Литература
1. Бабаев С., Ганиев О., Мансуров Ш., Хужаев З., Юсупов Ю. Анализ финансовой устойчивости пенсионной системы Узбекистана: текущее состояние и перспективы. [Электронный ресурс]: Аналитическая записка, подготовленная в рамках совместного проекта Министерства финансов Республики Узбекистан и Программы развития ООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане». Режим доступа: http://publicfinance.uz/upload/iblock/5ba/5ba5c67350c0b295b3a6cce3 fb4401a3.pdf/ (дата обращения: 21.06.2016).
Экономическое обоснование повышения эффективности автономного учреждения здравоохранения Харитов В. В.
Харитов Вячеслав Валерьевич /ИагНоу У]'аскез1ау Уакг'еукк - магистрант, кафедра экономики и менеджмента, факультет медицинской кибернетики и управления в здравоохранении, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого,
г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы в определении возможностей организационно-экономической оптимизации деятельности автономного учреждения здравоохранения, определении основных приоритетов и сценарных вариантов дальнейшего развития, модели управления организацией здравоохранения и мероприятий по управлению автономным учреждением с целью повышения экономической эффективности использования ресурсов учреждения, увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для расширения деятельности.
Ключевые слова: автономное учреждение, дочерняя организация, упрощенная система налогообложения, экономическая эффективность.
УДК 614.21:330
В экономике страны, как и отрасли здравоохранения постоянно происходят изменения. За последнее время получило развитие дополняющие друг друга сектора системы здравоохранения: государственная и частная. Действует система обязательного медицинского страхования, содействующая развитию рыночных взаимоотношений. Развиваются дополнительные источники финансирования здравоохранения, в том числе платные медицинские услуги, добровольное медицинское страхование, меценатство.
Ресурсоемкая отрасль здравоохранения, вбирает в себя множество материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов. В эффективном использовании их в медицинской деятельности должны быть заинтересованы все субъекты экономических отношений. В тоже время здравоохранение стало рассматриваться как выгодная область вложения инвестиционных средств. На фоне развивающихся рыночных отношений вложения в охрану и укрепление здоровья населения, в конечном итоге, выгодное дело.
В условиях сложившейся ситуации в здравоохранении, низкого уровня конкурентоспособности медицинских организаций именно управленческие решения, принимаемые руководителями медицинских учреждений, определяют не только эффективность его деятельности в настоящее время, но и возможность устойчивого развития. Руководитель медицинского учреждения должен сосредоточить свое
внимание на эффективности и результативности предлагаемых мероприятий, согласованности целей с финансовыми ресурсами, наращивать потенциал медицинской организации.
При финансовых трудностях системы здравоохранения настоятельно требуется оптимизация использования имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов, поддерживается стремление медицинского учреждения к минимизации затрат.
Эффективность деятельности предприятия относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана: с достижением конечной цели и развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин - результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Сущность проблемы повышения экономической эффективности деятельности предприятия, состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.
Поэтому государственным автономным медицинским учреждениям здравоохранения принятие управленческих решений диктуется в настоящее время, прежде всего экономической эффективностью использования ресурсов, то есть строго соблюдается принцип прямой взаимосвязи между доходами и расходами.
Следует отметить, что на протяжении длительного периода времени в деятельности учреждений здравоохранения повышению эффективности деятельности уделялось недостаточно внимания. Возникновение и развитие рынка медицинских услуг, появление среди его участников медицинских учреждений различных форм собственности заставляет по-новому посмотреть на проблемы достижение эффективности деятельности учреждения. При этом для медицинских организаций негосударственного сектора именно экономическая эффективность является основным фактором в деятельности, так как цель их функционирования заключается в получении прибыли.
Поэтому в негосударственных медицинских организациях принятие управленческих решений диктуется прежде всего экономической целесообразностью, проявляется особая чувствительность к затратам, то есть строго соблюдается принцип прямой взаимосвязи между доходами и расходами.
Актуальность темы исследования, состоит в определении возможностей организационно-экономической оптимизации деятельности автономного учреждения здравоохранения, определении основных приоритетов и сценарных вариантов дальнейшего развития, а также разработке методики оценки результативности организационно-экономической модели управления организацией здравоохранения и мероприятий, направленных на ее преобразование.
Исходя из актуальности темы, основной целью работы является разработка организационно-экономическогомеханизма управления учреждением направленного на повышение эффективного использования ресурсов автономного учреждения.
Одной из основополагающих задач управленческого решения является оптимизация налогообложения хозяйствующего субъекта путем реализации стратегических и тактических задач.
Выбор режима налогообложения является первоочередной задачей при использовании налогового учета в любой организации, с помощью которого можно оптимизировать налоговые платежи и улучшить финансовое состояние налогоплательщика [1].
Разработка и внедрение в практику здравоохранения экономических методов управления в рамках медицинской некоммерческой организации. С учетом оптимизации системы управления организацией, совершенствованием процессов стратегического планирования, мотивации и контроля, а также оптимизации
информационного обеспечения лечебно-диагностического процесса и перехода на стимулирующие системы оплаты труда медицинского персонала.
