Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАВЫКИ САМООБРАЗОВАНИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ МЕДИКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / SELF-EDUCATION SKILLS / ENGLISH / MEDICAL STUDENTS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова И. И., Корнева И. Г.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью формирования самообразовательных навыков у студентов медиков на первом курсе университета для эффективного овладения английским языком профессиональной направленности и возникающими трудностями на данном этапе обучения. Цель статьи заключается в исследовании влияния самостоятельных заданий на занятиях английского языка на формирование самообразовательных навыков у студентов первого курса медицинских специальностей. Выявлены основные навыки самообразовательной деятельности, сформированность которых продиагностирована на трех уровнях (низкий, средний, высокий). В статье продемонстрирована эффективность разработанных и внедренных самостоятельных учебных заданий; приводятся статистические данные, подтверждающие сформулированные выводы. Статья предназначена для преподавателей иностранного языка неязыковых вузов, исследователей, магистрантов и других, заинтересованных в данной теме, лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова И. И., Корнева И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SELF-EDUCATION SKILLS OF MEDICAL STUDENTS DURING STUDYING ENGLISH AT THE UNIVERSITY

The relevance of this article is due to the need to form self-educational skills of medical students in the first year of the university for the effective mastering of professional English and the difficulties encountered at this stage of training. The purpose of the article is to study the influence of independent tasks fulfillment at English lessons on the formation of self-educational skills of first-year medical students. The main skills of self-educational activity were revealed, the development of which was diagnosed at three levels (low, medium, high). The article demonstrates the effectiveness of the developed and implemented independent educational assignments; provides statistical data confirming the formulated conclusions. The article is intended for teachers of a foreign language of non-linguistic universities, researchers, undergraduates, and other people who are interested in this topic.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

УДК 378

Формирование навыков самообразования у студентов медиков в процессе изучения английского языка в вузе

Formation of the self-education skills of medical students during studying English at the university

Соколова И.И., Казанский Федеральный Университет, Институт международных отношений, [email protected]

Корнева И.Г., Казанский Федеральный Университет, Институт международных отношений, [email protected]

Sokolova I., Kazan Federal University, Institute of International Relations, [email protected] Korneva I., Kazan Federal University, Institute of International Relations, [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.017

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, навыки самообразования, английский язык, студенты медики, высшее образование.

Keywords: professional communication, self-education skills, English, medical students, higher education.

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью формирования самообразовательных навыков у студентов медиков на первом курсе университета для эффективного овладения английским языком профессиональной направленности и возникающими трудностями на данном этапе обучения. Цель статьи заключается в исследовании влияния самостоятельных заданий на занятиях английского языка на формирование самообразовательных навыков у студентов первого курса медицинских специальностей. Выявлены основные навыки самообразовательной деятельности, сформированность которых продиагностирована на трех уровнях (низкий, средний, высокий). В статье продемонстрирована эффективность разработанных и внедренных самостоятельных учебных заданий; приводятся статистические данные, подтверждающие сформулированные выводы. Статья предназначена для преподавателей иностранного языка неязыковых вузов, исследователей, магистрантов и других, заинтересованных в данной теме, лиц.

Abstract. The relevance of this article is due to the need to form self-educational skills of medical students in the first year of the university for the effective mastering of professional English and the difficulties encountered at this stage of training. The purpose of the article is to study the influence of independent tasks fulfillment at English lessons on the formation of self-educational skills of first-year medical students. The main skills of self-educational activity were revealed, the development of which was diagnosed at three levels (low, medium, high). The article demonstrates the effectiveness of the developed and implemented independent educational assignments; provides statistical data confirming the formulated conclusions. The article is intended for teachers of a foreign language of non-linguistic universities, researchers, undergraduates, and other people who are interested in this topic.

Введение. В данной статье речь пойдет о том, как подготовка к занятиям английского языка в вузе, а именно, самостоятельный поиск, просмотр и критическое оценивание видео по профессионально ориентированной теме урока, анализ изученного видео материала и оформление ответов в виде устных ответов и письменных работ (эссе, изложение) формируют навыки самообразования у студентов первого курса медицинских специальностей.

Эти навыки необходимы для самостоятельной работы в условиях постоянно меняющегося мира, когда необходимо подстраиваться под новые условия, например, учиться удаленно, усваивать и находить массивные объемы информации. Формирование навыка самообразования обусловлено требованием ФГОС, в частности в ОК-5 (общекультурная компетенция)

формулируется как готовность к саморазвитию,

самоорганизации, самообразованию и использованию творческого потенциала [9].

