Научная статья на тему 'Организационно-методические аспекты компетентностного подхода в подготовке студентов вузов физической культуры к педагогической практике в школе'

Организационно-методические аспекты компетентностного подхода в подготовке студентов вузов физической культуры к педагогической практике в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL PRACTICE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Любовь Васильевна, Прохорова Инна Владимировна

В статье рассматривается подготовка студентов к педагогической практике в школе с позиций компетентностного подхода. Представлены результаты исследований по разработке и обоснованию методики формирования педагогических умений, лежащих в основе профессиональной компетентности учителя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Любовь Васильевна, Прохорова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodical aspects of competence approach to physical education universities students` preparation for pedagogical practice at school

The article deals with preparing the students for teaching practice in schools from the position of competence approach. The results of studies on the development and justification of the methodology of pedagogical skills forming that underlie the professional competence of teachers of physical culture have been presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические аспекты компетентностного подхода в подготовке студентов вузов физической культуры к педагогической практике в школе»

/ под. ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2001. - 212 с.

4. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защите личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2009. - 136 с.

5. Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - 1995. - № 1. - С. 45-52.

6. Maslach, С. Bumout : a Social Psychological Analisis // The Bumout Syndrome : Current Rearch, Theory, Interventijns / Ed. J. W. Jones. - London, 1982. - P. 30-53.

Контактная информация: isajeva@yandex.ru УДК 796:338.28; 796.078

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ

Любовь Васильевна Калинина, доцент,

Инна Владимировна Прохорова, кандидат педагогических наук, доцент

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье рассматривается подготовка студентов к педагогической практике в школе с позиций компетентностного подхода. Представлены результаты исследований по разработке и обоснованию методики формирования педагогических умений, лежащих в основе профессиональной компетентности учителя физической культуры.

Ключевые слова: физическая культура, профессиональная подготовка, педагогическая практика, компетентность.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF COMPETENCE APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES STUDENTS' PREPARATION FOR PEDAGOGICAL PRACTICE AT SCHOOL

Lyubov Vasilyevna Kalinina, the senior lecturer,

Inna Vladimirovna Prokhorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The article deals with preparing the students for teaching practice in schools from the position of competence approach. The results of studies on the development and justification of the methodology of pedagogical skills forming that underlie the professional competence of teachers of physical culture have been presented.

Keywords: physical education, professional training, pedagogical practice, competence.

ВВЕДЕНИЕ

Происходящая в стране модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта направлена на формирование компетентности будущего специалиста, способного самостоятельно и эффективно осуществлять все виды профессионально-педагогической деятельности. При этом компетентностный подход (КП) является одним из ключевых направлений модернизации отечественного образования [1, 4, 6]. В этой связи учебный процесс в вузе следует ориентировать не только на получение необходимых знаний, но и на формирование у студентов совокупности компетенций, заложенных в Госстандарте нового поколения.

Компетентностный опыт приобретается в реальной деятельности при решении реальных проблем при реализации оздоровительного потенциала физической культуры [5, 7]. Свой первый практической опыт студенты получают в процессе педагогической практики. Именно практика является показателем степени усвоения теоретических знаний студентами в период обучения и трансформации их в практическую деятельность, проявляясь в навыках и умениях [2].

Однако, для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста двух практик общим объемом 12 недель, предусмотренных ГОС ВПО по направлению «Физическая культура», явно недостаточно. Таким образом, не устранены существенные противоречия между предъявляемыми требованиями к практическим умениям и профессиональным качествам будущего специалиста, в частности учителя физической культуры, и уровнем компетентности студентов в области школьного физического воспитания. Что является результатом недостаточно разработанных технологий использования компетентностного подхода в обучении студентов физкультурных вузов. Разрешение противоречий, на наш взгляд, находится в плоскости научной разработки и обоснования методики формирования педагогических умений, лежащих в основе компетентности учителя физической культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспериментальные исследования по формированию профессиональной компетентности у студентов физкультурных вузов проводились нами с 2004 по 2009 г. Мы предположили, что повысить эффективность формирования профессиональной компетентности у студентов возможно на специализированном этапе подготовки студентов к прохождению практики в рамках дисциплины «Методика физической культуры (ФК) в школе». Для этого необходимо:

- уточнить комплекс частных педагогических умений, составляющих основу профессиональной компетентности учителя физической культуры;

- определить степень сформированности умений, обеспечивающих готовность студентов к получению практического опыта в период практики и соответствие подготовленности студентов к решению профессиональных задач в предстоящей педагогической деятельности;

- систему практических занятий дополнить занятиями методической направленности с учетом программных требований педагогической практики студентов в общеобразовательной школе;

- организовать процесс подготовки студентов к прохождению практики в школе на основе использования средств и методов обучения, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;

- обеспечить рост мотивации, развитие когнитивных способностей и совершенствование педагогических умений, лежащих в основе профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в процессе целенаправленной подготовки к прохождению практики.

