Научная статья на тему 'Формирование навыков профессионального самоанализа у студента'

Формирование навыков профессионального самоанализа у студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5713
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК НОВООБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ САМОАНАЛИЗ / ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОАНАЛИЗА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна

В статье анализируются педагогические возможности формирования навыков профессионального самоанализа у студента в период обучения в вузе. С этой целью разработана структура содержания понятия профессионального самоанализа. Под профессиональным самоанализом понимается индивидуально выработанный алгоритм (методика) конструирования и организации формирования профессионализма. Раскрыты связи разных видов деятельности студента, способствующие формированию навыков профессионального самоанализа. В качестве механизма управления формированием навыков профессионального самоанализа рассмотрена педагогическая стратегия вуза. В статье также предложены пути освоения профессиональным самоанализом через проектную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков профессионального самоанализа у студента»

Бережнова Людмила Николаевна

Формирование навыков профессионального самоанализа у студента

Современные реформы образования во многом изменили высшую школу. Особую значимость приобретает проблема становления личности будущего специалиста, ориентированного быть активным участником воспроизводства культурного потенциала страны. Сформированность личности будущего специалиста характеризуется в значительной мере уровнем профессионализма, отражающим объективную подготовленность и субъективную готовность к решению профессиональных задач, к анализу своей деятельности.

Профессиональное развитие выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студента к профессиональному труду в ходе становления в качестве субъекта этой деятельности. Б.С.Патралов, Н.Ф.Гейжан представляют приобщение молодого человека к профессиональному труду как процесс нежесткого технологического (методического) управления обстоятельствами, способствующими формированию у студента профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя лично (т.е. как ценности), сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля, профессиональной устойчивости и надежности [9]. В общих задачах подготовки будущих специалистов профессионализм выпускника вуза требует глубокого осмысления и тщательного анализа процесса его становления. Профессионализм является важнейшим слагаемым квалификации.

При попытках определить профессионализм часто обращаются к сравнению с качеством труда, умением хорошо выполнять свое дело. Профессионализм всегда стоит в прямой зависимости от культурного труда. Под культурным трудом понимается труд, в котором человек личностно выражается. Труд - основа культуры, показатель культуры. Профессионализм - главное качество интеллигентного человека, считал А.П.Чехов. Однако, «стать интеллигентным человеком это не означает, предположим, поступить в какой-нибудь институт. Увы, и окончив его, можно остаться человеком, этим качеством обделенным. Интеллигентность - показатель духовности человека» [8, с. 121]. Иными словами, профессионализм лишенный духовности неперспективен, потому что именно духовность побуждает к совершенствованию профессионализма.

Исследованию духовного и профессионального становления обучающихся в вузе посвящены работы И.Ф. Бережной, Р.У. Богдановой, В.А. Деркунской, С.С. Ермолаевой, И.А. Колесниковой, В.Ю. Новожилова, Н.И. Протасовой и др. Профессиональная деятельность, ее содержание, не остаются неизменными, они трансформируются в ходе личностного роста специалиста, который находит в ней новые грани, новый смысл, новые формы. По сути, развитие личности стимулирует и преобразование профессиональной деятельности, и углубление представлений о ней. В то же время преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень приводят к дальнейшему личностному росту, духовному обогащению (не только за счет преобразования операционального аспекта деятельности, но и через процесс персонализации, «инобытия» в других людях), что наполняет профессиональную деятельность новым смыслом, надситуативным содержанием.

По существу, профессионализм - новообразование личности, требующее непрерывного поиска качественного роста и реализации в определенной деятельности. Пожалуй, мастерство наиболее удачно характеризует профессионализм. Мастер - это особенно сведущий или искусный в своем деле (В. Даль). Так, А.С. Макаренко подчеркивал и убеждал своей деятельностью, что «мастерство воспитателя

есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей». Мастерство - это не только профессиональное знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из закономерностей и особенностей деятельности. Достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. «Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере... Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» [4, с. 145]. «Можно предположить, что мастерство заключено в синтезе духовной культуры и непрерывной направленности поиска нового. Сущность мастерства определяется как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Профессионализм предполагает наличие профессионального самосознания как особой инстанции личности. Именно профессиональное самосознание способствует гармоничному единению внутреннего содержания деятельности и внешнего его выражения, что, в сущности, является основой оттачивания профессионализма в ранг мастерства. Формирование профессионализма хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование специфических профессиональных мотивов, их преобразование, соподчинение, а значит складывание профессионального самосознания. Формирование профессиональных мотивов, их соподчинение возникают в процессе не усвоения, а переживания (проживания) их. Этот процесс является всегда эмоционально насыщенным, субъективно творческим.

