Научная статья на тему 'Формирование новой теоретической парадигмы социально-экономического развития'

Формирование новой теоретической парадигмы социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торгачев Д.Н.

Сформулированы сущностные основы новой парадигмы общественного развития, представлены условия, принципы, механизм ее разработки и реализации. Сделан вывод о том, что успешная реализация новой парадигмы устойчивого развития будет во многом зависеть от наличия необходимого количества инвестиционных ресурсов, рациональное использование которых требует создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование новой теоретической парадигмы социально-экономического развития»

УДК 338.24

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ

Д. Н. ТОРГАЧЕВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: d_torgachev@mail.ru Орловский государственный технический университет

Сформулированы сущностные основы новой парадигмы общественного развития, представлены условия, принципы, механизм ее разработки и реализации. Сделан вывод о том, что успешная реализация новой парадигмы устойчивого развития будет во многом зависеть от наличия необходимого количества инвестиционных ресурсов, рациональное использование которых требует создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью.

Ключевые слова: парадигма, социальная сфера, инвестиционная деятельность, развитие, управление.

Потребность в новой парадигме возникает тогда, когда, во-первых, происходит отрыв предлагаемых теоретических моделей от экономической действительности, накапливаются методологические трудности анализа процессов экономического развития, возникают выходящие за рамки предположения случайности, аномалии, неукладывающиеся и не объяснимые в рамках существующей парадигмы развития экономики. Во-вторых, востребованность в новой парадигме возникает в период смены базовых институтов, глубоких финансово-экономических кризисов, реализации прорывных, стратегических задач.

Прошедший глобальный финансово-экономический кризис стал результирующим итогом воздействия накопившихся проблем в развитии национальной экономики. Этим обусловливается необходимость разработки новой парадигмы — парадигмы устойчивого социально-экономического развития общества. Ее формирование — достаточно сложный и длительный процесс. Новая парадигма призвана отражать и объяснять изменяющуюся экономическую реальность. При этом она, как система взглядов, теорий должна уточняться,

развиваться под воздействием экономических процессов. Любая экономическая парадигма не бесконечна и имеет свое временное предназначение. Она зарождается, формируется, становится на какой-то период времени общепризнанной концепцией экономического развития.

На современном этапе развития необходимо освободиться от заблуждения, что социальная политика — это всегда лишь распределение благ, созданных остальной экономикой. Если не будет науки, образования, культуры и здорового человека, то не будет ничего, в том числе и экономики [2].

Разработка и реализация парадигмы устойчивого социально-экономического развития общества возможна при соблюдении следующих обязательных трех важнейших условий:

• более тесное взаимопроникновение, взаимообогащение социальной теории с реальной социальной практикой, экономической политикой;

• критический анализ существующих концепций, теорий и поиск точек их соприкосновения;

• анализ и учет политических, экономических, идеологических, организационных и других факторов.

Сочетание названных условий позволяет говорить о возможности формирования современной концептуальной парадигмы развития экономики. Предлагаемая парадигма включает в себя:

1) активную социальную политику с четкими инновационными ориентирами, целями, задачами с использованием мобилизационной модернизации;

2) создание эффективных институциональных условий, механизмов для обновления всего социально-культурного комплекса, техноло-

Парадигма социально-

экономического развития +

Социально ориентированная инвестиционная стратегия

Административные функции государственных органов

власти ^^

Информационное обеспечение инвестиционной деятельности

Управление социальными инновациями

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

Информационная государственная инфраструктура

Формирование инвестиционных ресурсов

Определение инвестиционной привлекательности отраслей социальной сферы

1

Организация работы государственного рынка инвестиционных ресурсов

Организация и регулирование социально ориентированных инвестиционных потоков

Рис. 1. Система управления социально ориентированной инвестиционной деятельностью

гий, знаний, используя налоговые, кредитные, инвестиционные инструменты;

3) четкое определение зон ответственности государства и бизнеса;

4) создание механизмов усиления публичного контроля за деятельностью социально-экономических субъектов.

