Научная статья на тему 'Формирование самообразовательных компетенций студентов в процессе аудиторных занятий'

Формирование самообразовательных компетенций студентов в процессе аудиторных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / PRACTICAL CLASSES / ФРОНТАЛЬНЫЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ / INDIVIDUAL AND GROUP FORMS / FRONTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тахохов Борис Александрович

В статье раскрывается авторское убеждение в том, что основной целью аудиторных занятий следует признать не передачу знаний-информации от преподавателя к студентам, не только получение последними определенных сведений из предметной области (хотя роль этого процесса нельзя отрицать), а формирование мотивации к самообразовательной деятельности, которая основывается на интересе к той или иной учебной дисциплине, а через нее к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в статье красной нитью проходит мысль о важности формирования самообразовательных компетенций студентов в аудитории, в основном на практических занятиях, под руководством преподавателя. Кроме того, актуализация данной темы вызвана необходимостью выполнения установок образовательных стандартов на всемерное развитие самостоятельности студентов в приобретении необходимых знаний и умений. Методология работы базируется на системном, личностно ориентированном, деятельностном и модульно-компетентностном подходах, на принципах социального партнерства и гибкости содержания и педагогических технологий с использованием таких методов, как обобщение и анализ, сравнение и описание. Проведенным исследованием установлено, что в условиях относительно небольшого количества часов, отводимых на аудиторные занятия по каждой учебной дисциплине, и усиления самообразовательной составляющей необходимо коренным образом менять содержание и методику проведения практических занятий, сделать их важнейшим фактором формирования самообразовательных компетенций: именно во время педагогического взаимодействия учебной группы и преподавателя создается пространство коллективного творчества, в процессе которого, соревнуясь, заражая друг друга, все участники этого педагогического действа получают определенный опыт для самостоятельной работы. Реализация предлагаемого подхода к проведению аудиторных занятий создает необходимые условия для выстраивания индивидуальной позиции студентов в образовательном процессе вуза, способствует формирования их самообразовательных компетенций, являющихся важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE COURSE OF CLASSROOM ACTIVITIES

The article reveals the author's belief that the main goal of classroom activities is not the transfer of knowledge information from the teacher to students, not only the receiving of certain information from the subject field by the latter (although the role of this process can not be denied), but the formation of motivation for self-educational activity which is based on interest in a particular academic discipline, and through it in future professional activity. Thus, the idea of the importance of forming self-educational competences of students in the classroom, mostly in practical classes, under the guidance of the teacher runs all through the article. In addition, the actualization of this topic is caused by the need to meet the requirements of educational standards for the full development of students' independence in acquiring the necessary knowledge and skills. The methodology of work is based on systemic, personality-oriented, activity and modular-competence approaches, on the principles of social partnership and content flexibility and pedagogical technologies using methods such as generalization and analysis, comparison and description. The conducted research found that in the relatively small number of hours assigned to classroom classes for each academic discipline and the strengthening of the self-educational component, it is necessary to change radically the content and methodology of conducting practical lessons, making them the most important factor in the formation of self-educational competencies: exactly during the pedagogical interaction of the educational group and the teacher a space of collective creativity is produced, in the process of which, competing, infecting each other, each participant of this pedagogical activity receives a certain experience for independent work. The implementation of the proposed approach to conducting classroom lessons creates the necessary conditions for the formation of the individual position of students in the educational process of the high school, contributes to the formation of their self-educational competencies, which are an essential condition for improving the quality of training of specialists.

Текст научной работы на тему «Формирование самообразовательных компетенций студентов в процессе аудиторных занятий»

педагогические науки

Тахохов Борис Александрович ФОРМИРОВАНИЕ ...

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

© 2018

Тахохов Борис Александрович, доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета, заведующий кафедрой педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, е-mail: borisbit@mail.ru.)

