Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект-карта / инфографика / интерактивная доска / лонгрид / монологическая речь / мультимодальный текст / иностранный язык / foreign language / infographics / longread / mind map / multimodal text / monologue speech / virtual bulletin board

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Сарян

В статье приводятся доводы о необходимости формирования навыков монологической речи у аспирантов технического профиля при обучении иностранному языку. Демонстрируется взаимосвязь навыков критического и речевого мышлений с процессом подготовки монологического высказывания. Выявлены трудности, связанные с процессом подготовки монологического высказывания и предлагаются способы их устранения. В статье уделяется внимание применению мультимодальных текстов и их значимости при активизации учебно-познавательной деятельности с целью улучшения восприятия, освоения и осмысления необходимых материалов, при подготовке монологического высказывания. А также представлены способы интеграции мультимодальных текстов в обучение определённым видам деятельности в процессе подготовки монологического высказывания. Дискуссионными остаются вопросы, связанные с особенностями восприятия обучающимися мультимодальных текстов и с применяемыми стратегиями при использовании материалов такого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.А. Сарян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MONOLOGUE SPEECH SKILLS DEVELOPMENT OF POST-GRADUATE STUDENTS OF TECHNICAL SCIENCE IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING WITH THE USE OF MULTIMODAL TEXTS

The article argues the necessity of monologue speech skills development of post-graduate students of technical science when teaching foreign language. The relationship between critical and verbal thinking skills and the process of preparing a monologue is demonstrated. Difficulties associated with the process of preparing a monologue statement are identified and ways to eliminate them are proposed. The article focuses on the use of multimodal texts and their significance in the activation of educational and cognitive activity in order to improve the perception, acquisition and understanding of the necessary materials, in the monologue statement preparation process. It also presents ways to integrate multimodal texts in certain types of activities in the process of preparing a monologue statement. Issues related to the peculiarities of students’ perception of multimodal texts and the strategies used when using materials of this type remain debatable.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ»

УДК 81

doi: 10.52470/2619046X_2023_2_100

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ

М.А. Сарян

Аннотация. В статье приводятся доводы о необходимости формирования навыков монологической речи у аспирантов технического профиля при обучении иностранному языку. Демонстрируется взаимосвязь навыков критического и речевого мышлений с процессом подготовки монологического высказывания. Выявлены трудности, связанные с процессом подготовки монологического высказывания и предлагаются способы их устранения. В статье уделяется внимание применению мультимодальных текстов и их значимости при активизации учебно-познавательной деятельности с целью улучшения восприятия, освоения и осмысления необходимых материалов, при подготовке монологического высказывания. А также представлены способы интеграции мультимодальных текстов в обучение определённым видам деятельности в процессе подготовки монологического высказывания. Дискуссионными остаются вопросы, связанные с особенностями восприятия обучающимися мультимодальных текстов и с применяемыми стратегиями при использовании материалов такого типа.

Ключевые слова: интеллект-карта, инфографика, интерактивная доска, лонгрид, монологическая речь, мультимодальный текст, иностранный язык.

A MONOLOGUE SPEECH SKILLS DEVELOPMENT OF POST-GRADUATE STUDENTS OF TECHNICAL SCIENCE IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING WITH THE USE OF MULTIMODAL TEXTS

M.A. Saryan

Abstract. The article argues the necessity of monologue speech skills development of post-graduate students of technical science when teaching foreign language. The relationship between critical and verbal thinking skills and the process of preparing a monologue is demonstrated. Difficulties associated with the process of preparing a monologue statement are identified and ways to eliminate them are proposed. The article focuses on the use of multimodal texts and their significance in the activation of educational and cognitive activity in order to improve the perception, acquisition and understanding of the necessary materials, in the monologue statement preparation process. It also presents ways to integrate multimodal texts in certain types of activities in the process of preparing a monologue statement. Issues related to the peculiarities of students' perception of multimodal texts and the strategies used when using materials of this type remain debatable.

Keywords: foreign language, infographics, longread, mind map, multimodal text, monologue speech, virtual bulletin board.

Подготовка кадров высшей квалификации технического профиля при обучении иностранному языку требует формирования навыков подготовленной и неподготовленной монологической речи. Знание иностранного языка на уровне, позволяющем принимать участие в иноязычной профессионально-научной коммуникации, излагать результаты своих исследований и представлять их в виде докладов, сообщений, публикаций и презентаций

на международных конференциях, изучать научно-техническую литературу с целью извлечения информации, является важным условием для успешного взаимодействия аспирантов с профессиональным сообществом. Процесс обучения в вузе предполагает выполнение практических заданий, таких как составление сообщений или докладов на заданные темы, обсуждение тем научных исследований с приведением доводов и обоснований тезисов, формулированием выводов и так далее. Все вышеперечисленное требует от аспирантов умения воспринимать, понимать и обрабатывать учебный и аутентичный материалы, информацию, получаемую из различных источников, а также создавать свои вторичные тексты. Таким образом, необходимость развития навыков монологической речи становится значимым и требует особого внимания.

