DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-184-75-84 УДК 364+378
Формирование навыков решения конфликтов как основы социального здоровья подростка в системе образования
Наталья Владимировна ГАРАШКИНА, Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО,
Игорь Ашотович АКОПЯНЦ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9069-6715, e-mail: [email protected]
Formation of conflict resolution skills as the basis of adolescent's social health in the education system
Natalia V. GARASHKINA, Raisa M. KULICHENKO, Igor A. AKOPYANC
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9069-6715, e-mail: [email protected]
Аннотация. Исследование моделей формирования социальных навыков в контексте обеспечения социального здоровья личности подростка является актуальным направлением теории и практики развития системы образования. Основные социальные навыки подростка формируются в системе образования. Современная школа является сложной системой, которая интегрирует возможности и результирующую доминанту формального и неформального видов образования подростков в освоении навыков разрешения конфликтов. Для понимания сущности программ, обеспечивающих формирование социальных навыков подростков, рассмотрен генезис подростковой конфликтности. В современных условиях важными причинами усиления конфликтности являются социальные проблемы, включая цифровиза-цию общества и активного применения Интернета, неопределенности социальных ситуаций и размытости идентичности подростков. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выделить три модели организации программ формирования навыков в разрешении конфликтов у подростков: профилактическую, воспитательную и сервисную, включая школьное консультирование. Выделены виды тренингов, знакомящих подростков со стратегиями поведения в конфликтной ситуации, как моделями выбора - «компромисс», «сотрудничество», «соперничество», «избегание», а также стилями управления конфликтами. Дана характеристика двух групп (здоровые и нездоровые) способов разрешения конфликтов. Обоснована характеристика социального здоровья личности с учетом навыков освоения здоровыми способами решения конфликтов. Также приведены формы, этапы технологии и субъекты, организующие программы по освоению навыков решения конфликтов как основы социального здоровья личности подростка.
Ключевые слова: социальные навыки; формальное и неформальное образование; социальное здоровье; модели формирования навыков решения конфликтов; школьное консультирование
Для цитирования: Гарашкина Н.В., Куличенко Р.М., Акопянц И.А. Формирование навыков решения конфликтов как основы социального здоровья подростка в системе образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 184. С. 75-84. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-184-75-84
© Гарашкина Н.В., Куличенко Р.М., Акопянц И.А., 2020
75
Abstract. The study of models for the social skills formation in the context of ensuring the social health of adolescent's personality is an important area of theory and practice of the education system development. The basic social skills of aT adolescent are formed in the education system. The contemporary school is a complex system that integrates the capabilities and the resulting dominant of the formal and non-formal types of adolescents' education in the formation of conflict resolution skills. To understand the essence of programs that ensure the adolescents' social skills formation, we consider the genesis of adolescents conflict. In contemporary conditions, important causes of increased conflict are social problems, including digitalization of society and the active use of the Internet, the uncertainty of social situations and the blurred identity of adolescents. An analysis of domestic and foreign studies has allowed us to identify three models of programs organization for formation of adolescents' conflict resolution skills: preventive, educational and service, including school counseling. We highlight the types of trainings introducing adolescents to behavioral strategies in a conflict situation as models of choice - "compromise", "cooperation", "rivalry", "avoidance", as well as conflict management styles. We give the characteristic of two groups (healthy and unhealthy) of conflict resolution methods. We substantiate the characteristic of a person's social health, taking into account the skills of mastering healthy ways of resolving conflicts. We also provide the forms, stages of technology and subjects, organizing programs for the formation of conflict resolution skills as the basis of the social health of a adolescent's personality.
Keywords: social skills; formal and non-formal education; social health; models for the formation of conflict resolution skills; school counseling
For citation: Garashkina N.V., Kulichenko R.M., Akopyanc I.A. Formirovaniye navykov reshe-niya konfliktov kak osnovy sotsial'nogo zdorov'ya podrostka v sisteme obrazovaniya [Formation of conflict resolution skills as the basis of adolescent's social health in the education system].
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 184, pp. 75-84. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-184-75-84 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Проблема формирования социальных навыков как основы социального здоровья подростка имеет особое значение, становится предметом внимания практиков и исследователей образования.