В большой советской энциклопедии о самообразовании говорится как о самостоятельном образовании; приобретении систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающем непосредственный личный интерес занимающегося в сочетании с самостоятельностью изучения материала; включает все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом [1]. Таким образом, самообразование подразумевает под собой способность человека приобретать нужные ему знания, навыки посредством самостоятельных занятий и без помощи преподавателя [4].

Нами рассматриваются особенности подготовки в медиков в Казанском федеральном университете. Специфика Института фундаментальной медицины и биологии КФУ заключается в том, что здесь учатся студенты из многих городов России и стран мира. В первый год обучения студенты испытывают трудности в адаптации, во-первых, к организации обучения в университете, во-вторых, к новым бытовым условиям жизни и передвижению в незнакомом городе, а также к коммуникации с одногруппниками, являющимися

представителями разных культур и ментальности [8]. Важность формирования навыков самообразования у студентов медиков первого курса состоит в том, что им предстоит расширить спектр навыков самостоятельности как в жизни, так и в обучении.

Мы рассматриваем процесс формирования навыков самообразования как организованный процесс под руководством преподавателя, когда студенты получают определенные задания, поэтапное выполнение которых позволяет наработать необходимые навыки. В связи с этим на уроках английского языка стоит задача не только научить студентов понимать, говорить и выражать свою точку зрения на английском языке, но и быть готовым самостоятельно изучать темы по будущей специальности, уметь формулировать вопросы и отвечать оппонентам, оформлять результаты проделанной работы в письменной форме в виде изложения с элементами аннотирования и эссе.

Таким образом, в данной статье мы сделали попытку решить эту проблему при помощи систематического формирования

самообразовательных умений студентов первого курса медицинских специальностей на занятиях

английского языка, которые включали в себя определенные задания. Студенты, выполняя задания в течение всего академического года, становились способными самостоятельно найти видео по заданной теме в сети интернет, различных базах данных, подготовить вопросы для дальнейшего обсуждения и дискуссии на занятии, оформить свои аналитические выводы в виде письменной работы.

Материалы и методы исследования

Цель нашего исследования состоит в изучении влияния самостоятельных заданий на занятиях английского языка на формирование самообразовательных навыков у студентов первого курса медицинских специальностей.

Основа исследования - Институт фундаментальной медицины и биологии, Казанский федеральный университет.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования были проанализированы отечественные и зарубежные источники по исследуемой проблеме, сформулирован методологический аппарат исследования.

На втором этапе обучения был проведен мониторинг процесса обучения английскому языку в Институте фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета, проведены интервью с преподавателями английского языка, тестирование и анкетирование студентов. Были выделены и измерены ключевые самообразовательные навыки студентов.

На третьем этапе приводятся результаты внедрения самостоятельных заданий на занятиях английского языка и их влияние на формирование самообразовательных навыков студентов первого курса медицинских специальностей.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы; изучение и обобщение передового образовательного опыта; интервью, тестирование, анкетирование.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 67 студентов 1 курса ИФМиБ, КФУ. На основе анализа зарубежной научной литературы по вопросу самообразовательных навыков, опираясь на ФГОС ВПО и полученные данные начальных этапов нашего исследования, были выделены ключевые самообразовательные навыки, необходимые студенту для дальнейшего эффективного обучения в университете. Мы выделили пять самообразовательных навыков у студентов медиков в процессе изучения английского языка: самостоятельный поиск информации при помощи современных компьютерных технологий; навык работы с

базами данных по заданной теме; навык оформления полученных собственных результатов в виде изложения, аннотации, эссе; навык самостоятельной подготовки вопросов для устной коммуникации на занятии; навык самостоятельной работы над фонетикой,

грамматикой и лексикой английского языка при оформлении своих результатов.

Самообразовательные навыки мы оценивали по трем уровням сформированное™: низкий, средний, высокий, результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1. - Уровни сформированности самообразовательных навыков студентов медиков 1 курса в начале академического года

Самообразовательные навыки Уровни сформированности самообразовательных навыков в начале 1 курса обучения в университете

низкий средний высокий

1) самостоятельный поиск информации при помощи современных компьютерных технологий 24% 54% 22%

2) работа с базами данных по заданной теме 28% 42% 30%

3) оформление полученных собственных результатов в виде изложения с элементами аннотирования, эссе 71% 23% 6%

4) самостоятельная подготовка вопросов для устной коммуникации на занятии 62% 33% 5%

5) самостоятельная работа над фонетикой, грамматикой и лексикой английского языка при оформлении своих результатов 55% 30% 15%

Как видно из таблицы, у большинства респондентов низкий уровень сформированности выделенных нами ключевых

самообразовательных умений от 24% до 71% и довольно низкое количество студентов, владеющих самообразовательными умениями на высоком уровне от 5% до 30%. Из полученных данных видно, что способность написания изложения с элементами аннотирования и эссе сформирован слабо у большинства студентов: низкий 71%, средний 23%, высокий 6%. Низкий уровень умения самостоятельно готовить вопросы для устной коммуникации на занятии также у довольно большого количества студентов - 62%.

