физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 19-21.
4. Чепаков, Е.М. Демографический портрет и мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям женщин, посещающих фитнес-центры / Е.М. Чепаков, О.Н. Федорова // Царскосельские чтения. - 2010. - № XIV. - Т. V. -С. 319-322.
REFERENCES
1. Armashevskaya, O.V. and Chuchalina, L.Yu. (2017), "Peculiarities of mature age women health", Modern problems of science and education, No. 1, pp. 57-57, available at: https://www.science-education.ru.
2. Burkova, O.V. (2008), The influence of the Pilates system on the development of physical qualities, correction of the physique and psychoemotional state of middle-aged women, dissertation, Moscow.
3. Maksimuk, O.V., Vlasova, S.V., Limarenko, O.V. and Kolesnikova, N.N. (2013), "Correction of the psychoemotional state of women in the recreational physical culture groups", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 19-21.
4. Chepakov, E.M. and Fedorova, O.N. (2010), "Demographic characteristic and motivation for recreational physical culture activities of women attending fitness centers", Tsarskoselski Readings, No. XIV, Vol. V, pp. 319-322.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.01.2018
УДК 796.077.5
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Лариса Николаевна Гусева, старший преподаватель, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
В статье рассматривается один из способов решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры посредством формирования у них профессионально-педагогической рефлексии. Показано, что организационно-методическое обеспечение процесса проведения студентами самоанализа и самооценки профессиональных умений, осуществляемого в период практики, положительно влияет на повышение уровня их подготовленности к будущей деятельности.
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональные умения, самоанализ, самооценка, самосовершенствование, уровень подготовленности.
FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL REFLECTION AS A WAY OF IMPROVING STUDENTS TRAINING OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL
CULTURE
Larissa Nikolaevna Guseva, the senior teacher, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka
Annotation
The article discusses one of the ways of solving the problem of improvement of the professional students training at the University of physical culture by empowering them with professionally pedagogical reflection. It has been shown that organizational and methodical support of the process of student's self-reflection and self-evaluation of the professional skills, carried out in the period of practice, positively affects the increase of their level of preparedness for future activities.
Keywords: professional training, professional skills, self-awareness, self-esteem, self-improvement, level of preparedness.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетов инновационной политики нашей страны является развитие кадрового потенциала. Решение данной задачи всецело связано с профессиональным обучением студентов в высших учебных заведениях и процессом его совершенствования.
Прежде всего, подготовка студентов в вузах должна быть ориентирована на разработку новых подходов к организации учебного процесса и содержанию образовательных программ, стимулирующих активность студентов не только к овладению знаниями, но и «к самостоятельному их пополнению для творческого использования в практической профессиональной ситуации» [1, с. 75].
Тренерско-преподавательская деятельность, по мнению специалистов, «полифункциональная и многопараметрическая» (А.А. Деркач, А.А. Исаев (1981); В.Н. Прохоров (1982); С. Д. Неверкович (2010); М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко (2015) и др.) и такая ее специфика определяет многообразие содержания подготовки студентов физкультурного вуза.
М.Ю. Щенникова и В.Ф. Костюченко, отмечая противоречие «между монопредметным преподаванием и необходимостью комплексного применения знаний в сложной практической деятельности специалиста по ФКиС», утверждают, что «студентам даются знания по отдельным дисциплинам без формирования целостного представления о профессиональной деятельности, без привязки знаний к конкретным видам профессиональной деятельности» [4].
Будущему выпускнику вуза принципиально важно представлять характер профессиональной деятельности, знать требования к профессионалу, сверять с ними свои возможности, определять уровень соответствия, периодически уточнять и, путем самообразования и самосовершенствования, достигать качественно нового уровня профессионализма. Такая работа, сопровождая специалиста всю жизнь, обеспечивает ему конкурентоспособность [1, с. 67].
Общепризнанно, что процесс целенаправленного самосовершенствования предполагает осуществление субъектом деятельности самоанализа и самооценки, или оценки реального состояния своих знаний, умений и навыков с позиций желаемого или требуемого результата. Возможность проверить и оценить результаты обучения предоставляется студентам в период практики по профилю подготовки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На констатирующем этапе исследования, в процессе анализа отчетных материалов по практике студентов МГАФК было обнаружено их недостаточное внимание к самоанализу практической деятельности, что подтвердилось контент-анализом оформления студентами графы «анализ и самоанализ выполненной работы» в традиционном «Дневнике практиканта». Только лишь 10% практикантов выпускного курса (131 чел.) фрагментарно выполнили данное задание.
