Научная статья на тему 'Учреждение, которого нет в российской системе образования'

Учреждение, которого нет в российской системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волкова Валентина Константиновна

Представлена эффективность интеграции системы образования с системой медико-психологического и социально-педагогического сопровождения дошкольников и школьников с проблемами здоровья в условиях инновационного общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волкова Валентина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учреждение, которого нет в российской системе образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК: ОБРЕТЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ1

УДК 376.1 ББК Ч43

УЧРЕЖДЕНИЕ, КОТОРОГО НЕТ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В. К. Волкова

Ключевые слова: образование, модернизация, здоровьесберегающие технологии, инновационное общеобразовательное учреждение, реабилитация.

Резюме: Представлена эффективность интеграции системы образования с системой медико-психологического и социально-педагогического сопровождения дошкольников и школьников с проблемами здоровья в условиях инновационного общеобразовательного учреждения.

Комплексная реабилитация в инновационном центре более эффективна, чем в учреждениях традиционных систем образования, здравоохранения и социальной защиты, функционирующих разрозненно и разобщено.

Эффективность и экономичность инновационного центра подтверждает целесообразность развития сети учреждений-аналогов по всей территории Российской Федерации.

Модернизация содержания и структуры российской системы образования предполагает, что в процессе обучения и воспитания современный выпускник школы должен овладеть функциональной грамотностью и методологической компетентностью, обладать способностью адаптироваться к общественным переменам, условиям труда, соответствовать потребностям современного общества. Модернизация системы в целом, интенсификация образовательной деятельности, повышенные учебные нагрузки и высокий уровень требований к выпускникам школ наслаиваются на выраженную тенденцию ухудшения здоровья детского населения России и особенно школьников. По материалам

1 У нас в гостях - журнал «Образование» Информационно-методического центра управления образованием Администрации г. Тюмени.

Предлагаемые вниманию читателей статьи отражают достижения и проблемы инновационного развития дошкольного и школьного образования.

IX съезда педиатров (Москва, 2001 г.) здоровые дети из общего числа школьников составляют не более 2,3%.

Хронически больной и физически ослабленный школьник, как и его здоровый сверстник, должен быть готов к самостоятельному выбору жизненной позиции, к сознательной профессиональной ориентации с учетом состояния его здоровья. Поэтому в процессе развития образования должны быть предусмотрены не только повышенные качества образования, но и широкое внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, воспитание в детях культуры здорового образа жизни, усиление борьбы с наркоманией и ВИЧ-инфекцией, повышение внимания к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для развития их индивидуальных способностей и дарований в целях последующей эффективной адаптации к сложным условиям современного социума. В связи с этим определилась необходимость интеграции системы образования с системой социально-педагогического и медико-психологического сопровождения развития ребенка в процессе образовательной деятельности, как это отмечено Международной российско-фламандской научнопрактической конференцией (С.-Петербург, 2001 г.).

Традиционные образовательные учреждения выполнить такой сложный комплекс задач не могут. Для этого необходимы принципиально новые социальные структуры, осуществляющие на паритетных началах обучение, воспитание, лечение и социальную защиту хронически больного и физически ослабленного ребенка на протяжении всего периода детства. Таких учреждений в Российской Федерации до настоящего времени не было. Их тип и вид не предусмотрены государственным классификатором социальных структур, не разработана правовая база, отсутствует теоретический и практический опыт их построения, функционирования и развития. Кроме того, недостаточно разработаны образовательные технологии, адаптированные к возможностям хронически больного и физически ослабленного ребенка.

Впервые такого типа учреждение было сформировано в Тюмени в 1989 г. Областной детский реабилитационный центр «Крепыш» (ОДРЦ) является дошкольно-школьным образовательно-оздоровительным комплексом, выполняющим вышеуказанный социальный заказ. «Крепыш» - это не просто школа и детский сад под одной крышей, а инновационное образовательное учреждение для реабилитации дошкольников и школьников с хроническими соматическими заболеваниями, преимущественно аллергической природы, с преемственными программами образования, развития и интегрированной с ней системой комплексного сопровождения.

По характеру деятельности Центр может быть отнесен к типу учреждений для детей, нуждающихся в медико-педагогической и социально-психологи-

