Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / САМООЦЕНКА / КРИТЕРИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ческидова Ирина Борисовна

В статье рассмотрены возможности подготовки студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Оценка результатов художественно-творческой деятельности детей является важной составляющей работы педагога. В статье проанализированы взгляды на данную проблему ведущих современных российских педагогов и психологов. При оценке уровня художественного развития ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности, склонности и потенциал. В начальной школе при оценке достижения планируемых результатов рекомендуется давать и оценивать итоговое задание по предмету. Также немаловажным является формирование у младших школьников действий оценки и самооценки. Особенности оценивания учебных и творческих работ детей создают необходимость подготовки студентов в данном направлении. В статье приведены результаты анкетирования студентов выпускного курса, работающих в начальной школе, выявлены сложности в работе начинающего педагога. Отмечена необходимость формирования навыков оценки результатов художественно-творческой деятельности обучающихся. Формированию навыков оценки и самооценки работ способствует разработка студентами критериев оценки работ, среди которых качество, оригинальность, возможность использования в работе с детьми. Показ фрагмента урока на практическом занятии с последующим самоанализом и самооценкой способствует формированию данных навыков. Проведение выставок, просмотров работ с последующим анализом и обсуждением дает возможность студенту получить навыки оценивания результатов художественно-творческой деятельности. Просмотр презентаций и видеороликов на практических занятиях формирует навык оценивания визуальной информации. Используя полученный опыт на практике, будущий педагог сможет осуществлять и корректировать деятельность учителя и обучающихся. Приобретение студентами педагогического вуза опыта работы в данном направлении будет способствовать их успешной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ческидова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS FOR EVALUATING THE RESULTS OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS FROM STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article considers the possibilities of preparing students of a pedagogical university for future professional activity. Evaluation of the results of artistic and creative activity of children is an important component of the teacher's work. The article analyzes the views of leading modern Russian teachers and psychologists on this problem. When assessing the level of artistic development of a child, it is necessary to take into account his individual characteristics, inclinations and potential. In primary school, when evaluating the achievement of planned results, it is recommended to give and evaluate the final task on the subject. Also important is the formation of assessment and self-assessment actions in younger schoolchildren. The peculiarities of evaluating educational and creative works of children create the need to prepare students in this direction. The article presents the results of a survey of graduate students working in elementary school, the difficulties in the work of a novice teacher are revealed. The need for the formation of skills for evaluating the results of artistic and creative activity of students is noted. The development of work evaluation criteria by students, including quality, originality, and the possibility of use in working with children, contributes to the formation of skills for evaluating and self-evaluating works. Showing a fragment of a lesson in a practical lesson with subsequent introspection and self-assessment contributes to the formation of these skills. Holding exhibitions, viewing works with subsequent analysis and discussion gives the student the opportunity to gain skills in evaluating the results of artistic and creative activity. Watching presentations and videos in practical classes forms the skill of evaluating visual information. Using the experience gained in practice, the future teacher will be able to implement and adjust the activities of the teacher and students. The acquisition of work experience in this direction by students of a pedagogical university will contribute to their successful professional activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

В стране существует обязательное бесплатное девятилетнее школьное образование. Академический период продолжается с сентября по июль. Система оценок в КНР состоит из бальной системы.

Самым важным экзаменом школьников старшей школы является «гаокао» который проверяет знания китайского, математики, иностранного языка и некоторых других факультативных предметов. По их результатам они будут приняты высшие учебные заведения. Можно сделать вывод, что повышенное внимание в развитии системы школьного образования КНР способствует развитию человеческого капитала в стране. В результате, школьное образование КНР является мировым лидером.

Литература:

1. Гуйжэнь, Ю. Столетний план. Образование прежде всего: обзор реформы и развития образования после XVI Всекитайского съезда партии / Ю. Гуйжэнь // Народное издательство. - 2012. - 11 с.

2. ОЭСР: сайт. - 2021. - URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20Insights%20and%20Interpretations%20FINAL%20PDF.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

3. Хесслер, П. Как Китай контролировал коронавирус. Преподавание и обучение в провинции Сычуань во время пандемии / П. Хесслер // The New Yorker: сайт: [сайт], 2020. - URL: https://www.newyorker.com/magazine/2020/08/17/how-china-controller-the Coronavirus (дата обращения: 10.12.2021).

