Научная статья на тему 'Формирование нового педагогического менталитета на основе гуманистической педагогической философии'

Формирование нового педагогического менталитета на основе гуманистической педагогической философии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Святун Людмила Александровна, Ковылева Юлия Эдуардовна

Данная статья посвящена проблемам формирования нового педагогического менталитета в современных условиях. В статье раскрываются факторы формирования нового пространства деятельности, являющиеся основополагающими для формирования единого образовательного пространства в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нового педагогического менталитета на основе гуманистической педагогической философии»

Инновации в школе

• Упражнения для формирования умений функционально-смысловой обработки текста (подбираются тексты с выраженными функциональными характеристиками: рекламы, рецепты , афиши).

1. Что это за текст:

а) реклама;

б) рецепт;

в) афиша.

О чем идет речь:

а) о салате;

б) о сладком блюде;

в) о супе.

На сколько порций рассчитано блюдо?

2. Назовите тип документа:

а) рекламный проспект;

б) программа ТВ;

в) заметка.

О чем идет речь в рекламном проспекте:

а) о магазинах;

б) о музеях;

в) о вокзалах.

Подчеркните правильный ответ.

3. Установите, из документа какого типа, взяты следующие фразы:

a) Mixe le sucre avec la farine pour faire de la poudre.

b) Vous voulez - vous amusser? Passez cet apres-midi avec nous!

c) Je t’aime bien et je t’embrasse.

d) Un film tres serieux.

Данная статья посвящена проблемам формирования нового педагогического менталитета в современных условиях. В статье раскрываются факторы формирования нового пространства деятельности, являющиеся основополагающими для формирования единого образовательного пространства в общеобразовательной школе.

Святун Людмила Александровна,

директор ГОУ СОШ № 1302 СЗОУО города Москвы Ковылева Юлия Эдуардовна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА НА ОСНОВЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Как формировать новый педагогический менталитет?

■ ......4

Ключевые слова: педагогический менталитет; единое образовательное пространство

Современные требования общества к образованию диктуют необходимость перехода каждой школы в режим инновационного развития, что, в свою очередь, определяет необходимость формирования нового управленческого и педагогического менталитета.

Управление школой в режиме инновационного развития имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Во-первых, это - смена объектов управления: если в раньше объектом являлся учебно-воспитательный процесс, то в современном образовании это - личность учащегося и учителя. Во-вторых, разными являются и подходы к оценке управленческой деятельности: оценка по планам и формам работы заменяется оценкой по конечным результатам, т.е. эффективным становится управле-

ние, которое обеспечивает реализацию целей, задач с наименьшими затратами ресурсов, сил, времени». Вместе с тем, неминуемо увеличивается число управленческих неопределенностей и рисков, вероятность возникновения которых во многом зависят от пути, по которым инновации приходят в школу. В настоящее время определяется четыре типа инновационных стратегий в школе1, отраженных на рис. 1.

Авторитарно-заимствующая стратегия наблюдается, если новые идеи заимствуются извне и вне-

1 Сиденко, А.С. О моделях учебного процесса и теоретических основах проектирования / А.С. Сиденко //Экспертиза рисков. 2005. Интернет-версия. - (http://www.riskland.ru/ lib/DPK.shtml).

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

31

Инновации в школе

извне

Авторитарно - заимствующая

стратегия Стихийная

стратегия

революция эволюция

Авторитарно-новаторская Сотворческая стратегия

стратегия

изнутри

Рис. 1. Четыре типа инновационных стратегий в школе.

дряются «революционным путем» администрацией в профессиональное сознание учителей, что может привести сопротивлению. При этом администрации нужно быть готовой к кадровым изменениям.

Стихийная стратегия наблюдается, если новые идеи по прежнему заимствуются извне, но при этом администрация и учителя «тащат» в школу все подряд. Эволюция протекает достаточно гладко, но инновации не объединяются какой-либо идеей. Что останется в школе? Ясности нет.

Авторитарно-новаторская стратегия характеризуется тем, что новые идеи зарождаются внутри коллектива. Инициатива может исходить как от администрации, так и от учителей. Эта стратегия хороша, но иногда может порождать конфликты.