Аннотация. В статье раскрывается авторское убеждение в том, что основной целью аудиторных занятий следует признать не передачу знаний-информации от преподавателя к студентам, не только получение последними определенных сведений из предметной области (хотя роль этого процесса нельзя отрицать), а формирование мотивации к самообразовательной деятельности, которая основывается на интересе к той или иной учебной дисциплине, а через нее - к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в статье красной нитью проходит мысль о важности формирования самообразовательных компетенций студентов в аудитории, в основном на практических занятиях, под руководством преподавателя. Кроме того, актуализация данной темы вызвана необходимостью выполнения установок образовательных стандартов на всемерное развитие самостоятельности студентов в приобретении необходимых знаний и умений. Методология работы базируется на системном, личностно ориентированном, деятельностном и модульно-компетентностном подходах, на принципах социального партнерства и гибкости содержания и педагогических технологий с использованием таких методов, как обобщение и анализ, сравнение и описание. Проведенным исследованием установлено, что в условиях относительно небольшого количества часов, отводимых на аудиторные занятия по каждой учебной дисциплине, и усиления самообразовательной составляющей необходимо коренным образом менять содержание и методику проведения практических занятий, сделать их важнейшим фактором формирования самообразовательных компетенций: именно во время педагогического взаимодействия учебной группы и преподавателя создается пространство коллективного творчества, в процессе которого, соревнуясь, заражая друг друга, все участники этого педагогического действа получают определенный опыт для самостоятельной работы. Реализация предлагаемого подхода к проведению аудиторных занятий создает необходимые условия для выстраивания индивидуальной позиции студентов в образовательном процессе вуза, способствует формирования их самообразовательных компетенций, являющихся важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: компетенция, самостоятельная работа, образовательный процесс, практические занятия, фронтальные, индивидуальные и групповые формы.

FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE COURSE OF CLASSROOM ACTIVITIES

© 2018

Takhokhov Boris Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, dean of psychology and pedagogical faculty, head of the сИап- pedagogical and psychology North-Ossetian State University of K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, street Vatutina, 46, e-mail: borisbit@mail.ru.)

Abstract. The article reveals the author's belief that the main goal of classroom activities is not the transfer of knowledge - information from the teacher to students, not only the receiving of certain information from the subject field by the latter (although the role of this process can not be denied), but the formation of motivation for self-educational activity which is based on interest in a particular academic discipline, and through it - in future professional activity. Thus, the idea of the importance of forming self-educational competences of students in the classroom, mostly in practical classes, under the guidance of the teacher runs all through the article. In addition, the actualization of this topic is caused by the need to meet the requirements of educational standards for the full development of students' independence in acquiring the necessary knowledge and skills. The methodology of work is based on systemic, personality-oriented, activity and modular-competence approaches, on the principles of social partnership and content flexibility and pedagogical technologies using methods such as generalization and analysis, comparison and description. The conducted research found that in the relatively small number of hours assigned to classroom classes for each academic discipline and the strengthening of the self-educational component, it is necessary to change radically the content and methodology of conducting practical lessons, making them the most important factor in the formation of self-educational competencies: exactly during the pedagogical interaction of the educational group and the teacher a space of collective creativity is produced, in the process of which, competing, infecting each other, each participant of this pedagogical activity receives a certain experience for independent work. The implementation of the proposed approach to conducting classroom lessons creates the necessary conditions for the formation of the individual position of students in the educational process of the high school, contributes to the formation of their self-educational competencies, which are an essential condition for improving the quality of training of specialists.

Keywords: competence, independent work, educational process, practical classes, frontal, individual and group forms.

Постановка проблемы, актуальность. Самообразовательные компетенции абсолютно доминируют среди всех ключевых компетенций, необходимых специалисту в любой профессиональной деятельности (Е. Астахова [1], Т.И. Шукшина и Ж.А. Мовсесян [2] и др.[3; 4]. Их значение для получения полноценного образования подчеркивается тем обстоятельством, что в федеральных образовательных стандартах высшего образования удельный вес самостоятельной работы колеблется от 40 % до 60 % от общего числа часов, отведенных на изучение той или иной дисциплины. На скрижали каждой образовательной организации незримо присутствуют слова А. Дистервега о непреходящем значении «собственной деятельности, собственных сил, собственного напряжения» для «приобщения к развитию и образованию». Рефрен одного и того же прилагательного призван подчеркнуть роль, которую выполняет само-

образование в жизни каждого человека, а употребление в качестве синонимов слов «деятельность», «напряжение» и «силы» тоже не случайно, ибо только приложением сил и напряжения возможна та или иная деятельность, а апофеозом деятельности, ее целью является результат.

