Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззрение / естественно-исторический материализм / развитие / человек / worldview / natural-historical materialism / development / human being

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Анна Анатольевна

Целью данной статьи стал анализ влияния современников П.Ф. Лесгафта на формирование его мировоззрения. Проанализированы отдельные работы таких ученых современников П.Ф. Лесгафта, как Ж. Ламарк, И. Кант, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и др. Изучены педагогические труды П.Ф. Лесгафта, воспоминания, исторические исследо¬вания, посвященные его деятельности, с целью найти основные идеи, на которые опирался П.Ф. Лесгафт в своих научных работах. Результаты исследования показали, что мировоз¬зрение ученого формировалось под воздействием различных факторов, включая его личный опыт, общественно-исторический контекст, а также влияние западноевропейских идей. Сблизить науку и жизнь, воспитать полноценную человеческую личность – такова была программа, которую П.Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в жизнь на протяжении всей своей жизни. Можно сказать, что мировоззрение ученого основано на естественно-историческом материализме. Научная новизна исследования заключается в том, что нами проанализированы не только педагогические труды ученого, но и работы по анатомии, антропологии, биологии и психологии. Выделены идеи ученых, на которые Лесгафт опирался при создании педагогической и физической системы воспи¬тания. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования можно использовать для систематизации и более глубокого понимания научного наследия П.Ф. Лесгафта, а также для развития современных концепций физи¬ческой культуры и спорта. Анализ влияния современников, таких как Ж. Ламарк, И. Кант, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и другие, позволяет раскрыть философские, педагоги¬ческие и научные идеи, которые легли в основу мировоззрения Лесгафта. Выявление и анализ этих идей способствуют не только глубокому пониманию его научного наследия, но и обогащению педагогической практики современных специалистов в области физического воспитания. Таким образом, данное исследование имеет значимость как для академической среды, так и для практического применения в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK OF P.F. LESGAFT

The purpose of this article is to analyze the influence of P. F. Lesgaft's contemporaries on the formation of his worldview. Some works of the scientist's contemporaries, such as J. Lamarck, I. Kant, N. G. Chernyshevsky, K. D. Ushinsky, etc. are analyzed. The pedagogical works of P.F. Lesgaft, memoirs, historical researches devoted to his activity were studied in order to find the main ideas on which P.F. Lesgaft relied in his scientific works. The results of the study showed that the scientist's worldview was formed under the influence of various factors, including his personal experience, social and historical context, as well as the influence of Western European ideas. Scientific P.F. Lesgaft as well as social activity merged together. Stremlenie to bring science and life, to educate a full human personality – this was the program that P.F. Lesgaft consistently and persistently pursued throughout his life. Therefore, about the worldview of the scientist can be said as a natural-historical materialism. The scientific novelty of the study lies in the fact that we analyzed not only pedagogical works of the scientist, but also works on anatomy, anthropology, biology and psychology. The ideas of scientists, on which Lesgaft relied in the creation of pedagogical and physical education system, are highlighted. The practical significance of the work is that the results of this study can be used to systematize and better understand the scientific heritage of P.F. Lesgaft, as well as for the development of modern concepts of physical culture and sport. Analysis of the influence of contemporaries, such as J. Lamarck, I. Kant, N.G. Chernyshevsky, K.D. Ushinsky and others, allows to reveal philosophical, pedagogical and scientific ideas that formed the basis of Lesgaft's worldview. Identification and analysis of these ideas contributes not only to a deep understanding of his scientific heritage, but also to enriching the pedagogical practice of modern specialists in the field of physical education. Thus, this study is significant both for academic environment and for practical application in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА»

Научная статья УДК 159.9

АННА АНАТОЛЬЕВНА ПОТАПОВА

Аспирант, ЧОУ ВО «Таганрогский институтуправления и экономики», г. Таганрог e-mail.ru: anna-potapova-1977@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА

