Научная статья на тему 'Формирование навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья'

Формирование навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья / инклюзивное образование / развитие речи / навыки общения / социальные взаимодействие / игровая деятельность / children with disabilities / inclusive education / speech development / communication skills / social interaction / play activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утнасунова Алтана Геннадьевна, Цавдырова Нюдля Хонгрова

Статья посвящена исследованию формирования навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого ребенка очень важно, когда с самого рождения на протяжении всего воспитательного и образовательного процесса, включая детский сад и школу, его окружает стабильная среда. Процесс развития и формирования навыков общения у детей с ОВЗ занимает важное место, выступая основой воспитания личности в целом. Общение позволяет ему эффективно взаимодействовать с окружающим миром, понимать и соблюдать социальные нормы и правила поведения. Актуальность данного исследования определяется необходимостью углубления и расширения представлений о формировании навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особого внимания в таком процессе заслуживают такие факторы, как воспитание культуры общения, развитие речевой активности, обучение социально – коммуникативным навыкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утнасунова Алтана Геннадьевна, Цавдырова Нюдля Хонгрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

This article is devoted to the study of the formation of communication skills of children with disabilities. It is very important for every child when, from birth, throughout the entire educational and educational process, including kindergarten and school, he is surrounded by a stable environment. The process of developing and forming communication skills in children with disabilities occupies an important place, acting as the basis for the education of the individual as a whole. Communication allows him to interact effectively with the outside world, to understand and comply with social norms and rules of behavior. The relevance of this study is determined by the need to deepen and expand ideas about the formation of communication skills of children with disabilities. Special attention in this process should be paid to such factors as the education of a culture of communication, the development of speech activity, training in social and communicative skills.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Утнасунова Алтана Геннадьевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» E-mail: utnasunova1002@mail.ru,

Цавдырова Нюдля Хонгрова,

магистрант ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. «Городовикова» E-mail: tsavd99@mail.ru

Статья посвящена исследованию формирования навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого ребенка очень важно, когда с самого рождения на протяжении всего воспитательного и образовательного процесса, включая детский сад и школу, его окружает стабильная среда. Процесс развития и формирования навыков общения у детей с ОВЗ занимает важное место, выступая основой воспитания личности в целом. Общение позволяет ему эффективно взаимодействовать с окружающим миром, понимать и соблюдать социальные нормы и правила поведения. Актуальность данного исследования определяется необходимостью углубления и расширения представлений о формировании навыков общения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особого внимания в таком процессе заслуживают такие факторы, как воспитание культуры общения, развитие речевой активности, обучение социально - коммуникативным навыкам.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, развитие речи, навыки общения, социальные взаимодействие, игровая деятельность.

В наше время навыки общения играют большую роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они влияют на качество жизни в целом. С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. У них отмечаются нарушения в познавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи), интеллектуальная недостаточность, а также нарушения в мотивационно-потребностной, социально-эмоциональной, моторно-двигательной сферах.

Живя в социуме, ребенок с самого раннего возраста учится взаимодействовать с другими людьми и адаптироваться к ожиданиям и правилам общества. Однако не все дети умеют общаться с легкостью и уверенностью, и часто им требуется дополнительная поддержка и тренировка в социальных взаимодействиях.

Убеждение в том, что образование - это одно из важнейших прав человека и что оно позволяет сформировать общество, легло в основу формирования понятия «инклюзивное образование». Поэтому все дети имеют равные права на получение образования, и это не может зависеть от их проблем или личностных качеств.

Будучи обусловленным, инклюзивное образование - это термин, который позволяет описать процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь идет о детях с особенностями развития, с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью [1].

В настоящее время инклюзивное образование в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации [7], федеральным законом «Об образовании» [7], федеральным законом «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» [7].

В Российской Федерации применяются три основных вида в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушением речи, слуха, здоровья, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психологического развития в коррекционных учреждениях.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение - такое обучение, когда дети с ОВЗ обучаются в классах (группах) совместно с обычными детьми.

