PEDAGOGICAL SCIENCES
REFERENCES
1. Volkova, L.S. Logopedija: uchebnik dlja studentov defektol. fak. ped. vuzov [Speech Therapy]. In Volkovoj L.S. (eds.). Moscow: VLADOS, 1998. 680 p.
2. Gluhov V.P. Formirovanie svjaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s obshhim rechevym nedorazvitiem [The speech formation in preschool children with general speech underdevelopment]. Moscow: Prosveshhenie, 2004. 345 p.
3. Zhukova N.S., Mastjukova E.M., Filicheva T.B. Logopedija. Osnovy teorii i praktiki [Speech Therapy. Fundamentals of Theory and Practice]. Moscow: Jeksmo, 2011. 288 p.
4. Komarova T.S., Komarova I.I., Tulikov A.V. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v doshkol'nom obrazovanii: posobie dlja pedagogov doshk. uchrezhdenij, specialistov metod. i resurs. centrov, rabotnikov organov upravlenija obrazovaniem [Information and communication technologies in preschool education]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2011. 123 p.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj deracii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [Learning Standard of preschool education]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 28 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Н.Н. Рукавишникова, студент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: nadezhda.ruckavishnikova@yandex.ru.
Е.В. Хмелькова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
N.N. Rukavishnikova, Student of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: nadezhda.ruckavishnikova@yandex.ru.
E.V. Khmelkova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878.
УДК 376
Виктория Вячеславовна Сарьянова
г. Тюмень Надежда Ивановна Отева г. Тюмень Анна Ивановна Березенцева
г. Тюмень
Изучение развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
У детей с задержкой психического развития отмечаются различные нарушения речи.
Целью статьи является анализ результатов изучения развития лексики у детей с задержкой психического развития.
Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрены особенности лексического словаря дошкольников с ЗПР и апробирована методика И.Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с ЗПР. Изучение лексического развития».
Практическая значимость: проведён сравнительный анализ лексического развития речи дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нормой речевого развития. У детей с ЗПР выявлены следующие особенности: очень низкая познавательная активность, преобладание замены и наложения суффиксов при образовании притяжательных прилагательных, затруднения для подбора соответствующего слова, игнорирование менее выраженных черт при характеристике предмета; бедность пассивного и активного словаря, неточность предметного и глагольного словаря, трудности при актуализации словаря, частое использование неологизмов.
Ключевые слова: развитие лексики, задержка психического развития, дошкольники.
Viktoriai Vyacheslavovna Saryanova Tyumen Nadezda Ivanovna Oteva Tyumen
Anna Ivanovna Berezentseva
Tyumen
The vocabulary development study in children with mental disorders
The purpose of the article is to analyze the results of studying the vocabulary development in children with mental disorders.
The scientific novelty of the research consists in the fact that the features of the lexical dictionary of preschoolers with mental disorders are considered and the method of I. D. Konenkova «Speech examination of preschoolers with mental disorders is tested. Study of lexical development».
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
181
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Practical significance: a comparative analysis of the lexical speech development of preschoolers with mental disorders and preschoolers with the norm of speech development is carried out. The following features were found in children with mental disorders: very low cognitive activity, the predominance of substitution and suffixing in the formation of possessive adjectives, difficulties in selecting the appropriate word, ignoring less pronounced features when describing the subject; poor passive and active vocabulary, inaccuracy of the subject and verb vocabulary, difficulties in updating the dictionary, frequent use of neologisms.
Keywords: vocabulary development, mental disorders, preschool children.
Актуальность. Формирование лексики у ребенка происходит в процессе речевого общения и знакомства с окружающей его действительности. При непонимании ребенком обращенной к нему речи и при отсутствии навыка правильной формулировки своих мыслей невозможно проводить эффективную коррекционную работу. Развитие лексической стороны речи необходимо, так как в это время происходит становление фонетики, грамматики и связной речи, а также лексика напрямую связана с включенностью ребенка в окружающую действительность. Поэтому проблема изучения развития лексической стороны речи у детей с ЗПР является актуальной.
Проблемой изучения и формирования лексики детей дошкольного возраста с ЗПР занимались такие специалисты, как Л.С. Выготский, Р.Д. Три-гер, Е.С. Слепович, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, И.А. Мельчук, С.Н. Цейтлин и многие другие.
Установлено, что дети с задержкой психического развития обладают соответствующими характерными чертами: маленький запас знаний и общих представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной деятельности, медленный темп развития высших психических функций, кроме этого наблюдаются нарушения всех сторон речевого развития. Зачастую в первый год жизни ребенка данной группы отмечается замедление моторного и речевого развития. Согласно сведениям различных авторов, от 39% до 95 % детей с ЗПР обладают различными патологиями речи [2].
Познавательная деятельность у детей с задержкой психического развития снижена. Развитие речевого навыка происходит в замедленном темпе, при этом не исключены возможные отклонения. Особенностью дизонтогенеза речи детей является стойкое отсутствие речевого подражания за взрослым[3].