Сегодня широкое распространение приобретает понятие «социальное здоровье» как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [1].
Междисциплинарный анализ позволяет констатировать, что «социальное здоровье -это категория, позволяющая характеризовать норму социального развития человека и общества с учетом параметров социального благополучия личности и среды» [2].
Динамика изменений в обществе усиливает роль социального здоровья как интегрального качества взрослеющей личности и результата профилактической деятельности образовательной организации. В подростковом возрасте социальное здоровье проявляется в способности решать задачи выбора моделей поведения, в переходе из одного социального состояния в другое, более совершенное. Важно, чтобы подросток решал эти задачи на основе формируемых социаль-
ных потребностей и социальных навыков, прежде всего в конструктивном общении.
Основные социальные навыки подростка формируются в организациях системы образования (формальные и неформальные виды). Современная школа является сложной системой, которая интегрирует возможности и результирующую доминанту формального и неформального видов образования. Одним из способов оценки социализирующего потенциала школы является простой подсчет количества времени, которое дети проводят в школе и в деятельности, связанной с образованием. Формальное образование через стандартизированные учебные программы расширяет кругозор учащихся и учит их по-новому взглянуть на себя и свое общество, дает возможности для интеллектуального, эмоционального и социального роста. Таким образом, формальное образование оказывает влияние на продвижение новых ценностей и стимулирование адаптации к изменяющимся условиям через непрерывность освоения знаний и информации.
Возможности неформального образования, связанные с индивидуальными стратегиями детей, позволяют в школе через вариа-
тивные программы дополнительного образования осваивать новый социальный опыт, приобретая навыки, необходимые для различных социальных ролей, выполняемых в настоящее время и в будущем. Например, через клубные и кружковые формы работы подростки осваивают законы, традиции и нормы общества, права и обязанности. Дети учатся, как нужно вести себя по отношению к своим товарищам по играм и взрослым, как конкурировать ответственно и как сотрудничать. В системе отечественного образования применяются различные формы и проекты по формированию социальных навыков как основы социального здоровья подростков.
В практике образования за рубежом также актуализируется разработка и реализация в системе образования программ формирования социальных навыков, повышения социально-эмоциональной компетентности, здоровья, хорошего самочувствия и гражданской активности подростков.
Анализ зарубежного опыта показывает, что активно внедряются программы для подростков в совокупности формального и неформального образования, нацеленные на развитие:
- способности взаимодействовать; практики безопасного и здорового
поведения;
ответственного вклада в деятельность своих сверстников, школы и сообщества;
- основных компетенций, трудовых навыков и ценностей как базы для будущей значимой занятости и заинтересованного гражданства.
В образовательных системах все педагогические работники нацелены на формирование навыков в управлении и решении конфликтов. Успешность в решении данной проблемы связана с осмыслением причин конфликтного поведения в подростковом возрасте. В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука данное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с изменениями объективного положения подростка в жизни, с противоречием между его потребностями и ограниченностью средств их удовлетворения, а также утверждение своего
«Я». Наиболее распространены среди современных подростков конфликты лидерства. По наблюдениям психологов (О.Д. Ситков-ская, О.Ю. Михайлова), «путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма и жестокости» [3].
А.А. Бодалев выделяет «три вида причин подростковой конфликтности: причины, связанные с психофизиологическими особенностями развития; собственно психологические причины; социальные причины» [4].
Социальный конфликт в подростковой среде обусловлен рядом факторов, среди которых: особенности социального положения, различные социально-психологические свойства, возрастные и психологические особенности [5].
В этом возрасте у ребенка появляются осознанные цели, долгосрочные планы. Тогда и формируется личность школьника, его мировоззрение, происходит осознание своего внутреннего «Я», гуманистических ценностей. В данный период жизни человека конфликтные ситуации, которые часто возникают при общении с другими людьми, влияют на становление личности [6].
Благоприятными условиями для развития конфликтных ситуаций, в том числе и в образовательной среде, являются: «цифрови-зация, распространение Интернета; отсутствие общественного заказа на определенную желательную жизненную траекторию вырастающего подростка; высокая социальная напряженность и неопределенность; изменение структуры и ценностей семьи; размытая идентичность подростка» [7].
