Научная статья на тему 'Особенности кинесико-проксемного поведения киноперсонажей (на примере экранизации комедии О. Уайльда "Идеальный муж")'

Особенности кинесико-проксемного поведения киноперсонажей (на примере экранизации комедии О. Уайльда "Идеальный муж") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕСИКА / ПРОКСЕМИКА / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КИНЕМАТОГРАФ / КАДР / KINESICS / PROXEMICS / NONVERBAL COMMUNICATION / CINEMATOGRAPHY / VIDEO FRAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудинова Е.С., Мозоль Т.С.

Наряду со временем, сюжетообразующим элементом кино является пространство кинокадра. Выбор конкретной дистанции между героями обусловлен режиссерским замыслом, в частности необходимостью раскрыть внутренний мир персонажа, а также показать отношения героя с другими действующими лицами. В данной статье рассматриваются особенности кинесического и проксемного поведения героев оригинальных экранизаций комедий О. Уальда трех временных срезов, а именно 1947, 1969 и 1999 гг. На основе результатов визуального анализа выявлена стабильная частотность реализации интимной дистанции между персонажами во всех временных срезах. В третьем временном срезе установлено значительное увеличение реализации социальноконсультативной дистанции по сравнению с первым. Для трех временных срезов характерна высокая частотность употребления актерами иллюстраторов и кинесических средств «движение головы». Для успешной передачи режиссерского замысла композиция мизансцены, в частности расстояние между актерами и особенности их кинесического поведения, должны быть обусловлены законами человеческого восприятия. Результаты данного эксперимента могут в дальнейшем помочь выявить определенные изменения в особенностях активизации перцептивных процессов, характерных для данного этапа развития социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITIES OF NONVERBALAND PROXEMIC BEHAVIOUR OF FILM CHARACTERS (BASED ON ADAPTATIONS OF "AN IDEAL HUSBAND" BY O. WILDE)

Together with time, space is the structuring principle of film narrative. The distance between actors within the frame depends on the director’s intent, in particular, the author’s aim to reveal the characters’ inner world and their interrelationships. The objective of the present article is to explore the specificities of actors’ nonverbal and spatial behaviour in three screen versions / adaptations of ‘An Ideal Husband’ by O. Wilde over three time-frames ranging from the late 1940s to the late 1990s. The results of the nonverbal and proxemic analyses indicate that the preferred interpersonal distance in the three time-frames is the intimate distance. The third time-frame demonstrated a significant increase in the social interpersonal distance. The three time-frames show a high frequency of illustrators and head movements. The verisimilitude of the mise-en-scène, which is inclusive of actors’ spatial and kinetic behaviour, is based on laws of human perception. The findings of the present study can be used to identify tendencies in perceptual processes at a particular stage of social development, which might be addressed in future research.

Текст научной работы на тему «Особенности кинесико-проксемного поведения киноперсонажей (на примере экранизации комедии О. Уайльда "Идеальный муж")»

УДК 81'34

Е. С. Кудинова, Т. С. Мозоль

Кудинова Е. С., кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка как второго переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: kudinova@yandex.ru Мозоль Т. С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры восточных языков переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: yoondanhee@gmaiL.com

ОСОБЕННОСТИ КИНЕСИКО-ПРОКСЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КИНОПЕРСОНАЖЕЙ (на примере экранизации комедии О. Уайльда «Идеальный муж»)

Наряду со временем, сюжетообразующим элементом кино является пространство кинокадра. Выбор конкретной дистанции между героями обусловлен режиссерским замыслом, в частности необходимостью раскрыть внутренний мир персонажа, а также показать отношения героя с другими действующими лицами. В данной статье рассматриваются особенности кинесиче-ского и проксемного поведения героев оригинальных экранизаций комедий О.Уальда трех временных срезов, а именно - 1947, 1969 и 1999 гг. На основе результатов визуального анализа выявлена стабильная частотность реализации интимной дистанции между персонажами во всех временных срезах. В третьем временном срезе установлено значительное увеличение реализации социально-консультативной дистанции по сравнению с первым. Для трех временных срезов характерна высокая частотность употребления актерами иллюстраторов и ки-несических средств «движение головы». Для успешной передачи режиссерского замысла композиция мизансцены, в частности расстояние между актерами и особенности их кинесического поведения, должны быть обусловлены законами человеческого восприятия. Результаты данного эксперимента могут в дальнейшем помочь выявить определенные изменения в особенностях активизации перцептивных процессов, характерных для данного этапа развития социума.

