Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как фактор становления самообразовательной культуры будущего педагога'

Самостоятельная работа как фактор становления самообразовательной культуры будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / INDEPENDENT WORK / SELF-EDUCATION CULTURE OF THE FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Л.П.

В статье рассматривается взаимосвязь самостоятельной работы студентов в вузе и формирования самообразовательной культуры будущего педагога. Эффективно и рационально организованная самостоятельная работа обучающихся при подготовке и проведении семинаров и практических занятий оказывает существенное влияние на формирование качеств, необходимых для самообразовательной деятельности студентов, на овладение культурой умственного труда, умений и навыков приобретать новые знания самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS A FACTOR OF FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL CULTURE OF A FUTURE TEACHER

The article discusses the relationship of independent work of students in the University and formation of self-educational culture of a future teacher. Effectively and efficiently organized independent work of students in the preparation and conduct of seminars and practical training has a significant impact on the formation of the qualities necessary for self-educational activity of students on mastering by culture of mental labor, and skills to acquire new knowledge independently.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как фактор становления самообразовательной культуры будущего педагога»

УДК 378.147 ЯКУШКИНА Л.П.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И. С, Тургенева Е-та П: у!р2202@таИ. ги

UDC 378.147 YAKUSHKINA L.P.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of chair of pedagogics and professional education, Orel

State University E-mail: ylp2202@mail.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

INDEPENDENT WORK AS A FACTOR OF FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL CULTURE OF A FUTURE TEACHER

В статье рассматривается взаимосвязь самостоятельной работы студентов в вузе и формирования самообразовательной культуры будущего педагога. Эффективно и рационально организованная самостоятельная работа обучающихся при подготовке и проведении семинаров и практических занятий оказывает существенное влияние на формирование качеств, необходимых для самообразовательной деятельности студентов, на овладение культурой умственного труда, умений и навыков приобретать новые знания самостоятельно.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразовательная культура будущего педагога.

The article discusses the relationship of independent work of students in the University and formation of self-educa-tional culture of a future teacher. Effectively and efficiently organized independent work of students in the preparation and conduct of seminars and practical training has a significant impact on the formation of the qualities necessary for self-educational activity of students on mastering by culture of mental labor, and skills to acquire new knowledge independently.

Keywords: independent work, self-education culture of the future teacher.

Произошедшие изменения в социально-экономической и культурной областях во всем мире и в нашей стране, в том числе, предъявляют все более высокие требования к личности, к ее интеллектуальному и нравственному развитию, к уровню общей культуры, к способности развиваться и постоянно совершенствоваться в профессиональной сфере. Специалист-профессионал не может и не должен довольствоваться знаниями, полученными в процессе обучения в высшем учебном заведении, и поэтому остро стоит вопрос о формировании самообразовательной культуры личности в любой профессиональной области деятельности, а для педагога в особенности. Сформировать такую самообразовательную культуру можно только, научившись работать самостоятельно. Именно в ходе самостоятельной работы приобретаются важнейшие умения и развиваются качества личности, так необходимые для самообразовательной деятельности. Именно в ходе эффективно и рационально организованной самостоятельной работы в вузе можно научить студентов в соответствии с их

интересами и индивидуальным темпом обучения самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации, создать стимулирующую учебную среду, и, как результат, обеспечить формирование самообразовательной деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует формированию глубоких и прочных знаний, развитию познавательных способностей учащихся, самостоятельности и активности, активизации мыслительной деятельности в процессе обучения. Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих частей педагогического процесса в вузе. Целью самостоятельной работы студентов является не только усвоение определенной суммы необходимых научных знаний, но и формирование личности будущего педагога. Развитие и формирование такой личности может происходить только в процессе активной и самостоятельной деятельности.

В ходе самостоятельной работы развивается умственная самостоятельность, то есть способность.

Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственилй университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.

The article is published in the framework of the Ail-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.

© Якушкина Л.П. © Yakushkina L.P.

состоящая в том. что обучающийся в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания существующей действительности, для приобретения и пополнения своих знаний. В ходе планомерно организованной самостоятельной работы развивается самостоятельность обучающегося, проявляющаяся в потребности и умении мыслить самостоятельно, ориентироваться в возникающих ситуациях и находить правильные решения.

