Научная статья на тему 'Формирование навыков межличностного общения сотрудников уголовно-исполнительной системы: опыт США'

Формирование навыков межличностного общения сотрудников уголовно-исполнительной системы: опыт США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / CORRECTIONAL FACILITY MANAGEMENT / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE EMPLOYEE OF A PENAL SYSTEM / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / NONVERBAL COMMUNICATION IN CORRECTIONAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морохова О.А.

Статья посвящена анализу особенностей межличностного общения сотрудников уголовно-исполнительной системы. На примере США автор рассматривает содержание и способы формирования коммуникативных умений сотрудников УИС с точки зрения бихевиористской теории, управленческой теории и теории лидерства. Автор подчеркивает важность формирования навыков межличностного общения сотрудников УИС для успешного проведения реформ в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морохова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of interpersonal communication skills of staff of a penal system: experience of the USA

Article is devoted to the analysis of features of interpersonal communication of staff of criminal and executive system. On the example of the USA the author considers the contents and ways of formation of communicative abilities of employees of UIS from the point of view of the behaviouristic theory, the administrative theory and the theory of leadership the Author emphasizes importance of formation of skills of interpersonal communication of employees of UIS for successful carrying out reforms in criminal and executive system.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков межличностного общения сотрудников уголовно-исполнительной системы: опыт США»

О. А. МОРОХОВА заведующая кафедрой профессиональной языковой подготовки

ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

O. A. MOROKHOVA

Формирование навыков межличностного общения сотрудников уголовно-исполнительной системы: опыт США

Formation of interpersonal communication skills of staff of a penal system:

experience of the USA

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей межличностного общения сотрудников уголовно-исполнительной системы. На примере США автор рассматривает содержание и способы формирования коммуникативных умений сотрудников УИС с точки зрения бихевиористской теории, управленческой теории и теории лидерства. Автор подчеркивает важность формирования навыков межличностного общения сотрудников УИС для успешного проведения реформ в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: управление деятельностью исправительных учреждений, межличностное общение, коммуникативные умения сотрудника уголовно-исполнительной системы, невербальная коммуникация.

Abstract. Article is devoted to the analysis of features of interpersonal communication of staff of criminal and executive system. On the example of the USA the author considers the contents and ways of formation of communicative abilities of employees of UIS from the point of view of the behaviouristic theory, the administrative theory and the theory of leadership the Author emphasizes importance of formation of skills of interpersonal communication of employees of UIS for successful carrying out reforms in criminal and executive system.

Key words: correctional facility management, interpersonal communication, communicative abilities of the employee of a penal system, nonverbal communication in correctional facilities.

Подготовка сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудник УИС, пенитенциарный сотрудник) является одним из рычагов успешного проведения реформ в уголовно-исполнительной системе. Именно в процессе обучения происходит становление профессионализма: формирование базовых умений, навыков и компетенций, необходимых для успешного выполнения своих обязанностей.

В данной статье мы обращаемся к опыту США для того, чтобы проанализировать содержание и способы решения проблем, связанных с формированием коммуникативных навыков сотрудников УИС, поскольку, как пишет

Е. Ю. Рогачева, «именно сравнительно-педагогические исследования призваны дать объективную картину мирового образовательного пространства...» [1]. В настоящей статье навыки межличностного общения рассматриваются с точки зрения бихевиористской теории, управленческой теории и теории лидерства.

Неоспорим тот факт, что для сотрудника УИС важны не только физические, но и умственные навыки. Для эффективного выполнения своих обязанностей он должен не просто выполнять поставленные задачи, но и обладать определенными знаниями, умениями и компетенциями. В частности, для пенитенциарного сотрудника очень важны коммуникативные

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

умения, и в США, как показывает анализ, в процессе обучения уделяется достаточное внимание их формированию.

В научной литературе США глубоко разработана типология навыков межличностного общения в разных ситуациях. Так, навыки межличностного общения в государственных учреждениях включают речевую коммуникацию (нормативное использование языка; активное слушание; понимание; информирование, выражение просьбы; высказывание критических замечаний; умение формулировать вопросы; отбор ключевых слов; речевые реакции на конфликтное поведение, жалобы, агрессивные высказывания; использование тона и громкости голоса для контролирования ситуации), невербальную коммуникацию (выражение лица, язык тела, контакт глазами, жесты, позы, соблюдение дистанции в разговоре) и письменную коммуникацию (правильное использование письменных норм, навыки подготовки отчетов) [2].

В традиционной системе подготовки сотрудника УИС в США основное внимание уделялось формированию навыков обеспечения безопасности: проведению проверок, обысков, пресечению беспорядков и составлению отчетов. В руководстве по межличностному общению делается вывод, что в современной системе подготовки сотрудника УИС упор делается на формирование навыков межличностного общения сотрудников с осужденными и коллегами [3].

Американские исследователи приходят к важному заключению: «то, как осуществляет общение пенитенциарный сотрудник, имеет решающее значение для выполнения его работы» [4]. Эффективная коммуникация необходима как для общения с осужденными, так и для общения с коллегами.

К специфическими чертам коммуникации сотрудника УИС следует отнести умение в четкой, ясной, сжатой форме донести содержание распоряжений; умение убедить осужденного в необходимости правопослушного поведения; умение выступить в качестве арбитра в ситуации спора или конфликта; умение добиваться результата без стычек и ссор. С речевой коммуникацией также тесно связано умение анализировать поведенческие реакции: знание и понимание причин негативного поведения,

способы выражения и контролирования эмоций, использование визуальных подсказок (особенности поведения, настроения, внешнего вида) [5].