Формирование самообразовательных компетенций стихийно, подспудно, еще недостаточно организованно, начинается в раннем детстве, приобретает более или менее научно обоснованные формы в школьном и вузовском обучении и заканчивается, по словам С.И. Гессена, с завершением человеческой жизни. Следовательно, каждый этап жизни человека требует своих самообразовательных компетенций, но профессиональная деятельность в силу своей исключительной значимости не только для отдельной личности - деятеля, но и для общества, предъявляет к работнику колоссальные требования и здесь умения и

навыки самообразования необходимы всегда, в любой ситуации. Особенно они важны педагогу, ибо среди всех творческих видов профессиональной деятельности педагогическая по праву занимает одно из первых мест.

Сказанное актуализирует необходимость формирования самообразовательных компетенций в образовательном процессе подготовки педагогов. Один из путей решения данной проблемы - повышение роли аудиторных занятий: именно в образовательном процессе, под руководством преподавателя будущий педагог должен научиться работать самостоятельно с информацией, добывать ее, систематизировать, обрабатывать, составлять конспект, тезисы, готовить обзор и т. д. Одним словом, компетенции, необходимые для успешного обучения в вузе и в последующей за учебой профессиональной деятельности, мы вправе назвать как обусловленные умением самостоятельно в максимально короткие сроки осваивать всю полезную информацию и эффективно ее использовать в своей работе.

В настоящее время проблема не в отсутствии необходимой информации, не случайно 21 век назван информационным, а в поиске и нахождении соответствующей информации, ее критическом анализе, умелой обработке и применении в своей профессиональной деятельности.

В результате проведенного исследования установлено, что занятия, на которых формируются указанные компетенции, могут быть совершенно разными и по разным дисциплинам, но они, по мнению многих преподавателей, являются наиболее сложной формой учебного процесса в вузе [1-3].

Аудиторные занятия в вузе способствовуют углублению, систематизации и конкретизации знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учебы. Здесь в процессе лекций и практических занятий формируются навыки самостоятельной работы, профессиональные и общекультурные компетенции, развивается творческая познавательная активность.

Деятельность преподавателей при проведении практических занятий, как правило, сосредоточена на концентрации своего внимания на организации контроля за степенью и характером усвоения учебного материала студентами, в то время как основная функция и назначение практического занятия - научить студентов самостоятельному творческому добыванию знаний, показать на практических примерах технологии обработки информации и всеми педагогическими приемами расширять словарный запас студентов, особенно лексический и стилистический, связанный с будущей профессиональной деятельностью [4].

В связи с тем, что нет единых рабочих программ по дисциплинам образовательных стандартов, тематику занятий каждый преподаватель определяет самостоятельно, исходя из требований ФГОС, наличия учебной литературы (как правило, часть тем, наиболее освещенных в учебной литературе, лектором не читается), студенты отсылаются к первоисточникам, а на практическом занятии обсуждается в том числе и пропущенный в лекциях материал.

Традиционные формы проведения практических и семинарских занятий, заслушивание рефератов с последующим обсуждением или развернутая беседа по плану, данному преподавателем, превалируют в вузах страны [3; 5].

Однако передовой педагогический опыт высшей школы свидетельствует, что сделаны значительные шаги в развитии методики проведения практических и семинарских занятий и в расширении форм их проведения, о чем в последнее время пишут и зарубежные исследователи [6-9].

