УДК 378.63 7 ББК Ч48-951.85
Т. С. Скоробогатова
Нижний Новгород
РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; самообразовательная компетентность; учитель информатики.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается сущность и структура самообразовательной компетентности учителя информатики. Предлагается модель развития самообразовательной компетентности у будущего учителя информатики.
T. S. Skorobogatova
Nizhny Novgorod
DEVELOPMENT OF SELF EDUCATION COMPETENCE OF FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHER
KEY WORDS: competence approach; self-educational competence; the teacher of computer science.
ABSTRACT. The essence of self-educational competence of the teacher of computer science is disclosed. The article presents a model of self-educational competence of a future teacher of computer science.
В настоящее время на рынке труда сложилась ситуация, свидетельствующая о том, что только компетентные, самоорганизованные и инициативные специалисты, способные самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, являются конкурентоспособными и наиболее востребованными.
После принятия «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приоритет в системе образования отдается компе-тентностному подходу, который настоящее время переходит в стадию реализации. Центральными понятиями компетентностного подхода выступают такие, как «компетенция» и «компетентность» в разном соотношении друг с другом. Компетентностный подход формирует результаты образования не в
© Скоробогатова Т. С., 2011
терминах знаний — умений — навыков, а как готовность выпускника (и степень этой готовности) осуществлять профессиональную деятельность, взятую в своей синтетической сложности, считают В. С. Меськов и Ю. Г. Татур [1. С. 74].
В настоящее время существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность» и «компетенция» (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. И. Су-бетто, А. В Хуторской и др.). Наиболее емкое определение понятия «компетенция» дал А. В. Хуторской, который включил в него совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность опреде-
ляется как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2].
Таким образом, в рамках компе-тентностного подхода компетенция выступает как свойство (качество), а компетентность рассматривается как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.
Ключевые понятия компетентност-ного подхода описываются по-разному, но практически все исследователи приходят к одному и тому же заключению, что в процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность. Для педагогических вузов в рамках ком-петентностного подхода основной задачей становится развитие профессиональной компетентности учителя.
Проведенный анализ определений профессиональной компетентности учителя, предложенных различными авторами (А. К. Маркова, И. А. Колесникова, Н. Е. Костылева, И. А. Кухарев и др.), показал, что профессиональную компетентность учителя можно рассматривать как совокупность компетенций, профессиональных умений и способностей, личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Следует отметить, что способность к самообразованию многие авторы относят к профессиональной компетентности. При этом отмечается, что данная способность необходима учителю конкретного предмета и приобретается под влиянием специально организованной деятельности. В Федеральном стандарте третьего поколения выделены три группы компетенций, которыми должен обладать будущий учитель информатики после окончания педагогического вуза: общекультурные, культурно-профессиональные, специальные. Способность к самообразованию включается в требования к результатам образования.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности, которое диктуется социальным заказом общества по отношению к об-
разованию и является фактором личностно-профессионального роста учителя. В жизни нашего общества у педагогического труда особая роль. Педагог — носитель высоких идеалов, способный реально влиять на подрастающее поколение и формировать мировоззрение молодежи. Проблемы непрерывного образования учителя приобретают особое значение для его профессионального роста.
Самообразование учителя — это целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний, целью которой является самосовершенствование в личном и профессиональном плане и обеспечение эффективности развития учащегося (Н. В. Косенко, Ю. И. Кулюткина, Л. И. Мнацаканян).
Учитывая тот факт, что способность к самообразованию проявляется в деятельности, авторы Е. Н. Фомина, Е. С. Чеботарева, Э. К. Арынханова выделяют такое понятие, как «самообразовательная компетентность». Самообразовательную компетентность определяют как качество личности, которое характеризуется способностью к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах.
Кроме этого, ученые подчеркивают, что данного рода компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности, на стремлении учителя расширить свой образовательный потенциал.
Проведенный анализ показал, что самообразовательная компетентность учителя, в том числе учителя информатики, включает в себя следующие компоненты:
• интегративное личностное свойство, которое обеспечивается эмоционально-ценностным отношением к саморазвитию и самообразовательной деятельности, системой знаний о планировании и реализации самообразовательной деятельности, о способах самовоспитания;
• субъектно-личностный опыт продуктивного решения проблем саморазвития, разработки и реализации самообразовательной деятельности;
• готовность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения.
