2010/1
Дзятковская Елена Николаевна, доктор биологических наук, член-корреспондент РАЕН
Захлебный Анатолий Никифорович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Е-mail
Dzyatkovskaya Elena Nikolaevna, doctor of biological science, member-correspondent of Russian Academy of Natural Science
Zahlebniy Anatoliy Nikiforovich, doctor of pedagogical science, member-correspondent of Russian Academy of Education. Е-mail: [email protected]
УДК 808.2(075)
А.М. Каюмова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье показаны пути реализации исследовательского метода на уроках русского языка и литературы, условия приобщения учащихся к исследовательской деятельности. На конкретных примерах и опыте работы автор показывает возможности исследовательской деятельности в развитии творческих способностей, познавательного интереса учащихся.
Ключевые слова: исследовательский метод, творческие способности.
A.M. Kayumova
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL-RESEARCH ACTIVITY
In this article the ways of realization of the research method at Russian and Literature lessons and, also, conditions of joining the students in research activity are shown. On the concrete examples from her work experience the author shows the possibilities of the research activity in the development of students creative abilities and their cognitive interest.
Key words: research method, creative abilities.
«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность»
Бернард Шоу
Деятельность - это взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя, это деятельность высшая, свойственная только человеку или группе людей, это форма проявления активности (5).
Необходимость развития творческих способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса творчества и исследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей.
Г.С. Альтшуллер писал, что творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.
В процессе изучения русского языка и литературы важно развивать исследовательские умения и навыки учащихся, которые помогут им достичь определенных целей: развить познавательную самостоятельность и повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся
- переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя, что формирует новое отношение к своему труду.
Одним из первых сторонников метода открытия или исследования является Я.А. Коменский. Особую важность метода исследования в обучении подчеркивали зарубежные и отечественные педагоги и психологи начала ХХ века, занимавшиеся реформированием «старой школы». Так, Дж. Дьюи рассматривал творческую исследовательскую деятельность в качестве связующего принципа обучения в школе, страдающей многопредметностью, неупорядоченностью и репродуктивностью (3). Одним из пламенных защитников и пропагандистов активных методов обучения, в основе которых лежит исследовательский метод, был В. П. Вахтеров. В настоящее время, в условиях реализации компетентностного подхода, актуально звучат его слова о том,
А.М. Каюмова. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания» (1; 145). Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников - умение анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы в самой элементарной форме. Для того чтобы школьник овладел этими умениями, необходимо использование исследовательского метода преподавания.
Исследовательский метод обучения есть «организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
В практике обучения исследовательский метод способствует ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создает в школе атмосферу увлеченности учением, доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Однако отсутствие достаточно разработанной теоретической базы привело к одностороннему развитию исследовательского метода, признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 1920-х гг. Многие ошибки проистекали от некритического применения метода проектов, комплексной системы обучения и других. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщенных понятий. Крайние увлечения исследовательским методом были устранены в 1931-1932 гг., но вопреки научным рекомендациям о целесообразности сохранения исследовательского метода привели к замене его методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся. В конце 1950-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б.П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин), в начале 1960-х гг. в условиях НТР, общественной потребности в интеллектуальном потенциале идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие.
Опыт использования исследовательского метода показывает, что у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. При использовании исследовательского метода учитель только ставит перед учеником ту или иную задачу, дает материалы, а ученик собственными усилиями отыскивает, открывает то, что было открыто или изобретено до него. В этом случае ученик не только приобретает знания, но учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Цель этого метода - «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, какой переживает творец и изобретатель (1; 149).
Говоря о репродуктивном методе, В.П. Вахтеров отмечал: «На этом методе основаны приемы, рассчитанные на скорое натаскивание или выгонку учеников к экзамену, на пассивное восприятие механическим путем возможно большего количества сведений, на быстрое запоминание готовых выводов, решений, правил и формул, на усвоение слов, слов и слов, на быструю дрессировку учащихся» (1, 150). Использование же исследовательского метода в обучении требует от учителя значительно больше усилий, временных затрат на подготовку к уроку, знаний и умений. Чтобы руководить детьми в процессе открытия ими закономерностей окружающего мира, от учителя требуются такие сведения и умения, каких он в большинстве случаев не имеет. «Чтобы с успехом пользоваться исследовательским методом, надо кроме предмета знать еще и детей, их силы и способности, а главное - необходимо умение руководить самостоятельными работами детей» (1, 159).
Рассматривая два противоположных метода обучения, вспомним слова В. П. Вахтерова о том, что «многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а прежде всего способы, какими они разрабатываются» (1, 155).
2010/1
Исследование чаще всего зарождается на уроке, но естественно выходит за ограниченные временем и пространством рамки. В развитии исследовательской культуры учащихся главное -научить детей думать. Исследование - это процесс, когда мы вместе с ребенком находим взаимосвязи между знаниями преподавателя и ребенка, строим логическую цепь мышления в рамках своего предмета.
На уроках русского языка нами используются различные типы исследовательских заданий: задания на анализ материала, поиск языковых фактов и в результате - ответ на проблемный вопрос; закрепительные задания с выходом на новую информацию, дискуссию, закономерность, классификацию.
