Научная статья на тему 'Особенности изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития'

Особенности изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
784
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VISUAL ACTIVITY / MENTAL RETARDATION / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребнева Ирина Сергеевна, Толстикова Ольга Николаевна

В статье представлен теоретический аспект проблемы изучения изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. Рассматривается методология, методика, программа экспериментального исследования особенностей изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития в сравнении с дошкольниками с нормальным психофизическим развитием. Описываются возрастные особенности и уровни сформированности изобразительной деятельности у данной категории детей.The article presents the theoretical aspect of the problem of studying visual activity in preschool children with mental retardation. The article considers the methodology, methodology, and program of experimental research of the features of visual activity in children with mental retardation in comparison with preschool children with normal psychophysical development. The article describes the age characteristics and levels of formation of visual activity in this category of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гребнева Ирина Сергеевна, Толстикова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 159.9

Ирина Сергеевна Гребнева

г. Архангельск Ольга Николаевна Толстикова

г. Архангельск

Особенности изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой

психического развития

В статье представлен теоретический аспект проблемы изучения изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. Рассматривается методология, методика, программа экспериментального исследования особенностей изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития в сравнении с дошкольниками с нормальным психофизическим развитием. Описываются возрастные особенности и уровни сформи-рованности изобразительной деятельности у данной категории детей.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, задержка психического развития, дошкольное образование.

Irina Sergeevna Grebneva

Arkhangelsk Olga Nikolaevna Tolstikova

Arkhangelsk

Features of graphic activity of senior preschool children with delay of mental development

The article presents the theoretical aspect of the problem of studying visual activity in preschool children with mental retardation. The article considers the methodology, methodology, and program of experimental research of the features of visual activity in children with mental retardation in comparison with preschool children with normal psychophysical development. The article describes the age characteristics and levels of formation of visual activity in this category of children.

Keywords: visual activity, mental retardation, preschool education.

Современное общество испытывает потребность в творческих, креативных личностях, потому что именно они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру [1]. Одной из форм, помогающих развить творческий потенциал личности, является изобразительная деятельность.

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали, педагоги, психологи А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин и др.

В психо лого-педагогической литературе отмечается, что развитие изобразительной деятельности детей нормально развивающихся и детей с ЗПР происходит неравномерно.

В отечественной специальной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. У детей этой группы наблюдается значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных ее сторон [2].

Психолого-педагогические особенности данной группы детей отрицательно влияют на формирование изобразительной деятельности.

В связи с этим, нами было принято исследование, целью которого являлось: выявление особенностей изобразительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.

На основе поставленной цели было выдвинуто предположение, что изобразительная деятельность детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет иметь следующие особенности: неадекватно оценивают свои работы и работы товарищей; недостаточно сформированы навыки пользования материалами для изображения предмета; не умение создавать изображения по заданию воспитателя и по собственному замыслу; форма, пропорции и строение предмета передаются со значительными искажениями; использование одного - два смешанных цветов в палитре или вовсе их отсутствие; отсутствие в продукте деятельности элементов творчества; работы имеют не завершенный характер.

На этапе констатирующего эксперимента применялась методика диагностики уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества Т.С. Комаровой.

В исследовании приняли участие 10 старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет и 10 дошкольников с нормальным интеллектуальным развитием.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Программа констатирующего эксперимента предполагала рассмотреть особенности сформиро-ванности предметного и сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Предметное рисование проходило на тему «Птицы», согласно лексической теме недели. Сюжетное рисование на тему: «Любимое мамино занятие», в преддвериях праздника «День матери».

