Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.Ф. ЛЕСГАФТА'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.Ф. ЛЕСГАФТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулев С.Е., Таймазов В.А., Пыж В.В.

Цель исследования - проанализировать основные идеи П.Ф. Лесгафта, охарактеризовать предложенную им систему физического образования и показать ее гуманистическую направленность. Результаты исследования и их обсуждение. Научно-педагогическая деятельность ученого формировалась под влиянием мировоззрения и идей прогрессивных просветителей, революционеров-демократов и ученых-естествоиспытателей России. Пётр Францевич Лесгафт сформировал и представил научному сообществу свою идею о всестороннем и гармоничном развитии человеческой личности, где физическое образование играет важную роль. Он обращал особое внимание на то, что правильное физическое образование человека не только повышает и совершенствует его физические качества и способности, но и содействует формированию духовно-нравственных и умственных способностей. Научные идеи П.Ф. Лесгафта соединили в себе глубокие знания анатомии, физиологии, патологии с не менее обширными знаниями психологии и педагогики и исключительными знаниями в области физического образования. Они и сегодня имеют непреходящее значение для более глубокого осмысления сущности физической культуры как вида культуры и формирования ее современной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакулев С.Е., Таймазов В.А., Пыж В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.F. LESGAFT'S EDUCATIONAL HERITAGE AND HUMANISTIC PERSONALITY PROGRESS IDEAS

Objective of the study was to analyze the core ideas of P.F. Lesgaft in the context of the physical education system design and management basics that he developed, with a special attention to their humanistic priorities. Results and discussion. Peter F. Lesgaft was one of the renowned public figures of the late 19 to early 20 centuries. His research and educational service was heavily influenced by the ideas of these and other progressive thinkers, revolutionary democrats and natural scientists of Russia. He comprehensively and extensively analyzed the-then physical education service design and management experiences of England, Germany, France, Greece, etc. to demonstrate their scientific inconsistency and offer his own physical exercising systems on the whole and gymnastics systems in particular. Results and conclusion. The P.F. Lesgaft's physical-education-related ideas and concepts are still highly appreciated and considered systemic and inclusive as they combine the deep knowledge of anatomy, physiology and pathology with no less extensive knowledge of psychology and pedagogy, plus exceptional theoretical and practical physical education knowledge. This knowledgebase and ideas are still relevant nowadays as they effectively encourage and inspire deeper research in the physical education sector to better understand the nature of physical education as a cultural phenomenon within the evolving framework of the modern physical education theory.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.Ф. ЛЕСГАФТА»

гуманистические идеи совершенствования личности в педагогическом наследии п.ф. лесгафта

УДК/UDC 796 (011.1)

Информация для связи с автором: bakulev boks@mail.ru

Поступила в редакцию 16.06.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор С.Е. Бакулев1

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Таймазов1

Доктор политических наук, доцент В.В. Пыж1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

P.F. LESGAFT'S EDUCATIONAL HERITAGE AND HUMANISTIC PERSONALITY PROGRESS IDEAS

Dr. Hab., Professor S.E. Bakulev1

Dr. Hab., Professor V.A. Tajmazov1

Dr. Sc. Pol., Associate Professor V.V. Pyzh1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - проанализировать основные идеи П.Ф. Лесгафта, охарактеризовать предложенную им систему физического образования и показать ее гуманистическую направленность.

Результаты исследования и их обсуждение. Научно-педагогическая деятельность ученого формировалась под влиянием мировоззрения и идей прогрессивных просветителей, революционеров-демократов и ученых-естествоиспытателей России.

Пётр Францевич Лесгафт сформировал и представил научному сообществу свою идею о всестороннем и гармоничном развитии человеческой личности, где физическое образование играет важную роль. Он обращал особое внимание на то, что правильное физическое образование человека не только повышает и совершенствует его физические качества и способности, но и содействует формированию духовно-нравственных и умственных способностей.

Научные идеи П.Ф. Лесгафта соединили в себе глубокие знания анатомии, физиологии, патологии с не менее обширными знаниями психологии и педагогики и исключительными знаниями в области физического образования. Они и сегодня имеют непреходящее значение для более глубокого осмысления сущности физической культуры как вида культуры и формирования ее современной теории.

Ключевые слова: Петр Францевич Лесгафт, педагогическое наследие, система физического образования.

Abstract

Objective of the study was to analyze the core ideas of P.F. Lesgaft in the context of the physical education system design and management basics that he developed, with a special attention to their humanistic priorities. Results and discussion. Peter F. Lesgaft was one of the renowned public figures of the late 19 to early 20 centuries. His research and educational service was heavily influenced by the ideas of these and other progressive thinkers, revolutionary democrats and natural scientists of Russia. He comprehensively and extensively analyzed the-then physical education service design and management experiences of England, Germany, France, Greece, etc. to demonstrate their scientific inconsistency and offer his own physical exercising systems on the whole and gymnastics systems in particular.