Если подростки не справляются с разрешением конфликтов, то это может привести к различным проблемам с социальным, психическим и физиологическим здоровьем.
Анализ исследований позволил выделить различные модели организации программ по решению проблемы подростковой конфликтности.
Так, например, И.С. Бубнова, А.Н. Арга-нова выделяют три организационные модели школьной службы примирения: «профилактическая» модель; «воспитательная» (педагогическая) модель; «сервисная» модель [8].
В рамках первой «профилактической» модели служба примирения призвана декри-минализовать подростковую среду, содейст-
вовать устранению причин противоправного поведения школьников.
В рамках «воспитательной» («педагогической») модели создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.
Третья модель - «сервисная», отличается тем, что она направлена на расширение возможностей в оказании услуг [9].
В профилактической и воспитательной работе в системе образования активно применяются тренинги, знакомящие подростков со стратегиями поведения в конфликтной ситуации.
Подросток в ходе тренинговой программы может освоить стратегии поведения в конфликтной ситуации, которые связаны с наиболее часто встречаемыми моделями выбора - «компромисс», «сотрудничество», «соперничество», «избегание»:
при конфликтной стратегии «конкуренции» подросток предпочитает нападение в устной форме, использует все возможные действия с целью достижения результатов;
при конфликтной стратегии «приспособления» подростки могут позволить пойти на уступки, пренебрегая своими собственными;
при конфликтной стратегии «избегания» в большей степени подростки не предпринимают никаких действий для его разрешения;
при конфликтной стратегии «компромисс» подростки пытаются устранить конфликт путем определения решения, которое является частично удовлетворительным для обеих сторон, но полностью неудовлетворительным ни для одной из них;
- при конфликтной стратегии «сотрудничество» подростки пытаются озвучивать свои собственные проблемы в попытке найти взаимные и полностью удовлетворительные решения (беспроигрышный вариант) [10].
В ходе тренингов, формирующих навыки разрешения конфликтов, дети знакомятся со стилями их разрешения. Курдек разработал перечень стилей разрешения конфликтов
(CRSI), его шкала состоит из четырех стилей разрешения конфликтов:
1) позитивный, который включает компромисс и переговоры;
2) вовлечение в конфликт, относящееся к использованию личных атак и потере контроля;
3) уход, который подразумевает отказ обсуждать проблемный вопрос;
4) ситуация, когда человек сдается и не отстаивает свое собственное мнение [11].
Конструктивное, отстраненное и конфликтное вовлечение являются общими стратегиями в управлении конфликтами [11].
Формирование навыков разрешения и управления конфликтами является основой социального здоровья личности, зарубежные авторы считают, что эти социальные навыки начинают формироваться в раннем детстве. Семья обеспечивает большую часть контекста социального развития для детей. Несмотря на то, что семейный контекст является согласованной отправной точкой для развития навыков разрешения конфликтов, пути их формирования у подростков могут быть совершенно разными.
Способы, которыми человек изучает или осваивает навыки решения и управления конфликтами, сложны, потому что на них влияют комбинации факторов. Например, это такие факторы, как управление конфликтами в семье, в отношениях «родитель-ребенок» и в характеристиках ценностей. Эти идентифицированные факторы часто дополнительно опосредуются другими переменными, такими как пол, способности разрешения конфликтов, качество и количество взаимодействий.
В целом, анализ исследований показывает, что есть в основном две категории конфликтной стратегии подростков: конструктивная и деструктивная. Конструктивная стратегия конфликта включает в себя, но не ограничивается поведением, которое способствует решению проблем, контролирует гнев, подтверждает мнение и поддерживает личность.
Конструктивные конфликтные стратегии называются компромиссными, стимулирующими, ориентированными на других функциональным гневом и положительным решением проблем.
Деструктивное поведение подростка при решении проблем включает в себя, но не ог-
раничивается этим, словесное или физическое насилие, защиту, враждебность, потерю самоконтроля и угрозу.
Избегающее поведение включает отклонение от конфликта, уход от разговора и социальную отдаленность. Когда эта третья категория не используется в конкретном исследовании, избегающее поведение обычно классифицируется как стратегия разрушительного конфликта [12].