В современном мире, с развитием инновационных технологий, у обучающихся есть доступ к бесконечному потоку информации, которая представлена в разных формах: текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформационной. Данное разнообразие форм предполагает использование различных каналов восприятия информации: аудиальный, визуальный, дискретный. Наличие и взаимодействие нескольких каналов (аудиального и визуального), и их интеграция в контексте характеризуется мультимодальностью [1]. В широком смысле под мультимодальностью понимается сочетание и взаимодействие различных семиотических ресурсов (речь, выражение лица, жесты и т.д.) в определенном контексте. Использование ресурсов, таких как изображений, аудио и видео материалов, инфографики и т.д., в основе которых лежит разнообразие способов передачи информации и модальностей (сенсорных каналов восприятия), обуславливается во-первых, возможностью учитывать модальности обучающихся при обучении иностранному языку и, во-вторых, необходимостью активизировать учебно-познавательную деятельность с целью улучшения восприятия, освоения и осмысления необходимых материалов, в частности, при подготовке монологического высказывания.

Монологическая речь определяется как смысловое развернутое высказывание одного лица, сформулированное языковыми средствами с целью передачи информации, либо сообщения о каких-то фактах и явлениях. Создание письменного речевого сообщения и устное выражение мыслей относятся к продуктивным видам речевой деятельности. Для качественной продуктивной речевой деятельности необходимыми условиями являются осмысление, разумный анализ прочитанного, услышанного и увиденного, что основывается на восприятии, то есть осуществляется посредством рецептивных видов речевой деятельности. К основным видам монологической речи относятся описание, повествование и рассуждение. Монологическая речь характеризуется особой структурной организацией и композиционной сложностью [1]:

- целостностью (отличается тематическим, смысловым и структурным единством);

- структурной организацией (учитывает нормы композиционного текста (вступление, основная часть, заключение));

- связностью и логичностью (отличается последовательной взаимосвязанностью утверждений);

- контекстностью (учитывает ситуацию речевого общения);

- ориентированностью на слушателя (отличается ясностью, доступностью, учитывает интересы аудитории);

- определенной грамматической структурой (обладает грамматической полнотой, использует развернутые грамматические средства).

В зависимости от формы общения, монологическая речь может быть письменной и устной. Процесс письменной речи подразумевает выполнение ряда когнитивных задач, учитывая сложную взаимосвязь продуцента (автора речевого высказывания), реципиента (принимающего сообщение или информацию), речевого сообщения и фактов или явлений

реальной действительности. Реляционный аспект когнитивных задач письменной речи учитывает взаимосвязь вышеперечисленных компонентов, стратегический аспект подразумевает использование различных стратегий с целью развития, развертывания и выражения мыслей, и, текстовый аспект предполагает использование дискурсивных умений (т.е. способности организовать языковой материал в связный текст) [5].

Письменная монологическая речь предполагает сознательное построение взаимосвязанных фраз и предложений посредством имеющихся речевых навыков и с учетом грамматических и синтаксических правил. Устная монологическая речь отличается невербальными знаками (жестами, мимикой), интонацией, паузами. Также, устная речь может допускать эллипсы (неполноту высказывания). Особенность монологической речи состоит в том, что ее тематическое содержание заранее задано и предварительно планируется. Для подготовки монологического высказывания по определенной теме, аспирантам необходимо отобрать и изучить большой объем информации, для облегчения данной задачи, предлагается использовать мультимодальные тексты.

С учетом современных тенденций к визуальному и аудиальному представлению информации, а также к сокращению объема передаваемой информации, которая имеет различную семиотическою природу, и в то же время использование лонгридов (объемный письменный текст, разбитый на части с помощью изображений, видео, инфографики и т.д.), применение мультимодальных текстов становится необходимым условием. Мультимодальным является текст, закодированный семиотически разнородными средствами (вербальными и невербальными). Под мультимодальным текстом понимают текст, который включает в себя несколько модальностей при передаче информации (письменный текст, звук, изображение, анимацию). Понимание модального текста происходит через осмысление каждой модальности и распознавание взаимосвязей между ними [4].

