Научная статья на тему 'Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения'

Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РЕЧЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVITY / PERSONALITY / COMPETENCE / INTEGRATED APPROACH / AS OUTLINED / THE PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холомина Ольга Александровна, Курилова Анастасия Александровна

С целью раскрытия творческих способностей учащихся используют технологию творческого развития, взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Данную технологию используют в учебно-воспитательном процессе в МОУ лицеи №51 г.Тольятти, целью применения которой является воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового демократического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холомина Ольга Александровна, Курилова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PERSONALITY DEVELOPMENT OF PUPILS IN THE DEVELOPING TRAINING

For the purpose of disclosure creative abilities of students are using the technology of creative development, based on a system of developmental education with the focus on development of creative personality traits. This technology is used in the educational process in the Nov. 51 high schools number Togliatti, for the application of which is to educate the public and active creative personality, able to increase public cultures, make a contribution to the building of a democratic society.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения»

УДК 373.31

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБУЧЕНИЯ

© 2013

А.А. Курилова, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) О.А. Холомина, учитель начальных классов

МОУ лицей №51, Тольятти (Россия)

Аннотация: С целью раскрытия творческих способностей учащихся используют технологию творческого развития, взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Данную технологию используют в учебно-воспитательном процессе в МОУ лицеи №51 г.Тольятти, целью применения которой является воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Ключевые слова: творчество, личность, компетентности, интегрированный подход, речь, проектная деятельность.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек - Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Если творчество не станет ценностной ориентацией в детский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем, а, соответственно, человек не сможет проявить свою самореализацию в условиях инновационной экономики.

Поэтому большая роль в МОУ лицеи .№51 г.Тольятти отводится творческому развитию личности.

Для начала важно было определить, что такое творчество и творческая личность. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке -это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективно значима или же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.

В чем проявляет себя творческая личность?

1) Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности.

2) Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

3) Оригинальна, комбинирует различные находки.

4) Работа приносит ей удовольствие.

5) Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

6) Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

С целью раскрытия творческих способностей учащихся в МОУ лицеи №51 г.Тольятти используют технологию творческого развития, взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления). Данную технологию используют в учебно-воспитательном процессе.

Цель применения технологии: воспитание общественно-активной творческой личности, способной

приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Задачи:

- формирование творческого потенциала личности посредством использования различных видов деятельности в рамках программы «Творческая мастерская».

- поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Предполагаемый результат.

- развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- повышение коммуникативной компетентности учащихся;

- развитие самоуважения и формирование адекватной самооценки;

- формирование потребности в творческой самореализации личности;

- формирование уважительного отношения к личности других людей.

Развитие творчества в МОУ лицеи №51 г.Тольятти осуществляется посредством:

- игровых форм работы, педагогических проб,

- интерактивных экспедиций,

- творческих презентаций,

- проектной и исследовательской деятельности,

- техник креативности.

В МОУ лицеи №51 г.Тольятти творчески подходят к организации проектной деятельности, активно используют интегрированные проекты, применяют информационные технологии. Продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученики МОУ лицеи №51 г.Тольятти разрабатывают мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием информационной техники.

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Основателем интегрированного обучения считается американский ученый и педагог Д.Дьюи, который разработал эту программу в начале XX в. В 20-х г.г. идеи интегрированного обучения внедряются в практику российских школ. За прошедшие годы школы страны прошли два этапа - комплексное обучение, межпредметных связей и в 80-х г.г. вступили в третий этап - интеграции [1].

Понятие «интеграция» не ново. Прогрессивные педагоги разных эпох и стран - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский подчеркивали взаимосвязь между учебными предметами для отражения целостной картины природы в сознании ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса, сюда следует отнести следующие методические положения: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Интеграция компонентов содержания учебных предметов способствует созданию прочного научно-технического фундамента, она проводится в горизонтальном и вертикальном направлениях. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов студенческой группы. Вертикальное охватывает однородный материал из программ разных лет обучения [2].

Цель и задача заключается в формировании творческой личности, а объединение материала разных предметов позволяет осуществить одну из главных мыслительных операций: перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

В соответствии с этим разработаны учебные программы, лекции, семинарские занятия, разработаны методические пособия для школьников, подобран богатейший наглядный материал в виде: учебной и художественной литературы, учебных и научно-популярных видеофильмов, аудиозаписей, репродукций, фотографий, схем, таблиц и т.д.

В наше время очень много трудностей в преподавании общественных дисциплин происходит из-за резкого сокращения количества учебного времени, что приводит к противоречию: как научить большему за меньшее время. МОУ лицеи №51 г.Тольятти эту проблему решает путем интегрированных занятий.

Интегрированные уроки помогают ликвидировать перегрузку детей, помогают формированию целостной научной картины мира, утверждению принципов гуманистической педагогики в образовании.

Можно говорить о серии интегрированных уроков как по предметам, которые ведет сам учитель начальных классов, так и об уроках в содружестве с другими преподавателями. Преподаватели определяют общие для дисциплин образовательные задачи, которые заключаются в обобщении, углублении и систематизации знаний по изучаемым предметам.

Учителя проводят интегрированные занятия с по темам «Познание окружающего мира», «Образ в баснях Крылова».

При организации обучения на основе интеграции учитель определяет степень привлечения смежного материала других предметов в зависимости от целей и задач урока, выделяет взаимосвязанный материал.

Интегрированный подход подводит школьников к пониманию идеи всеобщей связи предметов и явлений окружающей действительности, учит их видеть в изучаемых явлениях и единство разнообразия и разнообразие единства явлений объективной действительности.

