УДК 81'221.2 + 81'34 + 372.881.111.1 + 373.51
Е. С. Кудинова
кандидат филологических наук,
доцент кафедры английского языка как второго переводческого факультета, Московский государственный лингвистический университет; e-mail: kudinova@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z
В работе представлены результаты изучения невербального аспекта межкультурной коммуникации на занятиях с учащимися государственных общеобразовательных школ Москвы в рамках кружка «Межкультурная коммуникация для школьников»1. Знакомство с межкультурной коммуникацией предполагает исследованиекак вербального модуса коммуникации и формирование собственно языковой компетенции, так и изучение невербального канала коммуникации. Работу с представителями поколения Z необходимо выстраивать с учетом их ментального кода, стремясь к формированию не только предметных знаний, или hard skills, но и надпрофессиональных навыков, или soft skills. В работе под-робноизложена апробированная методика обучения школьников основам межкультурной коммуникации (невербальный аспект), сформулированы и описаны темызанятий. В работе подчеркивается важность использования на занятиях лингвострановедческого материала, в частности аутентичного видеоконтента, информационно-коммуникационных технологий (LMS-платформы Google Classroom, флеш-карт Ouizlet, социальных сетей, хостингового сайта YouTube, программы для аннотирования данных Elan). Делается вывод о том, что для успешного формирования невербальной компетенции в задачи педагога входит не только расширение фоновых знаний обучающихся, но и повышение их рефлексивной культуры и развитие эмпатии по отношению к иноязычным участникам коммуникации.
Ключевые слова: невербальная коммуникация; жест; мимика; поколение Z; центениал; межкультурная коммуникация; лингводидактика.
1 Занятия проводились в рамках мероприятия «Инновационный образовательно-просветительский проект для обучающихся московских школьников «лингвистические, культурологические и психологические аспекты межкультурной коммуникации. Языковая картина мира» в соответствии с Приказом департамента города Москвы от 20.08.2019 № 296. Грант предоставленв категории «Сопровождение и реализация программ дополнительного образования обучающихся, в том числе на базе центров технологической поддержки образования» номинации «Организация работы кружков различных профилей для обучающихся московских школ на базе вузов».
E. S. Kudinova
PhD (Philology), Associate Professor,
Department of English as a Second Foreign Language,
Faculty of Translation and Interpreting, Moscow State Linguistic University;
e-mail: kudinova@yandex.ru
TEACHING NONVERBAL SKILLS OF GENERATION Z STUDENTS
The article aims to present school-based strategies of teaching nonverbal communication skills as part of the extracurricular programme (ECA) 'Cross-cultural Communication for Secondary School Students'. Not only does teaching communication rest on studying language and forming communicative language competence, but it also has to focus on the nonverbal channel. Teachers have to take into account the Gen Z mindset with the aim to enhance their hard skills, as well as their soft skills. Engagement strategies and methods of teaching GenZ students are described. The paper lays emphasis on working with culture-specific EFL materials, in particular authentic videos resources, ICTs, such as cloud-based learning management system Google Classroom, Ouizlet flashcards, social networking services, video-sharing platform YouTube, and Elan annotation software. To develop nonverbal skills, the teacher is not only to activate students' knowledge, but, most importantly, to promote their introspection skills, as well as empathy towards people of other cultures.
Key words: nonverbal communication; gesture; facial expressions; generation Z; cross-cultural communication; language teaching.
Введение
Ключевыми темами как панельных сессий, так и пленарных заседаний Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегия сопровождения молодых талантов», которая состоялась в образовательном центре «Сириус» 22.01.2020-28.01.2020 гг., стали научное наставничество, активная поддержка одаренных детей и молодых ученых с целью укрепления отечественной научной школы, необходимость проведения олимпиад, открытых дней науки, лабораторий и привлечения коммерческих структур в образовательный процесс с целью формирования востребованных на рынке труда кадров, увеличение человеческого капитала и важность формирования осознанности при подготовке будущих специалистов еще в школе.
При работе с современными школьниками, принадлежащими к так называемому поколению центениалов, необходимо учитывать их ментальный код и выстраивать траекторию обучения, основываясь на его
практико-ориентированном характере, стремясь к формированию не только предметных знаний, или hardskills, но и надпрофессиональных компетенций (коммуникативных навыков, личностных качеств, лидерских навыков, навыков критического мышления), или softskills.
Согласно данным Всемирного экономического форума, в десятку самых востребованных компетенций 2020 года входят именно softskills: решение комплексных задач, критическое мышление, креативность / творческая деятельность, управление персоналом, межличностное взаимодействие, эмоциональный интеллект, аналитические навыки и принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры, гибкость мышления (www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-m-the-fourth-mdustrial-revolution/).
