УДК 374
Халзакова Людмила Анатольевна Ludmila Khalzakova
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
THEORY AND PRACTICE OF TEACHER'S SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE FORMATION
Представлена нормативно-правовая база общей теории формирования самообразовательной компетентности учителя, дана авторская трактовка понятия «самообразовательная компетентность учителя». Выявлены стратегические направления формирования самообразовательной компетентности учителя. Раскрыты следующие основные эффекты формирования самообразовательной компетентности учителя: средовый эффект открытости, синергетический, метасистемный, внедренческий
Ключевые слова: самообразовательная компетентность учителя, социокультурная модернизация образования, гуманитарная культура учителя, культурно-образовательное мышление, стратегические направления и основные эффекты формирования самообразовательной компетентности учителя
The article covers legal standard basis of the common theory of teacher's self-educational competence formation. The author gives his own definition of the concept «teacher's self-educational competence». Strategic directions of formation of teacher's self-educational competence are revealed. The following main effects of formation of self-educational competence are revealed: environmental effect of openness, synergetic, met systematic, inculcating
Key words: teacher s self-educational competence, socio-cultural modernization of education, teacher's humanitarian culture, cultural and educational thinking, strategic directions and main effects offormation of teacher's self-educational competence
Работа выполнена в рамках исполнения мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2013 гг., проект «Современное качество общего образования: практика реализации моделей образовательных систем», ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» Забайкальского края
В последнее время все большее распространение получает концепция социокультурной модернизации образования (А. Г. Асмолов, А.М. Цирульников и др.), суть которой состоит в признании социокультурного измерения фундаментальных характеристик образовательных процессов [1; С. 8]. Ключевым мотивом концепции
социокультурной модернизации образования является развитие представлений о миссии и природе образования как ведущей социальной деятельности, участвующей в порождении таких системных социальных и ментальных эффектов в жизни общества, как формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности; динамика социальной дифференциации и стратификации общества; усвоение различных традиций, ценностей, норм и установок поведения больших и малых социальных групп; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей
и профессий; рост человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны [1; С. 1]. В свете сказанного объем (глубина) модернизации образования зависит от уровня сформированное™ самообразовательной компетентности учителя.
Теоретические и нормативные основы разработки общей теории формирования самообразовательной компетентности учителя
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., одной из основных задач подчеркивается развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Указывается адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования [9: С. 18].
Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде; владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [9; С. 37]. Профессиональный стандарт педагогической деятельности, разработанный В.Д. Шадри-ковым, не учитывает самообразовательную компетентность учителя, хотя включает систему компетенций учителя.
Проблемное поле исследования самообразовательной компетентности учителя находится в междисциплинарном про-
странстве теории образования взрослых, аксиологии, педагогики.
Богатый методологический опыт представляют исследования ученых Института образования взрослых Российской Академии образования (РАО) В. Прокопюка, В.Г. Воронцовой, Э.М. Никитина и др. Методология их исследований базируется на единстве гуманитарно-аксиологического и социально-педагогического подходов. Вопрос о сущности и смысле самообразования учителей в контексте гуманистической парадигмы наук о развитии человека раскрывается в концепции самообразования учителей В. Прокопюка. Указывается, что в польской педагогической теории самообразование определяется как высшая стадия народного образования, модифицирующая и расширяющая все формы обучения. Продолжая исследовательские традиции С. Г. Вершловского, В. Прокопюк обосновывает положения, составляющие теоретические основы формирования гуманистической ориентации в процессе профессионального и внепрофессионального (личностного) самообразования современных учителей в контексте гуманистических установок: целостное развитие личности, индивидуально-личностная ориентация, ценностно-смысловая ориентация, культурология процессов развития. Фундаментальные идеи исследования В. Прокопюка восходят к педагогическому проектированию развития гуманистически ориентированного процесса профессионального и личностного самообразования современных учителей, предполагающего комплексное диагностирование их внутренней зрелости и готовности воспринимать контекст гуманистической парадигмы развития человека [10; С. 14]. Позднее В.Г. Воронцова разрабатывает механизмы совершенствования гуманитарной образовательной среды учреждений системы повышения квалификации как культурно-ценностного пространства профессионально-личностного развития педагога. Образ гуманитарной образовательной среды как системо- и смыслообразующего фактора личностно-профессионального
развития педагога связан с такими ключевыми характеристиками, как интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания как условие формирования мировоззренческой целостности сознания и поведения педагога; гуманитаризация естественнонаучного образования; ценностно-смысловое согласование деятельности всех субъектов образовательных процессов; духовно-нравственная атмосфера общения; вариативность образовательных программ и вероятностный характер рекомендаций [4; С. 12]. В концепциях самообразования В. Прокопюк и В.Г. Воронцовой показана роль гуманитарно-аксиологического подхода к исследованию профессионального развития педагога, в частности, теории ценностей духовной жизни и культуры, личности и общества, теории среды. В таком контексте Э.М. Никитин, разрабатывая концептуальные основы построения и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования, указывает на общие цели в области повышения квалификации учителей в современных условиях: повышение уровня профессиональной компетентности, педагогического и управленческого мастерства; удовлетворение личных потребностей в самообразовании; расширение ценностных гуманистических ориентаций; повышение общекультурного уровня и расширение социального кругозора; развитие творческой инициативы и стремления к новаторству; формирование у учителей навыков научно-исследовательской работы; обеспечение непрерывного образования учителей [8; С. 43].