4. Китайская Народная Республика. Законы. Об обязательном образовании Китайской Народной Республики [принят Постоянным комитетом 12-го созыва ВСНП 27 дек. 2015 г.]. - КНР, 2015. - 103 с.

5. Министерство образования КНР. - 2021. - URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/201807/t20180719_343508.html (дата обращения: 10.12.2021).

6. Гурулева, Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития / Т.Л. Гурулева // Высшее образование в России. - 2017. - № 7 (214). - С. 152-164.

7. Основные тенденции развития системы педагогического образования в китайской народной республике на современном этапе / А. Лубков, 0. Морозова, Ч. Чжан, А. Юдин // Наука и школа. - 2021. - № 4. - С. 43-56.

8. Кузнецова, В.В. Сельское образование в Китае: курс на расширение возможностей / В.В Кузнецова, О.А. Машкина // Образовательная политика. - 2021. - №1(85). - С. 100-111.

9. Шаодун, Ш. Динамика и проблемы развития системы образования в КНР / Ш. Шаодун // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2021. - №1. - С. 161-174.

10. Пищерская, Е.Н. О переходе на дистанционное обучение в Китае в период пандемии коронавируса / Е.Н. Пищерская, Е.М. Рокицкая, В.П. Филиппова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30923 (дата обращения: 15.12.2021).

Педагогика

УДК 378.146

кандидат педагогических наук, доцент Ческидова Ирина Борисовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрены возможности подготовки студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Оценка результатов художественно-творческой деятельности детей является важной составляющей работы педагога. В статье проанализированы взгляды на данную проблему ведущих современных российских педагогов и психологов. При оценке уровня художественного развития ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности, склонности и потенциал. В начальной школе при оценке достижения планируемых результатов рекомендуется давать и оценивать итоговое задание по предмету. Также немаловажным является формирование у младших школьников действий оценки и самооценки. Особенности оценивания учебных и творческих работ детей создают необходимость подготовки студентов в данном направлении. В статье приведены результаты анкетирования студентов выпускного курса, работающих в начальной школе, выявлены сложности в работе начинающего педагога. Отмечена необходимость формирования навыков оценки результатов художественно-творческой деятельности обучающихся. Формированию навыков оценки и самооценки работ способствует разработка студентами критериев оценки работ, среди которых качество, оригинальность, возможность использования в работе с детьми. Показ фрагмента урока на практическом занятии с последующим самоанализом и самооценкой способствует формированию данных навыков. Проведение выставок, просмотров работ с последующим анализом и обсуждением дает возможность студенту получить навыки оценивания результатов художественно-творческой деятельности. Просмотр презентаций и видеороликов на практических занятиях формирует навык оценивания визуальной информации. Используя полученный опыт на практике, будущий педагог сможет осуществлять и корректировать деятельность учителя и обучающихся. Приобретение студентами педагогического вуза опыта работы в данном направлении будет способствовать их успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: оценка, самооценка, критерии, изобразительная деятельность, обучающиеся.

Annotation. The article considers the possibilities of preparing students of a pedagogical university for future professional activity. Evaluation of the results of artistic and creative activity of children is an important component of the teacher's work. The article analyzes the views of leading modern Russian teachers and psychologists on this problem. When assessing the level of artistic development of a child, it is necessary to take into account his individual characteristics, inclinations and potential. In primary school, when evaluating the achievement of planned results, it is recommended to give and evaluate the final task on the subject. Also important is the formation of assessment and self-assessment actions in younger schoolchildren. The peculiarities of evaluating educational and creative works of children create the need to prepare students in this direction. The article presents the results of a survey of graduate students working in elementary school, the difficulties in the work of a novice teacher are revealed. The need for the formation of skills for evaluating the results of artistic and creative activity of students is noted. The development of work evaluation criteria by students, including quality, originality, and the possibility of use in working with children, contributes to the formation of skills for evaluating and self-evaluating works. Showing a fragment of a lesson in a practical lesson with subsequent introspection and self-assessment contributes to the formation of these skills. Holding exhibitions, viewing works with subsequent analysis and discussion gives the student the opportunity to gain skills in evaluating the results of artistic and creative activity.