Знакомство с основами межкультурной коммуникациив современной поликультурной среде предполагает изучение не только вербального модуса коммуникации и формирование фонологической, грамматической, лексической и др. компетенций, но и овладение понятиями и подходами в области невербальных исследований. Цель данного исследования состоит в том, чтобы описать методику работы с центениалами и выявить наиболее продуктивный подход при формировании межкультурной, и уже - невербальной, компетенции.
Изучение невербального аспекта межкультурной коммуникации на занятиях с представителями поколения Z
Невербальная коммуникация может рассматриваться на занятиях с обучающимися в двух плоскостях. В более узком значении в центре внимания ученых находятся только кинесическое (мимика, жесты, позы, походка) и проксемное (дистанция) поведение участников коммуникации, а в широком смысле невербальная коммуникация понимается как комплекс не только кинесико-проксемных характеристик общения, но и включает в себя фонационно-артикуляторные, просодические, паралингвистические средства, а также социально-бытовые условия коммуникации [Кудинова 2016].
Изучение невербального аспекта межкультурной коммуникации должно проходить с учетом особенностей восприятия школьников-центениалов. Представители поколения Ъ родились в эпоху развития цифровых технологий (их называют «цифровыми аборигенами» - digitalnatives), преимущественно визуальных форм передачи
информации (игр, эмоджи, мемов, социальных сетей, GIF анимаций, лайков), поэтому целесообразно включить в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрый доступ к электронным ресурсам; способствуют формированию индивидуальной траектории обучения, увеличению продуктивности самоподготовки и мотивации школьников и, несомненно, модернизируют образовательный процесс.
Среди эффективных ИКТ отметим LMS-платформу GoogleClass-room, флеш-карты Quizlet (отметим режим геймификации), программу для аннотирования данных Elan, хостинговый сайт YouTube (популярные каналы специалистов в области невербальной коммуникации П. Экмана, М. Боудена, Т. Рейман), интернет-сервис Kahoot!, презентации PowerPoint.
При обучении центениалов целесообразно разбивать большой объём информации на более короткие блоки в связи с тем, что для поколения Z характерно клиповое, фрагментарное, мышление, чему способствует и сосуществование в двух средах: реальной и виртуальной, а также режим многозадачности. На занятиях следует активно использовать графику и визуализацию, включать средства ИКТ, придерживаться дифференцированного подхода в обучении, задействовать социальные сети (Instagram, Twitter, facebook), придерживаться практико-ориентированного подхода в обучении (sites.google.com/a/ uis.edu/colrs_cook/home/teaching-the-generation-z-student).
По данным психологов и маркетологов, центениалы мотивированы получать образование, ориентированы на самосовершенствование и саморазвитие, а также на мгновенный результат (instantgratification). Они принадлежат к поколению индивидуалистов и скептиков, которые не принимают информацию на веру (www.shrm.org/). Отметим наиболее востребованные среди центениалов компетенции: технические компетенции, концептуальное мышление в процессе решения задач, навыки межличностного общения, предпринимательские навыки, информационная грамотность, эмпатия (www.aicpa.org/).
Методика проведения занятий со школьниками при формировании невербальной компетенции
Изучение невербальной коммуникации проходило на занятиях с учащимися государственных общеобразовательных школ Москвы
в рамках кружка «Межкультурная коммуникация для школьников. Модуль "Невербальная коммуникация". Он рассчитан на обучающихсяв возрасте от 15 до 17 лет и является продолжением проекта «Основы невербальной коммуникации», запущенного на переводческом факультете МГЛУ в 2018-2019 гг. для студентов средних и старших курсов.
Методика обучения основам межкультурной коммуникации (невербальный аспект) включала в себя следующие этапы:
1. Введение материала и его обсуждение в форме интерактивного семинара-практикума.
2. Активное использование средств ИКТ: как презентаций PowerPoint (см. рис. 1), так и аутентичных видеоматериалов.
3. Закрепление материала с помощью флеш-карт и Google форм -опросов и тестов, итоговое занятие представление школьниками презентаций).
Arms and hands crossed in Ancient Rome
• bound
• prisoners, captives
• submission,
weakness, apathy
Рис. 1 Фрагмент PowerPoint презентации в рамках темы 1. «Невербалика: история и основные понятия»
Модуль «Секреты невербального общения. Изучаем мимику, жесты, проксемику» целесообразно проводить в форме интерактивных семинаров-практикумов и мастер-классов. В процессе обучения школьники учатся навыкам ораторского мастерства, отрабатывая базовые интонационные модели, сопровождаемые жестами и мимическими выражениями. Обучающимся предлагается проанализировать телодвижения, жесты, мимику, позы и проксемное поведение русскоязычных и иноязычных государственных деятелей, певцов и актеров иосмыслить собственные ошибки в невербальном поведении.
