Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ОПИСАНИЯ, ПОВЕСТВОВАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ОПИСАНИЯ, ПОВЕСТВОВАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монологическое высказывание / описание / повествование / рассуждение / текст / monologic utterance / description / narrative / reasoning / text

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Максимцева

В статье рассматривается процесс формирования навыков создания монологического высказывания в различных формах мысли: описания, повествования и рассуждения. Подчеркивается, что выбор речевой формы зависит от тематики высказывания, а также от особенностей каждого вида монолога. Авторы выделяют общую структуру для всех типов монологов, состоящую из введения, основной части и заключения, но акцентируют внимание на том, что алгоритмы их создания различаются. Статья предоставляет ценность для преподавателей и студентов, стремящихся улучшить навыки создания монологов своих учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING SKILLS TO CREATING A MONOLOGIC STATEMENT: DESCRIPTIONS, NARRATIVE AND REASONING

The article considers the process of formation of skills to create a monological statement in various forms of thought: description, narrative and reasoning. It is emphasized that the choice of speech form depends on the theme of the statement, as well as on the features of each type of monologue. The authors identify a common structure for all types of monologues, consisting of an introduction, body, and conclusion, but emphasize that the algorithms for their creation differ. The article provides value for teachers and students seeking to improve their students’ monologue construction skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ОПИСАНИЯ, ПОВЕСТВОВАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ОПИСАНИЯ, ПОВЕСТВОВАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ

А.А. Максимцева, магистрант

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (Россия, г. Рязань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-57-59

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования навыков создания монологического высказывания в различных формах мысли: описания, повествования и рассуждения. Подчеркивается, что выбор речевой формы зависит от тематики высказывания, а также от особенностей каждого вида монолога. Авторы выделяют общую структуру для всех типов монологов, состоящую из введения, основной части и заключения, но акцентируют внимание на том, что алгоритмы их создания различаются. Статья предоставляет ценность для преподавателей и студентов, стремящихся улучшить навыки создания монологов своих учеников.

Ключевые слова: монологическое высказывание, описание, повествование, рассуждение, текст.

Рассмотрим процесс формирования навыков создания монологического высказывания: описания, повествования и рассуждения с опорой на работы таких ученых, как Л.А. Введенская, А.А. Миролю-бов, О.А. Нечаева, Г.В. Рогова, Е.Н. Соло-вова [1; 3; 5; 7].

Целесообразно сфокусироваться на трех основных речевых формах высказывания, а именно: описание, повествование и рассуждение, поскольку владение именно этими тремя типами монологического высказывания требуется от учащихся старших классов в области говорения по предмету «Иностранный язык».

Процесс построения высказывания в речевых формах - описание, повествование и рассуждение - имеет свои особенности. Выбор формы должен соответствовать теме: описание подходит для рассказа о любимом времени года, повествование -о школьном дне или жизни в лагере, рассуждение - для выражения мнения о книге или фильме с аргументацией. Упражнения должны включать реальные или воображаемые ситуации общения, что активизирует учащихся [3].

Описание - одна из основных речевых форм, используемых учащимися на уроках английского языка. Формирование навыка должно быть последовательным и постоянным. Существует два подхода к описа-

нию: подражание готовому тексту (text-based approach) и создание собственного (process-based approach). Наиболее эффективным считается их сочетание, хотя в теории обучения иностранным языкам эти подходы часто противопоставляются. Сторонники коммуникативного подхода считают, что только создание собственного текста учит формировать высказывания [5].

Сочетание двух подходов позволяет учащимся многократно обращаться к тексту-образцу, что развивает навыки параллельного анализа смысловых и языковых показателей. Оба подхода полезны и эффективны. Регулярная работа с образцами повышает грамотность и логику высказываний, а самостоятельное создание текстов способствует творческому развитию учащихся [2].

Таким образом, в качестве развития навыка описания обычно предлагается классификация упражнений, основывающаяся на воспринимаемом зрительно и имеющем определенное содержание материале.

С помощью предъявления учащимся визуального материала, им сообщается и подсказывается содержание их будущего высказывания, но делается это неязыковыми средствами [5].

Повествование - еще один вид речевой формы, в которой учащиеся строят высказывания при обучении английскому языку. Смысл монолога-повествования - воспроизвести события, связанные между собой. Поэтому для создания монолога-повествования для начала ученик должен поставить перед собой следующие вопросы: Что произошло? Что произошло в начале? Как история закончилась? Какой момент был кульминацией в развитии событий?

Развитие событий, действий в данном виде монолога строится по схеме, которая состоит из таких компонентов: введение (оно же - завязка), основная часть (кульминация) и заключение (развязка) [ 1].