Многие педагоги вводят в практику образовательного процесса занятия-диспуты и семинары-дискуссии, используют интерактивные технологии обучения - игровые и диалоговые, активно внедряют элементы гибкой педагогики. Положительные стороны подобной формы практических и семинарских занятий заключаются в том, что они приучают студентов к творчеству, развивают их умение коммуницировать на разные темы и в первую очередь профессиональные, способствуют выработке 342

собственных взглядов и суждений по изучаемой дисциплине, помогают осмыслить особенности современной профессиональной деятельности и личность специалиста, работающего в условиях реальной неоднозначной ситуации, формируют определенное отношение к социально-психологическим и моральным проблемам, заставляют серьезно задуматься над вопросами образования и воспитания подрастающих поколений [10].

На такие занятия могут быть вынесены и проблемы, которые пока не нашли своего места в учебниках, но затрагиваются в научной и общественно-политической литературе, в периодических журналах по направлению подготовки.

Следует отметить, что практическое занятие-диспут или семинар-дискуссия с использованием интерактивных технологий требуют значительной предварительной подготовки не только преподавателя, но и студентов и, следовательно, могут проводиться не постоянно, а чередуясь, к примеру, с различными устными и письменными видами аудиторной работы.

На наш взгляд, и это доказывает опыт последних лет, чтобы активизировать познавательную деятельность студентов и тем самым повысить эффективность любых занятий необходимо разнообразить формы работ по той или иной теме. Как известно, опытные преподаватели-мастера педагогической деятельности с целью повышения познавательной активности студентов стараются переключать их с одного вида работы на другой и так в течение всего занятия [10-12].

Например, при проведении практического занятия по педагогике на первую тему: «Понятие, сущность и составные части воспитательного процесса» можно использовать разнообразные формы работы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность студентов, и с этой целью после вводного слова преподавателя обсуждается тема занятия в форме вопросов-утверждений или сомнений. Итак, цель воспитания:

- всестороннее развитие личности? (официальная социально-педагогическая установка в Советском Союзе в 70-80-ые гг.);

- превращение природного человека в культурного? (А. Дистервег, С.И. Гессен);

- социально-культурное развитие личности? (С.Я. Гершунский, А.В. Петровский);

- всесторонняя социализация? (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Следует выбрать из этих определений по своему усмотрению наиболее предпочтительное или предложить свой вариант и обосновать его.

Следующим этапом практического занятия может быть оглашение реферата на тему «Соединение теоретического обучения с практической работой по специальности». Преподаватель заранее назначает оппонентов к основному докладчику и рекомендует литературу (хотя самостоятельный поиск литературы студентом - весьма полезное занятие для развития научно-исследовательской компетенции), необходимую для раскрытия этого вопроса и в плане исторического развития этой идеи.

После выступления докладчика и оппонентов студенты в свободной форме оценивают их выступления, по возможности дополняют их.

Затем обсуждаются всей группой вопросы практического занятия: «Задачи и содержание умственного воспитания», «Задачи и содержание духовно-нравственного воспитания». После теоретического обсуждения данных вопросов можно заслушать реферат на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание современных учащихся»; кроме докладчика, должны выступить два оппонента, далее послушать заранее заготовленное студентом краткое вступительное слово к реферату «Развитие эстетических вкусов у школьников». В связи с этим докладчику и оппонентам заранее дается задание привести примеры из опыта работы учителей школ по эстетическому воспитанию учащихся разных возрастов, указать литературу по теме, дать ее обзор. Эстетическое отношение к слову, его выразительности, семантическому и Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Тахохов Борис Александрович ФОРМИРОВАНИЕ ...

стилистическому богатству студенты демонстрируют в различных художественных (в основном поэтических) текстах. Последним видом работы такого практического занятия может быть выполнение задания из книги Н.В. Бордовской и А.В. Реана «Педагогика: Учебное пособие» [13].

Практика показывает, что студенты испытывают трудности при применении теоретических знаний в практической деятельности. Для выполнения рассмотренного задания они воспроизводят некоторые определения из учебников или монографий, анализируют предложенные педагогические ситуации и указывают виды работ, способствующие формированию эстетической активности детей.