Следующим шагом к формированию общей теории самообразовательной компетентности учителя стало исследование Р. С. Бондаревской, выполненное в контексте ведущих положений акмеологии Н.В. Кузьминой. Р. С. Бондаревгкая расширяет теоретические знания о возможностях проектирования педагогом достижения своего индивидуального «акме» в процессе образования, самообразования, самовоспитания, самовыражения и самоутверждения как единого процесса профессио-
нально-личностного совершенствования. Р. С. Бондаревской выявлены сущностные характеристики акмеологического подхода к становлению проектной деятельности педагогов, разработана методика построения обучающего педагогического проекта, реализующая базовые взаимосвязи функциональной психологической системы деятельности в рамках формального, неформального образования и самообразования [3; С. 8]
Таким образом, теоретические и методологические исследования ученых РАО, занимающихся непрерывным образованием взрослых, оказали интегрирующее влияние на формирование представлений о гуманистически ориентированном процессе профессионального и личностного самообразования (В. Прокопюк, В.Г. Воронцова, Э.М. Никитин, Р.С. Бондарев-ская и др.) . Анализ исследовательской литературы свидетельствует о том, что природа самообразовательной компетентности учителя проявляется в гуманитарной культуре педагога, понимаемой как системы духовных ценностей, определяющих смысл жизнедеятельности и профессиональную направленность личности (В.Г. Воронцова). Фундаментальном ядром самообразовательной компетентности является культурно-образовательное мышление педагога. Необходимость введения данного понятия, формирующего мотивацию, культурно-образовательную инициативу и жизнетворчество педагога, представляется плодотворным для проектирования такой образовательной среды, в которой учителя побуждаются к освоению нового опыта, пересмотру своих профессиональных ценностей, формированию нового профессионального поведения.
I. Самообразовательная компетентность как функциональное, деятельнос-тное качество учителя, выступающее как культурная норма инновационных процессов в образовании.
Самообразовательную компетентность мы можем рассматривать как фактор сохранения человеческого капитала, который получил разработку в трудах Т.К.
Блиновой и др. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития в мире, стране, регионе, способствует повышению качества жизни общества в целом и каждого человека в отдельности [2; С. 9]. Т. К. Блинова определяет человеческий капитал как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов данного человека. Накопление человеческого капитала является одним из условий конкурентоспособности, качественной и эффективной работы современного человека. Т.К. Блинова отмечает эффективность самообразования как способа сохранения человеческого капитала, педагога в условиях перехода на государственные образовательные стандарты в контексте перехода на ФГОС СПО третьего поколения.
На наш взгляд, самообразовательная компетентность учителя — это новое функциональное, деятельностное качество учителя, выступающее как культурная норма инновационных процессов в образовании и приводящее к социальной успешности всех субъектов образовательного процесса. Как указывала Г. Н. Прозументова, рефлексивная, деятельностная, исследовательская позиция педагога в практике есть важнейшая характеристика инновационных процессов [7; С. 149].
Одним из условий формирования самообразовательной компетентности учителя является погружение в инновационную корпоративную образовательную среду посредством создания основной опорной площадки на базе образовательного учреждения.
II. Стратегические направления формирования самообразовательной компетентности учителя в рамках исполнения мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2013 гг. по проекту «Современное
качество общего образования: практика реализации моделей образовательных систем», реализуемому региональной стажи-ровочной площадкой ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» Забайкальского края:
1. Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования.
1.1. В рамках данного направления разработаны и внедрены курсы лекций в региональную систему повышения квалификации учителей: «Технологическая карта как средство освоения учителями идеологии стандартов второго поколения», «Учебно-познавательные задачи как средство достижения личностных, метапредметных, предметных результатов стандартов второго поколения», «Образовательные технологии формирования универсальных учебных действий», «Краеведение как средство достижения личностных, метапредметных, предметных результатов стандартов второго поколения».
2. Внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающих непрерывность и адресный подход к повышению квалификации.
2.1. Персонификации обучения. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты по следующим содержательным линиям: переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса. Проведен научно-методический семинар на тему: «Методическое сопровождение построения индивидуального маршрута профессиональной карьеры».
3. Внедрение современных ИКТ в практику управления образовательным учреждением.
3.1. Создание корпоративной информационно-образовательной среды повышения квалификации учителя посредством реализации образовательных программ. Методы формирования самообразовательной компетентности: дистанционное обу-
чение ( дистанционные курсы повышения квалификации), баскет-метод (метод погружения в проблему), деловая игра, поведенческое моделирование, стажировка (базовая стажировочная площадка в рамках реализации ФЦПРО).
