Научная статья на тему 'Опыт реализации новой программы спецкурса «Самообразовательная компетенция будущего учителя в педагогическом вузе»'

Опыт реализации новой программы спецкурса «Самообразовательная компетенция будущего учителя в педагогическом вузе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / SELF-FORMING COMPETENCE / SELF-FORMATION / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаринова Анжела Юрьевна

Настоящая статья посвящена внедрению в практику педагогического вуза спецкурса «Самообразовательная компетенция будущего учителя». Рассмотрению подлежат теоретические и практические вопросы формирования самообразовательной компетенции будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации новой программы спецкурса «Самообразовательная компетенция будущего учителя в педагогическом вузе»»

УДК 378.937 ББК 74.42

Казаринова Анжела Юрьевна аспирант г. Усть-Илимск Kazarinova Angela Yuryevna

Post-Graduate

Ust-Ilimsk

Опыт реализации новой программы спецкурса «Самообразовательная компетенция будущего учителя в педагогическом вузе»

New Program Realization Experience of «The Self-Forming Competence of a Future Teacher at a Higher Pedagogical Institution» Course Настоящая статья посвящена внедрению в практику педагогического вуза спецкурса «Самообразовательная компетенция будущего учителя». Рассмотрению подлежат теоретические и практические вопросы формирования самообразовательной компетенции будущего учителя.

The article deals with the introduction of «The Self-Forming Competence of a Future Teacher» course in the practice of a pedagogical university. The article considers theoretical and practical aspects of a future teacher’s self-forming competence development.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, самообразовательная компетенция, самообразование, самостоятельная работа Key words: competence, professional competence, self-forming competence, self-formation, independent work.

Радикальные изменения в жизни страны на рубеже веков потребовали

кардинально новых решений целого ряда проблем подготовки педагогических кадров. В современных условиях каждому педагогу необходимы инициативность, самостоятельность, нестандартное мышление, конкурентоспособность, сегодня ему серьезно приходится размышлять не столько о тяжести времени, а, как сказал С.С. Аверинцев, «... о тяжести ответственности каждого, о том, что необходима совершенно новая требовательность к себе» [6: 3]. Важно, чтобы будущий учитель осознавал эту «требовательность» как необходимость личностного саморазвития и самосовершенствования. Специфика самообразовательной деятельности такова, что она требует от специалиста систематического обогащения и обновления своих знаний и техники оперирования ими. В современных условиях небывалой до сих пор степени роста знаний развитие самообразовательной компетенции рассматривается в ряду важнейших профессиональных функций учителя [1, 2, 3].

Формирование самообразовательной компетенции в специальном педагогическом вузе видится многим специалистам как сложный процесс перерастания самостоятельной работы студента (СРС) в самообразование. Самостоятельная работа, как известно, служит основой высшего образования. Ведь только те знания, к которым человек пришел самостоятельно, через собственные опыт, мысль и действие, становятся действительно прочным его достоянием. Она имеет и важное воспитательное значение, так как формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую огромную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Самообразование, по справедливому замечанию М.Л. Князевой, должно рассматриваться не только как самостоятельное овладение знаниями, но и как строительство, созидание собственной личности, при этом личность впитывает не столько узко понимаемое конкретное знание, информацию, сколько приобретает и впитывает всю человеческую культуру, вступает с нею в разнообразные взаимоотношения, вырабатывая и обретая творческие и этические качества [4: 49].

Изучение специальной литературы показывает, что проблема развития самообразовательной компетенции приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современной научной мысли. Потребность в решении проблемы развития самообразовательной компетенции связано с тем, что в науке содержательно не определено понятие «самообразовательная компетенция», недостаточно освящена проблема развития самообразовательной компетенции будущего учителя как системы и как конечного результата этого процесса, в условиях смещения акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных педагогических учреждений не раскрыты концептуальные основы развития самообразовательной компетенции как результативно-целевой основы процесса обучения в вузе, не выделены и не обоснованы оптимальные педагогические условия ее становления.