Наконец, сотворческая стратегия характеризуется тем, что новые идеи не просто зарождаются внутри коллектива, но и являются при этом продуктом совместного творчества его членов. Этот способ позволяет:

• подготовить коллектив к вхождению в инновационную деятельность;

• дифференцировать учителей по степени готовности к этой деятельности.

Этот путь, возможно, самый длинный, но и - самый продуктивный. Управлять процессом достаточно сложно, и чтобы снизить количество возможных неопределенностей и рисков, необходимо формирование нового педагогического менталитета.

В психологии менталитет1 понимается как направленность и склад мышления личности, группы.

В то же время, в педагогике менталитет1 2 - это устойчивая настроенность внутреннего мира лю-

1 Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест М.:АСТ, 2001. - 576с. - С.195.

2 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Код-жаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с. - С.79.

дей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия. При формировании нового педагогического менталитета, установки и предрасположенности к определенному типу мышления и действия ведут к сопряжению целей школы и целей учителя, его профессиональных потребностей.

Первым этапом формирования нового педагогического менталитета является формирование пространства деятельности, которое определяется следующими факторами:

1. Условия.

2. Содержание деятельности.

3. Средства.

4. Критерии.

5. Участники.

Каждый из этих факторов важен для формирования пространства деятельности, поэтому остановимся на них подробнее.

К основным условиям, определяющим инновационный процесс, можно отнести:

• Объективное (по возможности) знание административного корпуса школы: качества личности, стиль руководства, принципы руководства, знание основ теории управления, личные цели, критерии самопознания и др.

• Знание педагогического коллектива: образовательный уровень, уровень активности, традиции коллектива, мотивация деятельности, уровень организаторских способностей учителей и т.д.

• Перечень проблем (педагогических задач), которые необходимо решить коллективу в соответствии с социальным заказом и концепцией школы.

• Системный анализ результатов деятельности коллектива по различным направлениям (педагогическому, научно-методическому, экспериментальному, кадровому и т.д.).

32

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Инновации в школе

• Среда функционирования ОУ (родители, общественность, спонсоры, вышестоящие органы управления образованием и т.д.).

Так, миссия нашей школы состоит в том, чтобы на основе гуманистической педагогической философии посредством современных образовательных технологий обеспечить условия, необходимые для:

• организации деятельности учащихся на основе идеалов многокультурности, международной солидарности и ответственного гражданства,

• развития индивидуальных способностей каждого ученика, его/ее свободы и прав,

• формирования у учащихся критического мышления, отзывчивости и сострадания,

• воспитания у учеников стремления и способности к непрерывному образованию в течение всей жизни,

• осознания учащимися своей принадлежности к местному и мировому сообществам,

• понимания учащимися необходимости объединения человечества на основе гуманизма и уважения разнообразия культур и жизненных представлений, формирования у учащихся личной системы ценностей, выражающейся в их реальных поступках,

• продуктивного взаимодействия детей друг с другом, развития их индивидуальности, способностей к творчеству и самоорганизации,

• установления реальных связей учебной деятельности и реальной жизни детей,

• создания образовательной системы, которая подготовит учащихся к продолжению их образования после окончания школы.

На рис. 2 отображена область «нарастающих» задач, определенных нами соответственно миссии школы.

Вторым фактором, наполняющим пространство деятельности и базирующимся на выделенных условиях является содержание деятельности по каждому направлению. Так, мы установили, что в педагогическом направлении - это создание единого образовательного пространства, ориентированного на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности, обеспечение условий, в которых выпускник приобретает качества личности, отраженные в модели выпускника, создание психологического комфорта для каждого ученика, формирование социальноадаптированного ученика, способного активно вклю-

чаться в разные виды деятельности. В методическом направлении - это разработка, адаптация и внедрение соответствующих педагогических средств, методик, программ, технологий, педагогических приемов. Содержание деятельности в экспериментальном направлении для нас - это дальнейшее освоение коллективом педагогов-единомышленников экспериментальной деятельности, разработка и проверка в педагогической деятельности инновационных технологий, методов, приемов, в кадровом - подготовка учительского коллектива к:

S рефлексии, анализу имеющегося педагогического опыта, выявлению фрагментов развивающего опыта;

S технологическому оформлению инновационного педагогического опыта;

S освоению новых форм и образцов педагогической деятельности, направленных на отработку системы дифференциации обучения по уровню развития учащихся, создание ситуаций успеха каждого ученика.