Проблема в том, что методически не обеспечено целенаправленное рассмотрение студентами своей компетентности во всей «многоаспектности» будущей профессиональной деятельности и необходимы более четкие ориентиры в виде специальных заданий по оценке практикантами своей подготовленности.
Целесообразность использования анкетной формы комплексной самооценки профессиональных умений, разработанной на основе ранее предложенных учеными «Квалификационных характеристик выпускника вуза физической культуры» [3], высветилась после ее включения в отчетные материалы студентов по практике. В результате обнаружено, что все студенты (100%) 19 специализаций заполнили анкету по всему, предложенному для оценивания, комплексу профессионально-значимых умений (21). Ориентированный взгляд студентов-практикантов на требуемые профессиональные умения позволил им неформально отнестись к выполнению задания. Это дало основание для выдвижения
гипотезы о том, что развитие рефлексивных умений у практикантов требует дальнейшего специального методического сопровождения в виде разработки специальной экспериментальной методики [2].
Организационно-методическое обеспечение процесса формирования у студентов профессионально-педагогической рефлексии (ППР) состояло из целенаправленных средств, форм и методов. В отчетные материалы по практикам были внесены изменения, связанные с включением установок и методических ориентиров на проведение практикантами самоанализа деятельности в комплексе предлагаемых форм: в плане-конспекте проведения занятия с группой; при самоанализе решения поставленных задач обучения, развития физических и воспитания личностных качеств обучающихся; при выявлении затруднений при формулировании задач, использовании терминов, подборе средств (упражнений) и другого характера проблем практического проведения занятия, а также в отчете студента по практике. Для методистов практики была разработана форма отзыва-характеристики на студента о прохождении практики, в которой уровни оценивания подготовленности выпускника к будущей деятельности аналогичны уровням оценки их практикантами (кроме «затрудняюсь оценить»).
Организационные мероприятия состояли из методических совещаний с руководителями практик каждой специализации (до и после практики), установочных и итоговых конференций, консультативной работы, во время которых акцентировалось внимание практикантов и методистов на содержании, этапах и значимости осуществления самоанализа и самооценки. Анкета комплексной «Самооценки профессиональных умений», занимая центральное место в составе заданий для практикантов, выполняла интегрирующую роль в определении студентами уровня своей подготовленности по конкретным умениям (21).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Апробация разработанной методики формирования ППР проводилась на контингенте практикантов 4-го курса (профессионально-ориентированная практика) и 5 курса (практика по специализации) двух потоков студентов МГАФК, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт».
Заполнение студентами комплексной анкетной формы оценки своих профессиональных умений в конце практики на 4 курсе, а также в начале и по окончании практики на 5 курсе (т.е. трижды), позволило провести мониторинг, отмечаемых практикантами, уровней подготовленности к будущей деятельности, по каждой из 21-ой позиции профессиональных умений.
Результаты математической обработки данных позволили выявить ряд изменений в самооценке: увеличение количества студентов, определивших уровень своей профессиональной подготовленности как «достаточный и высокий» по всему комплексу, предлагаемых для оценки, умений к окончанию практики на 5 курсе, в основном, за счет снижения затруднившихся в оценке практикантов, а также оценивших свой уровень как «малый» и «минимальный». Изменения среднего значения «высокого и достаточного» (в сумме) уровня подготовленности, отмеченных студентами МГАФК в процессе проведения практик, представлены в таблице.
Таблица - Количество студентов двух потоков, определивших уровень своей подготовлений_
1 поток 2 поток
4 курс (п=153) 5 курс (n=141) 4 курс (п=141) 5 курс (n=152)
После практики До практики После практики После практики До практики После практики
71,3 63,0 81,9 75,2 63,1 82,0
Обращает на себя внимание тот факт, что количество студентов, отметивших свой уровень как «высокий и достаточный», перед практикой 5-го курса меньше, чем после
практики 4 курса. Это является подтверждением неформального отношения практикантов к оценке своей профессиональной подготовленности и соотнесения представлений об уровне своих умений с новыми, более сложными задачами практики 5-го курса.
Согласно обработки результатов по методу Стьюдента, изменения средних значений количества практикантов двух потоков, определивших уровень своей подготовленности как «высокий и достаточный» к окончанию практики на 5 курсе, являются достоверными (p<0,05) и относительно результатов самооценки студентов по окончании практики на 4 курсе (в 1-м потоке - t=2.8, во 2-м потоке - t=2.2, при tup =2,02); и относительно результатов начала практики на 5 курсе (в 1-м потоке - t=5.8, во 2-м потоке - t =5.0, при Ьр=2,02).