Аннотация. Целью данной статьи стал анализ влияния современников П.Ф. Лесгафта на формирование его мировоззрения. Проанализированы отдельные работы таких ученых современников П.Ф. Лесгафта, как Ж. Ламарк, И. Кант, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и др. Изучены педагогические труды П.Ф. Лесгафта, воспоминания, исторические исследования, посвященные его деятельности, с целью найти основные идеи, на которые опирался П.Ф. Лесгафт в своих научных работах. Результаты исследования показали, что мировоззрение ученого формировалось под воздействием различных факторов, включая его личный опыт, общественно-исторический контекст, а также влияние западноевропейских идей. Сблизить науку и жизнь, воспитать полноценную человеческую личность — такова была программа, которую П.Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в жизнь на протяжении всей своей жизни. Можно сказать, что мировоззрение ученого основано на естественно-историческом материализме. Научная новизна исследования заключается в том, что нами проанализированы не только педагогические труды ученого, но и работы по анатомии, антропологии, биологии и психологии. Выделены идеи ученых, на которые Лесгафт опирался при создании педагогической и физической системы воспитания. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования можно использовать для систематизации и более глубокого понимания научного наследия П.Ф. Лесгафта, а также для развития современных концепций физической культуры и спорта. Анализ влияния современников, таких как Ж. Ламарк, И. Кант, Н.Г. Чернышевский, К.Д.Ушинский и другие, позволяет раскрыть философские, педагогические и научные идеи, которые легли в основу мировоззрения Лесгафта. Выявление и анализ этих идей способствуют не только глубокому пониманию его научного наследия, но и обогащению педагогической практики современных специалистов в области физического воспитания. Таким образом, данное исследование имеет значимость как для академической среды, так и для практического применения в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: мировоззрение, естественно-исторический материализм, развитие, человек

Тематический рубрикатор e-Librery: 15.41.49

ANNA AN. POTAPOVA

Postgraduate student, Taganroglnstitute ofManagement and Economics, Taganrog

FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK OF P.F. LESGAFT

Abstract. Thepurpose of this article is to analyze the influence of P. F. Lesgaft's contemporaries on theformation of his worldview. Some works of the scientist's contemporaries, such as J. Lamarck, I. Kant, N. G. Chernyshevsky, K. D. Ushinsky, etc. are analyzed. The pedagogical works of P.F. Lesgaft, memoirs, historical researches devoted to his activity were studied in order to find the main ideas on which P.F. Lesgaft relied in his scientific works. The results of the study showed that the scientist's worldview was formed under the influence of various factors, including his personal experience, social and historical context, as well as the influence of Western European ideas. Scientific P.F. Lesgaft as well as social activity merged together. Stremlenie to bring science and life, to educate a full human personality — this was the program that P.F. Lesgaft consistently and persistently pursued throughout his life. Therefore, about the -worldview of the scientist can be said as a natural-historical materialism. The scientific novelty of the study lies in the fact that we analyzed not only pedagogical works of the scientist, but also works on anatomy, anthropology, biology and psychology. The ideas of scientists, on which Lesgaft relied in the creation of pedagogical and physical education system, are highlighted. The practical significance of the work is that the results of this study can be used to systematize and better understand the scientific heritage of P.F. Lesgaft, as well as for the development of modern concepts of physical culture and sport. Analysis of the influence of contemporaries, such as J. Lamarck, I. Kant, N.G. Chernyshevsky, K.D. Ushinsky and others, allows to reveal philosophical, pedagogical and scientific ideas that formed the basis of Lesgaft's worldview. Identification and analysis of these ideas contributes not only to a deep understanding of his scientific heritage, but also to enriching the pedagogical practice of modern specialists in the field of physical education. Thus, this study is significant both for academic environment and for practical application in the field of physical culture and sports.

Keywords: -worldview, natural-historical materialism, development, human being

© A.A. Потапова, 2024

Введение. Формирование мировоззрения ученых - важная и актуальная проблема, влияющая на их научные взгляды и, как следствие, на развитие науки. В контексте данного исследования особый интерес представляет анализ процессов формирования мировоззрения известного русского педагога, биолога, психолога, писателя и общественного деятеля П.Ф. Лесгафта. Его взгляды оказали значительное влияние на развитие педагогической науки и практики, а также на формирование современных образовательных концепций.

