УДК 378.147 ЯКУШКИНА Л.П.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И. С, Тургенева Е-та П: у!р2202@таИ. ги
UDC 378.147 YAKUSHKINA L.P.
Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of chair of pedagogics and professional education, Orel
State University E-mail: [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
INDEPENDENT WORK AS A FACTOR OF FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL CULTURE OF A FUTURE TEACHER
В статье рассматривается взаимосвязь самостоятельной работы студентов в вузе и формирования самообразовательной культуры будущего педагога. Эффективно и рационально организованная самостоятельная работа обучающихся при подготовке и проведении семинаров и практических занятий оказывает существенное влияние на формирование качеств, необходимых для самообразовательной деятельности студентов, на овладение культурой умственного труда, умений и навыков приобретать новые знания самостоятельно.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразовательная культура будущего педагога.
The article discusses the relationship of independent work of students in the University and formation of self-educa-tional culture of a future teacher. Effectively and efficiently organized independent work of students in the preparation and conduct of seminars and practical training has a significant impact on the formation of the qualities necessary for self-educational activity of students on mastering by culture of mental labor, and skills to acquire new knowledge independently.
Keywords: independent work, self-education culture of the future teacher.
Произошедшие изменения в социально-экономической и культурной областях во всем мире и в нашей стране, в том числе, предъявляют все более высокие требования к личности, к ее интеллектуальному и нравственному развитию, к уровню общей культуры, к способности развиваться и постоянно совершенствоваться в профессиональной сфере. Специалист-профессионал не может и не должен довольствоваться знаниями, полученными в процессе обучения в высшем учебном заведении, и поэтому остро стоит вопрос о формировании самообразовательной культуры личности в любой профессиональной области деятельности, а для педагога в особенности. Сформировать такую самообразовательную культуру можно только, научившись работать самостоятельно. Именно в ходе самостоятельной работы приобретаются важнейшие умения и развиваются качества личности, так необходимые для самообразовательной деятельности. Именно в ходе эффективно и рационально организованной самостоятельной работы в вузе можно научить студентов в соответствии с их
интересами и индивидуальным темпом обучения самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации, создать стимулирующую учебную среду, и, как результат, обеспечить формирование самообразовательной деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует формированию глубоких и прочных знаний, развитию познавательных способностей учащихся, самостоятельности и активности, активизации мыслительной деятельности в процессе обучения. Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих частей педагогического процесса в вузе. Целью самостоятельной работы студентов является не только усвоение определенной суммы необходимых научных знаний, но и формирование личности будущего педагога. Развитие и формирование такой личности может происходить только в процессе активной и самостоятельной деятельности.
В ходе самостоятельной работы развивается умственная самостоятельность, то есть способность.
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственилй университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the Ail-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Якушкина Л.П. © Yakushkina L.P.
состоящая в том. что обучающийся в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания существующей действительности, для приобретения и пополнения своих знаний. В ходе планомерно организованной самостоятельной работы развивается самостоятельность обучающегося, проявляющаяся в потребности и умении мыслить самостоятельно, ориентироваться в возникающих ситуациях и находить правильные решения.
Дидактические цели самостоятельной работы состоят в следующем:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование общетрудовых и профессиональных умений;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению будущее педагогической специальности;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование способности к самоорганизации.
В ходе самостоятельной работы у студента формируется и проявляется познавательная самостоятельность как интегративное свойство личности и многоаспектное образование, характеризующееся такими проявлениями, как саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение учащихся к познанию. Процесс познания направлен не только на приобретение новых знаний обучающимся, но и на оценку этих знаний, на выработку отношения к этим знаниям как личностно-значимым и к процессу познания в целом.
Факторами успешной организации и осуществления самостоятельной работы студентов, на наш взгляд являются: положительная мотивация студентов к учению; познавательный интерес; практические умения и навыки по самоорганизации самостоятельной работы; современные программы курсов; методические разработки и указания; учебники и другие информационные источники; современное лабораторное оборудование; рациональное планирование самостоятельной работы по каждой дисциплине изучаемого курса; эффективное руководство со стороны преподавателей; систематический контроль и учет выполнения самостоятельных заданий.