Анализ психологических и философских воззрений позволяет определить самосознание как центральный многомерный компонент структуры личности, обладающий двойственной субъект-объектной природой и опосредующий все сознательные проявления личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, И.В. Дубровина, Б.Ф. Ломов, Г. Олпорт, М.К. Тутушкина, Д.И. Фельдштейн и др.). Формами существования самосознания являются процессы рефлексии и внутреннего диалога, интегрирующиеся в «Я-концепцию» («Я-программу»), которая, в свою очередь, выступает субъектом и объектом самоанализа.

Становится очевидным, что самоанализ деятельности - функция самосознания. Это активность особого рода: она направлена не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Профессиональное самосознание - особая активность, форма профессиональной рефлексии, способствующей согласованию личностных и профессиональных ценностей. Исследования К.А. Абульхановой-Славской,

А.А. Бодалева, И.С. Кона, Я.А. Пономарева, В.В. Столина свидетельствуют о тесной связи особенностей функционирования самосознания с процессами, определяющими успешность профессиональной деятельности специалиста и динамику его профессионального становления.

Профессиональное самосознание можно определить как социально-ценностный образ себя и ценностно-смысловое отношение к себе в профессиональной сфере. Такой образ и отношение неразрывно связаны со стремлением изменить, возвысить свой профессиональный статус. Пожалуй, одна из высших форм работы профессионального самосознания заключается в попытках найти смысл личной творческой деятельности, смысл самореализации в профессиональной деятельности.

Современный этап развития общества характеризуется сменой образовательных парадигм, а это обусловливает необходимость разработки гибкой вариативной среды высших учебных заведений. Перед высшей школой стоит проблема выявления педагогических возможностей профессионально-личностного становления студента. Представление о самоанализе как необходимом условии развития профессионально значимых личностных качеств и профессиональной рефлексии обеспечивает

динамическую адаптацию будущего специалиста. Профессиональный самоанализ студентов современных вузов обусловлен необходимостью отслеживания процесса вхождения в иерархию профессиональных ценностей, формирования уверенности в себе как субъекте собственной жизнедеятельности.

В данной статье мы ставим конкретную задачу: рассмотреть профессиональный самоанализ студента современного вуза. Очевидным становится, что профессиональный самоанализ студента - особая педагогическая проблема вуза и требует специального изучения. Необходимость ее изучения вызвана тем, что значительная часть студентов-выпускников не способна к профессиональной рефлексии, необходимой для их профессионального роста. Обучающиеся осваивают теорию, приобретают профессиональные знания, однако имеют довольно размытые представления о профессионализме. Именно поэтому процесс развития навыков профессионального самосознания студента современного вуза - объект постоянного исследования.

В этой связи приоритетной можно признать цель - выявление условий формирования навыков профессионального самоанализа у студентов и определения способов их создания в вариативной среде современного вуза. В формулировке цели в самом общем виде заложена логика рассмотрения проблемы профессионального самоанализа студента: от теоретического представления об условиях формирования к определению способов создания таких условий. Эта логика конкретизируется в следующих задачах:

1. Раскрыть содержание понятия «профессиональный самоанализ».

«Точное логическое определение понятий - главнейшее условие истинного знания» (Сократ). Содержание понятия «профессиональный самоанализ» служит одним из источников теоретического представления об условиях формирования

профессионального самоанализа студентов педвузов.

2. Описать обобщенное представление об условиях формирования навыков профессионального самоанализа у студентов. По сути, представить теоретическое представление о существовании и действии факторов, содействующих овладению профессиональным самоанализом.

3. Определить возможные пути создания этих условий. Пути создания условий формирования навыков профессионального самоанализа у студентов предварительно необходима опытно-экспериментальная работа, которая позволит представить некую модель (исходя из особенностей вуза), определить общие рекомендации о том, что нужно сделать, чтобы эти условия появились в реальности. Опытно-экспериментальная работа будет способствовать конкретизации проектирования вариативной среды вуза, направленного на формирование у студентов навыков профессионального самоанализа.

1. Вопрос о самоанализе имеет принципиально важное значение для правильной интерпретации профессионального самоанализа. При самоанализе важно отслеживать то, что имеется в наличии на данный период, а не то, что хотелось бы видеть для того, чтобы достичь желаемого. Самоанализ - это не исповедь, не дневниковые записи откровений, это процесс непрерывного самопознания, самосовершенствования.