Способы разрешения конфликтов можно разделить на две группы как здоровые и нездоровые способы (табл. 1).
Социальное здоровье с учетом навыков освоения здоровыми способами решения конфликтов характеризуется развитыми навыками и эффективными стратегиями, которые способствуют адекватному преодолению и предотвращению негативных взаимодействий, и напротив, дисфункциональные социальные взаимодействия приводят к неблагополучию и повышают вероятность обострения конфликтов. Определяемые как межличностные формы поведения, используемые для преодоления разногласий, стратегии разрешения конфликтов также классифицировались на конструктивные и деструктивные стили. В то время как первый демонстрирует позитивный эмоциональный тон и помогает сохранить привязанность, последний наносит ущерб людям и отношениям из-за проявленной враждебности и неуважения.
Педагоги, проектирующие программы формирования социального здоровья, должны учитывать особенности поведения подростков с агрессивным поведением:
- неустойчивость интересов;
- повышенную внушаемость;
- низкий уровень нравственных представлений;
- эмоциональную грубость;
- озлобленность[13].
Также проектирование программ осуществляется с учетом указанных особенностей детей, например, важно не только трансформировать агрессивную реакцию на преодоление причины конфликта, но и расширить включенность в игровые ситуации для освоения набора приемлемых, мягких или нейтральных тактик разрешения конфликта. Способность подростка с девиантным поведением при конфликтных ситуациях использовать аргументы, логику и факты для подтверждения своей позиции; готовность к компромиссу, диалогу, способность принести извинения и попросить прощение; готовность к сотрудничеству, желание решать возникшую проблему и предложение помощи, стремление поиска общего, а не различий - это результаты участия в игровых упражнениях.
В структуру педагогических методов программ групповой профилактической работы в школе, реализуемых школьным психологом или социальным педагогом, представителем службы школьной медиации (примирения), необходимо, следовательно, включать технологии формирования конструктивной конфликтной позиции, мотивации конструктивного конфликта, компетенции договороспособности.
Таблица 1
Группы способов разрешения конфликтов
Здоровые и нездоровые способы разрешения конфликтов
Нездоровые реакции на конфликты Здоровые реакции на конфликты
Неспособность распознавать и реагировать на то, что имеет значение для другого человека Способность сопереживать точке зрения другого человека
Взрывные, гневные, обидные и обиженные реакции Спокойная, не оборонительная и уважительная реакция
Уход от любви, приводящий к отвержению, изоляции, стыду и страху быть покинутым Готовность простить и забыть, а также пройти мимо конфликта, не держа обиды или гнева
Неспособность идти на компромисс или видеть сторону другого человека Умение искать компромиссы и избегать наказания
Чувство страха или избегание конфликта; ожидание плохого результата Вера в то, что лицом к лицу столкнуться с конфликтом - это самое лучшее для обеих сторон
Основу индивидуальной программы саморазвития подростка и программы групповых занятий учащихся, стоящих на профилактическом (внутришкольном) учете, должны составлять упражнения, задания по обучению конструктивному поведению в конфликте [14].
Решение подростковых конфликтов в рамках образовательной организации может быть делегировано социальному педагогу. Этапы решения конфликта представлены на рис. 1 [15].
Результатом формирования у подростков навыков разрешения конфликтов является свободное овладение принципами управления конфликтами, это принцип понимания и принцип предвидения [16].
Необходимо заниматься профилактикой конфликтов в школьных коллективах, и самое главное - делать это своевременно. «Во-первых, профилактика конфликтов способствует повышению качества учебного процесса. Во-вторых, конфликты оказывают заметное негативное влияние на психическое и психологическое состояние и настроение
конфликтующих. И, наконец, в-третьих: именно в школе у подростка формируются навыки разрешения противоречий» [17].
Основная проблема обучения подростков навыкам взаимодействия в конфликте в условиях психолого-педагогического тренинга заключается в поиске оптимальной стратегии поведения учащихся в конфликте. Опыт, полученный в тренинговых группах, создает у подростков платформу для выработки определенного социального «иммунитета» [18].