Все это представляет определенную ценность, так как указывает в какой последовательности следует изучать материал, обращает внимание на особенности изучения отдельных тем, помогает отбирать наиболее важную и необходимую информацию. В ходе самостоятельной работы осуществляются основные функции обучения - закрепление знаний и превращение их в устойчивые навыки и умения. Наряду с этим развивается творческое мышление детей, которое они реализуют в своей исследовательской деятельности путем анализа 32

проделанной работы. Все это превращает занятие в живую дискуссию, в грамотный диалог «учитель - ребенок - учитель». Усиление взаимосвязей учебного материала позволяет формировать межпредметное мышление, ориентированное на усвоение целостной картины мира, так как интегрированный тип мышления вырабатывается на основе разработанных комплексных заданий и моделировании взаимосвязи учебных предметов.

Овладение речью - одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно [3].

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. В работе с детьми школьного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи [4].

Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).

Интегрированный подход в проектной работе позволяет педагогу формировать у ребёнка этические, нравственные ценности посредством конкретных экологических знаний и умений, успешно поддерживать высокий уровень мотивации в деятельности у воспитанников, что в конечном итоге и приводит к поставленным педагогическим целям. С помощью интегрированного подхода ребёнок приобретает не только конкретные знания о предметах и явлениях, кроме того, у него формируется целостная картина мира. Формируются способности, представления, достигается эмоциональное благополучие; благодаря совместной работе над проектом, над одной темой, развивается сотрудничество.

Благодаря интегрированному подходу решаются задачи:

1. Развитие творчества, мышления, воображения, внимания.

2. Воспитание эстетических и патриотических чувств

через общение с природой.

3. Установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

4. Формирование у дошкольников гуманного отношения к природе; понимание взаимосвязей в природе.

5. Привлечение детей к посильному для них уходу за растениями и животными.

6.Формирование динамических представлений о природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. - М.: Учпедиздат, 1955.

2. Симонова А.А., Протасова И.А. Интегрированный урок: теория и технология: Методические рекомендации для учителей и руководителей школ / Уральский педагогический институт. Екатеринбург, 1992.

3. http://festival.1september.ru/articles/415794/

4.http://poletaevs.ucoz.ru/index/metodicheskaja_rabota/0-4

CREATIVE PERSONALITY DEVELOPMENT OF PUPILS IN THE DEVELOPING TRAINING

© 2013

A.A. Kurilova, Doctor of Economics, Professor of "Finance and Credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia) O.A. Holomina, primary school teacher

Lyceum № 51, Togliatti (Russia)

Annotation: The purpose of disclosing the creative abilities of students use technology to creative development , based on a system of developmental education with the focus on development of creative personality traits . This technology is used in the educational process in the Nov. 51 high schools number Togliatti, for the application of which is to educate the public and active creative personality, able to increase public cultures , make a contribution to the building of a democratic society.

Keywords: creativity, personality , competence , integrated approach, as outlined , the project activity.

УДК 338.27 © 2013

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

А.Ф. Шмыгов, начальник пресс-центра, магистр Тольяттинского государственного университета ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти (Россия)

Аннотация: В работе рассмотрены понятие, задачи и принципы финансового планирования. Автором уточнено определение финансового планирования, актуализированы его задачи, усовершенствована классификация принципов, обозначен приоритет стратегического планирования.

Ключевые слова: финансовое планирование, стратегическое планирование, план, финансовые ресурсы предприятия, стратегия, принципы, задачи, предприятие.

Устойчивое развитие предприятий и организаций, успешная конкуренция на рынке во многом зависит от качества финансового планирования их деятельности на ближайшую и долгосрочную перспективу. Качественное планирование деятельности компании позволяет достигать поставленных целей, предотвращать ошибки, рационально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, снизить количество неиспользованных возможностей.

Финансовое планирование, являющееся одной из главных функций финансового менеджмента, применяется всеми предприятиями и организациями. Однако, утверждать, что преимущества финансового планирования реализуются в полной мере — цели ставятся, задачи формулируются, а принципы соблюдаются — утверждать нельзя.

Во многом это связано с узким пониманием процедуры финансового планирования. Об этом свидетельствует обзор определений, которые даются в учебной и научной литературе такому понятию как «финансовое планирование».

Большинство авторов (А.Н. Задорожная [1]; Р.Г. Попова [2]) описывают финансовое планирование как некий процесс, предназначенный для решения тех или иных задач, которые необходимо решать организации в ходе свей деятельности. Вот характерная формулировка понятия, данная А.Н. Задорожной:

Финансовое планирование — это процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде [1].

Такое определение представляется узким и не отражающим всей сущности финансового планирования. Так, не в полной мере учтена такая направленность финансового планирования, как прогноз. Не случайно

очень часто эти два понятия — финансовое планирование и финансовый прогноз — употребляют как тождественные.

Куда больше именно этой стороне финансового планирования — прогнозированию — уделяет В.Я. Ушаков. С его точки зрения:

Финансовое планирование — формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия, конкретизирует перспективы развития предприятия в виде количественных и качественных показателей [3].

При этом под финансовыми целями, а равно и под целями финансового планирования понимаются три варианта развития событий:

— максимизация продаж,

— максимизация прибыли,

— максимизация собственности.

Таким образом, данный подход также не отражает всей полноты направлений стратегического развития организации. Ведь помимо роста или ограниченного роста владельцы бизнеса могут поставить такую цель как сокращение.

Подобное пренебрежение стратегическим планированием со стороны научно-педагогической общественности не выглядит случайным. А.А. Курилова отметила, что «...стратегическое планирование на отечественных предприятиях автомобильной промышленности практически отсутствует» [4, с. 224]. В этой связи и в целом финансовое планирование оказывается неполноценным, исключающим системность при формировании всей совокупности планов, отражающих все стороны деятельности организации.

Между тем, стратегическую сущность финансового планирования в своем определении подчеркнул И.А. Продченко:

Финансовое планирование — это умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.