Дидактические цели самостоятельной работы состоят в следующем:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- формирование общетрудовых и профессиональных умений;

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению будущее педагогической специальности;

- развитие самостоятельности мышления;

- формирование способности к самоорганизации.

В ходе самостоятельной работы у студента формируется и проявляется познавательная самостоятельность как интегративное свойство личности и многоаспектное образование, характеризующееся такими проявлениями, как саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение учащихся к познанию. Процесс познания направлен не только на приобретение новых знаний обучающимся, но и на оценку этих знаний, на выработку отношения к этим знаниям как личностно-значимым и к процессу познания в целом.

Факторами успешной организации и осуществления самостоятельной работы студентов, на наш взгляд являются: положительная мотивация студентов к учению; познавательный интерес; практические умения и навыки по самоорганизации самостоятельной работы; современные программы курсов; методические разработки и указания; учебники и другие информационные источники; современное лабораторное оборудование; рациональное планирование самостоятельной работы по каждой дисциплине изучаемого курса; эффективное руководство со стороны преподавателей; систематический контроль и учет выполнения самостоятельных заданий.

Важность этого вида учебной деятельности особенно актуальна в настоящее время, когда перед высшими учебными заведениями остро стоит задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

Самообразование рассматривается как «система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности» [2, с. 681]. Необходимо учитывать, что потребность

и умения заниматься самообразованием не возникают автоматически, а возможны только при определенной организации всего учебно-воспитательного процесса в вузе. Только в этом случае происходит формирование культуры профессионального самообразования будущего педагога 111.

Самообразование - внутренняя потребность студентов выступает как сложный педагогический процесс и ведущее звено в системе их познавательно-практической деятельности, успех которой предполагает:

- волевую готовность, психологический настрой и сознательное отношение к ней каждого студента;

- знание и выполнение требований научной организации, гигиены и культуры умственного труда;

- овладение системой умений и навыков самообразования. постоянное совершенствование их в различных звеньях учебного процесса, самостоятельной работе, в сфере науки и техники, культуры и искусства по призванию;

- осуществление постоянного самоконтроля за степенью и качеством усвоения материала с целью овладения системой знаний и выработки устойчивых навыков профессионального труда.

Ведущая роль в формировании личности будущего педагога в вузе отводится, прежде всего, хорошо организованной учебно-практической работе и самостоятельной работе студента, в том числе. Важнейшей составляющей формирования личности будущего педагога является самообразовательная работа, приобретение и углубление знаний и практического опыта. Самообразование - это сложный дидактический процесс. в основе которого лежат определенные мотивы (внутренние и внешние побудители студентов к творческому труду), стимулирующие их познавательную активность и обеспечивающие формирование у будущих педагогов профессионально необходимых качеств. Мотивы самообразования формируются и развиваются в ходе познавательно-практической деятельности студентов, определяющих степень и качество овладения ими научно-теоретическими знаниями и практическими профессиональными умениями. И в значительной мере, формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности происходит в процессе рационально спланированной и эффективно организованной самостоятельной работы студентов в вузе.

Самостоятельная работа имеет большое значение в успешной организации самообразования, так как именно в ходе нее выявляются объективные возможности студента для выполнения планируемой работы. Эти возможности студента необходимо выявлять, опираясь на предложенный нами личностно-дифференцированный подход к организации самостоятельной работы, когда в зависимости от уровня подготовки обучающегося даются задания соответствующего уровня сложности [4].

Необходимыми условиями осуществления процесса самообразования является рациональная организация места и времени, создание обстановки и благоприятных психо-физиологических и санитарно-гигиенических

условий для самостоятельной работы. При этом студент должен понимать, что недостаточно хотеть учиться и познавать, нужно обладать необходимыми умениями и навыками, владеть культурой умственного труда. Овладение интеллектуальными умениями и навыками важная составляющая самообразовательной деятельности будущего педагога. Эти умения и навыки не могут появиться и проявиться сами по себе, ими надо овладевать. И той цели, чтобы студенты овладели ими в должной мере может служить специальный курс по научной организации самостоятельной работы, включающий вопросы по индивидуально-психологическим особенностям внимания, восприятия, памяти, различным методическим приемам работы с информационными источниками, подготовку к докладам, сообщениям, рефератам.