В зарубежных исследованиях активно реализуются программы школьного консультирования при сопровождении разрешений конфликтных ситуаций. Результаты исследований установили зависимость между организацией программ школьного консультирования и успеваемостью в раннем подростковом возрасте. Такие исследования помогают оценить эффективность развивающего консультирования и системных вмешательств в школьных программах консультирования, которые способствуют академической успешности.
Рис. 1. Этапы решения конфликта социальным педагогом
J.R. Culbreth и J.L. Scarborough ввели функцию школьного советника - как брокера ресурсов. Как брокер ресурсов, школьный консультант выполняет три основных обязанности:
1) определение ресурсов, необходимых для школы, с использованием данных оценки;
2) получение доступа к ресурсам для школы через эффективную коммуникацию оценки результатов;
3) обеспечение использования ресурсов в школе посредством эффективного сотрудничества и общения с другими заинтересованными сторонами в школьных условиях. Действенное выполнение этих трех обязанностей может привести к успешному выполнению традиционных консультативных вмешательств, таких как программы руководства в классе другими администраторами или учителями. Школьный консультант способен контролировать последствия вмешательства, осуществлять сбор данных и анализ последствий программы школьного консультирования. Эффективность консультативного вмешательства приводит к успеху подростков именно тогда, когда школьный консультант является брокером ресурсов.
Действующим стандартом для лучших практик школьных программ консультирования является Национальная модель АСКА (Американская ассоциация школьных советников).
Данная модель охватывает четыре квадранта школьного консультирования, в которых непосредственно участвуют школьные консультанты. Это четыре деятельностных компонента:
1) содержательная основа школьной программы консультирования, которая приносит пользу всем учащимся;
2) формы взаимодействия и методы предоставления школьного консультирования;
3) управление программой, которое конкретно и четко очерчивает потребности школы;
4) формы отчетности, демонстрирующие эффективность школьной программы консультирования в измеряемых показателях.
Школьные консультанты не только предоставляют услуги отдельным учащимся, но и обеспечивают комплексную программу, которая предоставляет услуги для всех участников образовательной системы. Комплексная модель руководства и консультирования включает в себя реализацию структурированной, последовательной и организованной программы в школьном округе с учащимися от детского сада до окончания средней школы [19].
Таким образом, анализ моделей формирования социальных навыков в контексте обеспечения социального здоровья личности подростка показывает, что они становятся в системе формального и неформального образования. Именно школа интегрирует возможности и результирующую доминанту формального и неформального видов образования подростков в области разрешения конфликтов. Для проектирования программ, обеспечивающих формирование социальных навыков подростков, необходимо учитывать причины подростковой конфликтности, согласованность способности решать конфликты и социального здоровья личности, а также их взаимосвязи с факторами семейного воспитания, педагогических вмешательств и средств различных организационных моделей, программ формирования навыков в разрешении конфликтов у подростков. Все это позволило выделить три основные организационные модели формирования навыков социального здоровья: профилактическую, воспитательную и сервисную, включая школьное консультирование, которые активно применяются в практике образования.
Список литературы
1. Куличенко Р.М., Дьячек Т.П. Реабилитация семей и детей как фактор сохранения социального здоровья населения (региональный опыт) // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 170-172.
2. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81
3. Златина А.А. Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения // Academy. 2016. № 5 (8). C. 70-81.
4. Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения: межвуз. сб. науч. тр. М., 1986. С. 18-26.
5. Шишонина Н.В., Андреасян И.А. Формирование социальной зрелости подростка посредством конфликта // Innovation Science: сб. науч. тр. по материалам 1 Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2019. С. 52-54.
6. Маховых Ю.А. Коррекция выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-1. С. 47-50.
7. Масленникова А.А., Асташова Т.В. Организация психологической работы с подростками по профилактике конфликтов // Психологическая служба школы: реальность и перспективы: сб. материалов рег. науч.-практ. конф. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2018. С. 29-32.
8. Бубнова И.С., Арганова А.Н. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 90-93.
9. Заусенко И.В., Озерова Е.В. Поведение подростков в конфликте: стратегии и факторы их выбора // Психологическое благополучие современного человека: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 410-420.
10. Фирсова Е.С. Особенности поведения подростка в конфликте // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 2. С. 90-93.
