(д., 14 л.). «Я думаю, что бессмыслицы. Все из нас каждый день сидят в соц. сетях. Это не дает много смысла» (д., 14 л.). Свое мнение «одинаково» или «по-разному» школьники обосновывали тем, что понимание соотношения между смыслом и бессмыслицей может меняться в процессе взросления человека и необходимости решать разные жизненные проблемы. «По-разному. Смотря, у какого человека или в определенной ситуации» (д., 14 л.).
Подведем итоги исследования. Оно было проведено в сложных социально-экономических условиях, связанных с тяжелой экологической обстановкой в нашей стране и на планете в целом. Анкетирование показало, что восьмиклассники дифференцируют понятия «смысл жизни» и «смысл своей жизни», но в ходе раскрытия их содержания продвигаются неравномерно. Они осознают возможность становления полярных (позитивных и негативных) жизненных смыслов, их изменение в процессе взросления и влияние на судьбу человека. В результатах размышлений школьников отразилось повышение уровня значимости и целостности жизненного смысла «семья» и как компонента в структуре смысла собственной жизни, и как фактора, влияющего на его становление и развитие в разных жизненных обстоятельствах. Для нас очень важно, что в ходе решения задачи на смысл жизни у некоторых школьников проявилась потребность в общении с психологами и педагогами, владеющими психологическими знаниями на высоком уровне. Мы полагаем, что было бы целесообразно в учебные программы и учебники по психологии для школьников включить раздел, освещающий проблемы смысла жизни человека.
Литература
1. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. - М., Обнинск: ИГ - Социн, 2010. - 72 с.
2. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 - 27. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (Дата обращения 24.01.2019).
3. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» //Психологический журнал. 1995, Т. 16, № 2. С. 15 - 26.
УДК 37.012
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ
Манина Ирина Ивановна, магистр психологии, педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБОУ «Лицей № 3», соискатель научной степени, Психологический институт Российской академии образования, преподаватель кафедры организационной психологии МИП,e-mail:[email protected]
Аннотация
В практико-ориентированной статье описываются некоторые методы развития навыков эффективного общения (коммуникативных навыков) у подростков. Приводятся примеры упражнений, способствующих развитию навыков самопознания, гибкости, конгруэнтности, сотрудничества, креативности, которые, в свою очередь, способствуют формированию коммуникативных навыков.
Ключевые слова: самопознание, эффективное общение, подростки, сотрудничество, конгруэнтность.
FORMATION OF EFFECTIVE COMMUNICATION SKILLS IN TEENAGERS
Manina Irina Ivanovna. Master of Psychology, teacher-psychologist of the highest
qualification category MBOU "Lyceum No. 3", applicant for a scientific degree at the
Psychological Institute of the Russian Academy of Education, teacher of the Department of Organizational Psychology at MIP, e-mail: [email protected]
Abstract
This practice-oriented article describes some methods of developing effective communication skills (communication skills) in adolescents. Examples of exercises that contribute to the development of skills of self-knowledge, flexibility, congruence, cooperation, creativity, which, in turn, contribute to the formation of communication skills, are given.
Keywords: self-knowledge, effective communication, adolescents, cooperation, congruence
В исследованиях, посвященных проблемам смысла жизни, большое внимание уделяется изучению возможности влияния психолого-педагогической работы на ценностно-смысловую сферу современного подростка. Разрабатываются авторские обучающие программы, ориентированные на помощь подросткам в процессе поиска смыслов собственной жизни, осознании своей ответственности за их осуществление, развитии творческого потенциала. Широко используются разнообразные диагностические средства, позволяющие выявить условия, способствующие становлению у подростков позитивных смыслов жизни. Наблюдения и результаты практико-ориентированных исследований показывают, что «смыслостроительство» успешнее происходит в условиях обогащения жизненного опыта навыками межличностного общения. Однако в современных условиях рыночно-дистанционного образования, когда дети, «уткнувшись в гаджет», отказываются даже, например, от игр со сверстниками во дворе, учителю все труднее помочь им овладеть необходимыми навыками.