Анализ литературы позволяет условно определить, что самоанализ основывается на анализе своей самости и включает «познание себя», «усовершенствование себя» и «проектирование себя». В таком случае, в самоанализе выдерживаются все этапы логического анализа. Логика анализа объекта познания (своей самости) может быть представлена следующими этапами: расчленение на составные элементы (качества личности, имеющиеся в наличии в данный момент), определение (изучение) тех качеств, которые хотелось бы сформировать и на основании синтеза полученных сведений (о себе и своих притязаниях) спроектировать свою личность в будущем. Кратко самоанализ можно определить как стратегию концепции собственного будущего, стратегию самости.

Не вызывает сомнения то, что гениальность всегда предполагает наличие профессионализма. Оказывается, профессионализм гениальных людей складывался

благодаря их индивидуальным стратегиям (стратегиям самости), которые можно изучать, исследовать. Познание стратегий выдающихся людей полезно всем, «кто желает максимально развить и усовершенствовать свои творческие и профессиональные способности» (Р.Дилтс).

У Р.Дилтса мы находим, что стратегия - это особая область моделирования, в которой человеком ведется поиск внутренней «карты» действительности для организации своих действий, направленных на достижение конкретного результата. Моделированием Р.Дилтс называет процесс, в ходе которого сложное событие или ряд сложных событий дробится на небольшие отрезки, чтобы его можно было повторить, не выпуская из поля зрения. Чтобы изучить (понять) стратегию конкретной личности, необходимо учитывать ряд различных уровней моделирования, в которых данная личность действовала. «Нам следует взглянуть на историческую и географическую обстановку - то есть когда и где данный индивидуум осуществлял свою деятельность. Нам нужно изучить присущие ему линии поведения и поступки - то есть чем этот индивидуум занимался в конкретной обстановке. Нам следует также принять во внимание стратегии мышления и познания, также врожденные способности, благодаря которым данный индивидуум определял и направлял свои действия в данной обстановке - то есть, как он вырабатывал данные линии поведения в данном контексте. Далее мы можем исследовать убеждения и ценности, мотивировавшие и формировавшие конкретные стратегии мышления и способности, развитые индивидуумом применительно к своим поведенческим целям в данной обстановке - то есть, почему данный индивидуум делал то, что делал в данное время и в данном месте. Мы можем более тщательно исследовать, какова была самооценка этой личности и как она проявлялась внешне через убеждения, способности и действия данной личности - то есть кто стоял за «почему», «как», «что», «где» и «когда» [4, с. 19-20].

В итоге моделирование (по Р.Дилтсу) может повлечь за собой изучение взаимодействия на ряде различных уровней личного опыта, включая следующие:

Духовное Видение и цель

A. Кто я есть Идентичность Миссия

Б. Моя система убеждений Убеждения, метапрограммы

Разрешение и мотивация

B. Мои способности Состояние, стратегия

Направление

Г. Что я делаю Особенности поведения

Действия

Д. Мое окружение Внешний контекст

Реакции

Теоретический анализ позволяет сформулировать вывод: если можно изучать и исследовать стратегии гениальности (профессионализма) выдающихся личностей из далекого прошлого, следовательно, можно научно подходить к стратегии профессионализма в настоящем через профессиональный самоанализ.

Профессиональный самоанализ, в первую очередь, должен стимулировать усилия в направлении творческого самоизучения. Попытки конструктивного профессионального самоанализа имеют важное значение, прежде всего, для самой личности. Они дают ему возможность более полной профессиональной самореализации, под которой в данном случае понимается развитие профессиональной рефлексии и трансляция своего профессионализма. В таком случае, под профессиональным самоанализом следует понимать стратегию профессионализма, ориентированную на концепцию собственного будущего. Профессиональный самоанализ - индивидуально выработанный алгоритм (методика) конструирования и организации формирования профессионализма. Методика предполагает наличие необходимых взаимосвязанных составляющих: стратегию, тактику, логику, технику (Е.В. Титова). Первостепенное внимание здесь

должно быть обращено к технологическому аспекту развития профессионального самоанализа студента вуза. В данном случае неминуемо встают два принципиально важных вопроса: каковы будут логические приемы этого анализа и при помощи какого инструментария его можно осуществить? Если рассматривать профессиональный самоанализ студента как целенаправленное изучение, отслеживание содержания субъективного опыта, то средства и методы изучения должны быть направлены на осуществление познавательно-оценивающей функции логического анализа.