Цель нашего исследования - проанализировать условия формирования мировоззрения П.Ф. Лесгафта.

Методы исследования. Для достижения цели был использован комплекс методов, включающий анализ педагогических трудов П.Ф. Лесгафта, его писем, воспоминаний современников, а также исторических исследований, посвященных его деятельности.

Конец XIX века ознаменовался развитием материалистического направления в естественных науках и педагогике. Поэтому научная деятельность П.Ф. Лесгафта формировалась под влиянием идей прогрессивных просветителей, таких как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, ИМ. Сеченов, Н.И. Пирогов и другие [2, с. 3]. У П.Ф. Лесгафта научная и общественная деятельность слились воедино. Стремление сблизить науку и жизнь, мысль и дело, воспитать полноценную человеческую личность, бороться с социальным злом и насилием, признать общественную работу смыслом жизни, отдать все свои силы служению идее - такова была программа, которую П.Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в жизнь на протяжении всей своей жизни. Его мировоззрение формировалось под влиянием философско-материалистических идей революционных демократов и на основе научных принципов физиологии и психологии ИМ. Сеченова. Поэтому о мировоззрении ученого можно сказать как о естественно-историческом материализме. Ц. Стане-вич в своих воспоминаниях о студенческих годах, упоминая о Лесгафте, свидетельствует, что «печатные произведения А. Герцена оставались не без влияния на юные головы академической молодежи» [10].

В литературе нет никаких свидетельств о прямом влиянии идей Н.Г. Чернышевского на П.Ф. Лесгафта, но это влияние было достаточно значительным. Мы можем убедиться в этом, сравнив трактовку некоторых фундаментальных вопросов в «Антропологическом принципе в философии» (1860), «Характере человеческих знаний» (1885) Н.Г. Чернышевского, нашедших отражение в работах П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание и его значение», «Основы теоретической анатомии» и др. В «Антропологическом принципе» Чернышевский указывает, что развитие психологического, физиологического и материального не противоречит единству натуры человека, так как «соединение совершенно разнородных качеств в одном предмете есть общий закон вещей» [4, с. 368]. По мнению Н.Г. Чернышевского, антропологический принцип, заключающийся в том, что человек - это источник сознания, является материалистическим принципом. Антропология была призвана объяснить мир человека. Человек не существует

вне природы, а только внутри и посредством ее законов. Эта мысль нашла отражение в трудах Лесгафта, в частности, в его работе «Семейное воспитание и его значение». Он понимал антропологию как науку, изучающую не только строение и развитие человека, но и влияние на него окружающей среды. Во введении ученый ставит своей целью установить связь, которая существует между условиями семейной жизни ребенка и его проявлениями, и выяснить условия, в зависимости от которых вырабатываются темперамент, тип и характер человека [6, с. 2]. Жизнь П.Ф.Лесгафта, его научная и педагогическая деятельность, его бескомпромиссная борьба словом и делом с произволом царского самодержавия со всей убедительностью показывают нам, что «в борьбе за новую Россию» он вдохновлялся идеями Н.Г. Чернышевского. Симпатии учёного были на стороне трудового народа, на стороне рабочих и крестьян, чьи интересы он защищал, насколько это было возможно.

XIX век ознаменовался рождением трёх величайших теорий - клеточной, эволюционной и теории наследственности. ИМ. Сеченов вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сознания. Он опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», в которой описал процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Данная работа, вышедшая в 1863 году, произвела переворот в понимании природы человеческого поведения и психических процессов. Учение ИМ. Сеченова получило развитие в трудах ИИ Павлова, П.Ф. Лесгафта и других ученых. Согласно изученной литературе, Лесгафт считается основателем функциональной анатомии. Особую известность приобрел его труд «Основы теоретической анатомии» (1905). Он выдвинул предположение о направленном воздействии физических упражнений на организм человека, заложив основы теории физического воспитания. Стоит отметить, что ИМ. Сеченов и П.Ф. Лесгафт были знакомы со времен обучения последнего в медико-хирургической академии. Уже будучи сам профессором, доктором медицины и доктором хирургии, Пётр Францевич продолжал относиться к ИМ. Сеченову с глубочайшей признательностью. Он часто посылал своих учеников, обучавшихся на учебно-гимнастических курсах, организованных им в 1877 году, на лекции по физиологии профессора И. М. Сеченова, преподававшего в Евгенической гимнастической школе.