11. Bonache H., Ramirez-Santana G., Gonzalez-Mendez R. Conflict resolution styles and teen dating violence // International journal of clinical and health psychology. 2019. № 16 (3). P. 276-286.
12. Marcoux P. Exploring Young Adult Conflict Management Skill Development. 2008. URL: https://ro.ecu. edu.au/theses hons/1100 (accessed: 01.08.2019).
13. ГурА.В. Стратегии поведения подростков в конфликтах // Аллея науки. 2017. № 16 (5). С. 210-213.
14. Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 188-189.
15. Гурьянова И.В. Роль социального педагога в профилактике и регулировании подростковых конфликтов в образовательной организации // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево, 2017. С. 243-248.
16. Ошейко С.Н. Формирование конфликтологической компетентности в подростковом возрасте // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. тр. 12 Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2018. С. 45-48.
17. Викторенко Е.Ю. Особенности поведения подростков в конфликтах в новой образовательной среде // Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2018. С. 165-171.
18. Савинова Т.В., Савинова О.А. Развитие конструктивных способов разрешения конфликта подростков средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 187-191.
19. Culbreth J.R., Scarborough J.L. Role stress among practicing school counselors // Counselor Education and Supervision. 2005. № 45 (1). P. 58-72.
References
1. Kulichenko R.M., Dyachek T.P. Reabilitatsiya semey i detey kak faktor sokhraneniya sotsial'nogo zdo-rov'ya naseleniya (regional'nyy opyt) [Rehabilitation of families and children as a factor in maintaining the social health of the population (regional experience)]. Fundamental'nyye issledovaniya - Fundamental Research, 2004, no. 2, pp. 170-172. (In Russian).
2. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Innovatsionnyye tekhnologii obespecheniya sotsial'nogo zdorov'ya [Innovative technology to ensure social health]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 72-81. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81
3. Zlatina A.A. Issledovaniye konfliktov mezhdu mal'chikami i devochkami podrostkovogo vozrasta v uslo-viyakh razdel'no-parallel'nogo obucheniya [The study of conflicts between boys and girls of adolescence in conditions of separate-parallel education]. Academy, 2016, no. 5 (8), pp. 70-81. (In Russian).
4. Bodalev A.A. Osobennosti mezhlichnostnogo obshcheniya kak faktora vozmozhnogo vozniknoveniya konfliktov [Features of interpersonal communication as a factor in the possible conflicts occurrence]. Konflikty v shkol'nom vozraste: puti ikh preodoleniya i preduprezhdeniya [Conflicts at School Age: Ways to Overcome Them and Prevent]. Moscow, 1986, pp. 18-26. (In Russian).
5. Shishonina N.V., Andreasyan I.A. Formirovaniye sotsial'noy zrelosti podrostka posredstvom konflikta [The formation of social maturity of a teenager through conflict]. Materialy 1 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovation Science» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Innovation Science"]. Smolensk, 2019, pp. 52-54. (In Russian).
6. Makhovykh Y.A. Korrektsiya vybora strategii povedeniya podrostkov v konfliktnykh situatsiyakh [Correction of the choice of strategy of behavior of adolescents in conflict situations]. Nauchnoye obozreniye. Pe-dagogicheskiye nauki [Scientific Review. Pedagogical Sciences], 2019, no. 2-1 pp. 47-50. (In Russian).
7. Maslennikova A.A., Astashova T.V. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty s podrostkami po profilaktike konfliktov [Organization of psychological work with adolescents on conflict prevention]. Materialy region-al'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Psikhologicheskaya sluzhba shkoly: real'nost' i perspektivy» [Proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference "School Psychological Service: Reality and Prospects"]. Astrakhan, Astrakhan University Publishing House, 2018, pp. 29-32. (In Russian).
8. Bubnova I.S., Arganova A.N. Shkol'naya mediatsiya kak tekhnologiya razresheniya konfliktov v podrost-kovoy srede [School mediation resolve conflict among adolescents as technology]. Psikhologiya v ekono-mike i upravlenii - Psychology in Economics and Management, 2013, no. 2, pp. 90-93. (In Russian).
