Научная статья на тему 'Автономные некоммерческие организации в системе обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия)'

Автономные некоммерческие организации в системе обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
698
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ИМУЩЕСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филиппов Иван Григорьевич, Тимофеев Леонид Федорович

В статье рассматриваются особенности модернизации современной системы здравоохранения через появление новых организационно-правовых форм организаций автономных некоммерческих организаций, которые оптимизируют отношения между государством и его учреждениями, оказывающими платные медицинские услуги. Рассмотрены особенности функционирования автономных некоммерческих организаций. Предметом деятельности автономной организации является услуга, представляющая собой не овеществленный результат выполнения каких-либо работ. Автономная некоммерческая организация имеет возможность использовать рыночные механизмы, в том числе самостоятельно управлять основными фондами, планировать объемы деятельности, управлять оплатой труда, что открывает возможности для принятия самостоятельных финансово-хозяйственных решений при расходовании средств. В статье определены отличия автономных некоммерческих организаций от других форм учреждений здравоохранения. Представлена структура медицинских организаций, оказывающих услуги в рамках ОМС Республики Саха (Якутия). Выяснена доля действующих медицинских автономных некоммерческих организаций республики. Систематизированы сведения о видах и формах оказания медицинской помощи АНО «Специализированная больница восстановительного лечения Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия)», АНО «Санаторий “Абырал”» («Благодеяние»), АНО Объединение санаторнокурортных учреждений Республики Саха (Якутия) «Якуткурорт», АНО «Медицинский диагностический центр “Белая Роза Саха”». Большая часть организаций оказывают первичную доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, а также реабилитационные услуги. Основными профилями деятельности АНО являются акушерство и гинекология, гастроэнтерология, медицинская реабилитация, неврология, терапия, травматология и ортопедия. По результатам исследования выявлены преимущества функционирования автономных некоммерческих организаций в системе ОМС: повышение конкурентоспособности государственных и муниципальных учреждений, оптимизация экономических, финансовых и кадровых ресурсов и повышение ответственности руководителей учреждений за результаты деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autonomous non-profit organizations in the system of compulsory health insurance in the Sakha Republic (Yakutia)

The article examines the features of modernization of the modern system of health protection through appearance of new legal forms of organizations through formation of autonomous noncommercial organizations that optimize relations between the state and its institutions, rendering paid medical services. The features of functioning of autonomous noncommercial organizations are considered, The subject of activities of an autonomous organization is a service being a not materialized result of implementing certain works. The autonomous noncommercial organization has the opportunity to use market mechanisms, including independent management of capital assets, planning the volumes of activities, management of the remuneration of labour, which opens possibilities for making independent financial and economic decisions when using facilities. The article defines the differences between autonomous non-profit organizations and other forms of health care institutions. The structure of medical organizations providing services within the framework of the Compulsory Health Insurance of the Sakha Republic (Yakutia) is presented. The share of the existing medical autonomous non-profit organizations of the republic has been determined. There is information on types and forms of medical assistance to the ANO Specialized Hospital for Rehabilitation of the Federation of Trade Unions of the Sakha Republic (Yakutia), ANO Abyral Sanatorium, ANO Association of Sanatoria and Resorts of the Sakha Republic (Yakutia) Yakutkorort, and ANO Medical Diagnostic Center “White Rose Sakha”. Most organizations provide primary pre-medical, medical and specialized health care, specialized medical care, and rehabilitation services. The main activity profiles of ANO are obstetrics and gynecology, gastroenterology, medical rehabilitation, neurology, therapy, traumatology and orthopedics. According to the results of the study, the advantages of functioning of autonomous non-profit organizations in the system of compulsory health insurance are revealed: they are to increase the competitiveness of state and municipal institutions, optimize economic, financial and human resources and increase the responsibility of heads of institutions for their performance.

Текст научной работы на тему «Автономные некоммерческие организации в системе обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия)»

