Научная статья на тему 'Социальное сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития'

Социальное сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PRESCHOOL CHILDREN / TEACHER / SOCIAL SUPPORT / SOCIETY / MENTAL RETARDATION / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИУМ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Татьяна Владимировна, Карташова Оксана Михайловна

В статье анализируется социальное сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. Рассмотрены основные этапы социального сопровождения, а также его этапы.The article analyzes the social support of preschool children with mental retardation. The main stages of social support, as well as its stages, are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Татьяна Владимировна, Карташова Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

УДК 376.3

Соловьева Татьяна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы НИ МГУ им. Н. П. Огарёва Карташова Оксана Михайловна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития

ребенка - детский сад № 7»

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: В статье анализируется социальное сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. Рассмотрены основные этапы социального сопровождения, а также его этапы.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, педагог, социальное сопровождение, социум, задержка психического развития.

Abstract: The article analyzes the social support of preschool children with mental retardation. The main stages of social support, as well as its stages, are considered.

Keywords: preschool children, teacher, social support, society, mental retardation.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни [1, 36].

Особого внимания требуют дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушением психического развития и

развития интеллекта. У них наблюдаются многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности.

Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей человека к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы.

Социальное сопровождение направлено на решение проблемы социальной адаптации и социальной реабилитации, нормализация социальных отношений, укрепление социального здоровья, а главное создание условий для саморазвития и самореализации [2, 52].

Для реализации указанных задач необходимо обновление целей, задач, содержания и организации дошкольного образования. Одной из составляющих данной инновационной деятельности является разработка комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса в дошкольной организации, и прежде всего, ребенка с задержками психического развития.

Все это говорит о том, что проблема поиска путей оказания своевременной коррекционной помощи ребенку с задержками психического развития является одной из актуальных на современном этапе.

Альтернативной формой сопровождения детей с нарушением интеллекта являются частные образовательные организации, в которые принимаются все желающие дети дошкольного возраста, с ними организуется индивидуальная коррекционно-развивающая работа узкими специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, специальный психолог), совместная досуговая деятельность детей с нарушением интеллекта и нормально развивающихся сверстников с обязательным сопровождением тьютером. Примерами таких организаций в городском округе Саранск являются: Центр продленного дня, Ресурсный центр интегрированного образования при МордГПИ имени М. Е. Евсевьева; центры раннего развития детей «Ладошки», «Букваренок», «ЯСАМ», «Почемучка», «Смышленок», «Колокольчик», «Планета мам», центр дошкольного образования детей «Непоседы».

В системе Министерства здравоохранения Республики Мордовия функционируют:

- дома ребенка. В Республике Мордовия на сегодняшний день вопросом воспитания и оказания медицинской помощи, в том числе восстановительного лечения, а также комплексной медико-психолого- педагогической реабилитации с использованием современных технологий детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с рождения до 4 лет занимается государственное казенное учреждение здравоохранения «Большеберезниковский дом ребенка специализированный с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». Учреждение обеспечивает уход, диагностику, лечение, реабилитацию (абилитацию) детей, а также их воспитание, социальную адаптацию; организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности; комплексную оценку состояния здоровья детей; наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников оказание им медицинской помощи; освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации детей.

- психоневрологические санатории. В структуре санаториев Республики Мордовия имеются отдельные профили лечения, по которым детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта предлагается индивидуальная программа оздоровления независимо от времени года (санатории «Саранский», «Алатырь», «Мокша»).

- психоневрологические больницы. Примером такого учреждения выступает государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Республиканский психоневрологический диспансер», который является центром амбулаторной психиатрической службы Республики Мордовия.

Структура внебольничного звена психиатрической помощи позволяет оказывать специализированную помощь как городскому, так и сельскому населению. Республиканский психоневрологический диспансер координирует

работу районных врачей-психиатров, психотерапевтов, логопедов, психологов общесоматической сети.

Другим примером служит детско-психиатрическое отделение государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Республиканская психиатрическая больница», в котором определяется подбор адекватных доз психотропных препаратов, соблюдая преемственность в лечении после пройденного курса интенсивной терапии; осуществляется полная редукция острой психопатологической симптоматики; оказывается консультативная и организационно-методическая помощь по лечебно-диагностическим вопросам внутри больницы и в других учреждениях здравоохранения.