В ряде исследований А.К. Громцевой, Г.С. Закирова, Г.М. Коджаспировой, В.Н. Котляр, М.Г. Кузьминой, К.М. Левитан, И.Л. Наумченко, П.И. Пидкаси-стого и др. изучены определенные аспекты проблемы развития самообразова-Вестник ЧГПУ5'2009 64

тельной компетенции: творческая активность и самостоятельность в приобретении знаний; взаимосвязь самостоятельной и самообразовательной деятельности; социальные корни самообразования; самовоспитание и самообразование учащихся разных возрастных групп; профессиональное педагогическое самообразование и некоторые другие, свидетельствующие о многоаспектности и многокомпонентности интересующей нас проблемы. Так, возможность самостоятельного усвоения научной и общекультурной информации с помощью книги - источника, возбуждающего жажду знаний, обосновывается А.Я. Айзенбергом, Г.Г. Гецовым, В.П. Кузовлевым, А. Курбановым, И. Л. Редковец; управление самообразовательной деятельностью в рамках системы «урок - домашняя работа - внеклассные формы работы» раскрывается А. К. Громцевой, Б.П. Есиповым, М.Г. Кузьминой; использование на занятиях межпредметных связей в качестве стимула к самообразованию предложено В.П. Бондаренко, Г.И. Гавриной; потенциал педагогической практики в стимулировании самообразовательной деятельности студентов показан В.Н. Котляром, К.М. Левитаном, И. Л. Наумченко; разработаны программы по теории воспитания и основам педагогического мастерства, нацеливающие на профессиональнопедагогическое самосовершенствование Е.В. Головневой, Г.М. Кождаспировой, К.М. Дурай-Новаковой, Б.Ф. Райским, называя лишь основные труды.

В силу многоаспектности и многокомпонентности решающей роли правильной организации самообразовательной деятельности учеными ставится и вопрос о практической готовности и способности учащегося к ее осуществлению, т.е. о непременном условии эффективного осуществления самообразования.

Готовность к самообразовательной деятельности видится специалистам как интегративное качество личности, характеризующееся наличием специальным образом интегрированных знаний, способствующих самообразованию умений, мотивов и интереса к данному виду деятельности. Она рассматривается в единстве мотивационного, познавательного, эмоционально-волевого (личностного) и содержательно-процессуального (технологического) компонентов (В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, Г.Н. Сериков). Н.П. Ким считает, что способность к

самообразованию предполагает осознание себя субъектом деятельности, овла-

65 Вестник ЧГПУ5'2009

дение адекватным способами деятельности и умениями осуществлять самоуправление познавательной деятельностью.

Сравнение из этих двух категорий позволяет ученым выявить стороны их тесного соприкосновения, вплоть до слияния: содержательно-процессуальный (технологический) компонент готовности к самообразовательной деятельности смыкается с операциональной сущностью способности к ее осуществлению. В таком ракурсе рассмотрения готовности и способности студента к самообразованию особую значимость приобретает усвоение им системы способов деятельности, умений осуществлять самоуправление, самоорганизацию. На это указывают исследователи самообразовательной деятельности взрослых (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Е.Г. Королева, Е.П. Тонконогая и др.), говоря о том, что вузы обязаны вооружить своих выпускников определенным опытом и методами научного познания для того, чтобы они могли с наименьшими затратами дополнительного труда и времени усваивать информацию, пополнять знания, расширять свой кругозор.

Из сказанного следует, что исследуемая проблема - развитие умений самообразовательной деятельности - по своему сущностному содержанию должен рассматриваться как основная характеристика готовности и способности человека к самообразованию, что позволяет установить статус данного вопроса, его место в парадигме самообразования учащихся и роль в исследовании актуальных вопросов современной педагогической науки. При этом выявляется целый спектр проблем, решение которых находится в прямой зависимости от сформированности у студентов умений самообразовательной деятельности, к ним, например, относятся проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, оптимизации их учебного труда.

Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, связанных с этой проблемой на сегодня, недостаточно изучены возможности отдельных учебных дисциплин в формировании у студентов самообразовательной компетенции. Между тем любая учебная дисциплина, предполагающая определенную информацию плюс ее усвоение, требует интенсивной самостоятельной работы студента, максимальную активность его в усвоении знаний, использовании целенаправленного восприятия Вестник ЧГПУ5'2009 66

и в применении знаний. Поэтому в процессе обучения студентов необходимо не только вооружить научными знаниями, умениями и навыками, дать профессиональную подготовку, но и обучить методам и приемам самостоятельной работы, т.е. научить учиться самостоятельно. Решение этой задачи является важнейшим условием развития самостоятельности и активности студентов в процессе обучения. Оно будет способствовать тем самым также и повышению научного уровня образования и его развивающей роли.

На базе Усть-Илимского филиала при ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» нами было проведено психологопедагогическое исследование и разработана специальная программа развития самообразовательной компетенции у студентов младших курсов педагогического вуза. В основе спецкурса «Самообразовательная компетенция будущего учителя» лежит идея одновременного изучения теоретических основ развития самообразовательной компетенции в процессе обучения определенной дисциплине и непосредственного практического применения студентами полученных знаний в контексте профессиональной деятельности. Спецкурс рассчитан на 40 часов аудиторного времени и 40 часов самостоятельной работы. Выбор возраста студентов обусловлен тем, что именно на этом этапе возрастного развития формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой специальности, преобладающее значение в познавательной деятельности в этом возрасте начинает приобретать абстрактное мышление. Это, думается, наиболее благоприятное время для развития у студентов основ самостоятельного учения, формированию у них творческого мышления.