Ключевые слова: кинесика; проксемика; невербальная коммуникация; кинематограф; кадр.

E. S. Kudinova, T. S. Mozol

Kudinova E. S., PhD (PhiLoLogy), Associate Professor, Department of EngLish as a Second Foreign Language, FacuLty of TransLation and Interpreting, Moscow State Linguistic University; e-maiL: kudinova@yandex.ru

Mozol T. S., PhD (Pedagogy), Associate Professor, Department of OrientaL Languages, FacuLty of TransLation and Interpreting, Moscow State Linguistic University; e-maiL: yoondanhee@gmaiL.com

SPECIFICITIES OF NONVERBAL AND PROXEMIC BEHAVIOUR OF FILM CHARACTERS (based on adaptations of "An Ideal Husband" by O. Wilde)

Together with time,space is the structuring principLe of fiLm narrative.The distance between actors within the frame depends on the director's intent, in particuLar, the author's aim to reveaL the characters' inner worLd and their interrelationships. The objective of the present articLe is to expLore the specificities of actors' nonverbaL and spatiaL behaviour in three screen versions / adaptations of 'An IdeaL Husband' by O. WiLde over three time-frames ranging from the Late 1940s to the Late 1990s. The resuLts of the nonverbaL and proxemic anaLyses indicate that the preferred interpersonaL distance in the three time-frames is the intimate distance. The third time-frame demonstrated a significant increase in the sociaL interpersonaL distance. The three time-frames show a high frequency of iLLustrators and head movements. The verisimiLitude of the mise-en-scène, which is incLusive of actors' spatiaL and kinetic behaviour, is based on Laws of human perception. The findings of the present study can be used to identify tendencies in perceptuaL processes at a particuLar stage of sociaL deveLopment, which might be addressed in future research.

Key words: kinesics; proxemics; nonverbaL communication; cinematography; video frame.

Введение

Современная лингвистика характеризуется такими признаками, как экспансионизм, антропоцентризм, функционализм и эксплана-торность [Кубрякова 1994; Кубрякова 1995]. Одним из аспектов антропоцентризма является исследование особенностей невербальной коммуникации, представляющая собой систему кинесических и прок-семных единиц, реализуемых коммуникантами [Кудинова 2016].

Кинесика изучает жесты, мимику, окулесику, а также позы и походку. Существующие направления исследования кинесических средств невербальной коммуникации включают в себя лингвистические, психологические и антропологические классификации кинем, лингвистику лжи, историко-эволюционные аспекты, прикладные, в частности, мультимодальные исследования.

Предметом исследования проксемики является дистанция между участниками коммуникации, которая несет важную информацию о характере общения между ними: о личностных характеристиках, об эмоциональном состоянии, о культурно-этнических особенностях говорящих и т. д.

На выбор дистанции влияют социопсихологические факторы, социальные роли коммуникантов и их статус, принятые в обществе культурные нормы, гендерные и возрастные особенности говорящих [Hall 1980; Sorokowska 2017].

Среди актуальных проблем проксемных исследований отметим изучение влияния межкультурных различий на проксемное поведение коммуникантов, экологии малых групп, влияния дистанции на межличностное общение, плотности населения и толпы на психическое здоровье человека, а также использования правил пространственной организации в виртуальном мире [Machleit, Eroglu, Mantel 2008; Sommer 2002; Vranic 2003; Jung et al. 2017]. При этом изучение проксемного поведения в искусстве, в частности в кинематографе, остается без должного внимания лингвистов.

Пространство в кинематографе

Как известно, сюжетообразующим элементом кино, наряду со временем, является пространство. Выбор конкретной дистанции между героями в кинокадре обусловлен режиссерским замыслом, в частности необходимостью раскрыть внутренний мир персонажа, а также показать его отношения с другими действующими лицами.