Данное практическое занятие очень насыщено и требует четкого руководства со стороны преподавателя, однако значительно облегчает проведение занятия получение заранее студентами плана самостоятельной работы и предварительное знакомство со всеми видами работ и литературой по этой теме.

Следует отметить преимущества проведения занятия по предложенному нами плану. Во-первых, в работе участвуют почти все студенты группы, во-вторых, используются различные формы организации самостоятельной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, в-третьих, при выполнении задания студенты имеют возможность анализировать профессиональные явления к применять полученные знания к конкретным ситуациям [14].

В последнее время некоторые преподаватели ведут поиск методов и форм использования проблемных ситуаций на занятиях. Они способствуют формированию компетенции анализировать, сопоставлять и классифицировать педагогические факты, делать на их основе соответствующие выводы и теоретические обобщения. Такие известные специалисты в области педагогической теории, как Б. Оскарсон [15], В.С. Лазарев [16], Г.И. Саранцев [4] утверждают, что профессиональная компетентность в педагогической деятельности проявляется в умении решать педагогические задачи, опираясь на педагогическую теорию.

Мы обратили внимание на то, что значительная часть студентов не умеют применять свои теоретические знания в конкретных педагогических ситуациях, так как решение профессиональных задач, анализ реальной практической деятельности работников проводился от случая к случаю и их подбор не был заранее продуман.

Применительно к практическим занятиям проблем-ность может быть достигнута в такой их организации, при которой студенты обсуждают наиболее острые проблемы современной дидактики и воспитательного процесса, предлагают различные пути связи науки с практикой, дискутируют по злободневным вопросам, отстаивают свою точку зрения, пытаются сформулировать концептуально свои взгляды и алгоритм их внедрения в практику. При составлении плана самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине следует рекомендовать квазипрофессиональные задачи, которые создают цельное представление об объектах изучения, предложить систему заданий, выполнение которой формирует такие профессиональные качества, как умение наблюдать и анализировать образовательный процесс изнутри, обобщать, предлагать свой дуть решения спонтанно возникающих проблем, пользоваться методами исследования, характерными для данной специальности. Это дает возможность студентам заранее ознакомиться с содержанием профессиональной ситуации, позволяет выработать свою точку зрения на ту или иную проблему и при обсуждении предложить варианты ее решения [17].

Включение в практические занятия квазипрофессиональных заданий, педагогических ситуаций из школьной жизни, соответствующих упражнений, причем заранее продуманных и подобранных преподавателем (или студентом по индивидуальному заданию преподавателя), создает поле для проявления активности студентов, ориентировки в сложной профессиональной обстановке и приближает их к будущей практической деятельности [18; 19]._

Следовательно, применение в процессе аудиторных занятий практико-ориентированных задач в сочетании с другими формами и методами организации самостоятельной работы способствует формированию творческой личности педагога и выступает своеобразной школой профессионального мастерства. При этом студенты закрепляют и углубляют теоретические знания, овладевают методологией исследования в области профессиональной деятельности, приобретают самообразовательные и исследовательские компетенции, необходимые для создания научных текстов [4].

Если практические занятия по современному состоянию той или иной дисциплины обладают большими возможностями для углубления знаний и усиления профессиональной направленности, то занятия по истории и методологии дисциплины, как правило, более консервативны, поэтому для снятия этого недостатка следует потенциал каждой учебной дисциплины максимально использовать для углубления фундаментальных знаний и совершенствования текущей практики профессиональной деятельности, актуализировать именно те положения, которые нужны «здесь и сейчас». Это возможно, во-первых, за счет разнообразия видов работ, применяемых на занятии, во-вторых, постановки проблемных вопросов, провоцирующих неоднозначные ответы, в-третьих, реализации связи рассматриваемых вопросов с современными проблемами профессиональной деятельности [20].

Исходя из основных положений вышеизложенного, предлагается несколько фрагментов системы формирования самообразовательной компетенции студентов на примере дисциплин «Педагогика» и «Педагогика и психология», которые изучаются на нескольких факультетах университета.

