Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КОНЦА ХХ ВЕКА'

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КОНЦА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТСКАЯ РАБОТА / КРАЕВЕДЕНИЕ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНАЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНОЕ ГОНЧАРСТВО / КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА / АВТОРСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арцыбашев Д. В., Арцыбашева Т. Н., Третьяков А. В.

В статье рассматривается постсоветский период развития детско-юношеского туризма и экскурсий и акцентируется внимание на его главной особенности - увлечении школьников традиционной этнорегиональной культурой. На конкретных примерах показаны формы, специфика и результаты экспедиционно-исследовательской и прикладной работы курских школьников-краеведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арцыбашев Д. В., Арцыбашева Т. Н., Третьяков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КОНЦА ХХ ВЕКА»

УДК 93/99;930.9

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КОНЦА ХХ ВЕКА

© 2020 Д. В. Арцыбашев1, Т. Н. Арцыбашева2

1канд. ист. наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

e-mail: Dionis-travel@mail.ru 2доктор культурологии, профессор кафедры художественного образования и истории искусств

e-mail: arhont5@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается постсоветский период развития детско-юношеского туризма и экскурсий и акцентируется внимание на его главной особенности - увлечении школьников традиционной этнорегиональной культурой. На конкретных примерах показаны формы, специфика и результаты экспедиционно-исследовательской и прикладной работы курских школьников-краеведов.

Ключевые слова: экскурсионно-туристская работа, краеведение, этнорегиональная и традиционная культура, исследовательско-экспедиционная деятельность, народное гончарство, кожлянская игрушка, авторские и экспериментальные программы, культурное наследие.

Постсоветские 90-е в современной России очень по-разному, и чаще негативно, оценивают наши «возрастные» соотечественники. Но тем из них, кто «на переломе эпох» трудился в научной и образовательной сфере, годы «шоковых» реформ помнятся не только гражданским унижением и материальными тяготами, но и педагогическими радостями и профессиональным удовлетворением, которое давал вдохновенный труд по преобразованию или гуманитаризации (культурологизации) школьных и вузовских учебных программ.

Следствием случившегося «культурного поворота» (Ю.М. Лотман) и открытия границ стал резкий рост интереса россиян к познанию мира во всем его многообразии. Об этом свидетельствует и активное развитие отечественной экскурсионно-туристской сферы, и стихийная «университезация» вузов, и повсеместное введение в содержание школьного и профессионального образования таких дисциплин? как «Мировая художественная культура» (МХК), «История культур и цивилизаций», «Культурология». Эту же тенденцию отражает появление (в соответствии с Законом РФ «Об образовании» 1992 г.) [1] в учебных планах национально-регионального компонента, включившего краеведение в состав обязательных базисных знаний.

В высшей школе значительную роль в начавшейся реорганизации сыграли сотрудники новооткрытых кафедр МХК, теории и истории культуры, культурологии, а в школьном и внешкольном образовании - руководители учебных заведений и инициативные педагоги, активно внедрявшие экспериментальные учебные планы и авторские программы. В Курской области «пионерами» культуроориентированного обучения еще в эпоху перестройки стали Дроняевская (Курчатовский район, 1985 г.) и Замостянская (Суджанский район, 1990 г.) общеобразовательные школы [2]. Весной 1999 г. директор Замостянской школы Ю.В. Логинов, выступая на историко-краеведческой конференции, так рассказывал о почти десятилетнем опыте своей

работы: «В основу учебного плана положен Региональный базисный план, с учетом программы школы, что узаконено ее Уставом», который включает такие дисциплины, как «Русская духовная литература», «Литературное краеведение», «Географическое краеведение», «Культура и этнография твоего народа», а также уроки ремесла (мастер-гончар - Ю.С. Спесивцев). Значимым подспорьем в освоении программы стал турлагерь «Бригантина» с его поездками на Куликово поле, в Полтаву, Бородино, к святыням Троицко-Сергиевой лавры и Оптиной пустыни. «Живые впечатления -лучшее дополнение к материалу учебников на уроках истории, литературы, географии, краеведения», - заверил руководитель педагогического коллектива и, с грустным юмором, подытожил: «Как и другие школы страны, мы финансируемся несколько больше того... чтобы умереть, но значительно меньше того, чтобы жить. Конечно, необходимо искать меценатов, создавать попечительский совет, куда бы вошли прогрессивные предприниматели. Но опыта подобной работы у нас пока нет, не способствует этому и существующее налоговое законодательство» [3].