В системе Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия выделятся следующие организации, оказывающие коррекционную помощь детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта:

- детский дом-интернат, который предназначен для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации, в возрасте с 4-х лет до совершеннолетия. Примером такого учреждения служит государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Реабилитационные центры: государственное бюджетное Республики Мордовия «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск», осуществляющий деятельность по реализация индивидуальных программ реабилитации в условиях дневного пребывания детей с отклонениями в физическом и умственном развитии совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, обучению родителей особенностям воспитания детей и методикам реабилитации [3].

Деятельность специальных образовательных учреждений для детей дошкольного возраста регламентируется Федеральным законом от 29 декабря

2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1795 октября

2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 64 ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей», в организации работы групп кратковременного пребывания - письмом Министерства образования Российской Федерации от 29 июня 1999 г.№ 129 / 23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для5 детей с отклонениями в развитии».

На наш взгляд, основными принципами взаимодействия с семьей должны

быть:

- системность

- комплексность;

- ориентированность на семью;

- толерантность;

- укрепление веры родителей в возможности позитивных изменений в поведении ребенка и всей семейной ситуации.

Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками является частью процесса сопровождения, также предполагающей еще и социально-психолого-педагогическую работу с семьями этих детей.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми как составной части процесса их комплексного сопровождения в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсированного вида. Раннее включение детей с нарушением интеллекта в коррекционно-педагогический процесс способствует эффективной компенсации первичного дефекта и коррекции вторичных отклонений в развитии. Содержание обучения в специализированном дошкольном учреждении определяется программой воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. В основу программы положены сложившиеся представления о структуре дефекта, где ведущим является нарушение интеллектуальной деятельности.

Дошкольное учреждение, прежде всего работать с семьей, с детьми и с социальными центрами.

Формы работы учреждения с родителями можно разделить на группы:

- общие (общие родительские собрания, совместные педагогические советы, выставки детского творчества, лектории и др.);

- групповые (родительские собрания, группы общения родителей, консультации, открытые занятия, семинары-практикумы и т. д.);

- индивидуальные (посещение семьи ребенка, переписка с родителями, индивидуальные консультации, индивидуальная психотерапия и др.)

Формой непосредственного взаимодействия специалистов и родителей в процессе социального сопровождения детей в условиях дошкольного учреждения могут быть группы общения родителей, которые должны проводиться не менее 1 раза в месяц, основная задача данных проверок является выявление проблем в общении между родителями и детьми, проблемами межличностного общения, проблемам внутриличностных конфликтов др.

Специфика организации процесса комплексного сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения может включать в себя ряд этапов. Рассмотрим их.

Важнейшим этапом осуществления социального сопровождения является педагогическая диагностика. Целью педагогической диагностики является выявление детей, у которых имеются признаки задержки психического развития.

Второй этап - поиск путей решения проблемы, которое может быть в форме коллегиального обсуждения, дискуссии, мозгового штурма. Разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребенка, где четко прописываются основные направления работы.

Важно отметить, что важной задачей в социальном сопровождении является создание достойных условий для развития ребенка, подготовка его к адаптации изменяющихся условий способной адаптироваться к происходящим изменениям.

Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется системная работа по сопровождению воспитательно-образовательного процесса ребенка, основанная на принципах междисциплинарного взаимодействия. Анализ деятельности показывает, имеется сложность разработке и реализации модели взаимодействия специалистов социально-психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях.

Библиографический список

1 Афанасьева Т.М. Семья / Т. М. Афанасьева. - М.: Просвещение,2008. - 284

с

2 Холостова Е. И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. М. : Дашков и К, 2014. 752 с.

3 Министерство социальной защиты, труда и занятости населения [Электронный ресурс] : сайт органов государственной власти Республики Мордовия. - Режим доступа : http://www.e-mordovia.ru/main/news/ detail .php?ID=4156.

4 Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. -М.: Просвещение, 2003. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.