При всеобщности характера и универсальном предназначении парадигмы социально-экономического развития необходимо выделить три уровня ее действия: первый — это общенациональная парадигма; второй — это региональные парадигмы и третий — это модели развития организаций. Такой подход, основанный на иерархичности, способствует лучшему пониманию и объяснению сущности экономической устойчивости социальных организаций, наличия множественности моделей устойчивого развития общественных систем.

Социальная сфера относится к экзистенциальным общественным целям, онтологически неотделимым от человека и создаваемого им хозяйственного уклада. Она включает науку, образование и медицинские учреждения, музеи и библиотеки, памятники и выставки, кино и живопись, скульптуру и литературу К ней также относятся правила поведения людей, морально-этический климатв обществе, политические, правовые, религиозные отношения и др.

Особым свойством социальной сферы является то, что все ее составные элементы значимы в равной степени и потеря какого-либо одного из них или ухудшение функционирования чревата таким же исходом и для других элементов — срабатывает эффект «домино», т. е. кризис охватывает всю оболочку социальной сферы.

С экономической точки зрения социально-культурный комплекс можно рассматривать как сложную систему институтов, для работы которых требуется определенный уровень монетарного обеспечения [4]. В случае его недостаточности происходит потеря ряда функций, присущих социальной инфраструктуре. Этот механизм является самым главным в понимании проблем социальных изменений.

Социальная сфера является общественным продуктом, поэтому у частных агентов отсутствует интерес целенаправленно вкладывать средства в эту сферу, так как выгоды из этого извлекут не только они, но и многие другие люди, не участвовавшие в создании социальных объектов, социальных благ. Следовательно, поддержание объектов социальной сферы в надлежащем состоянии является заботой государства, особенно в условиях социально-экономического кризиса.

Успех реализации парадигмы устойчивого социально-экономического развития во многом будет зависеть от прямой финансовой поддержки.

В условиях выхода из системного кризиса и перевода экономики на путь экономического роста необходимы инвестиционные ресурсы, рациональное использование которых требует создания эффективной системы управления.

При этом инвестиционная деятельность должна обеспечивать расширенное воспроизводство инвестиционных ресурсов.

Естественно, что основной целью в рамках рассматриваемой парадигмы является повышение благосостояния населения, а это проблема комплексная, и предполагает:

• занятость трудоспособного населения;

• повышениедоходовнаселения;

• развитие инфраструктурных отраслей.

Система управления социально ориентированной инвестиционной деятельностью в рамках предлагаемой парадигмы представлена нарис. 1.

Система управления должна обеспечивать рациональную организацию и регулирование инвестиционных потоков (рис. 2.).

Основным условием эффективной социально ориентированной инвестиционной деятельности является обеспечение расширенного воспроизводства социальных инвестиций (рис. 3).

Технология формирования парадигмы устойчивого социально-экономического развития представлена на рис. 4.

Представляется, что при проведении социально-экономической политики необходимо поставить как основополагающие методы стратегического управления. И одними из них должны быть качественное стратегическое планирование и управление инвестиционной и социальной деятельностью, заключающиеся в выборе и обосновании политики эффективного размещения финансовых средств и конкретизации поставленных целей с применением комплексной системы стратегического планирования и программ; конкретизации методических рекомендаций по отбору и оценке инвестиционных программ и проектов и их финансировании и ресурсном обеспечении по различным параметрам в целях стимулирования и активизации субъектов социальной сферы.

Стратегическое планирование и последующее стратегическое управление инвестиционной деятельностью на его основе необходимы дая стимулирования активности социальных субъектов, определения оптимального соотношения финансовых ресурсов общества, используемых на инвестиции, обеспечения соответствия и пропорциональности в их движении, направления инвестиций по отраслям социальной сферы и отдельным инвестиционным программам и проектам, соблюдения пропорциональности между процессом инвестирования и структурой валовых инвестиций, обеспечения высокой их эффективности. Это в конечном счете должно привести к стабильному с поступающей тенденцией социально-экономическому росту и развитию социальной инфраструктуры.