Преподавание иностранного языка в вузе обусловлено профессионально ориентированным подходом и требует определенной стратегии в разработке учебных заданий [2;3;10]. У студентов медицинских специальностей уже с первого курса начинается изучение английского языка в разрезе их будущей профессии. В рекомендованных учебниках студенты разбирают анатомические темы «The Skeleton» (скелет), «Muscles» (мышцы), «The Digestive system» (пищеварительная система) и другие. Однако, рекомендуемая литература не предполагает заданий по аудированию, поэтому мы поставили задачу восполнить данный вид деятельности самостоятельной работой студентов. Студентам медикам было предложено самостоятельно

находить видео на английском языке по каждой изучаемой теме на таких ресурсах, как TED и Youtube [6]. Были обозначены параметры поиска: грамотная английская речь и аутентичное произношение диктора, содержательность и информативность, наглядность подачи материала, достоверность и научность материала.

Далее студенты просматривали

самостоятельно выбранные видео, делали конспекты, выделяли ключевые слова и понятия, составляли вопросы на английском для дальнейшего обсуждения темы на занятии. Следующим этапом самостоятельной работы было написание изложения с элементами аннотирования по предложенному

преподавателем плану с фразами клише, используемыми для данного вида документа. В качестве итогового задания студентам было предложено написать эссе по одной из изучаемых тем [5].

По завершении студентами первого курса нами было проведено итоговое тестирование и анкетирование, на основе полученных данных был проведен сравнительный анализ результатов уровней сформированности самообразовательных умений студентов 1 курса ИФМиБ, КФУ. Полученный результат третьего этапа исследования показал значительное увеличение показателей в среднем и высоком уровнях, данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Уровни сформированности самообразовательных навыков у студентов медиков 1 курса в начале и конце академического года

Уровни сформированности самообразовательных навыков в начале 1 курса обучения в университете Уровни сформированности самообразовательных навыков в конце 1 курса обучения в университете

низкий средний высокий низкий средний высокий

1) самостоятельный поиск информации при помощи современных компьютерных технологий 24% 54% 22% 10% 52% 38%

2) работа с базами данных по заданной теме 28% 42% 30% 15% 48% 37%

3) оформление полученных собственных результатов в виде изложения с элементами аннотирования, эссе 71% 23% 6% 42% 36% 22%

4) самостоятельная подготовка вопросов для устной коммуникации на занятии 62% 33% 5% 38% 37% 25%

5) самостоятельная работа над фонетикой, грамматикой и лексикой английского языка при оформлении своих результатов 55% 30% 15% 33% 30% 37%

Заключение. Полученные результаты нашего исследования показали значительное увеличение уровней сформированности самообразовательных навыков у студентов медиков КФУ. Таким образом, мы можем сделать вывод, что разработанные нами самостоятельные задания по работе с видео на английском языке эффективно влияют на формирование самообразовательных умений студентов университета.

Для эффективного овладения английским языком, как, в принципе, и любым иностранным, первостепенным навыком является способность и готовность самостоятельно изучать, поддерживать и улучшать свой уровень знаний и владений [7]. В

процессе самостоятельной работы с ESP видео, поиска информации по заданной теме, анализа пригодности и аутентичности видео, написания изложений и эссе, постановке вопросов и ответов оппонентам студенты получают

самообразовательные навыки, столь необходимые для успешной коммуникации на английском языке. Таким образом, студенты медики на следующих курсах обучения будут способны самостоятельно находить любого рода информацию, анализировать и критически оценивать ее, повышать свою эффективность в образовательной деятельности и овладении профессией, а не только в изучении английского языка.

Литература:

1. Антонов Г.В. Самообразование: в 30 т. / Г.В. Антонов // Большая советская энциклопедия; гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - С. 1969-1978.

