УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается специфика современного технического вуза, принципы подходов, заложенных в ФГОС. Автор выявляет ряд проблем, требующих изменений в организации образовательного процесса. Утверждается, что недостаточно передать знания студенту, необходимо научить студента самому развиваться в мире информации и знаний, что решение выявленных проблем требует системных инновационных изменений образовательного процесса в техническом вузе. Основным принципом организации образовательного процесса в техническом вузе является принцип междисциплинарной интеграции.
Ключевые слова: технический вуз, образовательный процесс технического вуза, образовательные стандарты, профессиональные стандарты, профессиональная компетентность, междисциплинарная интеграция.
Вхождение России и Республики Казахстан в Болонский процесс обусловило необходимость перехода технических вузов к новым социально-гуманитарным технологиям управления образовательным процессом, к внедрению новой системы обеспечения качества образовательной деятельности. Успешный университет определяется расширенным воспроизводством интеллектуального капитала, генерацией новых знаний и новшеств, их капитализацией, преобразованием в новые продукты, услуги и технологии [1, с. 296].
В новых социально-экономических условиях роль технических университетов изменилась - они должны обеспечивать становление «умной экономики», успевающей не только за изменениями в мире, но и позволяющей действовать на опережение по определенным приоритетным направлениям. Мировая практика показывает, что ключевая роль принадлежит инновационным университетам, готовящим специалистов, способных превратить знания в высокотехнологичную продукцию. В России и в Казахстане происходит постепенная трансформация технических вузов в инновационные университеты.
Современные исследователи, анализируя факторы, влияющие на образовательный процесс в техническом вузе, справедливо отмечают, что при переходе от технократического подхода к гуманитарному «в образовательной деятельности сложились два основных пути к изучению целенаправленного изменения систем управления - социоинженерный (преимущественно «технократический») и гуманитарный («понимающий»). С ними связаны и определенные идеалы научности, и особенности преподавания в отечественных вузах» [2, с. 234].
Исходя из этого следует определиться с тем, что вкладывается в понятие образовательного процесса в техническом вузе, так как именно от этого зависит, каким будет выпускник технического вуза: лишь владеющим только сво-
M. A. A3UM6aeBa Zh. A. Azimbayeva
FEATURES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE TECHNICAL UNIVERSITY
The article examines the specifics of a modern technical university, the principles of approaches laid down in the FSES. The author reveals a number of problems that require changes in the organization of the educational process. It is argued that it is not enough to transfer knowledge to the student, it is necessary to teach the student to develop himself in the world of information and knowledge, that solving the identified problems requires systemic innovation changes in the educational process in a technical university. The main principle of the organization of the educational process in a technical university is the principle of interdisciplinary integration.
Keywords: technical university, educational process of a technical university, educational standards, professional standards, professional competence, interdisciplinary integration.
им техническим мастерством или «понимающим» свою роль в развитии общества.
Анализ научно-педагогических исследований по подготовке будущих инженеров в технических вузах показывает, что традиционные формы обучения не всегда отвечают современным тенденциям модернизации российского, казахстанского и мирового образования. Организация образовательного процесса «в рамках многоуровневой подготовки специалиста, сформированная высшей школой в индустриальном обществе, становится сегодня малоэффективной» [3, с. 15]. Исходя из этого к образовательному процессу в современном техническом вузе предъявляются новые повышенные требования. Образовательный процесс в техническом вузе направлен на адаптацию научного потенциала к условиям изменяющегося рынка, что позволяет учитывать потребности современного производства.
Образовательный процесс сегодня не замыкается в рамках вуза, он вовлечен в целый спектр различных общественных отношений, формируя многомерное образовательное пространство, в пределах которого у студентов есть возможность получить практический опыт решения профессиональных и личных задач [4, с. 9]. Важным условием достижения нового качества образования является единство образовательного процесса. Таким образом, образовательный процесс в техническом вузе является сложным явлением, обусловленным определенными требованиями современного общества, которые складываются исходя из особенностей развития социокультурной и социоэкономической реальности.