Теперь рассмотрим, какие вопросы следует поставить перед собой ученику отдельно на каждом этапе создания монолога-повествования. Введение следует составить таким образом, чтобы оно определяло тон остальных частей нашего монолога. Это дает первоначальную общую информацию слушателям, где они могут выдвинуть варианты, предугадать, что будет в основной части, чем закончится рассказ. В основной части рассказывается уже о самих событиях непосредственно, происходит кульминация, т.е. высшая точка напряжения, показывающая всю суть проблемы и пути ее решения.

В заключительной части уже нет такого напряжения, как на предыдущем этапе. На этом этапе происходит логическое завершение рассказа, где слушатели получают ответ на мысленно поставленный вопрос «Чем же все закончится?». Наиболее удачным и эффективным считается такой порядок создания монолога-повествования, так как именно с этими этапами и поставленными на них вопросами получается в хронологическом порядке передать события выбранного рассказа.

Рассуждение - третья основная речевая форма, в которой строится монологическое высказывание на уроках английского языка. В этом виде монолога обучающийся доказывает или объясняет свою точку зрения, приводя аргументы. Как уже было ранее сказано, рассуждение является самой сложной формой высказывания, так

как оно может в себе сочетать и элементы описания.

Для создания монолога-рассуждения стоит четко запомнить, что данный вид монолога состоит из трех основных частей:

1) Введение (выводится исходный тезис, представляется тема высказывания);

2) Основная часть (рассматривается поставленная проблема с разных сторон, приводятся аргументы за и против);

3) Заключение (подытоживается приведенная выше аргументация, подчеркивается важность выбранной темы и обсуждаемого вопроса [6].

Несмотря на то, что часть с аргументами является самой важной в монологе-рассуждении, стоит также уделять немалое внимание введению, которое задает тон последующих частей, привлекает внимание слушателей, заставляет их задуматься. В введении мы даем представление нашего понимания поставленной проблемы. Введение также не должно быть больше основной части, лучше всего сделать его лаконичным.

Основная часть является самой большой по объему и также является главным компонентом в монологе-рассуждении. Именно она заставляет слушателей согласиться с выступающим или не согласиться в случае несовпадения точек зрения и неубедительности аргументов. Для убедительности аргументов необходимо подкреплять их неопровержимыми фактами, обращаться к высказываниям, утверждениям известных ученых, которые являются авторитетами [4].

Третья часть монолога-рассуждения, к подготовке которой также стоит подойти серьезно, - заключение. Хорошо подготовленное заключение представляет собой аргументированный вывод по теме. Здесь учащийся еще раз подытоживает все приведенные выше аргументы и еще раз напоминает о важности обсуждаемого вопроса, поднятой темы в своем монологе.

Можно увидеть, что как монолог-повествование, так и монолог- рассуждение состоят из трех основных частей: введение, основная часть, заключение. Но, разумеется, содержание каждого пункта

отличается в силу разных форм речевого речевой формы нужно брать во внимание высказывания. Кроме того, для успешного тот факт, что процесс создания каждого создания любого вида монолога сначала вида монолога имеет отличительные чер-следует использовать технологию мозго- ты. Выбор речевой формы также напря-вого штурма (brainstorming), которая за- мую зависит от тематики высказывания: ключается в генерировании максимально- содержание монолога должно логически го количества идей по заданной теме. Это подходить под избранную форму мысли. позволит учащемуся не потерять ни одной Мы выяснили, что в основном любой вид важной детали при создании монолога. монолога имеет следующую структуру:

Таким образом, рассмотрен процесс введение, основная часть и заключение. формирования навыков создания моноло- Однако это не значит, что монолог-гического высказывания избранной формы описание, монолог-повествование и мономысли, а именно: описания, повествования лог-рассуждение создается по одному али рассуждения. При выборе той или иной горитму.

Библиографический список

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по направлениям технического и гуманитарного профиля. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 380 с.

2. Манаенкова, М.П. Формирование речевой компетентности студентов. - Мичуринск-наукоград РФ: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2018. - 117 с.

3. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / А. А. Миролюбов. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.

4. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. - 260 с.

5. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

6. Скалкин, В.Л. Обучение монологическому высказыванию (На материале англ. Яз.) Пособие для учителей. - Киев: Рад. Шк., 1983. - 119 с.

7. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М: Просвещение, 2006. -239 с.

FORMING SKILLS TO CREATING A MONOLOGIC STATEMENT: DESCRIPTIONS, NARRATIVE AND REASONING

A.A. Maksimtseva, Graduate Student

Ryazan State University named after S.A. Yesenin

(Russia, Ryazan)

Abstract. The article considers the process of formation of skills to create a monological statement in various forms of thought: description, narrative and reasoning. It is emphasized that the choice of speech form depends on the theme of the statement, as well as on the features of each type of monologue. The authors identify a common structure for all types of monologues, consisting of an introduction, body, and conclusion, but emphasize that the algorithms for their creation differ. The article provides value for teachers and students seeking to improve their students ' monologue construction skills.

Keywords: monologic utterance, description, narrative, reasoning, text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.