ЭКОНОМИКА
К.М. БИЛОУС, Н.А. ВОДОПЬЯНОВА
(Волгоград)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Анализируется содержание основных этапов стратегического государственного управления инвестиционной деятельностью. Сформирована система основных показателей оценки эффективности государственной инвестиционной стратегии.
В июле 2007 г. был опубликован проект Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ, в котором обозначена стратегия развития до 2020 г. Значительное место в этом документе отводится вопросам экономического роста, основанного на широкой государственной поддержке инновационной и социальной сфер [1]. Вместе с тем взаимосвязь комплексного государственного управления в инвестиционной сфере и эффективности экономического развития национальной социально-экономической системы, по нашему мнению, осознана не полностью, свидетельством чему является отсутствие четко сформулированной правительственной концепции государственной инвестиционной политики.
В современных условиях перманентного нарастания сложности и неопределенности внешней среды, когда рыночный механизм не справляется должным образом с координированием инвестиционной деятельности, важность эффективности государственной инвестиционной политики в России резко возрастает. Она не может более быть реактивной, а с необходимостью должна приобрести черты стратегического управления [2].
С позиции всего вышеизложенного мы считаем необходимым рассматривать инвестиционную политику государства как концепцию стратегического управления инвестиционной деятельностью, содержанием которой являются идея организации инвестиционной деятельности и ком-
плекс целенаправленных мероприятии по регулированию экономических отношений в инвестиционных процессах всех уровней, а целью - обеспечение стабильного и эффективного функционирования системы общественного воспроизводства в конкретных экономических условиях.
По нашему мнению, государственное стратегическое управление инвестиционной деятельностью представляет собой процесс принятия и осуществления решений в инвестиционной сфере национальной экономической системы, центральным звеном которого является выбор способа реализации инвестиционной миссии государства и достижения его инвестиционных целей, основанный на сопоставлении инвестиционного ресурсного потенциала экономики с возможностями и угрозами внешней среды.
Целесообразно выделить следующие основные этапы стратегического управления инвестиционной деятельностью:
Первый этап - перспективный анализ инвестиционного ресурсного потенциала, разработка и утверждение стратегии, определение приоритетных направлений инвестирования и основных инвестиционных источников, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства национальной экономической системы.
Второй этап - реализация инвестиционной стратегии через среднесрочные и годовые программы экономического и социального развития, региональные (межрегиональные) и межгосударственные программы и многоуровневую систему целевых программ.
Третий этап - ревизионный контроль достижения основных целей инвестиционной стратегии и формирование к концу периода уточнений для внесения в текущую стратегию или практику реализации стратегии. Таким образом, сложится ритмичная система разработки и предупреждающей корректировки инвестиционной стратегии в непрерывном режиме.
Сущностью первого этапа стратегического управления инвестиционной деятельностью являются определение ресурсного
© Билоус К.М., Водопьянова Н.А., 2008
потенциала, систематизация угроз и перспектив инвестиционной деятельности и формирование государственной инвестиционной стратегии как системы норм, которая создает структуру побудительных мотивов субъектного взаимодействия в инвестиционной сфере и включает в себя формальные и неформальные ограничения.
К основным факторам, оказывающим значительное воздействие на инвестиционную деятельность в РФ, сегодня можно отнести закрепление отраслевого инвестиционного диспаритета; неспособность финансового и фондового рынков сформировать достаточный объем инвестиционных предложений; незначительное участие в инвестиционной деятельности большей
части населения из-за сохраняющейся высокой дифференциации в доходах; преимущественно спекулятивный характер иностранных инвестиций.
В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. были зафиксированы следующие стратегические вызовы предстоящего периода: усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы; возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии; исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития [1: 17].
С учетом полученной информации формируется несколько прогнозных сце-
нариев государственной инвестиционной стратегии. Мы считаем необходимым ориентироваться на четыре возможных инвестиционных сценария.