В сложившихся условиях, с учетом анализа ряда научно-педагогических работ, выделяются следующие особенности организации образовательного процесса в техническом вузе:
1) привитие навыков самостоятельного развития будущего инженера в информационной среде, т. е. умения работать с информацией и знаниями;
2) формирование профессиональных компетенций студентов различных направлений подготовки, начиная с первого курса обучения;
3) формирование у студентов интереса к научным достижениям путем развития научно-исследовательских компетенций;
4) формирование профессиональной грамотности студентов посредством поддержания мотивации к обучению, во многом зависящей от умения преподавателя привить устойчивый интерес к своему предмету;
5) налаживание и укрепление взаимосвязанной интеграции между общеобразовательными и специальными дисциплинами в техническом вузе;
6) усиление профессиональной направленности социальных и гуманитарных дисциплин;
7) создание практико-ориентированной среды через механизм социального партнерства, заключающегося в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий;
8) развитие мониторинговых процессов, анализ полученных данных, связанных с формированием «заказа» на выпускников;
9) формирование компетенции будущего инженера «как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности» [5, с. 157].
Качество образовательного процесса в техническом вузе определяется содержанием образования, т. е. качеством реализуемых образовательных программ. С усилением информационного и творческого подхода профессиональное образование утрачивает ориентир на единственную дальнейшую специализацию, что определило способность выпускника занять активную профессиональную позицию [6, с. 24; 7, с. 27]. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения выпускник технического вуза -активная личность с ярко выраженной профессиональной позицией, с грамотно поставленными целями и умениями их достигать.
В начале и в середине XX века подготовка инженеров была ориентирована на то, что инженер должен иметь прежде всего технические стабильные знания, поэтому стандарты технического образования были направлены на овладение системой готового знания, методов расчета и проектирования. Существующая классическая модель инженерного образования с лекцией в качестве ведущей формы обучения была рассчитана на решение этой задачи.
В рамках современных реалий традиционная подготовка инженеров стала утрачивать свой смысл, поскольку на современном рынке труда востребованным является универсальный специалист, обладающий различными компетенциями, большой долей самостоятельности и рыночной ответственностью. Будущий инженер должен быть профессионально ориентирован, поскольку любая область деятельности требует от него владения определенными компетенциями, но инвариантными остаются мировоззренческая, проектная, исследовательская, организационно-управленческая компетенции. Кроме того, будущий инженер должен обладать такими качествами, как стремление к личностному развитию, способность к самообразова-
нию, самообучению, способностью рефлексия над собственной деятельностью, умением устанавливать коммуникацию, работать в команде.
Хотя фундаментальное образование является универсальным и помогает ориентироваться в быстро меняющемся социуме, существуют противоречия между предметно-дисциплинарным представлением содержания образования и необходимостью интеграции знаний.
Попытка разрешения данного противоречия предпринята в образовательных стандартах высшего образования нового поколения, представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы подготовки технических кадров, и отражающих целевые характеристики выпускников вуза, необходимые для продуктивной деятельности в их будущей профессии.
В государственных стандартах нового поколения особое внимание уделено предоставлению свободы действий вузам в плане разработки исследовательской или прак-тико-ориентированной программы подготовки магистров; реализации дисциплин социально-гуманитарного цикла с возможностью добавления дисциплин в рамках регионального компонента; в выборе вида будущей профессиональной деятельности студентов; в отборе и построении содержания обучения на уровне модулей, дисциплин, учебного материала.
Успех реализации стандартов зависит от организации обучения таким образом, чтобы содержание обучения в совокупности с выбранными методами и средствами было построено с учетом требований работодателей к компетенциям выпускников, которые необходимо формировать во время обучения в вузе.
Кроме того, требования к результатам подготовки в техническом вузе, помимо образовательных стандартов, обозначены и в профессиональных стандартах, в которых отражены квалификационные требования. Так, например, в требования по направлению «Информационные системы и технологии» входят следующие:
- проектно-конструкторская,
- проектно-технологическая,
- производственно-технологическая,
- организационно-управленческая,
- научно-исследовательская,
- инновационная,
- монтажно-наладочная,
- сервисно-эксплуатационная.
Профессиональные стандарты предназначены для подготовки специалистов нового формата, а именно:
• способных работать в условиях жесткой конкуренции на российском, казахстанском и международном рынках;
• соответствующих реальным требованиям конкретных предприятий;
• владеющих актуальными знаниями в области экономики, менеджмента и права.