Цель спецкурса: оказание помощи будущим учителям в овладении культурой самостоятельной работы.

Задачи спецкурса:

- формирование потребности в профессиональном самообразовании;

- повышение сознательности и прочности усвоения знаний;

- развитие умения самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;

- развитие у студентов познавательных способностей (наблюдения, пытливости, логического мышления, творческой активности, добывания и применения знаний);

- привитие культуры умственного и физического труда;

- формирование готовности заниматься самообразовательной деятельностью в дальнейшем.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

- принцип учета специфики профессиональной направленности (компе-тентностный подход; данный принцип обеспечивает овладение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять педагогическую деятельность с высокой продуктивностью);

- принцип научности содержания (предполагает: научно-обоснованный подход к отбору учебного материала, рассмотрение явлений во взаимосвязи, показ закономерностей и противоречий педагогического процесса, путей его совершенствования; изложение ученого материала с позиций последних достижений науки и техники);

- принцип связи теории с жизнью и практикой (принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания);

- принцип систематичности и последовательности (предполагает овладение содержанием дисциплины в определенном, строго логическом порядке, системе);

- принцип диалогичности в организации процесса обучения, реализующийся через субъект-субъектные отношения участников процесса.

В процессе изучения содержания дисциплины студенты должны знать:

- сущность понятий «компетентность», «компетенция». «профессиональная компетентность», «самообразовательная компетенция», «самообразование», «самостоятельная работа»;

- условия развития самообразовательной компетентности;

- возможности развития самообразовательной компетенции;

Вестник ЧГПУ5'2009 68

- способы и средства развития самообразовательной компетенции;

- организацию самостоятельной работы;

- педагогическую диагностику;

- методику самоконтроля за совершенствованием самообразовательной компетентности.

Уметь:

- рационально организовывать познавательную деятельность: выделять первоочередные задания, осмысливать учебную задачу и объем работы, намечать цель и составлять график на день, неделю, семестр;

- создавать благоприятные условия для соответствующей деятельности: заранее подобрать необходимую литературу, сделать пометки, составить картотеку по темам с указанием интересного в книге и т. д.;

- осуществлять анализ научно-педагогической литературы: понимать прочитанное, конспектировать, делать выписки, систематизировать материал, обобщать, выделять главное, анализировать факты и явления и т.д.;

- работать с техническими источниками информации;

- рационально запоминать информацию;

- мотивировать и стимулировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Методологической основой программы спецкурса являются концептуальные подходы к проблеме саморазвития в педагогическом процессе, раскрывающие общенаучные категории «личностный рост», «саморазвитие», «самообразовательная компетенция»; положения философской антропологии, рассматривающие человека как субъекта саморазвития (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и др.); идеи отечественных психологов о функциональном подходе, связанном с представлением о функциональной тенденции как источнике саморазвития (Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.Г. Асеев, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский и др.); концепция саморазвития личности (А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.Н. Куликова); теории личностного роста или актуализации «Я» (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франк); педагогические идеи личностного роста субъекта, механизмов самоопределения личности (М.Р. Гинзбург, А.В. Мудрик и

др.); экзистенционально-феноменологические, синергетические идеи саморазвития личности (Э. Гуссерль, Ж.П. Сартр, Э. Фром, М. Хайдеггер, К.Ясперс и др.).

Курс рассчитан на 80 часов, из них 20 часов - лекции, 12 часов - семинары, 8 часов - практические занятия, 40 часов - самостоятельная работа студентов. Ниже приводится тематический план по развитию самообразовательной компетенции.

Планирование содержания дисциплины

1. Профессиональная компетенция учителя: к новой парадигме XXI века: от образования к самообразованию. Профессиональная компетентность и компетенция учителя: сущность понятий, структура. Компетентностный подход -реальность современного образования. Основные ключевые понятия и их определение. Общая характеристика видов и компонентного состава компетентности. Сущность, состав, структура, функции профессиональной компетенции определенной образовательной дисциплины.

2. Самообразовательная компетенция учителя: Развитие самообразовательной компетенции как научная философская, психологическая, педагогическая проблема. Генезис профессиональной педагогической деятельности. О значении самообразования в жизни великих педагогов прошлого и настоящего. Содержание и структура самообразовательной компетенции.