Научная новизна работы состоит в том, что в ходе исследования была апробирована методика И.Д. Коненковой.
Объект исследования: процесс развития лексической стороны речи у детей.
Цель: изучение развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации исследования была применена методика И.Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с ЗПР. Изучение лексического развития» [1].
Исследование проводилось на базе детского сада №125 г. Тюмени. Всего было обследовано 10 детей в возрасте 5 лет, среди которых было 5 детей
с нормой развития, 5 с нарушениями в развитии. В речи обследуемых в 8 из 10 случаев наблюдается нарушение звукопроизношения.
Полученные результаты исследования: в ходе обследования была отмечена очень низкая познавательная активность у дошкольников с ЗПР. Дети обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития. Среди образования притяжательных прилагательных при помощи суффиксов можно выделить следующие группы нарушений: замена суффиксов (зайцовый), употребление прилагательных другого лексического значения, близкого по семантическому признаку (пуховая -теплая); наложение суффиксов (шерстяновая); нарушение согласования прилагательного с существительным в роде и числе (мамина фартук).
У дошкольников с задержкой психического развития при использовании прилагательных, в первую очередь выделяется цвет, только потом форма и величина предмета. Нормально развивающиеся дети в своей повседневной речи свободно используют прилагательные, обозначающие отте-ночные цвета, величину, форму, а также материал, из которого изготовлен предмет.
Увеличение количества прилагательных у детей с задержкой психического развития происходит за счет появления новых слов, а также частого повторения уже имеющихся в лексиконе.
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития при употреблении прилагательных чаще допускают следующие ошибки:
1. Определяя качество предмета, испытывают затруднения для подбора соответствующего слова. Например, большая по размеру кофта названа «очень длинная», форма груши определена как «круглая».
2. При характеристике предмета выделяются наиболее выраженные черты, но при этом не уделяет полного внимания на менее выраженные. Например, белая блузка с черными пуговицами была названа так: «рубашка белая, черная».
Так, при описании предметов дошкольниками с задержкой психического развития, чаще отмечаются фрагментарность и неточность восприятия, что может свидетельствовать о неполноценной работе таких мыслительных операций, как анализ, синтез и обобщение.
В ходе выполнения заданий, в которых необходимо было определить обобщающее слово (игрушки, транспорт, одежда, овощи, фрукты), также возникали затруднения у 4 из 5 детей с задержкой психического развития, что может свидетельство-
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 182_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
вать о недостаточной сформированности семантических полей. Подобные задания неразрывно связаны со способностью к анализу, синтезу и умением обобщать.
При обследовании словаря притяжательных местоимений было предложено 6 вариантов, где необходимо было указать, кому принадлежит дом, преобразуя местоимения. 6 из 10 обследуемых детей самостоятельно без затруднений справились с заданием. А 4 из 10 выполняли задание, допуская ошибку, но при этом исправляли ее самостоятельно.
В блоке заданий, где необходимо подобрать слова, похожие по значению, было предъявлено 9 слов, среди которых были как существительные частого использования, так и прилагательные, и глаголы. Возникли затруднения у 7 из 10 обследуемых детей, которые сумели подобрать синоним только к четырем - пяти словам из предложенного списка. Остальные 3 ребенка без затруднений справились с данным заданием.
В следующем блоке, где нужно было подобрать слово, противоположное по значению, было предъявлено 10 слов. Трудности испытывал только один ребенок с задержкой психического развития, им были названы такие пары слов, как «мокрый -чистый», «медленно - тихо», также в словах «смеяться» и «тишина» была применена частица «не».
Так, дети чаще всего испытывают трудности при подборе синонимов, чем противоположных по значению слов. При подборе противоположных по значению слов дети не испытывают трудностей с хорошо знакомыми словами. Но при подборе антонимов к малознакомым словам, появляются варианты с частицей «не» («не смеяться»).
В блоке заданий, в котором обследуется сформированность восприятия ребенком многозначности слов, было использовано 4 слова - ножка, язычок, носик, горлышко. Для обследуемых 10 детей это задание вызвало затруднения. 7 из 10 сумели самостоятельно назвать по три предмета на три слова (слово «язычок» вызвало затруднения у обследуемой группы детей в большей степени). В трех случаях дети называли самостоятельно по 1 -2 предмета на каждое предложенное слово.
У группы детей с задержкой психического развития, в отличие от детей с нормой развития было отмечено, что пассивный и активный словарь беден и содержит в основном слова конкретного значения. Возникают трудности при словоизменении существительных, прилагательных и глаголов.
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в собственной речи
чаще используют существительные и глаголы, но при этом предметный и глагольный словарь неточны. Они не владеют многими словами, даже теми, которые встречаются в речи повседневно, такие выражения заменяются либо описанием ситуации, либо стараются подобрать слова - антонимы и слова - синонимы, что получается с большой трудностью. Также следует отметить, что обобщающие слова имеются в пассивном словаре детей с задержкой психического развития, но они еще не перешли в активный. В активном словаре чаще встречаются слова конкретного значения. У детей исследуемой категории отмечены трудности при актуализации словаря, у них недостаточно понимание соотношения между названием предмета и его образом.