Необходимо, по мнению некоторых исследователей, обратить внимание на различия между бакалавриатом -магистратурой по направлению и бакалавриатом - магистратурой по специальности. Программа бакалавриата по направлению содержит большое количество гуманитарных,
социально-экономических и естественно-научных дисциплин, а магистратура по направлению готовит сформировавшихся исследователей и преподавателей высшей школы. Программа бакалавриата по специальности в меньшем количестве содержит дисциплины гуманитарно- и социально-экономического плана, в большем объеме - общепредметные и специальные; это «техническое» образование, которое отличается от традиционного пятилетнего более экономной компоновкой учебного плана. Магистратура по специальности дает инженеров-конструкторов, инженеров-исследователей, которые должны владеть в соответствующем объеме теоретическими познаниями, навыками анализа и т. п. [8, с. 121].
Некоторые исследователи едины во мнении, что «инженер-бакалавр - это массовый инженер, инженер-эксплуатационник, а инженер-магистр - это элитный специалист, инженер-разработчик, инженер-исследователь» [9, с. 293].
Сегодня актуален анализ ФГОС третьего поколения «на входе» в систему инженерного образования, рассматриваемый в четырех аспектах:
1) соответствие стандартов базовым положениям эду-кологии инженерного образования;
2) соответствие ФГОС международным стандартам инженерного образования;
3) релевантность выпускника инженерного профиля, подготовленного на базе рассматриваемых ФГОС, требованиям устойчивого функционирования избранного им объекта или сегмента техносферы;
4) релевантность выпускника инженерного профиля инновационным тенденциям XXI века в техносфере, инфосфере, социосфере [10, с. 38].
В стандартах нового поколения по направлениям профессиональной подготовки технических кадров основные требования, предъявляемые к результатам освоения образовательной программы, содержатся в виде формирования следующих групп компетенций: общекультурных (ОК), профессиональных (ПК). Общекультурные компетенции конкретизируются в соответствии с задачами профильной деятельности.
Образовательные и профессиональные стандарты объединяет понятие «компетенции», поскольку все они образованы на основе компетентностного подхода. Образовательный процесс в техническом вузе сегодня направлен на развитие профессиональной компетенции инженера, так как «происходит сближение между собственно-научной и инженерно-технической сферами: инженерные проекты сегодня характеризуются все большей наукоемкостью, комплексностью и инновационностью...» [11, с. 132].
Учитывая позиции разных исследователей, профессиональную компетентность будем понимать 1) как способность осуществления профессиональной деятельности с целью качественной реализации профессиональных задач; 2) как профессиональную квалификацию, ориентированную на требования работодателя и с учетом требований рынка труда, поскольку осуществляется переход от воспроизведения знаний к их практическому применению с учетом междисциплинарно-интегрированных требований.
Для формирования соответствующих профессиональных компетенций будущего инженера необходимо:
- изучить требования общества к подготовке будущих инженеров;
- анализировать требования самой личности - будущего инженера к получению качественного технического образования.
Успех реализации стандартов зависит от организации обучения таким образом, чтобы содержание обучения в совокупности с выбранными методами и средствами было построено с учетом требований работодателей к компетенциям выпускников, которые необходимо формировать в течение всех лет обучения в вузе. Однако, по мнению экспертов, не все компетенции в одинаковой степени могут быть востребованы работодателем.
Инновационный процесс в деятельности современного технического вуза во многом зависит от организации образовательного процесса. Образовательный процесс в техническом вузе, являясь сложным явлением, обусловленным определенными требованиями современного общества, должен реагировать на предъявленные требования, создавать условия для подготовки к жизни будущего инженера с учетом его интересов, способностей, потребностей, не противопоставляя при этом гуманитарные и технические дисциплины, что обусловливает инновационные изменения в его организации.
Организация образовательного процесса будущих инженеров приобретает новую методологическую направленность и вносит коррективы в профессиональные стандарты, имеющие практическую направленность и предназначенные для подготовки специалистов нового формата, обладающих различными компетенциями, большой долей самостоятельности и рыночной ответственностью.
1. Трещев А. М., Сергеева О. А. Методы и формы организации обучения сотрудников университета // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2(9). С. 295-297.
2. Человек вчера и сегодня. Междисциплинарные исследования / Рос. Академия наук, Ин-т философии; отв. ред. М. С. Киселева. М. : ИФРАН, 2010. Вып. 4. 243 с.