3. Самообразовательная компетенция учителя определенной образовательной дисциплины: Изучаемая специальность как источник развития самообразовательной компетенции. Условия и возможности развития самообразовательной компетенции. Работа с учебной, справочной, научной литературой. Составление планов, тезисов, аннотирования, выполнение рефератов. Учебно- и научно-исследовательская деятельность. Метод проектов. Цели и результаты процесса самообразования. Контроль и оценка эффективности и качества процесса самообразования.

4. Самостоятельная работа студентов (СРС) как одна из возможностей раз-

вития самообразовательной компетенции в вузе: Познавательная самостоятельность в истории обучения. Сущность СРС в вузе. Виды СРС и их специфика. Ор-Вестник ЧГПУ5'2009 70

ганизация самостоятельной работы. Объем самостоятельной работы и бюджет времени. Культура самостоятельной работы. Роль литературы по специальности в самостоятельной учебной деятельности. Компьютер как средство организации и реализации самостоятельной работы. Формирование учебных стратегий и умений в области изучения определенной специальности. Учебная деятельности в процессе СРС. Развитие рефлексивной самооценки. Проектная технология как средство развития креативности студента. Автономная (самоуправляемая) учебная деятельность по овладению определенной специальности.

5. Методики самоконтроля за совершенствованием самообразовательной компетенции и определение уровня развития самообразовательной компетентности.

Тематический план дает общее представление о содержании дисциплины и примерном количестве часов. Реализация программы спецкурса предусматривает следующие этапы: проведение предварительной диагностики, проведение цикла лекционных, семинарских, практических занятий, заключительную диагностику и контроль результатов. Структура программы:

- проведение предварительного диагностического обследования. Диагностическое обследование предполагает выявление актуального уровня сформи-рованности самообразовательной компетенции у студентов, в результате чего определяется и обосновывается содержание программы развития самообразовательной компетенции;

- содержание занятий, формирующих необходимые представления, умения и навыки. Для более эффективного использования внутренних резервов спецкурса аудиторные часы, отводимые Учебным планом на изучение спецкурса, следует распределять между лекциями и семинарскими, практическими часами в соотношении 1:2, чтобы студент имел возможность активного участия в обсуждаемых проблемах. Лекции, при этом должны носить вводный или обзорный характер и строиться по принципу освещения широкого круга вопросов. Семинарские и практические занятия должны представлять систему, т.е. включать в круг рассмотрение сущности, содержания, структуры развития са-

мообразовательной компетенции, знакомить студентов с приемами, формами, видами заданий, способствующих формированию необходимых будущему учителю самообразовательных навыков и умений;

- заключительная диагностика и контроль полученных результатов, предполагающий завершение работы и подведение итогов. Результаты диагностического обследования могут в определенной форме сообщаться студентам как объективная оценка их новых возможностей.

Необходимость внедрения в практику педагогического вуза спецкурса «Самообразовательная компетенция будущего учителя» представляется очевидным и, думается, будет способствовать повышению научного образования выпускников педагогического вуза.

Библиографический список

1. Драйден Г. Революция в обучении [Текст]: Пер. с англ./ Гордон Драйден, Джанет Вос. - М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. - 672 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 43-51.

3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст]/Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

4. Князева, М. Л. Ключ к самопознанию [Текст] / М.Л. Князева. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.

5. Лапшина, Г.А. Формирование готовности к самообразованию у будущих учителей иностранного языка (дополнительная специальность) [Рукопись]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.А. Лапшина; Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2004.

- 18 с.

6. Мурзина, М. Сергей Аверинцев: «Ах, мой милый Августин!» [Текст] / М. Мурзина // Аргументы и факты. - 1998. №3 - С. 3.

Bibliography

1. Draiden, G. Revolution in Study [Text]: Translation From English / Gordon Draiden, Janet Vos/ - M.: OOO «PARVINE», 2003. - 672 p.

2. Ivanov, D. Competence and Competence Approach in the Modern Education [Text] / Dmitriy Ivanov. - 2007. - 32 p.

3. Knyazeva, M.L. Key to Self-Cognition [Text] / M.L. Knyazeva. - M.: Young Guard, 1990. - 255 p.

4. Lapshina, G.N. Formation of Readiness for Self-Formation by a Future Teacher of a Foreign Language (Additional Profession) [Manuskript]: Candidate of Pedagogics: 13.00.08 / G.A. Lapshina; Eletsky State University of I.A. Bunin, 2004. - 18 p.

5. Murzina, M. Sergey Averin: «My Nice Avgustin!» [Text] / M. Murzina // Arguments and Facts. - 1998. №3 - P. 3

6. Zimnyaya, I.A. Basic Competence as a Result of the New Paradigm of Education [Text] // High Education Today, 2003. - №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.