Научная статья на тему 'Проблема формирования культуры профессионального общения сотрудника уголовно-исполнительной системы'

Проблема формирования культуры профессионального общения сотрудника уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / СОТРУДНИК УИС / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATION CULTURE / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ ФСИН РОССИИ / DEPARTMENTAL HIGH SCHOOL OF THE FPS OF RUSSIA / PENAL OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неклюдова Виктория Валентиновна, Пискунов Андрей Иванович

Статья посвящена изучению вопросов воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы. Проанализировано значение обучения в ведомственном вузе ФСИН России в формировании культуры профессионального общения. Представлены результаты собственного исследования по диагностике ориентационного стиля профессионального общения (использована методика А.В. Морозова). Даны рекомендации по воспитанию профессионального общения сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неклюдова Виктория Валентиновна, Пискунов Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF THE CULTURAL COMMUNICATION OF THE PROFESSIONAL EMPLOYEE IN THE PENAL SYSTEM

The article is devoted to the issues of education of the employees of the penal system. The importance of training in departmental institution of the FPS of Russia in forming a culture of professional communication is analyzed. The results of the own research on the diagnosis of the orientational style of professional communication are presented (the method of A.V. Morozov is used).There were given the recommendations on the education of professional communication of the penitentiary system staff.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования культуры профессионального общения сотрудника уголовно-исполнительной системы»

практические действия в смоделированных криминально опасных ситуациях преимущественно носят неправильный или частично правильный характер, демонстрируют излишнюю доверчивость, медленную реакцию на происходящие события, что в реальной жизни может привести к плачевным последствиям. Проблема формирования готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых детей сложна и многогранна, что указывает на необходимость её дальнейшего изучения.

Литература:

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - Мн.: Изд-во «Университетское», 1985. - 206 с.

2. Елисеева Н. В. Формирование готовности учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Елисеева; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2007. - 23 с.

3. Лызь Н. А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: дис. ... д-ра пед. наук / Н. А. Лызь; Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Таганрог, 2006. - 399 с.

4. Сорокина Л. А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Сорокина; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2010. - 199 с.

Педагогика

УДК 37:343.83

кандидат медицинских наук, доцент кафедры истории, социологии и права Неклюдова Виктория Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный

аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова» (г. Пермь); кандидат экономических наук, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

подполковник внутренней службы Пискунов Андрей Иванович

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Пермский институт ФСИН России (г. Пермь)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы. Проанализировано значение обучения в ведомственном вузе ФСИН России в формировании культуры профессионального общения. Представлены результаты собственного исследования по диагностике ориентационного стиля профессионального общения (использована методика А.В. Морозова). Даны рекомендации по воспитанию профессионального общения сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, сотрудник УИС, воспитание, культура профессионального общения, ведомственный вуз ФСИН России.

Annotation. The article is devoted to the issues of education of the employees of the penal system. The importance of training in departmental institution of the FPS of Russia in forming a culture of professional communication is analyzed. The results of the own research on the diagnosis of the orientational style of professional communication are presented (the method of A.V. Morozov is used).There were given the recommendations on the education of professional communication of the penitentiary system staff.

Keywords: penitentiary system, penal officer, upbringing, professional communication culture, departmental high school of the FPS of Russia.

Введение. Проблемы адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), текучести кадров, профессиональной деформации в процессе прохождения службы в Федеральной службе исполнения наказания (ФСИН) России - лишь часть перечисленных нерешенных вопросов профессиональной подготовки сотрудников УИС.

Актуальность вопросов воспитания, формирования культуры профессионального общения сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний России обусловлена особенностями службы в сложных, опасных условиях учреждений ФСИН, социальной направленностью деятельности УИС и повышенной социальной ответственностью сотрудников.

Формулировка цели статьи. Проанализировать вопросы воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы. Рассмотреть значение обучения в ведомственном вузе ФСИН России в формировании культуры профессионального общения. Диагностировать и представить результаты собственного исследования сотрудников УИС по выявлению ориентационного стиля профессионального общения. Дать рекомендации по воспитанию профессионального общения сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Изложение основного материала статьи. Воспитание профессионально компетентных, деятельных, готовых и стремящихся к саморазвитию сотрудников ФСИН России - сложный многоплановый и многоступенчатый процесс, проводимый различными учреждениями уголовно-исправительной системы. Воспитание сотрудников УИС подчинено общим принципам воспитания и имеет специфические особенности, обусловленные особыми условиями службы.