Results and conclusion. The P.F. Lesgaft's physical-education-related ideas and concepts are still highly appreciated and considered systemic and inclusive as they combine the deep knowledge of anatomy, physiology and pathology with no less extensive knowledge of psychology and pedagogy, plus exceptional theoretical and practical physical education knowledge. This knowledgebase and ideas are still relevant nowadays as they effectively encourage and inspire deeper research in the physical education sector to better understand the nature of physical education as a cultural phenomenon within the evolving framework of the modern physical education theory.

Keywords: Peter F. Lesgaft, educational heritage, physical education and sports.

Введение. В 2021 г Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта будет отмечать свой юбилей. Нами пройден 125-летний славный путь от Высших курсов воспитательниц и руководительниц физического воспитания П. Ф. Лесгафта до современного многопрофильного учебного заведения высшего образования Министерства спорта Российской Федерации.

В настоящее время пред нами остро стоит вопрос о необходимости модернизации физкультурного образования. Как и в образовании в целом, она связаны, прежде всего, с реализацией его гуманизирующей и культурообразующей функции, направленной на высокое духовно-ценностное, общекультурное и профессиональное развитие личности студентов. Отсюда возникает необходимость переосмысления теоретического знания о физической культуре, поиска новых ее парадигм на базе более глубоких теоретико-методологи-

ческих оснований. И неоценимый вклад в это вносят оригинальные мысли П. Ф. Лесгафта - выдающегося ученого, педагога и общественного деятеля [1, 3].

Цель исследования - проанализировать основные идеи П. Ф. Лесгафта, охарактеризовать предложенную им систему физического образования и показать ее гуманистическую направленность.

Результаты исследования и их обсуждение. Научно-педагогическая деятельность Петра Францевича Лесгафта формировалась под влиянием мировоззрения и идей прогрессивных просветителей, революционеров-демократов и ученых-естествоиспытателей России.

Ученый очень подробно и глубоко изучил опыт организации и практики внедрения в жизнь физических упражнений и, прежде всего, гимнастики в зарубежных странах, в том числе Англии, Германии, Франции, Греции и др. Полученная информация дала ему основание подвергнуть обоснованной крити-

№10 • 2021 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с га

О (U .с Н

ке зарубежные системы физического воспитания, показав их научную несостоятельность.

Пётр Францевич Лесгафт в противовес односторонности этих систем сформировал и представил научному сообществу свою идею о всестороннем и гармоничном развитии человеческой личности, где физическое образование играет важную роль. Он обращал особое внимание на то, что правильное физическое образование человека не только повышает и совершенствует его физические качества и способности, но и содействует формированию духовно-нравственных и умственных способностей.

Одной из важнейших заслуг П. Ф. Лесгафта является разработка оригинальной теории гармонического развития человека, или, как он говорил, «идеально-нормальной личности». Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, по Лесгафту, неразрывно связано, и каждый шаг в развитии одной из его сторон неизбежно сказывается на другой. Ведущей стороной воспитания П. Ф. Лесгафт считал нравственное воспитание, представляющее собой, однако, «последствия строго проведенного умственного и физического образования» [2].

Особая заслуга Лесгафта состоит в том, что он устанавливает тесную связь между анатомией человека, физическим воспитанием и историей. Лесгафт утверждал: чтобы понять какую-либо науку, необходимо соблюдать принцип историзма.

Ученый впервые подверг теоретическому анализу весь фактический материал по истории физической культуры, от начала древнего мира до второй половины XIX века. Здесь важно отметить, что этим было положено начало формирования такой новой дисциплины, как история физической культуры.

П. Ф. Лесгафт высказал идею о биологическом и антропологическом обосновании всего педагогического процесса физического образования и воспитания, он неоднократно говорил о ценности двигательной активности для сохранения здоровья каждого человека. На основании этого постулата он создал свое биологическое и педагогическое учение, и это же положение лежит в основании разработанной им системы и теории физического воспитания.

Для правильного осуществления процесса развития образования и воспитания человека П. Ф. Лесгафт установил ряд основных законов, среди которых: закон гармонии, закон постепенности и последовательности, а также закон упражняе-мости, который заслуживает особого внимания и полностью соответствует системе физического воспитания. В то же время П. Ф. Лесгафт конструирует тип «идеально-нормального человека», который характеризуется полной гармонией между духовным и физическим развитием. Причем физическое воспитание он тесно связывал с трудовым воспитанием и воспитанием духовно-нравственных качеств человеческой личности. В этом коренное отличие системы и теории физического воспитания, разработанной П. Ф. Лесгафтом, от всех других систем и теорий физического воспитания.