Анализируя рисунки предметного рисования, хорошо видно, что правильно нарисовать все части предмета из детей с ЗПР никто не смог, 70% дошкольников с нормальным интеллектуальным развитием справились с данным заданием. Передать точную форму предмета из детей с ЗПР смогли только 20%, а из детей, развивающихся в норме -30 %. Полностью соблюдали пропорции почти все дети с нормой развития и 50% детей с ЗПР. Цветовые решения у детей, развивающихся в норме, были приближены к реальным, у старших дошкольников с ЗПР цвета не соответствовали реальному предмету. Это может быть с вязано с тем, что дети с задержкой психического развития чаще всего имеют несовершенства мелкой моторики, поэтому у них возникают трудности в проведении ровной линии. Кроме того, у них имеются недостатки в развитии восприятия, что отрицательно влияет на изобразительную деятельность и выражается в неточной передаче пропорций.

С задумкой в сюжетном рисовании трудности возникли у детей с ЗПР, что не наблюдалось в группе дошкольников с нормой развития. Несколько детей с ЗПР так и не смогли справится с предложенным заданием. Это может быть связано с ограниченностью накопленных образов и отсутствием устойчивого интереса к деятельности у детей. Для изображения сюжетного рисунка были предложены и цветные карандаши, и краски. Среди испытуемых с задержкой психического развития были дети, которые в своей работе использовали только карандаш или наоборот рисовали только красками.

Констатирующий эксперимент показал, что у детей с ЗПР при рисовании в основном объекты располагались хаотично и они как бы «повисали в воздухе». Создать композицию и подчерпнуть замысел из реальной жизни ребенка, которое вызывало яркое эмоциональное отношение, получилось у 50% дошкольников с ЗПР, а у детей с нормой развития - 60%. Передали движение в рисунках 30% детей с ЗПР и 60% старших дошкольников с нормальным интеллектуальным развитием. Данная особенность объясняется тем, что дети с ЗПР склонны к шаблонности и стереотипности. Кроме того, дети с ЗПР пытаются избежать изображать те предметы, которые им трудно даются. Например, рисунок с корзиной овощей. Мама на нем изображена маленькая, с краю. После вопроса: «А почему мама оказалась на твоем рисунке в стороне?» ребенок ответил: «Я не умею ее рисовать». Соответственно навыки в сюжетном рисовании также

сформированы лучше у детей с нормой психофизического развития, чем у детей с ЗПР.

Предложенная тема у детей с нормой интеллектуального развития вызвала много положительных эмоций, дошкольники с удовольствием принялись за работу, говорили: «Моя мама будет рада, если я ее нарисую». Они свои рисунки часто сопровождали речью на протяжении всего процесса деятельности. Делились друг с другом своими идеями, планировали свою деятельность. Кто-то говорил: «Моя мама будет в самом красивом платье», а кто-то «Я рисую карандашом, а потом я красками раскрашу». Среди детей с ЗПР также были дети, которые положительно отнеслись к деятельности: «У меня такой веселый рисунок».

Последний этап диагностики - этап творчество. Все испытуемые смогли проявить творчество в своих работах. Дошкольники в большей степени пытались сделать работу свою уникальной. В работах детей мы не наблюдали повторения сюжета. В большинстве случаев старшие дошкольники проявили заинтересованность в данной теме и попытался проявить свое творчество. Так, например, рисунок ребенка с ЗПР, состоящий из каракуль. Здесь ребенок при анализе работ сообщил педагогу: «У меня тут много всего. Очень много. Мама есть, конечно. Папа есть. Я есть. А еще тут буря всякая. Самолеты, поезда всякие летают». А ребенок, развивающийся в норме, так рассказывает о своем рисунке: «Любимое занятие моей мамы -танцы. Она дома много тренируется. У нас есть даже колонки, которые она часто включает».

Полученные данные позволили нам выделить уровни сформированности изобразительной деятельности у старших дошкольников в задержкой психического развития.

1. Высокий уровень - дети полностью справляются с заданием, проявляют активное творчество, прорисовывают точно форму, строение, составляют самостоятельно композицию, используют разные материалы, смешивают различные цвета для получения нового;

2. Средний - рисунки созданы с помощью взрослого и с незначительными искажениями с точки зрения техники, отмечаются элементы творчества;

3. Низкий - рисунки не соответствуют теме, полностью срисованы, созданы с помощью взрослого или во все изображение состоит только из хаотичных линий.