В декабре 2011 г. на базовой опорной площадке «Информационно-образовательная среда как условие повышения качества образования в сельской школе» учителем английского языка, заместителем директора по научно-методической работе И.Т. Бальжитовой проведен мастер-класс «Использование электронных учебников в образовательном процессе», представлена педагогическая гостиная «Использование Интернет-технологий в проектной и исследовательской деятельности учащихся». На базовой опорной площадке «Модель индивидуализации образования в гимназии с допрофессиональной управленческой подготовкой» учитель английского языка О.М. Дамдинжапова, заместитель директора по учебной работе и Э.Ч. Жамбалова провели открытые уроки с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе погружения в инновационную корпоративную информационно-образовательную среду учителя приобрели опыт самоорганизации и саморефлексии.
Таким образом, в качестве ведущих механизмов формирования самообразовательной компетентности учителя в информационную эпоху являются мотивации к обучению и формирование «компетентности к обновлению компетенций» ( А.Г. Асмолов).
Процесс формирования самообразовательной компетентности характеризуется опережающей стратегией профессионального развития учителя, обеспечивающей социальную, профессиональную и академическую мобильность личности учителя.
III. Основные эффекты формирования самообразовательной компетентности учителя.
Как показывает практика, формирование самообразовательной компетентности учителя позволяет эффективно реализо-вывать ее основные эффекты: средовый,
синергетический, метасистемный, сетевой, внедренческий:
1) средовый эффект открытости, предполагающей вовлечение в персонифицированную информационно-образовательную среду как можно большего числа учителей, позволит достигать как расширения проблемного поля решаемых задач, так и их информационного обеспечения;
2) синергетический эффект, раскрывающий результат взаимодействия корпоративных творческих групп, создаст условия для решения ряда комплексных научно-педагогических проблем;
3) метасистемный эффект, возникающий при широкой ( методологической, концептуальной, содержательной, технологической) интеграции деятельности кафедр Института повышения квалификации, позволит профессионально реализовывать принцип «от теории — к практике», предполагающий обеспечение всего цикла решения проблемы: от ее теоретико-методологической проработки до содержательных и технологических механизмов ее воплощения;
4) внедренческий эффект, предполагающий профессиональную адаптацию и дальнейшее распространение результатов научных исследований через профессиональную деятельность учителя. По сути, это воплощение дидактического принципа связи теории и практики.
Таким образом, в ходе исследования получены следующие результаты. Определена теоретико-методологическая основа формирования самообразовательной компетентности учителя с точки зрения гуманистически ориентированного подхода. Введено в научный оборот культурно-образовательное мышление учителя как фундаментальное ядро формирования самообразовательной компетентности. Определена сущность самообразовательной компетентности учителя как нового функционального, деятельностного качества учителя, выступающего как культурная норма социокультурной модернизации образования и приводящего к социальной и личностной успешности всех субъектов образователь-
ного процесса. Установлено, что формирование самообразовательной компетентности учителя, основанное на опережающей стратегии его профессионального развития, протекает более эффективно при погружении в инновационную корпоративную
образовательную среду посредством создания опорной площадки на базе образовательного учреждения. Выявлены основные стратегии и эффекты формирования самообразовательной компетентности учителя.
Литература
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности // Вопросы образования. 2008. № 1.
2. Блинова Т.К. Самообразование педагогов как способ сохранения человеческого капитала в условиях перехода на ФГОС СПО нового поколения: матер. V междунар. науч.-практ. конф. // Научное творчество XXI века. Красноярск, Научно-инновационный центр, Т. 1. С. 23-26.
3. Бондаревская Р.С. Становление проектной деятельности педагога на основе акмеологи-ческого подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. С-Пб., 2011. 23 с.
4. Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: автореф. дис. д-ра. пед. наук. С-Пб, 1997. 65 с.
5. Ермолаева М.Г. Продуктивная самодеятельность учителя и ее сопровождение в постдипломном педагогическом образовании. СПб.: СПб АППО, 2011.
6. Кузнецов В.В. Корпоративное образование. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 227 с.
7. Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования: методические рекомендации / Под ред. Н.В. Седовой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 304 с.
8. Никитин Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. СПб., 1999. 47 с.
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. 8 декабря 2011 г., NQ 2227-р. М., 135 с.
10. Прокопюк В. Самообразование учителей в контексте гуманистической парадигмы развития человека: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. СПб., 1996. 42 с.
11. Цирульников А.М. Социокультурный анализ образовательных систем. Методология и методы // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 2 (22). С. 71-93.
12. Цирульников А.М. Модернизация образования. Социокультурная альтернатива // Образовательная политика. 2010.№ 9. 10.
13. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
Коротко об авторе_
Халзакова Л.А., аспирант, ЗабГГПУ, методист по иностранным языкам, ГАОУ ДПО Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края [email protected]
Научные интересы: повышение квалификации, самообразовательная компетенция, ИКТ-техноло-гии
_Briefly about the author
L. Khalzakova, postgraduate student, Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University, methodologist of foreign languages, SAEI APE «Aginsky Institute Social Workers Qualification Improvement in Zabaikalsky Krai»
Scientific interests: improvement of professional skill, self-educational competence, ICT technologies