Доступность социальных сетей и абсолютно любой информации в интернете значительно меняет сознание подростков. Современные подростки отличаются от тех, которые были 10 и даже 5 лет тому назад. Некоторые ребята технически грамотнее своих родителей, и, что очень печально, многих учителей. У подростков создаётся иллюзия собственной гениальности и всезнайства, что отрицательно влияет на взаимоотношения со взрослыми, как с родителями, так и с учителями. Из-за доступности любой информации в интернете, тысяч советов и мнений от множества блогеров в Instagram и Youtube подростки начинают слушать не родителей или учителей, а популярных блогеров. Часто они убеждены, что истина — в сети, а не в устах родителей или классных руководителей. Система авторитетов расшатана, и, как следствие, изменяются ценности и установки, снижается дисциплина на уроках, возрастает уровень речевой агрессии и ограничение словарного запаса, заменяемого нецензурными выражениями, а порой - откровенной бранью. Современных подростков трудно в чем-то убедить, хотя у них самих отмечается большая проблема с аргументаций в споре. Точнее, спорить цивилизованно и эффективно у многих не получается, зачастую спор переходит в оскорбления или потасовку, в ход идут не аргументы, а сила удара. На основе опыта работы в образовательной организации и общения с подростками, нами были выявлены основные причины неумения подростков вступать в конструктивный диалог и вести его. Это отсутствие понимания другого человека и собственных потребностей, эмоциональная глухота, отсутствие понимания собственных границ и границ личного пространства других людей.
На проходившем Фестивале современного урока в марте 2021 года нами была предложена программа занятия с элементами тренинга, которая была представлена экспертам на муниципальном уровне. Программа занятий «Формирование коммуникативных навыков у подростков» получила высшую оценку и рекомендацию к дальнейшему использованию классными руководителями и школьными психологами.
В данной статье приводятся некоторые упражнения на развитие самопознания, эмпатии, гибкости, конгруэнтности, фокусировки внимания, креативности, сотрудничества, умения контролировать себя и товарищей, делать выводы и рефлексировать.
Занятия состояли из 4 этапов, в каждом из которых была небольшая теоретическая часть и одно-два упражнения на закрепление полученных знаний.
Первый этап - ознакомительный - включал в себя выступление психолога и несколько слайдов презентации. Ребятам было предложено прояснить и озвучить собственное понятие слов «общение» и « коммуникация», определить роль и место коммуникации в жизни каждого человека. В направленной дискуссии подростки пришли к тому, что эффективная коммуникация становится возможной тогда, когда люди доверяют друг другу и понимают друг друга. Психолог предположил, что для понимания другого необходимо понять себя. Подростки согласились и им было предложено упражнение на самопознание. Самопознание - именно то, с чего следует начинать, по нашему мнению, формирование у подростков навыков эффективного общения.
Ниже приведены некоторые упражнения для развития навыков эффективной коммуникации.
1.Упражнение «Кто я?». В течение 5 минут написать 15 ответов на вопрос: «Кто я? Какой я?». Например: «Я — ученик», «Я — россиянин», «Я люблю бегать по утрам» и т.д. Рекомендации ведущего были следующие: «Уделите внимание особенностям, свойственным именно вам, а не многим людям вообще (типа «Я — человек»)».
2.Направленная дискуссия на основе просмотра мультфильма «Птички», производства компании Pixar, позволила глубже погрузиться в тему эффективной коммуникации, понимания себя и других. Была затронута тема негативной коммуникации и травли в сообществе ровесников: актуальной теме из школьной жизни.
3. Игра «Мозаика» способствовала развитию умения работать в команде, прислушиваться к мнению других участников, собранности, сплочённости.
Участники получали из рук ассистента конверт с одним из шести фрагментов открытки. Ведущий: «У каждого из вас в руках находится фрагмент открытки. Вам нужно найти участников, у которых есть похожие фрагменты и составить целую картинку. Таким образом, собрав картинку из 6 фрагментов, вы все становитесь участниками одной команды. Команда, которая первая соберет картинку, объявляется победителем.