2. Гатауллина А.М., Кондратьева И.Г. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых вузах / А.М. Гатауллина, И.Г. Кондратьева // Казанский вестник молодых учёных. - 2017. - Т. 1. - № 3(3). - С. 130-132.

3. Головин В.А. Формирование профессиональной культуры студентов-медиков на занятиях по английскому языку: сборник материалов // Педагогика и психология в XXI веке: современное

состояние и тенденции исследования / Материалы Ш Всероссийской (заочной) научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 109-113.

4. Данилова О.А., Кондратьева И.Г. Самообразование учащейся молодежи: исторический аспект / О.А. Данилова, И.Г. Кондратьева // Вестник НЦБЖД. - 2019. - № 2(40). - С. 19-26.

5. Ильина М.С., Соколова И.И. Вариативность содержания культуры деловой речи как условие ее формирования в языковом цикле высшего учебного заведения / М.С. Ильина, И.И. Соколова // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 1(58). - С. 29-31.

6. Налимова И.С., Валеев А.А. Возможности информационных технологий при смешанном обучении профессионально-направленному иностранному языку на неязыковых факультетах / И.С. Налимова, А.А. Валеев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 2(27). - С. 168-171.

7. Сагитова Р.Р., Назмиева Э.И., Андреева Е.А. Моделирование самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам с использованием современных образовательных технологий / Р.Р. Сагитова, Э.И. Назмиева, Е.А. Андреева // Вестник НЦБЖД. - 2017. -№ 4(34). - С. 54-59.

8. Тишков Д.С. Изучение факторов, влияющих на успеваемость студентов медицинского вуза / Д.С.

Тишков // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. -Т. 9. - № 3(32). - С. 181-183.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Специальность 31.05.01 лечебное дело. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N 95. -2016. - 22 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/310501.pdf

10. Хлызова И.Э. Иноязычная специализация в медицинских институтах как инструмент развития языковой компетенции в профессиональной деятельности будущего врача: сборник научных трудов / И.Э. Хлызова // Педагогические мастерские. - Киров. - 2020. - С. 112-114.

References:

1. Antonov G.V. Self-education: in 30 volumes / G.V. Antonov // Great Soviet Encyclopedia; ch. ed. A.M. Prokhorov. - 3rd ed. - M.: Soviet encyclopedia. - S. 1969-1978.

2. Gataullina A.M., Kondratyeva I.G. Professionally oriented teaching of a foreign language in non-linguistic universities / A.M. Gataullina, I.G. Kondratiev // Kazan Bulletin of Young Scientists. - 2017. - T. 1. - № 3(3). - S. 130-132.

3. Golovin V.A. Formation of the professional culture of medical students in the classroom in the English language: a collection of materials // Pedagogy and psychology in the XXI century: current state and research trends / Materials of the III All-Russian (correspondence) scientific and practical conference with international participation. - 2016. - S. 109-113.

4. Danilova O.A., Kondratieva I.G. Self-education of students: historical aspect / O.A. Danilova, I.G. Kondratyev // Bulletin of the NCBZD. - 2019. - № 2(40). - S. 19-26.

5. Ilyina M.S., Sokolova I.I. Variability of the content of the culture of business speech as a condition for its formation in the language cycle of a higher educational institution / M.S. Ilyina, I.I. Sokolova // Global scientific potential. - 2016. - № 1(58). - S. 29-31.

6. Nalimova I.S., Valeev A.A. Opportunities of information technologies in mixed training in a

professionally directed foreign language at non-linguistic faculties / I.S. Nalimova, A.A. Valeev // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2019. - T. 8. - № 2(27). - S. 168-171.

7. Sagitova R.R., Nazmieva E.I., Andreeva E.A. Modeling of self-educational activity of university students in the process of teaching foreign languages using modern educational technologies / R.R. Sagitova, E.I. Nazmieva, E.A. Andreeva // Bulletin of the NCBZD. - 2017. - № 4(34). - S. 54-59.

8. Tishkov D.S. Study of factors influencing the progress of students of a medical university / D.S. Tishkov // Baltic Humanitarian Journal. - 2020. - T. 9. - № 3(32). -S. 181-183.

9. Federal state educational standard of higher education. Specialty 31.05.01 general medicine. Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 9, 2016 N 95. - 2016. - 22 p. [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/310501.pdf

10. Khlyzova I.E. Foreign language specialization in medical institutions as a tool for the development of language competence in the professional activity of a future doctor: a collection of scientific papers / I.E. Khlyzova // Pedagogical workshops. - Kirov. - 2020. - P. 112-114.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.