А - инерционный. В его рамках происходит фиксирование существующего положения в инвестиционном процессе. Государство не участвует в инвестиционном процессе, последовательно сокращая государственные расходы и фокусируясь на формировании благоприятного инвестиционного климата. Однако такая ситуация приведет к сохранению дисбаланса в социальной, производственной и инвестиционной сферах отечественной экономики. Темп роста ВВП начнет быстро снижаться, что не позволит решить стратегические задачи в области социального развития и национальной безопасности.
Б - сырьевой. В рамках этого сценария происходит концентрация всех инвестиционных ресурсов в сырьевых отраслях. Государство активно стимулирует частные вложения и само в больших объемах финансирует крупномасштабные инвестиционные проекты. Реализация данного инвестиционного сценария позволит сформировать источники роста, основанные на ускоренном развитии энергосырьевых отраслей, однако остальные отрасли промышленности будут развиваться в инерционном режиме, что не позволит обеспечить устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе.
В - индустриальный. Данный сценарий предусматривает финансирование преимущественно частными инвесторами разработок новых продуктов на базе имеющихся технологических заделов. Государство участвует в инвестиционном процессе преимущественно как арбитр, информатор и гарант, поддерживающий индустриальное развитие. Перспективным результатом становятся утрата внутренних рынков и рост социальной напряженности.
Г - инновационный. Государство активно стимулирует частные инвестиции в инновационные сферы производства посредством создания системы налоговых льгот инвесторам, зон экономического развития и технологических парков. Активно инвестирует развитие инфраструктуры, обеспечивающей системное наращивание и воспроизводство человеческого капитала. Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-
экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики и ее структурной диверсификации.
На этапе формирования стратегии государство формулирует свои стратегические инвестиционные цели, к которым будет стремиться на протяжении длительного времени [3]. Стратегические цели государственной инвестиционной политики представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры общественной системы воспроизводства. Общеэкономическая цель РФ была сформулирована так: к 2020 г. войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи - производству ВВП [1: 4].
Достижение поставленной цели возможно, по нашему мнению, только в рамках реализации инновационного сценария Г. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал РФ за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.
Соответственно, стратегической целью государственной инвестиционной политики будет обеспечение потока инвестиционных ресурсов необходимого количества и качества для: а) формирования мощного научно -технологического промышленного комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на рынках нанотехнологий, ядерной энергетики, авиации, судостроения, космоса, программного обеспечения; б) увеличения стоимости общенационального человеческого капитала;
в) формирования соответствующих постиндустриальному уровню промышленной и финансовой инфраструктур.
На этапе реализации инвестиционной стратегии разрабатывается система организационно-экономических мероприятий, нацеленная на обеспечение инвестиционного развития национальной экономической системы в соответствии с определенным в рамках стратегии целевым сценарием. Определяются основные мероприятия, обеспечивающие эффективное развитие воспроизводственной части национальной экономической системы, а именно: а) обоснование специализации и кооперирования инвестиционной, производительной и организационной структур экономической системы;
б) совершенствование организации инвестиционного процесса и управления им на всех уровнях экономики;
в) совершенствование сложившейся технологии инвестирования;
г) повышение качества применяемых инвестиционных ресурсов;
д) повышение компетентности работников инвестиционной сферы, в первую очередь, государственных служащих, занимающихся вопросами управления государственной собственностью;
е) совершенствование методики распределения инвестиционных доходов.
На этапе ревизионного контроля оцениваются возможности существующего механизма координации инвестиционной деятельности. Формируются специализированные институты. Составляются и реализуются среднесрочные и годовые инвестиционные программы, в рамках которых формируются инвестиционные бюджеты [4].
Для предупреждения возможных ошибок и недоработок в процессе формирования и реализации государственной инвестиционной стратегии государственным органам управления необходимо сформировать эффективный механизм ревизионного контроля, который должен включать в себя следующее:
а) уточнение критериев для оценки результатов;
б) сопоставление фактических показателей с намеченными;
в) анализ отклонений и их причин.
Механизм должен иметь систему обратной связи, которая в зависимости от результата должна давать сигналы для пересмотра стратегических инвестиционных целей и (или) методов достижения этих целей. В современных условиях развития экономики РФ для этого необходима существенная корректировка существующей системы оценочных показателей.