Watching présentations and videos in practical classes forms the skill of evaluating visual information. Using the experience gained in practice, the future teacher will be able to implement and adjust the activities of the teacher and students. The acquisition of work experience in this direction by students of a pedagogical university will contribute to their successful professional activity.

Key words: assessment, self-assessment, criteria, visual activity, students.

Введение. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по программе бакалавриата педагогического вуза у студента должны быть сформированы такие профессиональные компетенции, как способность корректировать трудности в обучении, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с участниками образовательных отношений [1].

В разработанной под редакцией Б.М. Неменского программе «Изобразительное искусство» для 1-4 классов говорится о необходимости обсуждения детских работ, организации выставок, что способствует получению навыков разработки определенных критериев, формированию коммуникативных навыков обучающихся. Подготовка студентов должна осуществляться и в данной области, в процессе изучения дисциплины «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» где ставятся, в том числе, задачи формирования навыков оценки своих и чужих работ, оценки работ обучающихся начальных классов.

Изложение основного материала статьи. Проблема оценки уровня художественного развития детей обсуждается педагогами на протяжении нескольких последних десятилетий. Одним из первых, кто предложил оценивать «ремесленное мастерство», был И.П. Волков, выделивший четырнадцать критериев оценки работ, выполненных детьми. К этим критериям И.П. Волков относит: компоновку в листе, построение, тон, цвет, мазок, гармоничное сочетание красок, штрих, светотень, перспективу, анатомию и пропорции человека, правила составления композиции, технологию наложения красок. Таковы тринадцать пунктов, соблюдение которых позволяет выполнить грамотную композицию. При этом педагог добавляет еще один, четырнадцатый критерий - образность выполненной работы.

Немаловажным является то, что по этим критериям собственные работы и работы товарищей могли оценивать сами дети. «... Для ученика, тем более, начинающего, общей оценки мало - ему нужен оценочный анализ отдельных компонентов рисунка». «Ученик кладет перед собой перечень 14 правил и свою композицию. Анализируя, он оценивает ее по каждому пункту по 10-балльной системе.. наибольший эффект дает случай, когда несколько учеников студии оценивают работу своего товарища. Такой вариант не только обеспечивает высокую точность оценки, но и приучает (причем очень быстро) определять уровень и своей работы» [2, С. 21].

А.А. Мелик-Пашаев, обращаясь к проблеме оценки уровня художественного развития ребенка, считает, что основными принципами оценивания работ детей являются: качественный подход («не измерение, а «понимающая» экспертиза); «не уровень актуальных достижений ребенка, а потенциал и вектор его развития». С точки зрения А.А. Мелик-Пашаева, «потенциал ребенка определяется не тем, что он сегодня может и чего не может делать в искусстве, а тем, обладает ли он таким отношением к жизни, которое роднит его с художниками», направленность ребенка на «преобразование впечатлений жизни в художественные образы и постижение художественного образа» [3, С. 4]. Это не подлежит измерению, здесь нужен профессионализм педагога и учет индивидуальности ребенка.

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования «оценка результатов художественной деятельности каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех лет обучения».. «использование накопленной оценки позволяет отразить динамику индивидуальных достижений учащихся» [6, С. 193]. Итоговая оценка образовательных достижений четко привязывается к планируемым результатам и складывается из оценки работы во время учебного процесса и оценки выполнения итоговой работы.

Итоговая работа по изобразительному искусству в 4 классе оценивается «в соответствии с критериями оценки художественно-творческой работы: адекватность выбранного художественного материала, оригинальность замысла, эмоциональность, использование средств художественной выразительности для создания образа» [6, С. 234]. При выполнении итоговой работы (предлагаемые темы - «Где бы я хотел побывать», «Моя семья», «Труд народов нашей страны» и т.д.) делается акцент на приоритет сформированности основ художественной культуры, умения воспринимать, анализировать, оценивать произведения искусства над оценкой практических умений и навыков.

Спецификой предмета «Изобразительное искусство» обусловлено разнообразие форм выполнения заданий, свобода выбора материалов и средств художественной выразительности, при этом особую сложность представляет оценивание работ, связанных с передачей собственного эмоционально-образного отношения ребенка к событиям и явлениям окружающего мира.

