УДК 37.037
А. М. Киптик1, Н. В. Зайцева2
1 Аспирант кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
2Доктор педагогических наук, доцент, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается проблема роли практики в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры. Отмечено, что особенностью профессиональной подготовки является актуализация теоретических знаний студентов (синтезируются педагогические знания с практической деятельностью); формирование ключевых профессионально-педагогических качеств; развитие педагогического мышления, творческой инициативы и активности студентов. Показана специфика поэтапного формирования у студентов целостного представления о профессиональной деятельности.
Ключевые слова: практика, профессиональная подготовка, теоретическое знание, физическая культура.
характеризуется многочисленными изменениями: совершенствуются интеграционные механизмы педагогического образования, обеспечивается модернизация высшей школы с учетом ее практико -ориентированной направленности, активно внедряются методы интенсификации учебного процесса. В результате становления новой парадигмы высшего педагогического образования существенное значение приобретают вопросы формирования целостной личности выпускника, компетентного в своей профессиональной сфере и в смежных дисциплинарных областях знаний.
Комментируя данное положение, важно заметить, что в условиях актуализации проблем, связанных с профессиональной подготовкой специалиста сферы физической культуры и спорта в системе непрерывного педагогического образования, необходимость удовлетворения конкретных требований к квалификации специалистов определяет интеграцию теоретических знаний и практического опыта; в частности, создание новых подходов к организации различных видов практик в педагогическом процессе высшего физкультурного образования: учебной («Зимний учебный сбор», «Летний учебный сбор», «По лыжному спорту»), производственной (включая «Преддипломную (по специализации)», «Педагогическую в оздоровительном лагере»).
Принимая во внимание тот факт, что практика в вузе является составной частью педагогического процесса и представляет собой организацию самостоятельной практической деятельности по решению учебно-методических, учебно-практических задач, правомерно утверждать, что содержание каждого вида практики определяется через систему теоретических, практических, методических знаний и умений студентов, формируемых на разных этапах ее организации.
Это положение отмечается в публикациях многих исследователей, в которых авторы рассматривают различные аспекты практики, организуемой в вузе. Вопросы практической подготовки педагога представлены в работах таких ученых, как О. А. Абдуллина, О. В. Акулова, Э. В. Балакирева, Е. П. Белозерцев, И. А. Бочкарева, В. И. Загвязинский, А. К. Маркова и др. Выявлению эффективных путей решения проблем педагогической практики студентов педагогических вузов посвящены диссертационные исследования И. И. Волощенко, О. А. Коник, С. В. Милициной, Н. В. Неводниченко А. Н. Саврасовой и др. Различные вопросы формирования профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики исследовались И. В. Серопегиной, В. П. Симоновым, Р. М. Шипиловым, А. В. Коковкиным, М. Г. Шубик,
Введение
Современный вектор развития системы
образования
© Киптик А. М., Зайцева Н. В., 2017
Ю. А. Янсон и др. Закономерности и принципы профессионального становления личности рассматривались Б. П. Ананьевым, Н. Ф. Добрыниным, В. Н. Мясищевым, С. Ю. Степановым, Ю. Н. Кулюткиным, Г. С. Сухобской, И. А. Колесниковой. В исследованиях Л. М. Куликовой непрерывная практика рассматривается как часть учебного процесса, как средство овладения студентами профессиональными умениями и навыками; как средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности [1].
Однако, несмотря на наличие вышеперечисленных работ, вопросы комплексно-методического обеспечения практик, определенных учебными планами специальностей, рационального сочетания активных форм и методов практического обучения не рассматривались исследователями как условия, обеспечивающие интенсификацию процесса профессиональной подготовки. В контексте изложенного правомерно отметить, что во взглядах ^ученых прослеживается отсутствие единого методологического обоснования профессионально-практической подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта.
Как показал анализ, данное обстоятельство обусловлено тем, что одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная интеграция результатов исследований различных наук при изучении данного явления, недостаточная научная разработанность, фрагментарность логического обоснования подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта в условиях практико-ориентированного обучения.
В этой связи важной представляется точка зрения Д. А. Садыхановой о том, что « ... целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться специалист, способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции» [2, 2].
Суть приведенного высказывания дает основание полагать, что ключевой задачей практико-ориентированного обучения должна стать направленность практической подготовки студентов в сфере высшего физкультурного образования к самостоятельности, конкурентоспособности, высокой мобильности и готовности творчески мыслить, активно принимать решения в нестандартных педагогических ситуациях в рамках профессиональной компетенции, на основе реализации совокупности специальных умений [1], [3].