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

Речь является средством вхождения в общественные отношения, а также одной из важных психических функций, которая отражает процесс протекания эмоциональных состояний, мыслительных действий. В требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одним из главных целей является владение детьми устной речью, которая проявляется в инициативности в процессе общения, в умении грамотно задавать возникающие вопросы, правильно выражать свои желания, мысли, пересказывать текст, наизусть рассказывать стихотворения, составлять рассказы по сюжетным картинкам, сочинять рассказы [6].

Дети с ОВЗ допускают лексические, грамматические ошибки, нарушения в звукопроизношении, испытывают проблемы с вербальной коммуникацией, отличаются скудным словарным запасом. Как свидетельствует статистика около 95% современных детей испытывают проблемы с нарушениями речи. Соответственно у таких детей нарушена связь с окружающими людьми, они испытывают недостаток в общении с другими людьми, у них низкая речевая активность.

Внедрение инклюзивного образования в России происходит очень медленно и неравномерно вследствие барьера «архитектурного» окружения ребенка - физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов, поручней, приспособлений в санитарно-гигиенической зоне и т.д.), и отсутствие в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки, и барьеры социальных отношений.

Социальные барьеры обнаруживаются, как в самом образовательном учреждении, так и в местном сообществе. Очень часто и воспитатели и родители обычных детей не желают совместного пребывания здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями. Для того чтобы устранить эти барьеры необходимо не только изменить физическую сферу, обеспечив её доступность, но и увеличить финансирование, для обеспечения специальной педагогической и медицинской поддержки ребенка, нуждающегося в ней, а также устранить социальные барьеры путем более тесной и целенаправленной работы с родительским коллективом.

В случае если ребенок рождается или приобретает какие-либо нарушения в физическом и психическом развитии, ему гораздо сложнее адаптироваться в этом мире, труднее овладеть знаниями и навыками, обрести социальные связи. Для образования таких детей нужен особый подход, специальные технологии и методики. В этом случае образовательный процесс имеет не только обучаюсь щую, развивающую, воспитательную, и коррек-" ционную функции. Вопросами образования осо-^ бых детей занимается Специальная педагогика.

Специальная (или коррекционная) педагогика -£ одна из отраслей педагогики, которая занимается

вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития» [2, с. 8].

Более того, образование детей с ограниченными возможностями здоровья формирует свою собственную шкалу ценностей (аксиологию), где ключевыми являются следующие принципы: каждый человек, независимо от способностей и достижений, имеет право на образование и поддержание приемлемого уровня знаний, самовыражение и личный прогресс, общение, дружбу и поддержку [2, с. 10].

Сложность заключается в том, что педагоги общеобразовательных учреждений не всегда готовы к работе с особенными детьми, бывает, что у них недостаточно компетенций в этой области знаний, одноклассники и их родители могут быть не настроены на принятие и общение, образовательное учреждение может не обладать арсеналом технических средств, необходимых для инклюзивного обучения. Однако законодательная основа инклюзивного образования заложена, образовательная система и общество все более меняется в сторону принятия нетипичных детей.

Итогом внедрения подобного образования является гармонически развитая личность, не дистанцирующаяся себя от общества и не чувствующая отчуждения, способная к самостоятельной и полноправной жизни в обществе [2, с. 20].

Экспериментальная часть данной статьи проходила в МКДОУ «Детский сад № 14 Герел» г. Элиста, Республика Калмыкия. Данный детский сад общеразвивающего вида осуществляет образовательную деятельность на основе программы «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой, целью которой является развитие умственных и художественных способностей. Авторы программы уделяют внимание развитию умственных, творческих, коммуникативных, регуляторных способностей детей. Планируемые результаты представлены в игровой деятельности и различных образовательных областях: социально-коммуникативного, художественно-эстетического, речевого, физического, познавательного развития. Особенность данной программы заключается в том, что структура программы построена таким образом, что перед всеми образовательными областями поставлен подраздел «Игра». Для нашего исследования значимым моментом в данной программе является создание образовательной ситуации, которые направлены на активное сотрудничество педагога с детьми, на общение детей друг с другом.

Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе. В группе 32 воспитанника. В начале года логопедом была проведена диагностика, которая направлена на выявление детей, имеющие проблемы с нарушениями речи. Среди тридцати воспитанников было выявлено двенадцать детей, имеющие нарушения речи. Была назначена медико-психолого-педагогическая комиссия, которая подтвердила наличие нарушения речи у двенадцати детей в данной группе. Эти нарушения речи характеризуются умеренными откло-

нениями в формировании различных сторон речи. Причины нарушения речи у данной категории детей связаны с биологическими и социальными факторами.

На констатирующем этапе исследования диагностика состояла из серии специальных заданий, которые были направлены на изучение особенностей речевых навыков у детей на основе составления текстов. Диагностика содержала 3 серии заданий: беседа о временах годах, объяснение правил любимой игры, решение проблемных задач. Мы на основе имеющейся теоретической литературы выбрали критерии сформированности связной речи. Первый критерий должен был направлен на то, чтобы высказывания детей соответствовали раскрытию темы. Второй критерий направлен на то, чтобы высказывания были четко структурированы, последовательны, логичны. Третий критерий заключался в том, чтобы использовались разнообразные средств выразительности речи, а также, чтобы существовала связь между предложениями и частями высказывания. Следующий критерий касался того, чтобы дети самостоятельно составляли рассказы, без помощи воспитателя.

Были определены уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с речевыми нарушениями.

При диагностике речи в разных видах деятельности мы опирались на понимание структуры речевой активности, предложенной М.Р. Львовым. Опираясь на структуру речевой активности М.Р. Львова, нами были выделены компоненты речевой активности: количество речевых реакций в разнообразных ситуациях; выбор игр, занятий, связанных с речью; быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи; быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций; реакцию на поступок или высказывание других.

На данном этапе мы фиксировали факты в процессе наблюдения в течение первой недели эксперимента. Невключенное наблюдение проводилось с соблюдением следующих требований. Во -первых, за каждым ребенком мы наблюдали два-три раза в процессе НОД (в течение 25 минут), и в процессе игры (15 минут). В процессе наблюдения фиксировали действия респондентов, количество слов за определенный промежуток времени (25 минут, 15 минут). Также наблюдали за действиями данной категории детей в процессе общения со взрослыми вне занятий. Наблюдали за тем сколько раз контактировал ребенок с воспитателем, отмечали те ситуации диалога, в процессе которых ребенок проявлял речевую активность, реакция воспитанника на речь воспитателя, их длительность, характер отношения с другими детьми.

Итак, наблюдения показали, что 40% детей с нормативным речевым развитием в контрольной группе на констатирующем этапе исследования в процессе игровой деятельности чаще других из данной категории детей общались с другими детьми, свои действия они сопровождали слова-

ми, предложениями, могли аргументировано отвечать на вопросы воспитателя.

Составляли рассказы, играли совместно с другими детьми, вовлекали других, речевая активность характеризовалась логическим построением речи, слова выбирали сложные, отмечается эмоциональная и речевая реакция на процесс взаимодействия. Зафиксировано, что за 15 минут игровой деятельности дети данной группы сказали 85 и более слов.

Наблюдения показали, что 50% детей с нормативным речевым развитием в контрольной группе на констатирующем этапе исследования в процессе игровой деятельности общались с другими детьми, свои действия они сопровождали словами, зафиксировано в среднем от 30 до 60 слов. Играли совместно с другими детьми, пытаясь вовлечь других, речевая активность характеризовалась диалоговым построением речи, слова выбирали больше односложные, отмечалась эмоциональная и речевая реакция на процесс взаимодействия. Зафиксировано, что за 15 минут игровой деятельности они сказали от 30 до 60 и более слов.

В процессе проведения непосредственной образовательной деятельности 45% детей с нормативным речевым развитием в контрольной группе на констатирующем этапе исследования отвечали отдельными фразами, недостаточно проявляли речевую активность.

Наблюдения за детьми с детей с нормативным речевым развитием в контрольной группе на констатирующем этапе исследования показали, что 10% детей с ОВЗ с речевыми нарушениями в процессе игровой деятельности мало общались с другими детьми, свои действия они практически не сопровождали словами, больше молчали. Предпочитали играть в одиночестве, выбирали занятия (рисование, уборка и накрывание стола к обеду), которые не требовали речевой активности. Зафиксировано, что за 15 минут игровой деятельности три человека сказали от 0 до 20 слов.