К примеру, на уроке в 6 классе при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» было предложено ученикам проанализировать таблицу спряжений двух глаголов «хотеть» и «бежать». Ученики, опираясь на имеющиеся знания о спряжении глаголов, сделали вывод самостоятельно, что данные глаголы спрягаются по-разному и поэтому их можно назвать разноспрягаемыми.
Это маленькое самостоятельное исследование является началом более серьезной мыслительной деятельности.
На уроке используется и микроисследование: на определение сходства и различий между причастием и прилагательным или между деепричастием и глаголом.
Задания такого типа предполагают формирование у учащихся умений работать с научнопопулярной литературой и справочниками; делать выводы; составлять текст. Полезно для учащихся самостоятельное составление вопросов и заданий, связанных с языковым материалом. Такая работа может быть предложена как при проверке домашнего задания, так и на других этапах урока.
Побуждая учащихся к самостоятельной работе с текстом, важно предварительно познакомить их с методикой постановки вопросов. Например, в 7 классе учитель, объясняя цель деятельности, предлагает разнообразные вопросы и задания, а учащиеся их выполняют устно и (выборочно) письменно:
- Какая это языковая единица? (Предложение.)
- Докажите, что это предложение.
- Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть орфограммы, и объясните их правописание.
- Назовите известные вам части речи в этом предложении и придумайте предложение с таким же строением.
Осваивая этот вид деятельности, учащиеся учатся задавать вопросы по тексту.
Успешной организации исследовательской деятельности на уроке способствует и удачный выбор формы урока. Среди уроков-путешествий при изучении русского языка используются путешествие в Страну Лексикологию (обобщающее повторение раздела «Лексика и фразеология» в 6 классе), путешествие знатоков русского языка в Страну экономических терминов (10 класс) и ряд других «путешествий».
Весьма благоприятным является урок-семинар, на этапе подготовки к которому доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами. На семинаре происходит активное обсуждение, дискуссии и выступления, где они под руководством учителя делают выводы и заключения.
Для развития творческих способностей эффективны исследовательские приемы в ходе нетрадиционных уроков, таких как интегрированный урок, урок - конференция, урок - круглый стол, игровые формы урока и другие.
Разнообразие форм урока, сочетание различных методов обучения, использование проблемно-исследовательских методов способствуют развитию исследовательского типа мышления.
Исследовательская работа на уроке, как правило, имеет продолжение вне урока, когда учащиеся ведут исследования по выявлению сходства и различий в творчестве поэтов, результаты которых представляются на научно-практических конференциях школьников.
Т.А. Кухнинова. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛ ЧУКОТСКОГО АО)
Литература
1. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1987.
2. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М.: Совершенство, 1997. - 204 с.
4. Пидкасистый П.И.Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретически-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
5. Назмутдинов В.Я., Якубова Л.М., Андрейченко А.Г. Педагогическая азбука. - Казань, 1998.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок // Учитель. 2005.
Каюмова Алия Магзумовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №177 г. Казани. Е-mail: [email protected]
Kayumova Aliya Magzumovna, teacher of Russian and Literature of secondary comprehensive school №177, Kazan. Е-mail: [email protected]
УДК 371.2
Т.А. Кухнинова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
(НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛ ЧУКОТСКОГО АО)
В статье представлены направления деятельности учителя, реализующего этнокультурный компонент в содержании образования, система управленческой поддержки и оценки результативной этнокультурно направленной деятельности учителя.
Ключевые слова: воспитание, культура, личность, поддержка, родной язык, традиция, управление, этнопедагогика.
T.A. Kuhn/nova
ADMINISTRATIVE SUPPORT OF A TEACHER ACTIVITY (ON THE MATERIAL OF CHUKOTKA AD SCHOOLS)
The article deals with the activity of teacher interested in introducing the ethnocultural component into the educational content, system of administrative support and evalution of teachers’ effective ethnocultural activity.
Key words: culture, education, ethnic-pedagogy, management, native language, personality, support, tradition.
Реализация принципа этнокультурной коннотации в процессе проектирования и реализации гуманитарного образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультуро-логический учебный материал, отобранный в соответствии с темами федерального компонента и носящий сопоставительный характер, сквозные этнолингвокультурологические темы и этнокультурная информация к отдельным урокам, органически введенная в содержание гуманитарной дисциплины, используемая для расширения культурологической компетенции учащихся.
Этнокультурное содержание образования включает в себя изучение родного языка и литературы, истории народа, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Важно систематическое изучение фольклора, концентрирующего в себе пережитый этносом исторический опыт и выражающего устойчивые представления о себе и своей исторической судьбе. Новое содержание образования эволюционно интегрируется в традиционные курсы, которые сохраняются и совершенствуются. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в российское и мировое культурное пространство.
Системный характер школы, образовательного процесса определяет и специфику управления ими. Использование в управлении школой менеджерских технологий (децентрализация власти, гибкое распределение полномочий, командные формы работы, мотивация и стимулирование творческого поиска учителя, поддержка его профессионального и личностного развития