УДК 614.2(571.56) И.Г. Филиппов, Л.Ф. Тимофеев

АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности модернизации современной системы здравоохранения через появление новых организационно-правовых форм организаций - автономных некоммерческих организаций, которые оптимизируют отношения между государством и его учреждениями, оказывающими платные медицинские услуги. Рассмотрены особенности функционирования автономных некоммерческих организаций. Предметом деятельности автономной организации является услуга, представляющая собой не овеществленный результат выполнения каких-либо работ. Автономная некоммерческая организация имеет возможность использовать рыночные механизмы, в том числе самостоятельно управлять основными фондами, планировать объемы деятельности, управлять оплатой труда, что открывает возможности для принятия самостоятельных финансово-хозяйственных решений при расходовании средств. В статье определены отличия автономных некоммерческих организаций от других форм учреждений здравоохранения. Представлена структура медицинских организаций, оказывающих услуги в рамках ОМС Республики Саха (Якутия). Выяснена доля действующих медицинских автономных некоммерческих организаций республики. Систематизированы сведения о видах и формах оказания медицинской помощи АНО «Специализированная больница восстановительного лечения Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия)», АНО «Санаторий "Абырал"» («Благодеяние»), АНО Объединение санаторно-курортных учреждений Республики Саха (Якутия) «Якуткурорт», АНО «Медицинский диагностический центр "Белая Роза - Саха"». Большая часть организаций оказывают первичную доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, а также реабилитационные услуги. Основными профилями деятельности АНО являются акушерство и гинекология, гастроэнтерология, медицинская реабилитация, неврология, терапия, травматология и ортопедия. По результатам исследования выявлены преимущества функционирования автономных некоммерческих организаций в системе ОМС: повышение конкурентоспособности государственных и муниципальных учреждений, оптимизация экономических, финансовых и кадровых ресурсов и повышение ответственности руководителей учреждений за результаты деятельности.

Ключевые слова: здравоохранение, организационно-правовая форма, учреждения здравоохранения, автономная некоммерческая организация, медицинские услуги, имущество, финансирование, платные медицинские услуги, обязательное медицинское страхование, формы оказания медицинских услуг, специализация медицинских организаций.

ФИЛИППОВ Иван Григорьевич - магистрант 2 курса кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Телефон: 8-964422-2631. E-mail: filippovivan2009@mail.ru

ТИМОФЕЕВ Леонид Федорович - доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Телефон: 8-914-225-88-45. E-mail: tlfnauka@mail.ru.

FILIPPOVIvan Grigorevich - Master's degree student, Chair of Public Health and Health Care, General Hygiene and Bioethics, Institute of Medicine, M.K. Ammosov NEFU , Tel.: +7-964-422-2631. E-mail: filippovivan2009@mail.ru.

TIMOFEEV Leonid Fedorovich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Chair of Public Health and Health Care, General Hygiene and Bioethics Institute of Medicine, M.K. Ammosov NEFU, 677016 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: tlfnauka@mail.ru.

I.G. Filippov, L.F. Timofeev

Autonomous non-profit organizations in the system of compulsory health insurance in the Sakha Republic (Yakutia)

Abstract. The article examines the features of modernization of the modern system of health protection through appearance of new legal forms of organizations - through formation of autonomous noncommercial organizations that optimize relations between the state and its institutions, rendering paid medical services. The features of functioning of autonomous noncommercial organizations are considered, The subject of activities of an autonomous organization is a service being a not materialized result of implementing certain works. The autonomous noncommercial organization has the opportunity to use market mechanisms, including independent management of capital assets, planning the volumes of activities, management of the remuneration of labour, which opens possibilities for making independent financial and economic decisions when using facilities. The article defines the differences between autonomous non-profit organizations and other forms of health care institutions. The structure of medical organizations providing services within the framework of the Compulsory Health Insurance of the Sakha Republic (Yakutia) is presented. The share of the existing medical autonomous non-profit organizations of the republic has been determined. There is information on types and forms of medical assistance to the ANO Specialized Hospital for Rehabilitation of the Federation of Trade Unions of the Sakha Republic (Yakutia), ANO Abyral Sanatorium, ANO Association of Sanatoria and Resorts of the Sakha Republic (Yakutia) Yakutkorort, and ANO Medical Diagnostic Center "White Rose - Sakha". Most organizations provide primary pre-medical, medical and specialized health care, specialized medical care, and rehabilitation services. The main activity profiles of ANO are obstetrics and gynecology, gastroenterology, medical rehabilitation, neurology, therapy, traumatology and orthopedics. According to the results of the study, the advantages of functioning of autonomous non-profit organizations in the system of compulsory health insurance are revealed: they are to increase the competitiveness of state and municipal institutions, optimize economic, financial and human resources and increase the responsibility of heads of institutions for their performance.

Keywords: Health, organizational and legal form, health care institutions, autonomous non-profit organization, medical services, property, financing, paid medical services, compulsory health insurance, forms of medical services, specialization of medical organizations.