Следующим фактором, наполняющим пространство деятельности, являются средства реализации содержания деятельности, то есть образовательные технологии, педагогические техники, методы, методики, методические приемы.

Фактором, позволяющим оценить эффективность содержания деятельности, являются критерии, которые должны обладать следующими характеристиками: концептуальность, системность, результативность, диагностичность, воспроизводимость.

Наконец, основным фактором, наполняющим пространство деятельности, являются участники, под которыми понимаются все участники образовательного процесса, но именно учителя определяют успешность внедряемых инноваций, а между тем, статистика показывает, что только 2 - 5% учителей способны к самостоятельной инновационной деятельности, т.е. они целенаправленно активны, около 30 - 35% внутренне готовы к инновационной деятельности. Эти данные еще раз доказывают необходимость формирования нового педагогического менталитета как первого этапа внедрения инноваций.

Поэтому после определения пространства деятельности следующим важным этапом является мотивация педагогов, обусловливающая удовлетворение их профессиональных потребностей.

Рис. 2. Область «нарастающих» задач, определенная миссией школы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновации в школе

В менеджменте1 мотивация понимается как составная часть руководства организацией. Она рассматривается как процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих. Мотивировать сотрудника - это значит затронуть его важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе работы. Ф. Херц-берг2 приводит 15 критериев мотивирующей организации труда:

S Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь, это относится к тому, кто требует действий от других.

S Большинство людей испытывает радость от работы, отвечая за нее, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности. Они хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно.

S Каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен. Он хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения принимали бы без его участия.

S Каждый стремится выразить себя в труде, узнать себя в каких-то результатах, иметь доказательство того, что он может что-то сделать. Результаты труда не должны быть обезличенными.

S Практический опыт имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу. Он хочет реализовать свои цели и рассчитывает на то, что его встретят заинтересованно.

S Людям нравится ощущать свою значимость. Знает ли каждый сотрудник, как важен его труд для общего успеха? Дали ли вы ему это понять?

S Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели. В достижение целей, которые он сам перед собой ставил или в формулировании которых он принимал неформальное участие, работник вложит больше личной энергии.

S Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий сотрудник с полным правом рассчитывает на признание и поощрение.

S По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах непосредственного начальства. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными. В результате снижается их готовность к труду.

S Сотрудники терпеть не могут, чтобы решения об изменениях в их работе и рабочих местах, даже если эти изменения позитивны, принимались без их ведома, без учета их знаний и опыта.

1 Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224с.

2 Херцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг /. - М.: Вершина, 2007. - 240с.

S Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Сотруднику она нужнее, чем его начальнику. К тому же она должна быть оперативной, чтобы работник мог вносить коррективы в свои действия. Каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют с самого начала, а не тогда, когда время ушло.

S Для всех нас контроль со стороны неприятен. Каждая работа выигрывает от максимальной степени самоконтроля.

S Большинство людей стремятся во время работы приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные.

S Сотрудник остро реагирует, если его старания и полученные им лучшие результаты приводят только к тому, что его еще больше нагружают. Особенно если это никак не компенсируется в денежном отношении. Так убивают инициативу

S Позволяет ли работа быть самому себе шефом? Возможно ли большее свободное пространство для инициативы и организации производства, для индивидуальной ответственности работников?

Опыт показывает, что в современной школе мотивация педагогов должна быть индивидуальной и комплексной, то есть важно использовать различные виды мотивации. Учитывая названные выше критерии мотивирующей организации труда, наиболее эффективными, на наш взгляд, являются: мотивация по потребностям, мотивация по целям, делегирование полномочий. Рассмотрим их подробнее.

Мотивация по потребностям

За основу принята иерархическая система потребностей по теории А. Маслоу3. В табл. 1 представлены иерархия потребностей и их проявление, которое может использовать руководитель образовательного учреждения для стимулирования сотрудников.

Таблица 1

Иерархия потребностей

и их проявление в образовательном учреждении

Иерархия потребностей Проявление потребностей

высшие

Потребности в самовыражении, развитии себя, самоактуализации 1. Желание развивать себя, учиться. 2. Стремление участвовать в разработке и внедрении новшеств ради личной и общественной пользы. 3. Творческая работа как ценность педагогической деятельности. 4. Расширение области полномочий. 5. Выполнение достаточно сложной работы.