Основными количественными показателями оптимальности государственной инвестиционной политики являются валовой объем инвестиций, темп прироста валовых инвестиций, вал и прирост инвестиций по отраслям и регионам; вал и прирост внутренних и внешних инвестиций, а также чистых инвестиций. Однако в современных условиях развития экономики России, при учете количественных показателей, по нашему мнению, упор должен
делаться на рост совокупных инвестиций в «человеческий капитал» как в основной источник формирования инновационного потенциала экономики.
По нашему мнению, система оценочных показателей должна включать в себя, помимо количественных, еще и качественные критерии оценки.
Качественным показателем, традиционно учитываемым при оценке эффективности государственной инвестиционной политики, является степень морального и физического износа основных фондов. Однако наиболее комплексным качественным показателем, по нашему мнению, является эффективность инвестиций - как отражение результативности воспроизводственного процесса и эффективности государственной инвестиционной политики.
Мы считаем, что подсчет эффективности инвестиций должен осуществляться путем деления всего объема результатов функционирования национальной экономики, выражаемых через доходы, на среднегодовую стоимость инвестиций, выражаемую через их среднегодовую стоимость:
ЭФи = -, О)
И
где Эф - эффективность единовременных затрат (инвестиций); Д - доходы, получаемые при реализации продукции (услуг), производимой с помощью совокупности применяемых ресурсов в течение всего периода функционирования национальной экономической системы; И - инвестиции (единовременные затраты), отражаемые через среднегодовую стоимость созданной на их основании совокупности применяемых ресурсов (основные фонды, вещественные оборотные фонды и контингент работников).
Анализируя выражение (1), можно обнаружить, что показатель эффективности инвестиций сопоставим с маржиналист-ским инвестиционным мультипликатором, который истолковывается как относительное число, отражающее, во сколько раз прирост доходов больше обусловившего его прироста инвестиций [5]:
АУ А1 11
т =----= ---------=------=-----, (2)
А1 (1 - С )А1 1 - С МР8
где АУ - абсолютный прирост дохода, вызванный увеличением инвестиций; А1 -абсолютный прирост инвестиций; 1 - С -
доля фонда сбережения от общей величины национального дохода; MPS - предельная склонность к сбережению.
Сравнение методов подсчета показателя эффективности инвестиций и мар-жиналистского инвестиционного мультипликатора позволило установить, что мар-жиналистский способ подсчета эффективности базируется на ошибочном толковании эффективности инвестиций [6] - как отражения ресурсоотдачи именно прироста инвестиционных ресурсов, ибо при этом игнорируется тот факт, что в действительности эффективность представляет собой качество всей совокупности применяемых ресурсов, включая и синергетический эффект многолетнего развития национальной экономической системы. Кроме того, в маржиналистском подходе под инвестициями понимаются только капитальные затраты на формирование основных фондов, что искажает показатель, т.к. исключает учет вложений в развитие «человеческого капитала» и нематериальных активов.
Основным показателем, учитывающим сегодня влияние государственной инвестиционной политики на используемую мощность (производительность) национальной экономической системы, является прирост производительности труда капитала [6: 245]. Однако, по нашему мнению, необходимо подсчитывать обобщающий показатель, отражающий стратегическое влияние государственной инвестиционной политики на интенсивность экономики - акселератор, который представляет собой отношение среднегодовой стоимости применяемых инвестиций к результату (выражаемому через доходы) функционирования национальной экономической системы.
И
А = — ■-
1
(3)
Д Эфи
где А - акселератор; Д - доходы; И -единовременные затраты (инвестиции).
Данный показатель в своем экстремальном значении (минимально возможном) позволяет получить ответ на вопрос, какую долю от доходов национальной экономической системы составляют инвестиционные расходы на ее сооружение и воспроизводство, т.е. отражает оптимальность организации и регулирования инвестиционной деятельности.
