УДК 37.013
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г.В. Ахметжанова, А.А. Выдренкова
Аннотация. В статье рассмотрен опыт социализации младшего школьника во внеурочной деятельности на основе разработанного курса «Славяне». Авторы уделили внимание комплексной внеурочной деятельности, где учащиеся могут проявить свои навыки в краеведческой деятельности. Указана новизна предложенного курса и обозначены личностные и метапредметные результаты изучения курса. Отмечено, что разработанный курс способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные качества, социальная позиция, историческое наследие, культурный и духовный опыт.
THE DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES
OF PRIMARY SCHOOLERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
G. Ahmetzhanova, A. Vydrenkova
Abstract. The article describes the experience of primary schooler socialization in extracurricular activities on the basis of the developed course "Slavs". The authors have paid attention to the integrated extracurricular activities in which students can develop their skills in regional studies. It contains the novelty of the proposed course and marked personality and metasubject results of the study course. It is noted that the designed course contributes to the development of spiritual and moral qualities of the person.
Keywords: education, spiritual and moral qualities, social position, historical heritage, cultural and spiritual experience.
Вопросы духовно-нравственного
воспитания волновали общество всегда и во все времена. В послании Федеральному Собранию от 12.12.2012 Президент РФ Владимир Путин констатировал дефицит «духовных скреп» в современном обществе и подчеркнул важность усиления воспитания духовности и нравственности молодёжи.
Одним из важнейших направлений духовно-нравственного воспитания
обучающихся, определенным «Концепцией духовно-нравственного развития личности гражданина России» (2005 г.) и программой духовно-нравственного воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования ФГОС второго поколения (2009 г.), является формирование духовно -нравственных качеств личности. Приобщение к духовно-нравственной культуре должно вылиться в педагогически
инструментированный процесс активного познания и усвоения общечеловеческих ценностей.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования духовно -нравственное развитие обучающихся предусматривает принятие ими моральных норм и нравственных установок [4].
С поступлением в школу у ребенка происходит освоение новой социальной позиции, расширяется сфера его
взаимодействия с окружающим миром, вырабатываются основы его социального и гражданского поведения.
Известно, что наиболее успешный опыт социализации школьники приобретают во внеурочной деятельности, в работе детских общественных организаций [2].
Нами разработан курс внеурочной деятельности «Славяне», который
предполагает создание педагогических условий для развития духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Для нашей школы разработка этого курса особенно актуальна, так как учебное заведение является базовой площадкой по внедрению курса «Основы православной культуры». В школе систематически проходят встречи с православными писателями, беседы со священниками и действует Музей Русской Культуры. На базе школы существует кружок этнографического танца «Веселинка» и русский народный вокально-
инструментальный ансамбль «Весёлый Балаган». Освоение курса «Славяне» создаст перспективу для дальнейшего участия учащихся в воспитательной работе школы, их включение в музейную работу, участие в научно-исследовательской работе, развитие лидерских качеств, приобщение к традициям школы и к культуре русского народа.
Курс «Славяне» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 - 4 классах в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, и целью его является приобщение к культуре русского народа, знакомство с историко-культурным наследием среднего Поволжья. Курс состоит из пяти разделов:
- устное народное творчество;
- о традициях крестьянской жизни;
- об устройстве крестьянского дома;
- кто я и где мои корни?
- мастерство русского народа.
Главное его назначение - развитие и совершенствование духовно -нравственных качеств младших школьников, ориентация на общечеловеческие ценности. Акцент сделан на постижение духовного склада и обихода русского народа: проведение праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсов на лучшую творческую работу по проблематике музея; конкурсов знатоков народных обрядов; встреч с представителями национальных сообществ города.
Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, что создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность прочувствовать и пережить историю своего народа [5].
Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышления, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта [3].
Курс «Славяне» - важный компонент образовательной системы, первая ступень социализации и самореализации школьников. Особенность данного курса заключается в том, что работа проводится комплексно: внеурочная деятельность сочетается с учебным процессом. Учащиеся могут проявить свои знания, умения в теоретической и практической деятельности.
Курс предполагает использование в работе различных форм занятий: при работе в группах обучающиеся осваивают
теоретический и практический новый материал под руководством учителя; во время
индивидуальной работы проводится отработка полученных знаний по новому материалу; коллективные формы выступают важнейшим моментом в работе с учащимися, создают и укрепляют коллектив.
Опытно-экспериментальная работа по внедрению курса во внеурочную деятельность была проведена в естественных условиях. Исследовательская работа включала в себя мониторинг сформированности духовно -нравственных качеств у младших школьников, разработку эффективных методов их формирования, анализ и обобщение полученных данных.
В результате эксперимента по основным показателям нравственной воспитанности школьников (отношение к обществу, патриотизм, отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, проявление духовно-нравственных качеств личности в отношениях с людьми) выявлена положительная динамика: высокий уровень сформированности с 9,1% повысился до 37,6%, а средний - с 14,6% до 58%.
Реализация курса «Славяне» создает перспективу для дальнейшего участия учащихся в воспитательной работе школы, их включение в музейную и научно -исследовательскую работу, способствует развитию лидерских качеств, приобщению к традициям школы и культуре русского народа.
Новизна предложенного курса состоит в том, что он способствует социализации личности, создает условия для формирования социальных компетенций младших
школьников.
К личностным результатам изучения курса «Славяне» можно отнести: знания традиций русского народа для жизни в многонациональной стране; понимание для чего необходимо знать собственные семейные «корни» и традиции; уважительное отношение к культуре других народов; уважение и понимание по отношению к старшему поколению, помощь людям, нуждающимся в заботе и внимании; выражение своего отношения к тем или иным культурным особенностям русского народа.
Метапредметными результатами изучения курса «Славяне» является формирование регулятивных, познавательных и
коммуникативных универсально учебных действий.
Таким образом, результаты внедрения курса «Славяне» говорят о том, что он способствует воспитанию духовно -нравственных качеств личности.
Литература:
1. Ильинская И.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики / И.П. Ильинская, Н.Ю. Чумакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф., г. Пермь, июль 2013 г. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 10-11.
2. Лоскутова И.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / И.В. Лоскутова // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 447-448.
3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столяров. - М.: Высшая шкала, 2004. - С. 216.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx7catalogId =223
5. Чумакова Н.Ю. Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.Ю. Чумакова // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 441-443.
Сведения об авторах:
Ахметжанова Галина Васильевна (г. Тольятти, Россия), д.п.н., профессор кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета, e-mail: [email protected]
Выдренкова Анастасия Александровна (г. Тольятти, Россия), учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное учреждение «Школа № 56» г. Тольятти, студент магистратуры кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинский государственный университет.
Data about the authors:
G. Ahmetzhanova (Tolyatti, Russia), doctor of education, professor at the Department of Pedagogy and Teaching Methods of Togliatti State University, e-mail: [email protected]
A. Vydrenkova (Tolyatti, Russia), primary school teacher at the school №56 of Tolyatti Urban District, master student at the Department of Pedagogy and Teaching Methods of Togliatti State University.