3 Маслоу А.Г. Мотивация и личность: пер. с англ. - 3-е изд. / А.Г Маслоу. - СПб. : Питер., 2003. - 392 с.

34

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Инновации в школе

Потребности в причастности, принадлежности к общности людей, к коллективу 1. Желание общаться с коллегами, учащимися, иметь информацию о происходящем в школе. 2. Активное участие в общественной жизни организации. 3. Причастность к делам коллектива, группы является личной ценностью. 4. Участие в новациях «за компанию». 5. Желание быть приятным в общении.

Потребности в признании, статусе, самоутверждении. 1. Участие в новациях ради достижения положительного результата работе. 2. Стремление занять руководящую должность. 3. Желание создать образ «успешного работника», получить почетное звание или более высокую категорию. 4. Стремление получить определенные привилегии в работе. 5. Признание компетенции и самостоятельности как значимых ценностей.

базовые

Потребности в безопасности, гарантиях 1. Стремление избежать критики, наказаний. 2. Боязнь изменений, пассивное или негативное отношение к новому. 3. Стремление к сохранению стабильных отношений с коллегами. 4.Четкое следование инструкциям и правилам.

Физиологические потребности (потребности существования) 1. Желание больше зарабатывать, прикладывая к этому как можно меньше усилий. 2. Нежелание браться за «сложную работу». 3. Поиск возможности получить дополнительный заработок, добиться льгот и улучшить существование за счет организации.

Мотивация по целям

Цель - это осознанный, запланированный результат работы, которого мы хотим достичь. Но одного желания мало. Надо, чтобы наши сотрудники также хотели реализовать на практике эту цель. Чтобы мотивировать с помощью постановки целей, важно изучить, каким образом работник ставит перед собой цели своей деятельности. Это может происходить двумя путями:

• Самостоятельной постановкой целей учителями.

• Принятием и удерживанием целей, поставленных перед работником организации руководителем, коллегами.

Если работник ставит перед собой цель самостоятельно, то он склонен работать над ее достижением значительно дольше и интенсивней, нежели когда перед ним ставят цель другие люди. Самостоятельная постановка цели сама по себе стимулирует человека прилагать усилия для ее достижения. Причем, чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к выполнению работы.

При постановке целей перед работником руководителем или коллегами важно помнить:

• Общие цели носят характер декларации, лозунгов и не стимулируют к деятельности. Поэтому такие цели, как усилить гуманистическую направленность образовательного процесса, повысить успеваемость, тщательнее готовиться к урокам, мало к чему обязывают и почти никого не мотивируют.

• Конкретизация цели, разработка промежуточных целей, определение этапов и средств их достижения - важный мотивационный фактор.

• Чем более дифференцированной является общая цель, чем больше выделяется в ней этапов, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели (завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию успеха, которая порождает положительные эмоции, побуждает к достижению конечной цели. Тем самым происходит усиление мотивации работников.

Управление по целям способствует его децентрализации и позволяет преодолеть негативные последствия излишне жесткого контроля исполнения, что в конечном итоге способствует повышению мотивации труда.

Делегирование полномочий

■ Использование делегирования повышает уровень компетентности педагогов.

■ Делегирование способствует развитию управленческих и педагогических способностей учителей, создание у них дополнительной мотивации, оно формирует у педагогов чувство ответственности за состояния дел в школе, повышает их удовлетворенность трудом.

■ В процессе выполнения делегированных функций происходит большее вовлечение работников в совместную деятельность по развитию образовательного учреждения, что является одним из условий организации эффективной командной работы.

Следующим этапом при формировании педагогического менталитета является создание педагогических сообществ. Педагогические сообщества (как постоянные - цикловые методические объединения, кафедры; советы экспериментальных площадок и др., так и временные - творческие группы учителей) играют большую роль в достижении как промежуточных, так и конечных целей.