Важно отметить влияние ученого-хирурга, анатома и педагога Н.И. Пирогова на П.Ф. Лесгафта, продолжателем дела которого в русской анатомии он явился. Они оба были выдающимися анатомами в России в XIX века. Н.И. Пирогов был первым применившим экспериментальные методы в морфологии, в хирургии, а П.Ф. Лесгафт стал первым из русских анатомов, кто понял и продолжил идеи Н.И. Пирогова. Осознав слабость теоретической разработки анатомии как биологической науки, Лесгафт приложил немало сил для развития этой области. Глубокое почитание Н.И. Пирогова как личности дополнялось его высокой оценкой как ученого. Биографы Лесгафта указывают, что на его рабочем столе всегда стоял портрет Н.И. Пирогова. П.Ф. Лесгафт «ввел анатомическую мысль в педагогику» и явился

основоположником «физического воспитания в России». Влияние педагогических сочинений Н.И. Пирогова на формирование мировоззрения П.Ф. Лесгафта находит отражение в его оптимистическом взгляде на природу человека и на силу воспитания, в его высокой оценке общего реального образования против узкого утилитаризма в воспитании, в его гуманном отношении к детям, в его понимании ведущего значения нравственного воспитания, в его требованиях свободы науки и университетского образования и др. [8, с. 4].

П.Ф. Лесгафт продолжил идеи педагогической антропологии К.Д. Ушинского. Он стремился поднять теоретический уровень исследования педагогических проблем путем синтеза педагогических теоретических построений с психологическими, физиологическими и другими антропологическими знаниями. Лесгафт создал целостную педагогическую систему, объединяющую умственное, физическое и нравственное воспитание человека в семье и школе. В предисловии к первому тому «Педагогической антропологии» («Человек как предмет воспитания») К. Д. Ушинский писал о том, что в книге он воздержался от советов по физическому воспитанию, указывая, что медики, анатомы, физиологи, историки, филологи могут принести непосредственную пользу делу воспитания, если они будут не только специалистами в своих областях, но и педагогами. Эту задачу - дополнить педагогику научно построенными теориями физического воспитания К.Д. Ушинский доверил ученому-анатому, ученому-медику, который одновременно является педагогом-теоретиком. П.Ф. Лесгафт блестяще справился с этой задачей.

О связи некоторых высказываний Лесгафта с воззрениями В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова указывается в историко-педагогической литературе, но эти совпадения являются лишь отдельными штрихами. Вопрос можно рассмотреть гораздо глубже: Лесгафт - продолжатель педагогических исканий великих русских педагогов 1860-х годов, их соратник и товарищ по общему делу. Конечно, как и каждый из этих педагогов, он сохраняет свои особенности, своеобразие, свою неповторимость.

Российские передовые идеи развивались в тесном взаимодействии с зарубежной наукой. Русские ученые активно интересовались всем, что происходило в то время в Западной Европе и США. И творчески, на национальной основе постигали суть передовых зарубежных тенденций. На формирование мировоззрения П.Ф. Лесгафта оказали влияние труды Ж. Ла-марка, что нашло отражение в статьях «Об успехах биологии в XIX веке» (1901) и «Памяти Жана Ламар-ка» (1909). Ученый писал о Ламарке как об основателе новой философии биологии, провозгласившей единственно научную теорию - «механическую теорию жизни». Открытия Ламарка нашли свое продолжение в работах П.Ф. Лесгафта. Это касается не только прогрессивных аспектов учения Ламарка, который впервые попытался создать теорию эволюции жизни на Земле. Основным фактором эволюции Ла-марк считал упражнение одних органов и пассивность других. Если орган упражняется, рассуждал

