PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 376
Регина Викторовна Горинова
г. Киров
Наталья Николаевна Шешукова
г. Киров
Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлены результаты исследования сформированности навыка словообразования у детей с задержкой психического развития. В констатирующем эксперименте использовалась модифицированная методика Р.Е. Лалаевой, Г.В. Чиркиной, которая позволила выделить уровень сформированности навыка словообразования. Результаты показали, что дети с задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности навыка словообразования. Формирующий эксперимент, был направлен на формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития. Он включил в себя 3 индивидуальных и 3 групповых занятия. На этапе контрольного эксперимента была применена так же методика, которую мы использовали в констатирующем эксперименте. Анализ результатов показал, что после проведения коррекционно-логопедической работы у детей сформировался средний уровень навыка словообразования.
Ключевые слова: словообразование, задержка психического развития, дети дошкольного возраста, исследовательская работа, дошкольное образование.
Regina Victorovna Gorinova
Kirov
Natalia Nikolaevna Sheshukova
Kirov
Word formation skills development in preschool children with mental disorders
The article presents the results of a study of the word formation skills development in children with mental disorders. During the ascertaining experiment, a modified method of R.E. Lalayeva and G.V. Chirkina was used which allowed us to distinguish the level of the word formation skill. The results showed that children with mental retardation have a low level of word formation skills. The formative experiment was aimed at developing of word formation skills in preschool children with mental disorders. It included 3 individual and 3 group classes. At the stage of the control experiment, the same method was applied as we used in the ascertaining experiment. The analysis of the results showed that after performing corrective speech therapy, children developed an average level of word formation skills.
Keywords: word formation, mental disorders, preschool children, research work, preschool education.
Одной из причин недостаточного развития познавательной деятельности, охватывая процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, дифференциации, у дошкольников с задержкой психического развития отмечаются характерные черты сформированности навыков словообразования. Неспособность овладения способами словообразования становится причиной ограниченного словарного запаса, который, в свою очередь, представляет собой обязательное условие овладения морфологическим принципом правописания [1; 2].
Важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития является своевременное овладение грамматическим строем языка. Так как язык и речь являются ведущими функциями в развитии мышления и речевого общения ребенка.
Целью исследования являлось теоретически обосновать, разработать, апробировать и оценить эффективность применения комплекса упражнений по формированию навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития. На основе поставленной цели было выдвинуто предположение о том, что логопедическая работа по формированию навыков словообразования у
дошкольников с задержкой психического развития будет эффективна при условии применения в логопедической работе специально разработанного комплекса упражнений, направленного на:
- совершенствование умения образовывать от глагольных основ глаголы с помощью приставок;
- совершенствование умения образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса;
- совершенствование умения образовывать прилагательные от существительных;
- совершенствование умения образовывать существительные множественного числа;
- совершенствование умения образовывать слова обозначающие профессию с помощью суффиксов;
- совершенствование умения образовывать глаголы с противоположным значением.
Объект исследования: логопедическая работа по формированию навыков словообразовательные навыки у дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, синтез, обобщение используемой литературы.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
51
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. Эмпирические - педагогический эксперимент, тестирование.
3. Обработка эмпирических данных - количественный и качественный анализ.
Исследование проводилось в 3 этапа. Первым этапом исследования стал констатирующий эксперимент. Применялась модифицированная методика Р.Е. Лалаевой, Г.В. Чиркиной по изучению сфор-мированности навыков словообразования.
В исследовании принимали участие 6 дошкольников в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития.
Программа констатирующего эксперимента состояла из 6 заданий, задачами которых являлось:
- Исследовать навык образования глаголов с помощью приставок.
- Исследовать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательный суффиксов.
- Исследовать навык образования прилагательных от существительных.
- Исследовать навык образования существительных множественного числа.
- Исследовать навык образования слов, обозначающих профессию.
- Исследовать навык образования глаголов с противоположным значением.
Выполнение заданий оценивалось по пятибалльной шкале.
Анализ результатов проведённого эксперимента позволил выявить следующее:
- 50% детей допустило большое количество ошибок при выполнении задания на образование глаголов с помощью приставок.
- Все дети справились с заданием на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, но большинство из них, 70% допустило большое количество ошибок.
- С заданием на образование прилагательных от существительных не справились 90% детей.
- Задание на образование существительных множественного числа вызвало затруднение. 60% детей допустили большое количество ошибок, 10% не справились с заданием.
- С заданиями по образованию слов, обозначающих профессию, и образованию глаголов с противоположным значением справились все дети. Большинство 60% детей делало большое количество ошибок.
Анализ результатов проведённого эксперимента позволит выявить три уровня сформирован-ности системы словообразования у испытуемых.
Высокий уровень (80-100 %) - самостоятельно выполняет все задания без ошибок.
Средний уровень (40-80 %) - требуется помощь и имеются многочисленные ошибки в выполнении заданий.
Низкий уровень (0-40 %) - задание не выполнено совсем или с большим количеством ошибок
Таким образом, среди испытуемых выявлены дети с низким уровнем сформированности процессов словообразования. Высокого и среднего уровня словообразования в данной группе не выявлено. 40% детей имеют низкий уровень сформированно-сти словообразования и у 60% детей навык не сформирован совсем.
Вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент. Целью которого являлось разработка коррекционного комплекса упражнений направленный на формирование навыков словообразования у дошкольников с ЗПР и апробирование ее на экспериментальной группе детей.