Также стоит обратить внимание на звукопро-изношение детей с задержкой психического развития. Расстройства проявляются в искажениях, заменах и смешениях звуков. При этом чаще всего встречается смешение звуков, что связано с недостаточной сформированностью таких процессов, как анализа и синтеза. Отмечается общая смазан-ность речи и замедленный темп.
В группе дошкольников с задержкой психического развития отмечается частое использование неологизмов (используют один и тот же суффикс для образования разных прилагательных).
При выполнении заданий, способствующих определению уровня дифференциации близких по смыслу понятий, в первой серии были предложены три картинки: мама шьет, мама вяжет, мама вышивает («выбери ту, на которой мама ...»). Данное задание не вызвало проблем с решением у нормально развивающихся детей, однако в группе детей с задержкой психического развития, у всех обследуемых наблюдалась тенденция к использованию помощи взрослого (уточняющие вопросы, иногда с контекстной подсказкой). При этом, в ходе выполнения второго блока заданий, где необходимо было сгруппировать картинки в соответствии с выполняемым действием, например какую вещь шьют, вышивают, либо вяжут, затруднений практически у всех обследуемых детей не возникло. При наличии ошибки, исправлялись самостоятельно или при помощи уточняющего вопроса.
Так, на основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что с дошкольниками следует проводить коррекционную работу, способствующую развитию как активного, так и пассивного словаря. Пренебрежение коррекционной работой может повлечь за собой дальнейшие трудности в освоении учебных программ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И.Д. Коненкова. - М. : ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
2. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : кн. для учителя / Е. С. Слепович. - 2-е изд., доп. - Минск : Народная расвета, 1989. - 64 с.
3. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
183
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
REFERENCES
1. Konenkova I.D. Obsledovanie rechi doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Examination of speech of preschool children with mental disorders]. Moscow: GNOM i D, 2005. 80 p.
2. Slepovich E.S. Formirovanie rechi u doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija: kn. dlja uchitelja [Speech formation in preschoolers with mental disorders]. Minsk: Narodnaja rasveta, 1989. 64 p.
3. Chirkina G.V. Metody obsledovanija rechi detej: posobie po diagnostike rechevyh narushenij [Methods of examination of children's speech]. Moscow: ARKTI, 2003. 240 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
В.В. Сарьянова, студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000193877@study.utmn.ru.
Н.И. Отева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: n.i.oteva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1165-1012.
А.И. Березенцева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: a.i.berezenceva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-3465-7396. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
V.V. Saryanova, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000193877@study.utmn.ru. N.I. Oteva, Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Postgraduate Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: n.i.oteva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1165-1012.
A.I. Berezentseva, Graduate Student, Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: a.i.berezenceva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-3465-7396.
УДК 377.1
Денис Федорович Терегулов
г. Нижний Тагил
Организация проектной деятельности при обучении студентов среднего профессионального образования
Обсуждаются особенности подготовки студентов среднего профессионального образования с использованием проектного метода обучения. Предлагается проектную деятельность организовать в рамках курса «Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности». Для выполнения условия личностной значимости проектной деятельности предлагается тематику проектов связать с темами выпускных квалификационных работ. Студенты выполняют проект по сопровождению и продвижению программного обеспечения (информационных систем, информационных ресурсов, баз данных, систем телекоммуникаций). Выделяются структурные части проекта: цель создания программного обеспечения, ресурсы, описание технологии развертывания программного продукта, способы выявления проблем совместимости и тестирование программного обеспечения, презентация разработанного программного обеспечения для пользователей, организация работы с пользователями, исследование удовлетворенности программным обеспечением пользователей. Для каждой составляющей проекта указаны знания, получаемые при ее реализации, а также пример практического результата.
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, среднее профессиональное образование, сопровождение и продвижение программного обеспечения.
Denis Fedorovich Teregulov
Nizhny Tagil
Organization of project activities for teaching students of secondary vocational education
The features of training students of secondary vocational education using the project method of training are discussed. It is proposed to organize project activities as part of the course "Maintenance and promotion of industry-specific software." To fulfill the conditions of personal significance of the project activity, it is proposed to connect the topics of projects with the themes of final qualification works. Students carry out a project to support and promote software (information systems, information resources, databases, telecommunication systems). The structural parts of the project are distinguished: the goal of creating software, resources, a description of the technology for deploying a software product, ways to identify compatibility problems and software testing, presentation of the developed software for users, organization of work with users, research on user software satisfaction. For each component of the project, knowledge obtained during its implementation, as well as an example of a practical result, are indicated.
Keywords: project method, project activity, secondary vocational education, software support and promotion.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 184_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291