Самообразование требует развития определенных мыслительных качеств: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, гибкости, систематичности, умения ставить и решать познавательные задачи. В свою очередь систематические занятия самообразовательной деятельностью в наибольшей степени способствует умственному развитию личности.

Важную роль в формировании у студентов навыков в самообразовании имеет систематическая подготовка к семинарским и практическим занятиям в ходе самостоятельной работы. При подготовке к данным занятиям большинство студентов используют лекции, учебники, что явно недостаточно. И только небольшая часть студентов при подготовке используют дополнительные источники, как указанные для подготовки, так и подобранные самостоятельно. Основной причиной такого положения является отсутствие умений работать самостоятельно и рационально распределять свое время, а также неудовлетворительное планирование учебной и самостоятельной работы студентов.

Участие в семинаре способствует развитию кругозора и культуры речи будущего педагога, воспитанию педагогического такта и навыков публичного выступления, что. естественно, играет важную роль в формировании личности будущего учителя. Семинары вместе с тем являются эффективным средством воспитания у студентов трудолюбия, помогают вырабатывать социально-гражданскую позицию, сознательное отношение к своей будущей профессии, развивают познавательную активность и вырабатывают навыки самостоятельной работы с различными информационными источниками, используя при этом дополнительную и специальную литературу; учат студентов методике ведения беседы, коллективному добыванию знаний. И, наконец, семинары служат целям контроля за результатами самостоятельной работы студентов (с учетом их индивидуальных возможностей и способностей) над материалом темы, а также за тем, как они усвоили содержание лекционного материала и материала, который был вынесен на самостоятельное изучение.

Самостоятельные выступления и высказывания студентов на семинаре, участие в обсуждении вопросов

темы занятия способствуют не только превращению знаний в глубокие убеждения, и развитию литературного языка, воспитанию культу ры речи студентов; учат их выступать перед широкой аудиторией, литературно и грамотно излагать свои мысли, спорить, доказывать, убеждать.

Самостоятельная работа над интересующей темой семинара способствует развитию у студентов интереса к науке, будит их мысль и творческую активность. Тематика докладов, рефератов и сообщений должна не только нацеливать, но и увлекать, мобилизовывать студентов на изучение вопроса, вызывать у них стремление найти ответ на него. Проведение семинаров обеспечивает единство теории с практикой, а следовательно, и более глубокое и прочное усвоение теоретических вопросов лекционного материала и вопросов, отводимых на самостоятельную внеаудиторную работу студентов.

Следует отметить, что в учебно-педагогической практике высшей школы применяется немало самых разных видов семинарских и практических занятий, в значительной степени активизирующих познавательную деятельность студентов, мобилизующих на самостоятельное решение различных творческих задач. Наиболее распространенным видом семинарских занятий является беседа. Активное участие в беседе и оценочный характер выступлений студентов в значительной мере способствуют не только глубине и прочности усвоения темы, но и развитию самостоятельности мышления, формированию профессионального педагогического мастерства

Важную роль в развитии творческой активности студентов играют их сообщения и дополнения по содержанию семинарского занятия. Сообщения и дополнения, с которыми выступают студенты, должны органически вплетаться в общую ткань семинара, дополняя, уточняя и подкрепляя основное содержание обсуждаемой темы и каждого ее вопроса. В том случае, когда эти сообщения и дополнения не связаны друг с другом, а в выступлениях студентов допускаются повторения одного и того же, интерес к такому занятию значительно снижается, а его образовательное и воспитательное значение становится менее эффективным. Сообщения и дополнения, с которыми выступают студенты на семинарских занятиях, могут быть подготовлены как по теоретическим, так и практическим вопросам. Целесообразно поручить обучающимся ознакомиться с различными информационными источниками, с периодической литерату рой за определенный период и выступить на семинаре. Такие задания для самостоятельной работы вырабатывают у студентов умения и навыки работы с различными источниками, столь необходимые для дальнейшей самообразовательной деятельности.

Способствуют развитию самостоятельности и творческой активности студентов доклады и содоклады по отдельным вопросам семинарского занятия. Познавательная и практическая ценность их состоит, прежде всего, в том, что от студентов они требуют разносторонней самостоятельной работы при подготовке к

семинару, тщательного изучения не только записей лекций и содержания учебника, но и первоисточников, дополнительной методической и справочной литературы, других информационных источников. Такая подготовка к семинарам побуждает студентов к повторению и использованию раннее изученного материала.