На занятиях обучающиеся прослеживают историю становления невербальной коммуникации от Античности до настоящего времени. Им предлагается проанализировать роль жеста в риторике, искусстве и в литературе. Обучающиеся открывают для себя видных ученых-лингвистов, антропологов и психологов, таких как родоначальник науки кинесики Р. Бирдвистелл, П. Экман и У. Фризен, которые внесли значительный вклад в изучение мимических выражений, мануальных жестов, а также в разработку программы по распознаванию микровыражений лица FACS (Facial Action Coding System); создатель прок-семики Э. Т. Холл, эксперт в области невербального общения и ораторского мастерства М. Боуден [Hall, 1990; Bowden 2013, Bowden, Thomson 2018; Ekman 2016].
В рамках темы 1 «Невербалика: история и основные понятия» анализируется история становления невербальной коммуникации как междисциплинарной науки от Античности до настоящего времени. На интерактивных семинарах-практикумах школьники знакомятся с основными терминами и направлениями невербальных исследова-ний.Видеоконтент, лекции в виде PowerPomtпрезентаций и глоссарии загружаются преподавателем на LMS-платформу Google Classroom (см. рис. 2), закрепление новых терминов и понятий происходит при помощи флеш-карт Quizlet (см. рис. 3), а также онлайн-форм Google.
Тема 2 «Мифы о невербальной коммуникации» посвящена обсуждению укоренившихся в социуме мифов и заблуждений о статусе невербальной коммуникации (например, так называемое правило «7-35-55 %», а также утверждение о том, что более 90 % коммуникации составляет невербальное общение, псевдонаучные подходы и умозрительные заключения популяризаторов нейролингвистического программирования).
Рис. 2. Скриншот LMS-платформы Google classroom
Рис. 3. Снимок экрана, демонстрирующий возможности флеш-карт «Quizlet»
В ходе обсуждения темы 3 «Роль мануальных жестов в коммуникации» обучающиеся разбирают основные типы мануальных жестов (эмблем, иллюстраторов, регуляторов, аффективов, адаптеров) на примере невербального поведения известных англоязычных и российских политиков и деятелей культуры, проводят компаративный анализ иллюстративных жестов представителей разных культур, а также анализируют особенности реализации мануальных жестов на примере лекционного и политического видов дискурса.
Тема 4 охватывает национально-культурную специфику эмблематических жестов, в частности невербальных лакун, кинематографических эмблем, обсценных жестов, жестов миллениалов и центе-ниалов. В процессе обсуждения этой темы целесообразно заострить внимание обучающихся на необходимости ознакомления со спецификой реализации эмблем в разных культурах, поскольку незнание или некорректное употребление данного вида жестов чаще всего приводит к коммуникативным неудачам. Примером тому может служить эмблематический жест «победа» (victory), реализуемый с помощью указательного и среднего пальцев, при этом ладонь обращена от говорящего. Если ладонь обращена к себе, данный жест становится обсценным.
Тема 5 посвященамимическим выражениям эмоций. В ходе интерактивного семинара-практикума школьники на примере аутентичного видеоматериала учатся правильно определять иинтерпретировать, а с помощью зеркала и контроля со стороны преподавателя - воспроизводить базовые, по классификации П. Экмана и У. Фризена, эмоции «радость», «гнев», «грусть», «удивление», «страх», «презрение», «отвращение» [Ekman, Friesen 1969].
Тема 6 «Плоскость реализации жеста» освещает различные плоскости исполнения жестов в зависимости от типа дискурса, эмоционального состояния оратора: Grotesqueplane, Truthplane, Passionplane, Ecstaticplane, Disclosureplane, Thoughtplane [Bowden 2010].
В рамках темы 7 «Жест как средство выразительности в ораторском и в актерском искусстве» преподаватель и обучающиеся анализируют и обсуждают на примере известных политиков и актеров, какие жесты, мимику и позы используют убедительные и успешные ораторы, что такое конгруэнтные жесты, чем отличается сценический жест от бытового, какие основные ошибки допускают политики
в своих выступлениях перед публикой, а также деятели культуры на примере квазиспонтанной речи жанра интервью.
Тема 8 «Проксемика в коммуникации» посвящена обсуждению и анализу разных видов дистанции в коммуникации. Преподаватель предлагает школьникам проанализировать на конкретных примерах ошибки в проксемном поведении политиков и актеров.
Модуль завершается изучением программы Elan, позволяющей исследовать взаимодействие речи и жеста. Данная бесплатная программа была разработана Институтом Психолингвистики им. Макса Планка для аннотирования видеоконтента (см. рис. 4) (tla.mpi.nl/tools/ tla-tools/elan).
Функциональные возможности программы Elan позволяют обучающимся, анализирующим невербальное поведение политика / деятеля культуры, работать с видеопотоком следующим образом: воспроизводить выделенный видеосегмент, проводить его посекундный разбор, покадровую прокрутку; проигрывать выбранный интервал в режиме циклического воспроизведения, регулировать скорость и громкость видеофрагмента. Кроме того, для проведения детального изучения мимических и мануальных жестов полезна функция увеличения изображения, а также сохранения текущего кадра.