Являясь одним из взаимосвязанных составных компонентов образовательного процесса, воспитание как неотделимый процесс от обучения реализует формирование социально-личностных компетенций. В своих трудах В.И. Загвязинский определил следующие социально-личностные компетенции:

- морально-этическую компетентность;

- социально-гражданскую компетентность;

- профессионально-трудовую компетентность;

- эколого-валеологическую компетентность;

- художественно-эстетическую компетентность;

- коммуникативную компетентность;

- компетентность личностного самосовершенствования [2].

Учеными-педагогами рассматривается процесс воспитания как общественная функция, посредством которой передается, усваивается и развивается социально ценный опыт поколений. По мнению Н.А. Тюгаевой, воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы выступает как специально организованный педагогический процесс, осуществляемый субъектами воспитательной деятельности с целью формирования профессионально компетентных, обладающих организаторскими способностями, инициативных, высоконравственных работников.

Как утверждает Н.А. Тюгаева, специфика принципов воспитания сотрудников УИС обусловлена особенностями условий исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения, влиянием основных положений уголовного и уголовно-исполнительного права.

В структуре каждого принципа выделяют ведущую идею, отражающую объективные закономерности процесса воспитания (зависимость процесса от характера и уровня общественных отношений; социальной среды; характера и содержания деятельности; межличностных отношений; руководящей роли субъекта и др.), и правила (требования, условия), необходимые для практической реализации (коллективистская направленность процесса; его содержание, формы и методы воздействия; развитие личности и др.).

В результате анализа нормативно-правовой базы и педагогической деятельности были выделены следующие группы принципов воспитания работников УИС:

1) организационные педагогические принципы: принцип синергийности и принцип научности;

2) содержательные педагогические принципы: экзистениальная ориентированность, социогражданская направленность, законность;

3) методические принципы: опора на положительное в личности и коллективе, единство воспитания и самовоспитания.

Принцип синергийности заключается в целостности и согласованности действий всех субъектов воспитания сотрудников УИС. Посредством реализации принципа научности происходит связь воспитательной деятельности с научными достижениями; приобщение к общечеловеческим ценностям и нормам национальных культур; содействие сотруднику УИС в адаптации к постоянным изменениям окружающего мира и собственной личности. Принцип экзистенциальной ориентированности основывается на признании человека высшей ценностью, защиты его прав и свобод, человеколюбии, вследствие которых формируются нравственные привычки и развиваются такие профессионально значимые качества, как соблюдение субординации, ответственности, уважения и готовности взаимопомощи. Принцип социогражданской направленности представляет собой равновесие личных и общественных интересов, что является условием для развития у сотрудников УИС гражданственности, патриотизма, служебного долга, ответственности. Принцип законности подразумевает изучение сотрудниками УИС прав и обязанностей, обязательное соблюдение правовым предписаниям, что является основой развития правосознания: от знания - к поступку, от поступка - к убеждению; а также следование нравственным принципам [5].

Профессиональное общение сотрудника уголовно-исполнительной системы имеет значимые отличия даже от другой службы (ОВД, противопожарная служба, военная служба и т.д.) вследствие особенностей среды, в которой происходит общение (более половины рабочего времени сотрудник УИС взаимодействует с осужденными), что является основанием считать профессиональное общение специальной служебной задачей.

Эффективное служебное общение сотрудника УИС - показатель сформированной коммуникативной компетентности и профессиональной успешности сотрудника, проявляющейся в социально-психологической адаптации в учреждении уголовно-исполнительной системы, формировании профессионального мастерства, карьерном росте и т.д.

С целью установления связи между наличием и уровнем коммуникативных навыков и степенью профессиональной успешности сотрудников исправительных учреждений Т.П. Даниличевой и А.Ф. Караваевым было проведено экспериментальное исследование. В результате психодиагностики с использованием 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным, авторской анкеты по определению удовлетворенности от общения с коллегами и собственной активности в коммуникативных отношениях на службе, внешнего оценивания коммуникативных свойств и навыков была выявлена прямая зависимость между профессиональной успешностью и развитыми коммуникативными умениями и навыками [1].

Профессиональное общение сотрудника уголовно-исполнительной системы помимо служебного общения с коллегами включает обязательное взаимодействие с осужденными с целью перевоспитания последних, что накладывает дополнительную ответственность на сотрудника исправительного учреждения.

С целью выявления понимания сотрудниками УИС различных регионов страны (стаж работы в должности начальников отрядов, старших воспитателей от 1-го года до 6 лет) сущности и особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных, готовности к его реализации в условиях исправительных учреждений Э.В. Зауторовой была разработана авторская анкета и проведено исследование сотрудников ФСИН. Материал данной анкеты предназначен для оценки готовности основных субъектов педагогического процесса к воспитательному процессу, наличия собственной точки зрения на решение проблемы его осуществления, самооценки личностных качеств, характеризующих степень профессионально-педагогической компетентности, а также для выявления аргументов для сотрудника, являющихся наиболее убедительными при организации данного процесса, мнения практических работников о реальном влиянии уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных на их исправление. В результате исследования Э.В. Зауторовой выявлен низкий уровень профессионально-педагогической компетентности (68 % опрошенных сотрудников), то есть большинство сотрудников не готовы к реальному процессу нравственно-эстетического воспитания осужденных [3].