Важность этого вида учебной деятельности особенно актуальна в настоящее время, когда перед высшими учебными заведениями остро стоит задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Самообразование рассматривается как «система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности» [2, с. 681]. Необходимо учитывать, что потребность
и умения заниматься самообразованием не возникают автоматически, а возможны только при определенной организации всего учебно-воспитательного процесса в вузе. Только в этом случае происходит формирование культуры профессионального самообразования будущего педагога 111.
Самообразование - внутренняя потребность студентов выступает как сложный педагогический процесс и ведущее звено в системе их познавательно-практической деятельности, успех которой предполагает:
- волевую готовность, психологический настрой и сознательное отношение к ней каждого студента;
- знание и выполнение требований научной организации, гигиены и культуры умственного труда;
- овладение системой умений и навыков самообразования. постоянное совершенствование их в различных звеньях учебного процесса, самостоятельной работе, в сфере науки и техники, культуры и искусства по призванию;
- осуществление постоянного самоконтроля за степенью и качеством усвоения материала с целью овладения системой знаний и выработки устойчивых навыков профессионального труда.
Ведущая роль в формировании личности будущего педагога в вузе отводится, прежде всего, хорошо организованной учебно-практической работе и самостоятельной работе студента, в том числе. Важнейшей составляющей формирования личности будущего педагога является самообразовательная работа, приобретение и углубление знаний и практического опыта. Самообразование - это сложный дидактический процесс. в основе которого лежат определенные мотивы (внутренние и внешние побудители студентов к творческому труду), стимулирующие их познавательную активность и обеспечивающие формирование у будущих педагогов профессионально необходимых качеств. Мотивы самообразования формируются и развиваются в ходе познавательно-практической деятельности студентов, определяющих степень и качество овладения ими научно-теоретическими знаниями и практическими профессиональными умениями. И в значительной мере, формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности происходит в процессе рационально спланированной и эффективно организованной самостоятельной работы студентов в вузе.
Самостоятельная работа имеет большое значение в успешной организации самообразования, так как именно в ходе нее выявляются объективные возможности студента для выполнения планируемой работы. Эти возможности студента необходимо выявлять, опираясь на предложенный нами личностно-дифференцированный подход к организации самостоятельной работы, когда в зависимости от уровня подготовки обучающегося даются задания соответствующего уровня сложности [4].
Необходимыми условиями осуществления процесса самообразования является рациональная организация места и времени, создание обстановки и благоприятных психо-физиологических и санитарно-гигиенических
условий для самостоятельной работы. При этом студент должен понимать, что недостаточно хотеть учиться и познавать, нужно обладать необходимыми умениями и навыками, владеть культурой умственного труда. Овладение интеллектуальными умениями и навыками важная составляющая самообразовательной деятельности будущего педагога. Эти умения и навыки не могут появиться и проявиться сами по себе, ими надо овладевать. И той цели, чтобы студенты овладели ими в должной мере может служить специальный курс по научной организации самостоятельной работы, включающий вопросы по индивидуально-психологическим особенностям внимания, восприятия, памяти, различным методическим приемам работы с информационными источниками, подготовку к докладам, сообщениям, рефератам.
Самообразование требует развития определенных мыслительных качеств: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, гибкости, систематичности, умения ставить и решать познавательные задачи. В свою очередь систематические занятия самообразовательной деятельностью в наибольшей степени способствует умственному развитию личности.
Важную роль в формировании у студентов навыков в самообразовании имеет систематическая подготовка к семинарским и практическим занятиям в ходе самостоятельной работы. При подготовке к данным занятиям большинство студентов используют лекции, учебники, что явно недостаточно. И только небольшая часть студентов при подготовке используют дополнительные источники, как указанные для подготовки, так и подобранные самостоятельно. Основной причиной такого положения является отсутствие умений работать самостоятельно и рационально распределять свое время, а также неудовлетворительное планирование учебной и самостоятельной работы студентов.
