15 (72) - 2008
Туристско-рекреационная зона
ФОРМИРОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
A.A. ШулЁВ
Вологодский государственный технический университет
Изменение общественного строя и командно-административной системы управления здравоохранением в России в начале 1990-х гг. привело к необходимости реформирования отрасли на базе новых, рыночных, отношений. С момента принятия в 1993 г. Закона «О медицинском страховании» в Российской Федерации развивается модель бюджетно-страховой медицины. Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в стране существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. На сегодняшний день основной организационно-правовой формой лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в здравоохранении остается государственное (муниципальное) учреждение здравоохранения ГУЗ (МУЗ). Изменившиеся экономические условия привели к необходимости реструктуризации сети государственных и муниципальных учреждений
Работодатель Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования
\
Бюджет \ Территориальный фонд обязательного Страховые медицинские организации
субъекта РФ медицинского страхования
\
Внебюджетные средства ЛПУ (платные услуги) \ Производитель медицинских услуг (ЛПУ)
Потребитель медицинских услуг (население)
здравоохранения. Таким образом, вопросы поиска новых форм хозяйствования, взаимодействия всех секторов рынка медицинских услуг являются актуальными.
Одним из вариантов решения данных задач является создание автономного некоммерческого сектора на рынке здравоохранения, который представляет собой промежуточное звено между государственной и частной системами здравоохранения. Существующая законодательная база позволяет это сделать.
Анализируя рынок медицинских услуг, можно сделать вывод о том, что подавляющая часть организаций здравоохранения относится к государственному сектору, который в Вологодской области представлен 201 амбулаторно-поликлиническим учреждением и 124 больницами. Под государственным сектором будем понимать государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
Для выявления направлений реформирования сети ЛПУ необходимо определить основные факторы, оказывающие влияние на ее формирование. Одним из таких факторов является динамика и структура финансирования отрасли.
Для государственного сектора источниками финансирования являются: средства бюджетов всех уровней, средства обязательного и добровольного медицинского страхования, Рис 1 Схема а также средства от оказания
финансирования платных услуг. Схема много-учреждений канального финансирования
здравоохранения ЛПУ представлена на рис. 1.
84
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ГП60р11Я U Iipäkmukcl
Рассмотрим долю каждого источника в общем объеме финансирования учреждений здравоохранения (см. таблицу). Оценка финансирования системы здравоохранения, выполненная с использованием системы счетов здравоохранения, включает наиболее полные сведения о совокупных финансовых средствах, поступающих в отрасль из всех источников финансирования [4].
При рассмотрении тенденции развития отрасли в 2000—2005 гг., по данным журнала «Здравоохранение» [4], можно сделать вывод, что доля финансирования системы здравоохранения увеличивается за счет негосударственных средств, к ним относятся средства добровольного медицинского страхования и личные средства граждан. Факторами, влияющими на увеличение расходования средств домашних хозяйств, являются: развитие частного сектора на рынке здравоохранения и рост платных услуг, оказываемых населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Следует отметить, что право предоставления платных медицинских услуг вводилось как временная и вынужденная мера, способствующая «выживанию» медицинских учреждений в период реформы системы здравоохранения. Ожидалось, что параллельно произойдут изменения организационно-правовых форм учреждений [23]. Таким образом, вопрос об изменении организационно-правовой формы медицинских учреждений с целью вывода отделов платных услуг в самостоятельные юридические лица остается актуальным.
Рассмотрим организационно-экономическую схему создания автономного некоммерческого сектора для оказания медицинских услуг. В настоящее время законодательством предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций: 1) «Автономное учреждение» (введено в действие в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 №73-ФЗ «Об автономных учреждениях») [2];
2) «Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация» (предусмотрена проектом соответствующего закона);
3) «Автономная некоммерческая организация» (введено в действие в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 №139-ФЗ «О некоммерческих организациях») [1]. Способностью наиболее полно использовать
рыночные механизмы обладает третья организационно-правовая форма. Рассмотрим основные аспекты организационно-правовой деятельности автономной некоммерческой организации (АНО).
Наиболее важным отличием АНО от учреждения здравоохранения являются ее права в отношении своего имущества организации. Согласно ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях», имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей [1]. Другим важным аспектом деятельности является то, что АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Источниками формирования дохода некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
• регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
• добровольные имущественные взносы и пожертвования;
• выручка от реализации товаров, работ, услуг;
• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
• доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
• другие не запрещенные законом поступления.
