ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАКТИКИ
И.Н. Маршалова
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА И ВУЗА
Автором представлен конкретный опыт по формированию научно-исследовательской компетенции студентов ЗИМиТ КНИТУ-КАИ в условиях социального партнерства (вуз-предприятие).
Ключевые слова:
научно-
исследовательская
компетенция,
социальное
партнерство, научнообразовательная профессиональная среда, организационнопедагогические условия.
Современная экономика, характеризуемая подъёмом производства, происходящим на фоне переоснащения предприятий техническими устройствами и технологиями нового поколения, а также развитием новых форм организации труда, требует подготовки инженеров, конкурентоспособных на рынке труда. В настоящее время востребованными становятся те выпускники инженерных вузов, которые не только способны эффективно решать всё более сложные профессиональные задачи, но и владеют основами научно-исследовательской компетенции. Это позволяет начинающим инженерам быстро адаптироваться к профессиональной сфере своей деятельности. В этой связи обучение будущего инженера должно быть направлено на развитие творческого мышления, изобретательности, умений решать исследовательские задачи, навыков самостоятельной поисковой деятельности в рамках компетентностного подхода.
На основе изученной научной литературы научно-исследовательская компетенция буду-
78
I И.Н. Маршалова
щего инженера понимается нами как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в её готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности, эффективно выстраивать процесс самостоятельного исследовательского поиска, тем самым обеспечивая возможность быть востребованным специалистом. Ее сущностью является готовность выпускника решать сложные инженерные проблемы, способность творчески преобразовывать действительность на основе полученных знаний, умений, навыков и способов исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская компетенция как сложное интегративное преобразование личности будущего инженера имеет определенную структуру и включает следующие компоненты.
Когнитивный компонент согласуется с освоением теоретических знаний об основах исследовательской компетентности инженера.
Мотивационно-аксиологический компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений студентов к миру, к научной деятельности, к инженерному сообществу, к своим способностям, их творческому развитию.
Деятельностно-практический компонент включает владение умениями и навыками коллективного творческого взаимодействия студентов в деятельности, их готовность к исследовательской деятельности, опыт творчества.
Подготовка таких специалистов необходима в условиях социального партнёрства учреждений высшего профессионального образования с различными социальными институтами. Социальное партнёрство мы понимаем как продуктивное взаимодействие всех субъектов, участвующих на рынке труда и образовательных услуг, заинтересованных в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно осуществлять свою деятельность в условиях современного производства. Это даёт возможность выпускнику ещё на этапе обучения в вузе приобрести новые знания и навыки для повышения эффективности профессиональной деятельности в будущем, способствует формированию творческого мышления, исследовательского поиска.
Формирование научно-исследовательской компетенции будущего инженера в условиях социального партнерства будет эффективным при создании комплекса следующих организационно-педагогических условий.
Первое условие касается необходимости создания в вузе научно-образовательной профессиональной среды. Среда вуза как совокупность условий,
79
Формирование научно-исследовательской компетенции студентов ... I
в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства, рассматривается нами как образовательная среда, которая имеет следующие характеристики:
- является системным объектом, направлена на самореализацию личности в процессе обучения и воспитания;
- выступает как условие и как средство обучения и воспитания будущего специалиста;
- направлена на установление субъект-субъектных отношений между студентами, преподавателями и ведущими специалистами посредством диалога.
Научно-образовательная профессиональная среда предполагает построение образовательного процесса посредством установления определенных связей и отношений между профессорско-преподавательским коллективом, студентами и работодателями, ведущими специалистами предприятий. Основная задача данной среды - сформировать у будущего инженера необходимые профессиональные компетенции, в том числе и научно - исследовательскую, развивать в выпускнике технического вуза поисково-творческий потенциал, дух исследователя, стремящегося создавать в будущем новые объекты научно-интеллектуальной собственности, способность добиваться высоких результатов в исследованиях своей профессиональной деятельности.
Второе условие связано со стимулированием мотивации формирования научно-исследовательской компетенции у студентов технического вуза. Данное условие продиктовано отсутствием понимания студентами значимости формирования исследовательской компетенции как одного из главных условий успеха выпускников в профессиональной деятельности после окончания вуза. Для того чтобы будущие инженеры отдавали все свои силы, знания и опыт на достижение успеха в создании инженерного продукта, крайне важно стимулирование мотивации исследовательской компетенции студентов на этапе обучения в вузе.
Установлено, что мотивация формирования исследовательской компетенции студента усиливается его включением в проектную деятельность в условиях реального производства, прохождением во время обучения всех видов практик на базовых предприятиях, участием в конкурсах профессионального мастерства.
Третье условие - систематический мониторинг сформированности научно-исследовательской компетенции будущих инженеров и учёт его результатов в учебно-воспитательном процессе. Система мониторинга фор-
80
I И.Н. Маршалова
мирования научно-исследовательской компетенции будущих инженеров подразумевает периодическое проведение цикла исследований с последующим анализом и обобщением полученных результатов, систему выработки и реализации конкретных направлений и форм работы.
Четвертое условие: образовательная интеграция преподавателей, ведущих специалистов и студентов по формированию научно-исследовательской компетенции. Формирование данной компетенции будущих инженеров в рамках социального партнёрства успешно, если соблюдены следующие условия:
- определено содержание учебной и научно-практической деятельности НПЦ, исходя из требований современного производства и работодателя;
- организованы учебные занятия, курсовое и дипломное проектирование по тематике предприятия с приглашением практикующих специалистов, имеющие особый «фирменный стиль» и «ноу-хау» в преподавании;
- продумана проектная деятельность студентов по выполнению творческих профессиональных заданий по заказу предприятия;
- обеспечивается прохождение практики студентами на индивидуальных рабочих местах;
- активно внедряются информационные технологии в образовательный процесс.
Таким образом, высокая динамика развития современного производства требует от системы высшего профессионального образования подготовки инженеров, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой и высоким уровнем практических умений, владеют основами научно-исследовательской компетенции.
81