Участие в семинаре способствует развитию кругозора и культуры речи будущего педагога, воспитанию педагогического такта и навыков публичного выступления, что. естественно, играет важную роль в формировании личности будущего учителя. Семинары вместе с тем являются эффективным средством воспитания у студентов трудолюбия, помогают вырабатывать социально-гражданскую позицию, сознательное отношение к своей будущей профессии, развивают познавательную активность и вырабатывают навыки самостоятельной работы с различными информационными источниками, используя при этом дополнительную и специальную литературу; учат студентов методике ведения беседы, коллективному добыванию знаний. И, наконец, семинары служат целям контроля за результатами самостоятельной работы студентов (с учетом их индивидуальных возможностей и способностей) над материалом темы, а также за тем, как они усвоили содержание лекционного материала и материала, который был вынесен на самостоятельное изучение.
Самостоятельные выступления и высказывания студентов на семинаре, участие в обсуждении вопросов
темы занятия способствуют не только превращению знаний в глубокие убеждения, и развитию литературного языка, воспитанию культу ры речи студентов; учат их выступать перед широкой аудиторией, литературно и грамотно излагать свои мысли, спорить, доказывать, убеждать.
Самостоятельная работа над интересующей темой семинара способствует развитию у студентов интереса к науке, будит их мысль и творческую активность. Тематика докладов, рефератов и сообщений должна не только нацеливать, но и увлекать, мобилизовывать студентов на изучение вопроса, вызывать у них стремление найти ответ на него. Проведение семинаров обеспечивает единство теории с практикой, а следовательно, и более глубокое и прочное усвоение теоретических вопросов лекционного материала и вопросов, отводимых на самостоятельную внеаудиторную работу студентов.
Следует отметить, что в учебно-педагогической практике высшей школы применяется немало самых разных видов семинарских и практических занятий, в значительной степени активизирующих познавательную деятельность студентов, мобилизующих на самостоятельное решение различных творческих задач. Наиболее распространенным видом семинарских занятий является беседа. Активное участие в беседе и оценочный характер выступлений студентов в значительной мере способствуют не только глубине и прочности усвоения темы, но и развитию самостоятельности мышления, формированию профессионального педагогического мастерства
Важную роль в развитии творческой активности студентов играют их сообщения и дополнения по содержанию семинарского занятия. Сообщения и дополнения, с которыми выступают студенты, должны органически вплетаться в общую ткань семинара, дополняя, уточняя и подкрепляя основное содержание обсуждаемой темы и каждого ее вопроса. В том случае, когда эти сообщения и дополнения не связаны друг с другом, а в выступлениях студентов допускаются повторения одного и того же, интерес к такому занятию значительно снижается, а его образовательное и воспитательное значение становится менее эффективным. Сообщения и дополнения, с которыми выступают студенты на семинарских занятиях, могут быть подготовлены как по теоретическим, так и практическим вопросам. Целесообразно поручить обучающимся ознакомиться с различными информационными источниками, с периодической литерату рой за определенный период и выступить на семинаре. Такие задания для самостоятельной работы вырабатывают у студентов умения и навыки работы с различными источниками, столь необходимые для дальнейшей самообразовательной деятельности.
Способствуют развитию самостоятельности и творческой активности студентов доклады и содоклады по отдельным вопросам семинарского занятия. Познавательная и практическая ценность их состоит, прежде всего, в том, что от студентов они требуют разносторонней самостоятельной работы при подготовке к
семинару, тщательного изучения не только записей лекций и содержания учебника, но и первоисточников, дополнительной методической и справочной литературы, других информационных источников. Такая подготовка к семинарам побуждает студентов к повторению и использованию раннее изученного материала.
Готовясь к докладу, обучающиеся не только тщательно и продуманно работают над материалом темы, но и учатся планировать свою работу с точки зрения эффективного использования отводимого для этих целей времени: составляют план и краткое изложение (наброски, тезисы, конспект) содержания, обеспечивающего логическую последовательность и четкость изложения его на семинаре; подбирают цитаты, выдержки, примеры, факты, подкрепляющие его; учатся конкретности и полноте изложения своих мыслей в устной и письменной речи, экономного использования учебного времени. Вместе с тем подготовка к докладам и содокладам способствует развитию логики изложения своих мыслей, заставляет докладчиков испытывать чувство ответственности перед аудиторией, помогает вживаться в роль лектора и педагога. При этом что немаловажно, у студентов вырабатываются профессионально значимые качества педагога, вырабатывается культура и техника речи.