Схематически содержание понятия «профессиональный самоанализ» можно представить следующим образом:

Структура профессионального самоанализа студента может быть представлена единством трех компонентов:

- ценностным (потребность будущего специалиста в самопознании, самосовершенствовании; стремление к саморазвитию, субъектности; убеждение в значимости профессионального самоанализа; понимание необходимости профессионального становления; социальная позиция будущего учителя);

- содержательно-процессуальным (приемы и способы профессионального самоанализа; профессиональные знания; освоение соответствующей социальной профессиональной роли);

- рефлексивным (отношением к себе и другим людям в профессиональной сфере, способностью к самоорганизации, саморегуляции, к управлению своим поведением).

Каждый компонент профессионального самоанализа находится в тесной взаимосвязи с двумя другими, исполняя при этом свою специфическую функцию. Сущность профессионального самоанализа заключена в следующих функциях: побудительной, выступающей предпосылкой самоанализа, определения своей социальной позиции, поиска смысла деятельности; познавательно-оценочной, предусматривающей приобретение личностью профессиональных знаний, оценивание их и постановка целей, оценка методов и способов самопознания, самосовершентсвования и выбор приемлемых для себя; исполнение определенной социальной роли и оценивание себя в этой роли; регулятивной, обеспечивающей профессиональное поведение, самореализацию, выстраивание и поддержание необходимых отношений в профессиональной сфере.

Таким образом, представлены структурные и функциональные критерии профессионального самоанализа. Структурные выражают целостные свойства профессионального самоанализа, а проявляющиеся свойства его компонентов -функциональные критерии.

2. Процесс развития личности будущего специалиста связан со многими факторами профессионального становления студента вуза. О многоплановости и сложности этого процесса свидетельствуют исследования Т.А. Воробьевой, С.А. Ворониной, Э.А. Гришина, В.Г. Максимова, Е.М. Павлютенкова. Согласно их исследованиям, примерно 10% первокурсников сомневаются в правильности профессионального выбора. Их главной целью является получение диплома о высшем образовании. Вчерашний школьник, не утративший ученических впечатлений, попадает в новую для себя

педагогическую среду, имеющую ярко выраженную профессиональную направленность. В этих условиях на базе начальной учебно-профессиональной подготовки наблюдается значительный подъем ценностных установок на свою будущую профессию, стремление быть самостоятельным, признанным в социальном окружении, самореализовываться, творить самого себя. Это свидетельствует о восприимчивости данной возрастной группы в силу внутренних личностных процессов принципов, направленных на формирование новообразования - профессионализма.

За годы учебы внутренний индивидуальный образ профессионализма постоянно переоценивается, наблюдаются подъемы и спады. Переоценка обусловлена образовательной средой вуза (учебно-воспитательным процессом), личностным становлением (обогащением профессионального самосознания) и стремительными изменениями в реальной практике. Так, в отдельных исследованиях отмечается, что после практики наблюдается спад уверенности в правильном профессиональном выборе. Спад объясняется внутренним процессом «переоценки ценностей», анализом полученных и невостребованных знаний и пр., что приводит к качественным изменениям, в частности, иерархитизации самопонимания юношей и девушек. Увеличение же у выпускников диагностируемых признаков, свидетельствует о положительной динамике развития профессионального самопонимания. Целостный образ «Я» будущего специалиста вписывается в общую систему его ценностных ориентаций, связанных с пониманием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения.

Одним из ведущих принципов проектирования вариативной среды вуза -рассматривать развитие профессионализма студента в социальном контексте. Этот принцип исходит из положения, что профессионализм реализуется и в индивидуальной деятельности и во взаимодействии с другими. Б.Ф. Ломов особо подчеркивает «момент взаимодействия с другими», в котором существенная роль отводится подражанию, «особенно на начальных ступенях овладения любой деятельностью, даже у весьма одаренных и талантливых людей. В совместной деятельности вступают в силу такие факторы, как соперничество и сотрудничество. Есть основание полагать, что соперничество (соревнование) выполняет роль своего рода «катализатора» развития способностей, а сотрудничество (поскольку оно предполагает разделение функций) оказывает существенное влияние на специализацию способностей, разных участников совместной деятельности. По-видимому, в совместной деятельности такая специализация происходит в соответствии с принципом взаимной дополнительности, т. е. способности каждого отдельного индивида развиваются как часть общей, кумулятивной, способности коллектива» [3, с. 325].