Действительно, 90-е годы XX в. оказались временем трудного вхождения российских граждан в новые экономические и социокультурные реалии «свободной жизни в свободной стране». Исчезли десятилетиями существовавшие духовные, художественные и информационные запреты и ограничения, но появились другие -отсутствие материальных средств и «недостаточное финансирование». Культурную жизнь «Новой России» спасали инерция привычки и энтузиазм последних «рожденных в СССР». Отечественная образовательная система еще ни один год успешно «эксплуатировала» классические формы советской эпохи и энергию перестройки, поддерживаемые креативностью педагогического корпуса и любознательностью не замороченных Интернетом детей.

Показательно, что в сфере детско-юношеского туризма и экскурсий той поры наиболее активное развитие получили музеетворческая и исследовательско-экспедиционная работа, не требующие значительных материальных затрат, но «возвращавшие» Отечество. И возвращали его те, кто активно начинал свою профессиональную деятельность в 70-е - 80-е гг. XX в. Их увлеченность и энтузиазм не только сохранили, но приумножили количество туристско-экскурсионных и краеведческих объединений в школах и внешкольных учреждениях. Характерно, что в РФ значительно выросла сеть станций юных туристов (СЮТур), причем преимущественно за счет районных центров и малых городов. В Курской области, например, к середине 90-х их количество увеличилось с трех (1991 г.) до восьми: к ОблСЮТур и городским курчатовской и железногорской, добавились глушковская, льговская, суджанская, щигровская и черемисиновская станции. Дополним этот список подростковым водно-техническим клубом «Альбатрос» (туристы-парусники), с 1986 г. базировавшимся на «Курчатовском море».

В 1992 г. все внешкольные организации нашей страны получили статус учреждений дополнительного образования, что было не просто сменой вывесок: начали меняться «содержание и формы деятельности как учреждений, так и педагогов» [4]. Упразднение цензуры (ликвидация Обллит) упростило процедуру публикации учебно-методической и краеведческой литературы. Министерство образования РФ утвердило новую программу подготовки инструкторов детского туризма, для объединений туристско-краеведческого профиля были разработаны программы нового поколения. С 1995 г. с целью решения кадровых вопросов после многолетнего перерыва возобновилось проведение Всероссийских учительских туристских слетов, что способствовало притоку в региональную туристско-экскурсионную сферу новых кадров. Туристские соревнования стали составной частью школьной подготовки

по новому учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), были включены в программу тренировочных лагерей юных спасателей.

Пересмотр нормативной базы туристической деятельности в РФ и снятие многих ограничений расширили «линейку» школьных туристских соревнований всех уровней. Как ни странно, тому же способствовало и урезание бюджетного финансирования образования (введение элементов «хозрасчета»), породившее «стартовую плату» или «родительский взнос» за участие детей в экскурсиях, походах и соревнованиях [5]. Однако перевод «на самообеспечение» заметно сократил число походов и экскурсий и снизил массовость детско-юношеских туристско-экскурсионных мероприятий. Акцент сместился на локально-тематическое краеведение в рамах движения «Отечество» [6] с такими его направлениями, как «Летопись родных мест», «Родословная», «Экология», «Великая Отечественная война», «Школьные музеи», «Литературное краеведение», «Этнография», «Земляки», «Некрополи», «Археология» и «Геология». При этом, как свидетельствует Курский краеведческий словарь-справочник, цели и задачи работы школьников остались прежними: «изучение истории, краеведения, в том числе литературного краеведения, этнографии, экологии, создание школьных музеев» [7].

Интерес к локально-региональному краеведению, в том числе прикладному, возрастал в малых городах и селах России со времен перестройки. В 90-е гг. он заметно активизировался, чему способствовали и укрепление общественного самосознания, и расширение информационного пространства, и формирование региональных элит. Как отмечает ярославский культуролог Л.Б. Сукина, «во многих провинциальных центрах на базе музеев и вузов была восстановлена практика проведения периодических научных конференций, посвященных местной истории и культуре... В некоторых городах сделаны попытки реанимировать массовое краеведческое движение» [8]. К нашему региону, в котором Областное краеведческое общество, возобновившее свою деятельность в 1988 г. [9], более чем на половину состояло из педагогов, это наблюдение относится напрямую.