9. Zausenko I.V., Ozerova E.V. Povedeniye podrostkov v konflikte: strategii i faktory ikh vybora [Behavior of adolescents in conflict: strategies and factors of their choice]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Psikhologicheskoye blagopoluchiye sovremennogo cheloveka» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Psychological Well-Being of Modern Man"]. Yekaterinburg, 2018, pp. 410-420. (In Russian).
10. Firsova E.S. Osobennosti povedeniya podrostka v konflikte [Features of adolescent behavior in conflict]. Izvestiya instituta pedagogiki i psikhologii obrazovaniya [Proceedings of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education], 2019, no. 2, pp. 90-93. (In Russian).
11. Bonache H., Ramirez-Santana G., Gonzalez-Mendez R. Conflict resolution styles and teen dating violence. International Journal of Clinical and Health Psychology, 2019, no. 16 (3), pp. 276-286.
12. Marcoux P. Exploring Young Adult Conflict Management Skill Development. 2008. Available at: https://ro.ecu.edu.au/theses hons/1100 (accessed 01.08.2019).
13. Gur A.V. Strategii povedeniya podrostkov v konfliktakh [Behavior strategies for adolescents in conflicts]. Alleya nauki [Alley of Science], 2017, no. 16 (5), pp. 210-213. (In Russian).
14. Samsonova N.V., Deynega E.V. Deviantnoye konfliktnoye povedeniye podrostkov [Teenage conflict seeking deviant behavior]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture and Education, 2018, no. 6 (73), pp. 188-189. (In Russian).
15. Guryanova I.V. Rol' sotsial'nogo pedagoga v profilaktike i regulirovanii podrostkovykh konfliktov v obra-zovatel'noy organizatsii [The role of a social educator in the prevention and regulation of adolescent conflicts in an educational organization]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pro-filaktika samorazrushayushchego povedeniya detey i podrostkov: istoriya, teoriya i praktika» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Prevention of the Self-Destructive Behavior of Children and Adolescents: History, Theory and Practice"]. Orekhovo-Zuyevo, 2017, pp. 243-248. (In Russian).
16. Osheyko S.N. Formirovaniye konfliktologicheskoy kompetentnosti v podrostkovom vozraste [The formation of conflict competency in adolescence]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka i obrazovaniye: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Science and Education: Domestic and Foreign Experience"]. Belgorod, 2018, pp. 45-48. (In Russian).
17. Viktorenko E.Y. Osobennosti povedeniya podrostkov v konfliktakh v novoy obrazovatel'noy srede [Features of the adolescents behavior in conflicts in the new educational environment]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Organizatsionnyye i psikhologo-pedagogicheskiye problemy bezo-pasnosti lichnosti i sotsial'noy sredy» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Organizational and Psychological-Pedagogical Problems of Personal Security and Social Environment"]. Bryansk, 2018, pp. 165-171. (In Russian).
18. Savinova T.V., Savinova O.A. Razvitiye konstruktivnykh sposobov razresheniya konflikta podrostkov sredstvami psikhologicheskogo treninga [The development of constructive methods for conflict resolution teens by means of psychological training]. Aktual'nyye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy psikhologii [Current Problems and Prospects of Contemporary Psychology Development], 2017, no. 1, pp. 187191. (In Russian).
19. Culbreth J.R., Scarborough J.L. Role stress among practicing school counselors. Counselor Education and Supervision, 2005, no. 45 (1), pp. 58-72.
Информация об авторах
Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235
Куличенко Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант Педагогического института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: raisa [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472
Акопянц Игорь Ашотович, аспирант, кафедра социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9069-6715
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Гарашкина Наталья Владимировна
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 24.09.2019 г.
Поступила после рецензирования 21.10.2019 г.
Принята к публикации 20.12.2019 г.
Information about the authors
Natalia V. Garashkina, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social Work Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235
Raisa M. Kulichenko, Doctor of Pedagogy, Professor, Scientific Advisor of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: raisa_kulichenko @mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472
Igor A. Akopyanc, Post-Graduate Student, Social Work Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: shi15direktor@ rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9069-6715 There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Natalia V. Garashkina E-mail: [email protected]
Received 24 September 2019 Reviewed 21 October 2019 Accepted for press 20 December 2019