Объясняется это тем, что любая личность обладает достаточно большим потенциалом, которые реализуется в отдельной деятельности лишь частично. Конечно, профессионализм формируется в индивидуальной деятельности, однако, объективный его анализ и оценка возможны лишь при условии рассмотрения всей совокупности деятельностей, реализуемой в зависимости от того, в какие связи в среде педвуза вступает студент и какие отношения с другими людьми он выстраивает. Необходимость единства индивидуальной и командной деятельности студентов в период обучения в вузе становится очевидной, т. е. единство индивидуальной и командной деятельности студентов - фактор развития профессионализма.

Жизнь убеждает, что уверенно входит в педагогическую практику вузов идея организации командной творческой деятельности. Мастерство современного специалиста основывается не на способности творить в индивидуальной деятельности, а на способности работать в команде. Работа в команде требует освоения специфического вида деятельности - проектирования. Проектирование предоставляет более широкие возможности для индивидуального творчества, профессионального роста и роста компетентности коллектива, для развития горизонтальной карьеры.

Проектирование студентом себя в будущем оказывает существенное влияние на развитие профессионального самоанализа. Стратегическое проектирование направляет поиск собственных идей, их реализацию, уточнение, обоснование в конкретных условиях, направляет профессиональный самоанализ. Обучение стратегическому проектированию студентом своей индивидуальной деятельности и деятельности в команде необходимо предусматривать (планировать) при проектировании вариативной среды вуза. Профессиональный самоанализ студента при таком подходе становится составной частью учебной деятельности, а учебную деятельность студента необходимо расматривать как условие формирования профессионального самоанализа. Учебная деятельность студента вуза включает теоретическую подготовку, практику подготовку в вузе и практику, реализуемые в индивидуальном образовательном маршруте, а профессиональный самоанализ способствует корректировке индивидуального образовательного маршрута (Рис. 1).

Рис. 1. Связи разных видов деятельности студента, способствующие формированию навыков профессионального самоанализа

Профессиональный самоанализ выполняет познавательно - оценивающую функцию в структуре учебной деятельности студента современного вуза. Познавательные процессы всегда сопряжены с эвристическими вопросами: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности - целеполагание. Путем искусно поставленных вопросов расширяются возможности самоанализа. Особо важно для отслеживания субъективного опыта студента вуза периодически на протяжении обучения в вузе отвечать на парные вопросы:

* где-когда?

* что-зачем?

* как-когда?

* почему-где?

* кто-что?

* когда-зачем?

Где-когда? Стратегические вопросы где-когда? позволяют правильно оценить социальный контекст, в котором происходит формирование профессионализма: образовательные услуги вуза; тенденцию развития образования; окружение и компетентное общение и др.

Что-зачем? Вопросы что-зачем? позволяют студенту оценить свои действия и для чего они совершались, осуществлять самонаблюдение, отслеживать субъективный опыт,

который формируется в познавательной, коммуникативной, практической или иной деятельности, осуществляемой как в индивидуальном так и в командном творчестве.

Как-когда? Данные вопросы позволяют целенаправленно корректировать профессиональное поведение, как? и когда? совершенствовать профессионализм, при помощи каких средств и в какое время, в какие сроки.

Почему-где? Без сомнения, полезно студенту обосновать ответ почему? и где? осуществляется его самореализация как профессионала; почему? и где? приоритетны одни ценности по отношению к другим; почему? и где? происходит переоценка взглядов, убеждений.

Кто-что? Вопросы кто? «Я» и что? представляет собой моя сущность, создают образ того, что направляют рефлексию на себя, позволяют оценить сложившиеся личностные и профессиональные качества, правильно избирать идеал для подражания, идентификации себя с профессионалом, ставить реально осуществимые цели, а также, что необходимо для этого сделать.

Когда-зачем? Стратегические вопросы когда? и зачем? позволяют студенту правильно определить сроки достижения ближних и дальних целей, создания и реализации проектов, направленные на совершенствование профессионализма в конкретных условиях, обоснованно корректировать и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, ориентированные на конкретные ожидаемые результаты.

Таким образом, парные вопросы содействуют овладению профессиональным самоанализом, в котором осуществляется эвристический поиск целеполагания, прогнозирования, планирования и организации стратегии профессионализма.