Методика проведения практического занятия по теме «Педагогическая теория Я.А. Коменского и современная практика обучения и воспитания» может быть следующей: 1. Доклад «Великая дидактика» Я.А. Коменского и ее значение в развитии педагогической науки» (вопросы, оценка доклада студентами группы). 2. Групповое обсуждение вопроса: «Дидактические принципы Коменского. Современная трактовка принципов обучения». 3. Обсуждение вопроса «Законы хорошо организованной школы Коменского». 4. Дискуссия на тему «Я.А. Коменский о нравственном воспитании и современные критерии нравственности».

5. Грутпповое обсуждение вопроса «Коменский о школьной дисциплине». Комментированное чтение первоисточника Я.А. Коменского «Правила поведения». Юмористическая игра «Как я понимаю дисциплину?». 6.Заключительное слово преподавателя, подведение итогов занятия, выставление баллов.

Такая методика проведения практического занятия позволяет привлечь почти всех студентов к обсуждению вопросов, активизировать их познавательную деятельность благодаря разнообразию работ, связать теоретическое наследие классика педагогики с современной школой.

Таким образом, совершенствуя методику проведения практических занятий, мы тем самым формируем самообразовательные компетенции студентов и как результат этой работы повышаем уровень их знаний.

План формирования самообразовательной компетенции студентов содержит систему заданий к каждой теме, пошаговую методику проведения практических занятий, основная цель которой - повышение эффективности обучения.

На материале нашей дисциплины она может быть такой.

Тема практического занятия «Сущность процесса обучения».

1.Коллективное обсуждение вопроса «Этапы усвоения учащимися знаний» с презентацией.

2.Реферат на тему: «Воспитывающий характер обучения» (выступления докладчика и оппонентов). Оценка реферата студентами группы.

3.Реферат на тему: «Психологическая характеристика

развивающего обучения» (выступления докладчика и оппонентов). Оценка реферата студентами группы.

4.Решение нескольких педагогических задач, направленных на усвоение теоретического материала по вопросу «Звенья процесса обучения», по книге Н.В. Бордовской и А.А. Реана «Педагогика: Учебное пособие».

Следующая тема - «Сущность проблемного обучения». Вступительное слово преподавателя, затем диспут на тему: «Может ли быть обучение не проблемным?», далее студенты решают несколько педагогических задач по указанной книге, потом знакомятся с содержанием реферата на тему «Индивидуальный подход к учащимся и проблемное обучение» (выступления докладчика и оппонента), дают оценку реферата, затем следует фрагмент игры «Узнай свою индивидуальность». В завершении занятия преподаватель подводит итоги и определяет задания к следующей встрече.

Методика проведения следующего практического занятия может быть такой же эффективной, поскольку разнообразие видов работ, а именно групповая форма позволяет обучить студентов нескольким профессиональным компетенциям. Тема занятия: «Методы обучения». Ролевая игра «Разные подходы к классификации методов обучения». После объявления темы занятия и вступительного слова преподавателя студенты разбиваются на три группы, по количеству подходов к классификации методов обучения. Используя наглядные пособия, каждая группа защищает достоинства выбранных методов обучения, после этого оппоненты из других групп указывают на недостатки и упущения и излагают «свой» подход к классификации методов обучения. После выступления всех групп делаются выводы.

Занятие на тему «Общая характеристика технологий формирования универсальных учебных компетенций учащихся» целесообразно провести в школе совместно со школьными учителями, где студенты проходили практику, вели наблюдения, давали уроки, проводили воспитательные мероприятия, наблюдали и затем анализировали уроки своих товарищей и учителей. Предпочтительная форма этого занятия - миниконференция с основным докладом «Характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся», после которого должен выступить каждый присутствующий, ибо тема выбрана самими студентами с учетом их личных интересов и запросов; завершается занятие принятием рекомендаций, проект которых подготовлен заранее выбранной самими студентами редколлегией.