Как известно, правильная, научно обоснованная инвестиционная политика играет ключевую роль в социально-экономическом росте. Любая

Рис. 2. Схема организации и регулирования социально ориентированных инвестиционных потоков в регионе

Рис. 3. Воспроизводственный цикл социально ориентированных инвестиционных ресурсов

успешно действующая модель инвестиционной политики должна опираться на фундамент рыночной системы, наиболее полным образом использовать сильные стороны национальной экономики, а для ее реализации требуется наличие целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климатадля инвестирования [5].

Набор работающих инструментов инвестиционной политики достаточно ограничен, поэтому необходимо знать, какие инструменты в конкретных обстоятельствах дадут нужный эффект, какие не будут работать и каков будет конечный результат.

Проблема выработки приоритетов в инвестиционной политике должна быть одним из важнейших направлений деятельности органов государственного управления на всех уровнях и направлена в современных российских условиях на активизацию социального сектора. Учитывая

Институциональные рыночные структуры

Сфера материального производства

Потребление

Инвестиционные ресурсы

Формирование инвестиционных ресурсов

Рис. 4. Технология разработки парадигмы устойчивого социально-экономического развития

ограниченность государственных ресурсов, необходимо для активизации механизма, приводящего в действие эффект инвестиционного мультипликатора-акселератора и социального мультипликатора, определить отрасли социальной сферы, которым государство должно оказывать селективную поддержку — так называемые точки (полюса) роста [1].

Следует постепенно «вытягивать» отрасли одну за другой. С точки зрения теории мультипликатора начинать необходимо именно с тех отраслей, которые обеспечивают наибольшую занятость, способствуют росту совокупного дохода за сравнительно короткий промежуток времени. Суть проста: если будут расти совокупные расходы на потребительские товары и услуги, то совокупный доход вырастет, что в свою очередь будет способствовать сосредоточению свободных денежных средств в банках.

Банки в результате перелива капитала из прибыльных отраслей в менее прибыльные будут способствовать оживлению предпринимательской деятельности. Затем будут развиваться третьи, чет-

вертые отрасли и т. д. По существу, возникает «цепная реакция» между отраслями, что и обеспечит приведение в действие рассмотренного эффекта мультипликатора-акселератора [3].

При определении перспективных социальных направлений и соответственно того объема инвестиций, который может быть направлен в каждое из них, необходимо учитывать имеющиеся спросовые ограничения, связанные с возможными размерами платежеспособного спроса на ту или иную продукцию или услуги (при малом объеме спроса—создание новых организаций нецелесообразно). За длительный срок спросовые характеристики могут измениться.

Рост производства товаров и услуг в отраслях, ориентированных на широкое потребление и непосредственно связанных с улучшением качества жизни населения, в дальнейшем позитивно скажется и на отраслях, выпускающих средства производства для них, а также на топливно-энергетическом комплексе, металлургии, химической промышленности и т. д. Это в свою очередь приведет к ускоренному (акселеративному) росту ВВП на всех уровнях экономики и социальной сферы.

Таким образом, парадигма социально-экономического развития, осуществляемая через поэтапное вхождение в стадию роста социальных организаций, в зависимости от их близости к конечному потребителю, будет осуществляться в интересах широких слоев населения и позволит стабилизировать, а затем и значительно улучшить качество их жизни.

Список литературы

1. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: учеб. пособие для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: Финстатинформ, 2002. 220 с.

2. Гринберг Р. Деньги надо тратить // Российская газета. 2010. № 124.

3. Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 2003. 607 с.

4. Торгачев Д.Н. К вопросу активизации инвестиционной деятельности в социальной сфере региона //Компьютерные и информационные технологии при моделировании, в управлении и экономике: сб. науч. трудов. Кн. 1. Харьков: ХАИ, 2008. С. 79-85.

5. Филин С. А. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инвестиционный тип развития// Финансы и кредит. 2003. № 4. С. 20-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.