ческой поддержке. Однако указанный тип и его виды предусматривают возможность включения в реабилитационную систему детей с задержкой психического развития, низким уровнем интеллекта и девиантным поведением, в то же время концепцией ОДРЦ предусмотрена реабилитация детей и подростков с сохранным интеллектом, в том числе особо одаренных и талантливых. Для части детей предусмотрено школьное здоровьесберегающее обучение в школе, включенной в структуру Центра. Для старшеклассников, продвинутых в выполнении государственных общеобразовательных программ, предусмотрена организация естественно-научного лицея на третьей ступени образования. Предполагалось, что улучшить структуру здоровья детского населения России в целом и Тюменского региона в том числе возможно путем развития сети таких инновационных учреждений. В них хронически больному и физически ослабленному ребенку будет обеспечена возможность на протяжении всего периода детства, от раннего дошкольного до окончания школы, с минимальными физическими и психологическими затратами одновременно, как доказал наш опыт, выполнять образовательные программы, восстанавливать нарушенное болезнью здоровье, выявлять и развивать индивидуальные наклонности, способности и дарования, жить полноценной детской жизнью с последующей гарантией полноправного вступления в культурный и трудовой социум после завершения полного реабилитационного курса и окончания средней школы. Такая возможность появилась при объединении в одном учреждении детского сада, полной общеобразовательной средней школы, подразделений дополнительного образования, мощного медицинского подразделения с широким диапазоном лечебно-профилактической и оздоровительной деятельности, психологической и социально-педагогической службы. При организации инновационного комплекса возникла необходимость:

• научно обосновать и верифицировать на практике все элементы инновационного технологического комплекса «Лечебная педагогика»;

• проработать правовую базу всех направлений деятельности инновационного учреждения на основе действующего и перспективного законодательства;

• определить функциональный потенциал учреждения в соответствии с государственным и социальным заказом;

• сформировать рациональную структуру учреждения, организационную структуру управления, кадровую политику;

• разработать технологию финансового и материально-технического обеспечения инновационного комплекса, адекватную целевым программам функционирования и развития.

В настоящее время Центр является многофункциональным образовательно-оздоровительным учреждением, в котором осуществляется комплексная

медико-психологическая и социально-педагогическая реабилитация физически ослабленных, часто и длительно болеющих детей дошкольного и школьного возраста, с осложненными хроническими соматическими заболеваниями органов дыкания, кожи, пищеварения.

Структура Центра интегрирует систему образования с системой комплексного сопровождения развития ребенка дошкольного и школьного возраста в процессе образовательной деятельности.

Система образования включает в себя: дошкольное отделение; общеобразовательную школу (I ступень - 4-х летнее обучение; основная ступень - с 5 по 9 кл.; III ступень - 10-11 кл. - лицей естественнонаучного профиля) с возможностью изучения 3-х иностраннык языков; отделение дополнительного образования (театральное, музыкальное, хореографическое, художественное, спортивное направления).

Система дошкольного и школьного образования реализует технологии развивающего, индивидуализированного обучения, педагогическую концепцию гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие педагогические технологии, основные положения валеоло-гии и лечебной педагогики.

В систему сопровождения входят: социально-педагогическая, психологическая, коррекционная и медицинская службы.

Социально-педагогическая реабилитация ребенка в условиях ОДРЦ осуществляется согласованной деятельностью учителей, воспитателей и врачей, интегратором которой является социальный педагог. Основу целевой программы социально-педагогической службы составляет организация социального воспитания дошкольников и школьников.

Психологическая служба включает: психологов-педагогов, психотерапевта и медико-психолого-педагогическую комиссию. Психологическая поддержка больного ребенка и его семьи осуществляется путем консультирования, обучения методам психологического аутотренинга, реализации коррекционно-развивающих психологических и психотерапевтических программ. С целью психологической коррекции используются музыжо-, вокало-, игро-, трудо- и арттерапия.

Коррекционная служба осуществляет коррекцию нарушений речи и письма, осанки и двигательной активности, нарушений зрения, слуха, дополнительного образования, реализуются основные положения лечебной педагогики.

Медицинская служба реализует функции детского санатория, специализированного стационара, стационарнозамещающих и амбулаторно-поликлинических подразделений, лечебно-физкультурного диспансера. В структуре медицинского подразделения функционируют кабинеты светотерапии, электролечения, парафинолечения, лазеротерапии, рефлексотерапии, гидротерапии

и грязелечения, стоматологический, массажный, релаксации, психологической разгрузки и биологической обратной связи. Имеются залы лечебной физкультуры, сауна, бассейн, ингаляторий. Для оздоровительных целей используются подразделения немедицинского профиля: музыкальный зал и музыкальные классы, театральная студия, художественная мастерская, кабинет ручного труда, швейная мастерская, хореографический зал, специализированные диагностические подразделения: кабинет функциональной диагностики, аллергический кабинет, кабинет психологической диагностики.

На педагогическую и медицинскую деятельность получены лицензии департамента образования и науки, департамента здравоохранения администрации Тюменской области.