Финансирование здравоохранения Российской Федерации по источникам финансирования в 2000—2005 гг., млрд руб. в текущих ценах
Источник финансирования Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005
Средства государственных органов управления 141,5 180,0 227,3 263,3 319,1 453,2
Негосударственные средства 152,0 200,7 253,3 290,0 339,4 407,7
Средства негосударственного социального страхования за счет работодателей 20,5 22,3 26,7 15,6 14,7 19,6
Средства домашних хозяйств 131,5 178,4 226,6 274,4 324,7 388,1
Итого 445,5 581,4 733,9 843,3 997,9 1268,6
Процент от ВВП 5,4 5,6 6,0 5,6 5,3 5,2
РБГиоЕАльнАя ШЯомикА:
теория и практика
85
Отличительной особенностью управления некоммерческой организацией является то, что согласно ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», наряду с исполнительным органом управления (главный врач), присутствует еще и коллегиальный высший орган управления — попечительский совет. С целью контроля за деятельностью организации в него могут входить представители учредителя, государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива АНО [1].
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица (ст. 15, Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Таким образом, у АНО имеется большая возможность по сравнению с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения использования рыночных механизмов хозяйствования (управление основными фондами, планирование объемов деятельности, управление оплатой труда), а также большая финансово-хозяйственная самостоятельность при расходовании средств.
Следует рассмотреть возможные варианты взаимодействия АНО и лечебного учреждения. В зависимости от выбранного варианта будут формироваться источники финансирования АНО и их структура.
Автономная некоммерческая организация может быть создана как отдельное юридическое лицо на базе лечебного учреждения, которое возьмет на себя оказание ряда услуг. Это могут быть услуги, не входящие в программу государственных гарантий, например низкорентабельные лабораторные или диагностические исследования. Они
будут приобретаться потребителем напрямую у автономной некоммерческой организации либо через учреждение здравоохранения. В данном случае АНО будет финансироваться за счет личных платежей граждан и добровольного медицинского страхования (рис. 2).
Другой вариант — это преобразование лечебного учреждения целиком в АНО при соблюдении следующих условий:
• учреждение не находится в монопольном положении;
• требуется оптимизация мощностей учреждения;
• имеется соответствующий управленческий потенциал для самостоятельного управления организацией.
Таким условиям отвечают:
• больницы — в городах, где имеются две и более однотипные больницы;
• поликлиники — при наличии в городе двух и более поликлиник.
В г. Вологде государственный сектор лечебно-профилактических учреждений представлен 9 городскими поликлиниками, 8 городскими и 2 областными больницами.
В этом случае автономная некоммерческая организация будет финансироваться за счет средств обязательного (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС), а также личных платежей граждан (рис. 3).
Таким образом, создание АНО позволит реформировать сеть лечебных учреждений здравоохранения с целью повышения эффективности деятельности отрасли в целом. Вследствие этого на рынке медицинских услуг произойдет формирование автономного некоммерческого сектора,
86
региональная экономика: теория и практика
Производитель медицинских услуг (АНО)
Платные услуги Потребитель медицинских услуг (население) Страховые
медицинские организации (ОМС, ДМС)
Рис. 3. Схема финансирования автономной некоммерческой организации
способного вести хозяйственную деятельность с использованием рыночных механизмов. Появление АНО создаст конкуренцию с коммерческими организациями, что в свою очередь позволит снизить цену медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи населению, а также расширить рынок медицинских услуг и усилить конкуренцию.
В дальнейшем предлагается разработать систему критериев для оценки деятельности учреждений здравоохранения в конкретном регионе (области, городе). На основании данных критериев будет приниматься решение о преобразовании учреждения здравоохранения в АНО.
ЛИТЕРАТУРА
1. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 19 июля 2007 г. №139-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3. Ст. 145.
2. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №73-Ф3 // «Собрание законодательства РФ», 06.11.2006, № 45. Ст. 4626.
3. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении / Под общ. ред. В. И. Стародубова. - М.: МЦФЭР, 2006. - 432 с.
4. Расходы российского здравоохранения (по источникам и распорядителям финансирования) / В. Стародубов, В. Флек, Е. Дмитриева // Здравоохранение. 2007, № 4. С. 15-22.
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Центра исследования финансовых проблем Финансовой академии при Правительстве РФ под руководством и общей редакцией доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.М.Родионовой
Желающим приобрести сборник следует перечислить за один экземпляр 320 рублей
(включая НДС и оплату за пересылку) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО «Библиотечка РГ», ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810200000002764 в ОАО АКБ «ЛЕСБАНК», г. Москва, к/с 30101810500000000694, БИК 044579694, код ОКОНХ 87100, код ОКПО 36557391. В платежном поручении обязательно укажите ваш точный обратный адрес с индексом и название заказываемого сборника: «Бюджетный кодекс РФ».
Москвичи и гости столицы могут приобрести названное издание непосредственно в редакции по адресу: Москва, ул. Правды, 24 (м. «Савеловская») по цене 280 рублей. Контактные телефоны редакции: 8-499-257-40-31, 8-499-257-52-47 (тел.-факс). Предварительную заявку можно осуществить по электронному адресу: bibliotechka@rg.ru Оптовым покупателям предоставляются значительные скидки.
региональная экономим
теория и практика
87