При этом проблемы оценки детского рисунка возникают в любом случае - и выбор материала, и прочие критерии могут быть предметом спора при оценке работы ребенка. Важен высокий профессионализм педагога, который должен иметь возможность дифференцировать оценку (придумал хорошо, нарисовал с ошибками), важен индивидуальный подход (например, знание и понимание цветовых предпочтений или предпочтений в выборе материала и темы) к каждому ребенку. Необходимы критерии оценки работ в соответствии с планируемыми достижениями и уровнем класса, в соответствии с видением учителем конкретного результата обучения (академическая или творческая направленность) и т.д.

При оценке итоговой работы в основной школе в первую очередь учитываются: адекватность выбранного художественного материала, оригинальность замысла и выразительность его воплощения; ценностное отношение к миру; передача настроения, эмоционального состояния при помощи средств художественной выразительности (цвет, линия, форма); оптимальный выбор формата листа и его заполнение в соответствии с правилами композиции; соблюдение законов перспективы; соблюдение пропорций объектов; передача объема предметов на плоскости или в пространстве; использование ритма для воплощения замысла; обобщение образов, выявление главного; выбор необходимых для данной темы персонажей; передача движения (ходьба, бег, ветер) [3, С. 73-76].

Большое внимание в процессе проведения занятий по изобразительному искусству в школе уделяется формированию действий оценки и самооценки. Дети учатся анализировать свои и чужие работы, сравнивать свои работы с работами одноклассников, высказывать и аргументировать свою точку зрения, приходят к пониманию своих возможностей и предпочтений в художественно-творческой деятельности, учатся (с помощью педагога) ставить перед собой цель и искать пути ее достижения.

С точки зрения А.В. Миронова [5, С. 127], на уроке оценку определяют учитель и ученик вместе, соотнося то, что было запланировано с тем, что получилось. На уроках изобразительного искусства возможно проведение просмотров работ и совместное выявление наиболее удачных рисунков. Выставки и просмотры дают возможность детям сравнивать уровень выполнения, оригинальность и техническое мастерство, временные выставки (1-2 недели) дают возможность ученикам (школы, параллели, класса) постоянно возвращаться к собственным и чужим работам, сравнивать, анализировать и находить что-то новое.

Развитию умения самооценки у учащихся может способствовать постоянный диалог на каждом занятии «Что нужно сделать? Удалось ли сделать? Все правильно или есть недочеты? Сделал сам или с чьей-то помощью? Как мы отличаем 3-4-5? Какую поставишь себе отметку?» [4, С. 130]. На каждом этапе урока необходимо обращаться к положительным фрагментам работ учащихся, использовать приемы сравнения, «приближения-отодвигания» рисунков. Подводя итоги урока, например рисования с натуры портрета одноклассника, привлекать к оцениванию работ самого натурщика. В процессе совместного обсуждения выполненных работ учитель, приводя свои аргументы, может добавлять или убавлять баллы, предложенные детьми (например, нарисован герой мультфильма, который нравится детям, но решение работы при этом стандартное, нет выразительного образа героя), при этом ребенок должен четко понимать, за что именно ему повысили или понизили оценку.

Рассмотренные нами особенности оценивания учебных и творческих работ обучающихся начальной школы создают проблему формирования навыков оценки рисунков у студентов педагогического вуза. С целью выявления степени готовности к работе в школе и выявления проблем нами была разработана анкета.

Студентам очной формы обучения 5 курса, обучающимся по профилю «Начальное образование и дошкольное образование» и работающим в начальной школе в связи с нехваткой педагогических кадров, было предложено ответить на следующие вопросы анкеты. Что подтолкнуло вас к решению работать в школе (производственная необходимость, финансовая независимость, желание испытать себя, другое).

Какие предметы вы ведете. Испытываете ли вы трудности при подготовке и проведении уроков.

Испытываете ли вы трудности, связанные с недостаточно полным изучением методик преподавания в вузе в условиях дистанционного обучения и индивидуального обучения. Считаете ли вы подготовку в вузе достаточной для успешной работы в школе?

Что интереснее для вас на данном этапе (продолжать учиться, продолжать работать).

Сложно ли вам оценивать работу обучающихся? Если да, по каким дисциплинам?

Как вы считаете, вы успешно справляетесь со своей работой?

Будете ли продолжать работать по специальности после получения диплома?