Основой кинокадра является его замысел, который определяет композицию сцены. Задача режиссера состоит в том, чтобы передать интенцию и вызвать необходимую реакцию у аудитории, создав целостную композицию, основанную на сбалансированном взаимодействии всех визуальных элементов кинокартины.

Современные киноведы и режиссеры подчеркивают не столько манипулятивный эффект кино, сколько важность соучастия зрителя в воссоздании режиссерского замысла, а также необходимость сближения с авторской позицией, что достигается посредством уравновешенной пространственной организации кадра и обусловленных логикой действия особенностей кинесического и проксемного поведения персонажей, которые должны быть основаны на объективных законах зрительного восприятия [Нефёдов 2007].

Теоретики кино и искусствоведы выделяют следующие принципы гештальтизма в кинокадре: сходство по пространственному расположению, принцип непрерывности, сходство по размеру объектов, по их структуре, по цвету, принцип содержательности, соотношение фигуры и фона, визуальная значимость элементов изображения, перцептивная реорганизация [Ward 1996].

Как средство кинематографической выразительности пространство анализируется исключительно с точки зрения его образности, метафоричности, протяженности. Актуальность данного исследования заключается в попытке установить тенденции пространственной организации внутри кадра и выявить корреляцию особенностей прок-семного и кинесического поведения персонажей как в синхронном, так и в диахронном аспектах.

Экспериментальное исследование

Материалом экспериментального исследования послужили экранизации комедии О. Уайльда «Идеальный муж» следующих трех временых срезов:

1) конец 40-х XX в.: фильм 1947 г. (режиссер А. Корда);

2) конец 60-х гг. XX в.: римейк оригинального фильма, вышедший в 1969 г. (режиссер Р. Картье);

3) конец ХХ в.: версия 1999 г. (режиссер О. Паркер).

Цель визуального анализа заключалась в том, чтобы определить особенности кинесического и проксемного поведения действующих лиц на трех временных срезах. Для этого в исследуемых комедиях отбирались идентичные или близкие по лексическому наполнению фразы, стилистически нейтральные и однородные по длительности (табл. 1).

Автором был выполнен визуальный анализ широкого корпуса исследования, который составил 4 часа 35 минут. Узкий корпус представлен 234 репрезентативными фразами суммарной продолжительностью 8 минут.

Таблица 1

Примеры репрезентативных фраз в экранизациях комедии О. Уайльда «Идеальный муж»

Версия фильма Репрезентативная фраза

1947 г. Fashion is what one wears oneself

1969 г. Fashion is what one wears oneself

1999 г. Fashion is what one wears oneself

1947 г. He was most remarkable in many ways

1969 г. He was very remarkable in many ways

1999 г. He was very remarkable in many ways

Продолжение таблицы 1

1947 г. Not since Madrid, Vicomte

1969 г. Not since Berlin. Five years ago

1999 г. Not since, Vicomte, five years ago

Кинесическое поведение героев анализировалось по семантическому признаку (эмблемы, иллюстраторы, регуляторы, аффективы, адапторы1) и по способу реализации жестов (кинемы «движение головы», мимические жесты, миремические жесты, мануальные жесты, кинемы «движение туловища»).

Анализ проксемного поведения персонажей проводился согласно классификации, предложенной основателем проксемики, антропологом Э. Холлом [Hall 1980]. Окружающее коммуникантов пространство можно разделить на четыре зоны:

1. Интимная зона (15 см - 45 см) отведена для общения между близкими.

2. Неофициально-личная зона (45 см - 120 см) представляет собой расстояние, в пределах которого коммуникант общается с другими людьми как в рабочей, так и в непринужденной обстановке.

3. Социально-консультативная зона (120 см - 360 см) характерна для общения формального характера.

4. Публичная зона (более 360 см) используется в митинговом дискурсе, в лекционном дискурсе [Hall 1980; Кудинова 2016].