Готовясь к докладу, обучающиеся не только тщательно и продуманно работают над материалом темы, но и учатся планировать свою работу с точки зрения эффективного использования отводимого для этих целей времени: составляют план и краткое изложение (наброски, тезисы, конспект) содержания, обеспечивающего логическую последовательность и четкость изложения его на семинаре; подбирают цитаты, выдержки, примеры, факты, подкрепляющие его; учатся конкретности и полноте изложения своих мыслей в устной и письменной речи, экономного использования учебного времени. Вместе с тем подготовка к докладам и содокладам способствует развитию логики изложения своих мыслей, заставляет докладчиков испытывать чувство ответственности перед аудиторией, помогает вживаться в роль лектора и педагога. При этом что немаловажно, у студентов вырабатываются профессионально значимые качества педагога, вырабатывается культура и техника речи.

На семинарских занятиях также используются реферативные выступления по отдельным вопросам, играющие важную роль в самостоятельной работе студентов и способствующих прочному усвоению теоретических положений науки. Подготовка к реферату требует от студентов осмысления и переработки достаточно большого количества информационных источников, что позволяет анализировать и усваивать изучаемый материал. Работа над рефератом значительно сложнее, чем над докладом, так как требует достаточно глубоких знаний по данному вопросу, умения самостоятельно анализировать, делать обоснованные выводы и приводить доказательства.

В целях активизации студентов во время заслушивания реферата назначаются оппоненты, которые готовят свои отзывы на него, отмечая достоинства и недостатки реферата, делая замечания и дополнения по содержанию и форме изложения. После выступления оппонентов открываются прения, в которые включаются все студенты, тем самым активизируется работа всей студенческой группы.

Активной формой коллективной самостоятельной работы студентов и важным видом учебно-практических занятий в вузе по формированию личности будущего педагога являются диспуты и дискуссии. Основная образовательная и воспитательная ценность их состоит в том, что этот вид семинарских занятий требует глубокого изучения дискутируемых вопросов, а также мобилизации доказательств в защиту определенного положения обсуждаемой темы всеми студентами. Само значение данных слов (диспуто- рассуждаю, спорю и дискуссио - исследую, обсуждаю) подчеркивает творческую направленность названных видов самостоятель-

ной работы студентов, предполагающую коллективную умственную деятельность (спор, обсуждение, доказательства), направленную на поиск истины, на прочное усвоение дискутируемого вопроса.

Семинар-диспут вызывает высокую умственную активность каждого участника спора. Он прививает умения и навыки ведения полемики средствами устного спора, будит творческую мысль, нацеливает студентов на целенаправленный, здоровый, познавательный спор. В процессе участия в обсуждении у студентов развивается самостоятельность и формируется четкость мышления, вырабатывается его определенная оперативность, лаконичность, образность и яркость высказываний. Наибольшее выражение эта творческая самостоятельность студентов находит в дискуссии как коллективном обсуждении поставленных на семинарском занятии вопросов.

Необходимо помнить, что успех проведения диспута невозможен без соблюдения таких важных этических требований, предъявляемых к нему, как принципиальность спора, соблюдение чувства ответственности за свое выступление, точность и определенность понятий и правильность изложения мыслей. Не менее важное значение имеет при этом и тактичность ведения дискуссии, выдержка и самообладание ее участников. Стремиться надо к тому, чтобы спор не превратился в перебранку, чтобы участники, не находя нужных доводов, стремились перекричать друг друга. Избежать этого возможно только в том случае, когда проявляется уважение к точке зрения оппонента, когда спорящие стороны стремятся понять друг друга, сдерживая себя при задевающих самолюбие репликах и замечаниях, разумно и четко формулировать свои возражения и доказательства. Все это имеет большое значение в формировании мировоззрения и таких личностных качеств будущего педагога, как выдержка, терпение, тактичность.

Подчеркивая особенности диспута и дискуссии, можно сказать так, если диспут является одним из важных видов организации семинарских занятий, то дискуссия с таким основанием может быть названа одной из важных форм коллективной беседы, добывания знаний, творческого спора, служащего целям познания. Любой спор увлекает, заражает интересом к обсуждаемой теме, к поставленной проблеме. Но на семинаре спор и борьба мнений нужны не сами по себе, а для более глубокого и всестороннего раскрытия содержания изучаемого материала, для более детального его анализа, для утверждения в собственной точке зрения на изучаемое или отказа от неверного суждения. Дискуссия, таким образом, способствует не только приобретению научно обоснованных, достоверных знаний, но и выработке соответствующих убеждений, что в результате ведет формированию мировоззрения и личности будущего педагога.