Изменение механизма введения новаций в содержание обучения, предусматривающего согласование с конкретными образовательными организациями, являющимися заказчиками педагогических кадров, позволяет корректировать и методику преподавания и выбор соответствующих технологий. Следовательно, содержание обучения, призванное обеспечить достижение результатов образования, определенных ФГОС, во-первых, направлено на удовлетворение запроса организации-заказчика, во-вторых, детерминирует сотворческий процесс преподавателей и студентов в выборе педагогических технологий и методов преподавания.

Эффективность вышеизложенной методики проведения практических занятий была доказана в процессе апробации в течение нескольких лет в разных группах.

Благодаря разнообразию работ на занятиях, их четкой организации, использованию педагогических задач и проблемных ситуаций студенты имели возможность сравнивать педагогические явления, доказывать или опровергать те или иные положения, аргументировать основные педагогические теории, выполнять задания проблемного и аналитического характера.

На экзаменах студенты, как правило, показывают не только хорошие знания теоретического материала, но и сопровождают свои ответы убедительными примерами из практики, делают аргументированные выводы.

Таким образом, организация практических занятий 344

по предложенной методике следует рассматривать, во-первых, как эффективную форму формирования самообразовательных компетенций студентов, важнейшей составляющей их будущей профессиональной культуры, во-вторых, как необходимое условие повышения качества образовательного процесса в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астахова Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации // Альма матер (Вестник высшей школы). 2015. № 11. С. 29-32.

2. Шукшина Т.И., Мовсесян Ж.А. Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы // Высшее образование в России.

2017. № 10. С. 83-87.

3. Леушин И.О., Леушина И.В. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 51-56.

4. Саранцев Г.И. Современное методическое мышление как ключевая компетенция педагога // Педагогика. 2014. № 3. С.3-11.

5. Ефремкина И.Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности к самообразованию студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 50-54.

6. Gruca Anna N. E-Learning in Akademik Libraries // New Review oflnformation Networking. 2014. VoI.15. Issue 1. P. 24-29.

7. Evans C. Making Sense of Assessment Feedback in Higher Education // Review of Educational Research. 2013. Vol. 83 (1). P. 70-120.

8. Ingvarson L., Quality G.R. Assurance in Teacher Education and Outcomes: A Study of 17 Countries // Educational Researcher. 2017. Vol. 46 (4). P. 177-193.

9. Simpson C. Language, relationships and skills in mixed-nationality Aktive Learningg classrooms // Studies in Higher Edukation. 2015. Issue 4. P. 1-15.

10. Быстрова Н.В., Панфилова О.В., Слизкова Е.В. Мониторинг профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Том 7. № 1 (22). С. 47-50.

11. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущего педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Том 6. № 4 (21). С. 206-209.

12. Эстерле А.Е. Соотношение готовности к профессиональному саморазвитию и реальной вовлеченности в профессиональное саморазвитие у педагогов-психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 441-445.

13. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб: Питер, 2014. 304 с.

14. Аббасова К.Я. Проблемы личностного саморазвития в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего.2015. Т. 2. № 6 (28). С. 71-74.

15. Оскарсон Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана // Оценка качества профессионального образования / Под ред. В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. М.: Высшая школа, 2011. С. 24-32.

16. Лазарев В.С. К проблеме модернизации педагогического образования // Педагогика. 2018. № 1. С. 3-13.

17. Факторович А.А. Управление качеством образования в вузе: внешние вызовы и внутренние резервы // Педагогика. 2015. № 5. С. 87-95.

18. Тахохов Б.А., Бекоева М.И., Малиева З.К. Компетентностный подход в современной высшей школе. Владикавказ: СОГУ, 2012. 206 с.

19. Прохоров В.А.. Профессиональный стандарт и ФГОС бакалавриата // Высшее образование в России.

2018. № 1. С. 31-36

20. Ишутина И.А., Салосина И.В. Игровые методы в профессиональной подготовке лингвистов в условиях вуза КНР // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 20-33.

Статья поступила в редакцию 02.05.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018_

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.