Таким образом, у детей с нормальным интеллектуальным развитием не было выявлено низкого уровня сформированности изобразительной деятельности, а у детей с ЗПР низкий уровень составил 20% от общего числа испытуемых, средний уровень - 80%, высокого уровня выявлено не было.

Таким образом, в силу неравномерности развития психических процессов, их запаздывании, отсутствия четких представлений об образе изображаемого предмета дошкольники с задержкой

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

99

психического развития значительные трудности в изобразительной деятельности. Коррекционно-развивающая работа по данному направлению работы должна иметь системный, комплексный ха-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

рактер, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с задержкой психического развития.

1. Василенко, П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности [Текст] / П.Г. Василенко // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8. - С. 148-151.

2. Купинская, Т.Л. Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Л. Купинская // Современный ребенок развитие - воспитание - социализация : материалы IV Междунар. студ. электрон. науч. конф. «Студенческий научный форум», 15 февраля-31 марта. - Нижневартовск, 2012. - С. 1-4.

REFERENCES

1. Vasilenko P.G. Pedagogicheskie uslovija razvitija tvorcheskih sposobnostej uchashhihsja k izobrazitel'noj dejatel'nosti [Pedagogical conditions for the development of students' creative abilities for visual activity]. Teorija i praktika ob-shhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2012, no. 8, pp. 148-151.

3. Kupinskaja T.L. Ponjatie izobrazitel'noj dejatel'nosti i ee razvitie v doshkol'nom vozraste [Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте]. Sovremennyj rebenok razvitie - vospitanie - socializacija: materi-aly IV Mezhdunar. stud. jelek-tron. nauch. konf. «Studencheskij nauchnyj forum», 15 fevralja-31 marta [Modern child development - upbringing - socialization]. Nizhnevartovsk, 2012, pp. 1-4.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.С. Гребнева, студентка Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры, кафедра специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Северный арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия, e-mail: ira-ghbdtn@ya.ru.

О.Н. Толстикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Северный арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия, e-mail: olga.osovskaya@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2066-7606.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.S. Grebneva, student of the Higher school of Psychology, Pedagogy and Physical Culture, Department of Special Pedagogy and psychology, Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia, e-mail: ira-ghbdtn@ya.ru.

O.N. Tolstikova, Ph.D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia, e-mail: ol-ga.osovskaya@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2066-7606.

УДК 159.9.07

Татьяна Викторовна Слотина

г. Санкт-Петербург Мария Вячеславовна Ярмулик

г. Санкт-Петербург

Половые особенности психологической сепарации подростков от матерей и отцов

В статье рассматриваются особенности сепарации юношей и девушек от обоих родителей в подростковом возрасте. Приведены результаты первичной обработки данных пилотажного исследования. Выявлено, что юноши более ориентированы на общение с отцами, чем с матерями. Девушки продемонстрировали определенные сложности во взаимодействии с отцами, в отличие от общения с матерями. В целом, общение юношей с матерями и отцами носит более тесный характер, чем у девушек. Девушкам в большей степени свойственна отстранённость в отношениях с родителями. На уровне чувств и самовосприятия подростки доверяют своим родителям, независимо от пола. Различия в доверии между подростками и родителями разного пола также отсутствуют. При этом, юноши более стабильны и не проявляют ярких признаков ни автономии, ни зависимости, в группе девушек существует тенденция в зависимости от мнений и решений других людей, склонность поддаваться давлению окружающих. Сделано предположение, что у девушек произойдет более раннее естественное отделение от родителей в силу их менее стабильного уровня автономии.

Ключевые слова: сепарация, половые различия, подростки, психологическая независимость.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 100_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.