Наряду с семинарами, существенное значение в формировании у студентов системы профессиональных знаний, умений и навыков имеют практические занятия. Одним из важных видов самостоятельных практических

занятий является деловая игра, в ходе которой полученные теоретические знания применяются в практической деятельности. Особенно важным для будущего педагога являются деловые игры, в ходе которых рассматриваются различные аспекты учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. При этом студенты примеряют на себя различные роли, овладевая умением четко, выразительно, грамотно говорить, аргументировать свою позицию примерами и фактами, связывать возникающие в ходе игры проблемы с окружающей жизнью, соблюдая при этом педагогический такт, выдержку и самообладание.

При этом необходимо помнить, что деловая игра должна быть тщательно продумана преподавателем и заранее подготовлена. Задания целесообразно давать и предварительно распределять роли заранее. После проведения деловой игры проводится подробный анализ ее хода, обоснованность и правильность позиций студентов. выполняющих те или иные роли, делаются выводы и озвучиваются, если это необходимо, замечания.

Не менее эффективным средством практической подготовки будущего педагога и развития его самостоятельности и творческой активности является решение студентами задач и различных конфликтных ситуаций. Особое внимание при осуществлении данного вида практических занятий должно быть уделено решению проблемных задач, вырабатывающих у студентов способность мыслить оперативно, требующих от них воссоздающего творческого воображение, глубокого анализа явлений и фактов, вдумчивого сопоставления и обобщения их, критической оценки и самооценки.

Для успешного решения проблемных задач необходимо соизмерять трудности их выполнения с интереса-

ми, склонностями и запросами, степенью теоретической и практической подготовленности студентов. Задачи эти не должны быть не очень легкими, чтобы не притупить интереса, но и не очень трудными, чтобы не оттолкнуть студентов. Формулировка их должна быть такой, чтобы разбудить у студентов интерес, увлечь их своим содержанием, включить в самостоятельный творческий поиск и тем самым обеспечить успех решения данной задачи.

Следует отметить, что приведенными разновидностями семинарских и практических занятий не исчерпывается организация учебно-воспитательного процесса в вузе, ходе которой осуществляется эффективно и рационально организованная самостоятельная работа студентов [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов в вузе в существенной мере позволяет содействовать процессу формирования самообразовательной культуры будущего педагога. В свою очередь, умелое использование системы самообразования в повседневной познавательно-практической деятельности позволяет студенту, опираясь на знания, полученные в процессе обучения в высшей школе, самостоятельно расширять и углублять и совершенствовать их в соответствии с требованиями стандартов образования, собственными запросами и интересами; овладевать методикой научной организации и культурой умственного труда, умениями и навыками применения знаний в профессиональной практике; формировать у себя качества, необходимые педагогу, и готовиться к творческому педагогическому труду и профессиональному самообразованию.

Библиографический список

1. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

2. Современный образовательный процесс: основныепонятияитермины/Авторы-составителиМ.Ю. ОлешковиВ.М. Уваров. М.: Компания Спутник+, 2006.

3. Федорова М.А., Якушкина Л.П. Самостоятельная работа в современном вузе: организационный аспект: Монография / под ред. А.И.Умана. Орел: изд-во ГОУ ВПО «ОГУ». 2008.

4. Якушкина Л.П. Личностно-дифференцированный подход //Высшее образование в России. 2006. № 12, с. 1-132.

References

1. Kodzhaspirov G.M. Culture of professional self-education of the teacher. M., 1994.

2. Modem educational process: basic concepts and terms / Authors-compilers of M. Y. Oleshkiv and V. M. Uvarov. M.: Company Sputnik •. 2006.

3. Fedorova M.A., Yakushkina L.P. Independent work in modem University: organizational aspect: Monograph / under the editorship of A. I. I 'man. Orel: publishing house "OSU". 2008.

4. Yakushkina L.P. Learner-differentiated approach // Higher education in Russia. 2006. No. 12, pp. 1-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.