Внедрение стратегического менеджмента в современную практику государственного управления инвестиционным процессом в РФ способно существенно повысить целостность, оперативность и эффективность инвестиционной политики, т.к.:
- формирование государственной инвестиционной стратегии позволяет придать механизму государственного участия в инвестиционном процессе такие качественные черты, как целостность и конструктивность, обеспечивая взаимоувязку краткосрочных инвестиционных планов и программ и долгосрочных стратегических инвестиционных приоритетов;
- данный институт значительно сокращает трансакционные издержки в рамках взаимодействия субъектов инвестиционного процесса, усиливая сигналы внешней среды и повышая предсказуемость результатов их взаимодействия;
- в рамках формирования «новой экономики» субъекты, будучи ориентированы не только на экономические показатели, но и на самореализацию, легитимизируя государственную инвестиционную стратегию, больше мотивированы на конструктивное поведение, что снижает издержки оппортунистического поведения;
- в рамках реализации государственной инвестиционной стратегии, постоянно коррелируя сигналы внешней среды с продекларированной миссией, государство имеет возможность гибко изменять текущие ориентиры и модифицировать инструменты воздействия, что повышает эффективность тактического регулирования инвестиционного процесса.
Подводя некоторые итоги, мы должны отметить, что внедрение стратегического подхода в современную практику государственного управления инвестиционным процессом в РФ крайне необходимо, т.к. иного способа эффективного инвестиционного обеспечения достижения продекларированных Президентом РФ целей экономического развития не существует.
Литература
1. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года. М.: МЭРТ РФ, 2007. С. 3.
2. Глазьев, С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного управления / С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов, Г.Г. Фетисов. М.: Наука, 1992. С. 129.
3. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года. М.: МЭРТ РФ, 2007. С. 17.
4. Зелтынь, А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках / А.С. Зелтынь // ЭКО. 2003. № 2. С. 46.
5. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года. М.: МЭРТ РФ, 2007. С. 4.
6. Клавдиенко, В. Государственное регулирование в экономике / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6. С. 55.
7. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / Л.Л. Игонина. М.: Юристъ, 2002. С. 329.
8. Чистов Л.М. Экономика строительства / Л.М. Чистов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 234, 245.
Г.И. СИДУНОВА, Н.П. ЗЕМСКОВА (Волгоград)
УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрываются необходимость управления инвестициями на муниципальном уровне, роль муниципалитета в создании благоприятного инвестиционного климата. Освещаются модель, структура и механизм управления инвестициями.
Одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе, заключается в создании необходимых условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения страны. На местном уровне это выражается в обеспечении комплексного социально-экономического развития каждого поселения, что неразрывно связано с эффективным управлением инвестиционными процессами органами местного самоуправления на подведомственной территории. Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» среди полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделяет необхо-
димость принятия и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Одним из важнейших в системе экономических показателей для муниципалитета является объем вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность территории напрямую связана с объемами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы, являющиеся толчком к развитию экономики муниципального образования, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяют ход других экономических процессов.
Принимаемые на федеральном и областном уровнях меры не могут решить всех проблем, связанных с низкой инвестиционной привлекательностью отдельно взятого муниципального образования. Политика вышестоящих уровней позволяет создать единые правила игры для всех участников инвестиционного процесса, повышая, таким образом, привлекательность российского рынка инвестиций. Дальнейшая инициатива на локальном уровне по стимулированию притока инвестиций играет роль дополнительного катализатора и определяет большую или меньшую инвестиционную привлекательность данной территории по сравнению с другими.
В целом роль муниципалитета в создании благоприятного инвестиционного климата и стимулировании инвестиций сложно переоценить. Муниципалитет лучше знает имеющиеся на территории ресурсы, естественно, речь идет не только о природных ресурсах, но и о кадровом потенциале, инфраструктуре и т.д.
Муниципальное образование, обладающее собственным уникальным характером и уровнем социально-экономического развития, в этих условиях становится наиболее уязвимой, но вместе с тем и наиболее адаптируемой экономической системой. Имея огромный экономический потенциал, муниципальное образование сегодня не обеспечивает его эффективного использования. Именно поэтому возникает необходимость оценки эффективности проводимых преобразований.
© Сидунова Г.И., Земскова Н.П., 2008