Система физического воспитания П. Ф. Лесгафта и в наши дни не потеряла свою актуальность, она базируется на широкой научной основе. Главное в целенаправленности системы - развитие любви к труду, подготовка молодого человека к производительной деятельности и выполнению физической работы. П. Ф. Лесгафтом представлено глубокое научное обоснование применения разнообразных средств физического развития и образования. Отбор и дозирование этих средств построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Большое внимание отведено играм и отдельным видам спорта: легкая атлетика, плавание, коньки, борьба и др. Блестяще разработана система физических упражнений в соответствии с педагогическими задачами, установлены требования к систематическому проведению

антропометрических измерении для выяснения достигнутых результатов в физическом развитии и физическом образовании. Именно П. Ф. Лесгафт представил результаты научно обоснованного критического анализа зарубежных систем гимнастики и ложных теорий физического воспитания. Он предъявлял высокие требования к подготовке и работе руководителя физического воспитания. Вся система пронизана глубоким педагогическим оптимизмом [4].

П. Ф. Лесгафт уделял огромное внимание изучению строения и формы органов человеческого тела в зависимости от их функций, влияния внешней среды на изменения в строении органов, изменения органов в различные периоды жизни человека, а также причинам встречающихся аномалий.

В своей статье «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» и целом ряде других работ П. Ф. Лесгафт обосновал роль физической культуры, физического образования в современном обществе, он требовал, чтобы руководители физического воспитания опирались в своих практических занятиях на вполне выясненные теоретические положения.

Исключительная эрудиция позволила П. Ф. Лесгафту создать систему, которая резко отличается от всех существовавших до нее систем и является, по существу, первой всесторонне, научно-обоснованной для своего времени, системой физического образования.

Все естественно-научные, педагогические и публицистические труды П. Ф. Лесгафта, связанные с физическим образованием, отражают его методологическую вооруженность. Научную методологию он рассматривал как непременное условие прогресса, подчеркивая, что «каждая наука должна иметь свою философию. Без философии предмета нет науки». Он требовал, чтобы мысль шла вперед. Не в накоплении знаний, а в «развитии мышления и выяснении значения личности человека, и в умении сознательно действовать» видел П. Ф. Лесгафт главную задачу средней и высшей школы. Своими принципами теоретической анатомии он открывал путь к синтезу знаний, к широким объективным обобщениям [1].

Вывод. Идеи и мысли П. Ф. Лесгафта применительно к физическому образованию заслуживают самой высокой оценки и не являются случайными. Ведь он соединил в себе глубокие знания анатомии, физиологии, патологии с не менее обширными знаниями психологии и педагогики и исключительными знаниями в области физического образования. Они и сегодня имеют непреходящее значение для более глубокого осмысления сущности физической культуры как вида культуры и формирования ее современной теории.

Литература

1. Грантынь К.Х. Система физического образования П.Ф. Лесгафта / К.Х. Грантынь // Уч. записки / Гос. Ин-т физ. Культуры им. П.Ф. Лесгафта. - 1944. - Вып. 2. С. 3-23.

2. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1988. - 399 с.

3. Лесгафт П.Ф. Главные труды: с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича / П.Ф. Лесгафт. - Санкт-Петербург: Печатный двор, 2006. - 719 с.

4. Таймазов В.А. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности / В.А. Таймазов, Ю.Ф. Курамшин, А.Т. Марьянович. -СПб.: Печатный двор, 2006. - 479 с.

References

1. Grantyn K.H. Sistema fizicheskogo obrazovaniya P.F. Lesgafta [Lesgaft physical education system]. Uch. Zapiski. Lesgaft SIPE publ.. 1944. no. 2. pp. 3-23.

2. Lesgaft P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogika, 1988. 399 p.

3. Lesgaft P.F. Glavnye Trudy: s kommentariyamy professopov V.A. Taymazova, Y.F. Kuramshina i A.T. Maryanovicha [Main works with comments of professors V.A. Tajmazov, Y.F. Kuramshin, A.T. Maryanovich]. Saint Petersburg, Pechatny dvor publ, 2006. 719 p.

4. Tajmazov V.A., Kuramshin Y.F., Maryanovich A.T. Petr Frantsevich Lesgaft. Istoriya zhizni i deyatelnosti [Petr Frantsevich Lesgaft. History of life and activity]. Saint Petersburg: Pechatny dvor publ., 2006. 479 p.

http://www.teoriya.ru

№10^ 2021 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.