REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (2008), Biomechanics and Physiology Movements: Selected Psychological Works, Publishing house of Moscow psychological-social Institute, Moscow.
2. Gimazov, R.M. (2012), "Stabilometry Indicators Characterizing The State of Central and Peripheral Structures of The Neuro-Muscular System of The Body in Athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 43-48.
3. Gimazov, R.M. (2012), "Characteristics indirect measure a background voltage of skeletal muscles of the spine in athletes", Messenger of Surgut state pedagogical University, No. 3 (18), pp. 108112.
4. Gimazov, R.M. and Bulatova, G.A. (2011), "Biomechanical parameters of rubrospinal level of control of movements (according to the classification of N. A. Bernstein)", In the world of scientific discoveries, No. 5 (the Problems of science and education), pp. 84-91.
5. Gimazov, R.M. and Bulatova, G.A. (2013), "Evaluation of the reactions of the neuromuscular system of the athlete to physical loads", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No.11, pp.39-44.
6. Gimazov, R.M. and Bulatova, G.A. (2012), "The Indicator of Muscle Tone Skeletal Muscles As Informative Marker of The Reaction of Nervous-Muscular System of The Exercise By Children of Preschool Age When Learning To Swim", Journal Modern Problems of Science and Education, No. 4, available at: www.science-education.ru/104-6561 (accessed 08.10.2012)
7. Korenberg, V.B. (2005), Fundamentals of sports kinesiology, textbook, Soviet sport, Moscow.
8. Korenberg, V. B. (2008), Sports Metrology, textbook, Physical culture, Moscow.
9. Kossov, B. B., Lokalova N. P. and Ratanova T. A. (1989), "Theoretical and applied problems of psychology motor development", in book Psychological problems of physical education students, Moscow, pp. 49-59.
10. "Muscular sense" Dictionaries and encyclopedias on the academician, available at: http://psychology.academic.ru/3716/мышечное.
11. Ozerov, V.P. (2002), Psychomotor qualities of the person, Fenix plus, Dubna.
12. Platonov, K.K. (1972), The Problem abilities, Nauka, Moscow.
13. Rubinstein, S. L. (1960), "The Problem of abilities and questions of psychological theory", Psychology questions, No. 3, available at: http://www.metodolog.ru/01187/01187.html.
14. Teplov B. M. (1985), Selected works in 2 volumes, Pedagogic, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.11.2015
УДК 796.077.5
ВЛИЯНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ
Лариса Николаевна Гусева, старший преподаватель, соискатель, Элла Луидживна Торунова, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения студентами вуза физкультурного профиля уровня своей профессиональной подготовленности. Определено влияние педагогических воздействий в форме методических ориентиров, внедренных в практику и нацеливающих студентов на самооценку профессиональных умений. Положительные результаты в вопросе обеспечения ориентированного взгляда студентов на свою профессиональную подготовленность получены в процессе формирования профессионально-педагогической рефлексии студентов.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, профессиональные умения, производственная практика, педагогическое воздействие, самооценка, самосовершенствование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p72-76
EFFECT OF PURPOSEFUL PEDAGOGICAL INFLUENCE ON FORMATION OF PROFESSIONALLY PEDAGOGICAL REFLECTION OF THE HIGHER SCHOOL STUDENTS WITH ATHLETIC PROFILE
Larissa Nikolaevna Guseva, the senior lecturer, competitor,
Ella Luigivna Тоrunova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka
Annotation
The problem of the physical culture university students' self-determination of their level of the professional training is considered in this article. The effect of the pedagogical influences in the form of the methodological guidelines is determined in practice, targeting the students on the self-esteem of the professional skills. Positive results covering the issue of provision of the oriented view of the students on their professional training are received during the formation of the professional and pedagogical reflection of the students.
Keywords: professional activity, professional competence, professional skills, practical training, pedagogical influence, self-confidence, self-improvement.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества совершенствование высшего образования современные ученые связывают с необходимостью вооружения студентов профессиональными компетенциями. Принято считать, что компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность реализовы-вать свой потенциал (знания, умения, навыки, личностные качества). Это выдвигает на первый план задачу обеспечения нацеленности студентов на профессиональное самосовершенствование, необходимое для творческого, преобразующего отношения к профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности работнику принципиально важно представлять характер деятельности, знать требования к профессионалу, сверять с ними свои возможности, определять уровень соответствия, периодически уточнять и, путем самообразования и самосовершенствования, достигать качественно нового уровня профессионализма. В таком направлении следует осуществлять подготовку будущих специалистов, обеспечивая процесс приобретения умений осуществлять самоанализ и самооценку профессиональной подготовленности, что в полной мере относится и к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
В процессе проведенного исследования установлено, что модельные характеристики будущей деятельности в форме методических ориентиров для осуществления студентами самооценки профессиональных умений в период практики ранее не использовались [1]. Анализ отчетных материалов по практике студентов ФГБОУ ВПО «Московской государственной академии физической культуры и спорта» (МГАФК) выявил, что у практикантов возникают затруднения в использовании полученных знаний и в определении уровня своей подготовленности. Очевидно, что для полноценной готовности студентов к профессиональной деятельности необходим поиск таких методических конструкций, которые моделируют сложный системный характер профессиональной деятельности в возможно более целостном виде в ограниченный временем период практики.