Большая часть общения между сотрудником и заключенными - это указания и распоряжения. С точки зрения бихевиористской теории, сотруднику также важно понимать, что его слова вызывают определенные эмоции у осужденного, которые, в свою очередь, оказывают значительное влияние на его поведение. Сотруднику УИС зачастую приходится работать с людьми, недовольными своим положением. Очень важно уметь говорить откровенно и использовать голос и интонации для того, чтобы управлять эмоциями. Как правило, общение между сотрудником и осужденными происходит лицом к лицу, и следует при этом проявлять вежливое и профессиональное отношение. Если офицер прибегает к эмоциональным выражениям, сленгу или легкомысленным замечаниям, это может вызвать агрессивное поведение и стать угрозой безопасности. Проявление сочувствия такими междометиями, как «да-да», «ага-ага», помогает осужденному почувствовать, что его слышат, это создает атмосферу взаимопонимания. Иногда для обеспечения безопасности или по другим причинам сотрудник должен отдавать короткие, прямые команды, например требование стоять в очереди или оставаться в камерах. Такой тип коммуникации предназначен для устных распоряжений. Для этого используются короткие, простые фразы - так называемый простой язык (например, акроним KISS: «Keep It Short and Simple» (англ.) - «говорите кратко и просто») [6].

Помимо вербальной, также важна невербальная коммуникация. Сотрудник УИС должен установить контакт глазами с осужденным, а также занять позу, которая не выражает угрозу или не оказывает давление. «Ваша поза должна выражать силу, уверенность, заинтересованность и контроль» [7]. Примером позы, которая выражает агрессивное поведение, являются скрещенные на груди руки.

Американский исследователь Р. Байнем рассматривает коммуникацию пенитенциарного сотрудника с точки зрения теории лидерства. Согласно концепции Р. Байнема, он должен быть лидером для своих подчиненных, уметь

21

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2015

контролировать ситуацию и способствовать успеху в реабилитации осужденного. Лидер обладает определенными ценностями, взглядами, этическими нормами, способностью мотивировать и вдохновлять, генерировать новые идеи и использовать полученные знания в определенной ситуации [8].

Обратимся к позиции авторов книги «Социальные навыки для менеджеров исправительного учреждения», рассматривающих коммуникативные навыки сотрудника исправительного учреждения с точки зрения управленческой теории. В терминологии авторов данной книги сотрудника УИС можно назвать менеджером/управляющим деятельностью осужденных, специалистом по логистике, который следит за всеми передвижениями осужденных в учреждении, а также является главным источником информации для осужденных и главным омбудсменом (сотрудником, рассматривающим жалобы на государственные учреждения). Пенитенциарный сотрудник также играет немаловажную роль в реабилитации осужденного. Авторы указывают, что половина осужденных указывают на персонал исправительных учреждений как на главный фактор их исправления. Однако в обучении недостаточно внимания уделяется «новым способам управления осужденными таким образом, чтобы способствовать их исправлению» [9]. По мнению авторов книги, традиционно сотрудник УИС занимается «поддержанием порядка» и недостаточно внимания уделяется его умению «налаживать отношения с людьми». Более того, сотрудники должны уметь управлять осужденными таким образом, чтобы добиваться результатов без стычек и ссор.

В заключение следует отметить, что для успешной реализации реформы УИС «от возмездия к реабилитации» сотруднику УИС чрезвычайно важны развитые коммуникативные умения - и в устном общении, и в письменном. Эффективная коммуникация между сотрудниками исправительного учреждения и осужденными является неотъемлемой частью рационального управления деятельностью исправительных учреждений. ^

1. Рогачева Е. Ю. Педагогическая компаративистика в XXI веке: опыт и перспективы. Владимир, 2010. 404 с.

2. Neville L. Interpersonal Skills for the People Professions: Learning from Practice. Reflect Press ; 1st ed, 2012. P. 28.

3. Interpersonal Communication in the Correctional Setting: Instructor. Guide / U.S. Department of Justice. National Institute of Corrections, 2004. P. 44.

4. Delaney K. Introduction to Effective Communication Skills. URL: http://voices.yahoo.com /introduction-effective-communication-skills-5227995. html (дата обращения: 01.10.2014).

5. Sampl S., Wakai S., Trestman R., Keeney E. M. Functional Analysis of Behavior in Corrections: Empowering Inmates in Skills Training Groups // Journal of Behavior Analysis of Offender and Victim: Treatment and Prevention. 2008. № 1(4). P. 51.

6. Grubb R., Hemby K. V. Effective communication for criminal justice professionals. Wadsworth Publishing, 2003. P. 36.

7. Interpersonal Communication in the Correctional Setting / Texas commission on law enforcement. Officer standards and education. Course Number 3503. 2007. Р. 8.

8. Bynum R. Staff Education in Criminal Justice: Transformational Leadership. VDM Verlag Dr. Müller, 2006. Р. 125.

9. Sampson S. J. Blakeman J. D., Carkhuff R. R. Social Intelligence Skills for Correctional Supervisors/ Managers. HRD Press, 2006. Р. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.