Будет уместно выделить еще одно обстоятельство, которое подчеркивает несовпадение во взглядах ученых на проблему профессиональной подготовки студентов в сфере высшего физкультурного образования: анализ многообразных подходов к смысловому значению понятия «профессиональная подготовка» показал, что на сегодняшний день в научной литературе пока нет его однозначного определения. Поэтому исследователи вкладывают в него разный смысл. Но в целом можно отметить: « . понятие «профессиональная подготовка» в современной науке связывается с профессиональным обучением и отражает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной профессиональной деятельности» [4, 223].
Развивая данное положение, мы предлагаем рабочее определение понятия «профессиональная подготовка студентов в сфере высшего физкультурного образования» рассматривать в триаде: как целостную педагогическую систему, как результат профессионально-педагогического образования, как интегральный критерий профессиональной обученности. Именно такой подход, по нашему убеждению, диктует необходимость лорнировать практику в профессиональной подготовке студентов,
с одной стороны, как активное практико-ориентированное обучение, обеспечивающее подготовку
специалиста к самостоятельной деятельности (в рамках избранной специальности); с другой стороны, как актуализацию педагогических знаний в рамках деятельности, результатом которых выступает
самореализация личности в образовательном пространстве.
Представляется, что изложенного более чем достаточно, чтобы прийти к выводу о том, что проблема практической подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта на сегодняшний день является весьма актуальной.
Цель статьи - выявить особенности практической подготовки студентов факультета физической культуры в системе высшего педагогического образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ состояния исследуемого вопроса позволяет констатировать, что практика (учебная, производственная) в вузе выполняет системообразующую роль в профессиональной подготовке; имеет поэтапный и интегрированный характер; создает оптимальные условия для
понимания студентами сущности и значения собственно-педагогической деятельности; активизирует самостоятельную познавательную деятельность посредством включения студентов в проектирование собственной учебно-методической деятельности. Отдельно хотелось бы отметить, что действенным фактором в подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта практика становится в том случае, если она через собственное содержание помогает студенту углубить и закрепить в практической деятельности полученные в вузе теоретические знания. В этом случае процесс организации всех видов практик, определенных учебными планами специальностей, приобретает характер педагогической системы, имеет комплексный характер и включает несколько этапов. В связи с этим логичным и оправданным в методическом отношении является выделение следующих этапов организации практик: пропедевтического (подготовительного), основного и заключительного.
Пропедевтический (подготовительный) этап - учебная практика студентов 1-2 курсов. Целью данного этапа практики является формирование у студентов общепедагогической направленности получаемого высшего физкультурного образования. Руководящая деятельность педагога на этом этапе носит информационно-направляющий характер, а деятельность студентов -познавательно-ориентированный. Реализация содержательного компонента практики предполагает: актуализацию знаний, полученных студентами при изучении комплекса психолого-педагогических, спортивно-педагогических дисциплин учебного плана; овладение первоначальными формами педагогической деятельности; формирование совокупности мотивов, ориентирующих практикантов на предстоящую профессиональную деятельность; диагностику сформированности учебных умений, навыков; выявление специфики педагогического процесса в условиях практики.
Интерактивными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими задачам этого этапа, будут являться: традиционные (репродуктивные) технологии; коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения; игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных и других играх; технологии учебно-исследовательской деятельности. На этом этапе практика выполняет адаптационную, обучающую, диагностическую функции. Во время прохождения практики студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу профессиональной деятельности.
Основной этап - производственная практика студентов 3 курса. Целью основного этапа практики является формирование у студентов общепедагогических, профессиональных (специальных) умений и навыков. Руководящая деятельность педагога носит информационно -направляющий характер, а деятельность студентов - познавательно-ориентированный. Специфической особенностью этапа является то, что в ходе его прохождения студент-практикант непосредственно включается в профессионально-педагогическую деятельность. Содержание деятельности студентов определяется задачей формирования мотивационно-ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности, осознания необходимости самообразования и самоподготовки к практической работе, которая включает: самостоятельное проведение учебных, учебно-тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий, ознакомление с методикой судейства соревнований по видам спорта, разработку документов планирования учебной работы, написание конспектов мероприятий, оформление протоколов соревнований. Кроме того, практиканты овладевают умениями и навыками рефлексирования и самооценки, методами и формами контроля и самоконтроля собственно-практической деятельности; в процессе практики происходит проверка теоретической и практической подготовленности студентов к самостоятельной работе. В ходе прохождения практики у студентов формируются система методического инструментария, необходимого для усвоения профессиональных знаний; потребность в активном отношении к практическому обучению; творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности.