На семинарских занятиях также используются реферативные выступления по отдельным вопросам, играющие важную роль в самостоятельной работе студентов и способствующих прочному усвоению теоретических положений науки. Подготовка к реферату требует от студентов осмысления и переработки достаточно большого количества информационных источников, что позволяет анализировать и усваивать изучаемый материал. Работа над рефератом значительно сложнее, чем над докладом, так как требует достаточно глубоких знаний по данному вопросу, умения самостоятельно анализировать, делать обоснованные выводы и приводить доказательства.
В целях активизации студентов во время заслушивания реферата назначаются оппоненты, которые готовят свои отзывы на него, отмечая достоинства и недостатки реферата, делая замечания и дополнения по содержанию и форме изложения. После выступления оппонентов открываются прения, в которые включаются все студенты, тем самым активизируется работа всей студенческой группы.
Активной формой коллективной самостоятельной работы студентов и важным видом учебно-практических занятий в вузе по формированию личности будущего педагога являются диспуты и дискуссии. Основная образовательная и воспитательная ценность их состоит в том, что этот вид семинарских занятий требует глубокого изучения дискутируемых вопросов, а также мобилизации доказательств в защиту определенного положения обсуждаемой темы всеми студентами. Само значение данных слов (диспуто- рассуждаю, спорю и дискуссио - исследую, обсуждаю) подчеркивает творческую направленность названных видов самостоятель-
ной работы студентов, предполагающую коллективную умственную деятельность (спор, обсуждение, доказательства), направленную на поиск истины, на прочное усвоение дискутируемого вопроса.
Семинар-диспут вызывает высокую умственную активность каждого участника спора. Он прививает умения и навыки ведения полемики средствами устного спора, будит творческую мысль, нацеливает студентов на целенаправленный, здоровый, познавательный спор. В процессе участия в обсуждении у студентов развивается самостоятельность и формируется четкость мышления, вырабатывается его определенная оперативность, лаконичность, образность и яркость высказываний. Наибольшее выражение эта творческая самостоятельность студентов находит в дискуссии как коллективном обсуждении поставленных на семинарском занятии вопросов.
Необходимо помнить, что успех проведения диспута невозможен без соблюдения таких важных этических требований, предъявляемых к нему, как принципиальность спора, соблюдение чувства ответственности за свое выступление, точность и определенность понятий и правильность изложения мыслей. Не менее важное значение имеет при этом и тактичность ведения дискуссии, выдержка и самообладание ее участников. Стремиться надо к тому, чтобы спор не превратился в перебранку, чтобы участники, не находя нужных доводов, стремились перекричать друг друга. Избежать этого возможно только в том случае, когда проявляется уважение к точке зрения оппонента, когда спорящие стороны стремятся понять друг друга, сдерживая себя при задевающих самолюбие репликах и замечаниях, разумно и четко формулировать свои возражения и доказательства. Все это имеет большое значение в формировании мировоззрения и таких личностных качеств будущего педагога, как выдержка, терпение, тактичность.
Подчеркивая особенности диспута и дискуссии, можно сказать так, если диспут является одним из важных видов организации семинарских занятий, то дискуссия с таким основанием может быть названа одной из важных форм коллективной беседы, добывания знаний, творческого спора, служащего целям познания. Любой спор увлекает, заражает интересом к обсуждаемой теме, к поставленной проблеме. Но на семинаре спор и борьба мнений нужны не сами по себе, а для более глубокого и всестороннего раскрытия содержания изучаемого материала, для более детального его анализа, для утверждения в собственной точке зрения на изучаемое или отказа от неверного суждения. Дискуссия, таким образом, способствует не только приобретению научно обоснованных, достоверных знаний, но и выработке соответствующих убеждений, что в результате ведет формированию мировоззрения и личности будущего педагога.