Принимая во внимание то обстоятельство, что выявленные показатели уровней подготовленности могут быть завышены студентами, было проведено сопоставление их с уровнями в характеристиках на выпускника (5 курс), выставленных методистами практики. Количество студентов, определивших свой уровень как «высокий и достаточный» по всему комплексу умений составило: в 1-ом потоке - 81,9%, а по оценке методистов -95,1%; во 2-м потоке - 82,0% и 92,5% соответственно. Следовательно, результаты данного сравнения свидетельствуют о более критичном со стороны студентов оценивании своей подготовленности.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что применение в образовательном процессе вуза физической культуры экспериментальной методики по формированию у студентов профессионально-педагогической рефлексии способствует повышению общего уровня подготовленности выпускников к будущей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глембоцкая, Я.И. Научно-исследовательская практика как главный фактор профориентации / Я.И. Глембоцкая, В.В. Буторин // Материалы XXXVII-XXXVIII научно-методических конференций профессорско-преподавательского и научного составов, аспирантов и прикрепленных лиц (соискателей) ФГБОУ ВО МГАФК, 2016-2017 гг. Выпуск XIV-XV / Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка, 2017. - С. 67-76.
2. Гусева, Л.Н. Влияние целенаправленного педагогического воздействия на формирование профессионально-педагогической рефлексии у студентов вуза физкультурного профиля / Л.Н. Гусева, Э.Л. Торунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 72-76.
3. Квалификационная характеристика выпускника системы высшего физкультурного образования / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Корнилов [и др.] // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - № 1 (2). - С. 2-13.
4. Щенникова, М.Ю. Эволюция профессионального блока образовательных программ в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 198-202.
REFERENCES
1. Glembockaja J.I. and Butorin V. V. (2017), "Scientific-research practice as a main factor of occupational guidance", Proceedings of the XXXII-XXXVIII scientific-methodical conferences of the teaching and scientific staff, postgraduates and attached entities (applicants) of MSAPC, 2016-2017, Moscow state Academy of Physical Culture, Vol. XIV-XV, pp. 67-76.
2. Gusevа, L.N. and Torunova, E.L. (2015), "Effect of purposeful pedagogical influence on formation of professional-pedagogical reflection of the higher school students with athletic profile", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 72-76
3. Maslov, V.I., Zwolinska, N.N., Kornilov, V.M. [and others] (2004), "Qualification characteristics of a graduate of higher physical education", Journal of educational institutions ofphysical culture, Vol. 2, No. 1, pp. 2-13
4. ShChennikova, M.Yu. and Kostyuchenko, V.F. (2015), "Evolution of the professional unit of educational programs in the field of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 198-202
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2018
УДК 796.015.132
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В числе ключевых аспектов решения проблемы разработки и реализации стратегии многолетней подготовки спортсменов выступает определение модели координационной подготовленности спортсмена в соответствии с особенностями соревновательного упражнения для вида спорта. Это затруднено неоднозначным пониманием авторами сущности координационных способностей, различными подходами к определению понятия «координационные способности» и к выделению форм их проявления, что не позволяет дифференцировать их по отношению к структуре соревновательных упражнений, с целью получения объективной информации об их истинной ценности для подготовленности спортсмена.
Ключевые слова: координационная подготовка спортсмена, координационные способности, классификация.
DEGREE OF SCIENTIFIC READINESS OF PROBLEM OF COORDINATION TRAINING OF THE ATHLETE
Olga Anatolyevna Dveyrina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Among the key aspects of the solution of the problem of development and realization of the strategy for the athletes' long-term training there is definition of the model of coordination readiness of the athlete according to the features of the competitive exercise for the sport event. It is complicated with the ambiguous understanding by the authors of the essence of coordination abilities, various approaches to definition of the concept "coordination abilities" and to allocation of the forms of their manifestation that doesn't allow to differentiate them in relation to the structure of competitive exercises, for the purpose of obtaining the objective information on their true value for readiness of the athlete.
Keywords: coordination training of the athlete, coordination abilities, classification.
Одной из актуальных проблем разработки и реализации стратегии многолетней подготовки спортсменов, является определение содержания и объема координационной подготовки, необходимых и достаточных на каждом из этапов. Очевидно то, что в числе ключевых аспектов решения данной проблемы выступает определение модели координационной подготовленности спортсмена в соответствии с особенностями соревновательного упражнения для вида спорта [1].
В целом теория и методика спорта располагает большим количеством публикаций, посвященных как изучению координационных способностей, так и определению значимости координационных способностей (далее - КС), как одного из факторов повышающего эффективность соревновательной деятельности в спорте. Вместе с тем, до настоящего времени в научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». Существуют, по меньшей мере, два подхода к определению понятия «координационные способности». Так, одни авторы рассматривают координационные способности как управленческие, другие считают, что координационные способности - одна из составляющих физических способностей [4]. На наш