Подготовленность студентов к практике в общеобразовательной школе определялась по трем компонентам: мотивационному, гностическому, и практическому.

Результаты проведенного исследования по изучению мотивации обучения в вузе студентов третьего курса академии подтвердили мнение специалистов о том, что прагматические мотивы превалируют при поступлении в высшие учебные заведения, а большинство студентов, поступающих в вузы физической культуры, не стремится работать по специальности (табл. 1).

Для определения качества теоретической подготовленности было проведено тестирование знаний по разделу школьного физического воспитания у студентов экспериментальной группы (п=92). Выбор тематики обусловлен содержанием занятий по «Методике ФК в школе», позволяющим внести корректирующие дополнения в учебно-воспитательный процесс с учетом подготовленности студентов. Эти же знания легли в основу формирования проектировочных, гностических и конструктивных умений. Полученные результаты показали недостаточный уровень теоретической подготовленности примерно у половины студентов (53,3%) и отсутствие необходимых знаний у 29% испытуемых. Итоги тестирования подтвердили полученные ранее выводы о слабо выраженных мотивах учебной деятельности, повлиявших на прочность усвоения знаний студентами на этапе проведения констатирующего эксперимента.

Таблица 1

Результаты изучения мотивации обучения студентов в вузе ______________до начала эксперимента (п=92)__________________________

Мотивы М±т Р Количество опрошенных

Получение диплома 8,09±0,28 <0,01 53%

Приобретение знаний 7,21±0,28 38%

Овладение профессией 4,12±0,28 9%

Изучение требований государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристики специалиста по физической культуре, собственные педагогические наблюдения и результаты экспертной оценки учителей базовых школ позволили нам уточнить комплекс частных педагогических умений, состоящий из 5 групп и 65 показателей, составляющих основу профессиональной компетентности учителя физической культуры [3]. В ходе исследований была разработана шкала балльной оценки сформированности умений у студентов. Установлен допустимый уровень, необходимый студентам перед выходом на педагогическую практику с оценкой не менее 130 баллов (репродуктивный) и минимально достаточный по ее окончании - (адаптивный) в сумме от 195 баллов (табл. 2).

Таблица 2

Шкала оценки уровня сформированности педагогических умений

Уровни. сформированности умений Оценка. одного умения Оценка группы умений Суммарная оценка всех умений

Нулевой (отсутствие умений) 0 до 12 баллов до 65 баллов

Ознакомительный 1 13-25 баллов 65 -129 баллов

Репродуктивный 2 26-38 баллов 130-194 балла

Адаптивный 3 39-51 балл 195-259 баллов

Продуктивный 4 52-64 балла 260-324 балла

Продуктивно-творческий 5 65 баллов 325 баллов

В результате констатирующего эксперимента установлено, недостаточный уровень профессионально-педагогических умений отмечен у 30% студентов, минимально допустимый у 35%, и столько же студентов имели адаптивный (27%) и продуктивный (8%) уровень сформированности необходимых умений. Наибольший уровень сформированности умений отмечен в группе коммуникативных умений 39,42±2,02, а наименьший - в группе гностических умений 30,84±1,36 при Р < 0,05. Уровень развития конструктивных умений составил 35,89±1,89, организаторских 34,11±1,77 и проектировочных умений 32,99±1,55, что соответствует минимально допустимому уровню сформированности педагогических умений.

Одновременно были проведены исследования, направленные на оценку двигательных способностей студентов. Экспертной оценке подвергались двигательные навыки из базовых видов спорта, составляющих основу школьной программы по физической культуре в период прохождения практики, к которым относятся игровые виды спорта (баскетбол и волейбол). В результате исследований было установлено, что степень владения базовыми навыками у студентов 3 курса соответствовала в среднем 3,82 балла, что свидетельствовало о необходимости повышения данного показателя перед выходом на практику в школу. Мы предполагали, что резервы повышения двигательной подготовленности будущих практикантов лежат в области усиления занятий практического блока дисциплины «Методика ФК в школе» тренировочной направленностью.

В дальнейшем была разработана и внедрена в учебный процесс программа специальной дисциплины «Методика ФК в школе» с добавлением экспериментального методического блока «Программно-методические основы педагогической практики в школе». Цель введения этого блока состояла в подготовке студентов к прохождению практики на фоне формирования целостного представления о деятельности учителя

физической культуры. Основу практического раздела составила учебная практика в проведении школьных уроков физической культуры. (Табл.3).