Система коррекционно-развивающих занятий включала проведение индивидуальных и групповых занятий. Эти занятия были включены в образовательный процесс и не влияли на общий режим дня детей. По результатам обучающей методики был проведен контрольный эксперимент и подведены итоги исследования.
При разработке комплекса упражнений мы учли следующие условия: упражнения непродолжительные, проводятся в быстром темпе. В случае если ребенок затрудняется в ответах, слово необходимо подсказать, произнести вместе, ввести это слово ещё раз в ходе данного упражнения.
Третьим этапом стал контрольный эксперимент, который осуществлялся по той же методике что и первичная диагностика. Результаты контрольного этапа позволили определить улучшения в сформированности навыка словообразования. Дети показали не плохие результаты по всем предложенным заданиям. Исследование показало, что сформированность навыков словообразования находится на среднем уровне.
Таким образом, коррекционно-логопедическая работа была направлена на развитие формирования навыков словообразования, из этого следует вывод о том, что проведенная нами коррекционно-логопедическая работа на этапе формирующего эксперимента прошла успешно. Цель, которую мы ставили перед собой, достигнута.
Заключение.
Проблему, которую мы раскрывали в данном исследовании, в настоящее время изучают многие ученые и педагоги. Так как в последние годы все большее количество детей дошкольного возраста имеют серьезные нарушения речи. Важным моментом является то, что нарушения нужно вовремя заметить и поставить верный диагноз, для того, чтобы провести качественную коррекционно -логопедическую работу по устранению речевой патологии.
Из изученной литературы мы знаем, что у детей с задержкой психического развития имеются трудности в общении не только со сверстниками, но и педагогами. Постепенно к речевой патологии с взрослением ребенка присоединяются психологические проблемы
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
В ходе констатирующего эксперимента мы установили, что у детей с задержкой психического развития формирование навыков словообразования сформированы на низком уровне. Имеющееся большое количество ошибок объясняется несфор-мированностью процессов обобщения, синтеза и анализа. Исходя из выше сказанного, мы наблюдаем трудности в овладении грамматическим строем у детей с задержкой психического развития. Прежде всего это выражается в усвоении и дифференциации грамматических значений.
Таким образом, дошкольники с задержкой психического развития в процессе формирования навыков словообразования проходят те же этапы формирования речевой функции, что и дети с нормальным развитием. Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков словообразования стала эффективной. У детей повысился уровень сформированности навыка словообразования до среднего уровня. Из этого можно сделать вывод, что наше предположение оказалось верным и нашло свое доказательство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Араева, Л.А. Раздел «словообразование» в «Русской грамматике 4.0» с позиции пропозиционально-фреймового моделирования [Текст] : (из опыта работы Кемеров. дериватолог. шк.) / Л.А. Араева // Русский язык за рубежом. -2016. - № 4 (257). - С. 73-77.
2. Венедиктова, Ю.Н. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Ю.Н. Венедиктова // Парадигма. - 2016. - № 2. - С. 461-464.
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с задержкой психического развития [Текст] /
0.М. Вершинина // Логопед. - 2014. - № 1. - С. 34-40.
4. Гончарова, В.А. Нарушение словообразования у дошкольников с ЗПР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. - 2015. - № 1. - С. 9-15.
5. Дасаева, К.А. Диагностика уровня сформированности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / К.А. Дасаева // СтРИЖ : студ. журн. - 2016. - № 6. - С. 27-31.
REFERENCES
1. Araeva L.A. Razdel «slovoobrazovanie» v «Russkoj grammatike 4.0» s pozicii propozicional'no-frejmovogo modelirovanija: (iz opyta raboty Kemerov. derivatolog. shk.) [Section "word formation" in "Russian grammar 4.0" from the position of propositional-frame modeling]. Russkijjazykza rubezhom [Russian language abroad], 2016, no. 4 (257), pp. 73-77.
2. Venediktova Ju.N. Osobennosti slovoobrazovanija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Features of word formation in older preschool children with mental retardation]. Paradigma [Paradigm], 2016, no.
2. pp. 461-464.
3. Vershinina O.M. Osobennosti slovoobrazovanija u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Features of word formation in children with mental retardation]. Logoped [Speech therapist], 2014, no. 1, pp. 34-40.
4. Goncharova V.A. Narushenie slovoobrazovanija u doshkol'nikov s ZPR [Disorders of word formation in preschool children with mental retardation]. Logoped v detskom sadu [Speech therapist in kindergarten], 2015, no. 1, pp. 9-15.
5. Dasaeva K.A. Diagnostika urovnja sformirovannosti processa slovoobrazovanija u detej doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Diagnosis of the level of formation of the word formation process in preschool children with mental retardation]. StRIZh: stud. zhurn. [SwIFT], 2016, no. 6, pp. 27-31.
СВЕДЕНИЕЯ ОБ АВТОРАХ:
Р.В. Горинова, студентка четвертого курса обучения по направлению подготовки: «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: «Логопедия», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: regina.gorinowa@yandex.ru.
Н.Н. Шешукова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11948@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-3048-681Х.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
R.V. Gorinova, Student of Special (Defectological) Education, profile: Speech Therapy, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: regina.gorinowa@yandex.ru.
N.N. Sheshukova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11948@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-3048-681Х.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
53