Для более успешной и эффективной работы аспирантов, а также для дальнейшей корректировки дидактических материалов и использования мультимодальных текстов, нами

1 - Запомнить речь монолога; 2 - Критически осмыслить материал; 3 - Раскрыть заданную тему; 4 - Аргументировать суждения; 5 - Определить достоверность информации; 6 - Логически последовательно и связно изложить материал

Рисунок 1. Виды деятельности при подготовке монологического высказывания

по заданной теме (1)

Примечание: составлено автором

были проведены опросы, выявляющие трудности, с которыми сталкиваются аспиранты при подготовке монологического высказывания по заданной теме. Вопросы, связанные с различными видами работ, относящимися к мыслительной деятельности и речемысли-тельной деятельности. Результаты анализа опроса (рисунок 1) показали, что у более, чем 50 % обучающихся в большей степени вызывает затруднение запоминание речи монолога, его критическое осмысление и умение раскрыть тему монолога. Умение аргументировать суждения и определить достоверность найденной информации вызывает трудности у 49,7 % и 48,5 % соответственно. И, около 30 % обучающихся затрудняются логически последовательно и связно изложить материал.

Результаты анализа опроса (рисунок 2) показали, что у 58,5 % обучающихся подбор подходящих по смыслу слов, и, также использование необходимой видовременной формы вызывают затруднения. Также, более 50 % обучающихся отмечают, что испытывают трудности при реферировании и структурировании подобранного материала. Соответствие академическому стилю изложения и требуемому объему также вызывает сложности. Менее сложным 56 % обучающихся считают изучение произношения слов.

С целью выявления факторов, способствующих развитию навыков монологической речи, был проведен опрос, состоящий из восьми вопросов (рисунок 3). 80 % обучающихся считают, что обсуждение изучаемых тем, а также обсуждения сообщений коллег в большей степени способствует развитию навыков подготовленной монологической речи. Менее 70 % обучающихся считают, что процесс составления монолога и повторение текста с опорой на план лучше всего помогают научиться излагать свои мысли по заранее изученной и подготовленной теме. По мнению аспирантов 50 % и менее, составление вопросов к монологу, чтение материала по теме высказывания и заучивание монолога наизусть в меньшей степени способствует развитию навыков монологической речи.

1 - Преодолеть лексические и грамматические трудности; 2 - Реферировать и структурировать подобранный материал; 3 - Соответствовать академическому стилю изложения; 4 - Соответствовать требуемому объему; 5 - Изучить произношение слов

Рисунок 2. Виды деятельности при подготовке монологического высказывания

по заданной теме (2)

Примечание: составлено автором

1 - Обсуждение изучаемых тем; 2 - Обсуждение сообщений коллег; 3 - Повторение монолога с опорой на план; 4 - Составление монолога; 5 - Письменное конспектирование монолога; 6 - Составление вопросов к монологу; 7 - Чтение материала по теме высказывания; 8 - Заучивание монолога наизусть

Рисунок 3. Что способствует развитию навыков монологической речи?

Примечание: составлено автором

Результаты опросов были проанализированы и учтены в дальнейшей совместной учебной деятельности. Понимание, осмысление и преобразование аутентичного материала - процесс сложный, связанный с информационно-логическим структурированием оригинального источника, с умением проникнуть в суть слышимого и читаемого, понять содержание и цель, выбрать стратегию устного и письменного высказывания и т.д. Чтобы овладеть навыком, т. е. действием, которое, благодаря многократному повторению, выполняется неосознанно, необходима тренировка, следовательно для развития, совершенствования и формирования у аспирантов навыков монологической речи, необходим опыт их применения. Современное разнообразие форм представления информации в цифровой среде, основанное на интерактивности, гипертекстовости и мультимодальности, предоставляет большой спектр возможностей и создает благоприятные условия для устранения вышеупомянутых трудностей. В таблице 1 представлены способы интеграции мультимодальных текстов в обучение определённым видам деятельности, связанным с подготовкой монологического высказывания.

Таблица 1

Применение мультимодальных текстов при формировании навыков монологической речи

Вид деятельности Мультимодальный текст Приемы и методы обучения

Критическое осмысление текста и различных мультимедийных элементов по теме монологического высказывания Лонгрид (письменный текст, включающий в себя изображения, видео и т.д.) Смысловой и языковой анализ, определение основных содержательных блоков-смыслов и последовательности (выделение основной идеи, подтем и микротем; вопросы, ответы, обсуждение)

Вид деятельности Мультимодальный текст Приемы и методы обучения

Изучение лексического и грамматического материала Мультимедийная презентация (применяющая материалы различных форматов: изображения, видео, инфографики); интерактивные упражнения с элементами игры Выполнение лексических и грамматических упражнений с использованием игровых приемов (активизация внимания, зрительного и вербального восприятия, памяти способствует лучшему усвоению материала)