Отвечая на вопросы анкеты, студенты (6 человек 5 курса очной формы обучения) отметили, что в основном к работе в начальной школе их побудило желание испытать себя, один человек сослался на производственную необходимость. Студенты считают подготовку в вузе достаточной для успешной работы в школе, для них интереснее на данном этапе продолжать работать и высказали желание продолжать работу в школе после окончания института.

Студенты 5 курса очной формы обучения, работающие в начальной школе, отмечают сложность в оценивании работ обучающихся, особенно по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология». Такие проблемы возникают примерно у 50 процентов опрошенных. В связи с этим возникает необходимость уделять больше внимания приобретению данного навыка на практических занятиях в вузе.

В условиях работы по НБРС студентами, обучающимися по профилю «Начальное образование и дошкольное образование» с 3 курса разрабатываются критерии оценки выполнения практических заданий по дисциплинам «Практикум по отдельным видам изобразительного искусства», «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе». Среди предложенных студентами критериев есть такие, как качество выполнения работы, оригинальность, соответствие теме и технике выполнения задания, возможность использования в работе с детьми. Студент, подготовивший занятие, оценивает работы однокурсников по данным критериям, предлагает баллы по НБРС, оценивает свою работу как педагога. Педагог, курирующий данное занятие, может корректировать предлагаемую оценку, аргументируя свою позицию. Таким образом, студенты приобретают навыки оценивания чужих работ, самооценки, приобретают опыт подготовки и проведения занятия и руководства художественно-творческой деятельностью обучающихся.

Анализ и обсуждение работ студентов также проводится на просмотрах и в процессе проведения выставок работ на факультете. Просмотры работ проводятся в процессе изучения дисциплины «Теория и практика изобразительного искусства». Выставки работ на факультете проводятся регулярно, смена временной экспозиции происходит раз в 1-2 недели. Тематика выставок разнообразна - от детских работ студентов, работ в нетрадиционных техниках, тематических выставок (портрет, натюрморт, цветовая гамма пейзажа), до персональных выставок живописи, графики, фотографий. Внимание студентов обращается на особенности композиции, цветовое решение, возможность использования в практической работе с детьми.

В рамках изучения методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе студентами также создаются презентации по изучаемым темам, в текущем учебном году студентами были созданы видеоролики о музеях родного города (краеведческий, изобразительного искусства, боевой славы и др.), которые также были просмотрены на учебном занятии с последующим анализом и обсуждением. Видеоролики, созданные студентами можно использовать на уроках изобразительного искусства, технологии, литературного чтения и по предмету «Окружающий мир».

Таким образом, в результате совместных действий преподавателя и студентов у студентов формируется навык руководства художественно-творческой деятельностью детей, возникает уверенность в собственных силах. Используя полученный опыт, будущий педагог сможет осуществлять и корректировать деятельность учителя и обучающихся, направленных на выработку критериев оценки и формирование навыков оценки и самооценки. Дети под руководством педагога научатся адекватно воспринимать оценку своей работы; оценивать свою работу и работы одноклассников на основе принятых критериев; сравнивать рисунок с образцом (рисунком педагога, рисунком в учебнике, лучшими детскими работами прошлых лет).

У обучающихся формируется умение отличать правильно выполненное задание от неверного; выявлять ошибки (например, в композиции, цветовом решении) в своих и чужих работах, формируется умение самостоятельно находить пути решения проблемы. Немаловажно учить детей уважительному отношению к своим и чужим работам, чему способствует организация постоянных мини-выставок, персональных выставок работ детей, обсуждение работ, копилка творческих достижений, положительная мотивация к выполнению учебных и творческих заданий, умение педагога находить рациональное положительное зерно даже в слабых работах.

Выводы. Таким образом, оценка художественно-творческих достижений обучающихся должна быть ориентирована в первую очередь на индивидуальный прогресс, умение создавать выразительный образ, использовать средства выразительности изобразительного искусства, положительное отношение к творческой деятельности и ее результатам, способность к эмоциональному переживанию и эстетическому освоению действительности. Приобретение студентами педагогического вуза опыта работы в данном направлении на практических занятиях будет способствовать в дальнейшем их успешной работе в сфере образования.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015г. № 1457 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf

2. Волков, И.П. Художественная студия в школе / И.П. Волков. - Москва: Просвещение, 1993. - 127 с.