Ламарк, то он постепенно усиливается, а если не упражняется, то ослабевает и отмирает [5, с. 11]. Являясь основоположником системы физического воспитания, П.Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения: «Всё, что упражняется, - развивается и совершенствуется, что не упражняется - распадается». Данная фраза неоднократно находит отражение в статье П.Ф. Лесгафта, посвященной «Памяти Жана Ламарка», где рассматривается теория ученого [9, с. 10]. Каждое явление Лесгафт объяснял с естественно-исторической, материалистической точки зрения, избегая туманных толкований. Придерживаясь идей материалистов и позиции единства духовного и физического, он считал, что психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, воображение, мышление, нельзя сводить к физиологическим процессам и отождествлять с последними, как это делали вульгарные материалисты (вульгарные материалисты (от латинского vulgaris - обыкновенный, простой) - течение в западной философии середины XIX в.) Л. Бюх-нер, К. Фогт и Я. Молешотт в 50-х годах XIX столетия, а также Дж. Уотсон, Э. Торндайк. П.Ф. Лесгафт придавал значение не только физиологическим, но и психическим процессам и психологии. Он рассматривал психические и физиологические процессы как единство, как две качественно различные стороны жизненного процесса. Лесгафт в своей разносторонней научно-педагогической деятельности основывался на материалистической теории, которая красной нитью проходит через все его биологические, психологические и педагогические исследования.

Особенно отчетливо она выражена Лесгафтом в статье «О рефлекторных явлениях». Он выступил против ученых А. Бете, И. фон Икскюлля, Г. Циглера и других, отрывавших психические проявления от физиологических и отвергавших метод самонаблюдения. А. Бене и другие утверждали непознаваемость психических процессов, отрицали психологию как самостоятельную научную дисциплину и развивали механистическую теорию автоматизма. Отрицая эти идеи, Лесгафт считал, что «при такой постановке вопроса следует совершенно отвергнуть всю психиатрию и даже всю медицину, а также и педагогику и нельзя признать за всеми этими дисциплинами никакого научного значения» [1].

Можно проследить и влияние идей И. Канта на работы П.Ф. Лесгафта. Оно заключается в изучении темпераментов. Иммануил Кант описал четыре типа темперамента, которые он разделил на две группы: сангвиники и меланхолики рассматривались им как темпераменты чувства; холерики и флегматики - как темпераменты действия. Согласно Лесгафту, темперамент - это «степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение» [11, с. 142].

Таким образом, в лице П.Ф. Лесгафта мы имеем одного из самых выдающихся русских педагогов, не

условиях современного общества. Важно учитывать принципы развития личности и индивидуальности в современной педагогической практике на основе научного мировоззрения П.Ф. Лесгафта. Исследование формирования научного мировоззрения П.Ф. Лесгафта позволяет получить новые знания о концепции воспитания, которые могут быть ценными для современных педагогов, исследователей и всех, кто интересуется развитием человеческой личности.

1.

6

7.

только глубокого и оригинального теоретика, но и искусного практика, мастера своего дела. Исследование формирования научного мировоззрения ученого позволяет понять ценность его педагогических идей для современного образования. Важно сохранять и передавать великое наследие выдающихся педагогов, таких как П.Ф. Лесгафт, чтобы обогащать современные педагогические практики и направления в образовании. Идеи П.Ф. Лесгафта остаются актуальными и важными для формирования гармоничной личности в

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

Богуславский М.В. Формирование научно-педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского / М.В. Богуславский. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2023. - Т. 2,- № 2 (92). -С. 30-36. doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-30-36.

Бакулев С.Е. Гуманистические идеи совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта/ С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.В. Пыж. - Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2021. - №10.

Комаров В.Л. Ламарк / В.Л. Комаров. - Москва: Гос. изд-во, 1925. - С. 142. - Текст : непосредственный. Кузнецов А.Н. Антропологический принцип в философии Н.Г. Чернышевского / А.Н. Кузнецов. - Текст : непосредственный // Вестник МГТУ. - 2002. - Т.5. - №3. - С. 367-372.