Интерактивными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими задачам этого этапа, будут являться: технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.); технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала; личностно-ориентированные технологии; технологии учебно-исследовательской деятельности; технологии контекстного профессионального образования (ведущая цель - формирование целостной модели будущей профессиональной деятельности студента); поисково-исследовательская технология обучения (ведущая цель - построить учебное познание как систему задач); технология учебного
проектирования (ведущая цель - решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки) [5].
На этом этапе содержание практики выражается в реализации следующих функций: коммуникативно-обучающей (умение владеть технологией педагогического общения, речевым этикетом, профессиональной лексикой); конструктивно-планирующей (умение прогнозировать и планировать предстоящую деятельность); исследовательской (умение осуществлять научно-исследовательскую и методическую деятельность); социально-педагогической (умение продуцировать модель социального взаимодействия, рефлексировать результаты своей педагогической деятельности); деятельностной (умение выполнять дидактико-методическую работу, осваивать разнообразные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения).
Заключительный этап (4 курс) - формирование собственно-педагогических умений и навыков. Центральным моментом данного этапа является проведение уроков по предмету, но в период прохождения практики студент должен выполнить, кроме учебно-методической работы, также организационную, воспитательную и, конечно же, научно-исследовательскую работу. Поэтому целью практики заключительного этапа является формирование у студентов-практикантов специфических профессионально-педагогических умений и навыков (с учетом будущей специальности и специализации). Руководящая деятельность педагога студентами в это период практики носит вспомогательно-консультативный характер, а деятельность студента -активно-творческий. Содержанием этого этапа практики являются: активное включение студента в педагогический процесс образовательных учреждений; формирование системы основных умений и навыков по созданию учебно-методического сопровождения учебных, учебно-тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий; овладение методами и формами контроля и самоконтроля, оценки учебного процесса, его эффективности; умениями и навыками рефлексирования и самооценки учебной работы.
В ходе прохождения студентами данного этапа практики выстраивается индивидуальный алгоритм педагогической деятельности студента-практиканта с учетом личностных способностей и интересов; формируется устойчивая интегральная совокупность общепедагогических и специальных (профессиональных) знаний, умений, навыков, обусловливающих эффективное осуществление профессиональной деятельности; начинает складываться стиль собственно-педагогической деятельности, происходит актуализация приобретенных в вузе знаний, умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Интерактивными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими задачам этого этапа, будут являться: личностно-ориентированные технологии (ведущая цель -формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать собственно педагогическую деятельность); развивающие технологии (ведущая цель - подготовка специалиста, способного проблемно мыслить, видеть и формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения); деятельностные технологии (ведущая цель - подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи); информационно-развивающие технологии (ведущая цель - подготовка эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации) [5].
На этом этапе содержание практики выражается в реализации таких функцш, как: аксиологическая (умение оценивать явления педагогической действительности с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.); ориентационно-прогностическая (умение определять направление педагогической деятельности на конкретные цели и задачи, прогнозировать её результаты); коммуникативно-стимулирующая (умение устанавливать и поддерживать с участниками педагогического процесса доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности); аналитико-оценочная (умение анализировать собственно-педагогическую деятельность, сравнивать достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставлять свою работу с опытом других студентов-практикантов); информационно-диагностическая (умение самостоятельно работать с информационными ресурсами, критически оценивать информацию); когнитивная (умение повышать свой образовательный уровень, самостоятельно приобретать новые знания и умения); исследовательско-творческая (умение анализировать, систематизировать,
сравнивать и объяснять, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения).
Как показало исследование, в рамках обозначенных этапов прохождения практики студентам предоставляется возможность моделировать собственную педагогическую деятельность, что способствует развитию познавательного интереса, активности, возникновению желания самореализоваться в выбранной профессии.
С целью эффективной организации практики в структуре каждого из обозначенных этапов выделены дидактические единицы, различаемые по календарным срокам и содержанию деятельности практикантов (учебно-методическая; учебно-практическая работа), которые имеют специфическую характеристику, находятся в определенной логической последовательности и определяют конкретные задачи прохождения каждого этапа практики.