Социальная значимость инновационного учреждения определяется его многообразными функциями, к которым относятся:

• повышение эффективности обучения и воспитания больного контингента хронически больных и физически ослабленных школьников после многолетней непрерывной комплексной и преемственной реабилитации как способа обеспечения возможности их послешкольного профессионального обучения и эффективной трудовой деятельности;

• создание в Центре условий для получения полного среднего образования детям и подросткам, не имеющим возможности обучаться в общеобразовательной школе по состоянию здоровья, но способным выполнить стандартные государственные общеобразовательные программы и программы повышенного уровня (лицейские);

• обеспечение возможности индивидуального развития особо одаренным и талантливым детям и подросткам, не имеющим возможности по состоянию здоровья сочетать обучение в общеобразовательной школе с реализацией индивидуальных способностей в традиционной системе дополнительного образования;

• нивелирование социального напряжения в обществе, связанного с трудностями организации обучения, воспитания и оздоровления большого контингента хронически больных детей и подростков, требующих больших психических, физических и финансовых затрат со стороны семьи и самого ребенка, с перспективой нарушений психологического климата в семье, рабочем коллективе, необходимостью разрешения микро- и макроконфликтных ситуаций;

• профилактика синдрома школьной дезаптации, связанной с высокой вероятностью формирования токсикомании, наркомании, алкогольной зависимости, детской и подростковой преступности;

• профилактика и нивелирование состояния социально-психологической депривации, что служит одним из условий духовно-нравственного и культурного возрождения общества через развитие личности каждого ребенка и под-

ростка, восстановление нарушенных болезнью естественных механизмов формирования возрастных интересов высшего уровня;

• повышение уровня здоровья детского населения региона через восстановление и развитие здоровья большого контингента хронически больных и физически ослабленных дошкольников и школьников с перспективой увеличения продолжительности жизни и периода активной трудовой деятельности граждан;

• снижение социальных затрат на вспомоществование через профилактику инвалидности, связанное с этим уменьшение потребности в санаторно-курортном лечении и социальных льготах;

• создание условий для одновременного выполнения высококвалифицированной медицинской помощи, психологической и социально-педагогической поддержки общеобразовательных стандартных и нестандартных программ для хронически больных и физически ослабленных детей малых народностей в автономных национальных округах и республиках с экологическим неблагополучием и этническим регрессом, в том числе в районах Тюменского Севера;

• рациональное использование социальных ресурсов в системе образования как способ нивелирования социального напряжения и как форма идеологической работы в педагогических коллективах;

• выполнение гуманной функции общества по отношению к детям с сохранным и высоким интеллектом, но серьезными проблемами в здоровье.

Объединение усилий государства в целом, региональных государственных и общественных учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты с усилиями семьи больного ребенка позволит решить данную проблему с позиции гуманизма.

Наибольшие трудности возникают при создании, функционировании и развитии инновационного комплекса в определении его правового статуса и экономического обеспечения. Образовательные, оздоровительные и развивающие программы, построенные на инновационных видах деятельности, влекут за собой затраты, выходящие за пределы финансирования обычных программ, предусмотренных бюджетом образовательного учреждения. В инновационном учреждении необходимы дополнительные, не предусмотренные стандартным бюджетом системы образования затраты на медицинское, психологическое и социально-педагогическое обеспечение. Использование старых, традиционных финансовых схем практически невозможно, а новые схемы пока не разработаны. Необходим качественно иной подход к формированию как нормативно-правовой, так и финансово-экономической базы социальной структуры нового типа.

Изучение многолетней деятельности инновационного учреждения с использованием методов математического анализа и моделирования показало, что общая стоимость комплексной реабилитационной программы, реализуемой

в инновационном учреждении, значительно выше стоимости содержания ребенка в отдельно взятых учреждениях традиционных систем образования и здравоохранения (в детском дошкольном учреждении, в полной средней общеобразовательной школе, в стационаре детской соматической больницы и в специализированном стационаре). Однако, при необходимости осуществления в течение года образовательных и лечебно-оздоровительных программ в указанных учреждениях общая затратность значительно превышает расходы на одного ребенка в инновационном комплексе, выполняющем интегрированные образовательно-оздоровительные программы. Кроме того, содержание ребенка в инновационном учреждении в несколько раз дешевле, чем круглогодичное оздоровление дошкольника и школьника в специализированном санатории, а также лечения в специализированном стационаре. Но самое главное -это громадный социальный эффект комплексной реабилитации детей и подростков: возможность полноценной трудовой деятельности для родителей, укрепление семьи, возвращение нормального детства и возможностей профессионального обучения и труда во взрослой жизни для воспитанников Центра.

За период с 1989 по 2003 г. в Центре прошли реабилитацию более 8000 детей из Тюмени и всех районов Тюменской области. Интеграция образовательной деятельности с системой медико-психологического и социально-педагогического сопровождения развития ребенка обеспечивает более высокую эффективность комплексных реабилитационных программ по сравнению с реабилитацией хронически больных и физически ослабленных детей в автономно функционирующих учреждениях традиционных систем образования, здравоохранения и социальной защиты.

УДК 374.24 ББК Ч411.2

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ

Т. П. Иванцова

Ключевые слова: оздоровление детей, дошкольное учреждение, опыт работы.

Резюме: Статья знакомит с эффективными подходами к комплексному решению вопросов здоровьесбережения детей. Рекомендуется для работников дошкольных учреждений.

Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утрачивает актуальности во все времена, а сегодня он просто самый главный, учитывая социальную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.