Выше описанные в научной литературе проблемы сотрудников уголовно-исправительной системы, а также требования, предъявляемые к сотрудникам обществом и системой, являются основой для рассмотрения вопроса формирования культуры служебного общения сотрудников УИС.

Под профессиональным общением сотрудника уголовно-исполнительной системы понимаем сочетание разноплановых видов общения: с сотрудниками в коллективе; общение с лицами, причастными к совершению преступлений; общение с осужденными; общение с должностными лицами, представителями общественности и т.д. Профессиональное общение в учреждениях УИС отличается: формализованностью и регламентацией (Устав, функциональные обязанности, приказы, нормативные акты, должностные инструкции и т.д.), сочетанием общественных (коллективных) и личных целей и интересов сотрудников; тесным контактом сотрудников в служебной обстановке (при минимизации общения вне службы). Общение «по горизонтали», «по вертикали», с работниками других служб - типично для различных организаций, но более формализовано и регламентировано, а общение со спецконтингентом (осужденными и лицами, находящимися под следствием) - уникально.

Вопросы формирования культуры профессионального общения сотрудников УИС решаются на различных этапах психолого-педагогического воздействия: от образовательных учреждений до исправительных учреждений.

Так, при получении высшего образования в ведомственных вузах ФСИН России формированием культуры профессионального общения курсантов занимается руководство вуза, командиры учебно-строевых подразделений, профессорско-преподавательский состав гуманитарных и профильных кафедр -преподаватели философии, истории, социологии, психологии, русского языка, иностранного языка, профессиональной этики, юриспруденции и других дисциплин, изучающих человека с различных сторон, а также психологическая служба и другие подразделения вуза (библиотека, музей и т.д.).

Лишь при совместных действиях всех выше перечисленных субъектов педагогического процесса возможно развитие коммуникативной компетентности, необходимой для формирования сотрудника УИС, обладающего культурой профессионального общения.

С целью изучения уровня сформированности какого-либо стиля профессионального общения сотрудников ФСИН России было проведено исследование ориентационного стиля профессионального общения по методике А.В. Морозова.

Эмпирической базой исследования выступает Пермский институт ФСИН России. Субъектом исследования являются сотрудники ФСИН России, обучающиеся по программам бакалавриата Пермского института ФСИН России. Простую случайную выборку составили слушатели факультета заочной формы обучения различных курсов направлений подготовки: «Юриспруденция», «Зоотехния» в количестве 105 человек, обоих полов, возраст 21-35 лет. Использованный метод психодиагностики: тест-исследование ориентационного стиля профессионального общения А.В. Морозова [4].

В результате исследования слушателей факультета заочного отделения были получены следующие данные:

• 42,3 % опрошенных слушателей показали ориентационный стиль профессионального общения «ориентация на действие», для которого характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой, часто взволнованы;

• 28,4 % опрошенных слушателей показали ориентационный стиль профессионального общения «ориентация на людей», для которого характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональные, чувствительные, сопереживающие и психологически ориентированные;

• 21,7 % опрошенных слушателей показали ориентационный стиль профессионального общения «ориентация на процесс», для которого характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Они честны, многословны и малоэмоциональны;

• 7,6 % респондентов показали ориентационный стиль профессионального общения «ориентация на перспективу, будущее». Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понимать [4].

Данные результаты психодиагностики ориентационного стиля профессионального общения необходимо использовать при дальнейшем формировании культуры профессионального общения сотрудников УИС.

С целью психокоррекции ориентационного стиля профессионального общения «ориентация на людей» рекомендуем командирам учебно-строевых подразделений и преподавателям ведомственных вузов ФСИН России обратить внимание на формирование коммуникативной компетентности, эмпатийных свойств личности обучающихся (будущих и действующих сотрудников УИС).

Выводы. Обобщая вышесказанное, необходимо отметить важность формирования культуры профессионального общения сотрудника уголовно-исполнительной системы. От уровня развития коммуникативной компетентности зависит социально-психологическая адаптации сотрудников УИС, обеспеченность уголовно-исполнительной системы специалистами, обладающими развитыми коммуникативными способностями, владеющими техникой и методикой профессионального общения как с сотрудниками, так и с осужденными.

Литература:

1. Даниличева Т.П., Караваев А.Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития / Т.П. Даниличева, А.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2003. - № 2 (20). - С. 44-47.

2. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.

3. Зауторова Э.В. Профессионально-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к процессу нравственно-эстетического воспитания осужденных / Э.В. Зауторова // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.): в 8 т. - Т. 4 Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитательная, социальная и психологическая работа в уголовно- исполнительной системе»: в 2 ч. - Рязань: Академия ФСИН России, 2017. - С. 44-50.

4. Методика А.В. Морозова «Исследование ориентационного стиля профессионального общения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsetesti.ru/153/ (дата обращения 01.04.2018)

5. Тюгаева Н.И. Принципы и специфика воспитания работников уголовно-исполнительной системы / Н.И. Тюгаева // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.): в 8 т. - Т. 4 Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитательная, социальная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе»: в 2 ч. - Рязань: Академия ФСИН России, 2017. - С. 132-137.

Педагогика

УДК 37: 1+574

доктор педагогических наук, профессор Неустроев Николай Дмитриевич

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск);

кандидат педагогических наук, доцент Григорьева Любовь Ивановна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск);

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Анна Николаевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Непрерывное экологическое образование и воспитание было признано одной из важнейших основ устойчивого развития Республики Саха (Якутия). Активизировалось общественное экологическое движение в улусах (районах) республики. Программа экологического образования и воспитания школьников представляет собой синтез федерального и регионального компонентов, общего и особенного, краеведческого подходов в реализации требований ФГОС нового поколения. Вся жизнь и природоохранная деятельность учащихся происходит в родной природной среде, что играет немаловажную роль в формировании у них ценностей на основе культурных традиций родного народа: развиваются нравственные ценности в духе неписаных законов и правил предков, заповедей, благословений-алгысов, что характеризуется как особенное этноэкологическое сознание.

Ключевые слова: природа, среда, экологическое образование и воспитание, учащиеся, формирование, ценности, традиции народа, этноэкологическое сознание.

Annotation. Continuous ecological education was recognized as one of the most important bases of sustainable development of the Republic of Sakha (Yakutia) . The social ecological movement in uluses (areas) of the republic became more active. The program of ecological education of schoolchildren represents synthesis of federal and regional components, the general and special, local history approaches in implementation of requirements of FSES of new generation. All life and nature protection activity of pupils occurs in the native environment that plays an important role in formation of values on the basis of cultural traditions of the native people: moral values are developed in the spirit of unwritten laws and rules of ancestors, precepts, blessings-algys that is characterized as special ethnoecological consciousness.

Keywords: nature, environment, ecological education and education, pupils, formation, values, traditions of the people, ethnoecological consciousness.

Введение. Общеизвестно, что среда человека охватывает совокупность природных и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Под понятием «природная среда» воспринимается совокупность «географической среды». Далее, распространение термина «окружающая среда» имеет разное толкование. В начале оно ограничивалось характеристикой биологических и физических факторов. Впоследствии включает в себя социальные, экономические, технические факторы. Сегодня элементами окружающей среды признаются не только природные и материальные объекты, но все люди с их социальными проблемами.

Исследуя проблему взаимосвязи личности, общества и природы, В.И. Вернадский рассматривал человеческую личность и природу в нерасторжимом единстве и утверждал, что качественное состояние биосферы развивается под влиянием человечества. Это полностью подтверждается современными реалиями, когда мощное развитие производительных сил поставило под угрозу существование самой жизни на земле. Негативные последствия нарушения природных систем носят не только локальный, региональный, но и глобальный характер и приводят к возникновению экологических проблем повсеместно [1, с. 3].

В решениях 1 республиканского съезда по природы Якутии, состоявшегося в апреле 1995 г., и в докладе экс-президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева непрерывное экологическое образование и воспитание было признано одной из важнейших основ устойчивого развития нашей республики. Активизировалось общественное экологическое движение в улусах, возникли такие начинания «Экология начинается со двора», «Якутская женщина - хозяйка алааса», проведена научно-практическая конференция «Экологическое образование и воспитание в Республике Саха (Якутия), разработана «Концепция непрерывного экологического воспитания в Республике Саха (Якутия) [4, с. 76].

Для создания экологической образовательно-воспитательной среды мы исходили из следующих теоретических положений:

- природная среда одновременно воздействует на все органы чувств;

- восприятие природной среды обусловлено характером деятельности;

- восприятие природной среды во многом определяется этноцентрически;

- восприятие природы как среды характеризуется целостностью, что является важнейшей особенностью [2].

Понятие «образовательная среда» академики РАО Рубцов В.В., Лернер И.Я. определяют как явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места. Наряду с терминами «образование» и «среда» активно используется в педагогике еще целый ряд подобных терминов, таких как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.