В связи со сказанным правомерно подчеркнуть, что практическая подготовка предусматривает выполнение студентом-практикантом не только определенной системы заданий, предусмотренных программой практик. Студенту приходится вступать в межличностные отношения с сокурсниками, педагогическим коллективом образовательных учреждений, родителями. В результате конструирования межличностных отношений развиваются необходимые педагогические способности, профессионально значимые качества личности; укрепляется профессиональная направленность; совершенствуются личностно-этические качества, приобретается педагогический опыт. Бесспорно также и то, что определенные свойства личности студента обусловлены социальными функциями высшего образования и содержанием процессов, происходящих в высшей школе (учебная, научно-исследовательская, воспитательная работа, социально-бытовые условия, межличностные отношения).
В этом случае мы разделяем теоретическую позицию В. В. Давыдова в отношении того, что «Изначальным и подлинным субъектом всех форм деятельности (особенно предметно -практической) выступает коллективный субъект; лишь включаясь во все многообразие коллективных форм деятельности, индивид приобретает форму носителя сознательной регуляции своей индивидуальной деятельности» [6, 404].
Отмеченное диктует, что основным содержанием собственно-педагогической деятельности в условиях практики должно стать: формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности; закрепление и совершенствование психолого-педагогических и методических знаний, комплексное их использование при организации педагогического процесса; овладение умениями и навыками проектирования и эффективной организации учебных, учебно-тренировочных занятий, внеклассной работы в учреждениях
Таким образом, проведенное исследование позволило установить:
практико-ориентированная направленность подготовки специалиста сферы физической культуры и спорта включает несколько этапов и в большей степени связана с организацией и проведением разного вида практик (учебной, производственной). В процессе прохождения каждого вида практики происходит поэтапное освоение образовательных программ по специальности, обеспечивающих формирование академических, социально-личностных, профессиональных компетенций, необходимых для подготовки выпускников к самостоятельному осуществлению собственно-педагогической деятельности;
основными компонентами практической подготовки студентов к собственно педагогической деятельности являются: интеграция методологической, теоретической, методической и практической составляющей профессиональной подготовки. Формирование специфических профессионально-педагогических умений и навыков (с учетом будущей специальности и специализации), как показало исследование, наиболее эффективно происходит в процессе непосредственной предметно-практической деятельности. Поэтому практика рассматривается нами как неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного процесса высшего физкультурного образования;
содержательная взаимосвязь всех видов практик обусловлена комплексом педагогических условий, позволяющим максимально использовать возможности практического обучения в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры: непрерывность целостного образовательного процесса, в котором практико-ориентированное обучение выступает
как одно из приоритетных направлений профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста сферы физической культуры и спорта; рациональное сочетание активных и интерактивных форм и методов практического обучения, обеспечивающих интенсификацию профессиональной подготовки специалиста сферы физической культуры и спорта; обеспечение интеграции межпредметных связей (общетеоретических, психо лого-педагогических, медико-биологических дисциплин, теории и методики физического воспитания), в практической подготовке студентов в сфере высшего физкультурного образования.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Куликова, Л. М. Модернизация содержания и организации педагогической практики в физкультурном вузе : монография / Л. М. Куликова. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. - 295 с.
2. Садыханова, Д. А. Функциональная модель эффективного практико-ориентированного обучения в высшем учебном заведении / Д. А. Садыханова, М. Ж. Арзаева // Модернизация образовательных программ: аккредитация и гарантия качества подготовки кадров : материалы 46-й научно-методической конференции, 14-15 января 2016 года. - Книга 4. - Алматы : Казах. университет. - С. 22.
3. Методические аспекты профессионально-педагогической подготовленности студентов факультета физического воспитания и организации учебной практики / Е. В. Данкеева [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5 (47). - Часть 4. - С. 33-35.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 223.
5. Неудахина, Н. А. Современные образовательные технологии: модульный курс : учеб. пособие / Н. А. Неудахина, Т. С. Федорова. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2009.
6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
В. В. Дав1
У
k, N. V.
Поступила в редакцию 13.09.17
A. M. Kiptik, N. V. Zaitseva PRACTICE IN THE TRAINING OF STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE
The article focuses on the role of practice in professional training of students of faculty of physical culture. It is noted that the feature of training is to actualize the theoretical knowledge of students (synthesized pedagogical knowledge with practical activities); the formation of key professional and pedagogical qualities, the development of pedagogical thinking, creative initiative and activity of students. The specifics of the gradual formation of the students a holistic view of professional activity; mastering psycho-pedagogical and methodological skills of organization of teaching process in their chosen specialty.
Keywords: practice, professional training, theoretical knowledge, physical culture.