Работая в сообществах приводит к сопряжению целей школы и целей каждого учителя, его профессиональных потребностей, что, в свою очередь, приводит к формированию команд. Команда1 в отличие от сообщества (группы) характеризуется стремлением ее членов максимально учитывать корпоративные интересы и интересы каждого педагога, свободой и открытостью информационного обмена, взаимной поддержкой действий, убеждением в их оправданности.

1 Матюшкина, М.Д. Социально-психологический климат в школе. Формирование команд как один из методов организационного развития / М.Д. Матюшкина. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 76 с.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

35

Инновации в школе

Работа в командах, в свою очередь, создает устойчивую настроенность внутреннего мира людей, сплачивающую их, способствует появлению совокупности установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия, то есть приводит к формированию нового педагогического менталитета.

Разработанная и описанная модель формирования нового педагогического менталитета представлена на рис. 3.

Карл Роджерс1 приводит следующую классификацию педагогов по отношению к инновационным процессам:

• Новаторы (2,5%)

• Ранние реализаторы (13,5%)

• Предварительное большинство (34%)

• Позднее большинство (34%)

• Колеблющиеся (16%)

Внедрение приведенной модели способствует повышению активности не только «предварительного большинства», но и «позднего большинства», и «колеблющихся».

Формирование нового педагогического менталитета

Формирование команд

Формирование стиля мышления и стиля деятельности

Формирование профессиональных сообществ

Удовлетворение профессиональных потребностей, мотивация по целям, делегированд^полномочий

Формирование пространства деятельности

Рис. 3. Модель формирования нового педагогического менталитета.

Результатами реализации данной модели стала положительная динамика изменения когнитивной, деятельностной и личностной составляющих ком-петентностной модели учителя по Н.В. Кузьминой2,

1 Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

2 Кузьмина Н.В. Законы продуктивной компетентности воспитателя и учителя, преподавателя и руководителя - созидателей и защитников фундаментального образования в регионе / Н.В. Кузьмина // Материалы международ-

положительная динамика освоения педагогами современных образовательных технологий, использования эффективных форм обобщения своего опыта. Наши педагоги принимают активное участие в семинарах, конференциях различного уровня, проводят окружные и городские мастер-классы, участвуют в федеральных, региональных и окружных профессиональных конкурсах, наконец, публикуются в ведущих печатных изданиях: так, с января 2006 г. по май 2009 г. педагогами нашей школы опубликовано 25 работ.

Внедрение данной модели позволило создать эффективные условия, способствующие обретению и оценке личностью каждого учащегося индивидуального социального опыта, формированию жизненных ценностей и целей, формированию, коррекции и самокоррекции потребностей развивающейся личности.

Реализация модели формирования нового педагогического менталитета сделала возможной разработку и внедрение другой модели - модели создания единого образовательного пространства, способствующего получению качественного образования каждым учащимся на основе гуманистической педагогической философии, которая приведена на рис. 4.

Внедрение модели создания единого образовательного пространства, в свою очередь, способствовало значительному повышению образовательных результатов учащихся:

S высоких результатов независимой оценки знаний (ЕГЭ и ГИА);

S высоких результатов участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня;

S росту социальной зрелости выпускников школы;

S росту мотивации деятельности и достижений учащихся;

S снижению уровня тревожности учащихся;

S Созданию условий для самореализации личности;

S Обеспечению ситуации успеха для каждого ученика.

Таким образом, можно заключить, что реализация модели формирования нового педагогического менталитета способствует успешному проникновению инновационных процессов и приводит к успешности образовательного процесса в целом.

ной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Б. Г. Ананьева. - Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкесской Государственной технологической академии, 2007. - 320с.

36

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Инновации в школе

Потребности

ученика

______AZ_______

Формирование, коррекция и ◄ самокоррекция потребностей развивающейся

личности _______________

Создание условий, в которых происходит становление личности

Ценности ученика

Формирование жизненных \ ► ценностей и целей развивающейся личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание условий, способствующих обретению и оценке личностью индивидуального социального опыта

Формирование нового педагогического менталитета

Формирование команд

Формирование стиля мышления и стиля деятельности

Формирование профессиональных сообществ

Удовлетворение профессиональных потребностей, мотивация по целям, делегирование полномочий

Формирование пространства деятельности

Рис. 4. Модель единого образовательного пространства, способствующего получению качественного образования каждым учащимся на основе гуманистической педагогической философии

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.