По данным краеведческого отдела ОблСЮТур, в 1995 г. в школах Курской области насчитывалось «546 поисковых отрядов и клубов, участвовавших в движении "Отечество". Общее количество походов резко снизилось (до 500 в год) из-за недостаточного финансирования» [10]. Что касается учреждений дополнительного образования, количественные показатели их деятельности отражены в ниже приведенной сводной ведомости «Статистического отчета по работе туристско-краеведческих объединений, функционировавших на 1 января 1997 г.» [11]:

№ п/п Город,район Кол-во туристско-краеведческих объединений Чел. На базе школ Чел. В походах принимали участие В экскурс. принимали участие Проф.лагерь

кол-во чел

1 ОблСЮтур, г. Курск 45 616 37 512 215 1650 1 180

2. Железногорская СЮТур, г. Железногорск 62 891 16 245 973 672

3. Курчатовская СЮТур, г. Курчатов 160 1713

4. Льговская СЮТур, г. Льгов 11 132 - - - - - -

5. Суджанская СЮТур, г. Суджа 1 45

6. Щигровская СЮТур, г. Щигры 7 93

7. Глушковская СЮТур, п. Глушково 9 108 15 234 2496 429 1 100

8. Черемисиновская СЮТур, п. Черемисиново 5 48

9. Водно-технический клуб «Альбатрос», г. Курчатов 35 225 320 150

10. Беловский ЦДЮТ, с. Белая 3 45 2 24 - - - -

11. Б.Солдатский ЦДЮТ, с. Б.Солдатское 5 500 5 500

12. Горшеченский ЦДЮТ, п. Горшечное 2 27 2 27

13. Золотухинский ЦДЮТ, п. Свобода 1 12 2 30

14. Касторенский ЦДЮТ, п. Касторное 1 10 3 36

Всего 342 4807 82 1308 3684 2901 2 280

По свидетельству заведующей туристско-краеведческим отделом ОблСТур (на тот момент уже ОблЦДЮТур) В.И. Вавиловой, весной 1999 г. в Курской области работало 690 кружков и клубов (15 тыс. участников). Было совершено «1 327 походов по родному краю (21 209 школьников) и 37 походов за его пределами (470 учащихся). Проведено более 2 000 школьных мероприятий (30 000 школьников), 198 массовых мероприятий в районах и городах области с участием в них 13 950 юных туристов-краеведов <...> в школах учреждений дополнительного образования г. Железногорск и Курчатов, Беловского, Большесолдатского, Курчатовского, Октябрьского р-нов работают кружки, возрождающие народные промыслы: лозоплетение, ковроткачество, гончарное дело. Ведущим направлением туристско-краеведческого движения являются школьные музеи, в труднейших современных условиях удалось не только сохранить, но и умножить их количество. В настоящее время в области 122 школьных музея: 70 краеведческих, 13 мемориальных, 39 военно-исторических. <...> Отрадно, что среди материалов, представленных на конкурс, все больше разработок народных праздников, текстов старинных песен, записей пословиц и поговорок» [12]. Неподдельный интерес школьников к народной культуре и к возрождению народных праздников - Святок, Рождества, Масленницы, Троицы - убедительно демонстрирует появление в регионе 40 детских фольклорных коллективов и Курского областного детского фольклорного фестиваля «Дежкин карагод» (1998 г., учредители - ОблЦДЮТур, Дворец пионеров и Дом народного творчества).

Особых успехов в приобщении к этнорегиональной культуре добились детские и педагогические коллективы учреждений дополнительного образования г. Курчатова: Центра детско-юношеского туризма (ЦДЮТур) и Центра Детско-юношеского творчества (ЦДЮТ), итогом исследовательской работы которых стало создание обучающих музеев-мастерских и открытие на основе собранных в детских экспедициях коллекций этнографического отдела (1997 г.) городского краеведческого музея.