Выдвинув гипотезу, что создание дочерней медицинской организации в рыночных условиях позволит оптимизировать систему налогообложения как существующей организации, так и вновь создаваемой, при этом повысит эффективность.
Согласно ч.6 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» - «автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в уставный (складочный)капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника».
Выбор системы налогообложения — один из самых волнующих вопросов как предпринимателя так и руководства автономного учреждения. Это решение должно быть обдуманным, ведь именно от него зависит, какая налоговая нагрузка ляжет на существующее учреждение, а также на дочернюю организацию.
Внедрение новой формы управления, организация дочернего учреждения, позволят применить упрощенную систему налогообложения как основному АУ так и дочерней организации.
Создание дочерней организации и перевод автономного учреждения на упрощенную систему налогообложения позволяет снизить налоговую отчисления в части страховых выплат на 33%.
Соответственно с открытием дочерней организации будет наблюдаться повышение экономической эффективности автономного учреждения по следующим критериям:
1. Оптимизация расходов по налогообложению учреждения.
2. Оптимизация кадрового состава.
3. Рост доходов автономного учреждения.
4. Увеличение доступности оказания стоматологической помощи.
Таким образом, предлагаемое внедрение организационно-экономических взаимоотношений в системе здравоохранения путем создания дочерней организации государственными автономными учреждениями. Позволит повысить эффективность использования финансовых, трудовых ресурсов медицинских организаций не создавая каких-либо дополнительных угроз для потребителей медицинских услуг, более того, в ней предусмотрены дополнительные рычаги, обеспечивающие увеличения доступности оказания медицинской помощи населению и выполнение ее социально-экономических функций наиболее оптимально.
Литература
1. Башкатов В. В. Управленческий учет для целей налогообложения как инструмент управления налоговой нагрузкой предприятия / В. В. Башкатов // Труды Кубанского государственного аграрного университета, 2012. № 4 (37). С. 61-65.
2. Вишняков Н. И., Миняев В. А. и др. Основы экономики здравоохранения. СПб., 2002. 206 с.
3. Габуева Л. А. Экономика ЛПУ: экономическая эффективность и бизнес-планирование/ Л. А. Габуева. М.: Грантъ, 2001. 184 с.
4. Габуева Л. Л., Самборский Е. В., Хулап O. Л. и др. Алгоритмы финансового менеджмента медицинской организации: учеб.-метод, пособие. М.: РАМН, ГУ ННИИ общественного здоровья, 2006. 37 с.
5. Зайцева Г. Г. Показатели эффективности: что применяется на практике? // Руководитель автономного учреждения, 2014. N 4. С. 17 - 23.
6. Кадыров Ф. Н. Проблемы взаимоотношений бюджетных и частных медицинских учреждений // Здравоохранение, 2004. № 2.
74
7. Методы оценки экономической эффективности в здравоохранении: учеб. пособие / Л. А. Габуева, Н. В. Хан, Е. В. Колидинцева. М.: Дело, 2010. 68 с.
8. Организационно-правовые формы организаций в здравоохранении: учеб. пособие / под ред. Л. А. Габуевой, О. Ю. Александровой, Н. В. Хан, Е. В. Колесникова. М.: Дело, 2010. 52 с.
9. Руссу О. Г. Экономическая эффективность деятельности производителей общественно потребляемых услуг в сфере здравоохранения // Российское предпринимательство, 2011. № 9 (2). С. 141-146.
10. Смолева М. Е. Показатели эффективности: откуда списать? // Руководитель автономного учреждения, 2014. N 9. С. 17- 25.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
12. Филатов Д. В. Система оценки деятельности учреждений здравоохранения при производстве медицинских услуг: автореф. дис. . канд. экон. наук. СПб., 2008.
13. Хайруллина И. С. Выбор типов учреждений здравоохранения: обоснование, возможности и угрозы. М.: Менеджер здравоохранения, 2011. 327 с.
Кредитная система России: становление и развитие Кудобаева Д. Б.
Кудобаева Динара Бердебековна / Kudobayeva Diñara Berdebekovna - студент, Ишимский государственный педагогический институт (филиал), Тюменский государственный университет, г. Ишим
Аннотация: в статье рассматриваются субъекты кредитной системы России, кредитные организации, в том числе банки и небанковские кредитные организации. Ключевые слова: кредитная система России, банковская система, банк.
В национальных законодательствах понятие «кредитная система», как правило, не фигурирует, чаще используется понятие «банковская система». Однако их нельзя отождествлять. Безусловно, кредитная система - понятие более широкое по сравнению с банковской системой, поскольку включает в себя помимо банков, являющихся ее ведущим звеном, банковский, потребительский, коммерческий, государственный, межгосударственный кредиты со своими формами отношений и методами кредитования.
Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций.
В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами [1, с. 27]. Согласно вышеизложенным определениям системы кредитную систему можно рассматривать как:
1. Совокупность финансово -кредитных учреждений, организующих кредитные отношения, представленная центральными и коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными учреждениями.
2. Совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования представлена различными формами кредита, методами кредитования, а также формами безналичных расчетов. Первый аспект определения кредитной системы характеризует институциональную форму, а второй - функциональную форму кредитной системы.