Отметим, что понятия «готовность» и «компетентность» близки между собой, но не тождественны. Если готовность есть характеристика потенциального состояния, позволяющего учителю войти в профессиональное сообщество и развиваться в профессиональном отношении, то компетентность может выявиться только в реальной деятельности.
Самообразовательная компетентность — это не только совокупность способностей и умений (компетенций), но и опыт, личные качества учителя, поэтому в рамках педагогического вуза необходимо как формировать способности и умения, необходимые для развития самообразовательной компетентности, так и создавать условия для приобретения опыта этой деятельности. Несомненно, что все сказанное о самообразовании учителя справедливо для характеристики самообразования любого учителя-предметника. Вместе с тем для учителя-предметника важным и значимым является самообразование, связанное с предметом, который он преподает в школе.
Анализ содержания и организационно-процессуального аспекта профессиональной деятельности учителя информатики позволил нам выделить следующие факторы, определяющие специфику самообразовательной деятельности учителя информатики:
1) стремительное развитие и обогащение структуры и содержания за счет интеграции с другими науками;
2) непрерывное развитие инструментария информатики, который базируется на достижениях в сферах современной микроэлектроники и информационных коммуникаций, программного обеспечения в информационных технологиях;
3) расширение сферы использования компьютерной техники, базовых и
прикладных информационных технологий в других дисциплинах.
Кроме этого, к учителям информатики предъявлены большие требования со стороны современного общества как к основным специалистам в области информационных технологий, а также со стороны администрации школ как к основным организаторам информатизации образования.
С учетом специфики самообразовательной деятельности учителя информатики в структуру самообразовательной компетентности учителя информатики можно включить следующие компетенции:
1) готовность к самообразованию в области информатики и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), где самообразование связано с изменением содержания школьного курса информатики;
2) готовность заниматься самообразованием в области информатики и ИКТ, где самообразование не связано со школьным курсом информатики (поиск новостей в области информационных технологий; поиск альтернатив программным продуктам, изучаемым в школе; изучение технических устройств, используемых современным человеком в повседневной жизни, расширение узкоспециализированных, технических знаний и др.).
Способности и умения, необходимые для самообразования будущего учителя информатики, можно распределить по следующим компонентам самообразовательной деятельности: мотивационный, организационно-рефлексивный, информационно-содержательный.
В состав мотивационного, организационно-рефлексивного компонентов отнесем умения и способности, необходимые для самообразовательной деятельности любому учителю-предмет-нику: потребности в самообразовании, умения, необходимые для организации самообразовательной деятельности (постановка цели, планирование, реализация познавательной деятельности, корректировка), творческие способности, личностные качества (уверенность в себе, позитивная самооценка).
Учитывая специфику самообразования учителя информатики, выделим следующие способности и умения, которые отнесем к информационносодержательному компоненту самообразовательной деятельности будущего учителя информатики:
• умение ориентироваться в содержании школьного курса «Информатика и ИКТ», в потоке новых обновлений информационных технологий, в потоке информационного развития общества;
• умение отбирать из потока научных знаний информацию, значимую для обучения учащихся;
• способность стимулировать себя на изучение новой версии программного продукта;
• способность не бояться ошибиться при изучении нового программного обеспечения;
• умение поддерживать интерес к изучению новых информационных технологий;
• способность самостоятельно изучать технику, используемую современным человеком в повседневной жизни;
• умение искать альтернативу изучаемым информационным технологиям в школе;
• способность самостоятельно расширять узкоспециализированные технические знания.
Учителя информатики в своей педагогической деятельности сталкиваются с рядом проблем, связанных с быстрыми темпами развития информатики и информационных технологий, а именно с недостатком знаний в области информатики, с вопросами учеников в области информатики и информационных технологий, на которые учитель не всегда может найти правильный ответ, с малой осведомленностью в событиях информационного общества, с нехваткой практических умений при работе с информационными технологиями и др. Естественным образом возникает вопрос: «А можно ли подготовить учителя информатики так, чтобы он в совершенстве владел знаниями в области информатики?». Ответ на него дает путь подготовки студента педагогического
вуза к непрерывному самообразованию с учетом специфики будущей профессиональной деятельности учителя информатики, что позволит ему овладеть необходимыми компетенциями.