ELAN 5.7-FX - Unüefined File Name -ОХ
I ll< I M I H I F< I -H I ► I NM И? I И I M I Hl | I И I g- I -Ü I | «■ | ->| 4. I tl D<M>» П Loop Mode «
«-I Не- »«•«■• 00:00:01.000 00*0:1,1.500 00:0oi2.000 00*0^.500 00:00:1,3.000 00:00:1,3.500 00:00:1,4.0«
.................................................
SP«*« | _Gestuw | | Conqrats on the qreat reviews for this play.
Рис. 4. Снимок экрана, показывающий возможности программы «Elan»
Заключительное занятие представляет собой интерактивный семинар-практикум, в ходе которого обучающимся предлагается провести анализ невербального поведения известного актера / певца / политика / журналиста, представив индивидуальную или проектную работу в виде PowerPoint презентаций по пройденному материалу модуля.
Выводы
При обучении центениалов целесообразно придерживаться полимодального подхода, а именно - изучать взаимодействие вербального, невербального и просодического каналов, использовать на занятиях лингвострановедческий материал, в частности видеоконтент, средства ИКТ (LMS-платформы, флеш-карты, социальные сети, хостин-говые сайты). Именно комплексный подход, учитывающий взаимодействие всех модусов коммуникации, способствует формированию и актуализации у школьников межкультурной компетенции, которая является неотъемлемой частью концепции современного лингвистического образования.
Обучение основам межкультурной и, уже, невербальной коммуникации, и формирование иноязычной коммуникативной компетенции необходимо проводить на примере разных культур. Это будет способствовать более эффективной социализации обучающихся в полиязычной и поликультурной среде. Расширение фоновых знаний о проблемах межкультурной коммуникации позволит повысить продуктивный характер образования и стимулировать интерес обучающихся к профессиональному обучению.Формирование и актуализация аналитических навыков при изучении невербального аспекта межкультурной коммуникации будет стимулировать осознанность и рефлексию обучающихся, готовность к сотрудничеству и к работе в команде.
В долгосрочной перспективе при изучении межкультурной коммуникации необходимо обеспечить преемственность и взаимосвязанность всехуровней образования, а именно - взаимодействие школ, вузов и индустриальных партнеров.
Таким образом, для успешного формирования невербальной компетенции в задачи преподавателя входит, прежде всего, актуализация так называемых softskills, или гибких навыков, за счет расширение фоновых знаний обучающихся, повышения рефлексивной культуры
обучающихся и развития эмпатии по отношению к коммуниканту, выявления общих и отличительных характеристик в невербальном поведении представителей родной и иноязычной культур с учетом ментального кода центениалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кудинова Е. С. Просодические и невербальные характеристики речи в синхронии и диахронии (на материале британских художественных фильмов) : дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 193 с. Bowden M. Winning Body Language. McGraw-Hill Education, 2010. 256 p. Bowden M. Tame the Primitive Brain: 28 Ways in 28 Days to Manage the Most
Impulsive Behaviors at Work. Wiley, 2013. 309 p. Bowden M., Thomson T. Truth and Lies: What People Are Really Thinking. Harper Collins Publishers, 2018. 400 p. Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: Categories, origins, usage, and coding. The Hague, 1969. pp. 49-98. Ekman P. What Scientists Who Study Emotion Agree About. Perspectives On Psychological Science: a Journal of the Association For Psychological Science, 2016. Vol. 11 (1): 31-34. 2016 DOI: 10.1177/1745691615596992 Hall E. T. The Silent Language. Anchor, New York: Doubleday, 1990. 240 p.
REFERENCES
Kudinova E. S. Prosodicheskie i neverbal'nye harakteristiki rechi v sinhronii i diahronii (na materiale britanskih hudozhestvennyh fil'mov) : dis. ...kand. filol. nauk. M., 2016. 193 s. Bowden M. Winning Body Language. McGraw-Hill Education, 2010. 256 p. Bowden M. Tame the Primitive Brain: 28 Ways in 28 Days to Manage the Most
Impulsive Behaviors at Work. Wiley, 2013. 309 p. Bowden M., Thomson T. Truth and Lies: What People Are Really Thinking. HarperCollins Publishers, 2018. 400 p. Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: Categories, origins,
usage, and coding. The Hague, 1969. P. 49-98. Ekman P. What Scientists Who Study Emotion Agree About. Perspectives On Psychological Science: a Journal of the Association For Psychological Science, 2016. Vol. 11 (1): 31-34. 2016 DOI: 10.1177/1745691615596992. Hall E. T. The Silent Language. Anchor, New York : Doubleday, 1990. 240 p.