3. Пути создания условий развития профессионального самоанализа студента могут быть разнообразными. Одним из путей можно признать проектирование вариативной среды вуза, в которой:

- ориентация на рост профессиональных ценностей и убеждений в развитии самоанализа студента;

- обеспечение социально-педагогической поддержки в развитии профессионального самоанализа студента с первого курса обучения в вузе;

- психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития профессионального самоанализа студента;

- единство индивидуального и командного творчества в проектировании и проектной деятельности студентов.

В качестве механизма управления формированием навыков профессионального самоанализа можно рассмотреть педагогическую стратегию вуза. Под педагогической стратегией вуза понимается искусство организации процесса формирования профессионального самоанализа студента и определение основных направлений индивидуального развития в зависимости от личности студента. Основное правило педагогической стратегии вуза состоит в комплексном подходе к проблеме становления профессионализма студента педвуза на протяжении всего периода обучения. Результатом верной стратегической политики будет овладение выпускниками вуза профессиональным самоанализом.

Стратегические задачи решаются через проекты, в которых определяются:

* пути их решения;

* ответственные за реализацию;

* сроки.

Тактические задачи конкретизируются через технические задания,

ориентированные на индивидуальную и командную деятельность студентов.

Технологичность обеспечивает оптимизацию учебно-воспитательного процесса вуза, способствует повышению профессиональной компетентности студентов, формированию организационных и коммуникативных умений (коллективного

планирования, постановки и дифференциации задач, анализа и решения проблем), что в совокупности способствует развитию профессионального самоанализа студентов.

Ожидаемый результат:

- новообразование личности студента - профессионализм;

- профессиональные убеждения и ценности;

- профессиональное самосознание;

- профессиональное поведение;

- овладение профессиональным самоанализом.

Профессиональный самоанализ студента вуза осуществляется в реальной жизнедеятельности, в которой происходит осознание собственной социальной позиции и социальной роли.

Социальная позиция - это функциональное место в профессиональной сфере, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется прежде всего осознанием совокупности прав и обязанностей. Заняв определенную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение.

Осознание студентом своей социальной позиции и социальной роли полезно тем, что позволяет структурно расчленить профессиональные обязанности и описать (представить мысленно) некую последовательность действий, которые он должен выполнять, предвосхитить отношения, в которые он должен вступать, внутренне оформить стиль поведения, которым должен овладеть. Это можно признать первым шагом самоанализа студентом своего профессионализма. Если присмотреться ко всем фактам, составляющим подготовку будущего специалиста, то можно прийти к заключению, что освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию профессионализма и вообще жизненной позиции. В ходе освоения и

выполнения ролей обновляются мотивы, происходит их соподчинение, изменяются взгляды, пересматриваются ценности.

В статье представлено осмысление опыта формирования навыков профессионального самоанализа у студентов с целью переноса этого опыта на военные вузы внутренних войск МВД России. В данном направлении проделана определенная работа. Обобщён опыт формирования навыков профессионального самоанализа студентов РГПУ им. А.И. Герцена. [6; 10]. Разработаны методологические основы разработки педагогических проектов для образовательной практики и определены условия эффективного использования проектной деятельности курсантов в военных вузах внутренних войск МВД России [7]. Успешно реализуется с 2010 года педагогический проект «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности курсантов в вузе» направленный на интеграцию профессиональных знаний курсантов, способствующий проектированию карьеры военного специалиста. [5, с. 208]. Разработана и реализуется концепция развития системы интеграции междисциплинарных связей в военных вузах внутренних войск МВД России.

Литература:

1. Богданова Р.У. Гуманитарные ориентиры исследования творческой индивидуальности человека (педагогический аспект): Научно-методические материалы. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 272с.

2. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб.: СПбГУМП, 1999. -242 с.

3. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М., 1994. - 444 с.

4. Макаренко А.С. О “Книге для родителей” // пед. соч.: В 8 т. - Т. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Новожилов В.Ю. Методология исследования интеграции в образовании. - М.: Типография «Новости», 2011. - 232 с.

6. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование. Монография. Под общ. ред. проф. Л.Н. Бережновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 451 с.

7. Педагогическое проектирование в военном ВУЗе: Монография/ Под ред. Л.Н. Бережновой - СПб., Астерион, 2011. - 190 с.

8. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М., 1992. - 334 с.

9. Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся. Курс лекций. - СПб, 1994. - 88 с.

10. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научно-методическое пособие. / Отв. ред. Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, В.В. Семикин. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.