В 1998 г. в Курчатовском ЦДЮТур начало функционировать Детское творческое объединение (ДТО) «Славяне» (97 детей, 19 исследовательских групп) с тремя мастерскими: керамической - «Ляпуны» (рук. Г.Л. Кузьмина), этнографическим театром «Балясы» (рук. Т.В. Иволгина) и этнографическим музеем-мастерской «Славяне» (рук. Л.Н. Немцова). Спустя годы выпускница ДТО Дарья Савина, окончившая в 2012 г. отделение культурологии КГУ, вспоминала, что сбор материалов по селам «с богатыми ремесленными традициями» на маршруте Курчатов-Глушково-Дроняево-Курчатов начался в мае 1993 г. В дальнейшем «поездки к мастерам кожлянской игрушки и гончарам с. Дроняево стали не только частыми, но и плодотворными - происходило обучение тому, как правильно лепить и крутить горшки» [13]. Параллельно шло накопление исторической, биографической и технологической информации, формировались коллекции и рождались новые обучающие программы, в том числе программа Л.Н. Немцовой «Народный костюм», значительно расширившая диапазон поисково-творческих экспериментов юных курчатовских краеведов.

Не менее плодотворной оказалась экспедиционно-прикладная работа детского коллектива методиста Курчатовского Центра Детско-юношеского творчества Т.Е. Скобликовой. Начав с «12 маршрутов по территории Курчатовского района от 5 до 15 км в один конец: в с. Иванино - к мастерице-игрушечнице О.И. Дериглазовой, Дроняево - к мастеру-гончару В.И. Пашкову и игрушечнице С.Н. Гасниковой, в Кожлю к В.В. Ковкиной» [14], ее подопечные побывали в Белгородской, Воронежской, Орловской, Тульской и Липецкой областях, собирая коллекции «предметов и документальные свидетельства истории возникновения, взлета, упадка и нового возрождения. гончарства». «Походная и экспедиционная практика - это сама жизнь. Она открывает возможности познания и окружающего мира, и самих себя», - писала Татьяна Евгеньевна в своей первой научно-методической статье [15]. Отметим следом за ее автором, что самое важное, что школьники «узнавали мир традиционного гончарства не в экспозиционных музейных залах, а в реальной жизни, глубже проникали в «"тайны" суджанской керамики и рыльской посуды, старооскольской и романовской игрушки, романовской, добровской и карачунской посуды» [16]. Проникали, понимали и с радостью в них погружались.

Вот как вспоминает те годы ученица Скобликовой, а ныне журналистка Алена Стрельникова: «Мы стремились пополнять музей новыми экспонатами. Это были глиняные игрушки, предметы быта, одежда начала прошлого века... Тащили все, что нам отдавали добрые бабули и дедули. А еще приносили семейные реликвии, потому что родители были соучастниками всех наших начинаний. Мой папа усовершенствовал старый гончарный круг, и мы учились на нем делать горшки, но это оказалось нелегко, как и осваивать лепку кожлянской игрушки. С виду такая простая маленькая свистулька, но какая же сложная на практике! Мы с Татьяной Евгеньевной добирались рейсовым автобусом, а бывало и пешком, до Кожли и часами сидели, не отходя от мастерицы Ковкиной, наблюдали, как она лепит... <...> Были у нас и многодневные поездки в Гжель, Скопин Рязанской области, Санкт-Петербург. Мы привозили новые экспонаты для музея и непередаваемые впечатления. Сейчас, спустя годы, поражаешься отваге нашей Татьяны Евгеньевны. Взять с собой за тридевять земель десять, а то и больше детей. на такое не каждый отважится» [17].

Не каждый. тем более в 90-е.

Главным педагогическим итогом той непростой работы курских учителей и школьников «стало приобретение жизненного опыта, специфических, обогащающих душу знаний и этнографических коллекций. Фиксация же образов, сбор, хранение, изучение творческого процесса и его описание (до тонкостей технологического

процесса) оказались одним из важнейших механизмов возрождения и возвращения в жизнь традиционного гончарства» [18]. Появилось несколько экспериментальных, апробированных программ. Программа Т.Е. Скобликовой для школьников младшего и среднего возраста, включавшая такие блоки, как: «"Мой край родной", "День русских традиций", "Народное гончарство" (1 год обучения)», «Газета "Домовенок" и "Школа юного экскурсовода" (2-й)» [19]. Программы Л.Н. Немцовой «Народный костюм» и «Этнография Курского края» для детей от 6 до 18 лет (4 уровня обучения), программа Г. Л. Кузьминой и Л.Н. Немцовой «Завещанное искусство» для детей от 5 до 18 лет (3 уровня обучения), программа О. А. Исполатовой «Истоки» для детей от 6 до 18 лет (4 года обучения).