Краткий курс лекций по эволюционному учению: учебное пособие для студентов-бакалавров педагогических и биологических направлений / сост. В.В. Леонтьев. - Елабуга, 2020. - С. 118,- Текст : непосредственный. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - 9-е изд., стереотип. - Москва: URSS, 2023. - 224 с. - Текст : непосредственный.

Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / отв. ред. Г. Г. Шахвердов. - Москва: Физкультура и спорт, 1951. - 441 с. - Текст : непосредственный.

8. Попов В.Ф. О гуманистической сущности научно-педагогических идей в творческом наследии П.Ф. Лесгафта, основоположника отечественной системы физического образования и воспитания / В.Ф. Попов. -Текст : непосредственный // Вестник ТГУ. - 2003. - Вып. 4 (32). - С. 1-9.

9. Памяти Петра Францевича Лесгафта / под ред. Совета С.-Петербургской Биологической Лаборатории П.Ф. Лесгафта. Издание газеты «Школа и жизнь». -1912. - С. 318. - Текст : непосредственный.

10. Станевич Ц. Воспоминания. 1856-1861. Времена студенчества / Ц. Станевич. - Вильна, 1898. - С. 10-13. -Текст : непосредственный.

П.Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей / Ю.М. Хрусталев, Г.И. Царегородцев. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 512 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

I. Boguslavsky M.V. Formirovanie nauchno-pedagogicheskogo mirovozzreniya K.D. Ushinskogo [Formation of the scientific and pedagogical worldview of K.D. Ushinsky], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic andforeignpedagogy, 2023, vol. 2, no. 2 (92), pp. 30-36. (In Russ.)

Bakulev S.E., Taymazov V.A., Pyzh V.V. Gumanisticheskie idei sovershenstvovaniya lichnosti v pedagogicheskom nasledii P.F. Fesgafta [Humanistic ideas of personality improvement in the pedagogical heritage of P.F. Fesgaft], Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice ofphysical culture, 2021, no. 10. (In Russ.) Komarov V. F. Lamark [Famarck], Moscow, 1925, 142 p. (In Russ.)

Kuznetsov A.N. Antropologicheskij princip v filosofii N.G. Chernyshevskogo [Anthropological principle in the philosophy of N.G. Chernyshevsky], VestnikMGTU= BulletinoftheMoscow State Technical University, 2002,vol. 5, no. 3, pp. 367-372. (In Russ.)

Kratkij kurs lekcij po evolyucionnomu ucheniyu [A short course of lectures on evolutionary teaching], Yelabuga, 2020, 118 p. (In Russ.)

Fesgaft P.F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie [Family upbringing of a child and its significance], Moscow, 2023, 224 p. (In Russ.)

Fesgaft P.F. Sobraniepedagogicheskih sochinenij [Collection of pedagogical works], Moscow, 1951,441 p. (In Russ.) Popov V.F. О gumanisticheskoj sushchnosti nauchno-pedagogicheskih idej v tvorcheskom nasledii P.F. Fesgafta, osnovopolozhnika otechestvennoj si-stemy fizicheskogo obrazovaniya i vospitaniya [On the humanistic essence of scientific and pedagogical ideas in the creative legacy of P.F. Fesgaft, the founder of the Russian system of physical education and upbringing]. Bulletin ofTSU = Vestnik TGU, 2003, vol. 4 (32), pp. 1-9. (In Russ.) PamyatiPetraFrancevichaLesgafta [In memory of PeterFrantsevich Fesgaf], 1912, 318 p. (In Russ.) 10. Stanevich C. Vospominaniya. 1856-1861. Vremena studenchestva [Memories. 1856-1861. Student Days].Vil'na, 1898, pp. 10-13. (In Russ.)

II.Hrustalev YU.M., Caregorodcev G.I. Filosofiya nauki i mediciny [Philosophy of Science and Medicine], 2007, 512p. (In Russ.)

2.

5.

6.

7

9.

Статья поступила в редакцию 22.02.2024; одобрена после рецензирования 28.02.2024; принята к публикации 20.03.2024. The article was submitted 22.02.2024; approved after reviewing 28.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.