Теоретическая часть. Слово ведущего психолога: «Есть такая пословица «Доброе слово и кошке приятно». В разговоре человеку приятно слышать своё имя, добрые слова в свой адрес. Доказано, что звук своего имени и добрые слова добавляют энергии и улучшают настроение. Сейчас, каждый из участников команды (по результатам предыдущей игры), по очереди встанет в круг, а другие ребята будут обращаться к стоящему в центре круга по имени и говорить ему добрые слова, отмечая хорошие качества своего товарища, -комплименты.
4.Упражнение «Комплименты» формировало внимание к другому, навык принятия другого, фиксации на хорошем качестве человека, умении принимать и говорить добрые слова.
Пояснение ведущего: «Каждый по очереди становится в центр импровизированного круга. Все по очереди говорят ему добрые слова - комплименты. Тот, кто в центре, выслушивает и благодарит».
5.Упражнение «Карусель и фанты» тренирует умение гибко изменять свое поведение в различных ситуациях.
Для выполнения этого задания необходимо разделить подростков на две равные группы. ПЕРВЫЕ - образует внутренний круг, ВТОРЫЕ — внешний, лицом к лицу. У каждого участника должна быть пара. Тот, у кого нет пары, может стать помощников ведущего.
Ведущий даёт задание, которое каждый участник выполняет с тем, кто стоитнапротив в кругу, а затем — наоборот. После выполнения каждого задания весь внешний круг
сдвигается на одного человека вправо, ШАГ ВПРАВО — и у каждого участника внутреннего круга появляется новый партнер для следующего задания.
Задания:
— поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами;
— представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным) или именем героя из сказки ( фильма) так, как сделал бы этот герой;
— задайте человеку один интересующий вас вопрос; — рядом с вами — расплакавшийся ребенок, успокойте его;
— представьте ситуацию: вы сидите в купе поезда, и вдруг входит известный актёр, певец или спортсмен, поклонником которого вы давно являетесь. Поздоровайтесь с ним и задайте ему один интересующий вас вопрос.
Теоретическая часть. Умение определять эмоциональное состояние человека важно. Особенно, если такой человек немногословен, но с ним вам приходится часто общаться. Неумение распознавать и проявлять эмоции часто приводит к конфликтам.
Сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные — умение «читать» состояние и настроение человека по его внешнему виду.
6.Упражнение «Эмоции» состоит из двух заданий и позволит прояснить, какие эмоции уже знакомы подросткам, как их они смогли бы определить и изобразить. Затем психологи расширяют знания об эмоциях, демонстрируя на слайде список эмоций.
Задание 1: написать на листочке знакомые эмоции - за 2 минуты. Озвучить их по желанию. После этого демонстрируется слайд и подросткам предлагают разделить в своих записях эмоции на положительные и условно отрицательные. Проводится обсуждение и, после обсуждения, упражнение продолжается.
Задание 2. Ведущий на ухо называет добровольцу-водящему состояние, которое он должен продемонстрировать перед участниками своим поведением — всем, кроме слов и письма. Участники отгадывают (не обязательно дословно, но приблизительный смысл). Водящий сменяется после каждого задания.
Список состояний:
— хочу спать;— я уверен в себе;
— пожалей меня;— обратите на меня внимание;
— а у меня по контрольной «5» — ой, боюсь, боюсь;
— у меня есть тайна;— я вам всем покажу!;
— я стесняюсь;— ребята, давайте жить дружно.
В финале занятия проводится обратная связь с каждым подростком-участником.
Подобные занятия помогут участникам лучше понять друг друга, и, если это ученики одного класса, снизить конфликтность в группах, улучшить взаимоотношения между подростками. Если классный руководитель возьмёт на себя труд проводить подобные занятия с обучаемыми регулярно, то трансформация во взаимоотношениях подростков будет способствовать формированию эффективной коммуникации. А это поможет ребятам успешнее строить и развивать социальные связи, искать и находить жизненные смыслы, стать достойными гражданами своего Отечества.
УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
Ковалева Татьяна Алексеевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9»; Рославль, 15 микрорайон, дом 33,e-mail: [email protected]