При организации и разработке методических материалов по практике студентов МГАФК был сделан акцент на более активное, чем это было ранее, обращение внимания студентов-практикантов на самооценку и самоанализ профессиональных умений. Для этого, руководствуясь идеей «организованного мышления», научно обоснованной В. В. Давыдовым [2], осуществлен поиск ориентиров, соответствующих будущей профессиональной деятельности. В ходе определения таких ориентиров, выдвинуто предположение о возможности использования квалификационных характеристик выпускника вуза, раз-
работанных специалистами высшей школы. Наблюдается единство взглядов ученых на признание значимости компонентов деятельности специалистов в области спорта, которые обеспечиваются такими умениями как «диагностические и оценочные, гностические, прогностические, проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные» [3, 4]. В процессе проведения научно-исследовательской работы осуществлена методическая переработка и преобразование этих компонентов деятельности в форму «Самооценки профессиональных умений» с градацией по 5-ти уровням: высокий, достаточный, «затрудняюсь оценить», малый, минимальный [5]. Разработана методика внедрения Формы и способы анализа результатов её заполнения в отчетных документах студентов. Практикантам предлагается ее заполнить трижды - в конце практики 4 курса, в начале и в конце практики 5-го курса. Для методистов аналогичная форма служила ориентиром при составлении отзыва о деятельности практиканта.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мониторинг внедрения экспериментальной методики в практику осуществлялся последовательно в каждом из двух потоков студентов-практикантов МГАФК [1]. В результате анализа заполненных форм самооценки студентами-практикантами МГАФК получена конкретизированная информация, касающаяся уровня профессиональной подготовленности, и определена динамика изменений по семи блокам умений, включающих 21 позицию. В таблицах 1 и 2 приведены результаты самооценки уровня подготовленности к профессиональной деятельности в период профессионально-ориентированной практики (4 курс) и практики по специализации (5 курс) студентов первого и второго потоков по комплексу профессиональных умений в целом (результаты уровней подготовленности объединены - «высокие» с «достаточными», «малые» с «минимальными»). Изменения в самооценке профессиональных умений отчетливо видны.
Таблица 1
Самооценка уровня подготовленности студентов первого потока (%)
КУР^ период практики Уровни подготовленности
высокий + достаточный малый + минимальный «затрудняюсь оценить»
4курс, в конце (N=153) 71,4 6,6 22,0
5курс, в начале (N=141) 63,0 16,0 21,0
5курс, в конце (N=141) 82,0 3,0 15,0
Таблица 2 Самооценка уровня подготовленности студентов второго потока (%)
Кур^ период практики Уровни подготовленности
высокий + достаточный малый + минимальный «затрудняюсь оценить»
4курс, в конце (N=141) 75,2 6,0 18,8
5курс, в начале (N=152) 63,2 12,4 24,4
5курс, в конце (N=152) 82,0 5,0 13,0
Результаты анализа отчетных материалов студентов по практике двух потоков позволяют сделать вывод об увеличении количества студентов, оценивших свой уровень профессиональной подготовленности как «высокий и достаточный» и уменьшение количества студентов, оценивших его как «малый и минимальный» на этапе завершения обучения в вузе в обоих потоках. Однако, обнаружено уменьшение количества студентов в начале практики на 5-м курсе, оценивших уровень своих умений как «высокий и достаточный» и увеличение количества оценивших как «малый и минимальный» по сравнению с самооценкой по окончании практики на 4-м курсе. Такую траекторию в формировании рефлексивных умений можно объяснить усложнением задач и повышением требований к практике по специализации (5 курс) по сравнению с профессионально-ориентированной практикой (4 курс). Этот результат свидетельствует о внимательном и неформальном отношении студентов к оценке своей профессиональной подготовленности и соотнесении студентами своего уровня с новыми более высокими требованиями.
Учитывая что, каждый блок включает конкретизированные позиции (от одной - в прогностическом блоке, до 3-5-ти - в других блоках), по оценкам студентов представляется возможным уточнить проблемные аспекты по каждой позиции. Рассматривая количество затруднившихся в оценке студентов в сумме с количеством оценивших свои умения как «малый и минимальный» отчетливо определяется количество студентов, ощущающих недостаточную уверенность в своей профессиональной подготовленности. В конце 4 курса среди практикантов первого потока это - 28,6%, второго потока - 24,8% от общего количества студентов на курсе. Но, к окончанию практики на 5 курсе данные показатели снижаются до 18% и в первом, и втором потоках. Подтверждением внимательного отношения студентов-практикантов к определению своей подготовленности являются существенные различия в количестве затруднившихся в оценке уровня профессиональных умений по разным блокам, при этом наблюдается уменьшение затруднивших в определении уровня своих умений практически по всем блокам в результате прохождения практики по специализации в обоих потоках.