Введение. Современные медицинские учреждения поставлены в условия строгого дефицита средств, что актуализирует поиск новых направлений использования финансовых ресурсов, организационно-правовых форм медицинских учреждений для удовлетворения потребности населения в оказании качественной медицинской помощи.

На сегодняшний день в России существуют три основных варианта функционирования систем здравоохранения для оказания населению медицинских услуг:

- государственная система: оказание первичной медико-санитарной помощи; специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи;

- муниципальная система: органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, фармацевтические и др. учреждения, находящиеся в муниципальной собственности;

- государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения [1].

Модернизация российского здравоохранения связана со сложившимися проблемами, требующими незамедлительного решения:

- несбалансированность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и ресурсов, выделяемых на финансирование отрасли;

- недостатки применяемых методов финансирования и способов оплаты медицинских услуг;

- неэффективность использования средств, диспропорциональность сети медицинских организаций;

- недостатки нормативно-правовой базы и нарушения действующего законодательства, регламентирующего деятельность системы здравоохранения;

- дисгармонический статус медицинских учреждений [2].

Главной задачей модернизации системы здравоохранения является обеспечение эффективности ее функционирования, что в реальности может стать возможным при формировании взаимодействия плательщиков и производителей медицинских услуг [3].

Содержание работы. На современном рынке медицинских услуг организации, оказывающие их, представлены в различных организационно-правовых формах. Большая часть медицинских учреждений - это государственные учреждения здравоохранения, отличительной особенностью которых является зависимость от бюджетно-сметного финансирования и тарифов ОМС, что не увязывается с результатами работы получателей средств и не позволяет рационально использовать ресурсы. Необходимо изменить сущность действующих учреждений, целью деятельности которых в соответствии с уставом является оказание бесплатной медицинской помощи населению в рамках государственных гарантий. Некоммерческие организации способны сбалансировать отношения между государством и его учреждениями, оказывающими платные медицинские услуг в медицинской сфере и имущество которых является собственностью государства. Собственник перестанет нести субсидиарную ответственность, и отпадет обязанность их сметного финансирования [4].

Одним из видов некоммерческих медицинских организаций являются автономные некоммерческие организации. Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 г.) «О некоммерческих организациях», автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах [5]. Предметом деятельности автономной организации является услуга, представляющая собой не овеществленный результат выполнения каких-либо работ.

Исходя из особенностей данной организационно-правовой формы, автономная некоммерческая организация имеет возможность использовать рыночные механизмы, в том числе самостоятельно управлять основными фондами, планировать объемы деятельности, управлять оплатой труда, что открывает возможности для принятия самостоятельных финансово-хозяйственных решений при расходовании средств [6].

Целью деятельности некоммерческой медицинской организации является охрана здоровья граждан через оказание медицинской помощи или медицинских услуг. Осуществлять коммерческую деятельность некоммерческая организация может лишь в той мере, в которой это соответствует целям ее создания. Такой деятельностью для медицинской организации, например, может быть оказание приносящих прибыль платных медицинских услуг сверх программы ОМС, что в условиях современного здравоохранения является актуальным.

Медицинские организации, созданные в форме автономных некоммерческих организаций (АНО), освобождены от сметного финансирования расходов, постоянной нехватки выделяемых средств. Финансирование АНО осуществляется за счет средств обязательного и добровольного страхования, оплаты услуг за наличный расчет. Заработная плата, текущее содержание и коммунальные платежи обеспечиваются за счет средств организации.

В сфере здравоохранения автономные некоммерческие организации способствуют формированию конкурентной среды, рационализации затрат, повышению качества услуг и обеспечению доступности качественной медицинской помощи всем гражданам страны [2].

Основными особенностями функционирования автономных некоммерческих организаций являются следующие:

- учредители, предоставившие свое имущество автономной некоммерческой организации, теряют право собственности на него, имущество становится собственностью организации;

- учредители не несут ответственность по обязательствам созданной ими организации, в свою очередь, и автономная некоммерческая организация не несет ответственности за учредителей;

- контроль деятельности автономной некоммерческой организации является полномочием учредителей;

- в случаях, когда учредителем автономной некоммерческой организации является государство РФ, ее субъект или муниципальное образование, надзор за деятельностью организации осуществляет орган, являющийся учредителем;

- система управления организации требует обязательного существования высшего коллегиального органа управления [8].

Таким образом, функционирование автономных некоммерческих организаций в здравоохранении позволяет:

- внедрять качественный менеджмент в систему управления медицинскими учреждениями;

- привлекать дополнительные ресурсы;

- формировать здоровую конкурентную среду;

- разграничивать отношения потребителей и производителей медицинских услуг.

