быть:

- участие представителей общественных организаций и объединений, с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей), в проведении мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

- реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и одобренных педагогическим советом и родительским комитетом;

- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления самосознания гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нрав-

ственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность); воспитательного эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата, развитие обучающегося как личности (формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве обществе, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.) первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

На этом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о ценностях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

На втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, Карельский научный журнал. 2013. № 3

партнёров школы); анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей. Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост.Е.С. Савинов). М: Просвещение, 2010.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М: Просвещение, 2010.

3. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. - М.: Учпедиздат, 1955.

5. Симонова А.А., Протасова И.А. Интегрированный урок: теория и технология: Методические рекомендации для учителей и руководителей школ / Уральский педагогический институт. Екатеринбург, 1992.

6. http://festival.1september.ru/articles/415794/

7.http://poletaevs.ucoz.ru/index/metodicheskaja_

rabota/0-4

FORMATION OF MORAL AND AESTHETIC VALUES IN THE LEARNING PROCESS HAVE PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN AN INTEGRATED WAY

© 2013

A.A. Kurilova, Doctor of Economics, Professor of "Finance and Credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia) O.A. Holomina, primary school teacher

Lyceum № 51, Togliatti (Russia)

Annotation: In this Lyceum № 51 Togliatti pay great attention to the project activities of students. It acts as the main form of organization of extracurricular activities students. The essence of the integrated approach to training is in full harmonious development, which corresponds to the internal needs of children and aims to free self-determination and creative personality.

Keywords: spiritual development, morality, education, values, integrated approach.

УДК 336.77

КРЕДИТОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© 2013

А.Н. Кирюшкина, студент Е.А. Потапова, студент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (России)

Аннотация: В статье проведено исследование современного состояния кредитования физических лиц. Авторами рассмотрены ряд его проблем и возможные пути их решения. Обоснована необходимость решения проблемы за-кредитованности населения, улучшения моделей оценки кредитоспособности физических лиц.

Ключевые слова: кредитование физических лиц, закредитованность, кредитная нагрузка, оценка кредитоспособности, кредитные карты, кредитный портфель.

В реалиях современной экономики кредит считается основным условием и предпосылкой экономического развития государства и экономического роста страны, что обуславливает стремительное развитие системы кредитования физических лиц. С каждым годом происходит увеличение объема такого кредитования, а также линейки банковских кредитных продуктов для физических лиц. Наблюдаемые условия высокой межбанковской конкуренции на российском рынке кредитования физических лиц вынуждают банки искать новые пути увеличения эффективности такого кредитования. Такой процесс требует наличия современных банковских технологий, значительных инвестиций и понимания сущности и роли кредитования физических лиц во всей системе кредитных отношений.

Характерной чертой кредитования физических лиц является относительно небольшие размеры ссуд в сочетании с большим объемом работы по их оформлению и оценке кредитоспособности клиентов. Для того чтобы оценить кредитоспособность физических лиц банку необходимо оценить как финансовое положение заемщика, так и его личные качества. Для определения кредитоспособности физических лиц также необходимо изучать факторы, которые определяют его репутацию, владение активами, способность погасить ссуду в срок и наличие обеспечения ссуды[1].

Проблемы банковского кредитования физических лиц нашли широкое отражение в научной литературе. Их исследованием занимались такие отечественные ученые как Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая, Е. Ф. Жуков, О. И. Лаврушин, М. В. Романовский, Н. В. Довгий, С. Н.

Власова, С. А. Даниленко, Ю. А. Бабичева, Г. С. Панова и др. В работах экономистов особое внимание уделяется разработке методов и методик оценки кредитоспособности заемщиков - физических лиц, а также интеграции отечественного рынка кредитования в мировой финансовый рынок.

Актуальность поднятой темы характеризуют увеличение роли банковского кредитования в удовлетворении временной финансовой потребности физических лиц в средствах платежа, ухудшение качества кредитного портфеля физических лиц, рост просроченной задолженности данной категории заемщиков и общее увеличение их закредитованности.

При написании данной статьи своей целью авторы ставят выделение основных проблем, присущих отечественному рынку кредитования физических лиц и определение возможных путей их решения.

Сферы кредитования физических лиц можно условно разделить на такие, как потребительская, инвестиционная (с непроизводственным характером) и предпринимательская. В каждой из них существуют свои особенности нормативного и законодательного регулирования, реализации кредитных отношений, оценки рисков, применяются определённые технологии кредитования, а также разные социальные программы государственной поддержки. В связи с этим определение банковского кредитования физических лиц сводится к реализации кредитных отношений банков в сфере потребительского, инвестиционного и предпринимательского кредитования физических лиц на основе базовых принципов, обеспечивающих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.