Как видим, задача введения подрастающего поколения в круг отечественных этнокультурных традиций решалась ни один год. И первым ее этапом стала экспедиционно-исследовательская и собирательская работа, шедшая параллельно со становлением авторских программ, с которыми курские педагоги дополнительного образования и их подопечные вошли в новое тысячелетие.

Новоформирующаяся система детско-юношеской туристско-краеведческой деятельности, опираясь на многолетний предшествующий опыт, создавала новые, соответствующие меняющемуся миру механизмы сохранения и актуализации отечественного историко-культурного наследия.

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts .ru/doc/zakon-rf-ot-10071992-n-3266-1 -s/Сдата обращения: 20.05.2020).

2. См. Арцыбашев Д.В., Арцыбашева Т.Н. Детско-юношеская туристско-экскурсионная деятельность в Советском Союзе: государственная политика и формы организации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (51) [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36549666 (дата обращения: 29.05.2020).

3. Логинов Ю.В. С чего начинается Родина... // Историко-культурное краеведение вчера, сегодня, завтра: материалы первой науч.-практич. конф. Курск. 24-25 мая 1999 г. С. 33-34.

4. Савина Д.Р. Детско-юношеский туризм в отечественной образовательной системе// Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология. 2014. №1. С. 54.

5. Савина Д.Р. Отечественное экскурсиеведение как форма познавательной практики и патриотического воспитания // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология. 2014. №1. С. 134.

6. Экспедиция «Отечество» разработана Союзом краеведов РФ и Центром детско-юношеского туризма РФ и внедрена в 1992 г.

7. Вавилова В.И., Грива Т.А. Центр детского и юношеского туризма, областной // Курск: Краеведческий словарь-справочник... Курск, 1997. С. 437.

8. Сукина Л.Б. Художественная культура русской провинции: проблемы и методы изучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.drevnerus.narod.ru/sukina_3.htm (дата обращения: 22.05.2020).

9. Бугров Ю.А. Общество краеведения // Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997. С. 266.

10. Вавилова В.И., Грива Т.А. Центр детского и юношеского туризма, областной. С. 437.

11. Таблица составлена по материалам Департамента образования Курской области: «Отчеты по внешкольным учреждениям». ГАКО, Ф 1-137. Ф.Р-4007. Оп.1. Л. 32.2, 4, 6, 8, 12, 72, 73, 74, 107, 112, 114, 134, 135, 137, 138, 143, 158, 159.

12. Вавилова В.И. Туристско-краеведческая работа в школах и внешкольных учреждениях Курской области» // Историко-культурное краеведение вчера, сегодня, завтра: материалы первой научно-практической конференции. Курск. 24-25 мая 1999 г. С. 30-32.

13. См.: Савина Д.Р. Прошлое и настоящее Курчатовского Дома детско-юношеского туризма и экскурсий // Культурологические исследования: первый опыт: сб. ст. студентов и магистрантов, обуч. по спец. «Культурология» / науч. ред., докт. культурологии, проф. Т.Н. Арцыбашева. Курск: Курск. гос. ун-т, 2012. С. 84.

14. Скобликова Т.Е. Музейная педагогика: опыт и перспективы // Материалы первой научно-практической конференции «Историко-культурное краеведение вчера, сегодня, завтра». Курск. 24-25 мая 1999 г. С. 35.

15. Скобликова Т.Е. Механизмы сохранения и трансляции традиционного гончарства Центрального Черноземья // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №3-1 (23). URL: https: cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sohraneniya-i-translyatsii-traditsionnogo-goncharstva-tsentralnogo-chernozemya (дата обращения: 12.06.2020).

16. Арцыбашева Т.Н. Традиционное гончарство Черноземья: современные механизмы сохранения и развития // Культура Российской провинции: история и современность: сб. ст. по материалам межд. науч.-практич. конф / гл. ред. Г. А. Салтык. Курск, гос. ун-т, 2016. С. 71.

17. Скобликова Т.Е. Сердце, отданное детям // Связуя нить времен.: Традиционное гончарство в культуре Черноземья. Курск: ООО «Мечта», 2013. С. 161.

18. Арцыбашева Т.Н. Традиционное гончарство Черноземья: современные механизмы сохранения и развития. С. 74.

19. Скобликова Т.Е. Музейная педагогика: опыт и перспективы. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.