На рынке медицинских услуг Республики Саха (Якутия) действуют учреждения различной организационной формы. На рисунке представлена доля автономных некоммерческих организаций на рынке медицинских услуг Республики Саха (Якутия) по данным Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха на 2018 г.

■ АК [лонерча ч чочпгчи*

■ АК июнернге обш ество иано

в гбу Я ГАУ КИП

■ Негаеуд&рсгиеннан фор'.ч

■ ООО

■4ГАОУ

■ «ГЕУЗ

■ ФГБПУ и ФГвУ

«ЖУЗ

Рисунок. Представленность медицинских организаций Республики Саха (Якутия), входящих в систему ОМС на 2018 г.

Из 120 медицинских организаций половина организована в форме государственных бюджетных учреждений. В форме обществ с ограниченной ответственностью функционирует 22,5 % медицинских организаций. Доля автономных некоммерческих организаций в структуре организаций, входящих в ОМС на 2018 г., составляет 3,3 %.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) (далее - Программой) на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг., медицинскими организациями - автономными некоммерческими организациями, участвующими в реализации Программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования, являются:

- автономная некоммерческая организация Объединение санаторно-курортных учреждений Республики Саха (Якутия) «Якуткурорт»;

- автономная некоммерческая организация «Санаторий "Абырал"» («Благодеяние»);

- автономная некоммерческая организация «Медицинский диагностический центр "Белая Роза - Саха"»;

- автономная некоммерческая организация «Специализированная больница восстановительного лечения Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия)».

В таблице объединены сведения о видах, формах оказания медицинских услуг автономными некоммерческими организациями и профили их деятельности:

Таблица 1

Сведения о видах, формах оказания медицинских услуг автономными некоммерческими организациями в Республике Саха (Якутия) и профили их деятельности

Наименование организации Виды медицинской помощи Формы оказания Профили деятельности

Автономная некоммерческая организация «Специализированная больница восстановительного лечения Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия)» Первичная доврачебная медико-санитарная помощь Первичная врачебная медико-санитарная помощь Первичная специализированная медико-санитарная помощь Специализированная медицинская помощь Плановая Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), гастроэнтерология, медицинская реабилитация, неврология, терапия, травматология и ортопедия

Автономная некоммерческая организация «Санаторий «Абырал»» («Благодеяние») Первичная доврачебная медико-санитарная помощь; первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь Плановая Лечебная физкультура, лечебная физкультура и спортивная медицина, мануальная терапия, медицинская реабилитация

Автономная некоммерческая организация объединение санаторно-курортных учреждений Республики Саха (Якутия) «Якуткурорт» Первичная доврачебная медико-санитарная помощь; первичная врачебная медико-санитарная помощь; первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь Плановая Медицинская реабилитация

Автономная некоммерческая организация «Медицинский диагностический центр «Белая роза - Саха»» Первичная доврачебная медико-санитарная помощь; первичная врачебная медико-санитарная помощь; первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь Плановая Акушерство и гинекология (за исключением использования репродуктивных технологий), онкология

Заключение. Таким образом, автономные некоммерческие организации Республики Саха (Якутия) оказывают плановую помощь пациентам. АНО «Специализированная больница восстановительного лечения Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия)», АНО «Объединение санаторно-курортных учреждений Республики Саха (Якутия) «Якуткурорт»», АНО «Медицинский диагностический центр «Белая роза - Саха»» оказывают первичную доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарную помощь, а также специализированную медицинскую помощь.

Расширенную сферу деятельности имеет АНО «Специализированная больница восстановительного лечения Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия)»: акушерство и гинекология, гастроэнтерология, медицинская реабилитация, неврология, терапия, травматология и ортопедия.

АНО «Санаторий «Абырал»» («Благодеяние») и АНО «Объединение санаторно-курортных учреждений Республики Саха (Якутия) «Якуткурорт»» оказывают реабилитационные услуги.

АНО «Медицинский диагностический центр «Белая роза - Саха»» специализируется на акушерстве и гинекологии и онкологии.

Следовательно, преимущества функционирования автономных некоммерческих организаций в системе ОМС заключаются в:

- повышении конкурентоспособности государственных и муниципальных учреждений; выполнении определенных целей и задач;

- оптимизации ресурсов;

- повышении ответственности руководителей учреждений за результаты.