Взяв за основу системно-деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный подходы, мы разработали прогностическую модель подготовки будущего учителя информатики к самообразованию. Кратко охарактеризуем основные этапы ее реализации.
Первый (пропедевтический) этап подготовки будущего учителя информатики к самообразованию связан с анализом студентами своей готовности к самообразованию и с выявлением соответствующих умений, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности. Этап включает в себя: определение особенностей профессиональной деятельности учителя; определение специфики самообразовательной деятельности учителя информатики; выделение необходимости самообразования учителя; формирование мотивов подготовки к самообразовательной деятельности; постановка целей подготовки к самообразовательной деятельности; выбор форм, методов и средств подготовки к самообразовательной деятельности
Цель данного этапа подготовки состоит в формировании направленности учебной деятельности на профессионально-педагогическое самообразование, необходимое будущему учителю информатики.
На втором этапе (организационно-деятельностном) студенты включаются в самостоятельную деятельность по сбору информации, ее теоретическому и практическому осмыслению в тех областях информатики и ИКТ, в которых должен ориентироваться учитель информатики. Организовать эту работу можно в процессе самостоятельной подготовки студентов к семинарам по дисциплине «Теория и методика обучения информатики». Этап включает в себя: формирование у будущего учителя информатики способностей и умений, необходимых для самообразовательной деятельности; уме-
ние ориентироваться в содержании школьного курса «Информатика и ИКТ», в потоке новых обновлений информационных технологий, в потоке информационного развития общества; умение отбирать из потока научных знаний информацию, значимую, для обучения учащихся; способность стимулировать себя на изучение новой версии программного продукта; способность не бояться ошибиться при изучении нового программного обеспечения; умение поддерживать интерес к изучению новых информационных технологий; способность самостоятельно изучать технику, используемую современным человеком в повседневной жизни; умение искать альтернативу изучаемым информационным технологиям в школе; способность самостоятельно расширять узкоспециализированные технические знания. Цель данного этапа состоит в формировании умений, необходимых для самообразования учителя информатики.
Цель третьего этапа (осуществление самообразовательной деятельности на инициативной основе) заключается в создании условий для самообразовательной деятельности будущего учителя информатики и самоанализа результатов ее выполнения. Этап характеризуется определенными организационными формами (педагогическая практика, общественная деятельность на факультете, выполнение дипломной и курсовых работ) и необходимыми элементами рефлексии (сопоставление полученных результатов с запланированными; анализ причин
возможных отклонений в формировании умений и способностей; самооценка студентом своих действий; принятие решений о внесении корректив в умения и способности, необходимые для непрерывного самообразования).
На этом этапе во время педагогической практики студенты в реальных педагогических условиях имеют возможность увидеть трудности, с которыми сталкивается любой учитель информатики. Поэтому в ходе педагогической практики студенты, анализируя возможные профессиональные ситуации, включаются в самообразовательную деятельность по собственной инициативе. Кроме этого, в ходе работы над дипломными и курсовыми работами и во время общественной занятости на факультете студенты могут принять участие в самообразовательной деятельности, которую они инициируют, оценивают и корректируют сами.
Успешное самоутверждение учителя информатики в профессиональной деятельности, полноценная самореализация в ней во многом обусловлены тем, насколько удастся в годы обучения в педагогическом вузе сориентировать будущего учителя в поисках собственного пути профессионального становления, убедить в том, что рост профессионального мастерства зависит от его личностного саморазвития и самосовершенствования. Очевидно, что одна из основных задач вузовского педагогического образования — подготовить студентов к непрерывному самообразованию в своей будущей педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. МЕСЬКОВ В. С., ТАТУР Ю. Г. О возмоности приобретения гуманитарных компетенций в вузе // Высшее образование в России. 2006. № 8.
2. ХУТОРСКОЙ А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. Н. Перевощикова