Таблица 3

Характеристика экспериментального методического блока

«Прог раммно-методические основы педагогической практики в школе»

Содержание - Общие сведения об организации педагогической практики в школе. - Особенности постановки процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. - Методика проведения аналитической работы на уроках ФК. - Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. - Профессионально-педагогическая деятельность учителя ФК. - Техника безопасности на занятиях по физической культуре. - Технология разработки и оформления отчетной документации по педагогической практике в школе.

Реализуемые требования КП - интеграция теоретической, методической и практической подготовки студентов; - совмещение учебной и реальной профессиональной среды; - использование инновационных форм организации занятий, активных методов обучения и технологий сотрудничества в достижении поставленных целей; - побуждение студентов к самосовершенствованию через осмысление накопленного опыта и сопоставление собственного уровня подготовленности.

Методы - методы проблемного обучения и погружения в практическую деятельность; - интерактивные методы, обеспечивающие обратную связь с обучающимися; - информационные технологии.

Средства - педагогические учебные ситуации; - творческие задания; - ролевые игры.

Особенность проведения занятий заключалась в использовании информационных технологий, при помощи которых воссоздавались образцы педагогической деятельности, мотивирующие студентов на будущую профессию.

В результате экспериментальной апробации разработанной методики формирования профессиональной компетентности у студентов вузов физической культуры, были получены следующие данные. Положительная динамика в теоретической подготовленности в ходе эксперимента отмечена у 56 студентов экспериментальной группы (60,9%). При сравнении результатов тестирования достоверность изменений была доказана при помощи критерия знаков при 1% уровне значимости (Z факт. (61) больше Z табл. (39) при n = 56).

Анализ полученных данных самооценки студентов за время эксперимента, позволил установить, что суммарные показатели сформированности профессиональнопедагогических умений в баллах во всех группах умений возросли, а полученная разница статистически достоверна при 1% уровне значимости. В результате средние показатели сформированности организаторских, гностических, проектировочных и конструктивных умений у студентов еще до выхода на практику достигли адаптивного уровня. Экспертное оценивание, проведенное на первой неделе практики, подтвердило достаточный уровень сформированности необходимых умений у большинства практикантов и адекватность их самооценки.

Анализ мотивации учебной деятельности студентов показал положительную динамику в формировании профессиональных мотивов. Не утративший своей актуальности мотив «получения диплома» (5,64±0,23), уступил свои позиции мотиву «стать высококвалифицированным специалистом» (6,29±0,17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, организованный на основе компетентностного подхода процесс

подготовки студентов к педагогической практике в школе положительно повлиял на развитие когнитивных способностей и совершенствование педагогических умений у студентов. Это позволило обеспечить оптимальную готовность студентов к прохождению педагогической практики, сократить период их адаптации к самостоятельной деятельности, интенсифицировать процесс прохождения практики и сформировать устойчивые профессиональные мотивы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? : теоретико-методологический аспект // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20 - 26.

2. Куликова, Л.М. Модернизация содержания и организации педагогической практики в физкультурном вузе / Л.М. Куликова. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 268 с.

3. Квалификационная характеристика выпускника системы высшего профессионального образования / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Корнилов, В.А. Сургу-чев, Л.Н. Ильина // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - № 1 (2). - С. 2 - 14.

4. Фазлеев, Н.Ш. Проектирование и реализация компетентно ориентированного подхода в профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 7. - С. 40 - 44.

5. Jagusz, M. Nauczyciel jako wzorzec zachowan prozdrowotnych / М. Jagusz, D. Nawarecki // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, Sectio D Medicina. - Lublin, 2005. - Vol. LX, Suppl. XVI, N 2. - S. 212-218.

6. Kostiuczenko, W. О перспективе подготовки физкультурных кадров в России в контексте болонского процесса / W. Kostiuczenko, D. Nawarecki // Zeszyty Naukowe seria : Wychowanie Fizyczne i Fizjoterapia, z. 6. - Opole : Politechniki Opolska, 2005.- S. 63-74.

7. Level of motor competence in population of children and youth / Szepelawy M., Nawarecki D., Wojnar J.. Szepelawy, M., Nawarecki D., Wojnar J. // Awareness of students from selected secondary schools in the domain of health care. Movement and health 4th. International Conference, Olomouc, 23-25.11.2005. - Olomouc, 2005. - S. 178.

Контактная информация: lvkalinina@yandex.ru

УДК 796.07

СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА

Инна Владимировна Кивихарью, старший преподаватель, соискатель,

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор,

Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье раскрываются средства повышения профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, декоративно-прикладное искусство, народно-характерный танец, средства основной гимнастики, профессионально-прикладная физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.