Литература

1. Вялков, А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика / А.И. Вял-ков. - Москва : ГЭОТАР-Мед, 2016. - 528 с.

2. Михайлова, Ю.В. К вопросу о новых организационно-правовых формах юридических лиц в сфере здравоохранения / Ю.В. Михайлова, Н.Г. Фомичев, М.А. Садовой, С.Е. Поскочин // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 9. - С. 12-14.

3. Накатис, Я.А. Проблемы рационального выбора приоритетных направлений деятельности медицинских учреждений / Я.А. Накатис, Ф.Н. Кадыров // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 2. - С. 11-17.

4. Алексий, П.В. Некоммерческие организации как юридические лица: учебное пособие / П.В. Алексий. - Москва : Книжный мир, 2014. - 91 с.

5. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (действующая редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/.

6. Акопян, А.С. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения / А.С. Акопян // Экономика здравоохранения. -2017. - № 5. - С. 20-24.

7. Стародубов, В.И. Проблемы развития здравоохранения на современном этапе / В.И. Стародуюов // Экономика. - 2017. - № 3. - С. 34-37.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. (действующая редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8824/

9. Донин, В.М. Конкуренция в российском здравоохранении: государственные учреждения и негосударственные медицинские организации / В.М. Донин // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 6. -С. 6-9.

10. Калиниченко, В.И. Методика расчета стоимости медицинских услуг: проблемы и поиски их решения / В.П. Валькович // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 1. - С. 17-22.

11. Найговзина, Н.Б. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты / Н.Б. Найговзина, М.А. Ковалевский. - Москва : Классик-Консалтинг, 2015. - 192 с.

References

1. Vialkov, A.I. Upravlenie v zdravookhranenii Rossiiskoi Federatsii. Teoriia i praktika / A.I. Vialkov / Vialkov. - Moscow : GEOTAR-Med, 2016. - 528 s.

2. Mikhailova, Iu.V. K voprosu o novykh organizatsionno-pravovykh formakh iuridicheskikh lits v sfere zdravookhraneniia / Iu.V. Mikhailova, N.G. Fomichev, M.A. Sadovoi, S.E. Poskochin // Menedzher zdravookhraneniia. - 2015. - № 9. - S. 12-14.

3. Nakatis, Ia.A. Problemy ratsional'nogo vybora prioritetnykh napravlenii deiatel'nosti meditsinskikh uchrezhdenii / Ia.A. Nakatis, F.N. Kadyrov // Menedzher zdravookhraneniia. - 2016. № 2. - S. 11-17.

4. Aleksii, P.V. Nekommercheskie organizatsii kak iuridicheskie litsa: uchebnoe posobie / P.V. Aleksii. -Moscow : Knizhnyi mir, 2014. - 91 s.

5. Ob obiazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii

ot 29 noiabria 2010 g. № 326-FZ (deistvuiushchaia redaktsiia) [Elektronnyi resurs]. // Konsul'tantPliusRezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/.

6. Akopian, A.S. Organizatsionno-pravovye formy meditsinskikh organizatsii i platnye meditsinskie uslugi v gosudarstvennykh uchrezhdeniiakh zdravookhraneniia / A.S. Akopian // Ekonomika zdravookhraneniia. - 2017. - № 5. - S. 20-24.

7. Starodubov, V.I. Problemy razvitiia zdravookhraneniia na sovremennom etape / V.I. Staroduiuov // Ekonomika. - 2017. - № 3. - S. 34-37.

8. O nekommercheskikh organizatsiiakh: Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 12 ianvaria 1996 g. № 7-FZ. (deistvuiushchaia redaktsiia) [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: // Konsul'tantPliushttp://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

9. Donin, V.M. Konkurentsiia v rossiiskom zdravookhranenii: gosudarstvennye uchrezhdeniia i negosudarstvennye meditsinskie organizatsii / V.M. Donin // Menedzher zdravookhraneniia. - 2015. - № 6. -S. 6 -9.

10. Kalinichenko, V.I., Val'kovich V.P. Metodika rascheta stoimosti meditsinskikh uslug: problemy i poiski ikh resheniia resheniia / V.P. Val'kovich // Menedzher zdravookhraneniia. - 2016. - № 1. - S. 17-22.

11. Naigovzina, N.B. Sistema zdravookhraneniia v Rossiiskoi Federatsii: organizatsionno-pravovye aspekty / N.B. Naigovzina, M.A. Kovalevskii. - Moscow : Klassik-Konsalting, 2015. - 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.