Наряду с семинарами, существенное значение в формировании у студентов системы профессиональных знаний, умений и навыков имеют практические занятия. Одним из важных видов самостоятельных практических
занятий является деловая игра, в ходе которой полученные теоретические знания применяются в практической деятельности. Особенно важным для будущего педагога являются деловые игры, в ходе которых рассматриваются различные аспекты учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. При этом студенты примеряют на себя различные роли, овладевая умением четко, выразительно, грамотно говорить, аргументировать свою позицию примерами и фактами, связывать возникающие в ходе игры проблемы с окружающей жизнью, соблюдая при этом педагогический такт, выдержку и самообладание.
При этом необходимо помнить, что деловая игра должна быть тщательно продумана преподавателем и заранее подготовлена. Задания целесообразно давать и предварительно распределять роли заранее. После проведения деловой игры проводится подробный анализ ее хода, обоснованность и правильность позиций студентов. выполняющих те или иные роли, делаются выводы и озвучиваются, если это необходимо, замечания.
Не менее эффективным средством практической подготовки будущего педагога и развития его самостоятельности и творческой активности является решение студентами задач и различных конфликтных ситуаций. Особое внимание при осуществлении данного вида практических занятий должно быть уделено решению проблемных задач, вырабатывающих у студентов способность мыслить оперативно, требующих от них воссоздающего творческого воображение, глубокого анализа явлений и фактов, вдумчивого сопоставления и обобщения их, критической оценки и самооценки.
Для успешного решения проблемных задач необходимо соизмерять трудности их выполнения с интереса-
ми, склонностями и запросами, степенью теоретической и практической подготовленности студентов. Задачи эти не должны быть не очень легкими, чтобы не притупить интереса, но и не очень трудными, чтобы не оттолкнуть студентов. Формулировка их должна быть такой, чтобы разбудить у студентов интерес, увлечь их своим содержанием, включить в самостоятельный творческий поиск и тем самым обеспечить успех решения данной задачи.
Следует отметить, что приведенными разновидностями семинарских и практических занятий не исчерпывается организация учебно-воспитательного процесса в вузе, ходе которой осуществляется эффективно и рационально организованная самостоятельная работа студентов [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов в вузе в существенной мере позволяет содействовать процессу формирования самообразовательной культуры будущего педагога. В свою очередь, умелое использование системы самообразования в повседневной познавательно-практической деятельности позволяет студенту, опираясь на знания, полученные в процессе обучения в высшей школе, самостоятельно расширять и углублять и совершенствовать их в соответствии с требованиями стандартов образования, собственными запросами и интересами; овладевать методикой научной организации и культурой умственного труда, умениями и навыками применения знаний в профессиональной практике; формировать у себя качества, необходимые педагогу, и готовиться к творческому педагогическому труду и профессиональному самообразованию.
Библиографический список
1. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
2. Современный образовательный процесс: основныепонятияитермины/Авторы-составителиМ.Ю. ОлешковиВ.М. Уваров. М.: Компания Спутник+, 2006.
3. Федорова М.А., Якушкина Л.П. Самостоятельная работа в современном вузе: организационный аспект: Монография / под ред. А.И.Умана. Орел: изд-во ГОУ ВПО «ОГУ». 2008.
4. Якушкина Л.П. Личностно-дифференцированный подход //Высшее образование в России. 2006. № 12, с. 1-132.
References
1. Kodzhaspirov G.M. Culture of professional self-education of the teacher. M., 1994.
2. Modem educational process: basic concepts and terms / Authors-compilers of M. Y. Oleshkiv and V. M. Uvarov. M.: Company Sputnik •. 2006.
3. Fedorova M.A., Yakushkina L.P. Independent work in modem University: organizational aspect: Monograph / under the editorship of A. I. I 'man. Orel: publishing house "OSU". 2008.
4. Yakushkina L.P. Learner-differentiated approach // Higher education in Russia. 2006. No. 12, pp. 1-132.