Реферирование и структурирование монологического высказывания Использование интерактивной инфографики (представление информации в виде вербальных и визуальных компонентов, в сжатой форме отражающих ключевые идеи) Динамическое взаимодействие с графически представленной информацией и систематизация материала (обобщение синтез информации, отбор и исключение незначимой информации, отбор ключевых слов, компрессия-процесс обработки и фиксации информации способствует развитию критического и речевого мышления)

Последовательность и связность изложения. Аргументирование высказывания Совместное групповое заполнение интерактивной доски или стены (приведение доводов, обоснований, рассуждений, аргументации, написание комментариев к суждениям коллег) Письменная речевая практика (написание уточнений и пояснений, детализация, конкретизация и дополнение фактов и определений способствует ясному и логически аргументированному выражению мысли)

Запоминание монологического высказывания Совместное групповое составление мультимодальной интеллект-карты (или ассоциативной карты), которая отражает основные и второстепенные идеи заданной темы в виде утверждений либо определений, изображений (образов) и также видео Приемы, соответствующие принципу осмысленного научения (соотнесение новой темы или концепции с уже существующими у обучающихся знаниями или накопленным опытом, в результате возникающие ассоциативные связи способствуют лучшему запоминаю)

Примечание: составлено автором

Данная таблица иллюстрирует иды деятельности, применяемые в процессе подготовки монологического высказывания, мультимодальные тексты, стимулирующие восприятие и понимание учебного материала, а также приемы и методы для осуществления различных видов деятельности.

Для критического осмысления темы монологического высказывания предлагается совместное групповое создание мультимодального текста (лонгрид), подбор интерактивных текстов, а также аудио и видео материалов по теме монологического высказывания. Процесс поиска и отбора информации по соответствующей теме, а также ее мультимодальность (вербальная, визуальная, аудиальная) и возможность ознакомиться с информацией, представленной коллегами и обсудить ее, способствует более детальному изучению и усвоению темы. Кроме того, групповая работа, графическое представление материала, сравнение, сопоставление, классификация информации облегчают процесс понимания, и критического осмысления материала.

При изучении словарного состава важную роль играет словообразование. Знание этимологической информации о словах и их метафорическом происхождении способствует развитию вокабуляра, помогает обучающимся предсказать или догадаться о значении слова, объяснить почему слово произносится именно так. Таким образом, выполнение упражнений

по словообразованию способствует пополнению словарного запаса. А также представление слов и словосочетаний в виде образов способствует лучшему их запоминанию. Просмотр видео по теме поможет выработке правильного произношения незнакомых слов. Грамматические упражнения с элементами игры активизируют внимание, зрительное и вербальное восприятие и память.

Совместное раскрытие темы, установление смысловой связи между представленными аспирантами сообщениями, а также фокусирование внимания на связующих и переходных словах и выражениях поможет обучающимся последовательно и связно изложить материал. Аргументирование высказывания, приведение доводов и обоснований предлагается выполнять посредством заполнения интерактивной доски или стены. Это дает возможность обучающимся поделиться своими суждениями друг с другом, а также написать комментарий к доводам коллег.

Для лучшего запоминания материала предлагается применение принципа осмысленного научения. Как известно, память не сохраняет поступающую информацию в низменном виде, на нее оказывают влияние предшествующие знания и способствуют запоминанию и процессу воспроизведения [3].

Мультимодальный текст является эффективным и более наглядным средством обучения, способствует лучшему пониманию материала и служит дополнительным стимулом повышения мотивации у обучающихся, поскольку в повседневной жизни обучающиеся используют презентации аутентичных материалов в виде аудио- и аудиовизуальных средств, диаграммы, инфографики, лонгриды изображения и т.д. Оформление материала и его визуальные характеристики - это то, что в первую очередь захватывает внимание и заинтересовывает обучающихся, и, как следствие, улучшает успеваемость. Для более полного исследования вопросов, связанных с использованием мультимодальных текстов при обучении иностранному языку, необходимо дальнейшее детальное изучение особенностей восприятия обучающимися мультимодальных текстов различной организации.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.

2. Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сборник научных трудов. М., 2010.

3. Ausubel D., Novak J., Hanesian H. Education psychology: A Cognitive view. Ney York 1978.

4. Kress G. Reading images: Multimodality, representation and new media// Information design journal. 2010. Vol. 12 (2). January.

5. SchmittN., Rogers P.H. Michael, An introduction to applied linguistics. New York, 2019.

М.А. Сарян

кандидат филологических наук, доцент доцент высшей школы лингводидактики и перевода Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Е-mail: saryan_ma@spbstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.