Результаты исследования

В результате проведенного визуального анализа было установлено, что во всех трех временных срезах превалирующей зоной между персонажами является интимная (см. диаграмму 1). Именно этот тип дистанции является наиболее информативным при передаче режиссерского замысла, а также для усиления драматизма действия. Внимание зрителя акцентируется на тесной взаимосвязи действующих лиц (сцена экранизации 1969 г., где Лорд Артур Горинг, делая предложение Мисс Мэйбл Чилтерн, узнает, что его опередил Томми Трэффорд), на кинодиалоге, который ведут актеры, на каламбурах и на парадоксах О. Уайльда (эпизод версии 1999 г., в которой Лорд Артур Горинг

1 Данная классификация было разработана П. Экманом и У. Фризеном [Ekman Friesen 1969; Ekman Friesen 1972].

обращается к Гертруде Чилтерн со словами: "It is not the perfect but the imperfect who have need of love"). Было выявлено, что реализация интимной проксемной зоны сопровождалась высокой частотностью употребления иллюстраторов1 и кинем «движение головы».

Диаграмма 1. Соотношение видов дистанции в комедиях (на трех временных срезах)

Отметим, что в третьем временном срезе значительно увеличивается частотность реализации социально-консультативной зоны. При этом общее количество мимических и мануальных жестов сокращается на фоне компенсаторного увеличения числа кинем «движение головы», мирем и кинем «движение туловища».

Прагматическая обусловленность использования социальной дистанции заключается в том, что она характерна как для сцен, где подчеркивается отчуждение героев, отсутствие понимания между ними (например, сцена фильма 1947 г., где Миссис Чивли шантажирует Сэра Роберта Чилтерна), так и для эпизодов, где режиссер ставит задачу - перенести акцент с кинодиалога на мизансцену с целью установить взаимосвязь между героями и элементами фона. Кроме того, выбор социальной зоны при расстановке персонажей обусловлен техническими возможностями кинематографа, а именно - форматом кадра. Так, при использовании широкоформатной съемки режиссер

1 К иллюстраторам относятся кинесические средства, чаще всего, мануальные жесты и движения головы, которые усиливают и дополняют смысл высказывания.

может существенно увеличить расстояние между героями, не прибегая к другим съемочным приемам.

Таким образом, в экранизациях комедии «Идеальный муж» в трех временных срезах наиболее значимой и информативной дистанцией между персонажами является интимная, сопровождаемая высокой частотностью использования жестов-иллюстраторов и кинем «движение головы». В третьем временном срезе существенно увеличивается частотность реализации социально-консультативной зоны.

Заключение

Кинематограф и зритель находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Зритель обеспечивает коммерческий успех кинофильмов благодаря кассовым продажам. С другой стороны, популярность кинолент зависит от того, насколько идеология режиссера отвечает превалирующим настроениям общества. Таким образом, кинематограф является продолжением сознания социума, отражением его ментального кода. На определенную закономерность между мышлением, развитием общества и особенностями невербального поведения указывают разные исследователи. Так, например, ученые утверждают, что с совершенствованием наглядно-образного мышления появляются более комплексные жесты [Riseborough 1982; Rimé, Schiaratura 1991].

Для успешной передачи режиссерского замысла композиция кадра, мизансцены, расположение актеров друг к другу должны строиться по объективным законам человеческого восприятия. Результаты данного эксперимента в дальнейшем могут помочь выявить определенные изменения в особенностях активизации перцептивных процессов, присущих определенному периоду развития общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кубрякова Е. С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия АН. Серия литературы и языка, 1994. Т. 53. № 2. С. 3-15.

Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX в. (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века / под ред. Ю. С. Степанова. М. : Российский гос. ун-т, 1995. С. 144-238.

Кудинова Е. С. Просодические и невербальные характеристики речи в синхронии и диахронии (на материале британских художественных фильмов) : дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 193 с.

Нефёдов Е. А. Пространство и время как сюжетообразующие элементы фильмов (рубеж XX-XXI вв.) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2007. 33 с.

Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: Categories, origins, usage, and coding // Semiotica. 1969. # 1. P. 49-98.

Ekman P., Friesen W. V. Hand movements // Journal of communication. 1972. # 22. P. 353-374.

Hall E. T. The Hidden Dimension. Garden City, New York : Doubleday, 1980 (1959). 217 p.

JungE. [et al.]. The Influence of Human Body Orientation on Distance Judgments // Frontiers in Psychology. 2016. # 7 (217). doi: 10.3389/fpsyg.2016.00217. URL: www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4784476/ (дата обращения: 01.12.2018).