3. Кашекова, И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина. - Москва: Просвещение, 2013. - 128 с.

4. Мелик-Пашаев, А.А. Как оценивать художественное развитие ребенка? / А.А. Мелик-Пашаев, З.А. Новлянская // Искусство в школе. - 2002. - № 6. - С. 3-7.

5. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. - Волгоград: Учитель, 2013. - 174 с.

6. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2. / [Г.С. Ковалева и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М: Просвещение, 2011. - 240 с.

Pedagogy

UDC 378.172

candidate of pedagogical sciences Shakhmaeva Ksenia Evgenievna

Federal State Budgetary Institution of Higher Education

"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk);

candidate of pedagogical sciences Gasanenko Elena Aleksandrovna

Federal State Budgetary Institution of Higher Education

"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk);

candidate of technical sciences Shapovalov Eduard Leonidovich

Federal State Budgetary Institution of Higher Education

"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk)

PROFESSIONAL IMAGE FORMATION OF CONSTRUCTION SPECIALTIES STUDENTS WITHIN THE

FRAMEWORK OF PROJECT ACTIVITIES

Annotation. This article discusses the theoretical and practical aspects of the professional image formation in the framework of construction specialties students' project activities from the standpoint of modern pedagogy. The authors analyze the components and functionality of the professional image and consider the need to develop the project activities skills of construction specialties students. The periods of the process formation under the study are covered in detail, the conceptual matrix of project activity is identified and substantiated within the framework of a theoretical analysis of pedagogical literature and the stages of project activity implementation are analyzed and characterized.

Key words: professional image, students of construction specialties, project, project activity, educational process.

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования профессионального имиджа в рамках проектной деятельности студентов строительных специальностей с позиций современной педагогики. Авторами проведен анализ компонентов и функционала профессионального имиджа и рассмотрена необходимость формирования навыков проектной деятельности студентов строительных специальностей. Подробно освещены периоды становления исследуемого процесса, выявлена и обоснована понятийная матрица проектной деятельности в рамках теоретического анализа педагогической литературы, проанализированы и охарактеризованы этапы реализации проектной деятельности.

Ключевые слова: профессиональный имидж, студенты строительных специальностей, проект, проектная деятельность, образовательный процесс.

Introduction. In the context of the the Federal State Educational Standard implementation, new requirements for higher education have been identified, that is to prepare qualified, competent, competitive and responsible employees, capable of effective work in their specialty, ready for continuous professional growth and to improve their professional image. During the period of a radical change in the paradigm of higher education, its humanization and changes in the idea of a future specialist in society led to new fundamental methods of project activity, where the formation of a professional image is a necessary condition for the successful work of a future specialist in the construction industry.

The purpose of the article. The purpose of the article is to discuss and analyse the theoretical and practical aspects of the professional image formation in the framework of construction specialties students' project activities from the standpoint of modern pedagogy.

The presentation of the main material of the article. The professional image of construction specialties students is a collective, generalized and emotionally colored image that has developed in the mass consciousness, including the features and qualities of students necessary for a specialist as a professional. A professional image chosen in accordance with the competencies necessary for a construction profession, the components of which are: professional competence; personal culture and appearance. The professional image of construction specialties students must perform certain functions, which can be subdivided into two large groups. The first group is the value functions of the image. It includes the following sub-functions. Personally uplifting function. Thanks to the creation a professional attractiveness around them, the personality of construction specialties students becomes professionally in demand, confident in their best qualities. Function of positive relations between participants of professional interaction. A positive professional image of construction specialties students is objectively the key to a successful professional interaction.

Thus, the value functions of a professional image testify to its important role in shaping the personality of construction specialties students. The next group is the technological functions of the image. The function of professional interaction lies in the fact that, thanks to a properly designed professional image, construction specialties students are able to enter the professional environment and establish high-quality professional relationships effectively. A professional image enables students of construction specialties to develop their personal professionally significant qualities [8].

The function of controversial personality characteristics repression is necessary to create a favorable attitude on the part of society towards the individual. Construction specialties students, when forming their professional image, must develop precisely the positive qualities that they possess. The function of focusing on goals and objectives is necessary for designing an attractive professional image of construction specialties students in a certain technical environment, which means that the goal of forming a professional image must coincide with professional tasks. The functionality of a professional image is diverse. Its main purpose is to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.