Приведем результаты по отдельным блокам умений. В частности, при самооценке организаторских умений на 5 курсе (2011-2012 уч./год) в начале практики затруднившихся студентов в определении уровня было 34,4%, но в конце осталось 16,5%. Также наблюдалось уменьшение количества затруднившихся в оценке конструктивных умений с 26,1% до 8,8% практикантов. Наименьшее количество затруднившихся выявлено при определении студентами коммуникативных умений - менее 10%: и в начале, и в конце практики. Сопоставление результатов самооценки студентов после практики по специализации с оценкой их деятельности на практике, выставленной преподавателями, позволило снять вопрос о возможности завышенной самооценки студентами своих умений. В процессе исследования обнаружено, что практиканты достаточно критично оценивают уровень своих профессиональных умений: 82% студентов 5 курса определили уровень своих умений как «высокий» и «достаточный», а оценки «хорошо» и «отлично» в сумме, в данном потоке, у методистов практики получили 94,1% студентов-практикантов.
Мониторинг результатов внедрения методических ориентиров в практику подтвердил положительное влияние педагогического воздействия в вопросе формирования ориентированного взгляда студентов-практикантов на свои профессиональные умения.
Данный подход ориентирован на процесс формирования у студентов профессионально-педагогической рефлексии, повышение готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности и развития потребности в самообразовании, самосовершенствовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусева, Л.Н. Проблема формирования профессионально-педагогической рефлексии у студентов вуза физкультурного профиля / Л.Н. Гусева, Э. Л. Торунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 227-231.
2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. -
544 с.
3. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
4. Квалификационная характеристика выпускника системы высшего физкультурного образования / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Корнилов [и др.] // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - № 1 (2). - С. 2-13.
5. Торунова, Э.Л. Методика формирования у студентов физкультурного вуза системно-целостного подхода к профессиональной деятельности в процессе практики / Э.Л. Торунова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 2. - С. 52-57.
REFERENCES
1. Guseva, L.N. and Torunova, E.L. (2015), "Problem of formation of professionally pedagogical reflection of the higher school students with athletic profile", Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 227-231
2. Davydov, V.V. (1996), Theory of developmental education, INTOR, Moscow.
3. Derkach, A.A. and Isaev, A.A. (1981), Pedagogical mastery of the coach, Physical culture and sport, Moscow.
4. Maslov, V.I., Zwolinska N.N., Kornilov V.M. [and others] (2004), "Qualification characteristics of a graduate of higher physical education", Journal of educational institutions of physical culture, Vol. 2, No. 1, pp. 2-13.
5. Torunova, E.L. (2007), "Technique of formation at students of sports high school systemic holistic approach to professional activity in the course of practice", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 52-57.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2015
УДК 796:61
ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Дмитрий Даниилович Дальский, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Эдуард Васильевич Науменко, кандидат медицинских наук, сосудистый хирург, спортивный врач, Государственная клиническая больница им С.П. Боткина, г. Москва; Сергей Владимирович Матвеев, доктор медицинских наук, профессор, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова
Аннотация
В статье представлены новые методы программы реабилитации спортсменов с профессиональными заболеваниями, новые методики лечебного применения уже известных физических факторов, а также даны рекомендации по оптимальному сочетанию физиобальнеофакторов в зависимости от заболевания или травмы. Тем не менее, несмотря на значительную распространенность реабилитационных методик, в практической медицине отсутствуют систематизированные рекомендации для спортивных врачей и тренеров по реабилитационным программам. В нашем исследовании представлены алгоритмы выявления и новые программы реабилитации спортсменов с профессиональными заболеваниями, наиболее встречаемыми и распространенными.
Ключевые слова: спортсмены высокого класса, заболевания, физические нагрузки, реабилитация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p76-80
PROGRAMS OF REHABILITATION OF ATHLETES WITH OCCUPATIONAL
DISEASES
Dmitry Daniilovich Dalsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Ale-ksandrovna Afanasyeva, the doctor of biological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Eduard Vasilyevich Naumenko, the candidate of medical sciences, vascular surgeon, sports doctor, The Botkin State Clinical Hospital, Moscow, Sergey Vladimirovich Matveev, doctor of medical sciences, professor, Pavlov First Saint Petersburg State Medical University, St. Petersburg
Annotation
New methods of the program of rehabilitation of athletes with occupational diseases, new techniques of medical application of already known physical factors are presented in article, and also recommendations about the optimum combination of physio balneal factors depending on a disease or trauma are made. Nevertheless, despite the considerable prevalence of the rehabilitation techniques, in applied medicine there are no the systematized recommendations for the sports doctors and trainers on rehabilita-