В процессе проведения непосредственной образовательной деятельности 1 5% детей молчали, отвечали отдельными фразами, действовали по инструкции, не проявляли речевую активность. Зафиксировано, что 25 минут занятий четыре человека сказали от 0 до 20 слов.

Наблюдения детей за действиями в процессе общения со взрослыми вне занятий показали, что 20% детей с нормативным речевым развитием в контрольной группе на констатирующем этапе исследования контактировали с воспитателем только тогда, когда они хотели пожаловаться на кого-нибудь из своих сверстников или за определенной помощью. Зафиксировано 25 случаев обращения детей к воспитателям, из них: 4 случая положительного отношения к взрослым, 3 случаев неустойчивого отношения, 1 случай отрицательного отношения к взрослым.

Таким образом, в процессе наблюдения мы выявили, что навык общения детей с ограниченны-

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о т

О от

З

и о со

ми возможностями развития в контрольной группе

на констатирующем этапе исследования зависит

от вида деятельности.

Литература

1. Инклюзивное образование в России - Юнисеф - М. 2011-107 с.

2. Ахметова, Д.З., Нигматов, З.Г., Челнокова, Т. А., Юсупова, Г. В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 255 с.

3. Сиренко, Р.Н., Петрова, О.О., Матюхина, Ю.А. «Специальная педагогика. Шпаргалка» / Р.Н. Сиренко, О.О. Петрова, Ю.А. Матюхина -Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2008.-125 с.

4. Горюшина, Е. А., Гусева, Н. А., Румянцева, Н.В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. рекомендации / Н.В. Румянцева, Е.А. Горюшина, Н.А. Гусева. -Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2018. - 103 с.

5. Наумов, А.А., Соколова В.Р., Седегова А.Н. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова - Волгоград: Учитель, 2012. - 147 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). - Ши http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-оМ7102013-п1155/

7. Консультант плюс [интернет-ресурс] https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Utnasunova A.G., Tsavdyrova N.K.

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov,

This article is devoted to the study of the formation of communication skills of children with disabilities. It is very important for every child when, from birth, throughout the entire educational and educational process, including kindergarten and school, he is surrounded by a stable environment. The process of developing and forming communication skills in children with disabilities occupies an important place, acting as the basis for the education of the individual as a whole. Communication allows him to interact effectively with the outside world, to understand and comply with social norms and rules of behavior.

The relevance of this study is determined by the need to deepen and expand ideas about the formation of communication skills of children with disabilities. Special attention in this process should be paid to such factors as the education of a culture of communication, the development of speech activity, training in social and communicative skills.

Keywords: children with disabilities, inclusive education, speech development, communication skills, social interaction, play activities.

References

1. Inclusive education in Russia - Unicef - M. 2011-107 p.

2. Akhmetova, D.Z., Nigmatov, Z.G., Chelnokova, T.A., Yusupo-va, G.V. Pedagogy and psychology of inclusive education: textbook / D.Z. Akhmetova, Z.G. Nigmatov, T.A. Chelnokova, G.V. Yusupova, etc. - Kazan: Publishing house "Cognition" of the Institute of Economics, Management and Law, 2013. -255 p.

3. Sirenko, R.N., Petrova, O.O., Matyukhina, Yu.A. "Special pedagogy. Cheat sheet" / R.N. Sirenko, O.O. Petrova, Yu.A. Matyukhina - Voronezh: Publishing house "Scientific Book", 2008.-125 p.

4. Goryushina, E. A., Guseva, N. A., Rumyantseva, N.V. Increasing the availability of additional general education programs for children with disabilities: method. recommendations / N.V. Rumyantseva, E.A. Goryushina, N.A. Guseva. - Yaroslavl: YAGPU Publishing House, 2018. - 103 p.

5. Naumov, A.A., Sokolova V.R.,. Sedegova A.N. Integrated and inclusive education in an educational institution. Innovative experience / A.A. Naumov, V.R. Sokolova, A.N. Sedegova - Volgograd: Teacher, 2012. - 147 p.

6. Federal State Educational Standard of Preschool Education (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 dated October 17, 2013). - URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n1155/

7. Consultant plus [online resource] https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

о с

u

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.