3. Зернов В. А. Конкурентоспособность образования как условие развития конкурентоспособной экономики // Almamater (Вестник Высшей школы). 2008. № 4. С. 14-20.
4. Дроботенко Ю. Б. Тенденции изменений в вузовской профессиональной подготовке будущих учителей (на основе анализа работ по философии, социологии, культурологии и экономике образования) // Интернет-журнал «Мир науки» 2015. № 4. 23 с. URL: http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN415. pdf (дата обращения: 25.11.2017).
5. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М. : Мастерство, 2002. 288 с.
6. Байденко В. И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: экспериментальная учебная авторская программа. М., 2007. 157 с.
7. Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы : моногр. М., 1999. 295 с.
8. Асадуллина Е. Ю. Интеграция общепрофессиональных дисциплин как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 172 с.
9. Третьякова М. Н. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержание образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 2(9). С. 292-295.
10. Лившиц В. Анализ соответствия международным стандартам // Электронный журнал об образовании: URL: http://www.akvobr.ru (дата обращения: 25.09.2016).
УДК 373
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается место ономастики в школьном курсе русского языка. Автор показывает, как изучение имен собственных способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и лингвокультурологи-ческой компетенций. Показано, как ономастический материал представлен в школьной программе, какие направления изучения собственных имен возможны в соответствии с современными требованиями к обучению русскому языку.
Ключевые слова: ономастика, имя собственное, коммуникативная компетенция, языковая и лингвистическая компетенция, лингвокультурологическая компетенция, обучение русскому языку.
11. Ульянова О. В. Роль междисциплинарных связей при формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 12-1. С. 132133.
© Азимбаева Ж. А., 2017
И. А. Астафьева I. A. Astafyeva
LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF PROPER NAMES AT SCHOOL COURSE OF RUSSIAN LANGUAGE
The article deals with the place of onomastics in the school course of the Russian language. The author shows how the study of proper names promotes the formation of communicative, lingual, linguistic and linguocultural competencies. It is shown how onomastic material is presented in the school program, which directions of proper names' studying are possible in accordance with modern requirements for teaching Russian language.
Keywords: onomastics, proper name, communicative competence, lingual and linguistic competence, linguocultural competence, teaching Russian language.
Современные требования к обучению школьников русскому языку связаны с необходимостью обеспечить метапредметные, предметные и личностные образовательные результаты. В связи с этим существующие программы и учебники по русскому языку нацелены на формирование и развитие 1) коммуникативной, 2) языковой и лингвистической (языковедческой) и 3) культуроведческой компетенций. В понимании коммуникативной компетенции авторы программ в целом единодушны, эту компетенцию интерпретируют как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, способность к речевому взаимодействию, в том числе умение связно и логично строить свое высказывание и понимать собеседника. Языковая и лингвистическая компетенция в известных программах для 5 - 9 классов рассматривается как единая компетенция. Между тем терминологически целесообразно разграничивать языковую компетенцию как способность использовать язык (языковые единицы), в том числе владение нормами языка, словарным запасом, грамматическим строем речи, и лингвистическую компетенцию как способность анализировать и оценивать языковые явления и факты, в том числе способность опознавать языковые единицы, умение их классифицировать. Безусловно, языковая и лингвистическая компетенции взаимообусловлены: знания о языке как языковой системе и общественном
явлении помогают сформировать отношение к языку. Экзаменационная работа по русскому языку (ЕГЭ) ориентирована на проверку того, как у выпускников школы сформирована каждая из указанных компетенций. Видимо, следуя трактовке примерной программы по учебным предметам, авторы большинства программ для школы говорят о культуроведческой компетенции, которая «предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом» [1, с. 9]. Отметим, что для современного состояния лингвистики более приемлем термин «лингвокультурологическая компетентность», поскольку признание лингвокультурологии как научной дисциплины, изучающей язык как феномен культуры, - состоявшийся факт. Лингвокультурология исследует проявления культуры народа, отраженные в языке. Таким образом, формирование у школьников лингвокультурологической компетенции способствует осознанию взаимодействия языка и культуры, что связано и с формированием у них мировоззрения и осознанием себя в поликультурном мире.
Остановимся на том, какое место занимает ономастический материал в школьной программе по русскому язы-