Machleit K., Eroglu S. A., Mantel S. P. Perceived retail crowding and shopping satisfaction // L. K. Guerrero and M. L. Hecht (Eds.) // The Nonverbal Communication Reader. Long Grove : Waveland Press Inc., 2008. P. 191-202.

Rimé B., SchiaraturaL. Gesture and speech // R. S. Feldman and B. Rimé (Eds.) // Fundamentals of nonverbal behavior. New York : Cambridge University Press, 1991. P. 239-281.

Riseborough M. G. Meaning in movement: An investigation into the interrelationship pf physiographic gestures and speech in seven-year-olds // British Journal of Psychology. 1982. # 73. P. 497-503.

Sommer R. Personal space in a digital age // R. B. Bechtel and A. Churchman (Eds.) // Handbook of environmental psychology. New York : Wiley, 2002. P. 647-660.

Sorokowska A. [et al.]. Preferred interpersonal distances: a global comparison // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. # 48 (4). P. 577-592. doi: 10.1177/0022022117698039. URL: wrap.warwick.ac.uk/100226 (дата обращения: 05.11.2018).

Vranic A. Personal space in physically abused children // Environment and Behavior. 2003. # 35. P. 550-565.

Ward P. Picture Composition for film and television. Focal Press, 1996. 192 p.

REFERENCES

Kubrjakova E. S. Paradigmy nauchnogo znanija v lingvistike i ee sovremennyj status // Izvestija AN. Serija literatury i jazyka, 1994. T. 53. № 2. S. 3-15.

Kubrjakova E. S. Jevoljucija lingvisticheskih idej vo vtoroj polovine XX v. (opyt paradigmal'nogo analiza) // Jazyk i nauka konca 20 veka / pod red. Ju. S. Stepanova. M. : Rossijskij gos. un-t, 1995. S. 144-238.

Kudinova E. S. Prosodicheskie i neverbal'nye harakteristiki rechi v sinhronii i diahronii (na materiale britanskih hudozhestvennyh fil'mov) : dis. ... kand. filol. nauk. M., 2016. 193 s.

Nefjodov E. A. Prostranstvo i vremja kak sjuzhetoobrazujushhie jelementy fil'mov (rubezh XX-XXI vv.) : avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedenija. M., 2007. 33 s.

Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: Categories, origins, usage, and coding // Semiotica. 1969. # 1. P. 49-98.

Ekman P., Friesen W. V. Hand movements // Journal of communication. 1972. # 22. P. 353-374.

Hall E. T. The Hidden Dimension. Garden City, New York : Doubleday, 1980. 217 p.

JungE. [et al.]. The Influence of Human Body Orientation on Distance Judgments // Frontiers in Psychology. 2016. # 7 (217). doi: 10.3389/fpsyg.2016.00217. URL: www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4784476/ (data obrashhenija: 01.12.2018).

Machleit K., Eroglu S. A., Mantel S. P. Perceived retail crowding and shopping satisfaction // L. K. Guerrero and M. L. Hecht (Eds.) // The Nonverbal Communication Reader. Long Grove : Waveland Press Inc., 2008. P. 191-202.

Rimé B., Schiaratura L. Gesture and speech // R. S. Feldman and B. Rimé (Eds.) // Fundamentals of nonverbal behavior. New York : Cambridge University Press, 1991. P. 239-281.

Riseborough M. G. Meaning in movement:An investigation into the interrelationship pf physiographic gestures and speech in seven-year-olds // British Journal of Psychology. 1982. # 73. P. 497-503.

Sommer R. Personal space in a digital age // R. B. Bechtel and A. Churchman (Eds.) // Handbook of environmental psychology. New York : Wiley, 2002. P. 647-660.

Sorokowska A. [et al.]. Preferred interpersonal distances: a global comparison // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. # 48 (4). P. 577-592. doi: 10.1177/0022022117698039. URL: wrap.warwick.ac.uk/100226 (data obrashhenija: 05.11.2018).

Vranic A. Personal space in physically abused children // Environment and Behavior. 2003. # 35. P. 550-565.

Ward P. Picture Composition for film and television. Focal Press, 1996. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.